Чип тюнинг ЗАЗ Форза, блок Bosch М7.8
Бытует мнение, что с помощью перепрошивки блока управления двигателем можно добиться неслыханной экономии топлива, сумасшедшей динамики даже на таких бюджетных машинах как ЗАЗ Форза, Чери Вери и ряде других. Отчасти это верно. Правда, не всегда вмешательство в автомобильную электронику может быть безопасным и вот почему.
Что такое чип-тюнинг в двух словах
Не каждый водитель правильно понимает значение этих терминов. Для многих замена прошивки сродни перепрошивке китайского смартфона под понятный нам интерфейс. С автомобильными блоками управления двигателем все гораздо сложнее.
Глобализация автомобильной промышленности со временем привела к тому, что 80% электронных компонентов для недорогих автомобилей абсолютно идентичны независимо от страны производства, марки и модели. Примером тому может стать наш сегодняшний герой, электронный блок управления двигателем (ЭБУ) Bosch M7.8.
Этот блок используют на большинстве техники как из Китая и Кореи, так и собранной в Украине — Чери, Дэу, Шевроле, Джили и многих других. В первую очередь надо понимать, чем занимается ЭБУ. Практически все двигатели, датчики и исполнительные устройства в таких автомобилях однотипные или просто взаимозаменяемые.
Есть отличия в головках блока цилиндров, газораспределительных механизмах, некоторых конструктивных решениях. Но физику не обманешь. Любой бензиновый мотор может работать только в том случае, когда пропорция воздуха и топлива равна 14:1. Если эта цифра меньше — смесь будет слишком богатой, если больше, например, 16:1, слишком бедной.
Поэтому главная задача ЭБУ — управлять смесеобразованием, отталкиваясь от показаний датчиков (кислорода, абсолютного давления, температуры воздуха на впуске, температуры антифриза, датчика коленвала, чтобы следить за оборотами двигателя и ряда других).
Следовательно, у двигателей даже одной конструкции, но разного объема данные для управления смесеобразованием будут отличаться, как будет отличаться и прошивка электронного блока управления. В корпусе блока находится не один, а несколько процессоров на плате, каждый из которых выполняет свои функции.
Однако все данные и параметры по управлению двигателем хранятся в памяти блока. Это может быть как флэш память, так и встроенная память (ПЗУ), как в случае с блоком Bosch M7.8.
Это и называется «прошивка», а прошивка есть не что иное, как файл с цифровым кодом, в котором прописаны все параметры двигателя.
Как делают чип тюнинг на ЗАЗ Форза с двигателем А13
Мы выяснили, что чип тюнинг ЭБУ это по сути оптимизация, подгонка программного обеспечения, зашитого в память ЭБУ под определенные потребности. Все что нужно сделать — это считать информацию из памяти ЭБУ, перевести ее в привычный для нас табличный или графический вид, внести изменения и снова залить в постоянное запоминающее устройство ЭБУ.
Остается разобраться, как получить доступ к памяти Bosch M7.8, ведь информация не лежит на поверхности, а закопана в дебрях процессоров, ПЗУ и схем. Для этого используют специальные программы. В идеале для каждого вида ЭБУ есть программное обеспечение, заточенное именно под эту модель блока . Но есть и универсальные программы. Например, ChipLoader.
Получив доступ к файлу с данными, мы сможем не только точно настраивать параметры работы двигателя, изменять экологические параметры, но и вносить изменения в лог ошибок, который прописывается автоматически по ходу эксплуатации.
То есть, считывать и распознавать коды ошибок, а также стирать их, если загорается Check Engine.
Перепрошивка блока Bosch M7.8 своими руками
В принципе, этим должны заниматься специалисты, имеющие доступ к специальному оборудованию и с опытом работы с электроникой. Тогда есть вероятность того, что перепрошивка Bosch M7.8 пройдет успешно. Если же мы беремся за это дело, имея бытовой старенький ноутбук, как на видео, есть вероятность запороть прошивку и машина не заведется вовсе.
Тем не менее. Для начала внимательно прочитаем инструкцию к программе ChipLoader, где написано, как нужно добираться до памяти конкретно Bosch M7.8. А там сказано, что для внесения изменений в прошивку ЭБУ необходимо подпаяться к конкретным точкам на плате.
Затем подключить ПО, считать файл прошивки, поменять те данные, которые необходимо, отпаяться от платы, собрать ЭБУ, установить его на автомобиль, подключить и проверить в движении.
Но первым делом необходимо перевести ЭБУ в режим загрузки, boot-режим. Естественно, контроллер защищен от постороннего проникновения защитой, которую нужно снять.
Для этого подключаем Bosch M7.8 к бортовой сети автомобиля по OBD II, выбираем в окне программы нужный контроллер и нажимаем закладку «Считать флэш».
После успешного подключения по ОБД 2 программа переведет контроллер в режим загрузки. Теперь можно снимать блок с автомобиля, разбирать его,
находить необходимые точки на плате, подпаиваться к ним и вносить правки в прошивку.
После внесения изменений в прошивку ее нужно загрузить в память Bosch M7.8. Собираем контроллер, устанавливаем его на автомобиль и подключаемся по OBD II, устанавливаем связь контроллера с компьютером и загружаем новую прошивку в память устройства.
Собираем и устанавливаем Bosch M7.8 на автомобиль, подключаем его к системе, запускаем двигатель и проверяем с помощью диагностической программы данные, которые мы изменили.
Если все идет по плану, тестируем автомобиль в движении.
Тема: ЧИП тюнинг (сhip-tuning) ZAZ Forza (ЗАЗ Forza Форса)
Опции темы
Поиск по теме
ЧИП тюнинг (сhip-tuning) ZAZ Forza (ЗАЗ Forza Форса)
Собственно, пока никто не писал, о том, что такое ЧИП тюнинг (сhip-tuning)
и какие цели и задачи он преследует, я возьму на себя инициативу
расширить кругозор Форума, как человек который посвятил тюнингу 11 лет жизни и на себе познавший тяжесть познаний и успех в этом сложном деле.
Кооперация авто производителей привела к тому, что системы датчики и блоки управления стали универсальными для производителей микро электроники, различием была конструкция ДВС (Двигатель Внутреннего Сгорания) и типа ГРМ Газо Распределительный Механизм, некоторых исполнительных устройств, потому у разных моделей и марок могут отличаться не только запчасти но и блоки управления и программы управления двигателем.
Электронное автоматическое Управление работой двигателя!
Главный мозг современного автомобиля по сути обладает процессором обработки анализа событий и программного метода управления дозированного впрыска топлива, что же такое инжекторная система ( i — инжекция электронный впрыск топлива) позволяет качественно и точно осуществить задачу наполнения цилиндра топливо/воздушной смесью, с помощью контроля выхлопных газов и точной доировки на основе анализа всех данных.
Процессор, конечно не один, обычно в корпусе блока несколько плат и контролеров с выходом контактного разъема для электрической проводки цепи, Такое устройство, или Электронный Блок называют ECU ( Engine Control Unit) по нашему ЭБУ Электронный Блок Управления, еще встречают названия PCM/ECM (Powertrain/Engine Control Мodule) DME, DDE, PMS, PLD все тоже электронный узел управления (ЭБУ) двигателем, который является частью,
ЭСУД (EMS)- электронной системы управления двигателем,
которая отвечает за управление всей инжекторной системой впрыска топлива бензиновых двигателей.
Программа управления для работы двигателя, хранится в электронном виде на ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) по сути ПО (Программа Обработки) данных так называемый «софт» представляет таблицы с данными или (калибровки), которые имеют первостепенное значение для ЧИПТЮНИНГА автомобиля. Параметры управления устройствами вычисляются по данным датчиков имеются коэффициентами коррекции, получая сигналы в виде (амплитуды, напряжения, тока, импульсов и т.д. ) от различных датчиков контроля расположенных на ДВС, ЭБУ
обрабатывает информацию и по определенному заложенному алгоритму ПО дает команды исполнительным устройствам. Меняя данные в ПЗУ (калибровки), назначаем тем самым новые команды любого исполнительного устройства, работа которого управляется нашим ЭБУ при этом ПО то же изменяется и не остается рекомендованной производителем (стоковой программой). Что относят к системам и устройствам:
Система топливо подачи:
топливный насос и его реле, форсункам впрыска топлива
впускная система:
дроссельный узел и его ДПДЗ — Датчик Положения Дроссльной Заслонки (TPS), контроля расхода воздуха ДАД (Manifold Absolute Pressure sensor MAP) — Датчика Атмосферного Давления впускного коллектора, ДТВ датчик температуры воздуха ATS/ACT (Air\Charge Temperature Sensor), Регулятор Холостого Хода — РХХ Regulator Idle xx Wiki, control pressure regulator (CPR) warm-up regulator (WUR), EICV, , в паре с Датчик Температуры Охлаждающей Жидкости ДТОЖ engine coolant temperature (ECT) sensor
Система зажигания в инжекторных автомобилях имеет электронное бесконтактное регулирование угла опережения зажигания.
Катушка системы зажигания двигателя (часто называемая «бобина»,
Модуль зажигания Ignition Switch Module, Электронный коммутатор,
Датчик Холла скорости и Датчик Положения Коленвала ДПКВ
(ДАТЧИК ЧАСТОТЫ оборотов) есть еще цифровые электронные модули зажигания типа зажигание разрядом конденсатора (CDI) и индуктивным разрядом зажигания (IDI), естественно провода высокого напряжения и свечи
Система обратной цепи контроля и корекции смеси, стала на шаг
выше карбюраторного типа впрыска, по тому как анализирует состав смеси в выпускном тракте ДВС.
содержит ДД Датчик детонации, ДК Датчик Кислорода лямбда зонд(DC Lambda oxygen sensor probe) LSH и LSF, ДК 2 датчик кислорода с подогревом, и на спортивных авто ШДК широкополосный датчик кислорода LSU, который очень точно и быстро в 20-30 ms, показывает состояние горения и качество смеси АФР — AFR Air Fuel Ratio отношение массы воздуха к массе топлива в камере сгорания определяет алгоритм впрыска (подачи топлива). Оптимальным соотношением, при котором сгорает весь свободный кислород, является 14.7:1 при
результате стехиометрического горения, мы можем получить максимальную мощность — типично это происходит при AFR 12-13:1, так называемая “богатая смесь” обогащенном динамичном режиме ниже 14 то есть больше топлива, а при недостатке топлива выше 15 бедная смесь, или максимальный термический КПД который возникает при AFR 16-18:1, так называемая “бедная смесь”, при отношении выше 20 бедная смесь способствует процессам детонации и, как следствие перегрева КамСгорания и выпускных клапанов, что не допустимо вредно.
Как же происходит процесс управления?
Согласно получаемой мгновенной информации в виде напряжения, тока, импульсов и т.д. , которая получается от датчиков числа оборотов — правильно Датчика Положения Коленчатого Вала двигателя, Датчика Положения Дроссельной Заслонки контроля расхода воздуха Датчика Атмосферного Давления впускного коллектора и т.д. на каждый такт при определенных оборотах, приходится определенный фрагмент программы, которые заложены в программе управления Заводом. Такие данные отводятся на Угол Опережения Зажигания впрыск ширины импульса в мили секундах на форсунке и т.д.
Корректируя программу работы двигателя можно изменять эти параметры.
Итак вернемся к новому ZAZ FORZA Япония/европа\КИТАЙ/Украина — это банально но на Chery и не только A13 так же как на Chevrolet Aveo отражает состояние Начало такой системы было на родине красного Солнца,
NEC содружестве с Mitsubishi electric
затем путем транскрипции BOSCH мотроник, опять появляется
в Китае, а затем приходит к нашей ZAZ Forza. В самое время применить бы инженерный мозг типа Motec electronic systems который является одним из самых продвинутых дивайсов в области ЧИПтюнинга ДВС.
Собственно для простого обывателя, такой блок управления не более чем «черный (металлический) ящик», задача которого управлять впрыском.
ЭБУ Электронный Блок Управления, содержит платы и микро контролеры, хотя многие считают, что в блоке есть процессор и он называется ЧИП. Это конечно не так, ПО может хранится и в памяти ПЗУ, на которой хранятся файлы с кодами, которые при обработке позволяют программно управлять процессом управления двигателя.
FLASH и EEPROM память которая хранит данные при отключении питания.
Народ как правило понимает под названием ЧИП именно флешь память с ПО, хотя в принципе электронный носитель информации — это тот же чип. Однако ПО может быть прошито внутри процессора, когда используют процессор с внутренней памятью, то есть без flash — памяти.
Несмотря на известный немецкий бренд BOSCH ECU (ЭБУ) производят в разных странах. Привычный нам производитель — Германия и конечно Россия, сменились на «французов» в содружестве siemens,
а на Форзе, как и Шевролету родом из поднебесной само собой под стать креативная подпись «made in China».
Чип тюнинг
это оптимизация программы ЭБУ — электронного блока управления двигателем автомобиля, с целью изменения характеристик, путем изменения значение данных калибровок.
По сути удел специалистов, которые с помощью определенных устройств, могут считать информацию в виде файла, а затем при помощи специальной кодировки перевести язык кода в вид табличных значений. То есть если иметь доступ к памяти и по для чтения фалов, их визуализации посредством вывода на экран монитора, считывания и записи правки данных управления, Мы можем вмещаться в процесс управления инжекторной системой, кончено не всем это надо, но все догадываются, что ЧИП тюнинг или ТОЧНАЯ настройка программ управления влияют на поведение и характеристики двигателя и автомобиля в движении, это поведение датчиков и работы ДВС можно отследить с помощью Log-файла.
Опять же ЧИП хранит в себе не только программные команды но алгоритмы контроля данных в процессе эксплуатации авто и не маловажным фактором, является так же само диагностика процессов управления и Аварий -ошибок так же отражение ошибок возникших в процессе управления системой. Элементарно на дисплее отражается визуальная картинка ЧЕК, от английского CHEK Engine ошибка в работе двигателя. Номер которой можно считать через диагностический разъем OBD II OBD 2, считывать коды неисправностей с блока памяти ЭУУ (электронного узла управления), используя разное диагностическое оборудование.
Так можно найти причину неисправности двигателя, отдельных цепей, или элементов систем управления ДВС.