- Датчик давления масла на «Газелях» и прочих ГАЗах: спецификация устройства, порядок проверки и замены
- Специфика и показатели датчика на автомобилях ГАЗ
- Местоположение ДДМ в «Газелях» и прочих авто этого семейства
- Проверка датчика давления масла своими руками
- Видео: самостоятельная диагностика устройства
- Порядок проверки
- Как заменить датчик давления самостоятельно
- Видео: замена устройства своими руками
- Датчики абсолютного давления газа (МАП сенсор) ГБО 4-го поколения: причины поломок и их устранение
- Назначение
- Устройство и принцип действия
- Неисправности и проверка работоспособности
- Ремонт своими руками
- Датчики абсолютного давления PS-01 и PS-02 – возможна ли взаимозамена
Датчик давления масла на «Газелях» и прочих ГАЗах: спецификация устройства, порядок проверки и замены
Автомобили семейства ГАЗ активно используются как в частном секторе, так и в коммерческом. Однако, как и любое транспортное средство, марка нуждается во внимании водителя к мелким деталям: например, к датчикам давления масла (ДДМ). Устройство автомобиля позволяет владельцу без особых трудностей произвести как диагностику этого прибора, так и его замену в случае выхода из строя. Наиболее популярный пример — авто марки «Газель».
Специфика и показатели датчика на автомобилях ГАЗ
В автомобилях семейства ГАЗ используется один вид механических датчиков этой разновидности. Его маркировка — ММ358. В качестве дополнительного оснащения к этому устройству идёт указатель, который информирует водителя о текущем состоянии в системе смазки. Указатель может быть установлен как в салоне, так и в подкапотном пространстве.
Спецификой дустройства ММ358 считается его конструкция: мембрана зафиксирована вместе с толкателем. В качестве чувствительного элемента выступает реостат, обмотка которого выполнена нихромовой нитью. Давление масла давит на мембрану, в связи с чем изменяется и давление на ползунки, которые тесно взаимодействуют с обмоткой реостата. В зависимости от характеристик давления в системе ползунок ползёт вверх или вниз (данные тут же передаются на указатель), если же давление критическое, в салоне загорается лампа-индикатор в виде красной маслёнки.
Датчик давления масла, который используется на всех моделях автомобилей ГАЗ
Датчики ММ358 в ГАЗ обладают следующими показателями работы:
напряжение в сети питания — 12 V;
сила тока не выше 0.15 А;
диапазон рабочих давлений устройства — от 0 до 6 кг/см;
сопротивление на выходе при отсутствии рабочего давления — от 159 до 173 Ом;
посадочная резьба ¼ дюйма;
подключение через винт М.
Местоположение ДДМ в «Газелях» и прочих авто этого семейства
В автомобилях семейства ГАЗ найти ДДМ достаточно просто благодаря специфике его подключения. Если открыть капот и посмотреть на механизмы сверху, то справа вверху можно увидеть ДДМ прямо над головкой блока цилиндров двигателя.
В ГАЗ иногда используется два вида устройств: один показывает текущее давление в системе, а другой выполняет функцию передачи сигнала в салон о критическом состоянии давления. Два датчика на показометр и на лампу вкручиваются в тройник, который подключается в головку блока цилиндров. Блок вмонтирован сразу же после термостата.
Благодаря удобному размещению выполнить демонтажные и монтажные работы будет очень просто
Проверка датчика давления масла своими руками
Если во время движения в салоне неожиданно раздаётся резкий сигнальный звук, а на панели приборов загорается лампочка, это может быть вызвано самыми разными причинами:
упал уровень масла;
износ вкладышей в подшипниках коленвала;
некорректная работа насосного устройства;
ДДМ вышел из строя или имеется замыкание в его проводке.
Как только появляется сигнал в виде маслёнки, необходимо сразу же заглушить двигатель и остановиться. Первым делом, разумеется, потребуется проверить уровень моторного масла — вполне возможно, что датчик сработал из-за недостатка смазочной жидкости в системе двигателя. Если это действительно так, то потребуется долить нужное количество масла и можно заводить двигатель и ехать дальше.
Однако в том случае, если причиной появления сигнала стал ДДМ, потребуется провести диагностику неисправностей. Владельцы автомобилей ГАЗ вполне справляются с этой процедурой самостоятельно.
Видео: самостоятельная диагностика устройства
Порядок проверки
Открыть капот, найти место фиксации датчика.
Выкрутить устройство и подключить его к манометру.
Переходник манометра подсоединить к гнезду датчика.
Провод заземления манометра соединить с массой автомобиля.
Потребуется использовать дополнительный провод: подключить лампочку или светодиод к клемме «+» на аккумуляторе и замкнуть провод на контакте датчика. Световой прибор должен загореться.
После этого потребуется завести мотор.
Плавно нажимая на педаль газа, нужно увеличивать обороты работы двигателя. Как только создастся давление 1.2–1.6 бар (бензиновые силовые агрегаты) или 0.7–1.05 бар (дизельные агрегаты), световой прибор должен погаснуть. Если лампочка/светодиод продолжает гореть даже при высоком давлении в системе, то агрегат неисправен.
Потребуется увеличить обороты до 2 тысяч об/мин. Масло уже должно прогреться до 80–90º С, поэтому давление в системе не должно быть менее 2 бар. Если показатель на манометре меньше, значит, в автомобиле сильный износ подшипников коленвала: сам датчик в норме.
Как заменить датчик давления самостоятельно
Замена ДДМ на автомобилях семейства ГАЗ — это довольно простая операция. Благодаря удобному расположению самого устройства в подкапотном пространстве демонтировать вышедший из строя датчик и заменить его на новый не составит труда. Единственное, потребуется дождаться, пока машина остынет, так как о горячие металлические части можно серьёзно обжечь руки.
Замена ДДМ на ГАЗ предполагает демонтаж и монтаж сразу двух устройств: как самого датчика, так и датчика-сигнализатора, который неразрывно с ним связан.
Для проведения замены необходимо заранее подготовить инструмент:
рожковый ключ на 17;
рожковый ключ на 22;
Первое, с чего начинается практически любая операция по замене приборов и механизмов — это поднятие крышки капота
Пошаговый алгоритм выполнения замены ДДМ на ГАЗ выглядит следующим образом:
Открыть капот автомобиля.
Отвернуть отвёрткой винт крепления провода к контакту датчика.
Точно так же отвернуть провода от сигнализатора, который подаёт команду на панель приборов в салоне.
Ключом на 17 откручивается сам датчик.
Ключом на 22 выкручивается датчик-сигнализатор.
После чего два новых устройства вставляются в посадочные гнёзда, при этом рекомендуется на резьбовые соединения предварительно нанести герметик.
Провода подключаются к датчикам посредством вкручивания винтов крепления.
После замены нужно завести мотор и проверить работоспособность новых устройств.
Если обнаружилась течь масла, необходимо ещё раз подтянуть соединения.
Видео: замена устройства своими руками
Водители автомобилей ГАЗ вполне могут обслужить свою машину без обращений в СТО. Конструкция механизмов ГАЗ достаточно проста, поэтому автолюбителю не придётся ломать голову над тем, где находится тот или иной агрегат и как именно провести его ремонт или замену. ДДМ — один из самых видных элементов в подкапотном пространстве ГАЗ. Поэтому его диагностика и замена при необходимости не потребует от водителя специфических знаний и умений.
Датчики абсолютного давления газа (МАП сенсор) ГБО 4-го поколения: причины поломок и их устранение
Последнее обновление — 28 мая 2020 в 11:23
В состав современного газобаллонного оборудования (ГБО) входит ряд электронных устройств, призванных обеспечить его надёжное и эффективное функционирование. Одним из таких приборов является мап сенсор ГБО 4 поколения, он же датчик абсолютного давления (ДАД), разрежения и часто температуры.
Назначение
Мап датчик ГБО представляет собой аналоговый или цифровой прибор, контролирующий абсолютное давление (АД) в системе ГБО, иными словами, степень разрежения воздуха во впускном коллекторе ДВС.
Полученные от датчика сведения поступают к системе управления газовыми форсунками для расчёта плотности и расхода воздуха при приготовлении газо-воздушной смеси. По величине АД определяется нагрузка на двигатель в конкретный момент времени при любом угле открытия дроссельной заслонки.
От корректной работы датчика абсолютного давления газа зависит соотношение воздуха и подаваемого газа в газо-воздушной смеси, поступающей к камере сгорания ДВС. В случае передачи некорректных данных на электронный блок управления (ЭБУ) ГБО качество смеси не будет соответствовать оптимальному значению (то есть смесь будет либо обогащённой, либо обеднённой), что приведёт, как минимум, к потере мощности и перерасходу топлива.
Общепризнанные производители ГБО 4 поколения обычно комплектуют свою продукцию датчиками давления газа. Однако эти устройства можно приобрести по отдельности и встроить в уже установленную систему.
Устройство и принцип действия
Несмотря на важность выполняемой работы, МАП сенсор является весьма надёжным, неприхотливым устройством. В корпусе прибора расположены пьезорезистивные преобразователи (датчики). Прибор сопоставляет давление в подводящем штуцере с давлением в этих датчиках, в зависимости от полученной разности посылает сигнал ЭБУ в виде выходного напряжения. По мере снижения АД (иными словами, с увеличением степени разрежения) в коллекторе значение выходного напряжения постепенно уменьшается.
Хотя МАП сенсор принято называть датчиком давления (поскольку это и есть его основное назначение), на самом деле он выполняет ещё дополнительные функции, а именно: измеряет разрежение воздуха, а иногда и температуру газа. То есть, в корпусе прибора фактически находятся два или три датчика, следящие за соответствующими параметрами.
Неисправности и проверка работоспособности
Практика эксплуатации МАП сенсора показывает, что нарушение его работоспособности нередко связано с неправильным монтажом. Необходимо понимать, что устанавливать прибор следует в точке, находящейся выше входного коллектора, а также рампы газового распределителя и фильтра тонкой очистки, к низу разъёмом (фишкой). Это исключает скопление пара, загрязнений и конденсата в корпусе датчика, повышает надёжность, корректность его работы.
Первыми признаками того, что МАП сенсор вышел из строя, являются:
- произвольный переход с газа на бензин и обратно;
- машина отказывается переходить на газ;
- «плавающие обороты» на холостом ходу;
- рывки при резком нажатии на акселератор;
- потеря приемистости;
- повышенный расход газа.
Помимо субъективной оценки можно применить «научный» подход с использованием вольтметра (для измерения напряжения) и медицинского шприца (для создания вакуума). Однако вряд ли найдётся много желающих утруждать себя подобным экспериментом.
Самый точный метод проверить работоспособность прибора (по давлению) — с помощью сервисного диагностического оборудования.
Чаще всего причиной неполадки является пробой датчика давления, он перестаёт фиксировать изменение давления газа. Однако и датчик разрежения может дать сбой, например в том случае, если перепутаны шланги давления и разрежения. Но есть производители, которые объединяют эти датчики для управления одним контроллером, тогда подключить шланги к map sensor можно в любом порядке.
Другой причиной может стать окисление проводов или утечка газа из-за износа резиновых уплотнителей (колец), потеря герметичности пластикового штуцера-тройника. Дефект не сложно обнаружить путём визуального контроля, а также исправить (в продаже имеется ремкомплект).
Большинство автомобилистов при возникновении малейших проблем с нормальной работой ГБО 4 поколения не стремятся проверить мап сенсор, а торопятся его поменять. В то же время во многих случаях есть реальная возможность «реанимировать» этот прибор, после чего он способен успешно проработать не один год. Таким образом, можно сэкономить порядка 3 тыс. рублей. Стоит ли игра свеч, каждый решает сам.
Ремонт своими руками
Отремонтировать МАП сенсор своими силами может даже не очень искушённый в этом деле автолюбитель. В частности, предлагается следующий порядок замены датчика давления и/или разрежения.
- Отсоединяется разъём, МАП сенсор демонтируется, производится его осмотр, очистка, продувка.
- С помощью острой отвёртки поддевается, затем снимается пластиковая крышка (либо откручиваются винты), открывая доступ к плате с датчиками.
- Откручивается плата и достаётся из корпуса.
- Выпаивается неисправный элемент.
- На его место впаивается новый датчик, далее надевается уплотнительное кольцо (стоимость датчика на алиэкспресс 350-450 рублей).
PS-02 марка датчиков давления MPXHZ6400A
Map-сенсор фирмы Стаг (Stag) PS-02 plus маркировка датчика — S030/bg9-15
После сборки остаётся поставить МАП сенсор на прежнее место, подсоединить разъём и проверить работоспособность ГБО.
Датчики абсолютного давления PS-01 и PS-02 – возможна ли взаимозамена
Эти популярные электронные устройства польского производства предназначены для ГБО 4-го поколения и устанавливаются в системах распределённого впрыска например Digitronic, Stag с целью передачи частотного сигнала ЭБУ. Оба прибора работают как на метане, так и на смеси пропан-бутан.
Их различие состоит в том, что МАП сенсор PS-01 измеряет лишь два параметра: давление газа у газовых форсунок, степень разрежения (вакуум) во впускном коллекторе, в то время как температура газа измеряется отдельным датчиком. А вот PS-02 более универсален: помимо давления и вакуума он определяет ещё тепловой режим (т.е. имеет в своём составе три разных датчика), что позволяет формировать более точный сигнал на ЭБУ.
При выходе из строя датчика PS-01 возникает естественное желание поменять его на более совершенный аналог. На первый взгляд, ничего сложного здесь нет, однако различная распиновка приборов может вызвать некоторые затруднения при решении данной задачи.
В нижеприведенной таблице приведены сведения о подключаемых контактах обоих МАП датчиков.
Модель датчика | № контакта/назначение/цвет | ||||
---|---|---|---|---|---|
PS-01 | 1 — питание белый | 2 — давление белый | 3 — вакуум белый | 4 — земля чёрный | — |
PS-02 | 1 — питание белый | 2 — температура оранжево-чёрный | 3 — давление белый | 4 — вакуум белый | 5 — земля чёрный |
Как видим, разъём PS-02 содержит 5 контактов, а разъём PS-01 – только 4 ввиду отсутствия температурного датчика. Тем не менее, переключиться с одного прибора на другой вполне возможно.
Что касается оранжево-чёрного и чёрного провода, то тут всё ясно: вместо температурного датчика они присоединяются к разъёмам PS-02 соответствующего цвета. А для правильного подсоединения белых проводов нужно обратить внимание на маркировку клемм PS-01. Она выглядит так: 1 — P1 (supply +), 2 — P2, 3 — P3 (MAP). Это значит, что клеммы Р1, Р2, Р3 соответствуют клеммам 1, 3, 4 на PS-02.
После подсоединения PS-02 остаётся демонтировать датчик температуры и ставший ненужным PS-01. Их можно выбросить, но лучше оставить – вдруг ещё пригодятся.