Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.
Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО | ||
Модель | До чип-тюнинга, л.с. | После чип-тюнинга, л.с. |
Lada Vesta | 122 | 135 |
Volkswagen Polo | 125 | 150 |
Hyundai Solaris | 123 | 135 |
BMW 320i | 184 | 285 |
Skoda Octavia | 180 | 220 |
Volkswagen Tiguan | 220 | 315 |
Skoda Kodiaq | 180 | 250 |
Toyota Camry | 249 | 300 |
Mercedes E-Class | 184 | 230 |
Jaguar XF | 340 | 400 |
Volvo XC60 | 163 | 270 |
Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».
С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.
«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).
Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.
Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.
«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.
Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».
Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.
Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.
Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.
Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.
«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.
Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.
Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.
Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.
Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».
К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.
Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.
Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.
Для чего нужен чип-тюнинг и какая цена удовольствия
Статья о чип-тюнинге — цели, задачи, процесс выполнения, стоимость, результаты. В конце статьи — интересное видео о чип-тюнинге двигателя автомобиля.
Содержание статьи:
- Как выполняется процедура
- Отстройка программы
- Задачи чип-тюнинга
- Стоимость
- Видео про чип-тюнинг двигателя
Наверное, каждый водитель не раз слышал о чип-тюнинге, но не все имеют достаточное представление о сути данной процедуры. В этой статье мы попробуем досконально ответить на самые злободневные вопросы и подробно осветить эту тему.
Работу двигателя современного автомобиля контролирует ЭБУ — электронный блок управления. В этом блоке установлена специальная программа, которая отображает все технические параметры «сердца» машины. Перепрошивка (переустановка) этой программы с целью увеличения номинальной мощности и повышения экономичности двигателя называется чип-тюнингом. Причем, эта операция в зависимости от типа диагностируемого автомобиля может выполняться двумя методами: на месте путем подключения специального оборудования или непосредственно в лаборатории. Для реализации последнего метода необходимо снятие электронного блока.
Как выполняется чип-тюнинг
Чип-тюнинг осуществляется следующим образом: водитель приезжает в сервис, в котором с помощью оборудования вышеозначенная программа считывается с блока. Затем ее модифицируют. По завершении апгрейда водителя вызывают в сервис, где ему устанавливают уже полностью переделанную микропрограмму.
Бывает, что необходимая прошивка уже имеется — в этом случае время на чип-тюнинг заметно сокращается. Тем не менее, все зависит от того, насколько сложен заказ (тип автомобиля, индивидуальные предпочтения клиента).
После загрузки микропрограммы сервисом устанавливается гарантийный период, в течении которого водителю нужно обкатать автомобиль. Во время обкатки клиент может потребовать внести определенные изменения в программе, если функциональность машины ухудшилась, либо отозвать заказ с возвратом денег. При последнем варианте программа обновляется до заводской. Если фирма таких условий не придерживается, то сотрудничать с ней не целесообразно.
Отстройка программы
Процесс отстройки программы считается одним из сложнейших этапов чип-тюнинга. Во многом он зависит от характера заказа и от, того какая система используется в управлении двигателя. Обычно мастер осуществляет изменение калибровок с учетом пожеланий клиента. Далее он производит подсчет контрольных сумм. Если в базе данных уже имеются калибровки, которые подходят к вашему автомобилю, то их просто экспортируют в программу.
Кстати, проведение данных процедур проводятся без вашего участия. Исключением являются случаи, когда требуется более высокоточная отстройка: к примеру, если машина оборудована турбированным двигателем или имеются модификации Stage 2 или 3. Тогда специалист производит обкатку машины вместе с клиентом — компьютер на ходу собирает нужные сведения для последующей отстройки. Для этого в коллектор производится установка лямда-зонда, который анализирует горючую смесь в различных режимах функционирования двигателя.
Задачи чип-тюнинга
Бытует мнение, что важнейшей задачей чип-тюнинга является повышение мощности двигателя. Но это не совсем верно, ведь с помощью этой процедуры можно изменить кучу других параметров, которые несомненно отразятся на эффективности эксплуатации автомобиля. Если, скажем, автолюбитель не слишком любит быструю езду, чип-тюнеру необходимо выполнить задачу по увеличению эластичности и динамики мотора с таким условием, чтобы расход топлива оставался прежним или вовсе уменьшился.
Автолюбителя может также, например, заинтересовать уменьшение расхода топлива. Также нередки случаи, когда клиент желает, чтобы программа осталась заводской, но поменялась автомобильная комплектация — удалить в микропрограмме сажевый фильтр, катализатор или клапан ЕГР.
Существует несколько целей использования чип-тюнинга. Рассмотрим наиболее распространенные:
- Тюнинг двигателя;
- Подключение газового оборудования (топливо);
- Использование низкооктанового бензина;
- Изъятие катализатора при переводе на ЕВРО-2;
- Удаление в дизельном двигателе, к примеру, противосажевого фильтра;
- Отключение клапана рециркуляции выхлопных газов (ЕГР);
- Ограничение стандартных оборотов, скорости и прочее;
- Удаление ошибок;
При проведении чип-тюнинга расходование топлива может и повыситься, и понизиться — все зависит от самой поставленной задачи. Если, к примеру, немного подкорректировать динамику, то можно добиться не перерасход, а наоборот — уменьшения потребления автомобилем топлива. Если ввыполнить оптимизацию функционирования двигателя с одновременной балансировкой основных характеристик микропрограммы, подвижность машины может заметно улучшиться, а расход топлива — остаться прежним или снизиться.
Характеристики автомобильного двигателя после выполнения работ
- В среднем, прирост мощности в бензиновых двигателях составляет около 5-7%;
- Что касается бензо-турбированных двигателей, то рост показателей здесь составляет 35%;
- В новых поколениях дизельных моторов прирост мощности может достигать 25 %. При этом расход топлива увеличивается лишь на 5-10 % или остается таким же.
Почему же сам автопроизводитель не меняет прошивку для повышения мощности еще до схода автомобиля с конвейера?
Дело в том, что для европейских автоконцернов мощность не считается важным параметром, и двигатели редко подвергаются форсированию. Причин этому много: это и налоговая политика ряда стран Европы, и введенные стандарты экологии, и много чего еще.
Сегодня экологические параметры автомобиля находятся на первом месте среди прочих характеристик. Поэтому чтобы машина соответствовала установленным стандартам, изготовителю приходиться снижать и мощность, и экономичность. Но иногда причиной «болезни» авто может служить банальная ошибка. Тогда задача чип-тюнера — найти возможность коррекции мощности и использовать те ресурсы, которыми производитель пожертвовал ради экостандартов.
При этом большинство чип-тюнеров уверяют, что работа и ее результаты проходят практически незаметно, к тому же прошивки создаются на основе заводских программ. Однако по измененным параметрам производитель сразу определит, что программа подверглась вмешательству, и обязательно снимет гарантию.
Стоимость чип-тюнинга
Здесь все будет зависеть от того, кто будет выполнять чип-тюнинг. Если вы обратитесь к «гаражным мастерам», то с вас в среднем попросят от 1000 рублей. Тогда как ценовой диапазон более серьезных компаний начинается от 7000 за атмосферник с объемом в 1,6 литров и до 30 000 рублей — за многолитровый мотор. При этом специалисты компании самостоятельно разрабатывают индивидуальную программу именно под ваш автомобиль.
Интересно, что у некоторых водителей, подвергших своего «железного коня» чип-тюнингу, включается своеобразный «эффект плацебо». То есть, даже при неизмененных параметрах автовладелец может ощущать заметную прибавку в мощности. При этом он абсолютно не замечает, что попросту стал больше давить на газ. Поэтому во избежание всяких подозрений в арсенале компаний имеются специальные стенды, с помощью которых происходит снятие технических характеристик. Более дорогое оборудование позволяет выполнять работу даже с полноприводными вариантами. А чтобы избавить мотор от возможного перегрева, устанавливаются вентиляторы обдува.
В целом, в ходе процедуре чипования первым делом автомобиль диагностируют на предмет наличия неисправностей. Затем специалисты снимают скоростную характеристику, а оригинальную ЭБУ-программу сохраняют. В случае претензий водителя по поводу качества чип-тюнинга в течении двух недель стандартная микропрограмма возвращается на место. Деньги также возвращаются — по такому отношению к клиентам можно определить, насколько серьезно компания относится к своему делу и стоит ли ей доверять.
Есть также способы проведения чип-тюнинга без непосредственного вмешательства в оригинальную программу — в частности, при помощи тюнинг-боксов. Такая аппаратура производит моделирование сигнала, например, от контроллера к форсункам. При этом в силовом агрегате никаких изменений не делается. Но такие боксы, как правило, разрабатываются для дизельных автомобилей, чтобы повысить экономичность и мощность. Причем их в любой момент можно снять и использовать на другой машине.
Таким образом, подоплека сомнений по поводу целесообразности чип-тюнинга стала более-менее развеиваться. И уже с уверенностью можно сказать, что с помощью данной процедуры действительно можно улучшить характеристики автомобиля. Главное – не прельщаться низкими ценами и не доверяться различного рода горе-мастерам.
Видео про чип-тюнинг двигателя: