Какие есть основные узлы в автомобиле
Из каких важных блоков состоит автомобиль, их назначение, роль в работе машины? Это вопросы, возникающие у новичков, недавно севших за руль, столкнувшихся с необходимостью изучения его устройства. Вопросов много, они сложны, но интересны. Попробуем дать краткие, но исчерпывающие ответы.
Ежедневно жители города, даже небольшого, сталкиваются с потоком транспорта. Обыватели, далёкие от самостоятельных поездок на машине, не задумываются об её устройстве.
Им кажется, что автомобили (от легкового до автобуса) сделаны по одному принципу, состоят из сходных модулей. Начиная приобретать первый опыт вождения, человек осознаёт, что все они разные.
Легковой автомобиль
Какие узлы автомобиля может назвать дилетант? Как правило, его фантазия не заходит дальше, чем: кузов, двигатель, колёса, салон. Реальное устройство значительно сложней. Основными блоками являются:
1. Жёсткая (несущая) основа.
2. Двигатель.
3. Трансмиссия.
4. Ходовая система.
5. Электрические узлы.
6. Управление.
Этот короткий список будет выглядеть гораздо внушительней в развёрнутой форме. Рассмотрим назначение его главных составляющих более конкретно.
Несущая основа (конструкция)
Значение узла сложно переоценить. Без него не может существовать автомобиль. Все прочие детали устанавливаются, крепятся на основу, связывающую, объединяющую их. Существует 2 типа конструкций (несущих):
— на основе тяжёлой металлической рамы;
— несущий кузов.
Оба варианта имеют право существовать, являясь одним из основных блоков авто, добавляя ему ряд плюсов или минусов.
Автомашины, изготовленные по рамному принципу способны вынести большие нагрузки. Особенностью таких версий легковых (или грузовых) машин считается многофункциональность их рамы, которую можно применять для различных модификаций автомобилей, оставляя её в неизменном виде. Другое преимущество – простота замены деталей, ремонта.
Кузовная система, предполагает отсутствие рамы. Её функции отданы кузову. Являясь более распространённой для легковых машин, такая конструкция не лишена изъянов.
Кузов несёт здесь вес всех закреплённых на нём деталей, получает удары от столкновений, подвержен испытаниям неровностями дорог, вибрацией. Выполненный из тонкого металла он оказывается под ударом сложных факторов. Положительный момент такого устройства автомашины — её лёгкость. Основная масса расположена низко, что даёт дополнительную устойчивость на трассе.
Двигатель
Сложный узел, включающий множество деталей, дающий жизнь авто – его мотор. Он производит энергию, вращающую колёса. Двигатели удобно классифицировать по типу потребляемого ими топлива:
Хотя газ и дизельное топливо делают эксплуатацию машины более экономной, бензиновые двигатели остаются самыми распространёнными с момента появления автомобиля по сегодняшний день.
Существуют отдельные модификации, использующие несколько видов топлива. Концептуальной моделью современности считается конструкция, двигатель внутреннего сгорания в которой заменили аккумуляторные батареи и электрический мотор.
В первых моделях бензиновых двигателей запуск обеспечивался вращением ручки. Этот способ давно забыт. Его сменили электрические стартёры, дающие искру зажигания для топливной смеси.
Трансмиссия
Функцию передачи, полученной от двигателя энергии к деталям, которые обеспечат передвижение машины, выполняет блок трансмиссии. В зависимости от привода машины (передний либо задний) трансмиссионная система имеет отличительные особенности.
Например, трансмиссия машины с передним приводом состоит из деталей:
1. Сцепление.
2. Коробка передач.
3. Приводные валы передние.
4. Шарниры угловых скоростей.
5. Дифференциал.
6. Основная передача (главная).
Транспортное средство с установленной под капотом трансмиссией и двигателем можно считать мощным автомобилем.
Ходовая часть
Данный блок элементов, кроме колёс и способа управления ими (числа ведущих среди общего количества колёс автомобиля), включает подвеску.
Существует большое число вариантов автомобильных подвесок. Все они разработаны для выполнения сходных задач. Функции согласования колёс и несущей системы машины, уменьшения вибрации отданы этому агрегату.
Электрические узлы и управление
К разделу электрооборудования автомашины относят: стартеры, аккумуляторы, генераторы. Кроме перечисленных деталей, систему дополняют кондиционеры, стереосистемы, прочие приборы потребления электроэнергии. От качества, надёжности данных блоков зависит работоспособность всего транспортного средства:
1. Хороший аккумулятор гарантирует быстрый, надёжный запуск двигателя в любую погоду.
2. Без исправного, проверенного стартера не появится искра, запускающая двигатель.
3. Только исправная работа генератора может гарантировать качественный заряд аккумуляторной батареи, работу всех бортовых систем во время движения машины.
Особая роль отводится управлению автомобилем. Помощь водителю здесь оказывают бортовые компьютеры, установленные на новых авто.
Сложные электронные системы собирают информацию о состоянии каждого узла, анализируют её, сообщают водителю результаты. Решение главных задач управления по-прежнему принадлежит человеку за баранкой, способному точно реагировать на изменения ситуации на полосах движения дороги. Основа системы, управляющей автомобилем, осталась прежней:
1. Корректировка направления движения (рулевое управление).
2. Согласование скоростного режима (система тормозов).
Все перечисленные агрегаты и узлы имеют сложное строение, выполняют множество функций. За время развития автомобильного транспорта они претерпели огромные изменения. Однако их внутренние модернизации направлены на изменение скорости передвижения, улучшение качественных характеристик работы машины, комфорта пассажиров.
Конструирование узлов и деталей машин, Дунаев П.Ф., Леликов О.П., 2017
Конструирование узлов и деталей машин, Дунаев П.Ф., Леликов О.П., 2017.
Изложены основные принципы конструирования узлов и деталей машин, рас четы, позволяющие определить необходимые размеры узлов и деталей машин обще-машиностроительного применения. Рекомендации но конструированию и монтажу сопровождаются анализом условий работы деталей в машинах. Рассмотрены современные лазерные приборы, разработанные фирмой SKF (Швеция), для точного измерения расцентровок валов соединяемых узлов в машинах и для выверки положения шкивов клиноременных передач. Описаны конструкция и методика подбора универсальной подводимой опоры, допускающей погрешности взаимного положения корпусов вдоль оси, нормальной к поверхности контакта и углового взаимного смешения соединяемых поверхностей. Приведены методические указания к выполнению чертежей типовых деталей машин и сборочных единиц, правила оформления учебной конструкторской документации. Представлены анализ результатов расчета передач на ЭВМ и рекомендации по выбору оптимальною варианта для конструктивной проработки; учтены некоторые изменения в методиках расчетов передач, подшипников качения, конструирования корпусных деталей и др.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по машиностроительным направлениям подготовки специалистов, а также преподавателей и работников конструкторских бюро предприятий.
КИНЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ.
Проектирование начинают с ознакомления с заданием на проект.
Техническое задание на проектирование механизма или машины проектная организация получает от предприятия-изготовителя. В техническом задании перечислены основные требования: силовые, габаритные, экономические, эргономические и др., которые должны быть выполнены при проектировании.
Задание на курсовой проект можно рассматривать как часть реального технического задания. Оно может, например, представлять собой кинематическую схему привода (включая схему редуктора) с исходными данными. Следует выполнить необходимые расчеты, выбрать наилучшие параметры схемы и разработать конструкторскую документацию (чертеж общего вида, чертежи сборочных единиц и деталей, пояснительную записку и др.), предназначенную для изготовления привода.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От Издателя.
Предисловие к 9-му изданию.
Глава 1. Кинематические расчеты.
Глава 2. Расчет зубчатых и червячных передач.
2.1. Расчет зубчатых передач.
2.1.1. Расчет цилиндрических зубчатых передач.
2.1.2. Расчет конических зубчатых передач.
2.2. Расчет червячных передач.
2.3. Анализ результатов расчета на ЭВМ и выбор варианта для конструктивной проработки.
Глава 3. Разработка компоновочных схем.
3.1. Диаметры валов.
3.2. Расстояния между деталями передач.
3.3. Выбор типа подшипника.
3.4. Схемы установки подшипников.
3.5. Примеры компоновочных схем редукторов.
3.6. Составление компоновочной схемы привода.
Глава 4. Базирование деталей.
4.1. Общие положения.
4.2. Основные базы типовых деталей.
Глава 5. Конструирование зубчатых, червячных колес и червяков.
5.1. Цилиндрические зубчатые колеса внешнего зацепления.
5.2. Цилиндрические зубчатые колеса внутреннего зацепления.
5.3. Блоки зубчатых колес.
5.4. Конические зубчатые колеса.
5.5. Валы-шестерни.
5.6. Червячные колеса.
5.7. Червяки.
Глава 6. Установка колес на валах.
6.1. Соединения вал- ступица.
6.2. Основные способы осевого фиксирования колес.
6.3. Регулирование осевого положения колес.
Глава 7. Конструирование подшипниковых узлов.
7.1. Определение сил, нагружающих подшипники.
7.1.1. Силы, действующие на валы.
7.1.2. Определение радиальных реакций.
7.1.3. Определение осевых реакций.
7.2. Подбор подшипников.
7.3. Выбор посадок подшипников
7.4. Монтаж и демонтаж подшипников.
7.5. Конструкции подшипниковых узлов.
7.6. Конструирование опор валов конических шестерен.
7.7. Конструирование опор валов-червяков.
7.8. Опоры плавающих валов.
7.9. Опоры соосно расположенных валов.
7.10. Опоры валов, расположенные в разных корпусах.
7.11. Конструктивное оформление посадочных мест.
7.12. Вычерчивание внутренней конструкции подшипников.
7.13. Примеры конструкций подшипниковых узлов машин.
Глава 8. Конструирование стаканов и крышек.
8.1. Конструирование стаканов.
8.2. Конструирование крышек подшипников.
Глава 9. Конструирование узлов подшипников скольжения.
Глава 10. Конструирование валов.
10.1. Концевые участки валов.
10.2. Конструкции валов.
10.3. Расчеты валов на прочность.
Глава 11. Смазывание, смазочные устройства и уплотнения.
11.1. Смазывание зубчатых, червячных и цепных передач.
11.2. Смазывание подшипников.
11. 3. Смазочные устройства.
11.4. Уплотнительные устройства.
11.5. Примеры конструкций современных уплотнений валов.
Глава 12. Примеры конструкций узлов зубчатых и червячных передач.
12.1. Входные (быстроходные) валы редукторов.
12.2. Промежуточные валы редукторов.
12.3. Выходные (тихоходные) валы редукторов.
Глава 13. Особенности конструкции многопоточных соосных зубчатых передач.
13.1. Силовые соотношения.
13.2. Расчет упругих элементов.
Глава 14. Планетарные передачи.
14.1. Кинематический расчет.
14.2. Силовой расчет.
14.3. Конструирование планетарных передач.
Глава 15. Волновые передачи.
15.1. Основные схемы передач.
15.2. Выбор параметров зацепления.
15.3. Конструирование гибких и жестких колес.
15.4. Конструирование генераторов волн.
15.5. Тепловой режим и смазывание волновой передачи.
15.6. Примеры конструкций волновых передач
Глава 16. Управление передвижными деталями.
16.1. Переводные камни и вилки.
16.2. Направляющие скалки. Рычаги, оси и рукоятки управления.
16.3. Устройства для фиксирования передвижных деталей.
16.4. Блокировочные устройства.
16.5. Однорычажные механизмы переключения.
Глава 17. Конструирование корпусных деталей и крышек.
17.1. Общие рекомендации.
17.2. Корпуса редукторов.
17.3. Корпуса коробок передач.
17.4. Оформление мест соединения корпуса с фланцем электродвигателя.
17.5. Крышки люков.
17.6. Сварные корпуса.
Глава 18. Шкивы и натяжные устройства ременных передач.
18.1. Конструкции шкивов.
18.2. Натяжные устройства.
18.3. Контроль точности расположения шкивов вдоль оси вращения клиноременной передачи.
Глава 19. Звездочки цепных передач.
Глава 20. Муфты.
20.1. Установка полумуфт на валах.
20.2. Смещения валов.
20.3. Компенсирующие муфты.
20.4. Муфты упругие и упругокомпенсирующие.
20.4.1. Муфты с металлическими упругими элементами.
20.4.2. Муфты с резиновыми упругими элементами.
20.5. Сцепные муфты.
20.6. Предохранительные муфты.
20.7. Комбинированные муфты.
20.8. Пусковые муфты.
Глава 21. Рамы и плиты. Крепление к полу.
21.1. Рамы.
21.2. Плиты.
21.3. Крепление к полу цеха.
Глава 22. Выполнение чертежей деталей.
22.1. Требования к рабочим чертежам.
22.1.1. Общие положения.
22.1.2. Задание размеров.
22.1.3. Предельные отклонения размеров.
22.1.4. Допуски формы и допуски расположения поверхностей.
22.1.5. Шероховатость поверхностей.
22.1.6. Обозначение термической обработки
22.1.7. Обозначение сварных швов.
22.1.8. Расположение на чертеже детали размеров, обозначений баз, допусков формы и расположения, шероховатости и технических требований.
22.2. Рабочие чертежи типовых деталей.
22.2.1. Валы, валы-шестерни, червяки.
22.2.2. Зубчатые и червячные колеса.
22.2.3. Стаканы.
22.2.4. Крышки подшипников качения.
22.2.5. Шкивы.
22.2.6. Звездочки.
22.2.7. Корпусные детали.
Глава 23. Оформление проекта.
23.1. Виды изделий и конструкторских документов, их обозначение.
23.2. Основные надписи.
23.3. Составление пояснительной записки.
23.4. Составление спецификаций.
23.5. Оформление сборочного чертежа.
23.6. Оформление чертежа общего вида.
Глава 24. Справочные таблицы.
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конструирование узлов и деталей машин, Дунаев П.Ф., Леликов О.П., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу