Практика:Демонтажно — монтажная
СНЯТИЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА С АВТОМОБИЛЯ
с полной его разборкой, дефектовкой и сборкой.
Просмотр содержимого документа
«Практика:Демонтажно — монтажная»
СНЯТИЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА С АВТОМОБИЛЯ
Для обеспечения лучшего доступа к узлам автомобиля снизу (при снятии силового агрегата) рекомендуется устанавливать автомобиль на смотровую яму, над которой имеется подъемное устройство. Масса силового агрегата в сборе без заправки составляет 640 кг, поэтому для его снятия необходимо иметь подъемное устройство грузоподъемностью не менее 1 т; высота до крюка должна быть не менее 2 м.
Перед снятием силового агрегата с автомобиля необходимо слить жидкость из системы охлаждения, желательно также слить масло из картера двигателя и коробки передач. Слив жидкости производится через три сливные крана. При разборке мелкие детали рекомендуется укладывать в отдельную тару, а при отсоединении проводов от приборов электрооборудования винты и гайки навернуть вручную на свое место.
Перед снятием силового агрегата надо выполнить следующие подготовительные работы. Снять крышку люка гнезда аккумуляторной батареи и освободить плюсовую клемму батареи, снять провод стартера, отключить “массу” выключателем.
Поднять капот двигателя и отсоединить провода от приборов и переходных колодок, снять крышку и ротор с распределителя.
Ослабив винты стяжных хомутов, снять шланги жидкостного и масляного радиаторов. Снять трубку со шлангами, идущую к отопителю. Отсоединить трос привода жалюзи и вынуть его вместе с оболочкой из отверстия передней стенки кабины. Освободить облицовку радиатора от крепления и снять ее. Отвернуть гайку крепления радиатора, снять радиатор вручную или с помощью приспособления КЗ—0355 (рис.1 — 1); снять резиновые подушки с распорной втулкой.
Отсоединить привод карбюратора и снять тягу ножного привода, трос ручного привода дроссельных заслонок и трос ручного привода воздушной заслонки.
Отсоединить и снять трубку, отводящую сжатый воздух от компрессора, трубку регулятора давления, трубку, подводящую топливо к топливному насосу.
Отсоединить шланги высокого и низкого давления от корпуса насоса рулевого усилителя.
Снять карданный вал рулевого управления.
Отсоединить от вышеуказанных газопроводов приемные трубы глушителя, отвернув гайки.
Рис.1 — 1. Способ зачаливания радиатора при снятии его с автомобиля
Снять крышку люка пола кабины, отвернув болты крепления.
Снять крышку коробки передач с прокладкой в сборе с рычагом, отвернув болты крепления крышки. Закрыть отверстие в крышке коробки передач картонной крышкой, прикрепив ее на два болта.
Отсоединить привод спидометра, отвернув прижимную гайку штуцера.
Отсоединить привод ножного тормоза, разъединив тягу и рычаг педали.
Отсоединить привод ручного тормоза (для автомобилей без модернизированного тормозного привода (МТП)), действующий на тормоза прицепа.
Снять с коробки передач рычаг ручного тормоза (для автомобилей без МТП), отвернув болты его крепления.
Отсоединить от барабана ручного тормоза или фланца коробки передач карданный вал, отвернув гайки его крепления.
Отсоединить привод выключения сцепления, разъединив тягу и рычаг педали.
Освободить болты крепления передней опоры и двух задних опор двигателя. Для автомобилей с МТП отсоединить тормозные трубки от крана стояночной тормозной системы.
На автомобиле ЗМЛ—131Н отсоединить карданный вал от фланца ведомого вала коробки передач. Отсоединить привод и рычаг управления раздаточной коробкой. При наличии на автомобиле лебедки отсоединить карданный вал коробки отбора мощности, снять кулисную крышку и рычаг привода.
Зацепить подъемным устройством (рис. 1 — 2) за ушки подъема двигателя и, осторожно поднимая и выводя двигатель вперед, снять его с автомобиля.
Снятый с автомобиля двигатель установить на специальную тележку для транспортировки его к месту разборки.
Рис.1 — 2. Способ зачаливания двигателя при
снятии его с автомобиля
СНЯТИЕ ПРИБОРОВ И ВНЕШНИХ АГРЕГАТОВ,
СМОНТИРОВАННЫХ НА ДВИГАТЕЛЕ
Перед разборкой двигатель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором. для сушки продуть двигатель сжатым воздухом.
Снятие приборов и агрегатов, смонтированных на двигателе, целесообразно производить на стационарном поворотном стенде модели 2473 или на стенде, показанном на рис.1 — 3. Коробку передач надо снять с двигателя перед установкой двигателя на стенд. Поворот двигателя вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется с помощью червячного механизма, установленного на стенде. Двигатель может удерживаться при разборке или сборке в любом положении за счет торможения червячного механизма. В процессе разборки двигателя следует предохранять от повреждения все детали, пригодные для постановки на своё место без замены.
Снимаемые с двигателя детали и нормали следуёт укладывать в специально подготовленную тару, в которой они должны снова вернуться на сборку после мойки, проверки и устранения неисправностей.
Большинство деталей двигателя взаимозаменяемые, хотя некоторые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой деталью и не допускают обезличенную их замену.
Рис.1 — 3. Установка двигателя для разборки на поворотном стенде
Снятие коробки передач. Отвернуть накидным ключом гайки крепления коробки передач, отсоединить коробку от картера сцепления при помощи монтажной лопатки и, покачивая, снять ее талью или с помощью подъемника (рис.1 – 4). При этом надо обратить внимание на положение вилки выключения сцепления.
Снятие воздушного фильтра. Отсоединить трубопровод, идущий от воздушного фильтра к компрессору и шланг системы вентиляции картера (для автомобиля ЗИЛ – 431410 при его наличии), снять верхнюю крышку переходника с резиновым воздухосборником, отвернув барашек; отвернуть гайку — барашек и снять воздушный фильтр; снять патрубок с фланцем в сборе. На автомобиле ЗИЛ—131Н снять планку филь, ослабить стяжные кронштейны, отвернув гайки болтов на несколько оборотов. Отсоединить резиновый патрубок от карбюратора и от компрессора, ослабив хомуты крепления, и снять фильтр со стоек.
Снятие карбюратора. Отсоединить топливную трубку, идущую от фильтра тонкой очистки, трубку вакуумрегулятора и две трубки, идущие к центробежному датчику, освободить гайки крепления, снять карбюратор и термоизолирующую прокладку.
Для предохранения трубок от повреждения отвертывание гаек надо производить двумя ключами.
Снять фильтр системы вентиляции картера двигателя, отвернув болты крепления.
Снятие фильтра тонкой очистки топлива. Отсоединить трубку от топливного насоса, отвернуть гайки крепления кронштейна и снять фильтр в сборе с кронштейном и трубками.
Рис.1 — 4. Снятие коробки передач с двигателя
Снятие масляного фильтра. Отвернуть болты крепления корпуса фильтра и снять фильтр с двигателя вместе с уплотнительной прокладкой
Снятие распределителя зажигания и проводов высокого напряжения. Снять комплект экранирующих проводов со шлангами (у автомобилей ЗИЛ—131Н, 3ИЛ—131НВ, ЗИЛ— 431917). Отвернуть болты крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора и снять распределитель.
Для снятия пластин октан-корректора надо отвернуть, болты крепления пластин к верхнему фланцу корпуса привода распределителя.
Для снятия привода распределителя надо отвернуть болты крепления корпуса привода к блоку цилиндров и вынуть из гнёзда привод распределителя в сборе с корпусом, валиком и шестерней.
Снятие стартера. Отвернуть болты крепления стартера к картеру сцепления и вынуть стартер из гнезда картера.
Снятие генератора. Отвернуть гайку крепления натяжкой планки. Отвернуть гайки крепления генератора к кронштейну и, освободив от приводного ремня шкив генератора, снять генератор и ремень привода генератора
Снять кронштейны генератора с двигателя, отвернув болты их крепления.
Снятие насоса рулевого усилителя. Отвернуть гайку крепления натяжного кронштейна к головке цилиндров и, освободив шкив насоса от приводного ремня, снять насос в сборе с кронштейном и ремнем привода насоса.
Снять кронштейн с насоса, отвернув болты крепления
Снятие топливного насоса. Отвернуть гайки крепления насоса и снять его вместе с прокладкой.
Снятие компрессора. Отвернуть винты хомутов крепления шлангов, подводящих охлаждающую жидкость к компрессору и отводящих жидкость от компрессора, и снять шланги.
Отвернуть накидные гайки крепления трубок, подводящих масло к компрессору из масляной магистрали блока цилиндров и отводящих масло от компрессора в картер двигателя, и снять трубки.
Отвернуть гайки крепления компрессора, освободив шкив от приводного ремня, снять компрессор и ремень привода компрессора.
Снятие предпускового подогревателя. На автомобилях, снабженных предпусковым подогревателем, надо слить бензин из бачка и отсоединить электропроводку от приборов подогревателя, шланг подвода воздуха от вентилятора и от котла; бензиновую. трубку от регулятора и от котла; трубопроводы охлаждающей жидкости от двигателя и от котла. Освободить крепление и снять с двигателя воронку с трубкой, топливный бачок, электродвигатель с вентилятором подогревателя, регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном, пульт управления, вывернуть свечу накаливания и снять котел с лотком.
Снятие центробежного датчика ограничителя частоты вращения коленчатого вала. Отвернуть накидные гайки крепления трубок, соединяющих датчик с карбюратором, и снять трубки. Отвернуть болты крепления центробежного датчика на крышке распределительных шестерен и снять датчик с прокладкой.
Снятие вентилятора и жидкостного насоса. Отвернуть болты крепления вентилятора к ступице и снять вентилятор, приводные ремни и шкив. Отвернуть болты крепления корпуса жидкостного насоса к торцу блока и снять насос с прокладками.
Снятие масляного насоса. Отвернуть три болта крепления масляного насоса и снять насос с прокладкой.
Снятие верхнего патрубка системы охлаждения . Отсоединить перепускной шланг от патрубка жидкостного насоса. Отвернуть гайки крепления патрубка к впускному газопроводу и снять патрубок в сборе с термостатом и прокладкой. Вынуть термостат из патрубка.
На рис.1 — 5, 1 — 6, 1 — 7 и 1 — 8 показаны поперечный и продольный разрезы двигателей ЗИЛ—508.10 и ЗИЛ—5081.10.
Снятие свечей зажигания. Для предохранения от повреждения свечей зажигания их надо вывернуть из отверстий в головках цилиндров. Отверстия закрыть специальными пробками.
Снятие выпускных газопроводов. При снятии выпускных газопроводов необходимо отвернуть гайки крепления выпускного газопровода и снять его с прокладками. Если прокладки пригорели к плоскости головки, их надо осторожно отделить с помощью отвертки. Операцию повторить со вторым газопроводом. При снятии выпускньгх газопроводов с двигателя 31431—5081.10 нельзя разъединять газопровод на составные части.
В том случае, когда нет необходимости снимать выпускной газопровод отдельно, его можно снимать в сборе с головкой цилиндров.
Снятие впускного газопровода. Отвернуть торцовым ключом гайки крепления газопровода к головкам цилиндров и, слегка постукивая деревянным молотком, снять газопровод вручную. Снять две прокладки и два резиновых уплотнителя, осторожно отделяя их от плоскостей прилегания.
Снятие крышек головок цилиндров. Отвернуть гайки крепления крышек, снять их вместе с прокладками.
Снятие осей коромысел, штанг и толкателей. Отвернуть торцовым ключом по четыре болта крепления осей коромысел на каждой головке цилиндров, снять оси в сборе с коромыслами и стойками, вынуть штанги толкателей, вынуть из гнезда блока цилиндров толкатели клапанов с помощью металлического стержня, конец которого подогнут под прямым углом.
Для снятия коромысел и стоек надо расшплинтовать один конец оси и снять с нее: первую плоскую шайбу, пружинную распорную шайбу, вторую плоскую шайбу, первое коромысло, стойку коромысла, второе коромысло, распорную пружину, затем снять все остальные коромысла, стойки и распорные пружины.
Снятие головок цилиндров. Отвернуть угловым торцовым ключом болты крепления головок цилиндров и снять головки цилиндров. Снять прокладки. Если прокладки пригорели, надо осторожно отделить их отверткой.
Снятие масляного картера, крышки картера сцепления, перегородки масляного картера и приемника масляного насоса. Повернуть двигатель на стенде и установить его картером сцепления вниз. Отвернуть болты крепления и снять щиток и крышку картера сцепления. Отвернуть торцовы ключом болты крепления масляного картера и снять его с двигателя вручную. Снять прокладку картера, осторожно отделяя ее отверткой от плоскости блока цилиндров. Отвернуть болты крепления перегородки картера и снять ее. Отвернуть болты крепления приемника масляного насоса и снять его с прокладкой.
Снятие поршней с шатунами в сборе. Расшплинтовать (для двигателя 3ИЛ—5081.10) и отвернуть гайки шатунных болтов, проверить клеймение крышек и шатунов, при необходимости, заклеймить шатуны и крышки по номерам цилиндров, затем снять крышки шатунов, слегка постукивая по крышкам деревянным молотком.
Повернуть на стенде двигатель на 90°, вынуть поочередно поршни с шатуном в сборе из цилиндров, установить крышки шатунов на свои места и закрепить гайками, навернув их от руки.
При снятии поршней с шатунами в сборе надо, отвернув гайки шатунных болтов, снимать крышки шатунов попарно (1 и 5-го, 2 и 6-го, 3 и 7-го и 4 и 8-го цилиндров), поворачивая при этом коленчатый вал с помощью воротка за зубчатый венец маховика
Снятие шкива коленчатого вала и крышки распределительных шестерен. Отогнув стопорную шайбу с грани храповика, отвернуть торцовым ключом храповик, застопорив коленчатый вал при помощи деревянной оправки, подкладываемой под кривошип вала.
Для снятия шкива коленчатого вала применяют трехзахватный съёмник модели И 803.05.00. После снятия шкива вынуть шпонку из паза коленчатого вала.
Для снятия крышки распределительных шестерен отвернуть торцовым ключом болты крепления крышки и снять ее, затем, слегка постукивая деревянным молотком, снять прокладку крышки, осторожно отделяя ее от плоскости блока цилиндров.
Снятие коленчатого вала. Отвернуть торцовым ключом болты крепления крышек коренных подшипников и вынуть их, проверить клеймение крышек и, при необходимости, заклеймить керном, затем снять крышки вместе с вкладышами, а заднюю крышку — вместе с резиновыми и деревянными уплотнителями. Снять с вала маслоотражатель.
Снять коленчатый вал с распределительной шестерней, маховиком и сцеплением в сборе.
Снять вкладыши коренных подшипников, уложить их по порядку номеров. Вынуть мажету заднего коренного подшипника. Крышки коренных подшипников установить на место.
Снятие распределительного вала. Чтобы вынуть распределительный вал из двигателя, надо снять крышку головки цилиндров, оси коромысла с коромыслами в сборе, вынуть штанги и толкатели, снять крышку распределительных шестерен, отвернуть через отверстия в шестерне два болта, крепящие фланец, и вынуть распределительный вал.
Вынимая вал, надо обращать особое внимание на то, чтобы вершинами кулачков не задеть подшипники распределительного вала, не повредить их поверхности. Вал вынимается в сборе с распределительной шестерней и фланцем.
Для снятия шестерни с вала надо отогнуть замочную шайбу, отвернуть гайку крепления шестерни, снять ее и вынуть валик с пружиной привода центробежного датчика, снять замочную шайбу.
Установить распределительный вал на пресс и спрессовать шестерню, затем снять с вала упорный фланец и распорное кольцо.
Снятие шестерни с вала можно производить также с помощью приспособления И 803.07.000, а, для чего следуёт установить распределительный вал в приспособление. Этим же приспособлением можно производить посадку шестерни на вал.
Снятие картера сцепления. Для обеспечения точного совпадения оси коробки передач с осью коленчатого вала отверстие картера сцепления окончательно обрабатывается в сборе с блоком цилиндров, вследствие чего снимать его с блока без необходимости не следует.
При помощи подъемного устройства снять со стенда блок цилиндров с картером сцепления и гильзами, освободив его от прижимных кронштейнов стенда, установить блок на подставки или верстак. Отвернуть накидным ключом болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров, снять картер сцепления в сборе с выжимной вилкой и рычагом педали сцепления.
Для снятия вилки выключения сцепления с картера надо отвернуть один стяжкой болт рычага и снять рычаг с оси вилки. Вынуть шпонку рычага из паза оси вилки. Отвернуть болты крепления фланца с втулкой, вынуть втулку с фланцем и масленкой из гнезда картера. Затем, освободив правый конец и передвигая ее в отверстие гнезда втулки, вынуть вилку выключения сцепления из картера.
Мойка деталей. Все детали разобранного двигателя подлежат тщательной мойке и проверке. Мойку стальных и чугунных деталей двигателя следует производить в содовом растворе с концентрацией 1,5. 2% соды с добавлением 0,2. 0,3% нитрата натрия (остальное вода). Для мойки алюминиевых деталей рекомендуется применять одно — процентный раствор триэтаноламина в воде или чистую горячую воду.
ОБЩАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Собирать двигатель рекомендуется на поворотном стенде модели 2473 или на стенде, показанном на рис.1 – 9.
Двигатель ЗМЛ—5081.10 собирается с герметизацией сопряженных деталей. В качестве уплотнителей применяется невысыхающая паста “УН-25” ТУ 6 – 10 – 1284. – 77. Перед сборкой смазать уплотнительной невысыхающей пастой задний торец блока, передний торец картера сцепления. (в том числе и фланец прилегания стартера), плоскости стыка верхней и нижней частей. картера сцепления (в том числе и канавку под прокладку), резьбы болтов крепления нижней части картера сцепления и резьбы в блоке, прокладки, а также фланец стартера.
Все детали и агрегаты, поступившие на сборку, должны быть тщательно вымыты и проверена пригодность их для сборки. Сопрягаемые детали должны быть подобраны и подогнаны. Методы подборки сопрягаемых деталей приведены в соответствующих разделах.
Рис.1 — 9. Стенд с блоком цилиндров
Для удобства сборки все картонные прокладки допускается устанавливать с применением смазки “Консталин” УТ—2; 1—13, ЦИАТИМ—201. Смазка должна наноситься на одну из деталей, соединяемых через прокладку.
Сборку двигателя надо производить, тщательно протирая детали, используя для протирки салфетки, а не текстильные концы, так как последние оставляют отдельные нитки или хлопчатобумажные волоски, которые затем могут засорять масляные каналы.
Блок цилиндров двигателя на сборку подается укомплектованный крышками коренных подшипников, втулками распределительного вала, краниками системы охлаждения, заглушками масляной системы, подсобранный с картером сцепления. Все масляные каналы в блоке должны быть промыты и продуты сжатым воздухом.
Перед сборкой переднюю часть блока цилиндров закрепить на стенде упорами, а заднюю болтами с гайками, присоединив опоры картера сцепления к стенду.
Установка гильз. Надеть на гильзы уплотнительные резиновые кольца, стараясь излишне не растягивать их, следя за тем, чтобы кольца при укладке их, в кольцевые канавки гильзы не скручивались. Гильзы следует вставлять в блок осторожно, не допуская среза уплотнительных колец о острые кромки расточек в блоке. Запрессовку гильз производить с помощью приспособления.
После установки гильзы в блок допускается выступание вставки: в месте стыка, ощущаемое мякотью пальца.
Провести гидроиспытание блока цилиндров в сборе с гильзами на специальном стенде, схема которого показана на рис. 1 — 10. При отсутствии стенда блок с гильзой можно проверить на герметичность, установив головки блока, впускной газопровод, жидкостной насос и заглушив (кроме одного) открытые отверстия. жидкостной рубашки и сливного крана. Незаглушенное отверстие соединить с магистралью для подвода жидкости и проверить блок с гильзами под давлением 03 МПа (3 кгс/см 2 ).
Рис.1 — 10. Стенд для испытания блока
цилиндров на герметичность:
1 — манометр для измерения жидкости давления в магистрали; 2 – пластины с прокладками, закрывающие отверстия жидкостной рубашки блока; 3 – заглушка жидкостного насоса с прокладкой; 4 – фланец со шлангом для подвода жидкости из магистрали; 5 — заглушка отверстия сливного крана; 6 – стенд
Установка коленчатого вала. Повернуть блок на стенде разъемной плоскостью картера вверх. Снять крышки коренных подшипников. Протереть салфеткой постели в блоке и крышках под вкладыши, продуть блок сжатым воздухом. Установить подобранные верхние вкладыши в постели коренных подшипников блока.
Установить уплотнение заднего подшипника в паз блока и в паз крышки, а также вставить в гнезда резиновые торцевые уплотнители крышки заднего подшипника.
Установить нижние половинки вкладышей в постели крышек коренных подшипников. При этом надо внимательно следить, чтобы не перепутать верхние и нижние вкладыши заднего коренного подшипника, так как верхние имеют отверстия для подвода масла. При неправильной установке вкладышей масляный канал перекроется, подшипник будет
работать без смазки, что приведет к выходу из строя двигателя.
Взять коленчатый вал в сборе с маховиком, сцеплением, шестерней распределения, установить его в удобное положение, продуть сжатым воздухом масляные каналы, протереть салфеткой коренные шейки вала, смазать поверхности верхних вкладышей чистым маслом, применяемым для двигателя, уложить коленчатый вал в подшипники блока и вставить в гнезда верхние полукольца упорного подшипника. Проверить и при необходимости зачистить выступающие концы уплотнения заднего подшипника. Смазать маслом поверхности нижних вкладышей и коренные шейки вала. Установить крышки коренных подшипников на свои места. Нижние полукольца упорного подшипника надо вставлять вместе с крышкой коренного подшипника.
Вставить болты с пружинными шайбами и ввернуть их сначала от руки, затем затянуть с помощью углового торцевого ключа.
Проверить затяжку болтов коренных подшипников динамометрическим ключом (рис. 1 – 11). Момент затяжки болтов для всех подшипников должен быть 110. 140 Н (11…14 кгс.м). После затяжки болтов каждого подшипника надо проверять легкость вращения коленчатого вала Момент проворачивания должен быть не более 70 Н.м (7 кгс.м).
Рис.1 – 11. Проверка крепления подшипников двигателя динамометрическим ключом:
а — коренных подшипников; б – шатунных подшипников
Проверка осевого зазора между передним упорным фланцем коленчатого вала и упорной шайбой производится с помощью щупа и воротка. Передвигая вал вперед и назад в направлении продольной оси двигателя, замеряют зазор, который должен быть в пределах 0,045. . .0,3 мм.
Вставить деревянные уплотнители в вертикальные пазы заднего подшипника и запрессовать их до конца с помощью оправки, зачистить выступающие торцы деревянных уплотнителей заподлицо с разъемной плоскостью крышки и блока цилиндров.
Установка поршней с шатунами вкладышами. Для установки поршней с шатунами повернуть блок двигателя, установить его на стенде вертикально, передней частью вверх.
Последовательно, один за другим, взять поршень с шатуном в сборе, тщательно протереть салфеткой постель под вкладыши в нижней головке шатуна, отвернуть гайки и снять крышку шатуна.
При установке шатуна с поршнем надо надеть, на шатунные болты специальные латунные или медные наконечники (рис.1 — 12), предохраняющие зеркало гильз цилиндров от повреждений.
Рис.1 — 12. Установка предохранительных
Проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания масла на стенки цилиндра, вставить вкладыши в шатун и в крышку. Протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца, располагая внутреннюю выточку вверх (рис. 1 — 13). Развести стыки компрессионных колец, по окружности поршня примерно на 120 0
Рис.1 — 13. Установка поршневых колец:
а — расположение, внутренней выточки кольца в канавке поршня; в — расположение стыков колец на поршне; 1 — кольцевой диск разборного маслосъемного кольца; 2 — осевой расширитель; 3 — радиальный расширитель; 4 и 5 — компрессионные кольца
В том случае, если на двигатель устанавливается комплект из двух компрессионных поршневых колец, в верхнюю канаку поршня устанавливается кольцо не имеющее выточки по внутреннему диаметру, а во вторую канавку — кольцо, имеющее выточку по внутреннему диаметру. Третья канавке остается свободной. После установки развести стыки компрессионных колец на 180 0 .
Протереть салфеткой гильзы цилиндров блока и шатунную шейку. Смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, поверхность шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и гильз цилиндров.
Вставить поршень с шатуном в цилиндр, направив метку на днище поршня вперед. Надеть на поршень со стороны юбки приспособление (рис.1 — 14) и сжать поршневые кольца. Кольца должны сжиматься свободно.
РЙс.1 — 14. Приспособление для установки
поршня с кольцами в цилиндр
Продвигая поршень по цилиндру с помощью деревянной оправки (рис.1 – 15), довести подшипники шатуна до шейки коленчатого вала. Смазать маслом шейку вала и подтянуть нижнюю головку к ней. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов, поставить на место нижнюю крышку шатуна, и закрепить ее шатунными гайками, пользуясь угловым торцовым ключом.
Такие же операции произвести при установке остальных поршней с шатуном в цилиндры.
Рис.1 —15. Установка поршня с кольцами в цилиндр
Проверить суммарный осевой зазор между торцами шатунов и торцом шатунной шейки коленчатого вала с помощью щупа (рис. 1 — 16). Зазор должен быть 03.. .0,56 мм.
Окончательную затяжку болтов шатунных подшипников производить динамометрическим ключом (См. рис.1 —11). Момент затяжки гаек должен быть в пределах 56. 62 Н.м (5,6.. .6,2 кгс.м). На двигатейях ЗИЛ 5081.10 для совпадения отверстия под шплинт в болте и прорези в гайке допускается доворачивать гайку. При этом момент затяжки не должен превышать 100 Н.м. (10,0 кгс.м).
Рис. 1 — 16. Проверка осевого зазора в шатунных подшипниках
После затяжки каждой- пары шатунных подшипников необходимо прокручивать коленчатый вал. Момент прокручивания вала при правильно подобранных радиальных зазорах в подшипниках должен быть не более 100 Н.м (10 кгс.м). Закончив проверку затяжки шатунных подшипников, надо зашплинтовать гайки шатунных болтов, отогнув оба конца шплинта (для двигателя ЗИЛ – 5081.10).
Установка распределительного вала в сборе с шестерней и фланцем. Провернуть блок двигателя горизонтально, установив его разъемной плоскостью картера вверх. Перед установкой кулачки и опоры распределительного вала смазать маслом, применяемым для двигателя, и проверить совпадение масленых каналов.
Установить в блок распределительный вал с шестерней, фланцем и распорным кольцом и приводом центробежного датчика ограничителя частоты вращения в сборе. Установку вала производить осторожно, без повреждения поверхности втулок (подшипников), кулачков и опорных шеек вала. Шестерни распределительного и коленчатого валов установить так, чтобы зуб, отмеченный точкой на шестерне коленчатого вала, вошел во впадину, отмеченную точкой на шестерне распределительного вала. Проверить величину зазора между зубьями распределительных шестерен с помощью индикатора.
Зазор должен быть в пределах 0,04. 0,05 мм. Зазор следует проверять в трех местах по окружности шестерен под углом 120°.
Проверив зазор, надо совместить отверстие упорного фланца с резьбовыми отверстиями в блоке цилиндров и закрепить фланец распределительного вала болтами с пружинными шайбами с помощью торцового ключа, направляя его через отверстия шестерни. Момент затяжки болтов должен быть 20. 30 Н.м (2,0. 30 кгс.м). После затяжки болтов крепления фланца осевой зазор между торцом шейки вала и упорным фланцем должен быть не более 0,080. 0,208 мм.
Смазать шестерки распределения, надеть на конец коленчатого вала маслоотражатель, установить крышку распределительных шестерен в сборе с манжетой и прокладкой, закрепить крышку болтами.
Установить на крышку распределительных шестерен центробежный датчик ограничителя частоты вращения двигателя и закрепить его, предварительно установив под два болта крепления датчика на крышке зубчатый указатель для установки зажигания.
Дня установки шкива коленчатого вела установить в паз шпонку и напрессовать шкив с помощью оправки, ввернуть храповик со стопорной шайбой закрепить его ключом, а, убедившись, что храповик завернут до конца, застопорить его замочной шайбой, отогнув ее на грань храповика
Момент затяжки храповика 200. 280 Н.м (20. 28 кгс.м).
Установка масляного картера на двигатель. Установить перегородку и закрепить ее болтами, установить и закрепить болтами маслоприемник в сборе. Убедиться в отсутствии в двигателе посторонних предметов.
Установить прокладку на плоскость разъема блока цилиндров, продуть сжатым воздухом картер и установить картер на блок цилиндров двигателя. Ввернуть от руки болты крепления картера с пружинными шайбами и затянуть торцовым ключом. Крепить болты следует так, чтобы затяжка производилась последовательно от середины к краям.
При установке масляного картера на двигатель, ЗИЛ—5081.10 надо приклеить прокладку к картеру клеем 88 Н, МРТУ 38-105540-85 (для обеспечения бродоходимости). При этом надо предохранять от клея верхнюю часть прокладки, прилегающую к разъемной плоскости блока цилиндров. Перед установкой картера разъемную плоскость блока и прокладку картера смазать уплотнительной пастой УН-25, ТУ 6-10-1284-77 или клёем 88 Н, МРТУ 38—105540—85.
Установка крыши картера и вилки выключения сцепления. Установить в картер вилку выключения сцепления и закрепить болтами фланец вилки. Установить крышку картера сцепления и щиток картера и закрепить их болтами. Повернуть двигатель на стенде, установив его вверх цилиндрами.
Сборка головок цилиндров. При установке клапанов головку блока стержни и направляющие втулки клапанов следует смазать тонким слоем масла, применяемого для двигателя.
Установить головку на верстак и вставить клапаны. На выпускные клапаны установить механизмы вращения клапанов, надеть на впускные клапаны опорные, шайбы пружин, установить пружины клапана, надеть резиновые манжеты, установить на пружины тарелки, затем, сжимая пружины съемником модели И 803.09.000, установить сухари клапана и тем самым закрепить клапан с пружинами на головку.
Установка головок цилиндров. Проверить верхнюю часть цилиндров, убедиться в отсутствии посторонних предметов, при необходимости, протереть поршни, разъемную часть блока и продуть сжатым воздухом.
Положить прокладку головки блока на разъемную полость блока, установить головку на штифты. Установить толкатели в гнезда блока, смазать их чистым маслом, установить штанги толкателей, направив их верхние концы в проемы головок.
Собрать оси, надев коромысла с распорными пружинами и расставить стойки, затем закрепить коромысла шплинтами, вставив их в концевые отверстия оси.
Установить оси в сборе на головке цилиндров, соединив концы штанг толкателей с коромыслами. Вставить болты с плоскими шайбами в отверстия стоек осей коромысел и предварительно затянуть их. Затем вставить остальные болты с плоскими шайбами и, подсоединив щитки свечей, закрепить головку блока. Момент затяжки болтов 90. 110 Н.м (9. 11 кгс.м). Порядок затяжки болтов показан на рис.1 – 17,а. Проверку затяжки болтов производить динамометрическим ключом, как показано на рис. 1 — 17,в. Все операции установки повторить на второй головке блока. Затяжку болтов головок цилиндров производят на холодном двигателе.
Установит ь крышки головок цилиндров вместе с прокладками и закрепить их гайками. Момент затяжки гаек 5.. .6 Н.м (0,5. 0,6 кгс.м).