- Автослесарь
- Определение профессии слесарь по ремонту автомобилей
- Автослесарь или автомеханик — в чем разница
- Общие обязанности
- Достоинства
- Недостатки
- Профессиональные риски
- Как стать слесарем по ремонту автомобилей
- Сколько зарабатывают автомеханики?
- Зарплата на 28.02.2021
- Заключение
- Автослесарь: профстандарт и должностные инструкции
- Кто это такой?
- Плюсы и минусы профессии
- Разряды
- Должностная инструкция
- Требования
- Личные качества
- Знания и навыки
- Обучение и карьера
- Зарплата
Автослесарь
Видео о профессии
На сегодняшний день в нашей стране официально насчитывается более 42 млн. легковых автомобилей в собственности граждан. Если посчитать коммерческий и грузовой транспорт, эта цифра вырастет еще на несколько миллионов. И все эти машины ломаются, требуют регулярной диагностики, технического обслуживания.
Необходимые услуги предоставляет слесарь-автомеханик — специалист с высшим или средним специальным образованием. С увеличением количества автомобилей растет и популярность профессии, с помощью которой можно хорошо заработать или даже сделать неплохую карьеру.
Определение профессии слесарь по ремонту автомобилей
В автомобильной мастерской могут работать такие специалисты:
- механик-диагност — выполняет первичный осмотр объекта, применяя для этого специальное диагностическое оборудование. Выявляет неисправности, устанавливает их причины, направляет авто к работнику, обладающему необходимыми для восстановления объекта знаниями;
- моторист — занимается ремонтом двигателей, внесением изменений в их конструкцию;
- маляр — выполняет лакокрасочные работы с учетом проблем покрытия, в соответствии с его особенностями. Знает принципы проведения шпатлевания и окраски, владеет разными техниками работ и приемами предупреждения коррозии металла;
- автоэлектрик — проверяет качество работы электрооборудования в машине, выявляет сбои и устраняет их, повышает функциональность систем;
- вулканизаторщик — занимается проверкой работы автомобильных камер и при необходимости ремонтирует их;
- автожестянщик — специалист по кузовному ремонту, вытягиванию и устранению вмятин, исправлению повреждений на автомобиле, полученных в результате механического воздействия.
Стоит учесть, что слесарь, способный отремонтировать автобус или грузовую машину, должен обладать рядом дополнительных знаний и навыков. Таких автомехаников выносят в отдельную группу.
Автослесарь или автомеханик — в чем разница
Понятия автослесарь и автомеханик часто сливаются, но это актуально только для небольших сервисов, где действительно обычно работают универсалы. На деле, описание профессии автомеханик подразумевает руководителя среднего звена. Ее представитель отлично знает строение автомобиля, функции его систем и отдельных частей, сценарии их поломки и способы ремонта. Он больше работает головой, чем руками, контролируя процесс восстановления машины, распределяя работу среди автослесарей. Именно последние, приняв во внимание рекомендации руководителя, выполняют основную часть работы по устранению проблем в работе механизма или его усовершенствованию.
Еще одно отличие в уровне образования этих специалистов. Чтобы стать автослесарем, достаточно прослушать курсы продолжительностью 3-6 месяцев. Автомеханики — это сотрудники со средним специальным или даже высшим образованием.
Общие обязанности
Перечень действий, выполняемых автослесарем на рабочем месте, зависит от уровня его образования, мастерства, профиля. Универсалы в этой области встречаются все реже, обычно сотрудники оттачивают свои навыки в одном из многочисленных направлений. При этом каждый мастер должен уметь выполнять ряд обязательных манипуляций.
В автомастерской слесари по ремонту автомобилей занимаются следующим:
- проведение диагностики с помощью специальных приспособлений и традиционных способов;
- рихтовка кузова с целью устранения последствий механического воздействия;
- ремонт очевидных и скрытых повреждений;
- проведение сварочных работ;
- проверка функциональности программного обеспечения, электроники автомобиля, отладка нарушенных функций;
- установка, замена, усовершенствование деталей, узлов и агрегатов;
- ремонт бензиновых и дизельных двигателей с учетом особенностей разных марок;
- замена фильтров, технических жидкостей;
- тюнинг, экстерьерные работы.
Обязанности автомехаников по большей части представлены контролем работы персонала. Нередко именно они общаются с клиентами, поставщиками деталей, представителями страховых компаний, проверяющими службами.
Достоинства
При наличии навыков автослесаря, подтвержденных профильным образованием, можно не переживать по поводу трудоустройства. Даже начинающий специалист всегда сможет найти себе место основной работы или подработки. Автомеханик с коммерческой жилкой и амбициями даже способен запустить перспективный и прибыльный самостоятельный проект.
Положительные стороны профессии автослесаря:
- достойный уровень дохода — то, сколько зарабатывает сотрудник, зависит только от его желания и способностей. Дополнительным плюсом считается стабильность заработка за счет отсутствия выраженной сезонности;
- разнообразие вариантов обучения — это могут быть курсы, посещение колледжа или техникума, ВУЗ. Среди автослесарей встречается и множество самоучек без профильного образования;
- постоянный и растущий спрос на услуги — количество автомобилей постепенно растет, что обеспечивает автослесарей стабильным потоком заказов;
- возможность совмещать работу с выполнением частных заказов, а также брать смены сразу в нескольких мастерских;
- хороший способ завязать полезные связи, набрать собственную базу — многие высококлассные работники довольно быстро «обрастают» собственными клиентами. Последние обычно без проблем переходят в новую мастерскую, если сотрудник меняет место работы или запускает свой бизнес;
- отсутствие ограничений по возрасту — одно из немногих направлений, где возраст не становится проблемой при поисках работы. Нередко он, наоборот, становится дополнительным плюсом.
Как и в ряде других профессий здесь важную роль играет опыт. Наличие стажа в несколько лет позволяет соискателям претендовать на хорошие места в крупных сервисах.
Недостатки
- Во-первых, на самом старте карьеры зарплата может оказаться довольно низкой, но по мере набора опыта она будет расти.
- Во-вторых, это физически сложная работа. Она подразумевает серьезные нагрузки и профессиональные риски.
- В-третьих, условия в ремонтных боксах нередко не самые комфортные. Иногда мастерам приходится работать прямо на улице в любую погоду.
Рассматривая плюсы и минусы направления, стоит учесть, что у автослесаря должны присутствовать определенные качества, без которых ему будет сложно рассчитывать на успех. В этот перечень входят: наблюдательность, способность концентрировать внимание и логически мыслить, аккуратность, ответственность. У работника не должно быть проблем с моторикой, зрением и слухом.
Профессиональные риски
В большинстве случаев работа автослесарей сопряжена с плохими условиями труда. Многие детали машин имеют значительный вес, а перемещать их зачастую приходится вручную. Повышенными физическими нагрузками сопровождается ремонт грузовых автомобилей, автобусов.
Мастера вынуждены дышать парами технических жидкостей, лакокрасочных материалов, растворителей. Они контактируют с горюче-смазочным сырьем, способным вызывать ожоги и аллергические реакции. Чтобы починить автомобиль работникам приходится в течение долгого времени находиться в неудобных позах.
Как стать слесарем по ремонту автомобилей
Автомеханик или автослесарь с дипломом на рынке труда ценится выше, чем самоучка, поэтому даже при наличии таланта в работе с механизмами стоит позаботиться об образовании. Если совсем не хочется тратить время на учебу, надо хотя бы посетить курсы. Их продолжительность составляет от 1-2 месяцев до полугода, причем, основная часть времени отводится на практику.
В профильный колледж или техникум можно поступить после 9-го или 11-го класса. Срок обучения будет составлять от 2 до 3 лет. Для поступления в ВУЗ с целью обучения на автомеханика нужно хорошо сдать профильную математику, русский язык, а также физику или информатику. Срок обучения составит 4-5 лет, а результатом станет диплом автомеханика широкого профиля.
Сколько зарабатывают автомеханики?
На начальном этапе заработная плата автослесаря составляет 25-35 тыс. рублей. По мере набора опыта этот показатель будет повышаться. Мастера, имеющие хороший стаж, в среднем получают 80-100 тыс. рублей. в месяц. Механик-автослесарь с собственной базой клиентов и связями способен открыть свой бизнес. Если все сделать правильно, доход может составлять от нескольких сотен тысяч рублей в месяц.
Зарплата на 28.02.2021
Россия
25000—120000 ₽
Москва
30000—150000 ₽
Заключение
Профессия слесаря по ремонту автомобилей стремительно набирает популярность. Задумываясь о карьере в этом направлении, стоит учитывать востребованность представителей отдельных специальностей. В частности, на рынке отмечается серьезный недобор автоэлектриков, которым работодатели готовы предлагать самые выгодные условия труда.
Автослесарь: профстандарт и должностные инструкции
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Все хотя бы раз слышали про работу автослесаря. Однако необходимо точно знать, что говорит профстандарт об этой должности, что предписывают типовые должностные инструкции. Автослесарь должен иметь определенные личные качества, знания и навыки.
Кто это такой?
Работа автослесаря подразумевает, как следует из ее названия, простейшие виды манипуляций с частями автомобиля. Простейшие — значит те, которые можно выполнить вручную или с помощью элементарной техники. Этот специалист занимается не только починкой транспорта, но и элементарной технической диагностикой. Некоторые люди думают, что слесарь по ремонту автомобилей — то же самое, что автомеханик. Но это серьезное заблуждение.
Специфические особенности работы автомеханика — то, что он концентрирует свои усилия собственно на ремонте и техническом обслуживании транспорта. Также он будет выполнять множество других работ и манипуляций. Автослесарь подчиняется автомеханику. Дело в том, что характеристика работы последнего подразумевает более глубокое знание современной автомобильной и ремонтной техники. Автослесари чуть хуже разбираются в моторах и других технически сложных узлах транспорта.
Однако они могут окрасить машину, а при необходимости — заняться сварочными работами.
Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется автомеханику и выполняет все его непосредственные распоряжения. Процесс работы автосервиса обычно подразумевает приемку прибывших машин автомехаником. Он оценивает сложившуюся ситуацию и дает указания, как и что непосредственно ремонтировать.
Слесари в крупных фирмах, как и механики, имеют узкую специализацию.
Плюсы и минусы профессии
Количество автомобилей если и не будет расти, то во всяком случае уменьшаться не станет. Потому количество специалистов, работающих с ними, тоже не должно сильно снижаться. Учитывая же растущую распространенность гуманитарных профессий, востребованность автослесарей и автомехаников будет только увеличиваться. Кроме того, такие специалисты могут работать почти в любой организации. Ведь без автомобиля сегодня не обходится ни одно производство, ни один торговый или выставочный комплекс, да и не только они.
Вывод очевиден: слесарям по ремонту автомашин безработица в обозримой перспективе почти не грозит. По той же причине уровень дохода будет достаточно высок. Что немаловажно, специалисты по ремонту машин имеют возможность быстро «раскрутиться», обзавестись новым кругом интересных знакомств. Хороший мастер быстро становится известен автовладельцам в своем городе и даже регионе. Это позволяет существенно уменьшить зависимость от конкретных нанимателей.
Некоторые автомеханики и автослесари, набрав опыт, открывают собственные предприятия, и эти ремонтные предприятия процветают. Однако подобная профессия имеет и достаточно серьезные недостатки. Так, обязательно придется иметь приличную физическую форму. Кроме того, ремонт автомашины включает множество трудоемких, кропотливых работ.
Органы дыхания будут постоянно страдать от топливных паров, испаряющейся смазки и прочих технических жидкостей, реагентов. Шумы и вибрации тоже сложно назвать полезными для здоровья. Часть манипуляций приходится проводить на открытом воздухе, порой в весьма плохих погодных условиях.
И все это стоит дополнить еще повышенной ответственностью ремонтных служб. От их деятельности зависит как спокойствие автовладельцев, так и сама их жизнь, здоровье.
Разряды
Автослесарь 1 разряда разбирает простые узлы автомашин. Ему нужно владеть:
- ключевыми приемами работ такого рода;
- принципами использования слесарных и контрольно-измерительных средств (систем);
- основными сведениями о металлах и ГСМ, о других технических жидкостях и средствах для мытья машин.
Представители такой рабочей профессии, как слесарь 2 разряда по работе с грузовыми машинами, должны разбирать основные грузовые автомобили (кроме узкоспециальных и оснащенных дизельными моторами). Подобные специалисты могут уверенно работать с малотоннажными автобусами и мотоциклами, с легковыми автомашинами. Им нужно овладевать:
- ключевыми данными об устройстве автомашин и мотоциклов;
- правилами сборки-разборки простых деталей;
- методами работы с автомобильной проводкой;
- требованиями к креплению различных деталей;
- методами использования пневматического и электрического инструмента;
- главной информацией о допусках и посадках, о квалитетах и шероховатости.
3 разряд по специальности автослесаря дает право работать с дизельными и сложными автомашинами, длинномерными автобусами, мотороллерами. У таких сотрудников есть также право крепить ответственные резьбовые соединения и менять деградировавшие детали. Они смогут разбирать сложные аппараты и электрическую аппаратуру. Автослесарь 3 разряда полностью готов вести слесарную обработку деталей на уровне 11-12 квалитета. Разумеется, нужно знать основные параметры шероховатости металла.
4 разряд автослесаря означает примерно такие виды работ:
- монтаж распредвалов;
- разборку электрогенераторов;
- починку и сборку всех видов моторов;
- визуальную проверку и разборку гидравлических трансформаторов;
- регулировку углов схождения колес;
- манипуляции с коробками передач, мостами и тормозными колодками.
Слесарь-автомеханик 5 разряда умеет отрегулировать и испытать на стендах и на шасси особо сложные аппараты и узлы. Он должен менять их при повседневном техническом обслуживании. Этот специалист устанавливает приборы и агрегаты автомобильной электроаппаратуры, включает их. Также он занимается сложной и особо ответственной слесарной обработкой. 5 разряд означает, что специалист сможет выяснить причину повреждения или износа сопряженных деталей, обнаружит эти дефекты и устранит их.
Стоит упомянуть и об автослесарях 6 разряда. Такие мастера могут работать на стендах и на шасси, оценивая состояния самых сложных узлов и аппаратов. Они ремонтируют узлы любой сложности, регулируют их и испытывают. По итогам работы оформляется необходимая приемо-сдаточная документация. Мастеру нужно владеть всеми навыками, которые позволяют полностью восстановить изношенные части и упрочнить их.
В ЕТКС прописаны и разряды слесарей-электриков по ремонту электрооборудования. 2 разряд дает право разбирать и чинить различные простые электротехнические компоненты. Специалисты такого уровня работают с тройниками, коробками и муфтами. Автослесари 3 разряда работают с амперметрами, вольтметрами и селеновыми выпрямителями. Они уже могут работать с аппаратурой средней сложности и заниматься строповкой грузов.
4 разряд слесаря по ремонту автоэлектрики означает готовность работать с электроаппаратурой в условиях тугой ограниченной посадки. Этот разряд дает право заниматься заземлением и занулением электроаппаратуры. Обычно подобные специалисты могут работать на железнодорожном транспорте. Они ремонтируют и налаживают работу основной электроаппаратуры тепловозов, электровозов. Также они занимаются различными манипуляциями с:
- разрядниками;
- панелями;
- электрощитами;
- токоприемниками;
- мотор-вентиляционными приборами;
- противопожарными установками;
- монтажными схемами;
- токоприемниками;
- турбогенераторами.
Отдельно стоит рассказать про ремонтников по ремонту двигателя. 2 разряд дает право работать с частями моторов на уровне 11-12 квалитетов. Мастера шплинтуют второстепенные детали, прокачивают масляные каналы, обмеряют различные узлы и агрегаты. 3 разряд позволяет работать с отдельными узлами газотурбинных моторов, а поршневые двигатели всех типов и марок — разбирать и собирать.
Специалисты такого уровня клеймят сложные детали, монтируют на двигатели несложные второстепенные узлы.
Должностная инструкция
Согласно типовой должностной инструкции, обязанности автослесаря заключаются прежде всего в:
- разборке простых составных частей;
- рубке зубилом;
- резке и опиливании деталей;
- мытье частей;
- прогонке резьбы;
- нанесении смазки на детали.
Также автослесарь делает разделку, изоляцию различных частей проводки, паяет провода. Он проверяет работоспособность различных деталей при помощи необходимых приспособлений. Также он ставит приборы и аппараты по выверенной схеме, включает их в сеть. Слесарь по ремонту автомобилей еще занимается:
- сложной слесарной обработкой;
- балансировкой частей в статике и динамике;
- диагностикой и регулировкой самых разных агрегатов;
- проверкой соответствия узлов технологическим условиям;
- оценкой правильности сборки, фиксацией достигнутых эксплуатационных параметров.
Назначение и снятие с должности слесаря по ремонту автомобилей производится приказами руководства организации. Для занятия такой должности нужно получать полное профессионально-техническое образование. Автослесарь лично готовит рабочее место, оценивает наличие требуемой материальной части. Он также лично готовит машины к ремонту, отмывает и очищает их. Его обязанностью является такое закрепление авто, которое исключит опасность несчастных случаев.
Определение ремонтопригодности отдельных деталей проводится в тесном контакте с водителями. По итогам работы автослесарь дает отчет о достигнутом результате, об использованных деталях. Если он не может устранить вероятные причины аварии или несчастных случаев, он обязан немедленно уведомить свое руководство.
Также мастер проходит минимум раз в год медицинские осмотры. Его непременной обязанностью является исполнение норм охраны труда, санитарных правил, использование средств индивидуальной защиты в положенных случаях.
Требования
Личные качества
Характерными особенностями такого профессионала являются:
- отличная память;
- развитое внимание;
- умение быстро анализировать ситуацию;
- общительность;
- быстрое переключение внимания;
- физическая и интеллектуальная выносливость;
- кропотливость, аккуратность.
Знания и навыки
Утвержденный профстандарт описывает эти знания и навыки так:
- применение ручного, пневматического и электрического инструментария;
- проверка работоспособности отдельных деталей;
- оценка герметичности;
- проверка качества крепежных элементов;
- проверка давления различных магистралей и шин;
- проверка комплектности автотранспорта;
- визуальное выявление внешних дефектов;
- владение принципами устройства всех автомобилей, особенностями работы их отдельных частей.
Обучение и карьера
Чтобы стать автослесарем, надо поступать в колледжи на такие специальности:
- «наземные транспортно-технологические средства»;
- «наземные транспортно-технологические комплексы»;
- «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Похожую подготовку и повышение квалификации ведут среднетехнические и обычные факультеты Балтийского университета имени Канта, государственного университета Сахалина, Саратовского университета имени Вавилова. Если же решено выбрать именно колледжи, желательно ориентироваться на московские, нижегородские, набережно-челнинские, ижевские образовательные учреждения. Именно там есть наилучшая техническая и производственная база. Однако важно понимать, что опытным мастером автослесарь, автомеханик становится только после 2-3 лет активной практики. Потому желательно еще в процессе обучения присматривать вакансии.
Чаще всего начинают с помощника автослесаря. Опыт работы именно так и нарабатывается. Основную должность можно получить минимум через 2-3 месяца. Рассчитывать на большой карьерный рост не приходится, есть только 2 основных ступени — помощник и мастер. Но с течением времени благосостояние будет расти.
Зарплата
Автослесарь, как уже говорилось, получает сравнительно достойные деньги. В среднем зарплата составляет от 20 до 80 тысяч рублей. Наибольший доход таких специалистов в европейской части страны — в Москве. Многое, впрочем, зависит от конкретного предприятия и от уровня квалификации. В ХМАО и ЯНАО можно получать даже чуть больше, чем в столице (не 50, а 55-56 тысяч).
Вот еще несколько цифр:
- Тульская область – 43 тысячи;
- Мурманская область – 42 тысячи;
- Дагестан – 42 тысячи;
- Карелия – 41,5 тысячи;
- Камчатский край – 46 тысяч.