- Виды и особенности использования детских удерживающих систем
- Что такое ДУУ
- Почему необходимо использовать ДУУ
- Законодательные основы
- Виды удерживающих устройств
- Классификация детских автокресел
- Каркасные и бескаркасные кресла
- Сертификат соответствия
- Преимущества и недостатки бустеров и адаптеров ремня
- Разрешенные удерживающие устройства для перевозки детей
- Что это
- Какие разрешены в использовании
- Бустеры для перевозки детей в автомобиле
- Правила пользования
- Как выбрать
- Штрафы при езде без оберегающего приспособления
- Видео: Детские удерживающие устройства (ПДД).
Виды и особенности использования детских удерживающих систем
Когда в семье появляется ребенок, автомобиль становится еще более ценным помощником. Главная задача родителей – обеспечить максимальную безопасность маленького пассажира. Помогут в этом специальные детские удерживающие устройства, которые необходимо правильно подобрать в зависимости от возраста, веса и индивидуальных особенностей ребенка.
Что такое ДУУ
Детское удерживающее устройство (ДУУ) – это целый комплекс приспособлений, предназначенных для безопасной перевозки ребенка в автомобиле.
Детское удерживающее устройство обеспечит максимальную безопасность ребенка в автомобиле
В зависимости от возраста и веса ребенка могут применяться разные виды ДУУ, в число которых входят:
- автолюльки;
- автокресла;
- бустеры;
- адаптеры ремня безопасности.
Согласно российскому законодательству, такие устройства необходимо использовать при транспортировке детей с момента их рождения и до 12 лет. Однако в силу индивидуальных особенностей развития ребенка, применять ДУУ можно и в более взрослом возрасте.
Подбирать удерживающее устройство нужно не только на основании рекомендаций производителей, но и с учетом индивидуальных параметров вашего ребенка.
Почему необходимо использовать ДУУ
Основные средства пассивной безопасности автомобиля (удерживающие ремни, система Airbag) созданы с учетом параметров взрослого человека. Обеспечить должную безопасность маленькому пассажиру они не смогут. Растущий организм ребенка еще не окреп, поэтому при сильных ударах и под воздействием высоких скоростей дети могут получить гораздо более тяжелые травмы.
Штатные ремни безопасности в автомобиле предназначены для пассажиров ростом не менее 150 см. Если пристегнуть таким ремнем ребенка, лямка, фиксирующая грудной и плечевой отделы, окажется в области шеи малыша. В результате при аварии и даже при более резком торможении ребенок может получить серьезные травмы шейных позвонков.
Детские удерживающие системы максимально адаптированы под особенности маленьких пассажиров в зависимости от их возраста. Надежно фиксируя малыша, они помогают избежать травм как при фронтальных, так и при боковых ударах.
Устанавливая автокресло на переднее сиденье, необходимо обязательно отключать подушку безопасности
Законодательные основы
Обязательное применение детских удерживающих устройств в автомобиле закреплено на уровне российского законодательства. Согласно пункту 22.9 правил дорожного движения, перевозка детей в возрасте до 7 лет в легковом автомобиле или кабине грузового транспорта должна осуществляться с использованием ДУУ, соответствующих росту и весу ребенка.
Маленьких пассажиров в возрасте от 7 до 12 лет Правила дорожного движения разрешают перевозить без удерживающих устройств, пристегнув штатным ремнем безопасности. Однако перевозка при этом должна осуществляться только на заднем сиденье автомобиля. Если ребенок находится на переднем сиденье, применение ДУУ остается обязательным.
За нарушение пункта 22.9 ПДД РФ водитель будет оштрафован в соответствии с ч.3 п.12.23 КоАП РФ. Для физических лиц размер штрафа составит 3 000 рублей, для должностных лиц, отвечающих за транспортировку детей, – 25 000 рублей, для юридических лиц – 100 000 рублей.
Виды удерживающих устройств
В зависимости от конструктивных особенностей, выделяют четыре основных вида удерживающих устройств для маленьких пассажиров. Каждое из них может применяться только в определенном возрасте.
- Автолюлька. Используется для транспортировки детей от рождения и до 6-12 месяцев. Главная особенность заключается в том, что в люльке ребенок находится в безопасном изогнутом ложе, повторяющем форму тела. Также ДУУ дополняет фиксирующий голову воротник. Ставится люлька строго против движения автомобиля. При установке такого удерживающего устройства на переднем сиденье водитель обязан отключить подушку безопасности пассажира.
- Автокресло. Самый распространенный вид ДУУ, предназначенный для перевозки детей сидя. Впрочем, некоторые автокресла-трансформеры позволяют регулировать положение и перевозить малыша лёжа, сидя или полусидя. Оснащены пятиточечными ремнями и дополнительной защитой от боковых ударов.
- Бустер. Данное устройство представляет собой сиденье без дополнительной спинки. Позволяет приподнять ребенка относительно сиденья, чтобы безопасно пристегнуть его штатным автомобильным ремнем.
- Адаптер ремня безопасности – специальная треугольная накладка, устанавливающаяся на штатный автомобильный ремень безопасности. Адаптер позволяет зафиксировать ремень так, чтобы верхняя его часть не находилась в районе шеи маленького пассажира.
Классификация детских автокресел
Из всех перечисленных устройств автокресла являются наиболее удобными и надежными. В зависимости от роста, веса и возраста ребенка принято выделять несколько основных групп детских автокресел.
- Группа 0 – автомобильные люльки, предназначенные для новорожденных детей до 6 месяцев. В таких устройствах могут перевозиться грудные дети, вес которых не превышает 10 кг.
- Группа 0+. В эту группу также входят автолюльки для перевозки младенцев. Допустимый максимальный вес увеличен до 13 кг, а возраст – до одного года.
- Группа 1 включает в себя автокресла, в которых можно перевозить детей в возрасте до 4 лет. Максимально допустимый вес ребенка – 18 кг.
- Группа 2 – автокресла с ограничениями по весу от 15 до 25 кг. Возрастная категория – до 7 лет.
- Группа 3 предназначена для более взрослых детей в возрасте от 7 до 12 лет. Максимальная нагрузка на такое устройство составляет 36 кг.
Также существуют дополнительные категории, рассчитанные на более широкие возрастные рамки.
- Группа 0+/1. Допускает транспортировку детей в возрасте от 6 месяцев до 3,5 лет. Ограничения по весу ребенка – от 0 до 18 кг.
- Группа 1-2-3. Данные ДУУ предназначаются для маленьких пассажиров от 1 года до 12 лет, вес которых составляет от 9 до 36 кг.
- Группа 2-3. В таких устройствах перевозят детей от 3,5 до 12 лет. Ограничения по весу – от 15 до 36 кг.
Каркасные и бескаркасные кресла
Еще одну классификацию автокресел можно выделить в зависимости от их конструкции. Существуют каркасные (классические) и бескаркасные ДУУ.
В классических вариантах автокресел присутствует жесткий каркас, обеспечивающий поддержку позвоночника. В случае аварии каркас частично погашает силу удара. Единственным минусом каркасных устройств является их габариты и вес: если у родителей нет своей машины, а кресло они приобретают для периодической транспортировки ребенка в чужих автомобилях, постоянно снимать и устанавливать устройство довольно проблематично.
Бескаркасные варианты решают эту проблему. Их легко брать с собой для перевозки в автомобилях друзей, арендованных машинах или в такси. Также бескаркасное кресло легко адаптируется под рост ребенка, поэтому может служить долгие годы. Однако по сравнению с классическими вариантами автокресел, бескаркасные устройства обладают меньшей степенью защиты ребенка (например, у них отсутствует защита от боковых ударов).
Бустер – устройство, помогающее более безопасно фиксировать ребенка с помощью штатного ремня безопасности
Сертификат соответствия
Выбирая автокресло для своего ребенка, родители должны обратить внимание на наличие сертификата соответствия, подтверждающего соответствие ДУУ нормам стандарта ЕЭК ООН N 44-04 (ГОСТ Р 41.44-2005).
Маркировка соответствия обычно наносится на само автокресло. Кроме того, при приобретении устройства копия подтверждающего документа выдается вместе с автокреслом.
Наличие сертификата соответствия говорит о том, что приобретаемое детское удерживающее устройство действительно способно обеспечить безопасность ребенка во время поездки и в случае аварийной ситуации.
Преимущества и недостатки бустеров и адаптеров ремня
Если вопросов о выборе ДУУ для перевозки маленьких пассажиров в возрасте до 4-5 лет обычно не возникает, то родители детей постарше уже могут выбирать, какое устройство лучше использовать: автокресло, бустер или адаптер ремня.
Конечно, бустер или адаптер гораздо удобнее автокресла. Они не занимают много места, их легко можно взять с собой, чтобы использовать, например, во время поездки в такси. Однако и бустер, и адаптер ремня имеют самый важный недостаток – меньший уровень безопасности:
- эти устройства не защищают от бокового удара;
- они используются только со штатным ремнем безопасности, в то время как пятиточечный ремень, применяемый в автокреслах, гораздо надежнее фиксирует ребенка.
Если автомобилист слишком рано «пересадит» своего ребенка из автокресла в бустер или же станет пристегивать с помощью адаптера ремня, это не обеспечит должной защиты, а, наоборот, может серьезно навредить.
Детское удерживающее устройство должно быть в каждом семейном автомобиле, перевозящем детей в возрасте до 12 лет. Наиболее безопасным и удобным для ребенка является детское автокресло, надежно защищающее как при фронтальных, так и при боковых ударах. Родителям важно подбирать устройство в зависимости от веса, роста и возраста ребенка и помнить о том, что любые нарушения в правилах перевозки детей в автомобиле подвергают серьезной опасности вашего ребенка.
Разрешенные удерживающие устройства для перевозки детей
Если применяемая ранее фраза «иные средства», размещённая в ПДД, допускала использование практически любых устройств или конструкций, удерживающих детей во время движения, теперь ситуация кардинально изменилась. Постановление Правительства от 28.06.2017г № 761 внесло коррективы в п. 22.9 ПДД и отменило данную фразу.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
С этого момента пристегнуть ребёнка штатным ремнём, приподняв его на нужную высоту с помощью подушки, становится невозможным. Аналогичная ситуация касается и дешёвых аналогов, продающихся на отечественном рынке и выдающихся за сертифицированное детское удерживающее устройство, многие из них теперь вне закона.
Что это
Под термином, сокращённое название которого выглядит как ДУУ, подразумевается знакомое большинству автовладельцев автокресло.
Это специальное техническое приспособление, предназначенное для перевозки детей с рождения до достижения полных 12 лет и роста 150 см.
В зависимости от веса ребёнка могут разделяться на несколько категорий, предназначенных для транспортировки разных возрастных групп, а некоторые из них способных «расти» вместе с ребёнком.
Основная цель использования автокресла заключается в обеспечении безопасности ребёнка в случае нештатной ситуации:
- наезда на препятствие;
- ДТП;
- экстренного торможения.
Применение кресла снижает вероятность получения травмы почти на 80%, однако данное условия применимо только в том случае, если оно установлено в соответствии с руководством по применению.
Какие разрешены в использовании
Таблица ниже в приведена в качестве примерного ознакомления, с какого возраста ребёнка используются конкретные модели автокресел:
Все детские автомобильные кресла должны соответствовать габаритам и возрасту маленького пассажира и применяться в соответствии с условиями, обозначенными производителем.
Помимо этого, устройства регулируются Техническим Регламентом ТС 018/2011. Полный список документа состоит из 465 страниц, но основные сведения, касающиеся данной ситуации приведены в приложении № 10, на странице 364.
Там приводится основной перечень требований и условий, применяемых к категориям и компонентам автомобилей.
В частности, информация о детских креслах приведена на странице 384 и находится под № 35 данного списка, из которого следует ссылка на документ, описывающий основные предписания, касающиеся удерживающих устройств:
Если сравнивать данные документы можно определить, что между ними есть небольшая разница, заключающаяся в том, что отечественный документ более подробным образом раскрывает основные требования и методику испытаний.
Таким образом, можно назвать его более модифицированным по отношению к европейскому документу. Определить соотношение конкретной модели детского кресла к соответствующим нормативным условиям можно обратив внимание на корпус устройства, на котором должна иметься бирка, приведённая на фото.
Она подтверждает, что данный элемент произведён согласно требованиям вышеупомянутой редакции и может использоваться в России. Таким образом, с июля 2017г. ПДД регулируют условия перевозки детей в машине только в автокреслах, соответствующих требованиям вышеназванных нормативов.
Из нововведений можно выделить:
- Исключение термина «иные средства», что ставит запрет на всех адаптерах, бустерах и фэстах применяющихся ранее.
- Аналогичная ситуация касается и кресел не имеющих соответствующей маркировки, они оказываются тоже вне закона.
- Помимо этого, в соответствии с изменениями, прописанными в Постановлении Правительства № 761 от 28.06.2017г. следует что под действие требований Правил Дорожного Движения в отношении перевозки детей, попадают только легковые и грузовые автомобили, укомплектованные штатными ремнями безопасности и универсальным креплением Isofix.
- Если ТС в заводской комплектации не имеет ни того, ни другого, закон не запрещает возить в нём ребёнка без удерживающего устройства. Однако, практика показывает, что в данном случае сотрудник дорожной инспекции составляет в отношении водителя протокол по ст. 12.23 КоАП РФ п. 3. Поэтому обжаловать эту недоработку в законодательстве приходится уже в суде.
Стоимость детских кресел варьируется в диапазоне от 500 до 50 000 руб.. При этом следует учитывать, что ни одно самое дорогое и качественное не может дать полной гарантии в защите ребёнка.
Однако, изделия, находящиеся в низшем ценовом диапазоне являются китайскими бустерами, предназначенными для перевозки школьников. Ознакомиться с ориентировочными расценками можно в таблице, представленной далее.
Таблица. Цены на автокресла.
Наименование | Группа | Страна производства | Цена, руб. |
Concord Sleeper 2.0 | 0 | Германия | 21 100 |
Heyner Super Protect Ergo | 0+ | Германия | 6 700 |
BeSafe iZi Modular i-Size | 0+, 1 | Норвегия | 26 350 |
Cybex Sirona M2 i-Size | 0+, 1 | Германия | 15 260 |
Britax Römer King II | 1 | Германия | 14 950 |
Joie Stages isofix | 0, 1, 2 | Великобритания | 22 950 |
CarMate Swing Moon Premium | 1, 2 | Япония | 23 650 |
Nania I-Max SP Isofix | 1, 2, 3 | Франция | 6 800 |
Nania Befix SP | 2, 3 | Франция | 3 500 |
Heyner Safe Up Ergo L | 3 (бустеры) | Германия | 2 500 |
Clek Olli | 3 (бустеры) | США | 7 950 |
В представленной таблице, приведены цены одного из интернет-магазинов на выборочные модели автокресел, разных производителей. Каждое из них имеет сертификат и соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН № 44.
Это позволяет говорить о надлежащем качестве продукции. Размер стоимость на других площадках может отличаться.
Бустеры для перевозки детей в автомобиле
Если адаптеры «Фэст», называемые в народе «косынками» с недавнего времени находятся вне закона, использование бустеров не запрещено. Данные ДУУ относятся к группам 2 и 3, поэтому могут применяться при условии соответствия требованиям Правил ЕЭК ООН № 44.
Помимо этого, можно рассмотреть в формулировке действующих ПДД несколько расхождений со здравым смыслом:
- С момента как ребёнку исполнилось 7 лет, допускается его перевозка на заднем диване без удерживающего устройства, пристегнув его штатным ремнём. Хотя с точки зрения логики это довольно опасное занятие, так как лямки будут проходить на уровне шеи, как это показано на примере малыша изображённого на фото.
Помимо этого, Правила ДД, Постановление Правительства № 761 от 28.06.2017г. и ЕЭК ООН № 44 не конкретизируют требования касающиеся перевозки ребёнка на переднем сиденье. В документах имеется информация о том, что дети должны находиться в автокресле, которое используется согласно инструкции производителя.
Анализ данного документа не выявляет особенностей, касающихся места установки. Здесь есть только сведения о том, что ДУУ устанавливается по направлению движения автомобиля и фиксируется штатным ремнём безопасности.
Как правильно перевезти лежачего больного узнаете здесь.
Таким образом, получается, что перевозка детей от 7 до 12 лет на переднем кресле в бустере правилами допускается и инспектор ГИБДД не вправе выписывать за это штраф. Но если такой случай произошёл, он тем самым показывает своё незнание ПДД, а решение без особых проблем обжалуется в суде.
Происходит это ввиду того, что современная трактовка Правил не разделяет допустимые к использованию ДУУ на кресла, люльки или бустеры.
Правила пользования
Принцип использования определяется прежде всего исходя из инструкции производителя. В ПДД об этом нет никакой информации, лишь ссылка на рекомендации завода изготовителя.
Поэтому прежде чем устанавливать автокресло в автомобиль рекомендуется внимательно ознакомиться с приложенной памяткой.
Прежде всего в ней следует выделить ряд следующих нюансов:
- Автокресла группы 0, для новорожденных от 0 до 1 года, должны устанавливаться боком или спиной к ходу движения, остальные – лицом.
- Фиксирующий ремень не должен проходить по шее ребёнка.
- ДУУ должно соответствовать росту и весу сидящего в нём ребёнка. Для детей возрастом младше 4 лет, применение бустеров недопустимо.
- При установке на переднее пассажирское кресло, подушка безопасности должна быть отключена.
- Фиксирующие ремни не должны быть перекручены.
Данные требования можно назвать основными и применимыми практически для всех случаев. Однако, для достижения большей безопасности перевозимых детей, ещё раз рекомендуется ознакомиться с инструкцией.
Как выбрать
Вопрос покупать или нет детское кресло для своего ребёнка в данной теме не рассматривается, так как положительный ответ очевиден. Однако, тема: как выбрать специальное автокресло достаточно популярна, поэтому необходимо досконально раскрыть её.
Следует учитывать, что идеального кресла, способного на 100% защитить малыша от травматизма не существует, но снизить этот коэффициент вполне возможно подобрав правильный и соответствующий вариант.
Для того чтобы не ошибиться с решением следует обратить внимание на следующие нюансы:
- Заранее определиться как будет происходить фиксация ДУУ в машине: с использованием штатных ремней безопасности или с креплением Изофикс.
Штрафы при езде без оберегающего приспособления
Использование ДУУ требуется только для перевозки ребёнка в легковом или грузовом автомобиле.
В отношении автобусов, троллейбусов и другой колёсной техники ПДД не приводит никаких сведений.
Единственное упоминание в п. 22.9 о мотоциклах: «Запрещается перевозить детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла». Аналогичное заключение можно сделать исходя из использования старых моделей машин, в конструкции которых не предусмотрены ремни безопасности.
Например УАЗ-69, до сих пор встречающиеся на российских дорогах в виде раритетной техники. Здесь можно воспользоваться негласным правилом «что не запрещено, то разрешено», так как прямого или косвенного запрета в отношении данных транспортных средств в законодательстве пока не приводится.
В отношении упомянутых в Постановлении № 761 ТС действуют меры наказания, регулируемые в соответствии со ст. 12.23 КоАП РФ п. 3:
- Водители – штраф 3 000 руб.
- Должностные лица – штраф 25 000 руб.
- Юридические лица – штраф 100 000 руб.
Путешествие на автомобиле с детьми требует соблюдения важных критериев, способных уберечь маленького пассажира от травматизма. Для всех нежелающих покупать в машину детское автокресло остаётся порекомендовать путешествовать на поезде.
К сожалению, российский рынок насыщен предложениями некачественной продукции, не прошедшей ни одного краш-теста. При этом они имеют российский сертификат, допускающий реализацию.
какой штраф за нарушение правил перевозки пассажиров читайте здесь.
Информация про микроавтобус для перевозки инвалидов колясочников в этой публикации.
Произошло это ввиду того, что право на выдачу таких разрешений имеется в многочисленных организациях, которые за прошедшие годы успели подтвердить огромное количество такой продукции, не прошедшей ни одного испытания или проверки.
Сотрудники Росстандарта пытаются решить возникшую проблему выявлением контрафактных изделий из розничной продажи.