- Детские удерживающие устройства в ПДД
- Классификация устройств для перевозки детей
- Какие детские удерживающие устройства разрешены ГИБДД?
- Как подтвердить, что устройство является детским удерживающим?
- Что является детским удерживающим устройством? Разрешен ли ФЭСТ?
- Какие средства являются детскими удерживающими устройствами?
- Какие автокресла покупать, чтобы не нарушить требования правил перевозки детей?
- Разрешено или нет использовать адаптеры ремня безопасности типа «ФЭСТ»?
- Детское удерживающее устройство
- Удерживающее автомобильное устройство
- Классификация
- Правила перевоза детей
- Правила установки
- Штрафы за отсутствие автокресла
Детские удерживающие устройства в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о детских удерживающих устройствах и системах, которые могут использоваться в соответствии с ПДД в 2021 году.
Напомню, что с 12 июля 2017 года вступила в силу очередная редакция правил дорожного движения, рассмотренная в отдельной статье. Из правил исключена возможность использования иных средств при перевозке детей.
В связи с этим у водителей возникли вопросы по поводу того, как определить, являются ли имеющиеся у них устройства детскими удерживающими с точки зрения ПДД. В основном этот вопрос касается так называемых бустеров и адаптеров фэст.
Рассмотрим данный вопрос подробнее:
Классификация устройств для перевозки детей
Рассмотрим самые популярные разновидности устройств, представленные на рисунке выше:
- Детская люлька — предназначена для перевозки детей в лежачем положении.
- Детское кресло — предназначено для перевозки детей сидя. Представляет собой полноценное кресло, оборудованное ремнями безопасности для ребенка. Такая конструкция позволяет надежно зафиксировать ребенка. Кресло защищает ребенка в том числе и сбоку.
- Бустер — представляет собой непосредственно сиденье, без спинки. Приподнимает ребенка относительно сиденья в автомобиле и позволяет пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности.
- Адаптер (чаще всего от фирмы ФЭСТ) — представляет собой треугольную накладку, которая устанавливается на штатные ремни безопасности. Позволяет отвести верхнюю часть ремня от шеи ребенка.
В данной статье мы не будет вдаваться в подробности того, какие из устройств лучше защищают ребенка. Эта тема заслуживает отдельного обсуждения.
Главный вопрос на сегодня, какие из перечисленных устройств являются детскими удерживающими т.е. разрешены для перевозки детей? Можно ли использовать бустеры и треугольники при перевозке детей и не повлечет ли это штрафа?
Какие детские удерживающие устройства разрешены ГИБДД?
Рассмотрим пункт 22.9 правил дорожного движения, в котором речь идет про удерживающие системы:
22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX * , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
* Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Прочих упоминаний детских удерживающих устройств в правилах нет, поэтому обратимся к тексту регламента Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ссылка на который приведена в пункте 22.9. В приложении №10 к этому документу размещается перечень требований к типам компонентов транспортных средств.
N п/п | Компоненты транспортного средства | Требования или наименование документа, содержащего требования |
. | ||
35. | Удерживающие устройства для детей | Правила ЕЭК ООН N 44-04 |
Таким образом, технический регламент дает ссылку на еще один документ — Правила ЕЭК ООН N 44-04. Эти правила в редакции от 13 февраля 2014 года можно найти на сайте unece.org.
Данный документ имеет достаточно большой объем. В нем описаны разнообразные варианты детских удерживающих устройств, а также правила, которые применяются при их проверке на безопасность.
Рассматривать его подробно в рамках данной статьи мы не будем, при желании Вы можете сделать это самостоятельно.
Тем не менее приведу важный вывод, который можно сделать после изучения Правил ЕЭК ООН N 44-04: устройство любой конструкции, из приведенных на рисунке в начале статьи, может соответствовать требованиям данного документа.
Кроме того есть и еще одно важное условие, которому должно соответствовать детское удерживающее устройство.
Как подтвердить, что устройство является детским удерживающим?
Самым важным условием, которое позволяет использовать устройство для перевозки детей, является наличие сертификата, подтверждающего соответствие кресла, бустера или адаптера требованиям ЕЭК ООН N 44-04.
Так что если Вы перевозите ребенка в автомобиле, то проверьте, что на имеющееся у Вас оборудование подобный сертификат выдан. Обычно копия сертификата прилагается к детскому удерживающему устройству при его покупке. Если такого документа нет, то рекомендую обратиться к производителю оборудования (это можно сделать через Интернет) и попросить его выслать копию указанного документа.
Копия сертификата соответствия при остановке сотрудником ГИБДД поможет Вам быстро доказать, что оборудование является детским удерживающим устройством. Т.е. копия сертификата помогает избежать штрафа за отсутствие детского кресла:
Тем не менее имейте в виду, что устройства разных типов, прошедшие сертификацию, могут обеспечивать разную степень защиты в случае ДТП. Поэтому при покупке детского удерживающего устройства на это также следует обратить внимание.
Что является детским удерживающим устройством? Разрешен ли ФЭСТ?
Ввиду вступивших в силу новых правил перевозки детей 12 июля 2017 года и исключения из текста понятия «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» появилась необходимость рассмотреть несколько вопросов о детских удерживающих устройствах.
Если на два первых вопроса поиск ответов не вызвал трудностей, то вопрос об использовании адаптера ремня безопасности ФЭСТ носит очень противоречивый характер.
Какие средства являются детскими удерживающими устройствами?
Требования к детским удерживающим устройствам регулируются техническим регламентом таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. В пункте 35 Приложения 9 содержится ссылка на правила ЕЭК ООН № 44-04 — «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах («детские удерживающие системы»)
Тут все просто, если устройство соответствует правилам — оно будет являться детским удерживающим устройством и иметь соответствующий сертификат. Только такие сертифицированные автокресла допускается использовать для перевозки детей.
Какие автокресла покупать, чтобы не нарушить требования правил перевозки детей?
Сертифицированные автокресла маркируются знаком официального утверждения, который в обязательном порядке должен быть на изделии.
Маркировка автокресла на соответствие стандарту ECE R44/04
- Версия стандарта сертификата безопасности
- Тип автокресла в зависимости от вариантов крепления в автомобиле:
- universal (универсальная) – устанавливается во многих автомобилей с помощью ремней безопасности
- restricted (ограниченная) – устанавливается в некоторых автомобилях с ремней безопасности
- полууниверсальная (semi-universal) – устанавливается в большинстве автомобилей либо с помощью ремней безопасности либо с помощью дополнительных креплений
- особая (specific vechicle) – устанавливается на всех местах для сидения, а также в багажном отделении салона конкретных типов транспортных средств
- Весовая группа
- Индикатор соответствия и код страны, где проводились испытания
- Порядковый номер
- Наименование производителя
Наличие такой маркировки гарантирует, что автокресло соответствует требованиям безопасности и данная модель прошла необходимые краш-тесты и испытания.
Маркировка подтверждает, что изделие является детским удерживающим устройством и пригодно для перевозки детей.
Разрешено или нет использовать адаптеры ремня безопасности типа «ФЭСТ»?
Для получения ответа на этот вопрос мы уже выяснили, что устройство должно иметь сертификат соответствия стандарту ECE R44/04. Идем на официальный сайт ООО «Предприятие «ФЭСТ» и находим его.
Сертификат выдан органом по сертификации «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ». Срок действия сертификата по 8 декабря 2020 года. Таким образом формально в Российской Федерации ФЭСТ является детским удерживающим устройством. Оснований штрафовать за его применение нет.
Фактически же ФЭСТ не может являться детским удерживающим устройством по действующим правилам ЕЭК ООН № 44-04.
«Направляющая лямка рассматривается как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально утверждаться отдельно в качестве детской удерживающей системы в соответствии с настоящими Правилами»
Если коротко — предприятием ФЭСТ Сертификат получен от «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» на основании разрешений Е7 44R-040801 для устройства удержания детских ремней типа ФЭСТ 1531.8217 и Е7 44R-040802 1541.8217 — тип «ФЭСТ», полученных от венгерских технических служб.
С 21 августа 2013 года эти разрешения признаны недействительными, о чем официальным письмом проинформировал глава департамента национального транспорта Венгрии в том числе и Министерство транспорта РФ.
Уведомление об отзыве разрешения на сертификацию ФЭСТ
По логике вещей «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» должны были отозвать сертификат у ФЭСТ, но этого пока не произошло.
В настоящее время НАМИ и Росстандарт через судебные разбирательства и взаимодействия с административными органами Венгрии пытаются найти основания для отзыва сертификата у предприятия «ФЭСТ».
Штрафы за использование ФЭСТ по состоянию на 12 июля 2017 года логичны, но неправомерны.
Использовать ФЭСТ можно только формально в целях избежания штрафа, но следует помнить, что это небезопасно для Вашего ребенка.
RusPDD.ru на других площадках:
Не забывайте делиться статьей в социальных сетях
Детское удерживающее устройство
Автотранспорт — это источник повышенной опасности. Чтобы минимизировать риск получения травм детьми при ДТП или иной нестандартной ситуации, правилами дорожного движения (ПДД) предписаны особые нормативы провоза детей в автомашине. Одним из главных требований является использование детского удерживающего устройства (ДУУ) для автомобиля.
Удерживающее автомобильное устройство
Конструкция устройства предназначена для надёжного фиксирования ребёнка в легковом транспорте или в кабине грузовика во время движения. Изделие максимально адаптировано к анатомическим особенностям тела и помогает избежать травм в случае возможного удара сбоку или с фронтального направления.
В ПДД (п. 22.9) сказано:
- провоз пассажиров до 7 лет должен выполняться с применением ДУУ, соответствующих их весу;
- автоперевозка школьников с 7 до 12 лет осуществляется на задних местах с системами удерживания или ремнями безопасности, на переднем — только с ДУУ.
В документе также оговаривается способ крепежа к штатному сиденью: посредством ремней или ISOFIX.
Справка: ISOFIX — металлические направляющие с замочками, встроенные в приспособление для удержания, плюс скобы, вмонтированные в стационарное кресло машины. Совмещение этих крепежных деталей гарантируют надежную фиксацию. Преимуществом такого способа крепления является тот факт, что в случае отсутствия специальных скоб, детское удерживающее устройство при использовании можно так же надежно укрепить с помощью штатных ремней.
Указанный способ спецкрепежа рекомендован для применения в РФ согласно Техническому Регламенту (ТР) Таможенного Союза за № 018/2011. Регламентируется международным стандартом ISO 13216.
Теперь о том, какие из поддерживающих приспособлений разрешены Правилами дорожного движения для применения в РФ. Уже упомянутый ранее п. 22.9 не конкретизирует виды и типы приспособлений, а ссылается на ТР 018-2011. В этом документе в таблице № 10 сказано, что системы для предотвращения потенциально-возможного травмирования детей в автотранспорте должны отвечать стандартам ЕЭК (европейской экономической комиссии) ООН за номером 44-04, которому соответствует российский ГОСТ Р 41.44-2005.
Основные положения ГОСТа:
- под детским удерживающим устройством для перевозки детей в автомобиле принято понимать систему, состоящую из:
- лямок,
- регулировочных пряжек,
- одного из дополнительных элементов, а именно: люльки, специализированного автокресла, бустера, защитного экрана;
- системы удерживания нельзя крепить на откидных, боковых и повернутых назад сиденьях;
- поддерживающие конструкции подразделяются на 5 групп в зависимости от веса ребенка:
- 0 — до 10 кг,
- 0+ — до 13 кг,
- 1 — 9-18 кг,
- 2 — 15-25 кг,
- 3 — 22-36 кг.
Также в данном нормативном акте прописаны требования, которые предъявляются как к техническому изделию в целом, так и к каждому его элементу в отдельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к использованию допускаются все ДУУ, которые соответствуют нормативам описанного ГОСТа. Поэтому выбор следует осуществлять только из тех вариантов, которые имеют сертификат соответствия требованиям ЕЭК № 44-04 или ГОСТ Р 41.44. Копию этого документа необходимо иметь с собой в поездках и, в случае необходимости, предъявлять ее сотрудникам ГИББД. Эта рекомендация актуальна в том случае, если на самом автокресле нет специальной маркировки или же она затерта.
Копия сертификата прикладывается производителем к каждому детскому удерживающему устройству для автомобиля. Если же документация утеряна, то следует обратиться напрямую к производителю по доступным каналам связи: через официальный сайт, по электронной почте и т. д.
Классификация
Существует несколько вариантов защитных приспособлений, которые разрешено использовать согласно ГОСТу Р 41.44. Важно: главное условие допущения к эксплуатации — наличие сертификата соответствия. Рассмотрим наиболее популярные конструкции.
- Люлька — позволяет перевозить младенцев в лежачем положении. Применяется с рождения до года. Ложе автолюльки максимально эргономично, оно имеет удобную форму, копирующую изгибы тела малыша, и дополнительный фиксирующий подголовник. Может быть зафиксирована либо на задних местах перпендикулярно направлению передвижения, либо на переднем, спиной к направлению перемещения транспортного средства.
- Специальное кресло позволяет разместить ребенка сидя и закрепить его пятиточечными ремешками. Также существуют модели кресел-трансформеров, которые дают возможность устроиться сидя, лежа и полулежа. Эксперты заявляют, что автокресло — это оптимальное детское удерживающее устройство для перевозки детей, способное по максимуму защитить малолетнего пассажира от потенциальной опасности при ДТП или в других травмоопасных ситуациях.
- Бустер — приспособление, представляющее собой полкуресло без спинки. Оно даёт возможность приподнять ребенка выше уровня стандартного сиденья и зафиксировать его обычным страховочным ремнем. Допустимы к эксплуатации в Российской Федерации, но специалисты считают их менее безопасными, чем автокресла. Все дело в том, что при размещении в бустере отсутствует фиксация позвоночника и шеи, а это увеличивает риск травмирования при дорожном происшествии.
Примечание: адаптер не относится к перечню детских удерживающих устройств для перевозки детей в автомобиле. Адаптер — это съёмная застёжка треугольной конфигурации, надеваемая на ремни страховки и смещающая их от области шеи при пристегивании. Застежка являет собой вспомогательный компонент, но не приспособление для удержания. Ведь, согласно ГОСТ, система удерживания состоит из основных и вспомогательных элементов. Адаптер же не соответствует этой классификации.
Правила перевоза детей
В ПДД нормы автоперевозки маленьких пассажиров прописаны достаточно чётко. Рассмотрим главные аспекты указаний.
- Запрещено в процессе стоянки покидать малышей до 7-летнего возраста в автомашине без совершеннолетних сопровождающих (п. 12.8). На заметку: стоянка — это остановка ТС более чем на 5 минут, не связанная с погрузкой-выгрузкой людей или груза;
- Возить детей до двенадцати лет в легковушке допускается лишь с применением систем удержания (кроме автопассажиров 7-12 лет на местах позади шофера). Это объясняется в п. 22.9.
Стандарты перевозки в зависимости от возраста
(действительны для ТС, где производителем предусмотрены ремни страховки или спец. крепёж):
- до года — обязательно использование детского удерживающего устройства, разрешённого ГИБДД (люлька);
- с года до 7 — применение специального автокресла;
- с 7 до 12 лет:
- впереди — только с ДУУ;
- позади водителя — с ДУУ или с пристегиванием штатным ремнем (возможно, с адаптером);
- после 12 лет (т. е. с момента наступления этого возраста) — ребёнок приравнивается к взрослому автопассажиру, поэтому обязательным является пристегивание фиксирующим ремнем. Однако в силу каких-либо причин, связанных со здоровьем (малым весом или ростом), допускается эксплуатация ДУУ и для подростков старше двенадцатилетнего возраста.
На заметку: обычные страховочные ремни рассчитаны на эксплуатацию людьми ростом от 150 см и выше. Поэтому, если малолетний пассажир не вырос до этой отметки, не стоит рисковать, оптимальным выходом из положения может стать бустер.
Правила установки
Для сохранения жизни и здоровья юных автопассажиров детские удерживающие устройства следует устанавливать согласно определенным правилам:
- автолюльку на переднем сиденье нужно фиксировать строго против хода. Автокресла для тех, кто постарше, разрешено повернуть по вектору передвижения. Важно: любая конструкция для удержания ребёнка непременно должна быть пропорциональна его весу. Иначе страховочная система не сможет выполнить свои защитные функции при возникновении аварийной ситуации;
- при монтаже ДУУ на сиденье, расположенное около водителя, подушку безопасности надо непременно отключить. Иначе при автопроисшествии она раскроется и станет причиной тяжелых травм, возможно, смертельных. Примечание: при нахождении на переднем кресле подростков от 12 лет без каких-либо приспособлений, подушку необходимо привести в рабочее состояние;
- размещать детское удерживающее устройство в автомобиле разрешено на любом пассажирском автокресле, кроме откидного. Автоэксперты считают, что наиболее безопасное место в легковушке — сиденье в центре позади шофера. К сведению: продукцию с ISOFIX возможно закрепить лишь на боковых местах сзади;
- установку нужно выполнять в строгом согласии с прилагаемой к нему инструкцией от компании-изготовителя. Пользователи отмечают, что системы с ISOFIX устанавливать проще и быстрее;
- люфт установленного изделия не должен превышать 2 см, если люфт больше, то необходима переустановка.
Штрафы за отсутствие автокресла
В ПДД большое значение отводится минимизации рисков при перевозе малолетних лиц в автотранспорте. Поэтому несоблюдение стандартов транспортировки приравнивается к административному правонарушению и наказывается согласно Кодексу об Административных Правонарушениях (КоАП).
Меры воздействия за перевозку ребенка без детского кресла прописаны в ст. 12.23 (ч. 3) КоАП. Штраф составляет:
- водителю — 3 тысячи рублей;
- должностному лицу — 25 тысяч рублей;
- юридическому лицу — 100 тысяч рублей.
- провинностью принято считать не только неимение фиксирующего приспособления, но и его неверная установка;
- если с нарушением перевозится сразу несколько ребятишек, то постановление о совершенном проступке все равно выписывается одно;
- постановления о штрафных санкциях могут быть оформлены неоднократно в течение суток, т. е. при каждой остановке инспектором ГИБДД.
Важно: если оплатить санкционное взыскание до окончания 20 дней с момента выписки постановления о правонарушении, то его сумма уменьшается ровно вдвое. Эта норма введена в действие Федеральным Законом № 437-ФЗ от 22 декабря 2014 года.
Следовательно, штраф за перевозку детей без кресла при оплате его в 20-дневный срок будет равен для шофера 1500 рублям.
Предельный период для уплаты штрафных санкций составляет 60 суток. По завершении этого срока сотрудники органов ГИБДД через 10 дней вправе передать постановление на взыскание денег судебным приставам. Оплата просроченного штрафа сопряжена с дополнительными хлопотами и расходами. Придётся дополнительно выплатить семь процентов исполнительского сбора приставам (но не меньше 1000 рублей).
Следовательно, при несвоевременном погашении административного взыскания за нарушение условий транспортировки нужно будет заплатить:
- водителю: (3000 + 1000) = 4000 (руб.);
- официальному лицу: (25000 + 1750) = 26750;
- юр. лицу: (100000 + 7000) = 107000 (руб.).
Чтобы не допустить просрочки уплаты штрафного предписания за нарушение требований, связанных с детскими удерживающими устройствами, лучше перестраховаться и проверить штрафы ГИБДД по номеру автомобиля. При желании можно сразу же оплатить штрафные санкции в режиме онлайн. Сервис «Оплата Госуслуг» позволяет сделать это бесплатно, максимально оперативно и безопасно.