- Замена двигателя: в каких случаях необходима регистрация замены, документы и порядок оформления
- Когда требуется оформление замены двигателя в ГИБДД в 2020 году
- Нормативная база
- Оформление замены двигателя в ГИБДД
- С другими параметрами
- На полностью новый
- Замена мотора на контрактный
- Необходимые документы для оформления
- Заявление в ГИБДД о замене двигателя
- Срок оформления
- Стоимость замены
- Чем грозит отсутствие регистрации двигателя
- Нюансы процедуры
- Меняем мотор: как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2021?
- Изменения в конструкции: есть или нет?
- Когда изменений в конструкции нет
- А если изменения в конструкции есть?
- Шаг 1. Проходим предварительную экспертизу
- Шаг 2. Получаем разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС
- Шаг 3. Меняем двигатель
- Шаг 4. Проходим повторную экспертизу
- Шаг 5. Проходим техосмотр
- Шаг 6. Проходим проверку в ГИБДД
Замена двигателя: в каких случаях необходима регистрация замены, документы и порядок оформления
Запчасти авто, в т.ч. двигатель внутреннего сгорания (ДВС), имеют установленный производителем ресурс эксплуатации. Капитальный ремонт движка на распространенные модели машин является более дорогой процедурой для владельца, чем полная замена данного агрегата. Недостатком этого решения является то, что замена двигателя может осложнить или заблокировать регистрационные действия с автомобилем.
Узнайте как заменить двигатель.
Когда требуется оформление замены двигателя в ГИБДД в 2020 году
Замена ДВС может быть обусловлена необходимостью ремонта или желанием собственника повысить мощность авто. Во втором случае нередко избегают перерегистрации, т.к. меньшие показатели мощности в ПТС позволяют сэкономить на транспортном налоге и страховке.
Приобрести новый мотор на авто можно у производителя, в сертифицированной им компании, на разборке (б/у) или в фирме, которая поставляет контрактные двигатели. В первых двух случаях, а также при покупке мотора, аналогичного по модели, марке и характеристикам, специальное оформление замены может не понадобиться. В остальных случаях регистрация конструктивных изменений необходима и может представлять существенные юридические сложности.
До изменений в законодательстве при утилизации машины могли выдать справку о высвобождении номерного агрегата (в данном случае – мотора). При постановке на другое транспортное средство (ТС) этот документ подтверждал правомерность действий владельца и легальность детали. После упрощения правил регистрации данный принцип был упразднен, а оформление нового двигателя зависит от его соответствия данным ПТС.
Нормативная база
Нормативной базой для регистрации авто и его агрегатов в 2020 году является последний приказ МВД №399. Он выпущен 27 сентября 2018 г. и вступил в силу с 7 октября того же года.
По закону более ранние правовые акты, положения которых противоречат новому приказу МВД, признаются недействительными.
Важно правильно заменить двигатель.
Сразу после вступления в действие Приказа №399 утратили силу следующие акты:
- Приказ МВД РФ №1001 от 24.11.2008 («О порядке регистрации ТС»);
- Приказ МВД №626 от 27.08.2010, №28 от 20.01.2011, пункт №3 приложения к Приказу №974 от 29.08.2011, №259 от 13.02.2015, пункт 1.11 приложения к Приказу №707 от 6.09.2017, пункт 1 и 2.2.23.2 (4 абзац) Приложения к Приказу №139 от 20.03.2017 («О внесении изменений в правовые акты»);
- Приложение №2 (п.3) к Приказу МВД от 7.08.2013.
При отказе в регистрации машины необходимо потребовать письменный документ с обоснованиями и ссылками на действующий документ МВД. Если отказ мотивируется пунктами устаревших правовых актов, его можно оспорить с помощью жалобы в вышестоящие органы или судебного иска.
Для контрактных моторов учитывается также регламент Таможенного союза («О безопасности колесных ТС»). При подозрении в краже агрегата, угоне авто и других противоправных действиях сотрудники Госавтоинспекции руководствуются и положениями Уголовного кодекса РФ (последняя редакция – 19.02.2019).
Оформление замены двигателя в ГИБДД
Основной факт, на который следует опираться владельцу ТС при смене мотора – это то, что с 2018 года, согласно положениям Приказа №399, двигатель не является номерным агрегатом. К перечню таких агрегатов продолжают относиться только рама (шасси), кузов и кабина. Эти детали идентифицируют автомобиль, поэтому они подлежат особому учету.
Двигатель, который исключен из списка номерных деталей, не подлежит обязательному переоформлению при замене.
Однако это не означает, что его номер не учитывается вовсе: при регистрации ТС изменения в номере мотора фиксируются сотрудниками ГИБДД и вносятся в паспорт авто (ПТС).
Из-за различий в строгости осмотра авто в разных регионах автоюристы рекомендуют уточнять правила регистрации на горячей линии местного ГИБДД перед ремонтом с заменой движка. Обращение в Госавтоинспекцию перед покупкой б/у двигателя позволяет проверить историю агрегата – наличие запретов на регистрацию и заявлений об угоне машины, с которой снят предлагаемый мотор.
С другими параметрами
В ходе ремонтных работ двигатель не обязательно меняется на аналогичный. Причиной выбора агрегата с иными параметрами может быть отсутствие нужной детали на рынке б/у запчастей, желание увеличить действительную мощность ТС, наличие мотора другой модели и др.
Замена мотора на более мощный является изменением конструкционных характеристик ТС. При внесении изменений в конструкцию машины зарегистрировать ее в стандартном порядке невозможно.
Есть разные двигатели с разными параметрами.
Чтобы узаконить такую замену, нужно предпринять следующие действия:
- подать заявление в ГАИ о намерении изменить конструкцию ТС путем установки двигателя иной модели и мощности;
- пройти независимую экспертизу, которая установит степень безопасности такого преобразования, соответствие новой детали конструкции авто и порядок установки мотора (данные экспертизы прикладываются к заявлению);
- получить резолюцию ГИБДД на внесение конструктивных изменений;
- заменить мотор и обратиться на сертифицированную СТО для техосмотра и заполнения диагностической карты;
- собрать пакет документов для регистрации ТС и предоставить переоборудованный автомобиль для осмотра в ГИБДД.
Проводить замену рекомендуется в сертифицированных сервисных центрах. После ремонта владелец получает декларацию о замене и копию лицензии сервиса на проведение работ. При согласовании замены ГИБДД выдает свидетельство о том, что изменения соответствуют правилам, ПТС с отметками о них и СТС.
Стоимость процедуры определяется не только размером госпошлины за оформление, но и ценой работ в автосервисе и независимой экспертизы.
На полностью новый
Замена движка новым, выпущенным заводом-изготовителем машины или производителем, который был сертифицирован заводом, не требует длительной процедуры переоформления. После замены следует обратиться в ГИБДД с соответствующим заявлением и получить ПТС с изменениями. Смену номера мотора можно зафиксировать и при перерегистрации авто после заключения договора купли-продажи автомобиля.
При покупке агрегата с конвейера собственник машины защищен от риска покупки детали с угнанного ТС, однако приобретение обойдется дороже, чем двигатель б/у.
При замене блока цилиндров применяется аналогичная процедура. Если установленные детали аналогичны предыдущим или разрешены к установке на данную модель мотора, то общая конструкция не подвергается изменению. Маркировка деталей влияет на номер двигателя, поэтому при регистрационных действиях в ПТС нужно вписать новые данные.
Если производитель авто не указывает артикулы выбранных цилиндров в перечне запасных частей для двигателя указанной марки и модели, то их установка повлияет на конструктивные данные. Процедура оформления в этом случае такая же, как для установки мотора с иными характеристиками.
Замена мотора на контрактный
Контрактный ДВС – это агрегат, который получают при демонтаже автомобиля, утилизированного или купленного на аукционе. В большинстве случаев такие двигатели попадают в Россию из США, Японии и стран Европы. В отличие от других контрактных запчастей, которые снимаются с машин уже на территории России, моторы демонтируются за рубежом и проходят таможню в качестве отдельного агрегата.
Можно заменить мотор на контрактный.
Вследствие зарубежного происхождения запчасти на контрактный мотор обязательно должна быть таможенная декларация (ГТД).
В остальном процедура оформления зависит от характеристик устанавливаемого двигателя и его соответствия модели машины.
Документы на контрактный двигатель готовит фирма, которая занимается ввозом этой запасной части через границу.
Владельцу следует удостовериться, что номер на детали не спилен, не вытравлен и не перебит. Цифры должны быть читаемыми и легко разбираться при осмотре.
Необходимые документы для оформления
Для внесения изменений, связанных с установкой мотора, нужно представить следующие документы:
- паспорт собственника авто и ПТС (копии и оригиналы);
- свидетельство о регистрации машины;
- сертификаты на детали, чеки и квитанции о купле агрегата;
- ГТД (для контрактных моделей);
- заявление о замене мотора с резолюцией инспектора ГИБДД;
- дополнительные документы, если были изменены конструктивные характеристики (результаты и протокол независимой экспертизы, декларация, заполненная в автосервисе или самостоятельно, диагностическая карта).
При установке мотора, аналогичного по характеристикам или модели, не нужно подтверждений купли-продажи детали. Документы, которые удостоверяют покупку, могут потребоваться только в том случае, если источник двигателя (ТС) числится в розыске. Автоюристы рекомендуют сохранять чеки и квитанции на моторы, а также обязательно записывать данные продавца при покупке б/у детали.
Заявление в ГИБДД о замене двигателя
В заявлении о смене мотора, которое подается в ГИБДД, нужно указать следующие сведения:
- данные о собственнике (ФИО, адрес);
- сведения об автомобиле (тип ТС, марка, модель, цвет, мощность в соответствии с ПТС, VIN-номер, номер двигателя, кузова и шасси);
- регистрационный знак и документ;
- описание необходимых изменений (тип, марка и модель агрегатов, метод установки).
В конце заявления ставится дата и подпись собственника. По результату рассмотрения заявления ГИБДД выдает решение о возможности внесения изменений в конструкцию. Ниже перечисляются наименования и адреса инстанций, где может быть проведена проверка машины после ремонта. Решение обязательно заверяется датой и резолюцией инспектора ГИБДД.
Образец бланка предоставляется в отделениях Госавтоинспекции и на официальном ресурсе ГИБДД.
Срок оформления
Сроки оформления зависят от происхождения и модели мотора. При установке детали, аналогичной предыдущей, владельцу придется потратить только время на ожидание очереди. Новое свидетельство о регистрации и исправленный ПТС выдается в день обращения. Чтобы сократить время ожидания, можно записаться в отдел ГИБДД по телефону или через электронную очередь.
При установке двигателя иной модели и мощности срок регистрации увеличивается из-за необходимости дополнительных экспертиз. Владельцу ТС придется прийти в офис Госавтоинспекции для подачи заявления о намерении изменить конструкцию авто, затем получить ответ ГАИ, произвести замену и обратиться в госорган повторно.
Примерная цена обслуживания двигателя.
Стоимость замены
Размер госпошлины при внесении новых сведений в паспорт ТС составляет 350 руб., а при перерегистрации авто с другим двигателем – 800 руб.
Чем грозит отсутствие регистрации двигателя
Если собственник не поставит на учет авто в установленном законом порядке, то его может ожидать штраф от 500 до 800 руб. При установке более мощного мотора и отсутствии сведений о конструктивных изменениях в ПТС инспектор выпишет штраф в размере 800 руб.
При повторных нарушениях свидетельство о регистрации ТС может быть аннулировано. Штраф за езду без регистрации может составить до 5000 руб. (при повторных нарушениях). К злостным нарушителям инспектор может применить и другой тип взыскания – лишение водительского удостоверения на срок до 3 месяцев.
При подтверждении факта угона или признаках уничтожения номера на двигателе машина будет изъята и эвакуирована на штрафстоянку до выяснения обстоятельств.
Наличие незарегистрированных изменений в конструкции авто существенно осложняет продажу ТС. Например, покупатель не сможет поставить его на учет, если не будет располагать результатами экспертизы, чеками на мотор и другими необходимыми документами.
Наиболее сложно узаконить изменение, если произведенная замена не предусмотрена заводом-изготовителем ни в одной конфигурации данного авто.
Нюансы процедуры
Одним из основных нюансов процедуры является получение отказа в регистрации. Сотрудник ГИБДД должен предоставить письменный отказ со ссылкой на правовые акты, которые послужили основанием для отказа.
Отказать в регистрации могут в следующих случаях:
- номер мотора затерт;
- двигатель куплен без документов;
- авто, к которому относится мотор, числится в угоне.
В случае отсутствия номера или документов собственнику придется обратиться в Научно-исследовательскую автомобильную и автомоторную организацию (НАМИ) для проведения экспертизы. Отдел переоборудования ТС проводит идентификацию агрегатов, сверку их номеров и определение изготовителя. После получения заключения НАМИ можно повторно обратиться в ГИБДД.
Если ТС, с которого сняли мотор, находится в списке угнанных, то машину могут направить на экспертизу, а на собственника завести уголовное дело. Избежать ответственности помогут документы, которые подтверждают покупку (чек, квитанция и др.). Вне зависимости от результатов рассмотрения уголовного дела воспользоваться купленной запчастью владельцу не удастся.
Запрет регистрационных действий на авто, с которого снят купленный двигатель, не должен распространяться на данную деталь.
Еще один нюанс оформления – необходимость уплаты утилизационного сбора при ввозе мотора из-за рубежа. Действие соответствующего Приказа МВД распространяется на все агрегаты, ввезенные в РФ после 1 сентября 2012 г.
Меняем мотор: как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2021?
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Представим: вы купили машину, а двигатель другой! Как быть? Неужто невнимательность при проверке автомобиля сыграла с вами злую шутку? А что, если это более мощный мотор или, скажем, он не соответствует требованиям безопасности к транспортным средствам? А если он не проходил по базе ГИБДД? А если инспектор угрожает штрафом, «розгами» и конфискацией автомобиля?
Спокойно! Вопрос решаемый: никто вас не накажет, а возможные проблемы при регистрации легко устраняются. Прежние проблемы ушли в прошлое, по новым правилам оформление замены двигателя в ГИБДД нужно вам, только если это повлечет конструктивные изменения в автомобиле. А иначе не стоит и «дергаться» – изменения в регистрационные данные внесут при следующем посещении автоинспекции, скажем, при продаже машины новому владельцу. Разбираем нюансы по новым правилам 2020 года.
Изменения в конструкции: есть или нет?
Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2018 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Дело в том, что номер мотора, маркировка и любые другие сведения о нем, кроме мощности, не относятся к регистрационным данным. Они указываются лишь в паспорте ТС, а его водитель с собой возить не обязан.
Вот и получается, что сверить соответствие номера и маркировки инспектор в дорожных условиях не сможет. Изменения в госреестр вносятся, но только при последующем обращении в ГИБДД по иной причине, специально «сдаваться» с новым мотором не нужно. Но это, уточним, касается только идентичного, «юридически чистого» двигателя, без перебитых номеров, розысков и прочих проблем.
Иная ситуация, если новый мотор мощнее или, наоборот, слабее прежнего.
Мощность двигателя – один из регистрационных реквизитов ТС (пп. 9 п. 2 ст. 11 ФЗ № 283 «О государственной регистрации ТС в РФ»), отображается в свидетельство о регистрации (его водитель возить с собой обязан).
Если она меняется, это признается внесением изменений в конструкцию автомобиля. И тогда владельцу придется пройти все 7 кругов оформления замены двигателя на более мощный через Ростехнадзор и ГИБДД.
Когда изменений в конструкции нет
Представим, что в ТС установлен новый контрактный двигатель аналогичной мощности. Конструктивных изменений не произошло, а значит подаваться в ГИБДД специально не нужно. Что в реальности было установлено под капот автомобиля или бензобак мотоцикла, выяснится лишь при перепродаже или иных регистрационных процедурах, когда автомобиль будет представлен к осмотру на площадке в автоинспекции.
Если замена двигателя не связана с изменением конструкции ТС, внесение сведений в госреестр ТС о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра (п. 52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019).
Раньше замену двигателя без документов инспектор бы точно не пропустил: будь добр представь целый комплект бумаг, включая договор купли-продажи мотора в сборе как отдельного силового агрегата. Сегодня все гораздо проще: никакие документы на замененный двигатель при перерегистрации ТС ни новому, ни старому владельцу не нужны. Прямо на площадке осмотра инспектор проверит, ни изменялась ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, предназначен ли агрегат для этой модели ТС и т.д.
Если все это в порядке, оформление замены двигателя на мотоцикле или авто пройдет «без сучка и задоринки»: инспектор внесет новые данные в государственный реестр и выдаст новый ПТС. Всё! Каких-либо других манипуляций проводить не нужно. Цена вопроса – госпошлина в размере 350 рублей (275 рублей при оплате через Госуслуги) за замену ПТС.
А если изменения в конструкции есть?
В таком случае будьте готовы к чрезмерной бюрократии, нервотрепке, очередям и непомерным расходам, явно превышающим 350 рублей. Дело в том, что конструктивные изменения влекут изменения содержания и состава регистрационных данных, содержащихся в соответствующей записи госреестра и документах, идентифицирующих автомобиль.
Это уже отдельное регистрационное действие, предусмотренное пп. 2 п. 4 ст. 10 ФЗ № 283, проходить его обязательно. И все бы ничего, но пройти его можно только на основании свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности.
Если замена двигателя связана с внесением изменений в конструкцию ТС, внесение сведений в госреестр транспортных средств о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (абз. 2 п. 52 Правил).
Это правило касается случаев замены двигателя на меньший объем, на большую мощность, количество оборотов и при изменении прочих характеристик. Без указанного свидетельства переоформить двигатель невозможно, а его эксплуатация – повод для привлечения владельца к ответственности по ст. 12.1 КоАП. Получить такое свидетельство сложно. Но, возможно. Рассказываем, как.
Шаг 1. Проходим предварительную экспертизу
Первая ваша цель на пути к оформлению замены контрактного двигателя – это заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС на предмет возможности внесения в нее изменений, выданное испытательной лабораторией. Без него ГИБДД не выдаст разрешение на внесение изменений. Заключение оформляется как государственными инспекциями, так и частными аккредитованными сертификационными центрами. Что выбрать, решать владельцу – экспертиза проводится на платной основе. Вот пример такого заключения.
В документе обосновывается возможность внесения конструктивных изменений с технической точки зрения, описывается порядок необходимых для этого работ, а также делается вывод о соблюдении требований к безопасности ТС.
Шаг 2. Получаем разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС
Такое разрешение выдается технадзором ГИБДД. Для его получения владелец ТС должен представить (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 413 от 06.04.2019):
- заявление на внесение изменений в конструкцию;
- гражданский паспорт заявителя;
- заключение предварительной экспертизы.
На практике инспектор может потребовать представить еще и автомобиль для осмотра и фотографирования, но законом это не предусмотрено. Инспектор должен провести проверку документов, и на их основании выдать разрешение или отказать в его выдаче (п. 6 Правил, утв. Постановлением № 413)
Шаг 3. Меняем двигатель
Проводить модификацию могут лишь сертифицированные организации, аккредитованные на выполнение соответствующего вида технических работ. Их может провести в том числе частная организация, выдавшая вам заключение предварительной экспертизы. Затем она должна составить заявление-декларацию об объеме и качестве работ». Ниже – образец такого заявления на случай, если вы будете менять двигатель самостоятельно.
Шаг 4. Проходим повторную экспертизу
Ее можно пройти в той же организации, которая давала предварительное заключение. Если все в порядке, аккредитованная организация выдает протокол проверки безопасности конструкции ТС. В нем подтверждается, что результаты оценки безопасности соответствуют требованиям технических регламентов в части внесенных конструктивных изменений. Вот пример такого заключения.
Шаг 5. Проходим техосмотр
Пройти его можно у любого оператора ТО. Список аккредитованных из реестра операторов размещен на сайте РСА. Оператор выдает вам диагностическую карту.
Шаг 6. Проходим проверку в ГИБДД
Финальный этап – оформление замены двигателя в Ростехнадзоре ГИБДД. Для этого обращаемся в уполномоченное подразделение и подаем (п. 8 Правил, утв. Постановлением № 413):
- заявление о выдаче свидетельства;
- гражданский паспорт владельца;
- заполненное заявление-декларацию;
- заключение (протокол) проверки безопасности конструкции ТС;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 850 рублей;
- разрешение ГИБДД на внесение конструктивных изменений.
Подразделение ГИБДД производит осмотр автомобиля с внесенными в его конструкцию изменениями, осуществляет проверку представленных документов и по результатам этих действий выдает свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности (п. 9 Правил, утв. Постановлением № 413).
Ну вот и все, на этом процедура оформления замены двигателя в ГИБДД в 2020 году завершится. Останется только получить на основании свидетельства новый паспорт на автомобиль и продолжать его законно эксплуатировать. Цена вопроса – 15-50-100 тысяч рублей в зависимости от марки автомобиля, двигателя и запросов аккредитованной на проведение экспертиз организации.