- Купил антифриз в «Светофоре» и проверил его на замерзание. Рассказываю, почему и даром такой не залью
- Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
- Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
- Содержание статьи
- Состав охлаждающих жидкостей автомобиля
- Роль крышки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля
- На любом СТО вам скажут примерно следующее
- Почему все-таки охлаждающую жидкость нужно менять каждые 3-5 лет?
- Температура замерзания антифриза : почему нельзя заливать концентрат
Купил антифриз в «Светофоре» и проверил его на замерзание. Рассказываю, почему и даром такой не залью
Недавно мне понадобилось долить охлаждающей жидкости в машину. Для моих целей достаточно было небольшого объема, чтобы поднять уровень до необходимой нормы.
Приехав за покупками во всем известный маркет, наткнулся на очень дешевый антифриз неизвестной марки по очень привлекательной цене.
Мне нужен был всего литр, а тут передо мной стояла целая канистра антифриза по цене, равной 1кг того же продукта от известных производителей
После недолгих размышлений решил приобрести этот продукт, а заодно и проверить его качество простым «народным» методом.
Автопроизводители рекомендуют использовать только проверенный антифриз известных марок, соответствующий необходимым требованиям и нормам.
Например, антифриз должен иметь определенную вязкость, а его рабочая температура колеблется от -50 — -40°С до +120 — +130 °С.
Поскольку рабочая температура — одна из важнейших характеристик для охлаждающей жидкости, я решил проверить купленный экземпляр на замерзание. Этот способ я нашел в интернете и он точно даст представление о качестве антифриза.
Конечно же, качественный антифриз не замерзнет при такой температуре, поэтому свой эксперимент заочно считал провальным.
Спустя 30 минут снова вернулся к морозилке, с мыслями, что антифриз вряд ли замерз. Ведь неужели на прилавках будет стоять такой откровенный контрафакт
Использовать такую жидкость в системе охлаждения двигателя я точно не буду. Последствия заморозков могут оказаться плачевными и вылиться в дорогостоящий ремонт.
К тому же неизвестно, какой состав намешал производитель в этой канистре. А ведь там могут содержаться и опасные кислоты, которые хоть и удешевляют производство, но могут подвергнуть коррозии патрубки системы охлаждения, что выльется в повсеместные утечки антифриза.
Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
В качестве охлаждающей жидкости в современных автомобилях используют антифриз или ТОСОЛ. Данные жидкости хорошо зарекомендовали себя при низких температурах. Задумывались ли вы, как влияет на их свойства чрезмерно долгая эксплуатация и несвоевременная замена? Бытует мнение, что отработавшая свой срок охлаждающая жидкость замерзает уже при температурах ниже -20 градусов. Действительно ли это так? В этом вам поможет разобраться эта статья.
Содержание статьи
- Состав охлаждающих жидкостей.
- Роль пробки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля.
- Стоит ли верить работнику СТО и соглашаться на замену антифриза?
- Почему все-таки охлаждающую жидкость нужно менять каждые 3-5 лет?
Наверняка у кого-то из читателей случались поломки охлаждающей системы. Происходили утечки жидкостей, а может быть даже “рвало” радиатор. Ответ механика СТО очевиден: это произошло, потому что у вас старый антифриз (или ТОСОЛ). В виду потери своих свойств, он стал непригоден для эксплуатации при низких температурах. Но всегда ли работник автосервиса прав?
Состав охлаждающих жидкостей автомобиля
Антифриз и тосол обычно состоят из трех главных компонентов:
- Пропиленгликоль или этиленгликоль. Главное отличие этих веществ в том, что первый абсолютно безвреден, а второй – ядовит. Эти вещества являются двухатомными спиртами и кипят при очень высокой температуре ( более +170 градусов). Они крайне медленно испаряются, отлично поглощают воду и не являются горючими жидкостями. Данные вещества довольно активно взаимодействуют с металлами. Если поместить в одно из них алюминиевую деталь, они быстро вступят с ней в реакцию, которая приведет к ее разрушению.
- Дистиллированная вода. Воду в охлаждающие жидкости добавляют для того, чтобы отрегулировать их температурные свойства. Самое популярное соотношение – 50 на 50. При таком соотношении антифриз не будет терять свои свойства при температуре от -45 до +140 градусов Цельсия. Кстати, без добавления дистиллята пропиленгликоль и этиленгликоль замерзнут при температуре около -13 градусов. Так что без воды никуда.
- Различные присадки. Их добавляют для того, чтобы сгладить агрессивность этиленгликоля и пропиленгликоля. Органические и химические присадки препятствуют коррозии металлических деталей и преждевременному износу пластиковых и резиновых трубок и шлангов.
Охлаждающие жидкости бывают нескольких типов. Например, антифриз может быть типа G11, G12 или, например, G13. Тип зависит от соотношения процента содержания дистиллированной воды и типа присадок. Разные радиаторы и движки состоят из разных металлов и работают при разных температурах.
Роль крышки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля
Чем больше воды добавляется в антифриз или ТОСОЛ, тем сильнее понижаются их температурные свойства. Долили воды и вместо -45 градусов, охлаждающая жидкость будет замерзать в -20. Именно увеличение процентного содержания дистиллированной воды ведет к замерзанию антифриза или ТОСОЛА при более высоких температурах, чем заявлено в характеристиках. Если владелец автомобиля сознательно добавлял воду в систему, то все более или менее понятно. А если нет? Как вода попала внутрь?
Опытные работники автосервисов выносят единогласный вердикт: проблема в пробке расширительного бачка. По принципу своей работы она является чем-то вроде датчика высокого и низкого давления.
Принцип работы пробки:
Во время нагрева системы охлаждения внутри нее растет показатель давления, и чтобы предотвратить разрыв шлангов и трубок радиатора, паровой клапан сбрасывает избыточное давление за пределы системы. Нормальное давление в системе должно быть в приделах 1,1 – 1,4 АТМ, зависит от автомобиля.
Во время остывания системы объем охлаждающей жидкости уменьшается. За счет отрицательного давления в системе шланги и трубки радиаторов стремятся сжаться. В этот момент срабатывает на открытие воздушный клапан, который за счет впуска воздуха снаружи компенсирует разницу в давлении. Все процессы происходят автоматически.
На любом СТО вам скажут примерно следующее
Атмосферный воздух содержит в себе влагу. А так как охлаждающая жидкость имеет свойства поглощать воду, то количество влаги в ней постепенно растет. Вот и объяснение. Через 3-5 лет использования влаги в “охлаждайке” накапливается такое количество, что она теряет заявленные свойства и может замерзнуть при относительно высокой температуре.
Стоит ли верить работнику СТО и соглашаться на замену антифриза?
Приведенным выше доводам можно и возразить. Причем довольно обоснованно с точки зрения физики:
- если охлаждающая жидкость постепенно набирает влагу из окружающего воздуха, то почему тогда ее уровень в бачке не растет? А в теплое время года даже и уменьшается.
- температура кипения пропиленгликоля и этиленгликоля, как вы помните, равна примерно 190 градусам. Вода же испаряется при ста градусах. Не трудно предположить, что при нагреве системы в первую очередь испаряется вода, ее содержание в “охлаждайке” уменьшается и это способствует увеличению температурного порога антифриза или ТОСОЛА.
Из вышеприведенных доводов можно логически заключить, что количество влаги, пришедшей в систему из окружающего воздуха примерно равно количеству испарившейся жидкости. А если автомобиль эксплуатируется в засушливом климате, то вообще содержание воды в охлаждающей жидкости будет уменьшаться.
Так что при условии исправного состояния системы охлаждения, антифриз и ТОСОЛ замерзать не будут. Естественно, при тех температурах, которые указаны в характеристиках жидкости.
Почему все-таки охлаждающую жидкость нужно менять каждые 3-5 лет?
Выходит, что охлаждающую жидкость можно и не менять? Не совсем так. С температурой замерзания вопросы сняты. Если содержать охладительную систему в исправном состоянии, жидкость не будет замерзать и через 5 лет. Но вод присадки, о которых говорилось выше, со временем теряют свои свойства и перестают полноценно защищать детали радиатора, шланги и патрубки от агрессивного действия пропиленгликоля и этиленгликоля.
Новый антифриз в автомобиле всегда прозрачный. Если вы стали замечать его помутнение, бейте тревогу! Это означает, что охлаждающая жидкость начала вступать в реакцию со стенками элементов системы.
Поэтому старайтесь менять “охлаждайку” вовремя. Сроки замены зависят от типа жидкости:
- G11 – 3 года;
- G12 – 3-4 года;
- G13 – примерно 5 лет.
И остерегайтесь подделок! Суррогатные жидкости могут служить гораздо меньше, а могут и вообще не иметь ничего общего с антифризом или ТОСОЛОМ.
Температура замерзания антифриза : почему нельзя заливать концентрат
Основой большинства охлаждающих жидкостей является этиленгликоль. Благодаря этому веществу антифриз обладает морозостойкими свойствами. Напрашивается поверхностный вывод: чем больше будет этиленгликоля в составе, тем ниже температура замерзания антифриза.
Но все не так просто:
График показывает зависимость температуры замерзания (начала кристаллизации) водно-гликолевого раствора от концентрации этиленгликоля.
Как видно, неразбавленный этиленгликоль начинает замерзать уже при −12,9 °C. А чтобы достичь минимальной температурной отметки в –72 °С, этиленгликоль разбавляют водой в соотношении 66,7 / 33,3.
Однако антифриз — это не только вода и гликоль. В его состав входят антикоррозионные, антипенные и другие присадки. Помимо своих «прямых обязанностей», присадки также могут препятствовать образованию кристаллов льда и улучшать низкотемпературные свойства.
Концентрат разбавляют водой не только для понижения температуры замерзания, но и чтобы снизить нагрузку на помпу. При разведении охлаждающая жидкость становится менее вязкой и насосу проще ее перегонять. Также неразбавленный концентрат содержит такое количество присадок, что вместо защиты от коррозии будет происходить окисление среды и, как следствие, ржавление и коррозия металлических деталей.
Наконец, разбавлять концентрат — это экономия. На выходе получаем в два раза больше охлаждающей жидкости (при разбавлении водой в пропорции 50 / 50).
Рекомендации по разбавлению концентрата антифриза на основе карты средних и максимальных температур
PEAK выпускает антифризы трех видов: 50 / 50, 60 / 40 и концентрат. 50 / 50 — оптимальная концентрация для центральной части России. Большинство автопроизводителей на конвейере заливают антифриз именно в такой концентрации.
Если ваша техника работает на юге и вам достаточно концентрации 40 / 60 или если требуется «усиленный антифриз» для самых суровых условий, то вы можете разместить специальный заказ либо самостоятельно приготовить антифриз с нужной температурой замерзания при помощи концентрата.