Митинги, автопробег и рэп: рабочие ГАЗа борются против американских санкций
Полмиллиона сотрудников автоконцерна и смежных предприятий ждут поддержки от государства
С апреля 2018 года «Группа ГАЗ» находится в санкционном списке США. Это серьезная финансовая нагрузка и предельные ограничения в операционной деятельности, которые влияют на устойчивость компании уже в течение более двух лет. Санкции поставили под удар возможность «Группы ГАЗ» вести бизнес. Существенно ухудшились финансовые условия работы с поставщиками. Периодически возникают проблемы нехватки комплектующих для производства продукции, так как зарубежные партнеры сокращают сотрудничество, опасаясь попасть под вторичные санкции. Санкции закрыли возможность выхода на новые экспортные рынки. «Группе ГАЗ» пришлось остановить ряд международных проектов – в частности, было закрыто производство автомобилей Mercedes, которые выпускались на площадке Горьковского автозавода совместно с компанией Daimler; приостановились перспективные проекты, которые планировались реализовать в сотрудничестве с Volkswagen. И до сих пор в автомобильной отрасли не запущены государственные антисанкционные меры защиты.
Фото: Михаил Ковалев
В апреле 2020 года ситуацию усугубило падение рынка коммерческого транспорта, вызванного пандемией. В апреле загрузка ГАЗа упала на 70%, в мае и июне – на 50%. Из-за кризиса Павловский автобусный завод и автокомпонентные производства ГАЗа перешли на режим сокращенной рабочей недели. «ГАЗ находится в двойном кризисе — из-за санкций и падения рынка. Мы бьемся за то, чтобы сохранить людей. На ГАЗе работают специалисты высочайшей квалификации. Если мы потеряем кадры, от российского автопрома ничего не останется. Мы очень надеемся, что у ГАЗа будет поддержка», — отметил ранее председатель рабочих советов «Группы ГАЗ» Евгений Морозов.
Последствия санкций для Группы ГАЗ может иметь эффект разорвавшейся бомбы для российской автомобильной отрасли, включая поставщиков и смежников, с которыми работает Группа ГАЗ, а это свыше 500 тысяч человек. И, естественно, для самих заводов, входящих в компанию, на которых работают свыше 35 тыс. человек. Кроме того, это большой удар и по транспортному обеспечению страны – школ, больниц, социальных центров, для которых ГАЗ производит школьные автобусы, автомобили скорой медицинской помощи, транспорт для пассажирских перевозок, технику для малого и среднего бизнеса, различных отраслей народного хозяйства.
В июле Минфин США объявил о продлении санкций для Группы ГАЗ до января 2021 года. Как сообщал Интерфакс, это сопровождалось введением новых требований к российскому автопроизводителю. Теперь группа ГАЗ обязана в течение пяти дней после закрытия каждого квартала предоставлять Минфину США финансовые отчеты и протоколы заседаний совета директоров, отчеты о составе совета и изменениях в нем, а также списки любых планируемых и созданных новых совместных предприятий. Аналогичный порядок отчетности установлен для финансовых соглашений группы ГАЗ на сумму от 5 миллионов долларов и более.
Чтобы спасти ГАЗ, рабочие завода готовы стучаться во все двери. Для отстаивания интересов заводов работники предприятий Группы ГАЗ создали рабочие советы. Они написали письма в профсоюзы — американский и международный — с просьбой поддержать их и помочь в переговорах с американским правительством, чтобы снять с ГАЗа американские санкции. В прошлом году инициативная группа ГАЗа проводила митинг протеста у посольства США в Москве, чтобы донести до американского правительства, что санкции бьют не по конкретным бизнесменам из санкционного списка, как декларирует американское правительство в прессе, а по простым рабочим, трудовым коллективам, их семьям. Рабочие считают, что цель санкций, которые наложили на ГАЗ — стремление передать большую часть рынка коммерческих автомобилей под контроль американской компании Ford.
С апреля 2019 года в социальных сетях развернулся флешмоб #SaveGAZ, к которому присоединяются все, кому не безразлична судьба предприятия. Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ обращался в глобальный рабочий союз IndustriAll с поддержкой ГАЗовцев: http://www.industriall-union.org/russian-auto-workers-union-oppose-sanctions. В поддержку коллектива завода на производственной площадке ГАЗа прошел концерт симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Молодежь Ярославского моторного завода «Группы ГАЗ» записала рэп против американских санкций: https://www.youtube.com/watch?v=IRK0mibI_Dc&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0TSPVD-gKkXA-V984TkNG9bsllvBQ83akwWas3yCNMAIXPSbT0tbIfC1k
В конце прошлого года работники ГАЗа проехали 4 тыс. километров из Нижнего Новгорода через несколько стран Европы в немецкий г. Дюрен на автомобилях «ГАЗель NEXT» с лозунгом на борту «Санкции останавливают прогресс». В Германии команда автопробега #SaveGAZ встретилась с представителями автомобильного комитета международного рабочего союза IndustriALL, Рабочие ГАЗа предложил внести резолюцию о проработке плана совместных действий по защите рабочих России и всего мира от разрушающего влияния санкций. Председатель рабочего совета «Группы ГАЗ» Евгения Морозов отмечал: «Мы проехали свыше 4 тыс. километров из Нижнего Новгорода в Германию, чтобы довести до профсоюзных объединений автомобильной отрасли всего мира и до широкой европейской общественности информацию о том, как санкции разрушают работу автомобильных предприятий и ставят под удар судьбы сотен тысяч людей. Рабочие не должны становится жертвами санкционной политики».
Рабочие ГАЗа не только бьются за судьбу своих предприятий, но и оказывают поддержку машиностроителям других стран. На днях в соцсетях появились сообщения, что рабочие советы завода ГАЗ хотят собирать средства для поддержки работников белорусского автопрома-партнеров типа БелАЗ, МАЗ, МЗКТ, т.е тех, с кем предприятия ГАЗа исторически работают, в случае, если текущая ситуация приведет к остановке заводов и рабочие останутся без заработка. При этом газовские рабочие не становятся ни на чью сторону в политических требованиях, но хотят помочь белорусам пережить тяжелые времена, потому что много лет работают с ними и потому что они по себе знают, что такое жить в неопределенности о будущем своего места работы.
ГАЗ – это крупнейшее предприятие страны, он всегда был больше, чем завод. Это — конструкторская школа страны, которая создавалась десятилетиями, это кузница кадров для отрасли, это династии, которые передают свой опыт от поколения к поколению. ГАЗ обеспечивает техникой грузовые и пассажирские перевозки, на машинах ГАЗ в 90-е вырос весь малый и средний бизнес и сегодня «ГАЗели» – это рабочие лошадки, которые кормят полстраны. И за всем этим стоят люди, которые работают на ГАЗе, у которых нет уверенности в завтрашнем дне.
Что будет с Группой ГАЗ?
Включение Олега Дерипаска и Группы ГАЗ в санкционный список США – настолько значимая для отрасли новость, что сейчас все журналисты просто обязаны обрывать телефоны пресс-службы ГАЗа, Вадима Сорокина и всяких экономических аналитиков. Большинство заметок на эту тему естественным образом выйдет не раньше понедельника (США, объявив о санкциях в пятницу, дали журналистам хороший запас по времени). А мы порассуждаем сейчас.
У олигарха, попавшего под санкции, есть несколько традиционных путей спасения: 1) перевести часть активов на бывшую жену, предварительно с ней разведясь; 2) продать активы номинальным владельцам, попутно выведя на всякий случай немного кэша; 3) продать активы по-настоящему.
Вы только не смейтесь, но Олег Владимирович многое из этого уже сделал. Полине Дерипаска отошло 6,9% акций En+, и она уже больше не Дерипаска. Из ГАЗа выведено 11,5 млрд руб в виде невозвратных кредитов аффилированным с Дерипаской фирмам. И, по слухам, ведутся переговоры о продаже какого-то значимого пакета акций ГАЗа. В качестве возможного покупателя чаще всего называют VW.
Автомобили на рынке США ГАЗ не продаёт, но получает комплектующие от американских фирм, прежде всего Cummins и Allison. Правда, зависимость от трансмиссий Allison почти нулевая (ГАЗ скоро импортозаместится собственным «автоматом»), а вот дизели Cummins для завода важны. Пойдёт ли Cummins на то, чтобы поставлять продукцию своего китайского завода на ГАЗ через независимого посредника или предпочтёт не рисковать, станет ясно до 5 июня, такой срок предписан администрацией Трампа для закрытия всех контрактов с лицами и фирмами, попавшими под санкции. Есть ещё Eaton, но без его продукции ГАЗ как-нибудь обойдётся.
Хуже, что для ГАЗа наступает время испорченной международной репутации и даже те фирмы, что никакого отношения не имеют к американским санкциям, могут (и скорее всего будут) тщательнее взвешивать необходимость любых контактов с фирмами Олега Владимировича. Думаю, что на поставках моторов VW для экспортных модификаций ГАЗели это скажется. Равно как и на экспортных поставках ГАЗелей вообще. С Турцией или Ираном сложностей не предвидится, с Сербией, вероятно, тоже. А вот о рынках сколь-нибудь западной Европы можно забыть.
Но рынки сбыта и проблемы с контрагентами — ерунда в сравнении с падением капитализации главного актива Дерипаски, En+. Если Олег Владимирович станет всеми силами спасать En+, то ликвидность будет браться из машиностроительных активов, ГАЗа и Русских машин.
И проблемы ГАЗа де-факто оплатим все мы, ибо я уверен, что автозаводу Кремль компенсирует то, что хозяин выведет в пользу других бизнесов. Не потому, что так любит Дерипаску или считает ГАЗ системообразующим предприятием (хотя это так). Просто для того, чтобы показать, что санкции ваши мы известно, на чём вертели.
Президент «Группы ГАЗ»: основная задача для нас и наших поставщиков сейчас — выжить
Как «Группа ГАЗ» преодолевает кризис в автомобильной промышленности, о необходимых мерах господдержки отрасли в период пандемии и резком падении рынка легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2020 году в интервью ТАСС рассказал президент группы Вадим Сорокин.
— Отечественные автоконцерны в основном с 13 апреля возобновили производство в нерабочий период. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) не исключение. Почему компания приняла решение о возобновлении выпуска автомобилей?
— Да, мы начали работать не только на нижегородской площадке, но и на других предприятиях, которые входят в «Группу ГАЗ». Если мы не будем работать хотя бы по тому небольшому количеству заказов, которые у нас имеются в настоящее время, то уже в скором времени запустится цепочка банкротств наших поставщиков. Из них 70% — это как раз сравнительно небольшие предприятия. Начиная работать в Нижнем Новгороде, Ярославле и на других предприятиях, мы запускаем всю нашу цепочку смежников. В «Группе ГАЗ» работает порядка 35 тыс. сотрудников, в стране у нас более 3,7 тыс. российских поставщиков. Все вместе — это около 400 тыс. рабочих мест.
— Как сейчас адаптированы условия работы под новые меры безопасности в условиях пандемии?
— Потребовалась огромная работа технологов, HR и других служб по созданию максимально безопасных условий для всех сотрудников. Мы арендовали более сотни автобусов, организовали измерение температуры, регулярную дезинфекцию всех поверхностей, установили антиспетики для рук и бактерицидные рециркуляторы обеззараживания воздуха. На производстве организована работа с соблюдением дистанции — разделены рабочие операции, сделана разметка, чтобы каждый работал в выделенной зоне.
Все равно в первый день (после нерабочих дней — прим. ТАСС) не удалось избежать проблем. Из-за медленной работы дистанционных термометров при низкой температуре возникла очередь на проходных. К решению ситуации подключились мгновенно, изменили порядок прохода, и уже на следующий день никаких проблем не было.
— Как «Группа ГАЗ» справляется с кризисом в автопроме? Достаточно ли вам господдержки?
— Пока справляется в одиночку, поддержки от государства мы не получали. Несмотря на многочисленные предложения и обсуждения, среди планируемых Минпромторгом мер нет тех, которые бы обеспечили даже частичную загрузку завода.
Также важно, что ГАЗ еще и не первый год находится под американскими санкциями. Здесь мы, к сожалению, не видим понимания у чиновников, какие риски несут санкции для ГАЗа. Мы уже остались без ряда своих международных партнеров и поставщиков. У наших предприятий запредельно выросла финансовая нагрузка. Но ГАЗ оставили один на один с проблемой санкций. А сейчас — с проблемой критического падения спроса на коммерческие автомобили.
— Есть ли сейчас риски перебоев с поставками российских комплектующих из-за введения карантина в большинстве регионов страны?
— С самого начала апреля мы очень тесно контактировали с каждым из наших поставщиков. Если у них были какие-то проблемы со стартом производства в части получения разрешения от администрации городов и областей, мы помогали его получить. Первые дни возобновления производства показали, что практически все 100% поставщиков приступили к работе и поставляют нам необходимые компоненты.
— Говоря о головном заводе, ГАЗе, — какие убытки вы понесли из-за простоя? Их объем?
— Мы выплачивали всем людям заработную плату в период простоя. Является ли это убытком? Я бы так не назвал. Это инвестиции в персонал, в будущее компании. Даже более того, это вклад в борьбу нашей страны с пандемией.
— Потери связаны не только с необходимостью платить сотрудникам зарплату…
— Конечно, мы понесли и серьезные накладные расходы по содержанию инфраструктуры при неработающем производстве. И эта проблема не исчезает и при возобновлении работы: все расходы распределяются на резко сократившиеся объемы производства. Специфика нашего бизнеса по производству LCV в том, что он направлен в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса. Многие из них сегодня не работают. А почти все, кто работает, думают только о выживании, а не об инвестициях. Поэтому в целом мы ожидаем, что все закупки на рынке коммерческого транспорта на ближайшие два-три месяца фактически будут заморожены.
— Получается, сейчас основная загрузка заводов группы — это госзаказы?
— Наоборот. В основном сегодня мы держимся на том, что отрабатываем заказы, сделанные в марте месяце. Также есть небольшой спрос от логистических компаний, производителей продуктов питания, других товаров и услуг, которые работают на онлайн-доставке. Это обеспечивает нам загрузку конвейера где-то на 30% от уровня прошлого года. Из них госзакупки — это только полтора дня работы. Стартовавшую недавно программу закупок медицинских автомобилей Минпром распределил так, что на ГАЗ пришлось только около трети от общего объема.
— Учитывая кризис в отрасли, каков ваш прогноз по производству и продажам «Группы ГАЗ»?
— На апрель — на 30% от стандартного объема производства, в мае — 10−15%, июнь — в таких же пределах. Снижение производства в 2020 году может составить до 50% от прошлого года. И по продажам также: мы производим только ранее оплаченные клиентами автомобили.
— Если говорить о рынке в целом: насколько глубоким будет падение продаж легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в этом году?
— Как минимум 50%. Мы или упадем вместе с рынком, или сработаем чуть лучше. Главное — объем производимой продукции и возможность финансировать свои проекты.
— Что касается финансовых показателей группы, по итогам года вы ожидаете убытка?
— Да, в данной ситуации, я бы сказал, надо выжить. Основная задача для нас и наших поставщиков сейчас — выжить. Для этого придется сокращать накладные расходы и затягивать пояса.
— Пришлось ли вам повышать стоимость автомобилей?
— Да, мы сейчас подняли цены. По большинству моделей — на несколько процентов. Себестоимость машин резко выросла. Во-первых, из-за того что накладные расходы на поддержание инфраструктуры и заработную плату теперь приходятся на гораздо меньшее количество автомобилей. Во-вторых, из-за повышения курса доллара и евро. Большую часть этих затрат мы не стали перекладывать на покупателей автомобилей — работаем с отрицательной доходностью.
— Какие меры господдержки вы считаете необходимыми для выживания автопрома в условиях кризиса? Что будет наиболее эффективным?
— На наш взгляд, сейчас необходимо быстро увеличить госзакупки конечной продукции, то есть финансировать конец «пищевой цепочки». Чтобы поставщики — и крупные, и малые, и средние предприятия также оказались загружены работой. В данном случае я бы говорил о тех закупках, которые необходимы госучреждениям, ведомствам, госкомпаниям, которые и так планировались на ближайшие годы. К ним могут относиться медицинские автомобили, сегодня они в приоритете. Также речь о школьных автобусах, муниципальной технике, общественном транспорте.
Другое возможное направление: можно заниматься стимулированием обновления автопарка с ориентацией на будущее. Скажем, те, кто закупит технику Евро-5, заменив имеющиеся машины и автобусы Евро-0 или Евро-3, получат поддержку государства в виде субсидий, преференций. Это поддержит спрос на продукцию машиностроения и одновременно поможет снизить уровень вредных выбросов в городах. Но стартовать эти программы должны сейчас, именно в кризисный период. В том числе те нацпроекты, по которым планировалось закупать технику в 2021−2023 годах, нужно финансировать уже в этом, 2020 году.
— Учитывая кризисную ситуацию в автопроме, не остановились ли у вас текущие проекты, связанные с обновлением модельного ряда?
— В целом по 2020 году «Группа ГАЗ» ведет 19 проектов обновления как автомобильной техники, так и силовых агрегатов, двигателей, КПП. Все наши проекты последние годы и так находятся под риском из-за санкций, а кризис эти риски только увеличивает. Пока мы продолжаем некоторые проекты, которые начали ранее. В мае мы запускаем новый автобус «Газель City». Это уникальная машина с удобным и просторным салоном, позволяющая перевозить маломобильных пассажиров. У нее низкий пол, есть площадка для размещения инвалидной коляски. Также мы работаем над новым бескапотным грузовиком. Несмотря на все проблемы, нам важно запустить этот проект в июле-августе, чтобы войти в нишу развозных городских среднетоннажников.
— В прошлом году вы презентовали новинку — «Газель NN», производство которой должно начаться в конце 2020 года. Сохраняете ли эти планы?
— Да, пока планы сохраняются. Для нас это по-прежнему приоритетный и очень сложный проект. В реализацию вовлечены не только российские, но и зарубежные поставщики. Сейчас мы видим, что многие из них в Европе также находятся на карантине и не выходят на работу. И санкционные ограничения, которые на нас лежат, безусловно, также задерживают процесс. Мы оцениваем возможность запуска производства в конце 2020 года, но, если этого не удастся сделать по объективным причинам, перенесем на начало 2021 года.
— Сейчас ГАЗ разрабатывает специальные опции для городского транспорта, которые способны снизить уровень заражаемости.
— Мы задались вопросом, как мы, «Группа ГАЗ», крупнейший в стране производитель общественного транспорта, можем сделать его более безопасным с медицинской точки зрения. Наши конструкторы выработали целый ряд решений, некоторые из которых можно реализовать довольно быстро. Мы делаем опытные образцы автобусов, поручни которых покрыты специальной бактерицидной краской с ионами серебра, воздух внутри салона обеззараживается с помощью закрытых рециркуляторов. Также планируются бесконтактыне кнопки для остановки пассажирами по требованию и диспенсеры для дезинфицирующей жидкости. Мы работаем с рядом научных организаций и по внедрению обеззараживающих фильтров в систему кондиционирования. Это более сложный вопрос, и здесь пока нет финального решения.
— Получается, вы создаете «антивирусные» автобусы. А по другим вашим моделям тоже есть подобные идеи и разработки?