- Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
- Чип тюнинг
- Что такое чип-тюнинг?
- Заводские настройки работы двигателя
- Для чего делают чип-тюнинг?
- Как «чипуют» автомобили?
- Сколько мощности можно прибавить при чип-тюнинге?
- Как чип-тюнинг влияет на автомобиль?
- Сколько можно прибавить мощности после чип-тюнинг?
- Как же определить прибавила ли автомашина в мощности?
- Недостатки чип-тюнинга или какие могут быть последствия?
- Сколько стоит чип-тюнинг?
Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.
Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО | ||
Модель | До чип-тюнинга, л.с. | После чип-тюнинга, л.с. |
Lada Vesta | 122 | 135 |
Volkswagen Polo | 125 | 150 |
Hyundai Solaris | 123 | 135 |
BMW 320i | 184 | 285 |
Skoda Octavia | 180 | 220 |
Volkswagen Tiguan | 220 | 315 |
Skoda Kodiaq | 180 | 250 |
Toyota Camry | 249 | 300 |
Mercedes E-Class | 184 | 230 |
Jaguar XF | 340 | 400 |
Volvo XC60 | 163 | 270 |
Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».
С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.
«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).
Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.
Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.
«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.
Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».
Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.
Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.
Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.
Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.
«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.
Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.
Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.
Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.
Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».
К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.
Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.
Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.
Чип тюнинг
Что такое чип-тюнинг?
Времена, когда автомеханик для того, чтобы увеличить мощность автомобиля, механически модернизировал двигатель, а порой и трансмиссию, давно прошли. На протяжении последних 25 лет на автомобилях используется масса электронных чипов, которые обрабатывая различную информацию, поступающую с различных датчиков, регулируют работу двигателя и коробки. Так, что же такое в современном понимании тюнинг мощности автомобиля?
Так согласно описанию всемирно известной интернет энциклопедии Wikipedia, чип-тюнинг это изменение характеристик двигателя посредством перестройки (настройки) мотора, который управляется электронным блоком управления. Почему же увеличение мощности двигателя с помощью специальных настроек в электронных «мозгах» автомобиля называется чип-тюнинг. Все очень просто. Название образовано из двух слов: «Chip»- электронная микросхема, и «Tuning»- настройка.
Заводские настройки работы двигателя
Многие автопроизводителя настраивая работу электронного блока управления автомобилем, намерено делают его менее мощным. Часто это делается для увеличения срока службы двигателя, а также для того, чтобы, характеристики автомобиля с четырехцилиндровым двигателем небыли лучше, чем модели с шестицилиндровыми моторами.
В том числе производитель настраивает работу электронного управления мотором таким образом, чтобы межсервисный интервал был как можно больше. Ведь не секрет, что многие покупатели, выбирая новый автомобиль, в первую очередь обращает внимание на периодичность планового ТО по замене масла и фильтров. Также намеренное уменьшение мощности работы двигателя, связано с действиями в большинстве развитых стран строгих экологических норм по выхлопу отработанных газов.
Формула здесь простая, чем меньше мощность и расход топлива, тем меньше уровень выброса вредных веществ.
Для чего делают чип-тюнинг?
Большинство владельцев автомашин делает чип-тюнинг для того, чтобы увеличить мощность двигателя. Но есть люди, которые тюнингуют программное обеспечение автомобиля для того, чтобы снизить расход топлива. Также существует комбинированный тюнинг блока управления двигателем, который заключается в изменение программы управления силовым агрегатом, в результате чего снижается расход топлива и увеличивается производительность.
Не стоит забывать и о неизбежном чип-тюнинге после ремонта или модернизации двигателя, для того чтобы сделать работу мотора ровной и правильной.
Как «чипуют» автомобили?
Самый распространённый вариант тюнинга программного обеспечения двигателя на авторынке это перенастройка программного обеспечения оригинального (штатного) блока управления двигателем. Чиповка проходит с помощью подключенного компьютера к «мозгам» автомобиля и специальной программы. Это самый доступный и не дорогой способ чип-тюнинга автомобиля.
Также существует более дорогой чип-тюнинг блока управления двигателем, который выполняется с не оригинальным блоком управления. Возможностей при этом тюнинге гораздо больше, но по стоимости существенно дороже. Этот способ, не смотря на дороговизну, поможет существенно улучшить работу двигателя, так как настройка работы блока проходит не с оригинальным программным обеспечением автопроизводителя, а со сторонней программой, которая изначально создана для высокопроизводительной работы мотора.
Сколько мощности можно прибавить при чип-тюнинге?
Вопреки распространённому мнению чип-тюнинг можно делать не всем автомобилям. В современном понимании чип-тюнинга автомобили до 1996 года выпуска перепрограммировать нельзя по причине использования в автомобилях первых поколений электронных блоков управления, которые нельзя перенастроить или в связи их отсутствием.
Автомашинам, которые были выпущены с 1996 по 2000 года, можно сделать чип-тюнинг только с помощью замены основной микросхемы, куда записана программа, отвечающая за работу двигателя. Начиная с 2000 года изменить работу двигателя, перепрограммировав блок управления, стало возможно с помощью подключения компьютера или с помощью специального электронного оборудования.
Как чип-тюнинг влияет на автомобиль?
Не смотря на большое разнообразие современных автомобилей, которые отличаются друг от друга различным устройством и многими техническими характеристиками, в том числе и по устройству электронных блоков управления двигателями, в которых устанавливаются разные типы микросхем, большинство записанных в них программ выполняют примерно одинаковые функции.
Установленная в чип электронная программа регулирует работу двигателя, определяя, как должны работать свечи зажигания, сколько должно подаваться топлива в инжектор, как должна работать система газораспределения, и многие другие системы автомобиля. Также электронный блок управления автомобилем, регулируют работу охлаждающий системы мотора, следит за минимальными оборотами двигателя, а главное за расходом топлива.
Каждый из параметров существенно влияет на работу двигателя любого автомобиля. Даже малейшие изменения настроек, установленных на заводе, может серьезно повлиять на работу автомашины. Так с помощью различных настроек специалист может увеличить мощность автомобиля, уменьшить расход топлива, снизить или увеличить максимальный крутящий момент работы двигателя при определённых условиях, а также изменить работу автоматической коробки передач, которая в некоторых автомобилях управляется тем же блоком, что и двигатель.
Сколько можно прибавить мощности после чип-тюнинг?
В зависимости от типа и марки автомашины, а также типом двигателя, современный чип-тюнинг позволяет прибавить от 3 до 30 процентов мощности двигателя. Не верьте тому кто обещает, с помощью простой электронной «чиповки» мотора прибавить более 50 процентов мощности — это распространенный миф. Подумайте о том, что любая автомобильная компания тратит миллиарды долларов на создание и производство автомобилей. Неужели, если бы у них была возможность, легко без вреда автомобильным компонентам, значительно прибавить мощность, они бы этого не сделали.
Если это и сделать каким то образом, то с вероятностью 100% подобная «чиповка» приведет к быстрому выходу из строя двигателя или трансмиссии.
Традиционно многие производители намеренно настраивают программное обеспечение работы двигателя, которое занижает мощность автомобиля до 10 процентов, что позволяет снизить уровень выброса из выхлопной системы отработанных газов. Это позволяет без существенных модернизаций технологий автомобиля подвести модель автомашины под установленные экологические нормы.
Как правило, с помощью чип-тюнинга обычным бензиновым и дизельным двигателям без турбин можно прибавить от 3 до 7 процентов мощности, когда как двигателям, работающим в паре с турбокомпрессором, можно прибавить от 7 до 30 процентов мощности и максимального крутящего момента.
Помните, что обещание в рекламе о существенной прибавке мощности благодаря чип-тюнингу, не гарантирует Вам, что увеличение мощности будет существенным. В большинстве случаев прибавка мощности существенно отличается от обещанной. На нашем авторынке существует масса подобного рода услуг, но, к сожалению, качество выполняемых услуг оставляет желать лучшего. Откровенно говоря, не редкость, когда владелец автомобиля отдает приличную сумму за «чипование» автомобиля, а взамен получает практически не заметную прибавку мощности.
Как же определить прибавила ли автомашина в мощности?
Традиционно многие водители в нашей стране перед чиповкой замеряют секундомером скорость разгона автомобиля с места, чтобы в последующем после чип-тюнинга повторить замер для определения прибавки мощности автомобиля. Но, к сожалению, подобные замеры не достоверные, так как добиться совершенно одинаковых условий при разгоне практически не возможно. Ведь для этого необходимы одинаковые погодные условия, одинаковый уровень и качество топлива, и многое другое.
Самое надежное проверить автомобиль на специальном стенде, который определяет реальную мощность автомашины. Но, к сожалению это процедура не дешевая. Стоимость в среднем по России от 3500 до 7000 рублей. Но для того, чтобы достоверно определить прибавила ли автомашина мощности с помощью чиповки, необходимо провести замер силы до модернизирования электронного оборудования управления двигателем, и после, а это уже совсем не маленькая сумма.
Для того, чтобы сэкономить денежные средства на определение мощности автомобиля можно применить специальные устройства определяющие мощность автомобиля при разгоне. К примеру одним из самых популярных приборов замеряющий динамические характеристики автомобиля стал прибор Sprint SG-2.
Его стоимость от 365 долларов США. С помощью него можно сделать точные замеры динамических возможностей автомобиля. По сравнению с измерениями на электронном дорогом стенде, этот прибор гораздо дешевле. Плюс ко всему многие автосервисы в России предлагают за небольшую плату сделать замеры разгона автомобиля или просто сдают устройство в аренду. Так, что советуем Вам обязательно перед и после чиповки сделать замеры, чтобы обезопасить себя от недобросовестных мастеров, занимающиеся чип-тюнингом. И помните, что если Вам за ранее обещают большую прибавку крутящего момента и мощности автомобиля за небольшие деньги, то почти наверняка это обман.
Также не верьте тому, что после чип-тюнинга электронного блока у Вас существенно снизиться расход топлива. Конечно, добиться снижения потребления топлива возможно, но, как правило, на небольшие значения, которые не сэкономят Вам большие деньги.
Если благодаря чипованию Вашему автомобилю прибавят немного мощности, то расход топлива возможно уменьшить на минимальные значения.
Почему же различные специалисты чип-тюнинга заявляют о том, что благодаря модернизации программного обеспечения автомобиля можно существенно уменьшить потребления топлива? Все дело в том, что на расход топлива играет огромное количество внешних факторов, что не позволит Вам предъявить претензии к мастеру после проведение чиповки. Это субъективный фактор. Все зависит от манеры управлением автомобилем. И часто бывает так, что водитель после чип-тюнинга непроизвольно меняет свой стиль езды, на более агрессивную, что в итоге увеличивает расход топлива.
Доказать в таком случае что чиповка некачественная практически не возможно.
Единственное, что необходимо знать, что если после чипования автомобиля Вы не поменяли стиль, манеру езды, тип заправляемого бензина, заправку, а также не изменилось время года и другие внешние факторы, а расход топлива остался прежним или даже увеличился, то с вероятностью в 99 процентов, работы по чип-тюнингу были проведены не качественно.
Недостатки чип-тюнинга или какие могут быть последствия?
Как правило, все заводские настройки электронного блока управления автомобилем («мозги») работает на максимально низкое содержание вредных веществ в выхлопе и на максимально низкий расход топлива. В расплату за это снижается максимально-крутящий момент и мощность мотора. Соответственно при чип-тюнинге увеличивая мощность и крутящий момент, как правило, увеличивается расход топлива и уровень выброса отработанных выхлопных газов.
Также перепрограммирование работы заводской программы управляющий двигателем, может быть чревата снятием автомобиля с заводской гарантии. Советуем Вам прежде, чем принимать решение о чиповке внимательно ознакомиться с договором который предусматривает правила распространения заводской гарантии на автомобиль.
Также при определённых настройках работы двигателя, может уменьшиться ресурс некоторых деталей автомашины. К примеру, самая распространенная расплата за чип-тюнинг это уменьшение ресурса работы катушек зажигания, что существенно увеличит стоимость владения автомобилем. Поэтому подумайте перед чиповкой стоит ли это того, если итоговая прибавка мощности составит всего несколько процентов. Другое дело если эта прибавка касается турбированных моторов, составляющая 15-30 процентов.
В том числе в любом случае уменьшается общий ресурс двигателя и коробки. Правда если чип-тюнинг проведен высокограмотным специалистом и прибавка мощности составляет не более 15 процентов, то уменьшение ресурса компонентов автомобиля будет не значительна.
Помните, что не качественный чип-тюнинг может не только привести к снижению ресурса работы двигателя и трансмиссии, но выходу из строя электронного блока управления двигателем, что выльется в существенные траты Ваших средств.
И еще самая частая проблема некачественного перепрограммирования электронных «мозгов» автомобиля это появление на приборной панели значка ошибки двигателя «Check». В некоторых автомобилях в целом это не влияет на нормальную работу двигателя. Но в некоторых автомашинах появление ошибки «Чек», чревата блокировкой двигателя (срабатывает защита от повреждения двигателя).
Сколько стоит чип-тюнинг?
Все зависит от того, какой тип тюнинга будет производиться над автомобилем. Также на ценообразование играет множество других факторов, таких как: марка машины, модель, тип двигателя, год выпуска, запросы клиента и многое другое. Но самое главное, что влияет на стоимость чиповки, это непосредственно, кто ее будет производить — частный мастер, специалист из неофициального автосервиса или официальная автомастерская дилера.
Разброс цен на рынке существенный. От нескольких тысяч рублей до сотни тысяч. Самая распространённая цена простого чип-тюнинга в среднем по стране составляет от 3000 до 7000 рублей (настройка несколько параметров смеси двигателя).
Что выбрать, в конечном счете, решать Вам. Помните, что цена не может говорить о качестве выполняемых услуг. Все зависит от мастера, который будет проводить работы по модернизации программного обеспечения. Среди частников встречаются высокопрофессиональные электронщики, которые дорожат своей репутацией и, как правило, делают чип-тюнинг очень качественно. Но, к сожалению, частные мастера не могут себе позволить дорогостоящее оборудование для современного чип-тюнинга.
Поэтому если Вы хотите существенно изменить работу заводской программы работы двигателя Вам в любом случае необходимо обращаться в крупную специализированую мастерскую или к официальному дилеру.
Последние годы в нашей стране многие официальные дилеры начали официально предоставлять услугу чип-тюнинга, которая заключается в простом перепрограммировании работы двигателя. Видов подобного тюнинга от официалов также не мало. Начиная от простого изменения нескольких настроек параметров смеси бензина и воздуха до установки нового блока управления двигателем от другой более мощной модели автомобиля.
Также некоторые дилеры предлагают поставить новый электронный блок управления двигателем, программа которого создана каким-нибудь известным тюнинг-ателье. (стоимость от 60,000 до 150,000 рублей).
К сожалению, модернизация работы программы управления двигателем у дилера не гарантирует Вам 100 процентного качества выполненных услуг, а также сохранение заводской гарантии. Как правило, официальный представитель производителя старается провести по документам оказание услуг по чиповке, в качестве обычных диагностических работ.
Все дело в том, что большинство автопроизводителей полностью запрещают проводить работы по изменению настроек в «мозгах» автомобиля. Но в связи с большим спросом на услугу по чип-тюнингу большое количество дилеров в погоне за легкой прибылью проводят чипование втайне от производителя.