- Ходовая часть автомобиля: определение, устройство, основные функции
- Определение
- Устройство
- Кузов и рама
- Подвеска
- Мосты
- Колеса
- Основные функции
- Что такое ходовая часть автомобиля, определение
- Из чего состоит Ходовая Часть автомобиля?
- Роль узла
- Устройство узла
- Остов
- Подвеска
- Колеса
- Дополнительные элементы
- Принцип действия
- Важность диагностической процедуры
- Какой бывает проверка подвески?
- Вибростенд
- Перечень работ при проверке агрегата
Ходовая часть автомобиля: определение, устройство, основные функции
Содержание статьи открыть закрыть
Ходовая часть – важный комплекс узлов авто. Именно благодаря ей любая машина может ездить по различным дорожным покрытиям безопасно и с комфортом. Однако не каждый автолюбитель, а тем более новоиспеченный, знает, какие основные элементы включает в себя ходовая часть автомобиля, и какие функции она вообще выполняет. Обо всем этом сейчас расскажет Авто-Гурман.ру.
Определение
Ходовая часть – это специальный комплекс узлов автомобиля, основное предназначение которого – обеспечение комфортного движения ТС по дороге. Она представляет собой набор различных механизмов, взаимодействующих между собой.
Ходовая часть – связующий элемент между кузовом и колесами. От исправности ходовой части зависит комфорт и безопасность при езде.
Устройство
Ходовая часть автомобиля состоит из:
Каждый из перечисленных элементов выполняет свою функцию. Но результат их взаимодействия один: снижение вибрации, механических колебаний и тряски от дороги.
Кузов и рама
Рама или кузов у многих авто принимают непосредственное участие в формировании ходовой части. Рамы в большей степени относятся к грузовым и большегрузным машинам, а кузов к легковым автомобилям. Последний имеет несколько навесных узлов и каркас, к которому и крепятся все основные элементы ходовой части.
Подвеска
Подвеска – главный элемент в машине, который гасит и смягчает колебания при движении по плохому или неровному дорожному полотну. Она исключает жесткую связь колес с кузовом, что положительно отражается на комфорте и безопасности при езде. Кроме того, подвеска довольно прочный механизм способный выдерживать все удары и вибрации от дороги.
Стоит знать, что в нынешние подвески бывают 2-х типов: зависимые и независимые.
У первого типа оба задних колеса связаны между собой специальной жесткой балкой. У независимой оба колеса (в основном передние) не связаны друг с другом.
Мосты
Мост в автомобиле – это специальный агрегат, связывающий колеса на одной оси. Мосты также могут служить в качестве опоры остова авто. За счет подвески мост прикрепляется либо к раме, либо к кузову.
Колеса
Ну, здесь, наверняка, все предельно ясно. Основное предназначение колес известно всем, поэтому их мы — Авто-Гуоман.ру, — не будем подробно рассматривать, а просто отметим, что они являются важнейшим элементом ходовой части.
Основные функции
Ходовая часть автомобиля выполняет несколько главных функций:
Связывает колеса или мосты с кузовом.
Обеспечивает передающие силы, возникающие при взаимодействии колес с дорожным полотном.
Обеспечивает необходимое перемещение колес по отношению кузова (несущей части) машины.
Уменьшает колебания и вибрации при движении.
Обеспечивает комфорт и безопасность.
Вот и все, что Авто-Гурман.ру хотел рассказать о ходовой части машины. Не забывайте регулярно проводить диагностику подвески и других агрегатов. Вовремя найденная неисправность способна защитить вас не только от больших денежных затрат, но и в некоторых случая спасти жизнь. Ведь ходовая часть автомобиля – главный элемент, отвечающий за безопасность движения.
Что такое ходовая часть автомобиля, определение
Ходовая часть автомобиля, подвеска – это слова-синонимы. Предназначение ходовой части автомобиля – комфортное перемещение автомобиля по дороге. Ходовая часть автомобиля представляет собой совокупность механизмов, которые осуществляют взаимодействие между колесами автомобиля и несущей частью. О важности этой части автомобиля мы и поговорим в статье «Что такое ходовая часть автомобиля определение».
Подвеска служит для гашения и смягчения колебаний при движении по неровной дороге. Кузов производит продольные, вертикальные, угловые и поперечно-угловые колебания. Все эти колебания определяют плавность хода автомобиля. Колеса автомобиля не должны быть жестко связаны с кузовом. Подвеска должна обеспечивать максимальную безопасность движения. А это требует от подвески прочности и долговечности. Используемые шарниры должны легко поворачиваться.
Подвески бывают зависимые и независимые. У зависимой подвески оба колеса одной оси между собой связаны жесткой балкой. Это касается задних колес. При наезде на препятствие одного из колес, второе будет наклоняться на тот же угол. У независимой подвески колеса одной оси не связаны жестко друг с другом. Это относится к передним колесам. При наезде такого колеса на неровность одно из колес может изменить свое положение, при этом положения второго колеса не меняется. По типу упругих элементов подвески бывают пружинные, рессорные, торсионные, пневматические и т.д.
Буквально каждая подвеска имеет свои плюсы и свои минусы. Зависимая подвеска проще и дешевле. Она имеет постоянную колею. Но назвать ее легкой нельзя. Независимые подвески обладают большими преимуществами. Независимые подвески различают по расположению плоскости качания колёс, по количеству рычагов. Отдельно выделяют полузависимую подвеску. Это подвеска с закручивающейся балкой. Чаще всего ее можно встретить в качестве задней подвески недорогих переднеприводных автомобилей.
При разработке автомобиля он проходит огромное количество испытаний и тестов. Поэтому, обычно, подвеска стандартной машины удовлетворяет требованиям большинства водителей. Подвеска имеет упругий элемент. В его качестве выступает пружина или рессора. Они смягчают удары и колебания, которые передаются от дороги к кузову.
Требования, предъявляемые к подвеске:
1. При помощи рычагов сила передается буквально во всех направлениях. Поэтому подвеска должна работать плавно.
2. должно быть полное соответствие колес и рулевого привода;
3. колеса с кузовом или рамой должны прочно соединяться;
4. Детали подвески должны быть прочными и иметь большой срок службы. Они должны быть простыми и компактными.
Если Вы хотите проверить надежность работы подвески, то знайте, что существует диагностика ходовой части автомобиля. Шарниры, которые используются в подвеске, должны легко вращаться, и при этом они должны обеспечивать полную шумоизоляцию кузова.
Водитель обычно на слух чувствует свой автомобиль. Когда, во время движения при разных скоростях, водитель вдруг улавливает посторонние звуки, он задает вопрос, а что это может быть. Часто причиной посторонних шумов является неисправность ходовой части автомобиля. Подвеска является промежуточным звеном между дорогой и кузовом автомобиля. Для безопасного движения траектория колес должна полностью совпадать, и вместе с этим должна быть полная изоляция кузова от шума от движущихся шин и от сторонних шумов. Механизмы ходовой части связывают воедино колеса с кузовом. От колебаний водителя и пассажиров защищает мягкая обивка сидений, упругие элементы подвески, резиновые опоры двигателя, коробки передач и т. д.
Наиболее часто встречающиеся неисправности ходовой части автомобиля.
1. Автомобиль уводит в сторону от прямолинейного движения. Это может произойти при нарушении угла установки передних колес; при неодинаковом давлении воздуха в шинах; при деформации рычагов передней подвески; при значительной разнице в износе колёс; при нарушении параллельности осей переднего и заднего мостов и т.д.
2. Кузов автомобиля колеблется, раскачивается на поворотах и при торможении. Возможно, из строя вышли амортизаторы; сломаны рессоры и детали подвески; повышено осевое биение шины или колеса и т.д.
3. При движении ощущается повышенная вибрация. Это может произойти из-за несоответствия нормам давления в шинах; состояние подшипников ступиц колес находится в неудовлетворительном состоянии; повреждения рессор; изношенности задних амортизаторов и т.д.
4. При движении автомобиля стучит подвеска. Возможно, ослабли болты крепления либо вышли из строя амортизаторы, имеется деформация дисков колес и т.д.
5. Скрипят и стучат амортизаторы. Сломались детали амортизаторов; возможно, деформировался кожух; ослабло крепление поршня или резервуара; произошла утечка жидкости и т.д.
6. Шины неравномерно изношены. Проверить нужно состояние шарниров и втулок подвески; дисбаланс колес. Возможно, повреждены диски колес, при установке передних колес нарушены углы, в результате неправильного стиля вождения также могут неравномерно изнашиваться шины.
7. На поворотах появляется громкий скрип при торможении. Проверьте исправность амортизаторов, стабилизатора поперечной устойчивости или элементов его крепления. Возможно, просела пружина подвески и т.д.
8. Подтекает жидкость из амортизаторов. Это возможно из-за того, что сальники штока разрушены. Возможно, посторонние механические частицы попали на уплотнительные кромки сальника.
9. При ходе сжатия происходит недостаточное сопротивление амортизатора. Проверьте клапан сжатия на герметичность. Изношенность направляющей втулки и штока также сопровождается недостаточным сопротивлением амортизатора.
При малейших подозрениях на неисправность работы подвески нужно немедленно доставить автомобиль в автосервис. Специалисты, используя специальное оборудование, продиагностируют автомобиль и отремонтируют его.
Из чего состоит Ходовая Часть автомобиля?
Ходовая часть автомобиля состоит из разных механизмов и является одним из самых важных узлов. Вместо этого термина обычно автолюбители используют другой — подвеска, хотя это отдельный узел. Поэтому в данной статье данный агрегат иногда тоже будем называть «подвеской» (с кавычками).
Чтобы не возникало непредвиденных ситуаций, необходимо относится к этому узлу более чем внимательно. А это значит проводить проверку в положенные сроки, при необходимости поручить ремонт профессионалам, которые устранят неисправности независимо от сложности. Но какова роль у этого столь нужного агрегата и собственно из каких элементов он состоит?
Роль узла
Каково же назначение ходовой части автомобиля? Главная роль заключается в обеспечении передвижения транспортного средства. При этом она специально устроена таким образом, чтобы предоставить комфорт водителю и пассажирам. Без этого агрегата двигатель автомобиля и трансмиссии просто некуда передавать крутящий момент.
Стоит заметить, что от всех элементов зависит безопасность окружающих участников дорожного движения. Если проигнорировать какой-нибудь симптом и своевременно не принять соответствующих мер, то последствия окажутся не радужными. Сколько аварий уже случилось по вине этого механизма, не сосчитать.
Устройство узла
Теперь перейдем к тому, что входит в ходовую часть автомобиля. Этот агрегат образован несколькими механизмами и элементами. При этом каждой составляющей отводится своя роль. Но все вместе преследуют единую цель — свести к минимуму (насколько это возможно) колебания, тряску, включая остальные негативные воздействия при движении транспортного средства. А ведь не всегда дорога идеально ровная.
Самому водителю нет необходимости в точности знать устройство и принцип работы всей «подвески», а также постигать азы ремонтного дела. Однако в случае чего эти знания позволят самостоятельно устранить некоторые поломки. Присутствуют некоторые моменты, где водитель способен справиться своими силами. А вот сложные проблемы лучше поручить мастерам, поскольку здесь требуются соответствующие навыки, которые найдутся далеко не у каждого автолюбителя.
Теперь пора узнать, как устроена ходовая часть автомобиля и какие детали присутствуют в этом агрегате.
Остов
Это основа всего узла, к которому крепятся все остальные детали. При этом это может быть несущий кузов или же рама. И чем прочнее материал, из которого изготавливается основа, тем лучше транспорт переносит условия бездорожья. Все остальное обычно закрывается профильным листом, который стоек к развитию коррозионного процесса.
Подвеска
Устройство включает как переднюю, так и заднюю подвеску со своими элементами. Она призвана для смягчения неровностей, а также гашения колебаний. Без них уж точно не обойтись при наездах на неровности дорожного полотна. Это достигается благодаря жесткому соединению кузова (или рамы) с другими деталями, включая колеса.
Как раз этот агрегат отвечает за необходимый уровень комфорта при движении машины. Благодаря ему водитель и пассажиры не ощущают сильных толчков от неровностей дороги, как скажем, если сравнивать с поездкой в телеге, запряженной лошадиной силой.
Существует два типа подвески:
Зависимый тип обычно характерен для задней подвески, тогда как независимая конструкция — это уже прерогатива передней. Что касается срока службы, то у подвески он немалый. Но опять-таки продолжительность работы подвески в каждом конкретном случае во многом зависит от характера эксплуатации. То есть манеры езды, периодичности проверки и технического обслуживания ходовой части автомобиля, включая остальные факторы.
У этого узла, а обычно их несколько, не одна роль:
- Во-первых, отвечает за соединение двух колес.
- Во-вторых, выполняет опорную функцию основанию машины.
- В-третьих, удерживает вес машины.
Как можно заметить, мосты выполняют важные задачи и подвергаются значительной нагрузке. Поэтому для их изготовления используется только прочный материал. Также эти они должны проходить соответствующую обработку, чтобы противостоять воздействию агрессивных внешних условий. В особенности речь идет о коррозии. Это основополагающий фактор появления основных неисправностей ходовой части.
Крепиться мосты могут непосредственно к рамной конструкции, что актуально в отношении грузового транспорта. Другой вариант — к кузову, что подходит большинству легковушек.
Колеса
Они воспринимают все неровности дорожного полотна и первыми страдают от любой попавшейся кочки, ямы или возвышенности. Чем бережнее водитель будет относиться к своему железному коню с должным вниманием, избегая грубого обращения с ним, тем дольше будут служить детали подвески, включая колеса.
Дополнительные элементы
Помимо всего перечисленного выше «подвеска» включает другие необходимые составляющие, без которых она бы также не функционировала бы. Речь идет о следующих деталях, узлах и механизмах:
- амортизаторы;
- рычаги;
- шаровые опоры;
- тормозные узлы;
- пружины;
- сайлентблоки;
- пыльники.
Все эти элементы также выполняют сугубо свои обязанности. Большинство возможных неисправностей ходовой части автомобиля обусловлено как раз ими. При этом некоторые из этих деталей заслуженно удостаиваются звания расходного материала, поскольку спустя определенное время подлежат обязательной замене, дабы агрегат работал исправно и как можно дольше.
Принцип действия
Как мы теперь знаем, основная роль среди всех узлов и механизмов отводится подвеске. Но собственно как все функционирует?
Не будь этого узла, машина бы перевернулась, стоит только колесу попасть в яму. Однако этого ни в коем случае не произойдет, ведь здесь вступает в действие амортизатор — он растягивается, а когда колеса вернутся из ямы — возвращается в исходное состояние.
Важность диагностической процедуры
Для того чтобы «подвеска» исправно работала долгое время, необходимо регулярно ее проверять. Но когда это следует делать? Этот вопрос интересует каждого автолюбителя, в особенности новичков. Каждый день, конечно, такую процедуру выполнять не обязательно, достаточно два раза за год. То есть когда для машины наступает время переобуться — сменить тип шин с зимнего варианта на летний и наоборот.
Однако если пробег уже приближен или достиг отметки в 10000 км, то самое время наведаться в автосервис. При этом вовсе не обязательно ждать, когда счетчик отмотает нужный диапазон, ведь все зависит от состояния дорожного полотна, а оно не всегда идеальное.
Зачастую поводом для визита на СТО с целью осмотра «подвески» служит наезд на скрытую яму под лужей. То есть результатом такого воздействия может служить появление стука, люфта рулевого колеса, гула. Кроме того, машину может начать тянуть в сторону. При таких симптомах вряд ли можно избежать ремонта ходовой части автомобиля, а его цена будет зависеть от многих факторов.
Какой бывает проверка подвески?
Данная обязательная процедура может быть разных видов, в зависимости от каждой конкретной ситуации:
- аварийной или экстренной;
- плановой;
- предпродажной.
Экстренная диагностика ходовой части автомобиля проводится в тех случаях, когда имеет место посторонним звукам при поворотах рулевого колеса, слышно лязганье со стороны подвески. Также поводом к этому служат сильные крены кузова на поворотах. А когда машина набирает скорость, а руль при этом тянет в сторону, это тоже должно настораживать. Эти и другие нежелательные симптомы явно свидетельствуют об износе какой-нибудь составляющей «подвески». Тогда требуется их замена или ремонт. Срочность будет зависеть от интенсивности признаков той или иной «болезни».
Плановая процедура выполняется в запланированный промежуток времени и не зависит от технического состояния элементов. Это может быть запланированная межсезонная проверка перед наступлением лета либо зимы. Это очень актуально, поскольку за это время все равно найдется какая-нибудь поломка, которую необходимо устранить и как можно скорее. Конечно, лучший вариант, как проверить ходовую часть автомобиля, будет посещение СТО.
Что касается предпродажной проверки, то она относится к подержанным транспортным средствам, которые переходят от одного владельца к другому. При этом инициатором может выступить как продавец, так и покупатель. Хотя, положа руку на сердце, последний заинтересован в этом больше, нежели второй.
Вибростенд
Что такое вибростенд и какое он имеет отношение к СТО? Таким вопросом сегодня может задаться только новичок, тогда как люди со стажем прекрасно понимают, о чем идет речь. У некоторых автосервисов есть возможность провести диагностику ходовой части автомобиля на данном оборудовании. Оно выполнено в виде раскачивающей платформы, оснащенной различными датчиками, и соединено с компьютером.
После того, как машина окажется на вибростенде, он начинает раскачиваться, имитируя движение по дороге. При этом диапазон колебаний платформы доходит до 25 Гц, причем частота увеличивается постепенно.
Подобная компьютерная диагностика имеет специальное программное обеспечение, которое и управляет работой вибростенда. Что касается стоимости, то цена за такую услугу колеблется в пределах 700-1000 рублей, даже в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и другие подобные мегаполисы. Может кому-то такая стоимость покажется высокой, но проверка частей автомобиля на вибростенде стоит этих денег!
Перечень работ при проверке агрегата
Что входит в диагностику? Вне зависимости от типа такой процедуры действия при этом выполняются одни и те же. Многие из этих манипуляций по силам выполнить самим владельцам, не привлекая со стороны опытного работника. Однако профессионал справится с работой лучше, поскольку важно осмотреть множество деталей, выявить изъяны и огрехи.
Но что конкретно осматривает работник СТО в ходе детального осмотра любого транспортного средства? Тщательному обзору подлежат эти элементы:
- шины с дисками;
- подшипник ступицы;
- шаровые опоры;
- тормозная система;
- стабилизаторы, торсионы, рессоры и т. д.;
- ШРУС;
- рычаги с сайлентблоками;
- амортизаторы с пружинами.
Несмотря на то, что некоторые диагностические манипуляции владелец железного коня способен выполнить самостоятельно, мастер выдает заключение касательно дальнейшей эксплуатации узла, механизма или детали, исходя из технического состояния. И только он определяет, что входит в ремонт ходовой части.