- Головка торцевая: надежный инструмент для резьбового крепежа
- Что такое торцевая головка?
- Какие бывают торцевые головки?
- Как выбрать торцевую головку?
- Что такое ГБЦ в автомобиле
- Что такое ГБЦ, где она находится и зачем нужна в машине
- Устройство головки блока цилиднров и её особенности
- Видео: устройство головки блока цилидров
- Правила эксплуатации, возможные неисправности и проблемы
- Техническое обслуживание и диагностика ГБЦ
- Видео: признаки и последствия пробития прокладки гбц
Головка торцевая: надежный инструмент для резьбового крепежа
Для ремонта автомобиля и других работ с резьбовым крепежом часто используется удобный инструмент — торцевые головки. О том, что такое головка торцевая, каких видов головки сегодня представлены на рынке, и как правильно подобрать инструмент для выполнения тех или иных работ — читайте в данной статье.
Что такое торцевая головка?
Головка торцевая — сменная рабочая насадка сборного слесарно-монтажного инструмента для соединения/рассоединения резьбовых соединений путем закручивания/раскручивания гаек, болтов и прочих крепежных изделий с соответствующим типом головки.
В отличие от гаечных ключей, головки не являются самостоятельным инструментом. Головки — рабочие насадки, которые используются совместно с воротками, трещотками, удлинителями и прочими инструментами, обеспечивающими правильное позиционирование головки на крепежном изделии, и создающими усилие.
Для правильной покупки торцевых головок необходимо разобраться в их классификации и особенностях.
Какие бывают торцевые головки?
Конструкция торцевой головки в общем случае проста: она представляет собой цилиндрическую деталь из хром-ванадиевой стали, один торец которой является рабочим, другой — присоединительным. С рабочей стороны головки выполняется углубление определенного профиля, который охватывает головку крепежного изделия. С обратной стороны расположен присоединительный квадрат (внутренний профиль), в котором фиксируется соответствующий внешний профиль инструмента (воротка, переходника и т.д.). Однако существуют головки иной конструкции, о чем сказано ниже.
Торцевые головки отличаются типом и размером рабочего профиля, размером присоединительного профиля, глубиной рабочей части, возможностью использования совместно со специальным инструментом (гайковертами), и назначением.
Головки выпускаются с несколькими рабочими профилями:
- Стандартный шестигранный;
- Двенадцатигранный;
- TORX (звездообразный, профиль E-стандарта);
- С шестигранным профилем SL (SuperLock, Surface);
- Универсальные 12-гранные профили различного назначения.
Каждый из профилей имеет свои особенности.
Шестигранный профиль. Это стандартные головки, которые можно использовать только для работы с крепежными изделиями, имеющие шестигранные головки. Профиль обеспечивает наилучший охват крепежа (имеет большую площадь пятна контакта), полную и бережную передачу усилия на него. Однако позиционирование и использование такой головки затруднено в стесненных условиях — для перестановки воротка или иного приспособления нужно провернуть инструмент хотя бы на 60 градусов. Проблему решает инструмент с трещоткой, либо применение 12-гранных головок.
Двенадцатигранный профиль. Это усовершенствованный профиль с 12 гранями, его можно применять для работы с крепежом как с шестигранными, так и с двенадцатигранными головками. Данный инструмент лучше подходит для работы в стесненных условиях, так как для его поворота и перестановки нужно отклонить вороток на 30 градусов. Однако 12-гранная головка обеспечивает меньшее пятно контакта с головкой крепежного изделия, что может привести к деформированию или сглаживанию граней головки крепежа. Эта особенность нивелируется с ростом размера профиля, и с крепежом размером 20 мм и более она почти не проявляется.
Профиль TORX. Специализированный шестилучевой профиль для работы только с крепежом (болтами, винтами), имеющим головки соответствующего профиля.
Профиль SL. Универсальный шестигранный профиль, похожий на обычный шестигранный и TORX. Головки с данным профилем подходят для работы как со стандартным метрическим, так и с дюймовым крепежом. Также этими головками можно работать с гайками и болтами, имеющими деформированные или сглаженные ребра и грани. Несмотря на универсальность, данные головки необходимо тщательно подбирать по размеру, в противном случае они могут лишь повредить крепежное изделие.
Универсальные 12-гранные профили (Spline, SuperTech). Головки могут иметь скругленные или прямые грани, чередующиеся друг с другом, или расположенные в определенном порядке. Данные головки предназначены для использования совместно с шести- и двенадцатигранными крепежными изделиями метрического или дюймового стандартов, некоторые головки позволяют работать с трех- и четырехгранным крепежом, а также с крепежом TORX. Вследствие своей универсальности, данные головки не всегда обеспечивают плотный контакт с головкой крепежа, требуют точного подбора размера.
Независимо от типа профиля, головки делятся на две группы по глубине рабочей части:
- Стандартные — глубиной 25-38 мм;
- Удлиненные (увеличенной высоты) — глубиной 50 и более мм.
Все торцевые головки могут иметь один из пяти присоединительных размеров — 1/4, 3/8, 1/2, 3/4 и 1 дюйм. При этом, чем больше размер рабочего профиля головки, тем больший присоединительный размер она имеет. Например, головки с присоединительным размером 1/4 дюйма имеют размер от 4 до 14 мм, 3/8 дюйма — 6-24 мм, 1/2 дюйма — 8-36 мм, 3/4 дюйма — 17-70 мм, 1 дюйм — до 80 мм. У разных производителей соотношение присоединительных и рабочих размеров данных инструментов отличаются, но обычно они лежат в указанных пределах.
Наконец, торцевые головки делятся на несколько групп по применимости и конструкции.
Стандартные головки. Это обычные или удлиненные головки для использования с различными видами крепежа с применением воротков, трещоток и другого инструмента. Эти головки бывают двух типов:
- Обычные — для работы с ручным инструментом;
- Ударные — для работы с гайковертами (пневматическими, электрическими).
Обычные головки имеют стандартный квадратный присоединительный профиль, а их поверхность хромируется. Ударные головки в верхней части (со стороны присоединительного профиля) имеют сквозное отверстие под штифт, с помощью которого данная насадка надежно крепится на шпинделе инструмента. Для уверенной идентификации ударные головки имеют черное покрытие.
Головки с карданным шарниром. Данные торцевые головки имеют шарнир, передающий крутящий момент от воротка под углом. Головки с шарниром позволяют работать в труднодоступных местах.
Свечные головки. Специализированные головки увеличенной длины (не менее 65 мм) с размером рабочего профиля 14, 16, 21 (и некоторых других), используемые для монтажа/демонтажа свечей зажигания. Как правило, имеют присоединительный размер 1/2 и 3/8 дюйма. Такие головки могут комплектоваться магнитом или резиновым вкладышем, которые обеспечивают удобное извлечение свечи из колодца.
Головки «Воронья лапа». Специализированные головки, имеющие открытый профиль. В сущности, это рожковые ключи с обычным квадратным, шести или двенадцатигранным профилем, которые можно использовать с воротками, трещотками и т.д.
Головки с вырезом. Специализированные торцевые головки с боковым вырезом. Позволяют работать с деталями, имеющими в верхней части контакты, провода, трубопроводы и т.д.
Проходные головки. Специальные сквозные головки для работы с гайками на шпильках и подобным крепежом. Данные головки дополнительно имеют наружный присоединительный профиль для специального воротка, ключа или трещотки.
Головки с раскрывающимся кольцом. Специальный инструмент, в котором рабочий профиль находится в раскрывающемся кольце. Данный инструмент позволяет работать в стесненных условиях, а также в случаях, когда обычные головки по каким-либо причинам использовать сложно или невозможно.
Существуют и другие типы головок, однако они применяются крайне редко и рассматривать их мы не будем.
Как выбрать торцевую головку?
При выборе торцевых головок нужно учитывать характер работ, которые будут проводиться с их помощью. В большинстве случаев вполне достаточно набора обычных шестигранных головок размером до 36 мм с присоединительными размерами от 1/4 до 3/4 дюйма. Такие головки лучше всего подходят для работы с крепежными изделиями размером до 19 мм, они обеспечивают лучшую сохранность и надежность крепежа.
Если возникает необходимость работы с двенадцатигранным крепежом или часто приходится закручивать гайки в стесненных условиях, то лучше отдать предпочтение набору двенадцатигранных торцевых головок. При этом данные головки лучше всего использовать для работы с крепежом размером более 19 мм — крепеж меньшего размера этот инструмент чаще деформирует.
Торцевые головки больших размеров (до 70-80 мм) с присоединительным размером 1 дюйм используются редко, они нужны только в автомастерских и специалистам.
Для стесненных условий работы могут пригодиться головки с шарниром, однако нужно помнить, что они не позволяют закрутить или раскрутить резьбовой крепеж с большим усилием.
Сегодня все чаще встречается крепеж с головками TORX, поэтому можно позаботиться о покупке набора таких головок. Правда, в быту они могут и вовсе не пригодиться, так что выбирайте эти головки только в том случае, если они действительно необходимы. Это в полной мере относится и к головкам с другими специальными профилями.
Особое внимание нужно уделять покупке торцевых головок для гайковертов — они должны быть специальными, черными со штифтом. Обычные головки можно установить на шпиндель инструмента, однако они держатся ненадежно, работать ими неудобно и просто опасно.
При правильном подборе торцевых головок любая работа будет выполнена быстро и с наименьшими затратами сил.
Что такое ГБЦ в автомобиле
С некоторых пор в технической литературе стала употребляться аббревиатура ГБЦ. Что это такое в машине, знают далеко не все водители, особенно начинающие. И лишь при расшифровке становится понятна суть данного сокращения.
Что такое ГБЦ, где она находится и зачем нужна в машине
ГБЦ — это Головка Блока Цилиндров (или в обиходе просто «головка») в ДВС (двигателях внутреннего сгорания). Она находится на поверхности двигателя и запирает камеры сгорания цилиндров, которые являются главной конструктивной частью любого силового агрегата. Другими словами, головка фактически является крышкой, покрывающей блок.
Без наличия плотно прикреплённой к его корпусу верхушки не будет обеспечиваться необходимая компрессия, а, следовательно, двигатель не сможет нормально функционировать. Таким образом, движение автомобиля станет невозможным.
Устройство головки блока цилиднров и её особенности
В зависимости от тактности, принципа воспламенения, схем газораспределения и охлаждения головка может иметь разнообразные типы конструкций. Однако основной набор деталей головки — клапаны, снабжённые пружинами, форсунки, а также свечи зажигания — практически неизменен.
Объёмистые дизеля традиционно оборудуют литыми чугунными головками, которые долгое время исправно и незаменимо служат в этом качестве. Они эксплуатируются в тяжёлых условиях, и с целью придания надёжности клапанные сёдла запрессовывают с предварительным охлаждением в парах жидкого азота. Втулки клапанов и вихрекамеры вставляют с натягом.
Для маломощных бензиновых «движков» выпускают алюминиевые головки, изготавливаемые путём литья под давлением или в кокиль с дальнейшей доводкой пустот (в головке предусмотрены водяные, газовые ходы, каналы для смазки, а также сквозные отверстия под крепёж).
Крепится головка стальными шпильками с гайками либо болтами с затяжкой по предписываемой производителем технологии. В инструкции подробно указываются последовательность, усилие затяжки, угловые довороты и пр. Это требуется для сохранности соединения в случае просадки стыкового уплотнения.
Видео: устройство головки блока цилидров
Для того, чтобы внутренняя полость разъёмного цилиндра ДВС представляла собой герметично изолированное пространство, стык головки и блока уплотняется специальной прокладкой. Только в этом случае возможен запуск мотора и его надлежащая работа.
Несоблюдение толщины паронитовой или металлоасбестовой прокладки, или её просадка вследствие брака чреваты разгерметизацией камер сгорания и выходом двигателя из строя. Для придания уплотнению должной жёсткости и для обеспечения безопасного прижима чугунные головки дизельных моторов монтируют на мягких стальных прокладках.
Стоит обратить внимание, что толщина прокладки определяется согласно величине вылета поршней. В случае, когда расчётные показатели окажутся меньше номинальных значений, двигатель «застучит», когда больше — произойдёт потеря мощности и интенсивное образование копоти вследствие неполного сгорания топлива. Пары выпускных и впускных каналов ведут в обособленную камеру сгорания. Каждый из каналов упирается в седло, запрессованное в головку блока цилиндров, которая является местом:
- размещения натяжителя цепи и привода распределительного вала в отдельной полости спереди ГБЦ;
- установки газораспределительного механизма (ГРМ);
- расположения маслозаливной горловины.
Правила эксплуатации, возможные неисправности и проблемы
ГБЦ — достаточно уязвимый функциональный узел, подверженный воздействию комплекса негативных факторов. Поэтому не исключены и вполне вероятны:
- Срыв резьбовых соединений (под свечи или шпильки), трещины с внешней стороны корпуса. Трещины образуются вследствие неграмотной затяжки креплений, а дефекты резьбы чаще всего оказываются скрытым заводским браком.
- Искривления плоскости стыка, коррозия поверхности и ослабление креплений. Возникают из-за длительной работы, перегрева двигателя, некачественной охлаждающей жидкости.
- Образование межседельных трещин и выпадение клапанных сёдел. Причины — низкокачественное горючее, истекающий ресурс оборудования, плохо отрегулированное зажигание.
- Износ группы толкателей и распределительного вала.
- Отказ клапанных направляющих втулок. Причина — значительный пробег, некондиционная смазка.
В случае прорыва газов головку чаще всего фрезеруют. При срыве свечной резьбы устанавливают «ввёртыш», система креплений подлежит замене.
Распространение межседельных трещин способствует утечке отработанных газов в охлаждающую рубашку и заклиниванию поршней. В этом случае головку можно заменить; по крайней мере, трещины допускается заварить с соблюдением технологии.
Падение масляного давления свидетельствует о проблемах с распределительным валом. Диаметр постелей распредвала восстанавливают посредством вставки дюралюминиевых либо латунных втулок (как правило, в качестве развёртки применяется прежний распредвал с фрезерными зубцами).
Кроме того, делают ремонт невозможным значительная коррозия, а также повреждения от детонации. Выпавшее седло путём охлаждения в парах жидкого азота меняют на новое, либо на аналогичное, высверленное с другой головки.
Техническое обслуживание и диагностика ГБЦ
Даже тем автовладельцам, кто ездит на небольшие расстояния, необходима периодическая профилактика клапанов и их сальников, а также уплотнительных прокладок. Что уж говорить о любителях агрессивной манеры езды!
Особенно проблемной считается прокладка головки блока цилиндров. При её износе происходит утечка рабочих жидкостей и их смешивание. Попадание антифриза в смазку вызывает нежелательную химическую реакцию. Со временем это ведёт к постепенному, но тотальному разрушению силовой установки. Основной тревожный сигнал подаёт датчик температуры, сигнализирующий о парообразовании в системе охлаждения мотора.
Видео: признаки и последствия пробития прокладки гбц
Приблизительная оценка ситуации возможна после снятия свечей зажигания, но так или иначе, визит по данному поводу в специализированную мастерскую не помешает. И не столько из-за того, что там работает подготовленный персонал, сколько потому, что на СТО имеется современная диагностическая аппаратура, без которой сегодня при ремонте автомобиля невозможно обойтись.