Мини-снегоход «Рыбинка»: игрушка или помощник?
— Подсоби-ка, нужно багажник разгрузить…
— А что у тебя там?
— Снегоход. Точнее, снегоходик — «Рыбинка»…
Рассказывая про это транспортное средство, сложно не использовать уменьшительно-ласкательные формы типа «снегоходик», так что название создатели выбрали правильное. И концепцию тоже: от других снегоходов «Рыбинка» отличается своим «карманным» форматом — ее при желании можно уместить в багажник легкового универсала.
Во всем есть свои плюсы и минусы. Разнообразие снегоходов, от утилитарных до турбированных спортивных, позволяет выбрать модель по своему вкусу и кошельку. Но поскольку не все живут на хуторах и в удаленных деревушках, вместе с покупкой желанной техники возникает необходимость организовывать «инфраструктуру». Для перевозки, а иногда и хранения снегохода понадобится прицеп, возможно — закрытый, а к нему, скорее всего, и категория «B+E». На прицеп тоже нужен техосмотр, нужно платить дорожный сбор, следить за его состоянием и т.д. В общем, каждый выезд из города или пригорода «в леса» превращается в экспедицию. И все это ради того, чтобы иногда доехать до любимого места рыбалки/охоты или просто покататься по лесу? Мини-снегоход «карманного» формата типа «Рыбинки» лишает вас всех этих проблем.
Во-первых, по российской классификации это средство малой механизации, его не нужно ставить на учет. Что будет у нас, пока не ясно, так как готовятся определенные изменения в законы и ПДД. Есть надежда, что эта «брешь» останется, поскольку «Рыбинка» классифицирована не как снегоход.
Во-вторых, он очень компактен и относительно легок (110 кг сухой массы), что позволяет «заезжать» в багажник внедорожника, кроссовера, минивэна и даже легкового универсала.
А в-третьих, «Рыбинка» — трансформер, и если он не помещается в багажник вашего авто целиком, его можно разобрать на 8 элементов: двигатель с подмоторной рамой, электростартер, руль с колонкой, лыжи с рулевыми тягами и капотом, подножки, кожух цепи, боковая рама и движитель (подвеска с гусеницей). Самый крупный элемент весит 40 кг, что позволяет осилить процесс погрузки-разгрузки в багажник даже не самому сильному мужчине в одиночку. Процесс сборки или разборки, как заверяют создатели, занимает около 10 минут.
По своим характеристикам «Рыбинка» точно соответствует определению «средство малой механизации». Он комплектуется 1-цилиндровым 208-кубовым бензиновым двигателем Kohler мощностью 7 л.с., передающим крутящий момент на гусеницу посредством центробежного сцепления. Кстати, до этого года «Рыбинка» выпускалась в иной спецификации — с двигателем Subaru и вариатором. По каким-то причинам конструкторы «Русской механики» решили отказаться от них. Вероятно, ради себестоимости, ведь стоит «Рыбинка» как китайский скутер — 2800 бел. рублей. Что получаем за эти деньги?
Внешне «Рыбинка» выглядит симпатично, даже умилительно. Сборные элементы конструкции крепятся друг к другу надежно, без люфтов. А вот качество сборки отдельных «коммуникаций» слегка огорчает: торчащие разъемы, небрежно закрепленные провода, зажатые в общую «пачку» тросики рычажков «газа» и тормоза… Возможно, на снегоходе-трансформере иначе и не сделаешь, но смотрится не ахти.
Запускаем мотор. Делается это легко, буквально одним рывком. Почему рывком? Потому что иначе никак: хоть электростартер и входит в штатное оснащение, аккумулятор — опция. Мол, захочешь — докупишь. А пока по старинке, «шнурком». Благо запускается американский мотор легко, пара минут прогрева — можно ехать!
Ощущения забавные! Стартует «Рыбинка» резво, но на укатанном снегу быстро упирается в «максималку», которая составляет около 20 км/ч. Кстати, тахометра или спидометра здесь тоже нет, поэтому просто едешь с полным «газом», если позволяет покрытие. И пока под лыжами и гусеницей укатанный снег или пухляк, «газ» можно не отпускать — «Рыбинка» стабильно держит прямую, хорошо реагирует на перемещение веса в поворотах и неплохо идет по рыхлому снегу толщиной под 30 см.
Усложняем задачу — по изрытому и смерзшемуся снегу спускаемся в карьер. И сразу начинаются сложности. «Рыбинка» охотно атакует поперечную колею, но становится очень требовательной, если вы проезжаете ее вдоль или по диагонали. Ширина колеи по лыжам — 800 мм, и этого маловато, поскольку при наезде на снежный надолб гусеницей «Рыбинка» сразу начинает пугающе крениться, вывешивая лыжи в воздухе. Плюс к этому ноги пилота на боковых подножках расставлены достаточно узко, поэтому нет четкой точки опоры, чтобы эффективно «отвеситься».
«Можно поставить ноги на торцы лыжных амортизаторов, так удобнее перемещать вес», — советует представитель дилера. Действительно, так удобнее, однако это явно не предусмотрено заводом — подножки-то только по бокам. Да и подходит такая посадка только рослым людям, у меня же она получилась вообще «чоперно-драгстерной» — сижу в наклоне, ноги высоко и далеко впереди. Так, конечно, удобнее перемещать вес, точка опоры более явная, но в случае переворота не факт, что успеешь выставить ногу. Хотя как только снежные надолбы сменяются обычным ровным снегом, проблема устойчивости перестает быть настолько актуальной — по «равнинам» мини-снегоход идет неплохо.
Равно как и по холмам: пока препятствия атакуешь правильно, «в лоб», все получается — «Рыбинке» хватает мощности и зацепа, чтобы штурмовать сугробы и подъемы. А если не хватает и в какой-то момент она останавливается, достаточно просто слегка привстать — и снегоход поедет дальше. С вариатором, как говорят эксперты, проходимость была бы немного лучше, поскольку он позволяет двигателю находиться в оптимальной зоне при большем диапазоне оборотов, но и со сцеплением на относительно несложных покрытиях получается неплохо. Жаль только, что испытать «Рыбинку» в более суровых условиях не получилось — спустя полчаса тросик «газа» выскочил из разъема, а без инструмента его не получилось поставить назад. А какой интерес ездить на холостых оборотах?
Итоги нашего блицтеста таковы: как формат «карманного» снегохода-трансформера «Рыбинка» — очень интересное предложение. Во-первых, очень недорого, во-вторых, возможность перевозки в багажнике (пусть и с разборкой-сборкой) позволяет отказаться от большинства логистических проблем. Другой вопрос, что и особого «драйва» от такого мини-снегохода ожидать не приходится — едет себе, и ладно. Но если именно это — неспешные прогулки по лесу или поездка на охоту/рыбалку по снежной целине — вам и нужно, к «Рыбинке» можно присмотреться. В эксплуатации без экстрима и запредельного бездорожья это действительно скорее помощник, нежели игрушка. Правда, одноместная, зато может тянуть сани весом до 150 кг (расчетная нагрузка), и этого вполне достаточно для небольших «экспедиций». Главное, чтобы тросик «газа» больше не соскакивал…
Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
Редакция выражает благодарность компании Elitemoto за предоставленный для тест-драйва снегоход
Зимняя экзотика: разбираемся в необычных типах снегоходов
Думаю, что стремление воплотить сказочное «наши сани едут сами» появилось ровно в тот момент, когда господин Даймлер прикрутил двигатель внутреннего сгорания к своему «рейтвагену». Однако если с двигателем все было понятно – его изобрели, то вот с движителем дела обстояли заметно сложнее. Колесо для снега подходит не очень. По плотному и укатанному (а кто же его укатает) оно еще едет, но вот по «пухлому» – никак. Отличный выход – полозья или лыжи, но они не могут быть движителем, а очевидная технология гусеничного привода в начале, да и к середине прошлого века не развилась дальше брезентовых тряпок с поперечными зацепами. Вариант металлических гусениц для малой техники, ясное дело, не подходил.
Аэросани
Выход нашелся: на волне шагающей семимильными шагами авиации к стоящей на трех или четырех лыжах «телеге» приделали авиационный двигатель и снабдили самолетным же винтом. Даже переделывать ничего не пришлось – просто развернули винт наоборот, чтобы он из тянущего стал толкающим – и поехали.
Аэросани пользовались довольно большой популярностью в Сибири и на Крайнем Севере, курсировали по замерзшим руслам рек, обслуживая отдаленные населенные пункты, вахты буровиков и геологов, а также оленеводов, живущих в тундре. Широко аэросани использовались и во время Великой Отечественной войны, причем как нашими войсками, так и немцами.
Одной из наиболее популярных и массовых моделей в СССР стали аэросани Север-2, разработанные в КБ Камова в 1959 году. За основу был взят кузов автомобиля ГАЗ-20 Победа, к которому приделали лыжи и авиационный двигатель АИ-14 – звездообразный девятицилиндровый агрегат объемом 10,4 литра и мощностью 260 л.с. Скорость машины была невысокой, расход топлива – ощутимым, да и груза или пассажиров такая машина могла перевезти немного.
Однако гораздо ближе к нашей снегоходной теме многочисленные самопальные аппараты, которые местечковые «кулибины» строили в огромных количествах в мастерских и гаражах, благо конструкция не имела каких-то особенно сложных элементов. Корпус зачастую вообще отсутствовал: сиденье на раме, лыжи, мотор, винт – и вперед.
Очевидными минусами любых аэросаней можно назвать высокий расход топлива при не самых высоких скоростях, посредственную управляемость, почти полное отсутствие тормозов, сложность с преодолением глубоких участков пухляка и не лучший акустический комфорт для ездоков. Видимо по совокупности этих причин тема гибрида самолета и саней не нашла развития.
Пукер-каракат
Гораздо более эффективными и универсальными оказались машины на колесах низкого давления – пневматиках. В разных частях страны их называют по-разному: каракаты, пневматики и даже пукеры, но смысл от этого не меняется. К снегоходам в строгом смысле этого слова каракаты относятся частично, поскольку способны передвигаться по любым поверхностям от болотистых топей до твердых грунтов и снега и даже умеют плавать. Однако именно зимой эти аппараты можно встретить чаще всего.
Каракат на агрегатах и раме мотоцикла Иж Планета-5 – классика жанра
В основе конструкции таких машин чаще всего лежит мотоциклетный двигатель от Ижа, Минска или Восхода, а сейчас умельцы ставят и китайские агрегаты. Компоновка может быть трех- или четырехколесной. Если трехколесный вариант – это чаще всего доработанный мотоцикл, то четыре колеса уже требовали изготовления самостоятельной рамы.
Основные достоинства – простота и дешевизна изготовления в гаражных условиях. Именно этим обусловлена популярность пукеров до сегодняшних дней. Минусов, однако, у этого типа снежных машин тоже изрядно: неспособность ездить по глубокому снегу, малая скорость, плохая управляемость, непобедимая «нежность» колес, изготовленных из камер грузовых автомобилей и тракторов. Естественно, ни о каком развлекательном использовании таких машин не может быть и речи: максимум, на что они способны – перемещать тело или два в пространстве. Медленно и скучно.
Мотособака – друг человека
Когда-то мотоцикл в СССР был весьма распространенным транспортом, что в первую очередь и обусловило появление большого количества каракатов. Однако сейчас найти в гараже старый, но исправный мотоцикл – та еще задача, да и время на «самопальство» есть далеко не у всех, а потребность в дешевом и компактном снеговом транспортном средстве никуда не делась. Тем же рыбакам совсем не сладко топать по льду 5-10 километров до клевого места, но покупать ради этого снегоход – тоже не вариант. Поэтому на данный момент самым компактным, простым и дешевым способом перемещения себя и небольшого груза по неглубокому снегу является мотобуксировщик или мотособака.
Простейшая рама, гусеница (чаще всего от Бурана) на роликах без какой-либо подвески и мотор для силовой техники – такой же, какие используют в бензогенераторах и мотопомпах. Картину дополняют пластиковые сани на жесткой сцепке – вот и весь рецепт.
Мотособаки могут отличаться размерами и мощностью, иметь вариатор или (что гораздо чаще) не иметь его, так же как фары и сиденья – это все опции. Зато среднестатистическая конструкция помещается в багажник универсала, что, без сомнения, поднимает его функциональность до небес.
Естественно, говорить о развлекательно-покатушечном использовании таких саней тоже невозможно. Комфорт нулевой, скорость – чуть быстрее пешехода, маневренность – на уровне железнодорожного вагона. Как нельзя лучше этому транспорту подходит слоган «зато не пешком». Если учесть, что «пешком» приходится зачастую по льду и много километров, звучит особенно актуально.
Микроснегоходы
Для тех, кто не хочет ездить на «корыте с мотором», современная промышленность, причем как наша, так и китайская, предлагает более высокий уровень техники – микроснегоходы. По компоновке это практически настоящие сноумобили, разве что совсем маленькие. Зачастую аппараты имеют разборную конструкцию и тоже способны уместиться в багажник большого универсала или минивэна.
Микроснегоход Рыбинка производства «Русской Механики». Наш ответ китайцам
Такая техника уже может называться «настоящей» и годится не только для перемещения себя и своего рыбацкого ящика от дороги до лунки, но и в покатушках вокруг дачи может принять участие.
Конечно, говорить о комфорте, динамике или проходимости не приходится и тут, но зато это уже вполне полноценный снегоход.