- Понятия детали и узла (сборочной единицы). Общие сведения о деталях и узлах.
- Лекции, детали машин. план-конспект занятия на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Детали машин
- Детали машин и механизмов — основные положения
- Задачи раздела «Детали машин»
- Понятия и определения раздела «Детали машин»
- Классификация узлов и деталей по назначению
- Объекты изучения раздела «Детали машин»
Понятия детали и узла (сборочной единицы). Общие сведения о деталях и узлах.
Читайте также:
|
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_no1.doc | 56 КБ |
lektsiya_no2.doc | 862.5 КБ |
lektsiya_no4.doc | 1.03 МБ |
lektsiya_no3.doc | 2.32 МБ |
lektsiya_no5.doc | 995.5 КБ |
lektsiya_no6.doc | 1.94 МБ |
lektsiya_no7.doc | 793 КБ |
lektsiya_no8.doc | 1.64 МБ |
lektsiya_no9.doc | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Детали машин – это дисциплина, изучающая основы расчета и конструирование деталей и узлов машин общего назначения.
Раздел №1: Требования к машинам и деталям
Машина – это устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации с целью облегчения или замены физического и умственного труда.
- энергетические машины ( предназначены для преобразования видов энергии: электродвигатели, турбины)
- информационные машины (предназначены для сбора, хранения, переработки и использования информации)
- транспортные (предназначены для перемещения изделий, грузов или людей: автомобили, самолеты)
- технологические ( предназначены для изменения формы, размеров или внутренних свойств обрабатываемого предмета: станки, термические агрегаты)
В структурном отношении машина представляет собой единый комплекс механизмов, сборочных единиц (узлов) и деталей, обеспечивающих выполнения присущих функций.
Механизм – это система твердых тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.
- кривошипно-шатунный механизм компрессора
- кулачковый механизм
- кривошип- ползунный
Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии изготовителе сборочными операциями.
Узел – сборочная единица, которую можно собирать отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом, выполняющая определенную функцию в изделиях одного назначения.
а) подшипник качения
б) муфта упругая
Деталь – часть машины, изготовленная из одноименного на марке и наименованию материала без применения сборочных единиц.
г) колесо зубчатое цилиндрическое
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ
- производительность
- точность
- экономичность
- технологичность
- надежность и долговечность
- удобство и безопасность в обслуживании
- современный дизайн
- транспортабельность
При расчетах, конструировании и изготовлении машины должны соблюдать стандарты:
Машиностроительные стандарты – документы, содержащие обязательные нормы, правила и требования в сфере проектирования, производства, эксплуатации и ремонта машин.
Наиболее эффективный метод стандартизации унификация – рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения, сведение к min типоразмеров деталей.
- прочность — способность деталей сопротивляться разрушению или эластическому деформированию под действием нагрузок.
Различают статическую (нарушение статической прочности обычно связано с перегрузками) и усталостную (вызываются длительными действиями переменных напряжений) прочность деталей. Повышают прочность за счет рациональной формы детали, устранения концентратов напряжений, применения поверхностного упрочнения.
- жесткость – способность детали сопротивляться изменению формы и размеров под нагрузкой.
Жесткость деталей обеспечивает требуемую точность машины. Роль жесткости как критерия работоспособности непрерывно возрастает в связи с повышением быстроходности машин, снижения массы и габаритов деталей.
- износостойкость – свойство материалов оказывать сопротивления изнашиванию.
Изнашивание – процесс разрушения поверхностных слоев при трении, заключающихся в отделении материала с поверхности детали и приводящий к постепенному изменению размеров, формы и состояния поверхности деталей. 85-90% машин выходит из строя в результате изнашивания.
Износ – результат процесса изнашивания.
- теплостойкость – способность деталей работать в пределах заданных температур в течение установленного срока службы.
С увеличением температуры ухудшаются механические свойства материалов, снижаются вязкость смазочных материалов, увеличивается изнашивание, изменяются зазоры, возрастают динамические нагрузки.
5. виброустойчивость – способность детали работать в заданном диапазоне режимов без недопустимых колебаний.
Вибрации снижают качество работы машин, вызывают дополнительные переменные напряжения в деталях, увеличивают шум. Особенно опасными являются колебания. Виброустойчивость является критерием работоспособности машин, от которых требуется высокая плавность работы и малошумность. Выбор критерия работоспособности производится исходя из условий работы детали, ее конструкции и характера возможного разрушения.
* При конструкции деталей машины выполняют расчеты:
По главным критериям работоспособность определяет основные размеры детали.
Под известным размером и форме детали определим из проектировочного расчета или принятым конструктивно, находят и сравнивают их с допускаемыми.
Раздел №3: Прочность деталей машин при переменных напряжениях.
Напряжение периодически изменяет свое значение или значение и знак. Напряжение – интенсивность внутренних сил, возможных в детали под действием нагрузки.
ВИДЫ НАГРУЗКИ (ПО ХАРАКТЕРУ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ)
- постоянная (вызывает постоянные напряжения)
- переменная (вызывает переменные напряжения)
НО. Переменные напряжения могут быть следствием не только действия переменных нагрузок, но и результатом изменения положению детали.
Детали машин
Детали машин и механизмов — основные положения
Задачи раздела «Детали машин»
Курс учебной дисциплины «Детали машин» рассматривает основы расчета и конструирования деталей, узлов и агрегатов, встречающихся в различных машинах и механизмах.
Учебными программами среднего профессионального образования предмет «Детали машин» рассматриваются и изучаются, как раздел учебной дисциплины «Техническая механика», куда входят, также, «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов». В технических и строительных ВУЗах эти предметы изучаются более углубленно и преподаются как самостоятельные учебные дисциплины.
Детали машин должны удовлетворять двум основным условиям: надежности и экономичности. Под экономичностью понимают минимально необходимую стоимость проектирования, изготовления и эксплуатации.
Понятия и определения раздела «Детали машин»
Предмет «Детали машин» оперирует следующими основными понятиями и определениями:
Машина (от латинского machina) — механическое устройство, выполняющее движения с целью преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин — частичная или полная замена производственных функций человека с целью повышения производительности, облегчения человеческого труда или замены человека в недопустимых для него условиях работы.
В зависимости от выполняемых функций машины делятся на энергетические, рабочие (транспортные, технологические, транспортирующие), информационные (вычислительные, шифровальные, телеграфные и т.п.), машины-автоматы, сочетающие в себе функции нескольких видов машин, включая информационные.
Агрегат (от латинского aggrego — присоединяю) — укрупненный унифицированный элемент машины (например, в автомобиле: двигатель, топливоподающий насос), обладающий полной взаимозаменяемостью и выполняющий определенные функции в процессе работы машины.
Механизм — искусственно созданная система материальных тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое (необходимое) движение других тел. Примерами механизмов могут служить различные редукторы, коробки передач автомобилей, тракторов и т. п.
Прибор — устройство, предназначенное для измерений, производственного контроля, управления, регулирования и других функций, связанных с получением, преобразованием и передачей информации.
Сборочная единица (узел) — изделие или часть его (часть машины), составные части которого подлежат соединению между собой (собираются) на предприятии изготовителе (смежном предприятии).
Сборочная единица имеет, как правило, определенное функциональное назначение.
Деталь — наименьшая неделимая (не разбираемая) часть машины, агрегата, механизма, прибора, узла, т. е. деталь — это часть машины, которую изготовляют без сборочных операций.
В зависимости от сложности изготовления детали, в свою очередь, делятся на простые и сложные.
Простые детали для своего изготовления требуют небольшого числа уже известных и хорошо освоенных технологических операций и изготавливаются при массовом производстве на станках-автоматах (например, крепежные изделия — болты, винты, гайки, шайбы, шплинты; зубчатые колеса небольших размеров и т.п.).
Узлы и детали общего назначения применяются в большинстве современных машин и приборов (крепежные детали: болты, винты, гайки, шайбы; зубчатые колеса, подшипники качения и т.п.). Их изготовляют ежегодно в больших количествах (в одном легковом автомобиле более пяти тысяч различных типов деталей, более тридцати подшипников), поэтому знание основных методов расчета, правил и норм проектирования, подтвержденных статистикой эксплуатации, очень важно для конструкторской подготовки.
Именно такие детали изучаются в курсе деталей машин.
Сложные детали имеют чаще всего достаточно сложную конфигурацию, а при их изготовлении применяются достаточно сложные технологические операции и используется значительный объем ручного труда, для выполнения которого в последние годы все чаще применяются роботы (например, при сборке-сварке кузовов легковых автомобилей).
К узлам и деталям специального назначения относятся такие узлы и детали, которые входят в состав одного или нескольких типов машин и приборов (например, поршни и шатуны ДВС, лопатки турбин газотурбинных двигателей, траки гусениц тракторов, танков и БМП) и изучаются в соответствующих специальных курсах (например, таких как «Теория и конструкция ДВС», «Конструкция и расчет гусеничных машин» и др.).
Классификация узлов и деталей по назначению
По функциональному назначению узлы и детали делятся на:
Корпусные детали , предназначенные для размещения и фиксации подвижных деталей механизма, для их защиты от действия неблагоприятных факторов внешней среды, а также для крепления механизмов в составе машин и агрегатов. Часто, кроме того, корпусные детали используются для хранения эксплуатационного запаса смазочных материалов.
Соединительные детали для разъемного и неразъемного соединения (например, муфты – устройства для соединения вращающихся валов; болты винты шпильки гайки – детали для разъемных соединений; заклепки – детали для неразъемного соединения).
Передаточные механизмы и детали , предназначенные для передачи энергии и движения от источника (двигателя) к потребителю (исполнительному механизму), выполняющему необходимую полезную работу.
В курсе «Детали машин» рассматриваются в основном передачи вращательного движения: фрикционные, зубчатые, ременные, цепные и т.п. Эти передачи содержат большое число деталей вращения: валы, шкивы, зубчатые колеса и т.п.
Иногда возникает необходимость передавать энергию и движение с преобразованием последнего, например, вращательного в поступательное и наоборот. В таких случаях используются кулачковые, реечные и рычажные механизмы.
Упругие элементы предназначены для ослабления ударов и вибрации или для накопления энергии с целью последующего совершения механической работы (рессоры колесных машин, противооткатные устройства пушек, боевая пружина стрелкового оружия).
Инерционные детали и элементы предназначены для предотвращения или ослабления колебаний (в линейном или вращательном движениях) за счет накопления и последующей отдачи кинетической энергии (маховики, противовесы, маятники, бабы, шаботы).
Защитные детали и уплотнения предназначены для защиты внутренних полостей узлов и агрегатов от действия неблагоприятных факторов внешней среды и от вытекания смазочных материалов из этих полостей (пыльники, сальники, крышки, рубашки и т.п.).
Детали и узлы регулирования и управления предназначены для воздействия на агрегаты и механизмы с целью изменения их режима работы или его поддержания на оптимальном уровне (тяги, рычаги, тросы и т.п.).
Основными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, являются требования работоспособности и надежности.
К деталям, непосредственно контактирующим с человеком-оператором (ручки и рычаги управления, элементы кабин машины, приборные щитки и т.п.), кроме названных предъявляются требования эргономичности и эстетичности.
Еще одно важное требование, предъявляемое к машинам и их деталям – технологичность конструкции, которая характеризуется наименьшими затратами при производстве, эксплуатации и ремонте.
Объекты изучения раздела «Детали машин»
Предмет Детали машин изучает следующие объекты и составляющие звенья конструкций:
Соединения и детали соединений .
Соединения разделяют на разъемные и неразъемные.
Разъемные соединения допускают многократную переборку. Их основные типы: резьбовые, шпоночные, шлицевые, клеммовые, на закрепительных конических втулках.
Неразъемные соединения не допускают многократной переборки. Для разборки такого соединения его нужно разрушить. Основные типы: сварные, клеевые, паяные, заклепочные, соединения с натягом. Последние относят к неразъемным условно, так как они позволяют проводить сборку и разборку, но не многократно.
Детали передач. В курсе рассматривают механические передачи: зубчатые, планетарные, волновые, червячные, фрикционные, ременные, цепные, винт-гайка и некоторые другие.
Детали, обслуживающие вращательное движение – валы и оси, подшипники качения и скольжения, муфты приводов.
При изучении каждого из объектов рассматривается:
- Назначение объекта (передачи, муфты, соединения).
- Описание конструкции и принципа действия (работы).
- Области применения.
- Сравнительные достоинства и недостатки.
- Условия работы и действующие нагрузки.
- Характер и причины отказа – критерии работоспособности.
- Применяемые материалы и сведения о технологии изготовления.
- Методы расчета и конструирования (составление расчетной схемы; проектировочный и (или) проверочный расчет по основным критериям работоспособности; рекомендации по конструированию).
- Направления совершенствования конструкции и методов расчета.
При выполнении курсового проекта дополнительно изучают проектирование корпусных деталей (корпусов, рам, плит), деталей смазывающих устройств, упругих элементов и др.