- Классификация дефектов деталей
- Причины возникновения дефектов и износов деталей в автомобиле
- Какие встречаются дефекты авто.
- Виды износа деталей автомобиля (кузова, двигателя, лкп и т. д.)
- Коррозия металла.
- Как защитить детали транспортного средства от дефектов, износа после продажи Вам авто.
- Виды дефектов и износов деталей автомобиля
Классификация дефектов деталей
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям нормативной документации.
В процессе эксплуатации автомобилей в их деталях возникают различные дефекты. Они могут быть вызваны:
— ошибками конструирования деталей, узлов и сопряжений;
— нарушениями техпроцесса изготовления деталей и сборки узлов;
— нарушениями правил технического обслуживания автомобиля;
— отклонениями от технологии ремонта автомобилей;
— неправильной эксплуатацией автомобиля, а также естественные износы, потеря усталостной прочности и т.д.
Дефекты деталей ремфонда можно разделить:
По месту расположения:
— локальные (трещины, риски и т.д.);
— во всем объеме или по всей поверхности (несоответствия по химсоставу, по качеству обработки и т.д.);
— в ограниченных зонах объема или поверхности (зоны неполной закалки, местный наклеп, коррозионное поражение и т.д.)
По причинам возникновения:
— конструктивные – возникают из-за несовершенства конструкции и ошибок при конструировании;
— производственные – возникают при нарушении техпроцесса изготовления или восстановления деталей;
— эксплуатационные – возникают в результате изнашивания, коррозии, усталости и неправильной эксплуатации и техобслуживания.
По степени влияния на эффективность и безопасность использования автомобиля:
— малозначительные – существенно не влияют на использование автомобиля по назначению и его долговечность (вмятины в кузове и оперенье и т.д.);
— значительные – существенно влияют на использование и долговечность автомобиля (износ шин, поршневых колец, главного тормозного цилиндра и т.д.);
— критические – использование автомобиля невозможно и недопустимо (разрыв тормозного шланга, обрыв клапана, трещина в корпусе цилиндров и т.д.).
По условиям ремонта:
— устранимые дефекты – технически возможно и экономически целесообразно устранение дефекта;
К числу наиболее распространенных дефектов деталей относятся следующие:
1. Изменение размеров и геометрической формы рабочих поверхностей, которые возникают в результате их изнашивания, Например – изнашивание гильзы цилиндров и шеек коленвала. Внутренняя рабочая часть гильзы увеличивается по диаметру с искажением ее формы, которая принимает форму эллипса по окружности, а по длине — форму неправильного конуса. Неравномерность действия нагрузок вызывает неравномерный износ шеек коленвала.
2.Нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей на детали – один из самых распространенных дефектов автомобильных деталей. Он характеризуется нарушением расстояния между осями цилиндрических поверхностей, параллельности и перпендикулярности осей и плоскостей, соосности цилиндрических деталей и т.д. Причинами возникновения этих дефектов являются:
— неравномерный износ рабочих поверхностей;
— внутренние напряжения, возникающие в деталях при их изготовлении;
— деформации от чрезмерных эксплуатационных нагрузок на детали и т.д.
Например: у коленчатого вала двигателя в результате деформации и неравномерного износа шеек могут возникать такие дефекты, как несоосность коренных шеек, не параллельность коренных и шатунных щек, не перпендикулярность фланца крепления маховика к оси коленвала, изменение радиуса кривошипа и др.
3. Механические повреждения возникают при воздействии на детали нагрузок в процессе эксплуатации, превышающих допустимые, а также в результате усталости материала. К ним относятся:
— трещины – возникают обычно в результате усталости материала деталей,
— работающих в условиях циклических знакопеременных нагрузок. Они появляются
— в деталях рамы и кузовов, и коленвалах, рессорах, поворотных цапфах и др.
— Они развиваются обычно в местах концентрации напряжений (у отверстий, в галтелях и т.д.). Размеры трещин по ширине колеблются в больших пределах от видимых невооруженным глазом до микроскопических..
— Поломки – возникают вследствие усталости материала и больших ударных нагрузок.
— Деформации – возникают в деталях в результате динамических нагрузок (коленвалы, шатуны, карданные валы, передние блоки мостов, детали рам и кузовов).
4. Коррозионные повреждения образуются на деталях в результате химического или электрохимического взаимодействия металла с коррозионной средой (детали кузова, поршни, клапаны, детали системы охлаждения и др.)
5. Изменение физико-химических свойств материала деталей выражается в снижении твердости и упругости свойств. Изменение свойств деталей может произойти в результате нагрева их в процессе работы до температур, влияющих на термообработку, а также в результате износа поверхностного слоя, упрочненного методами химико-термической обработки.
Например: перегрев двигателя вызывает западание поршневых колец из-за потери ими упругих свойств.
Упругие свойства деталей снижаются также вследствие усталостной прочности материала (пружины клапанов, рессоры и др.)
Детали автомобилей после мойки и очистки от загрязнения в соответствии с технологическим процессом подвергаются дефектации.
Причины возникновения дефектов и износов деталей в автомобиле
В большинстве случаев покупая новый автомобиль, Вы естественно планируете ближайшие пару-тройку лет не производить его ремонт, не считая планового технического обслуживания, или, не дай Бог никому конечно, ремонта после аварии.
Предположим, что у Вас все хорошо с машиной, и Вы с удовольствием ездите на ней после купли-продажи уже не первый год, но закрадывается мысль — она ведь уже не новая, значит, стоит задуматься о его техническом состоянии — хорошо ли себя чувствует Ваш «товарищ»?
А может же быть и такое, что новый автомобиль стал вести себя на дороге как-то странно или стал издавать какие-то звуки (стук, треск, глухие удары, скрежет и т.д.) и тогда необходимо определить что это — дефект завода-производителя, допущенный при сборке или Ваша ошибка во время эксплуатации транспортного средства?
Вот с этого места давайте более подробно рассмотрим все варианты дефектов и износов деталей автотранспортных средств, и кто за них отвечает.
Какие встречаются дефекты авто.
Хрупкое разрушение — износ детали, которая постоянно испытывает на себе колоссальные нагрузки входе эксплуатации автомобиля. Пластическая деформация — деталь меняет свою форму, размер под действием постоянной существенной нагрузки, но масса ее остается прежней. Абразивный износ — образуется за счет попадания мелких частичек, таких как грязь, пыль, опилки, песок, стружка в соприкасающиеся между собой детали, тем самым царапая и повреждая их поверхности во время трения. Усталостный износ — длительное физическое воздействие на деталь путем ее истирания, образования трещин и впадин при постоянной эксплуатации, за счет чего металл начинает постепенно разрушаться, теряя свою форму и прочность, выводя деталь из строя. |
Молекулярно-механический износ автомобиля чаще всего относится к новым машинам, т.к. они должны пройти обкатку в спокойном рабочем режиме для эффективной смазки всех деталей двигателя. Если пренебрегать этими рекомендациями, то можно быстро ухудшить состояние Вашего нового автотранспортного средства.
В результате плохой смазки на трущихся друг о друга деталях происходит схватывание и задирание. Детали, под действием смазки, не должны сближаться слишком плотно, чтоб не вызвать прилипание поверхностей друг к другу и налипание частиц металла на детали, что образует нарост, затем появление задира и быстрому разрушению поверхностей деталей, провоцируя заедание, шумы и стуки в механизмах. Поэтому во время обкатки нового авто не рекомендуется испытывать его возможности, тем самым нагружая двигатель.
Коррозия металла.
Коррозийно-механический износ, скорее всего, понятен всем, но все же уточним. Существует окислительный (взаимодействие кислорода с металлом) и коррозийный износ (атмосферная, химическая и электрохимическая коррозии).
Атмосферная коррозия — взаимодействие металла с окружающей средой снижает его физико-химические свойства и ведет к разрушению. Химическая коррозия — взаимодействие металла с кислотами, минеральными солями и щелочью, что так же вызывает реакции, ведущие к разрушению металла.
Электрохимическая коррозия — образуется в результате контактирования металла с растворами (жидкостями), проводящими электрический ток или другим металлом. Химические вещества, конденсат, образующийся при перепадах температур, взаимодействие металла с кислородом — все это негативно сказывается на металле, разрушая его, образуя сначала маленькие язвы, окисные пленки, а затем и саму ржавчину, различные виды окисления и отслойку металла, что естественно приводит к потере прочности.
Как защитить детали транспортного средства от дефектов, износа после продажи Вам авто.
Перечисленные выше негативные воздействия начинаются сразу после продажи Вам автомобиля, и постоянно будут сопровождать Вас на протяжении владения данным автотранспортным средством. Однако это не говорит о том, что надо регулярно менять те или иные детали – у них у всех есть степень допустимого износа, установленная нормативной документацией производителя.
В общем, относитесь внимательно к Вашему «железному коню» на протяжении всего срока его эксплуатации, т. к. за любой вещью, а особенно за таким технически-сложным устройством как автомобиль, нужен регулярный и достойный уход, и тогда он ответит Вам долгой и стабильной службой.
Виды дефектов и износов деталей автомобиля
Как известно, ничего вечного нет, поэтому со временем разные детали автомобиля выходят из строя и их приходится менять. Причиной тому является износ деталей либо их дефекты.
Все дефекты автомобильных деталей можно разделить на три группы: конструктивные, производственные и эксплуатационные. К конструктивным дефектам относятся те, которые являются следствием ошибок, допущенных на этапе конструирования автомобиля. Производственные дефекты — это дефекты, возникшие в результате ошибок при изготовлении или ремонте транспортного средства. Что касается эксплуатационных дефектов, то они возникают либо по причине неправильного технического обслуживания, либо из-за естественного износа.
Причиной возникновения естественного износа деталей является постоянное трение между прилегающими поверхностями, а также усталость поверхностного слоя материалов. Естественный износ подразделяется на три вида: механический, молекулярно-механический и коррозионно-механический.
В свою очередь, механический износ включает в себя следующие группы износов.
Хрупкое разрушение.
Оно свойственно тем деталям, которые в процессе эксплуатации транспортного средства испытывают на себе ударные нагрузки. В частности, хрупкое разрушение свойственно рабочим поверхностям головок клапанов: они под воздействием мощных пружин ударяются часто и с большой силой.
Пластическая деформация.
Она возникает по причине воздействия существенных нагрузок на детали. Проявлением пластической деформации является то, что размер детали изменяется, но ее вес остается прежним. Чтобы было понятней, представьте себе знакомый с детства пластилин: когда вы его сминаете — происходит пластическая деформация. Что касается автомобиля, то пластической деформации подвергается, например, антифрикционный слой в подшипниках скольжения.
Абразивный износ.
Он появляется по причине царапающего или срезающего воздействия твердых посторонних частиц (пыли, грязи, продуктов износа — мельчайших опилок, стружки, и т.п.) между соприкасающимися и трущимися поверхностями. Наиболее характерный пример абразивного износа — это износ поршней, цилиндров, деталей поршневой группы.
Усталостный износ.
Многие знакомо такое физическое понятие, как «усталость металла». Данное явление возникает при длительной и сильной нагрузке на металл. Например, усталость металла можно наблюдать у железнодорожных рельсов, которые постоянно подвергаются мощному давлению со стороны проходящих поездов. Именно этим явлением и вызван усталостный износ деталей и механизмов в современных автомобилях. Например, он может возникнуть при трении качения; часто ему подвержены зубья шестерен, а также рабочие поверхности подшипников качения.
Что касается молекулярно-механического износа, то он возникает по причине молекулярного сцепления материалов, из которых изготовлены трущиеся поверхности соприкасающихся деталей. Например, вначале при относительном перемещении деталей их поверхности подвергаются пластическому износу, затем происходят местные контакты (на водительском сленге это называется «схватывание») на трущихся поверхностях. В результате происходит их разрушение, которое сопровождается отделением частиц металла либо их налипанием на трущиеся поверхности. Обычно молекулярно-механический износ возникает на этапе обкатки нового автомобиля. Следствием такого износа может являться заедание деталей и механизмов.
Название коррозионно-механического износа говорит само за себя: он подразумевает комбинацию механического износа и коррозии металла.
ПРИМЕЧАНИЕ
Коррозия — это разрушение металла, которое вызвано негативным воздействием химических или электрохимических процессов, протекающих во внешней среде. Всем хорошо известное ржавление металла является одним из распространенных видов коррозии.
Если с химической коррозией все более-менее понятно (та же ржавчина — результат химического взаимодействия воды и металла), то не все представляют себе, каким образом проявляется электрохимическая коррозия. В этой статье мы не будем вдаваться в научные подробности, а лишь приведем пример: атмосферная электрохимическая коррозия разрушительно воздействует на днище автомобиля, неокрашенные металлические детали, на внутренние поверхности крыльев, и др.
Проявлением коррозионно-механического износа является отслаивание поверхности металла, а также различные виды и степени его окисления.
Изнашиваться детали начинают сразу после начала эксплуатации нового автомобиля, поэтому уже через небольшой пробег они имеют какой-то износ. Однако это не значит, что их нужно сразу менять: периодичность замены изношенных деталей и допустимая степень износа регламентируется заводом-изготовителем. Износ деталей, который не требует их немедленной замены, называется допустимым.
СОВЕТ
Рекомендуется менять деталь не тогда, когда она достигла максимально допустимой степени износа, а немного раньше.
Если же деталь изношена настолько сильно, что нормальные условия работы узлов, агрегатов и механизмов автомобиля являются нарушенными, называется предельным. В этом случае эксплуатировать автомобиль запрещается до полной замены всех изношенных деталей. Игнорирование этого правила чревато не только потерей мощности двигателя, повышенным расходом топлива и иных расходных материалов, но и опасно с точки зрения безопасности движения. Известны случаи, когда, например, полностью разрушившийся подшипник ступицы являлся причиной того, что у автомобиля отваливалось колесо. Стоит ли говорить, какими катастрофическими последствиями может обернуться такая поломка во время движения автомобиля!