- Признаки неисправности масляного фильтра
- Как устроен масляный фильтр
- Как работает масляный фильтр
- Симптомы загрязненного масляного фильтра
- Как выбрать масляный фильтр
- Как заменить масляный фильтр
- История создания масляного фильтра
- Устройство масляного фильтра
- Принцип работы масляного фильтра
- Возможные неисправности масляного фильтра
Признаки неисправности масляного фильтра
Что такое масляный фильтр?
Как известно, под капотом любого автомобиля находится огромное количество различных составляющих, которые при работе соприкосаются друг с другом. Если остаться равнодушным к этому вопросу, то в конечном итоге подобные соприкосновения и всеобщее трение деталей может привезти к перегреву двигателя и дальнейшему его выходу из строя. Решение этой проблемы было давно найдено инженерами. Они решили заливать специальное масло-смазку, которая и уменьшила трение деталей. Стоит отметить, что смазочной элемент не вечен, и требует периодической замены, поскольку различная грязь и ошмётки металла часто засоряют и его, и двигатель машины. Инженеры решили и эту проблему: они придумали масляный фильтр, который уменьшает скорость засорения смазки.
Как работает масляный фильтр?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно детально изучить устройство масляного фильтра.
Основная деталь этого изделия — корпус. Его функция в работе устройства минимальна, однако без него фильтр не смог бы защищать некоторые свои элементы от различных поломок и повреждений. В корпусе расположены отверстия, через которые входит и выходит масло.
По бокам вы также можете найти маленькие дырки, которые предназначены для обеспечения передвижений масла внутри конструкции. Деталь связана с двигателем с помощью специального отверстия и резьбы — так масло перемещается из двигателя.
Также есть клапан в масляном фильтре, который по своей классификации является противодренажным. Его основная функция — перекрыть отверстие с большой резьбой. Объясним его работу на примере. Сам фильтр располагается либо в нижней, либо в средней части корпуса машины. Когда двигатель выключен, существует вероятность того, что масло перетечет обратно в фильтр. Резиновая крышка противодренажного клапана как раз и защищает автолюбителя от подобного конфуза.
Также немаловажной частью устройства является специальная пружина. Она давит на вышеназванный клапан, и заставляет масло оставаться в двигателе. В последние несколько лет была изобретена специальная пластинчатая пружина, которая заимела большую популярность у конструкторов, поскольку она занимает меньше места, чем обычная.
Основа этого прибора — особый материал, который реализует фильтрующую функцию. В большинстве случаев используется либо полиэстр, либо стекло — они самые эффективные в плане работоспособности. Если же один из этих материалов получается не таким жестким, как нужно, его иногда обрабатывают смолой.
Немаловажной частью является центральная трубка из стали. Она обеспечивает передачу масла, которое прошло фильтрацию, непосредственно в двигатель. Для стабилизации работы устройства, устанавливается специальный защитный клапан. Если давление повышается и превышает допустимую норму, то защитный клапан открывается и приводит все показатели в пределы допустимых. Герметичность обеспечивается за счет установки крышки, которая уравновешивает работу всех деталей.
Как работает масляный фильтр в автомобиле?
После изучения внутренней конструкции нужно понять, как устроена работа масляного фильтра.
Насос, расположенный внутри изобретения, фильтрует масло, выводя из него ненужные вещества, а затем отправляет его в двигатель. Под давлением из масла выходят все «токсины» – металлические детали и грязь. В конструкции любого такого устройства выделяются первичные медиа-типы, и вторичные. Первые нужны для того, чтобы очищать масло от крупной грязи — размером выше двадцати так называемых микрон.
Вторые предназначены для того, чтобы очищать грязь поменьше — от пяти микрон.
Очищенная жидкость перенаправляется обратно в двигатель машины через отверстие, которое расположено по центру.
Если в вашем автомобиле фильтр стоит уже несколько лет, то количество загрязнений, находящихся в нём, может быть очень велико. Эффективность фильтра в таком случае уменьшается в разы, поскольку масло очищаться уже не будет.
Симптомы загрязнения масляного фильтра
Как и в медицине, у любого устройства могут быть симптомы, диагностирующие его неполадки. Однако, в случае работы с этой частью автомобиля, стоит помнить о том, что определить на глаз, поломано изобретение, или нет, практически невозможно. Даже если фильтр и будет поломан, он все равно будет передавать масло обратно. Хоть и неотфильтрованное. А о его неполадках вы можете так никогда и не узнать.
Для того, чтобы оценить состояние детали, вам нужно будет отправиться на СТО. Либо же вы можете обратить внимание на некоторые детали:
-Двигатель перегревается. Это происходит из-за того, что детали не получают необходимое количество чистой смазки, и трутся друг об друга практически сухими. Приемлемая температура для двигателя — девяносто-сто градусов по цельсию. Если этот показатель выше, то, скорее всего, необходимо менять фильтр.
-Из машины вытекает масло. Неисправное устройство может лопнуть. Как следствие, под вашей машиной образуется лужа из масла. Это верный признак того, что необходимо срочно ехать на СТО.
Автомобильные двигатели состоят из различных металлических деталей, которые постоянно трутся друг о друга. Если оставить все как есть, то во время работы это трение нагреет мотор, и он выйдет из строя. Чтобы решить эту проблему, или хотя бы отсрочить ее, в двигатель заливают смазочное масло, благодаря которому уменьшается трение. Однако со временем грязь и кусочки металла засоряют эту смазку, а с ним и двигатель. Для того, чтобы масло как можно дольше сохраняло свою «свежесть», необходим масляный фильтр.
Существует множество разновидностей масляных фильтров
Как устроен масляный фильтр
Схематическое изображение масляного фильтра в разрезе
Для начала рассмотрим, из каких деталей состоит масляный фильтр.
- Корпус не оказывает большого влияния на работу масляного фильтра. Однако эта деталь позволяет сохранять целостность всех его внутренних элементов.
- Отверстия предназначены для входа и выхода масла в фильтр. Небольшие дырочки по краям служат для свободного перемещения масла в контейнер. С помощью резьбового отверстия в центре фильтр крепится к двигателю и по нему вытекает масло.
- Противодренажный клапан перекрывает большое резьбовое отверстие. Так как масляный фильтр расположен в середине или нижней части двигателя, то в выключенном состоянии все масло может слиться обратно в фильтр. Такому повороту событий и препятствует противодренажный клапан, который имеет резиновую крышку.
- Пружина работает вместе с противодренажным клапаном. Она давит на клапан, чтобы в нерабочем состоянии двигателя, масло не вытекло. В последнее время многие производители отдают предпочтение не классической пружине, а пластинчатой, которая занимает меньше места.
- Фильтрующий материал имеет множество мелких пор, состоит он в основном из микроскопических волокон целлюлозы и синтетических материалов. Нередко применяют стекло и полиэстер, которые повышают эффективность и долговечность фильтрации. Материал в некоторых случаях насыщают смолой, которая придает ему дополнительную жесткость и прочность. Складки имеют практические все фильтры. Такое расположение материала позволяет увеличить общую площадь его поверхности.
- Центральная стальная трубка является остовом всего фильтра, который к тому же отвечает за возврат отфильтрованного масла в двигатель.
- Предохранительный клапан расположен с другой стороны фильтра, напротив резьбового отверстия. В некоторых случаях давление внутри может повыситься, в результате некоторые внутренние элементы фильтра могут повредиться. Предохранительный же клапан в таких случаях открывается, чтобы стабилизировать давление.
- Крышка фильтра вместе с уплотнительным кольцом обеспечивают законченность и герметичность всей конструкции.
Как работает масляный фильтр
Принцип работы масляного фильтра
Теперь рассмотрим принцип работы масляного фильтра. Масляный насос прогоняет масло через фильтр, прежде чем оно попадет в двигатель. Вначале неочищенная смазка проходит под давлением через фильтрующий материал, в котором задерживается большинство загрязнений. Масляный фильтр состоит из двух медиа-типов: первичных и вторичных. Первичные предназначены останавливать крупные частицы размером свыше 20 микрон. Вторичные же фильтруют и улавливают более мелкие загрязняющие элементы размером от 5 микрон. Обратно масло вытекает через центральное отверстие в двигатель. Чем дольше фильтр установлен в автомобиле, тем больше загрязнений он в себе содержит. При прохождении масла через такой фильтр процедура очистки происходить не будет.
Симптомы загрязненного масляного фильтра
Если масляный фильтр работает неисправно, то Вы об этом, наверное, и не узнаете. Фильтр устроен таким образом, что даже при его загрязнении в двигатель будет поступать нефильтрованное масло, которое в любом случае лучше, чем полное его отсутствие. Чтобы проверить, исправно ли работает масляный фильтр, необходимо обратиться за помощью к автомеханику или снять фильтр самостоятельно. Однако в некоторых случаях необходимо просто прислушаться к своей машине.
- Перегрев. Когда автомобильные части трутся друг о друга без качественного смазочного материала, возникает чрезмерное тепло. Элементы двигателя за счет этого быстро изнашиваются, что в свою очередь вызывает дополнительную нагрузку на систему охлаждения. Плюс ко всему неотфильтрованные загрязнения превращаются в осадок и задерживаются в двигателе. Эти залежи становятся причиной пониженной теплопроводности. В результате этих факторов двигатель перегревается. Нормальный температурный режим работающего двигателя составляет 90-100 С. Если это значение выше, то одной из причин неисправности двигателя может быть загрязненный масляный фильтр.
- Утечка. Забитый или поврежденный масляный фильтр плохо реагирует на изменение температуры внутри мотора. Неисправные фильтры могут лопнуть или разорваться, что может привести к утечке масла, которое очень опасно для окружающей среды. Если Вы заметили, что какая-либо жидкость просачивается из автомобиля, то незамедлительно обращайтесь к профессиональным автомеханикам.
Как выбрать масляный фильтр
Масляный фильтр тоже нужно уметь выбирать, ведь некачественная запчасть может привести к поломке двигателя автомобиля.
- Для начала необходимо узнать, какие фильтры подойдут именно для Вашей модели машины и двигателя. На этот вопрос может ответить инструкция или руководство к Вашей машине. В ней, как правило, описано, какого размера, типа и материала фильтр необходимо устанавливать именно для Вашего железного коня.
- Покупать фильтры необходимо только в фирменных магазинах, в которых представлены оригинальные запчасти от крупнейших производителей.
- Проверьте складки на фильтре: чем они глубже, тем больше загрязнений в себе задержат.
- Выбирайте фильтры с металлическими заглушками. Картонные заглушки быстрее изнашиваются и их необходимо чаще менять.
- Обходные клапаны также должны быть изготовлены из металла, а не из пластика.
- Корпус фильтра должен быть достаточно жестким и прочным, чтобы при высоком давлении он не деформировался.
- Некоторые производители предлагают инновационные фильтры с магнитами, которые притягивают к себе мельчайшие металлические частички. Однако их эффективность еще не доказана и многие эксперты не советуют приобретать такие устройства.
- Обратите внимание на маркировку. Если она смазана, содержит грамматические ошибки и неточности, то это подделка.
- Резиновое кольцо должно плотно прилегать к корпусу фильтра.
Как заменить масляный фильтр
Регулярная замена масла и масляного фильтра – самый дешевый способ продлить жизнь двигателю автомобиля. Делать это рекомендуется раз в полгода. Далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию по замене фильтрующих и смазочных элементов в авто.
- Сливаем старое масло
Сливать масло необходимо при еще теплом двигателе, к примеру, после поездки. В противном же случае его необходимо прогреть. 2-3 минуты на холостом ходу будет достаточно. Пока мотор греется, приготовьте все необходимые инструменты и материалы:
- новое масло,
- новый фильтр,
- емкость для старого масла,
- газету,
- фонарик,
- гаечный ключ.
Когда двигатель прогреется до рабочего состояния, поднимите капот и открутите масляный колпачок в верхней части двигателя. В это отверстие Вы будете заливать новое масло, а пока давление воздуха поможет старому маслу стечь. Следующим шагом найдите масляный поддон, который расположен под автомобилем ближе к двигателю. На нем необходимо открутить болт. Непосредственно под заглушкой расстелите газеты и емкость для сбора масла. Жидкость будет вытекать несколько минут, после чего закрутите болт снова при помощи ключа.
Для начала найдите масляный фильтр, который может располагаться в передней, задней либо боковой части двигателя. Мы уже говорили о том, как устроен масляный фильтр. Ищите 10-15-и сантиметровый цилиндр, который окрашен обычно в черный, белый или синий цвет. Его необходимо медленно открутить. Наверняка он будет скользким, поэтому используйте тряпки или перчатки. А чтобы после удаления фильтра не разлилось много масла, оберните его полиэтиленовым пакетом. Также убедитесь, что вместе с фильтром была удалена и резиновая прокладка. Если она прилипнет к машине, то новый фильтр будет работать неисправно. Теперь пришло время установить новый фильтр. Смажьте уплотнительное кольцо новым маслом и прикрутите фильтр на место.
На последнем этапе заливаем новое масло и закручиваем масляный колпачок. После этого запустите двигатель и дождитесь, когда давление в фильтре стабилизируется. Проверьте также автомобиль на наличие утечки масла, которая будет свидетельствовать о том, что фильтр был установлен неправильно.
После проведенных работ рекомендуется старый фильтр и масло утилизировать в специальных пунктах.
Масляный фильтр – часть системы смазки автомобиля. Фильтр улавливает и задерживает продукты износа, очищая моторное масло.
Моторное масло не только смазывает детали, но и смывает с них нагар и микроскопическую стружку, неизбежно образующуюся при работе любого механизма. Если масло не очищать, абразивные частицы исцарапают рабочие поверхности трущихся деталей.
История создания масляного фильтра
Считается, что автомобильный масляный фильтр изобрел американец Бобби Эванс в 1923 году. Он назвал свое изделие «Purolator», «собрав» слово из трех других слов – «pure oil later»
Устройство масляного фильтра
Фильтр – часть системы смазки двигателя. Устанавливается, как правило, на корпусе масляного насоса. Для присоединения фильтра предусмотрен полый шток с наружной резьбой, совпадающей с внутренней резьбой в выходном отверстии фильтра. Внутри корпуса установлен фильтрующий элемент, обратный клапан и перепускной клапан. Для плотного примыкания к корпусу масляного насоса вокруг выходного отверстия в плоской торцевой части фильтра установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Для откручивания фильтра применяется специальный ременный или сегментный ключ, который можно приобрести в магазине автомобильных запчастей
В некоторых системах смазки (например, автомобиля Opel Corsa D) корпус фильтра является стационарным и не сменным элементом, и клапана вмонтированы в него. В таких системах меняется только мягкий фильтрующий элемент.
Принцип работы масляного фильтра
После запуска двигателя, масло под давлением начинает поступать из насоса в масляный фильтр через расположенные по кругу на торцевой части фильтра небольшие входные отверстия.
Перепускной клапан, под воздействием давления, пропускает масло в полость между корпусом фильтра и фильтрующим элементом. Масло «просачивается» сквозь него, фильтруется и попадает во внутреннюю полость масляного фильтра. После этого, пройдя через выходное отверстие, оно продолжает движение по системе смазки к трущимся деталям.
В подавляющем большинстве современных автомобилей применяется фильтрующий элемент из многократно сложенной бумаги
При загрязнении фильтрующего элемента или в случаях высокой густоты моторного масла, в фильтре открывается перепускной клапан. Он позволяет маслу проходить внутрь фильтра и далее по всей системе без очистки, минуя фильтрующий элемент. Перепускной клапан предусмотрен для того, чтобы исключить масляное голодание двигателя.
После отключения двигателя, насос прекращает подачу масла в фильтр. Происходит закрытие обратного клапана, что предотвращает вытекание масла из верхней части смазочной системы обратно в поддон картера двигателя. Это позволяет смазке оставаться в области трущихся деталей механизма ГРМ и уменьшает их износ при следующем запуске двигателя.
Возможные неисправности масляного фильтра
Фильтрующий элемент в состоянии улавливать и удерживать лишь определенный объем загрязнений. Когда он наполнен и «забит», открывается перепускной клапан фильтра и в системе, минуя фильтрующий элемент, начинает циркулировать неочищенное масло. Это ускоряет износ деталей двигателя и может привести к серьезным поломкам.
Обратный клапан фильтра удерживает масло в смазочной системе. В зависимости от размеров фильтра, его количество может быть весьма значительным. Когда масло для замены сливается из поддона картера, необходимо учитывать и тот объем, который удерживает масляный фильтр – он должен быть заменен одновременно с остальной массой, иначе старое, отработанное масло продолжит циркуляцию в смазочной системе. Именно поэтому очень важно менять моторное масло и масляный фильтр одновременно.
Магнит, прикрепленный к внутренней поверхности поддона картера АКПП – разновидность масляного фильтра. Он служит для улавливания наиболее крупных металлических абразивных частиц
Проанализировав состояние фильтра после замены, и зная пробег с момента предыдущего обслуживания, можно судить о состоянии двигателя автомобиля в целом.
К быстрому загрязнению фильтра может привести и попадание охлаждающей жидкости в масло при ее утечке из системы охлаждения.
Очень важно производить сезонную замену масла и масляного фильтра. Зимнее масло, даже в сравнении с всесезонным, более жидкое. Поэтому, даже при минусовых температурах, оно проходит через фильтрующий элемент, а не попадает в смазочную систему двигателя автомобиля без очистки. Это может привести к масляному голоданию, по крайней мере, в период запуска двигателя.
Масляные фильтры играют важную роль в процессе поддержания работоспособности двигателя и продления службы всех его деталей. Регулярная и своевременная замена этих фильтров важна не меньше, чем замена самого моторного масла.