Чип-тюнинг: польза и вред
Изменение программы управления двигателем
Буквально сразу же после появления электронных систем управления двигателями зародилось такое понятие как чип-тюнинг. Его физический смысл заключается в изменении программы управления двигателем с целью улучшения его характеристик. Казалось бы, сделать это нереально, поскольку производитель автомобилей, досконально знающий свои двигатели, предлагает наиболее оптимизированную и сбалансированную программу управления, изменять которую не требуется. Но на самом деле это не так.
Поскольку автомобиль считается транспортом, загрязняющим окружающую среду, правительства многих стран пытаются разработать различные концепции, призванные снизить токсичность выхлопов. Таким образом, производителям ставятся жёсткие условия, или, говоря иначе, экологические требования, которые они должны выполнять. Данные нормы носят лаконичное название EURO, и с каждой новой ревизией индекс изменяется. Так, например, первой подобной нормой была EURO-1, сейчас все стараются придерживаться EURO-4. Поэтому разработчикам новых двигателей приходится идти на различные технологические уловки, с помощью которых удаётся угодить и потребителю, желающему получить современный динамичный автомобиль, и экологам, заботящимся о состоянии окружающей среды. Соответственно, любой современный двигатель иностранного производства, особенно оснащённый турбиной, обладает заведомо большей мощностью, нежели заявлено. Он как бы ограничен, и ограничен не чем-нибудь, а программой управления, которая просто не допускает выход двигателя на более мощный режим.
Соответственно, изменив программу управления, можно заставить двигатель работать с другими характеристиками. Так, например, концерном Volkswagen-Audi разработан турбированный двигатель объёмом 1,8 л, который устанавливается на различные машины концерна и может иметь мощность от 150 до 225 л.с. Изменение мощности производится только за счёт замены программы управления. Причём внести такие изменения можно лишь одним способом — разобрав контроллер и заменив соответствующий микропроцессор на другой, содержащий новую программу. Согласитесь, заманчиво получить прибавку в 50%, потратив на это всего пару минут. Правда, за это придётся заплатить около $800.
В случае с обычными автомобилями иностранного производства, оснащёнными атмосферными двигателями, ситуация не столь радужная. Обычно речь идёт о прибавке в 5-10 л.с. — в зависимости от двигателя. Эта прибавка формируется за счёт пренебрежения экологическими нормами. Однако стоимость замены остаётся примерно такой же.
Впрочем, если владелец автомобиля подойдёт к вопросу тюнинга комплексно и решит внести изменения в конструкцию двигателя, то без подготовки соответствующей прошивки для контроллера ничего работать не будет. Или будет, но в так называемом аварийном режиме, при котором оптимального функционирования не добиться никакими средствами. Внести изменения в систему управления двигателем на самом деле несложно. Следует только отдавать себе отчёт в том, что это действие равносильно операции на головном мозге, где, как известно, одна ошибка может привести к смерти человека. В случае с автомобилями ситуация схожая. Если вы не имеете знаний о теории двигателей, и уж тем более о принципе работы системы впрыска, то за обновлением программы управления или же таблицы поправочных коэффициентов лучше обратиться к специалистам, занимающимся этими вопросами профессионально.
Поскольку модернизация автомобилей иностранного производства заключается лишь в механической замене микросхемы ПЗУ на другую, заранее оснащённую сторонним производителем автоэлектроники подходящей программой управления, то мы считаем, что с этой операцией справится любой автолюбитель. Гораздо интереснее заменить содержимое ПЗУ контроллера отечественного автомобиля, содержащее поправочные коэффициенты.
Чтобы это сделать, потребуются специальные инструменты, приобретаемые отдельно. Следует заметить, что автомобили российского производства оснащаются различными контроллерами, которые по большей части не совместимы между собой. Мы для примера рассмотрим контроллеры НПО «Ителма» — «Январь» 7.2 и Bosch M7.9.7, которыми комплектуются автомобили, выпускаемые в 2006 году. Контроллер Bosch является более совершенным механизмом, он обладает лучшим механизмом отслеживания сигналов, поступающих с различных датчиков. Но для его перепрошивки требуется дорабатывать основную плату. Оба этих контроллера имеют одинаковый 81-контактный разъем. Для работы с ними потребуется специальный переходник на стандартный компьютерный интерфейс RS-232. Он называется Combi Loader и стоит $190. В комплекте поставляется диск с примитивным программным обеспечением, с помощью которого можно просто загрузить в ПЗУ новую прошивку или сохранить старую на жёстком диске компьютера.
Такое средство подойдёт в том случае, если в вашем распоряжении уже имеется подходящая прошивка, которую следует только загрузить в контроллер. Но если прошивки нет, можно попробовать её создать. Для этой цели необходимо приобрести программный пакет Chip Tuning Pro, позволяющий изменять все данные калибровочных таблиц. Стоимость этой программы составляет $170. Ее возможности настолько велики, что если уделить им детальное внимание, то на одно лишь перечисление уйдёт несколько страниц журнала. Методика работы с этой программой такова: пользователь, считывает данные со своего контроллера и формирует файл с прошивкой при помощи Combi Loader, а затем полученную прошивку подвергает изменениям в программе Chip Tuning Pro. Когда интересующие пользователя параметры будут заменены, останется лишь сохранить новую прошивку в ПЗУ контроллера. Иногда случается так, что малоопытные пользователи совершают различные ошибки, результатом которых является прекращение нормального функционирования автомобиля. Чтобы понять, что делать в такой ситуации, потребуется вспомнить то, что могло послужить причиной ошибки.
Версия первая
Контроллер может пострадать при перепрошивке, если, скажем, в микросхему ПЗУ загружены калибровочные данные, предназначенные для другого контроллера. Следовательно, чтобы оживить контроллер, можно прибегнуть к двум методам — попытке восстановления той прошивки, которая располагалась в ПЗУ до экспериментов, или замене контроллера целиком.
Версия вторая
Калибровочные данные были изменены бездумно на первые попавшиеся значения. Такой подход не приемлем в принципе, все операции следует производить только в соответствии со здравым смыслом и знаниями принципов работы двигателя. Так, например, можно изменить длительность времени открытия форсунок, что в лучшем случае приведёт к изменению соотношения топлива и воздуха внутри цилиндров, и машина перестанет заводиться. Если подобная ситуация произошла, следует вернуться к гарантированно рабочей версии прошивки и проверить общую работоспособность системы.
Управляя блоками
Подводя итоги, следует упомянуть, что электронные блоки управления (ЭБУ) — очень сложные инструменты, их настройка тонка, и очень легко перешагнуть грань, определяющую работоспособность. Замена ЭБУ может вылиться в весьма значительную сумму денег, особенно если речь идёт об автомобиле иностранного производства. В случае же с российскими машинами чип-тюнинг скорее предназначен для устранения ошибок, допущенных производителем, нежели серьёзного увеличения заявленных параметров двигателя. Поэтому менять прошивку на стандартном двигателе особого смысла нет.
Другое дело — если предстоит серьёзная доработка машины, включающая значительные изменения в конструкции двигателя. В этом случае потребуется заново формировать прошивку для программы управления. Сделать это можно вручную с помощью программы Chip Tuning Pro, а можно и в режиме онлайн. Но для последнего потребуется так называемый «инженерный» блок, позволяющий вносить коррективы в таблицу поправочных коэффициентов в режиме реального времени. Этот блок называется J5OT или J7OT — цифра в названии обозначает совместимость с семейством контроллеров. То есть последний может работать с ЭБУ «Январь» 7.2 и Bosch M7.9.7, а модель J5OT специализируется по контроллерам предыдущего поколения — «Январь» 5.1.x и Bosch MP7.0. Его основным достоинством является наличие USB-порта, через который и осуществляются все операции с машиной. Чтобы сформировать прошивку, соответствующую конкретным настройкам автомобиля, требуется в течение длительного времени исследовать все рабочие режимы. Лишь после этого можно будет получить заветную прошивку, которую необходимо внести в ПЗУ обычного ЭБУ.
Приобрести инженерный блок несложно, только стоит он дорого. На момент подготовки этого материала цена данного устройства составляла $300, а вместе с необходимым программным обеспечением за него просили $500. Если такие суммы разовых трат кажутся неподъёмными, то можно существенно сэкономить, обратившись к специалистам в этой области. За операцию по перепрошивке контроллера они берут около $50, а за подготовку прошивки под конкретный двигатель — от $150 до $300. Однако гарантию создания оптимальной прошивки не даст никто.
Мобильное в мобильном
Один из наиболее известных продуктов, стоящий на стыке автомобильной и компьютерной индустрии, — интегрированная вычислительная платформа Епvader фирмы Е.Е.Р.О. Компьютерный модуль стандартного автомобильного формата ЮМ состоит из материнской платы на базе чипсета Ме19156М и процессора Реntium М с частотой до 1,8 ГГц. Этот функциональный блок является встраиваемой системой и предоставляет доступ к интерфейсам РС1 Ехргеss, USB и Gigabit Ehernet. Многие ведущие производители уже оснащают свои автомобили этим устройством, на которое возлагаются навигация, управление климатической установкой и, конечно, воспроизведение мультимедиа контента. Интегрированная платформа Епvader используется, в частности, в автомобилях BMW семейства М (спортивные авто).
Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.
Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО | ||
Модель | До чип-тюнинга, л.с. | После чип-тюнинга, л.с. |
Lada Vesta | 122 | 135 |
Volkswagen Polo | 125 | 150 |
Hyundai Solaris | 123 | 135 |
BMW 320i | 184 | 285 |
Skoda Octavia | 180 | 220 |
Volkswagen Tiguan | 220 | 315 |
Skoda Kodiaq | 180 | 250 |
Toyota Camry | 249 | 300 |
Mercedes E-Class | 184 | 230 |
Jaguar XF | 340 | 400 |
Volvo XC60 | 163 | 270 |
Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».
С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.
«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).
Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.
Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.
«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.
Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».
Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.
Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.
Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.
Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.
«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.
Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.
Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.
Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.
Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».
К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.
Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.
Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.