Чип тюнинг французских автомобилей

Чип тюнинг — история и описание процесса

Коротко о чип тюнинге

Чип тюнинг (Chip tuning) изначально подразумевал замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory) который находится в Электронном Блоке Управления (ЭБУ) двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. Делается это с целью улучшить показатели: мощности, экологичности либо экономичности. Эти возможности доступны, потому что производитель вынужден использовать консервативные настройки с целью компенсировать возможные отклонения при поточном производстве для различных регионов и условий использования и технического обслуживания. Как правило, но не всегда, автомобили с модифицированной программой требуют более внимательного тех обслуживания и более качественное топливо.

Так процедура чип тюнинга выглядела в 1980 — 1990 годах. Сегодня термин чип тюнинг немного обманчив, так как продолжает использоваться для процедуры при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM.

С развитием технологий все более сложная электроника устанавливалась и в автомобили. Современный блок управления двигателем (в простонародии «мозги») позволяет управлять многими аспектами работы двигателя, такими как угол опережения зажигания, впрыск топлива, электронный дроссель, перепускной клапан, регулирование давления наддува турбины, ограничение оборотов и скорости, работа коробки АКПП, DSG, PDK и десятков прочих узлов.

Существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип тюнинге и каждый из них влияет на мощность, отзывчивость, экономичность и экологичность по-своему.

Одним из классических параметров, который знаком многим еще со стареньких ВАЗов, Москвичей и прочих — это УОЗ или Угол Опережения Зажигания. Для каждого мотора при различной нагрузке и оборотах существует определенный диапазон допустимых углов зажигания. При определенных значениях достигается максимальный крутящий момент — MBT. Если все прочие параметры работы двигателя нас устраивают, то используется именно это значение в данной конкретной точке «карты» зажигания. Чем выше октановое число, тем медленнее и стабильнее горит бензин и тем больший угол до ВМТ (Верхней Мертвой Точки хода поршня) мы можем использовать. Соответственно после чип тюнинга автомобиль,как правило,более капризен к выбору бензина и уже не позволит залить в себя «что попало» с любой заправки. С углом зажигания связан такой фактор как детонация, или горение топливной смеси, вызванное не искрой от свечи зажигания, а прочими факторами. Факторов появления детонации множество, но если ограничиться парой слов — ее следует избегать любой ценой, так как высокий уровень детонации способен привести к серьезным поломкам двигателя.

Выше приведен пример табличного представления угла зажигания и его графического трех-мерного представления. Значения меняются от частоты вращения коленвала (оборотов двигателя) и нагрузки. Задача настройщика подобрать оптимальные значения в каждой ячейке.

Топливная смесь — следующий и крайне важный параметр при чип тюнинге и настройке автомобиля. Раньше все было просто — изменив время впрыска можно было сделать смесь более «богатой» или «бедной». С повсеместным внедрением дизельных двигателей и форсированных бензиновых двигателей, параметров в настройке топливной системы стало намного больше. Теперь необходимо настраивать: Фазу впрыска, Время впрыска, Объем впрыска, Давление впрыска, Количество предварительных и пост-впрысков и множество других параметров. Каждый из них может в той или иной степени повлиять на мощность, отзывчивость, дымность, экологичность, экономичность, шумность и температуру работы двигателя. Для современного производителя первоочередная цель — это соответствие нормам экологичности и экономичности! В большинстве случаев эти два параметра накладывают существенный отпечаток на мощность автомобиля и снижают удовольствие от вождения, делая авто более заторможенным и задумчивым.

Читайте также:  Схема двигателя датсун он до

Турбонаддув.

Дизельные и бензиновые двигатели с турбонаддувом позволяют получить существенную прибавку мощности и крутящего момента за счет изменения параметров управления избытком давления. Высокая эффективность данных моторов при правильной настройке позволяет оставить расход топлива неизменным или даже сократить его в режиме малых и средних нагрузок.

Электронное управление двигателем позволяет настраивать и корректировать параметры его работы с такими модификациями как выхлопные и впускные системы, улучшенные интеркулеры и система охлаждения, другие форсунки и турбокомпрессоры и т.д. Любые модификации в двигателе, которые влияют на его объемную эффективность (VE) требуют корректировки программы управления.

Некачественно сделанный чип тюнинг или настройка двигателя могут принести не только разочарование от полученного результата, но и обернуться существенными тратами на ремонт в случае поломки.

Программный чип тюнинг

Наиболее распространенный способ чип тюнинга — это изменение программы в штатном блоке управления двигателем. В данном случае все управление происходит по стандартной и полностью понятной для мотора схеме. Сделать это можно через диагностический разъем OBD или же в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, программирование происходит при прямом подключении к блоку управления двигателем или непосредственно в флеш память EPROM.

Справа показан разъем OBD2, использующийся для диагностики и чип тюнинга большинства автомобилей. Данный разъем присутствует на всех автомобилях начиная с 1998 года в обязательном порядке и служит для штатной диагностики. Стоит отметить, что производитель борется с возможностью перепрограммирования и использует различные системы защиты от несанкционированного доступа. Так появились различные алгоритмы защиты, например TP8/10 (Tuning Protection), некоторые из которых сейчас успешно обходятся, а для работы с другими требуется демонтаж блока управления автомобиля и перепрограммирование «на столе».

На ряде современных авто для тюнинга (чип тюнинг) программы управления требуется подключение к ECU (блоку управления двигателем) напрямую. Для этого может использоваться штатный инженерный разъем на плате — BDM или же иные точки подключения к процессору для доступа к флеш памяти. Вне зависимости от способа подключения изменяется только программа управления и никаких конструктивных изменений в блок управления не вносится. При грамотно выполненной работе определить, что блок демонтировался, разбирался и программировался невозможно!

Существуют и другие способы внесения изменений в электронное управление работой двигателя. Например, установка дополнительного модуля, или как его еще называют — тюнинг бокса или «коробочки».

Тюнинг бокс / модуль увеличения мощности / обманка

В случае, если по тем или иным причинам классический чип тюнинг невозможен или недоступен, изменение параметров работы автомобиля производится путём корректировки сигналов управления с помощью дополнительного контроллера. Суть его работы очень проста — получить сигнал идущий от блока управления двигателем, изменить его и отправить далее тому устройству, к которому он шел. Если говорить более наглядно, то возьмем систему впрыска топлива с ТНВД (Топливным Насосом Высокого Давления) на дизельном двигателе. Насос ТНВД обеспечивает заданное программой управления двигателем давление в топливной рампе. Форсунки впрыскивают топливо. Чем больше топлива получает дизельный двигатель, тем выше его мощность. Значит нужно с помощью блока обманки перехватить сигнал, который идет от ЭБУ к ТНВД и увеличить запрос на давление. В итоге топлива в двигатель попадет больше и мощность будет выше! По такому же принципу работают блоки управляющие давлением наддува, временем впрыска и прочими параметрами, влияющими на мощность.

Выше приведен пример четырех-канального тюнинг бокса. На схеме видно подключение к питанию +12В, и четыре пары разъемов, которые устанавливаются в разрыв соответствующих исполнительных устройств.

Читайте также:  Расход сжиженного газа для автомобилей

Как говорится дешево и сердито! Говорить о том, что результат сопоставим с полноценным чип-тюнингом не приходится. Обманывая 2 или 3 параметра (а больше почти никто не делает) невозможно получить сбалансированный и безопасный эффект увеличения мощности, отзывчивости и экономичности как при перепрограммировании блока управления двигателем. В аварийных ситуациях алгоритмы защиты также не смогут полноценно отработать, так как «коробочка» не понимает, что происходит и продолжает вносить изменения, а программа при чип тюнинге обращается к аварийным таблицам и параметрам защиты двигателя.

Выше приведен типичный пример хорошей настройки двигателя Audi 3.0TDI в которой модифицированы более 40 таблиц! Сравните это с грубой работой тюнинг-бокса, который вносит изменения в 2-3 сигнала не понимая, что на самом деле делает двигатель — прогревается, проводит регенерацию сажевого фильтра, находится в режиме защиты (component protection) или использует барометрическую компенсацию в связи с разряжением при езде в горах.

Если у Вас есть выбор между любым тюнинг боксом и полноценным чип тюнингом — выбирайте второе. Это безопаснее, надежнее и естественнее для работы двигателя при любом режиме эксплуатации!

Заключение

Правильная настройка работы двигателя требует не только понимания где и что поправить, но и самое главное ЗАЧЕМ и какой эффект данное изменение будет иметь на другие параметры. Поэтому не стоит слепо доверять людям, обещающим Вам уникальное решение с мощностью и экономичностью, существенно лучшее чем у сильных и зарекомендовавших себя компаний. Опыт и знания — это то чего не хватает новичкам и одиночкам в области чип тюнинга, а это в итоге приводит к поломкам, потраченным деньгам, потерянному времени и разочарованию.

Наличие оригинального оборудования для чтения и программирования автомобиля, диагностического оборудования, для проведения предварительной оценки состояния автомобиля перед началом работ и после их выполнения, ну и самое главное опыт и знания — необходимые требования для качественного чип-тюнинга и настройки автомобиля. Наличие мощностного стенда также позволяет проводить разработку программ с точным контролем параметров.

Чип тюнинг французских автомобилей

Как показывает практика, забитые сажевые фильтры встречаются на совершенно разных автомобилях и не зависят от положения звезд относительно луны. А напрямую зависят от качества топлива, которое в России, мягко говоря, не всегда хорошее. Но если на качество топлива мы повлиять не можем, то на сажевый фильтр — запросто. Точнее, на его удаление из машины и программы.

Автомобиль: Renault Grand Scenic II
Год выпуска авто: 2008
Мотор: 1.5 dci
Мощность по паспорту: 103 л.с.
Трансмиссия: МКПП
ЭБУ: Siemens SID 301
Оборудование: Kess v2 от Alientech (Италия)
Стоимость работ: 15 тыс. руб (12000 руб программные работы, 3000 руб. механическое удаление)
Прошивка: от Лаборатории Скорости (LoS)

Сделана прошивка с отключением сажевого фильтра и клапана EGR, а так же мощностной тюнинг. Ну и жесткое, безапелляционное удаление внутренностей ката:)

Запись на чип-тюнинг и ответы на интересующие вопросы по тел:
📱+7(927)211-44-99
☎ 8(8482) 71-44-99
г. Тольятти, Автозаводское ш.24, Сервисный Центр «AUTO».

Бензиновые автомобили при работе не выделяют сажу, поэтому на них нет сажевых фильтров. Зато есть катализаторы, которые забиваются ничуть не реже. И виной тому всё то же пресловутое топливо. Запускаем в бокс калужское произведение с французскими корнями:
Citroen C4 (B7) 1.6 120hp 2012my AT

Имеем: горящая ошибка на приборке, забитый катализатор и желание владельца слегка пришпорить своего железного коня.
Не имеем: каких либо препятствий к выполнению поставленных задач!:)

Записываем «весёлую» прошивку от Лаборатории Скорости и одновременно вырезаем внутренности ката. Сканирование ошибок — всё чисто!
Потраченное время — 4 часа, потраченные владельцем деньги — 15000 руб.

Читайте также:  Каталог пуско зарядное устройство для автомобиля

Запись на чип-тюнинг и ответы на интересующие вопросы по тел:
📱+7(927)211-44-99
☎ 8(8482) 71-44-99
г. Тольятти, Автозаводское ш.24, Сервисный Центр «AUTO».

Чип-тюнинг на увеличение мощности. Автомобиль с французскими корнями, но турецкой сборки:
Renault Fluence 1.6 1.6hp 2011my AT

Пробег: 68500 км.
ЭБУ: Valeo V40
Оборудование: Итальянский флэшер KESS
Прошивка: Лаборатория Скорости (LoS)
Время в боксе: 2.5 часа
Стоимость: 6000 руб. (спецпредложение)

Прибавка по мощности и крутящему моменту относительно небольшая, порядка 5-6% (см. график на фото). Но в целом, по ощущениям владельца, автомобиль поехал значительно приятней.

Запись на чип-тюнинг и ответы на интересующие вопросы по тел:
📱+7(927)211-44-99
☎ 8(8482) 71-44-99
г. Тольятти, Автозаводское ш.24, Сервисный Центр «AUTO».

Чип-тюнинг Citroen C4 (B7) 1.6 2012

Мы недавно делали такой же Ситроэн. Почти полностью такой же, только другим цветом:)
Вообще, почти никакие бензиновые Цитроёны после 2011 года не удается перепрошить по ОБД (т.е. через разъем диагностики). И когда этот автомобиль благополучно идентифицировался программатором, блеснула надежда, что снимать и разбирать блок не придется. Но увы, далее последовало сообщение: «error while transferring data in reading», что в переводе с английского почти дословно означает: «Парни, халявы не будет! Снимайте-ка блок с машины и вскрывайте!!»:)
Ну что же, снимать, так снимать!

Итак:
Мотор: 1.6, 120 л.с.
ЭБУ Bosch MED 17.4.2, процессор Infineon Tricore IROM TC1797
Программатор: K-tag (Alientech)
Что делали: чип-тюнинг для увеличения мощности и улучшения динамики автомобиля.
Продолжительность работ: 3,5 часа.
Стоимость работ: 12000 рублей.
Установлена прошивка от Лаборатории Скорости под 95-й бензин.

В итоге авто получил весьма бодрую «педальку» и прибавил около 10% по мощности и моменту.

Запись на чип-тюнинг и ответы на интересующие вопросы по тел:
📱+7(927)211-44-99
☎ 8(8482) 71-44-99
г. Тольятти, Автозаводское ш.24, Сервисный Центр «AUTO».

Чип-тюнинг Renault Sandero 1.6 2013

Произвели перепрограммирование ЭБУ Рено Сандеро прошивкой от Паулюса для улучшения разгона и уменьшения провалов. Стоимость процедуры по спецпредложению — 4000 руб.

Запись на чип-тюнинг и ответы на интересующие вопросы по тел:
📱+7(927)211-44-99
☎ 8(8482) 71-44-99
г. Тольятти, Автозаводское ш.24, Сервисный Центр «AUTO».

Renault Megane III 2010, 1.5 dCi 110 л.с., МКПП

Есть автомобиль. У него есть сажевый фильтр. Точнее, забитый сажевый фильтр. Еще есть владелец, который хочет от этого фильтра избавиться. Ну и есть мы, кто поможет в этом вопросе (и автомобилю, и владельцу)

Предполагалось сделать этот автомобиль по OBDII. То есть, считать и записать прошивку через диагностический разъем программатором Кесс. Надо заметить, что когда наш подопытный удачно прошел идентификацию и начал читаться мы порадовались, что не нужно демонтировать блок, вскрывать его и подпаиваться напрямую к плате.
Но радость была не долгой
Ближе к середине процесса чтение остановилось и программатор выдал ошибку «error while transferring data in file», которая в переводе звучит примерно так:
«Здравствуйте, господа чип-тюнеры. Это инженеры компании «Рено» и мы поставили в процессор защиту от таких как вы. И прочитать/записать прошивку у вас не получится. Удачи!»

Подумаешь! Это мы уже проходили. Снимаем блок и делаем внутриутробное вмешательство с помощью другого программатора (K-tag). Время, конечно, чуть больше уходит, но зато уж надежно! Записываем прошивку от Лаборатории Скорости.

В прошивке отключены все аварийные режимы связанные с сажевым фильтром, убрана регенерация, ну и (куда же без него) добавлен тюнинг. В итоге двигатель получил прибавку в мощности и крутящем моменте около 25%.

Запись на чип-тюнинг и ответы на интересующие вопросы по тел:
+7(927)211-44-99
8(8482) 71-44-99
г. Тольятти, Автозаводское ш.24, Сервисный Центр «AUTO».

Оцените статью