- 3.2. Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля и его составных частей. Система охлаждения и система смазки
- Обслуживание системы смазки Д-245Е3
- Проверка уровня масла в картере дизеля
- Замена масляного фильтра
- Техническое обслуживание дизеля Д-245
- Техническое обслуживание смазочной системы
- Техническое обслуживание системы охлаждения
3.2. Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля и его составных частей. Система охлаждения и система смазки
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ
Проверку уровня охлаждающей жидкости проводите ежесменно перед пуском дизеля.
Снимите пробку радиатора и проверьте уровень охлаждающей жидкости, который должен быть до верхнего торца заливной горловины. Не допускайте снижения уровня ниже, чем на 40 мм от верхнего торца заливной горловины.
ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Систему охлаждения заполняйте низкозамерзающей охлаждающей жидкостью.
Следите за температурой охлаждающей жидкости, нормальная рабочая температура должна быть 85-95°С. При повышении температуры выше рабочей проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
При необходимости, но не реже чем через каждые 120 тыс. км пробега транспортного средства, промойте систему охлаждения от загрязнений. Для промывки используйте раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды.
Промывку системы производите в следующем порядке:
- залейте в радиатор 2 л керосина и заполните систему приготовленным раствором;
- запустите дизель и проработайте 8-10 ч или 350-400 км пробега, после чего слейте раствор и промойте систему охлаждения чистой водой.
ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Для обеспечения нормальной работы дизеля соблюдайте следующие требования по обслуживанию системы смазки:
- заливайте в масляный картер только масло, рекомендованное к применению настоящим руководством (п.5.1. Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3. Руководство по эксплуатации. Приложение. Химмотологическая карта );
- своевременно производите замену масла и масляного фильтра, руководствуясь сроками указанными в п.3.1. (Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля) или по информации электронной системы
управления дизелем соответствующим блинк-кодом; - постоянно следите за значением давления масла по указателю давления, расположенному на панели приборов (при работе дизеля с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85 — 95°С, давление масла должно находиться на уровне 0,25 — 0,35 МПа, допускается значение давления на непрогретом двигателе до 0,8 МПа);
- регулировку значения давления производите в соответствии с рисунком 16 следующим образом;
— отверните пробку 4, снимите прокладку 5;
— в канале корпуса масляного фильтра 3 отверткой 7 поверните регулировочную проку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения давления (в зависимости от фактического давления);
— установите прокладку 5 и заверните пробку 4;
— при необходимости повторите указанные действия по регулировке.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить регулировку при работающем дизеле.
1 — фильтр масляный; 2 — жидкостно-масляный теплообменник; 3 — корпус масляного фильтра; 4 — пробка редукционного клапана; 5 — кладка пробки; 6 — пробка регулировочная; 7 — отвёртка.
Рисунок.16. Регулировка давления
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДИЗЕЛЯ
Проверка осуществляйте ежесменно перед пуском дизеля с помощью масломера, расположенного на блоке цилиндров дизеля.
Уровень масла должен быть между нижней и верхней метка масломера в соответствии с рисунком 17.
Проверку необходимо делать не ранее, чем через — мин 3-5 мин после остановки дизеля, когда масло полностью стечет в картер.
Запрещается работа дизеля с уровнем масла в картере ниже нижней и выше верхней меток на масломере.
Рисунок 17 — Проверка уровня масла в картере дизеля.
ЗАМЕНА МАСЛА В КАРТЕРЕ ДИЗЕЛЯ.
Замену масла в картере дизелей проводите через каждые 10 тыс. км пробега. а в случаях применения дублирующих масел или топлива с повышенным содержанием серы — через каждые 5 тыс. км пробега. Отработанное масло сливайте только из прогретого дизеля. Для слива масла отверните пробку масляного картера. После того, как все масло вытечет из картера, заверните пробку на место. Масло в дизель заливайте через маслозаливной патрубок до уровня верхней метки на масломере.
Заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящим руководством масло, соответствующее периоду эксплуатации.
ЗАМЕНА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА
Замену масляного фильтра производите каждые 10 тыс. км пробега или по результатам диагностики системы «COMMON RAIL» в соответствии с рисунком 18 одновременно с заменой масла в картере дизеля в следующей последовательности:
- отверните фильтр ФМ 009-1012005 или М5101 со штуцера 3, используя специальный ключ или другие подручные средства;
- наверните на штуцер новый фильтр ФМ 009-1012005 или М5101.
При установке фильтра на штуцер смажьте прокладку 4 моторным маслом.
После касания прокладкой опорной поверхности корпуса фильтра 1 доверните фильтр еще на 1 — 1,5 оборота. Установку фильтра на корпус производите только усилием рук.
Вместо фильтра ФМ 009-1012005 и М5101 допускается установка фильтр-патронов неразборного типа: мод. X149 фирмы «AC Lelko» (Франция), мод. L37198 фирмы «Purolator» (Италия) и других фирм, имеющих в конструкции противодренажный и перепускной клапаны с основными габаритными размерами:
- диаметр — 95 -105 мм;
- высота — 140 -160 мм;
- резьба — ¾»-16UNF.
1 —корпус фильтра; 2 — жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ); 3 — штуцер; 4 — прокладка фильтра; 5 — прокладка ЖМТ; 6 — клапан противодренажный; 7 — клапан перепускной; 8 — клапан предохранительный; 9 — пробка для слива охлаждающей жидкости; 10 — кольцо уплотнительное; 11 — предохранительный клапан ЖМТ: 12 — клапан редукционный.
Рисунок 18 — Варианты установки масляного фильтра без ЖМТ и с ЖМТ на дизелях Д-245Е3
Обслуживание системы смазки Д-245Е3
Для обеспечения нормальной работы дизеля соблюдайте следующие требования по обслуживанию системы смазки:
— заливайте в масляный картер только масло, рекомендованное заводом изготовителем.
— своевременно производите замену масла и масляного фильтра, руководствуясь сроками или по информации электронной системы управления дизелем соответствующим блинк кодом;
— постоянно следите за значением давления масла по указателю давления, расположенному на панели приборов (при работе дизеля с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85. 95°С, давление масла должно находиться на уровне 0,25. 0,35 МПа, допускается значение давления на непрогретом двигателе до 0,8 МПа);
Рисунок 1 – Регулировка давления масла.
— регулировку значения давления производите в соответствии с рисунком 1 следующим образом:
— отверните пробку 4, снимите прокладку 5;
— в канале корпуса масляного фильтра 3 отверткой 7 поверните регулировочную проку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения давления (в зависимости от фактического давления);
— установите прокладку 5 и заверните пробку 4;
— при необходимости повторите указанные действия по регулировке.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить регулировку при работающем дизеле.
Проверка уровня масла в картере дизеля
Проверку осуществляйте перед пуском дизеля с помощью масломера, расположенного на блоке цилиндров дизеля.
Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками масломера в соответствии с рисунком 2.
Проверку необходимо делать не ранее, чем через 3-5мин после остановки дизеля, когда масло полностью стечет в картер.
Запрещается работа дизеля с уровнем масла в картере ниже нижней и выше верхней меток на щупе.
Рисунок 2- Проверка уровня масла в картере дизеля.
Замена масла в картере дизеля
Замену масла в картере дизелей проводите через каждые 10 тыс. км пробега, а в случаях применения дублирующих масел или топлива с повышенным содержанием серы — через каждые 5 тыс. км пробега.
Отработанное масло сливайте только из прогретого дизеля.
Для слива масла отверните пробку масляного картера. После того, как все масло вытечет из картера, заверните пробку на место.
Масло в дизель заливайте через маслозаливной патрубок до уровня верхней метки на щупе.
Заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящим руководством масло, соответствующее периоду эксплуатации.
Замена масляного фильтра
Рисунок 3 – Варианты установки масляного фильтра без ЖМТ и с ЖМТ на дизелях Д-245Е3
Замену масляного фильтра производите каждые 10 тыс. км пробега или по результатам диагностики системы “COMMON RAIL” в соответствии с рисунком 3 одновременно с заменой масла в картере дизеля в следующей последовательности:
— отверните фильтр ФМ 009-1012005 или М5101 со штуцера 3, используя специальный ключ или другие подручные средства;
— наверните на штуцер новый фильтр ФМ 009-1012005 или М5101.
При установке фильтра на штуцер смажьте прокладку 4 моторным маслом.
После касания прокладкой опорной поверхности корпуса фильтра 1 доверните фильтр еще на 1. 1,5 оборота.
Установку фильтра на корпус производите только усилием рук.
Вместо фильтра ФМ 009-1012005 и М5101 допускается установка фильтр-патронов неразборного типа: мод. Х149 фирмы «АС Lelko» (Франция), мод. L37198 фирмы «Purolator» (Италия) и других фирм, имеющих в конструкции противодренажный и перепускной клапаны с основными габаритными размерами:
Техническое обслуживание дизеля Д-245
Для обеспечения длительной и безотказной работы дизеля следует придерживаться следующих основных положений:
— периодически проверять состояние крепления сборочных единиц, производить подтяжку креплений;
— перед пуском дизеля проверять уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
— после пуска до включения нагрузки дать дизелю поработать 2-3 мин сначала на минимальной частоте вращения холостого хода с постепенным повышением до максимальной частоты;
— нагружать дизель только после того, как температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения поднимется до 40°С;
— до включения нового дизеля в работу под нагрузкой произведите его обкатку;
— работа дизеля на холостом ходу более 15 мин не рекомендуется;
— не допускать перегрузки дизеля, во время работы и следить за показаниями контрольных приборов;
— не останавливать дизель перекрытием всасывающего тракта кроме аварийных случаев;
— применять топливо и масло только тех марок, которые рекомендованы заводом-изготовителем;
— содержать дизель в чистоте, не допускать течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, подсоса неочищенного воздуха в цилиндры;
— дизель может работать при продольных и поперечных наклонах не более 35°;
— перед остановкой дизеля после снятия нагрузки следует дать поработать ему в течение 3-5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости и масла, после чего остановить дизель перемещением рычага управления подачей топлива в положение, соответствующее прекращению подачи топлива (несоблюдение указанного порядка может привести к выходу из строя турбокомпрессора).
Техническое обслуживание механизмов дизеля заключается в регулярной регулировке зазора между клапанами и коромыслами, а также в подтяжке болтов крепления головки цилиндров после первых 4000 км пробега автомобиля.
Порядок регулировки клапанов и подтяжки крепления головки цилиндров см. «Установка ГБЦ и клапанного механизма Д-245».
Техническое обслуживание смазочной системы
Проверку уровня масла в картере дизеля надо осуществлять ежедневно с помощью указателя уровня масла, расположенного на блоке цилиндров дизеля с правой стороны.
Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками указателя.
Проверку следует производить не ранее чем через 3-5 мин после остановки дизеля, когда масло полностью стечет в картер.
Не допускается работа дизеля с уровнем масла в картере ниже нижней и выше верхней метки на указателе.
Для замены масла в картере дизеля надо отвернуть пробку масляного картера на прогретом дизеле.
После того, как все масло вытечет из картера, завернуть пробку.
Масло в дизель надо заливать через маслоналивной патрубок до уровня верхней метки.
Очистку ротора центробежного масляного фильтра надо производить одновременно с заменой масла.
Для этого нужно выполнить следующее:
— отвернуть гайку 1 крепления колпака центробежного масляного фильтра и снять его;
— застопорить ротор от проворачивания, для чего вставить между корпусом фильтра и днищем ротора отвертку или стержень и, вращая ключом гайку 4 крепления стакана ротора, снять стакан ротора 3;
— проверить состояние защитной сетки ротора и, при необходимости, очистить и промыть ее;
— с помощью скребка удалить слой отложений с внутренних стенок стакана ротора.
Перед сборкой стакана с корпусом ротора резиновое уплотнительное кольцо надо смазать моторным маслом.
Затем совместить балансировочные риски на стакане и корпусе ротора.
Гайку крепления стакана надо заворачивать с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор.
— После сборки ротор должен легко без заеданий вращаться от толчка рукой.
После этого надо установить на место колпак центробежного масляного фильтра и завернуть гайку колпака моментом 35-50 Нм.
При установке на дизеле масляного фильтра с бумажным фильтрующим элементом его замену надо производить, так как описано в статье «Масляный фильтр дизеля Д-245».
Техническое обслуживание системы охлаждения
Для проверки уровня охлаждающей жидкости необходимо открыть краник, расположенный в передней части расширительного бачка (для автомобилей выпуска до 2000 г). Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.
На автомобилях последних лет выпуска охлаждающую жидкость в расширительный бачок необходимо заливать по меткам.
Проверка натяжения ремня привода вентилятора производится через 4000 км пробега автомобиля или автобуса. Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала
— шкив генератора находится в пределах 12…17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н.
Систему охлаждения надо заполнять низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, или чистой мягкой водой. Жесткую воду следует смягчать добавкой 10-12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости должна быть 75…95°С. При повышении температуры выше нормальной следует проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
При необходимости, следует промыть систему охлаждения от загрязнений. Для промывки надо использовать раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1л воды.
Промывку системы надо производить в следующем порядке:
— залить в радиатор 2 л керосина и заполнить систему приготовленным раствором;
— запустить дизель и проработать 8-10 ч, после чего слить раствор и промыть систему охлаждения чистой водой.
Техническое обслуживание топливной системы заключается в проведении проверки состояния аппаратов системы, надежности их крепления, очистке, промывке или замене фильтров, сливе отстоя из фильтров грубой (ФГО) и тонкой (ФТО) очистки топлива и топливного бака.
При зимней эксплуатации рекомендуется чаще сливать отстой из топливной системы в объеме 100-300 мл.
Если отстой из бака не сливается своевременно, существенно сокращается ресурс фильтрующих элементов ФТО, топливоподкачивающего насоса и насоса ручной прокачки топлива.
Повышенное содержание воды в топливе при зимней эксплуатации вызывает засорение топливозаборника кристаллами льда, что приводит к отказу дизеля при пуске.
ВНИМАНИЕ! добавление в дизельное топливо бензина существенно снижает ресурс топливной аппаратуры и дизеля.
В нормальных условиях эксплуатации при ТО-1 надо слить отстой из корпуса ФГО.
При заправке бака автомобиля неотстоенным топливом отстой из ФГО топлива сливать не реже одного раза в неделю.
При проведении технического обслуживания надо произвести промывку фильтрующего элемента в чистом дизельном топливе, а затем продуть сжатым воздухом под давлением 0,3-0,4 МПа.
При эксплуатации автомобиля в условиях повышенной запыленности промывку ФГО надо производить через каждые 350…400 км пробега.
При заправке баков автомобилей неотстоенным топливом фильтрующий элемент следует заменить при снижении мощности дизеля, но не реже проведения регламентных работ.
Для слива отстоя из ФГО надо отвернуть пробку 1 в нижней части стакана фильтра и слить отстой до появления чистого топлива. Затем завернуть пробку.
Для очистки фильтра надо:
— слить топливо из фильтра через сливную пробку 1;
— отвернуть четыре болта и снять колпак 2;
— промыть сетку фильтрующего элемента 4 бензином или дизельным топливом, продуть сжатым воздухом под давлением 0,3…0,4 МПа;
— произвести сборку в обратном порядке.
Для слива отстоя из фильтра тонкой очистки топлива надо отвернуть пробку 4 в нижней части фильтра и слить отстой до появления чистого топлива. Затем завернуть пробку.
Для замены фильтрующего элемента ФТО надо:
— слить топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса;
— отвернуть гайки крепления крышки 1 и снять крышку;
— вынуть из корпуса фильтрующий элемент 2;
— промыть внутреннюю полость корпуса 3 фильтра;
— собрать фильтр с новым фильтрующим элементом;
— отвернуть пробку для удаления воздуха на корпусе топливного насоса на 1-2 оборота и штуцер на фильтре тонкой очистки топлива;
— прокачать систему с помощью топливопрокачивающего насоса, закрывая последовательно при появлении топлива пробку 3 на корпусе топливного насос и пробку 1 на фильтре тонкой очистки.
Техническое обслуживание ТНВД производят на стенде.