- Делаем монстра на колесах: чип тюнинг УАЗ Патриот
- Содержание
- Почему следует проводить улучшение двигателя путем чип тюнинга?
- Оригинальный силовой агрегат
- Особенности рассматриваемого типа тюнинга
- Самостоятельное выполнение работы по чип тюнингу
- Как выполняется чип тюнинг?
- Заказ чип тюнинга у профессионалов
- Мнение специалистов насчет чип тюнинга
- Видео чип тюнинг УАЗ Патриот
- Тюнинг двигателя УАЗ своими силами
- Для чего нужно тюнинговать мотор УАЗ
- Способы тюнинга
- Замена мотора на иностранную модель
- Чип-тюнинг
- Установка газового оборудования
- Подробнее о чип-тюнинге
- Для каких моделей мотора подходит
- Изменение ресурса двигателя
- Преимущества и недостатки
- Как выполняется перепрошивка
Делаем монстра на колесах: чип тюнинг УАЗ Патриот
Содержание
Каким должен быть настоящий внедорожник? Этим вопросом задаются многие автолюбители, так как внедорожник приобретают из-за определенных эксплуатационных качеств. Проходимость, надежность, комфорт, привлекательный экстерьер – все эти качества учитываются при выборе транспортного средства. Однако после его покупки появляются и другие моменты, которые определяют уровень комфорта управления транспортным средством.
Примером можно назвать мощность установленного двигателя. Чем выше этот показатель, тем больше возможностей у водителя при управлении автомобилем. Существует довольно много методов повышения мощности мотора, среди которых отметим чип тюнинг.
Его довольно часто проводят на автомобилях отечественного происхождения, к примеру, УАЗ Патриот. Рассмотрим все особенности того, как проводится чип тюнинг двигателя и каких результатов при этом можно достигнуть.
Почему следует проводить улучшение двигателя путем чип тюнинга?
Следует уделить внимание тому, что установленный мотор обладает относительно невысокой мощностью, для движения в условиях низкой проходимости или для движения на высокой скорости по трассе ее становится недостаточно. Существует несколько методов повышения мощности двигателя.
Их можно разделить на несколько групп:
- Доработку вспомогательных систем. Примером можно назвать то, что особенности выхлопной системы могут влиять на мощность мотора. Тип установленного фильтра также определяет обороты и мощность двигателя. Как правило, в данном случае провести работы достаточно просто, так как они заключаются в замене деталей.
- Выполнение доработки непосредственно самого двигателя. Этот способ изменения мотора требует серьезного вмешательства. Выполняют эту работу исключительно профессиональные механики, специалисты по двигателям. Допущенные ошибки могут стать причиной быстрого износа мотора. Поэтому рекомендуем доверять работу только профессионалам в рассматриваемой сфере деятельности.
- Еще одним методом существенного повышения мощности двигателя является выполнение чип тюнинга. Подобным образом увеличить мощность и крутящий момент стало возможно относительно недавно, так как он заключается в изменении настроек работы установленного блока управления двигателем. Как не странно, при установке определенных параметров мощность может быть повышена существенна. Эти изменения – не только цифры, после чип тюнинга каждый водитель сможет почувствовать существенное повышение мощности.
Если внедорожник часто используется для движения по серьезному бездорожью или для длительной поездки на дальнее расстояние, то повышенная мощность будет нелишним. Изменения можно провести чип тюнингом, о котором поговорим далее подробно.
Оригинальный силовой агрегат
Штатная комплектация УАЗ Патриот имеет силовой агрегат ЗМЗ-409. Чуть позже на рассматриваемый автомобиль стали устанавливать и дизельные двигатели нового поколения, которые были разработаны специально для внедорожника.
Многие считают, что мощность устанавливаемого агрегата на внедорожник достаточно скромная. При объеме 2.8 литров силовой агрегат способен выдавать до 130 лошадиных сил. Двигатели с подобной мощностью могут устанавливаться и на заряженные малолитражки, снаряженная масса которых невелика.
Врезка: Важно: Наиболее удачным способом повышения мощности можно назвать проведение чип тюнинга. Подобным методом можно повысить показатель на 30%. Также грамотно проведенный чип тюнинг позволяет повысить показатель крутящего момента до 280 Нм. При этом работа не предусматривает серьезного вмешательства в конструкцию мотора, а значит ее можно провести достаточно быстро и с минимальной вероятностью нанесения вреда конструкции.
Проводить ли самостоятельно чип тюнинг или доверить работу профессионалам?
В последнее время все чаще можно встретить утверждение, что работу по повышению мощности двигателя можно выполнить самостоятельно. Ведь для этого нужно иметь только компьютер и специальный переходник. Однако при рассмотрении этой информации не учитывается довольно много моментов. Почему изменить показатель мощности возможно путем введения новых параметров работы мотора?
Эта возможность связана с нижеприведенными моментами:
- Изначально производитель автомобиля устанавливает настройки, которые позволяют использовать не все возможности силового агрегата. Подобное решение связано с тем, что изначально автомобиль стоит на гарантии, а значит все серьезные неисправности будут исправляться за счет производителя. Снижение нагрузки путем уменьшения максимальной мощности позволяет снизить вероятность повреждения мотора.
- В некоторых случаях производители устанавливают максимальные показатели мощности двигателя. В этом случае чип тюнинг приведет к существенному снижению ресурса силового агрегата. Поэтому перед проведением чип тюнинга проводится предварительная диагностика мотора. Считать правильно информацию может исключительно профессионал, знающий особенности рассматриваемого процесса.
- Техническое состояние агрегата также влияет на возможность выполнения чип тюнинга. Если мотор находится в плохом техническом состоянии, то повышение мощности путем чип тюнинга приведет к существенному снижению ресурса работы.
Вышеприведенная информация определяет то, что для начала следует провести предварительную диагностику и только после этого принимается решение о возможности выполнения чип тюнинга.
Особенности рассматриваемого типа тюнинга
Блок управления представляет собой компьютер, который позволяет указывать особенности работы силового агрегата. Путем точной настройки можно повысить мощность или уменьшить расход топлива.
Каждый автомобиль, в котором установлен блок управления, имеет входной разъем для подключения компьютера. При помощи специального переходника можно подключить компьютер и внести изменения в управляющую программу. Управляющая программа представлена таблицей, в которой введены определенные данные. При изменении таблицы можно также повлиять на параметры работы двигателя.
Самостоятельное выполнение работы по чип тюнингу
Если есть определенный опыт по изменению параметров управляющего блока, то можно выполнить работу самостоятельно.
Для реализации поставленной задачи понадобится:
1. Загрузочный пак, который даст доступ к управлению блоком.
2. Последняя версия прошивки ЭБУ. При этом следует выбирать исключительно ту версию, которая предназначена для двигателя УАЗ Патриот.
3. Ноутбук с операционной системой Windows, на которой может работать устанавливаемое программное обеспечение.
4. Программатор Galletto1260.
Как видно из вышеприведенного списка, практически все необходимое можно скачать с интернета. Также следует подобрать пак загрузчик под выход автомобиля. После того как все было найдено и подобрано, можно провести выполнение работы по настройке двигателя.
Как выполняется чип тюнинг?
Провести чип тюнинг можно и самостоятельно, если есть уверенность в своих действиях, хорошем состоянии силового агрегата.
Процесс изменения входных установок работы силового агрегата представлен следующим образом:
- Для начала следует найти ЭБУ автомобиля для подключения компьютера. Как правило, он расположен за задней стенкой бардачка транспортного средства.
- Для получения доступа к бортовому компьютеру следует провести демонтаж задней стенки.
- После этого подключаем ноутбук через программатор.
- На компьютере должны быть установлены все необходимые утилиты, к примеру, Combiloader. Без подобного программного обеспечения нельзя провести изменение программы.
- Следующий шаг заключается в установке прошивки, для чего указывается путь к папке загрузчика.
- Для того чтобы бортовой компьютер работал нужно электричестве, а значит, после подключения устройства с программатором следует включить зажигание.
- После включения зажигания на подключенном компьютере появится сообщение о необходимости выбора версии прошивки.
- Выбираем прошивку и запускам ее.
- Процесс установки заключается в изменении параметров работу силового агрегата. Все важные характеристики подбираются под определенный стиль вождения. При необходимости можно скачать программу, которая содержит предустановленные параметры под все задачи.
- После выбора параметров проводится установка прошивки.
- Достаточно важным моментом можно назвать то, что в последнее время довольно часто можно встретить пиратское ПО, которое нельзя использовать при перепрошивке блока управления двигателем. Лицензионное ПО имеет защиту в виде кода доступа, который можно найти на обратной стороне коробки.
- После установки прошивки проводится выключение зажигания. Таким образом обесточивается блок управления и проходит его перезагрузка.
- На момент выключенного зажигания проводится отключение программатора.
После отключения программатора и компьютера от ЭБУ можно завести автомобиль и проверить достигнутый результат. Как правило, минимальное увеличение мощности составляет 20%. При установке правильных параметров повышение мощности происходит на фоне снижения расхода топлива примерно на 1,5 литров.
Заказ чип тюнинга у профессионалов
Многие автомастерские, которые предоставляют услуги по тюнингу транспортных средств, также проводят изменение параметров работы бортового компьютера УАЗ Патриот.
К особенностям предоставляемых услуг можно отнести нижеприведенные моменты:
1. Работа выполняется только после полной диагностики установленного силового агрегата.
2. Весь процесс занимает несколько часов. Таким образом получить практически новый автомобиль можно буквально в день обращения в СТО.
3. Не стоит забывать, что правильный чип тюнинг не снижает ресурс работы силового агрегата. Именно поэтому многие обращаются за рассматриваемой услугой к профессионалам.
4. После выполнения чип тюнинга также проводится диагностика автомобиля для определения того, к чему привела перепрошивка силового агрегата. Как правило, результат положительный, могут проводиться несущественные доработки для достижения лучшего результата.
Несмотря на то, что работа относительно несложная, ей уделяется довольно много внимания. Повышение мощности и крутящего момента более чем на 20% от предыдущего показателя определяет то, что повышается нагрузка на силовой агрегат. Стоимость услуги колеблется в довольно большом диапазоне, что зависит от различных особенностей: ценовой политики СТО, от применяемого метода проведения диагностики и многих других моментов.
Рекомендуем обратить внимание на предложение СТО, которые специализируются на обслуживании автомобилей УАЗ. Это связано с тем, что специалисты при специализации на одной марке могут добиться лучшего результата.
Мнение специалистов насчет чип тюнинга
Дмитрий. Я моторист с довольно большим опытом работы. Обучался еще на версиях двигателей, которые не имели компьютера в качестве блока управления. На тот момент процедура повышения мощности двигателя заключалась в существенном изменении конструкции, установке новых деталей. Тогда не многие отдавали свой автомобиль для тюнинга. Однако в последнее время все чаще стали выполнять чип тюнинг, так как он позволяет повысить мощность и крутящий момент, снизить расход в течение всего нескольких часов.
Алексей. Приобрел УАЗ Патриот относительно недавно, после иномарки было довольно сложно привыкнуть к отечественному продукту. Много недостатков, но основная проблема, по моему мнению, недостаток мощности двигателя. Решить проблему стало возможно довольно быстро путем чип тюнинга. Сам не взялся выполнять эту работу, но результат однозначно порадовал. Машина стала резвой, быстро набирать скорость. Также порадовало то, что при существенном повышении мощности расход уменьшился примерно на 1 литр – в общем остался доволен.
Видео чип тюнинг УАЗ Патриот
Тюнинг двигателя УАЗ своими силами
Чип-тюнинг УАЗ Патриот направлен на установку модернизированной версии прошивки, позволяющей улучшить характеристики двигателя. Процедура требует использования специального оборудования и осуществляется в условиях сервиса. Доработка не требует внесения корректировок в регистрационные документы и не мешает прохождению ежегодного технического осмотра.
Для чего нужно тюнинговать мотор УАЗ
- увеличить максимальную мощность;
- скорректировать кривую крутящего момента и повысить эластичность мотора;
- снизить расход горючего при одновременном улучшении динамических показателей;
- убрать из выпускной системы каталитический нейтрализатор с сохранением нормальной работоспособности движка.
Способы тюнинга
Существует несколько способов доработки силового агрегата:
- замена программного обеспечения в блоке управления;
- перевод двигателя на газообразное топливо;
- интеграция силовой установки от другой машины.
Вместо штатного выпускного коллектора используют узел из нержавеющей стали, обеспечивающий пониженное сопротивление выхлопу. Мощность агрегата доходит до 180-185 л. с. (на 30% больше исходного значения), цена доработки сопоставима со стоимостью машины.
Замена мотора на иностранную модель
Некоторые владельцы машин устанавливают вместо штатного ЗМЗ с механической коробкой силовые агрегаты японского производства с автоматической трансмиссией. Узаконить подобную доработку сложно, поскольку необходимо проведение технической экспертизы. Для получения одобрения потребуется акт, подписанный представителями станции технического обслуживания, которая выполнила работы по модернизации.
Для установки двигателя с увеличенным картером потребуется подрезка рамы, что снижает жесткость конструкции. Для восстановления прочности необходимо установить дополнительный каркас из профиля, увеличивающий массу автомобиля. Сложности возникают при сопряжении штатных мостов и коробки от другой машины, штатные шестерни главных пар и дифференциалов не выдерживают повышенные нагрузки. После замены всех комплектующих итоговая цена автомобиля увеличится в несколько раз, что делает переоборудование бессмысленным.
Чип-тюнинг
Наиболее безобидным способом улучшить характеристики имеющегося двигателя является установка доработанного программного обеспечения в память блока управления. Прошивка позволяет повысить мощность и несколько выровнять полку крутящего момента. Возможно программное отключение обратной связи по датчику концентрации кислорода, что негативно влияет на токсичность выхлопа (укладывается в нормативы при проведении ТО), но способствует снижению расхода топлива и улучшению динамических возможностей автомобиля УАЗ Патриот.
Возможна установка нескольких вариантов прошивок в одном блоке, для выбора требуемой картографии в салон выведена кнопка и установлены контрольные индикаторы. Например, один режим предназначен для динамичного движения в городском потоке, а второй рассчитан на эксплуатацию в условиях бездорожья.
Повышение мощности стандартного ЗМЗ-409 составит 5-10 л. с., доработка не оказывает негативного влияния на ресурс (при условии корректно разработанной прошивки).
Установка газового оборудования
Газобаллонное оборудование с системой впрыска газа позволяет снизить затраты на топливо и одновременно увеличивает запас хода (баки для бензина остаются на штатных местах). Недостатком является уменьшение вместимости багажного отделения из-за баллона, при заправке в салон может попадать газ. Установка ГБО на УАЗ Патриот требует внесения информации в регистрационные бумаги, в случае обнаружения баллона без разрешения на водителя налагается штраф, а при повторной фиксации нарушения инспектор вправе запретить дальнейшую эксплуатацию машины.
Подробнее о чип-тюнинге
Базовая модернизация блока управления предусматривает выполнение действий:
- определения пригодности силового агрегата к доработке;
- проведения технической проверки и ремонта поршневой группы или газораспределительного механизма;
- установки свежей версии ПО с последующим тестированием.
Для каких моделей мотора подходит
Доработка производится как для бензиновых двигателей ЗМЗ, так и для дизелей Заволжского завода или Iveco. При модернизации программы для дизеля возможно повышение давления наддува, что чревато выгоранием клапанов и днищ поршней. Начиная с 2017 модельного года завод стал использовать 150-сильный мотор версии Про, который не рассчитан на чип-тюнинг.
Стандартные агрегаты ЗМЗ мощностью 128 или 135 л. с. можно форсировать до уровня Про без риска утраты части ресурса.
Изменение ресурса двигателя
Стандартная доработка, позволяющая получить прибавку от 5 до 15 л. с., не влияет на ресурс исправного силового агрегата. Перед перепрограммированием блока управления необходимо выполнить диагностику двигателя (с замером компрессии и тестированием электронных компонентов). Если мотор изношен, то рекомендуется провести капитальный ремонт, поскольку наращивание нагрузки на поршневую группу и газораспределительный механизм может привести к разрушению деталей.
Преимущества и недостатки
Преимущества перепрограммирования контроллера:
- увеличение мощности и крутящего момента двигателя на 5-30%;
- повышение тяги на режиме холостого хода, что позволяет улучшить проходимость;
- снижение расхода топлива (с одновременным ростом токсичности выхлопа);
- быстрый отклик на нажатие электронной педали акселератора;
- возможность удаления каталитического нейтрализатора без утраты работоспособности мотора.
- проблемы с запуском двигателя из-за некорректно разработанной программы;
- повышение расхода горючего и провалы в некоторых диапазонах частот вращения из-за ошибок в картографии;
- падение ресурса деталей двигателя (касается случаев использования программы с максимальным наращиванием мощности).
Как выполняется перепрошивка
Чтобы провести прошивку блока силового агрегата своими руками, потребуется:
- Приобрести программатор (например, Galletto 1260 OBDII EOBD ECU) и необходимую версию ПО. Для выполнения работ потребуется ноутбук с операционной системой Windows и оболочкой для обмена данными с блоком управления.
- Подключить программатор к диагностическому разъему OBD-II и распознать модель контроллера.
- Перейти в раздел установки нового программного обеспечения и сделать резервную копию заводской прошивки (потребуется для отката к первоначальному состоянию контроллера).
- Указать путь к новой версии ПО и дождаться окончания перепрограммирования. Владелец может самостоятельно корректировать картографию работы двигателя, но подобные действия могут привести к негативным последствиям.
Для программирования требуются дополнительное оборудование и знания, что имеется не у каждого владельца УАЗ Патриот. Рекомендуется прошивать блок в специализированном сервисе, предоставляющем гарантию на выполненные работы. В случае обнаружения проблем владелец машины может откатить версию программного обеспечения до исходного значения.
Материал подготовил: Сергей Иванов , на протяжении 12 лет занимающийся тюнингом автомобилей УАЗ Патриот.
А как Вы думаете, какие версии прошивок подходят для городского ритма движения и внедорожной эксплуатации? Ждем ответы в комментариях к статье!