- Чип тюнинг АКПП — прошивка без проблем или убийство машины?
- Для чего нужен чип тюнинг АКПП?
- Как сделать чип тюнинг АКПП
- Стоимость чип тюнинга АКПП
- Плюсы и минусы
- Плюсы:
- Минусы:
- Тюнинг АКПП – новые возможности штатной коробки!
- 1 Зачем необходима модернизация АКПП на авто?
- Похожие статьи
- 2 Чип-тюнинг и механический тюнинг АКПП — можно ли сделать своими руками?
- 3 Использование присадок для увеличения ресурса АКПП
Чип тюнинг АКПП — прошивка без проблем или убийство машины?
Чип тюнинг АКПП – это модернизация коробки передач. Изменение ее заводских эксплуатационных характеристик. Если выразиться максимально просто, он заключается в повторном программировании электронного блока управления (ЭБУ) двигателя и трансмиссии. При этом, алгоритмы управления изменяются без механического вмешательства.
Любой тип АКПП управляется с помощью ЭБУ. Задача последнего — с помощью данных от электро-датчиков решать, когда необходимо переключение передачи трансмиссии. Все алгоритмы и параметры данного процесса, включая работу охлаждающей системы, зависят от программы, которая загружена в блок управления. Программное обеспечение устанавливается в ЭБУ еще на заводе, и, по умолчанию, настраивается на средние показатели.
Однако, перестроить алгоритм функционирования трансмиссии в рамках запросов владельца авто, возможно. Именно этот процесс и называется прошивкой АКПП.
Для чего нужен чип тюнинг АКПП?
Тюнинг коробки передач – мера не обязательная, однако, достаточно популярная. Давайте выясним, что она дает автомобилю:
- Повышение быстродействия АКПП. Прошивка коробки передач позволяет изменить момент переключения скоростей в каждом режиме вперед или назад.
- Раскрытие силовой динамики АКПП;
- Максимальное снижение потери крутящего элемента;
- Устранение рывков и дерганий коробки, улучшение плавности хода и переключения передач;
- Снятие скоростных ограничителей;
- Настройка режима кик-даун «под себя». Это функция, позволяющая моментально набирать максимальную скорость движения («газ в пол»). С помощью тюнинга ЭБУ на АКПП появляется возможность настроить интервал перехода коробки в кикдаун или же, полностью убрать эту опцию при ручной эксплуатации.
Как сделать чип тюнинг АКПП
Прошивка блока управления АКПП – это, по сути, взлом заводских настроек коробки. Проводить такие работы следует только в официальных дилерских центрах или в проверенных тюнинговых мастерских. Разумеется, цена чип тюнинга АКПП в таких заведениях, отнюдь не бюджетная.
Поэтому, часто автовладельцы обращаются к гаражным «дядям Васям» или пытаются выполнить чип тюнинг самостоятельно. Благо, файлы можно загрузить с различных сайтов в Интернете, начитавшись советов на форумах. Имейте ввиду, программное обеспечение, скачанное с сомнительных источников – это риск сократить срок эксплуатации трансмиссии и отсутствие любой гарантии на корректность ее функционирования.
Процедура эта сложная и требует от исполнителя наличия определенных навыков и знаний. Приготовьтесь потратить очень много времени на детальное изучение всех этапов чип тюнинга автомата. Если у вас старый автомобиль (старше 10 лет), ЭБУ придется разбирать, впаивать новую микросхему, распаивать резисторы. Более новые тачки позволяют произвести чип тюнинг без разборки (используя диагностический разъем).
Давайте кратко разберем, как прошить коробку автомат на новой тачке своими руками, озвучим основные этапы. Для более детального изучения или выполнения тюнинга на старой машине, советуем поискать информацию на специализированных сайтах.
- Необходимо купить или найти в сети прошивку. Гарантия, что взломанный вариант окажется рабочим, отсутствует. Далее, нужно взять в аренду программатор (который и выполнит обновление прошивки). Покупать его для однократного чип тюнинга смысла нет – слишком дорого стоит. Далее, загрузить на ноутбук ПО для работы с программатором и прошивкой, и подготовить адаптеры для соединения с авто. Сразу учтите, что вариантов программ для прошивки через ноутбук много, так что для начала изучите порталы, чтобы не ошибиться.
- Это была подготовка. Перейдем, непосредственно, к чип тюнингу коробки автомат. Сначала подключите к ноутбуку с настроенным ПО программатор;
- Подключите колодку адаптера (программатора) к диагностическому разъему на автомобиле;
- Теперь включите зажигание и запустите Flasher для выявления ошибок;
- После их удаления запустите на компе файл с прошивкой и дождитесь завершения процесса модернизации АКПП;
- Далее отключите зажигание и выждите 5-7 минут, снова заведите двигатель;
- С помощью Flasher или любой другой программы для диагностики авто протестируйте систему на ошибки. Если они выйдут, процедуру придется повторить до полного отсутствия лагов;
- Готово, можете тестировать АКПП.
Стоимость чип тюнинга АКПП
Как вы поняли, процедуру можно провести и бесплатно – скачать в интернете нужные файлы, обзавестись оборудованием и софтом, и хорошенько разобраться в теме. Однако, рисков у такого способа – немало.
Если обратиться к специалистам простых СТО, можно обойтись суммой в 3-5 тысяч рублей (+/- тысяча).
Если же вы поедете в официальный дилерский центр своего бренда или в надежное тюнинг-ателье, стоимость услуги составит от 10 тысяч рублей. При этом, работу вам гарантированно выполнят качественно, с соблюдением всех предпрошивочных мероприятий:
- Полная диагностика и замена проблемных блоков коробки;
- Внеочередное ТО и промывка гидравлических магистралей;
- Физическая адаптация элементов трансмиссии;
- При необходимости, внедрение на ЭБУ дополнительного программного обеспечения;
- И другие рекомендованные процедуры.
Если вы спросите, где лучше прошить АКПП, мы порекомендуем обратиться к профессионалам. Слишком уж печальным может быть итог «кустарного» чип-тюнинга.
Плюсы и минусы
В завершение, давайте рассмотрим преимущества и недостатки чип тюнинга гидроблока АКПП.
Плюсы:
- Тачка становится более спортивной, резвой;
- Улучшается ее мощность, скорость и динамика;
- Вы получаете возможность использовать электронику авто «по полной» (напомним, штатно ЭБУ настраивается на «усредненный» режим работы);
- Улучшается работа системы кондиционирования;
- Существенно сокращается время разгона авто;
- При правильно произведенном чип тюнинге, снижается токсичность выхлопов и расход бензина.
Минусы:
- При самостоятельном выполнении чип тюнинга, вы рискуете выбрать неправильную прошивку и испортить ЭБУ. В результате, наоборот, токсичность выхлопов возрастет, повысится эксплуатация ресурса деталей, и т.д. (все преимущества обратятся в недостатки);
- Обращение к опытным спецам стоит недешево (хотя, кому как);
- Чип тюнинг автоматически лишает владельца машины права на ремонт по гарантии у официалов;
- Штатная установка усредненных параметров работы блока управления, на самом деле, не случайна. При ней соблюдается оптимальное соотношение расхода ресурсов машины и динамики ее работы. Изменение данного баланса может привести к существенному снижению запаса долговечности АКПП;
Другими словами, вы начинаете эксплуатировать авто не экономно и не бережно. Платить за удовольствие погонять на мощной спортивной тачке, зачастую, приходится сокращением срока службы коробки передач. Чип тюнинг авто – штука крутая, и, безусловно, заманчивая. Однако, мы, все же, рекомендуем перед ее выполнением тщательно взвесить все плюсы и минусы.
Тюнинг АКПП – новые возможности штатной коробки!
Автомобили с автоматической коробкой передач с каждым днем становится все больше. Естественно, что становится больше и автолюбителей, которые хотят своими руками повысить эффективность и ресурс АКПП на своем автомобиле для чего прибегают к процедуре тюнинга. На современном этапе, тюнинг «автомата» бывает программным и механическим, в первом случае происходит перекалибровка алгоритмов работы АКПП, то есть чип-тюнинг, во втором изменение или дополнение конструкции коробки передач.
1 Зачем необходима модернизация АКПП на авто?
Автоматическая трансмиссия отличается от механической по большей части лишь наличием гидротрансформатора. Это устройство, которое состоит из двух моторчиков с лопастями, турбины и насоса. Таким образом, данная деталь выполняет не только функции сцепления, но и изменяет крутящий момент в зависимости от частоты вращения колес автомобиля. Колесо насоса гидротрансформатора находится в связке с коленвалом двигателя, а турбина с коробкой передач.
Похожие статьи
В схеме АКПП существует также гидромуфта, которая передает крутящий момент и специальный реактор, который осуществляет контроль передачи энергии посредством рабочей жидкости. Кроме того, работой автоматической коробки также управляет огромное количество датчиков, демпферы и иные детали, которые призваны снижать рывки, толчки, возможные вибрации и другие источники шума.
2 Чип-тюнинг и механический тюнинг АКПП — можно ли сделать своими руками?
Таким образом, чтобы оптимизировать работу автоматической трансмиссии своими руками, необходимо увеличить скорость работы, то есть передаточное значение коробки, что в свою очередь позволяет агрегату раскручиваться до больших максимальных значений и ведет к улучшению динамики в работе. Увеличение скорости работы АКПП означает чип тюнинг «гидромозгов», так как большая скорость работы потребует и большего давления масла в системе коробки. В этом случае, специалисты по чип тюнингу перепрошивают параметры работы EPCS (Electronic Solenoid), чтобы система воспринимала большую подачу трансмиссионного масла.
Однако, без механических изменений в данном случае не обойтись, так как увеличение давления приводит к существенному увеличению температурных значений в АКПП, а значит, необходима установка дополнительного кулера охлаждения. Однако перепрошивка «гидромозгов» это лишь первая часть работы по модернизации автоматической коробки с помощью чип-тюнинга. Практически на всех современных моторах с АКПП подхват средних оборотов начинается с отметки в 2000-2200 тысяч об/мин. Турбированные двигатели также имеют турбояму, так что данный подхват начинается еще позже. Конструкция автоматических коробок имеет специальный датчик оборотов вала (ISS). Соответственно, тюнинг коробки подразумевает оптимизацию датчика и перенастройку параметров его работы, чтобы увеличить значение крутящего момента при разгоне а в некоторых случаях позволяет уменьшить расход топлива, если проводится в комплексе с чип-тюнингом двигателя.
Таким образом, после перепрошивки электронных «мозгов» и оптимизации датчиков системы переключения в коробке будут более жесткие, а при разгоне автомобиль будет пробуксовывать и увеличится начало момента разгона. Однако в этом случае существенно увеличивается нагрузка на фрикционы коробки. Специалисты рекомендуют заменить штатные фрикционы на более мощные, например, с увеличенной площадью соприкосновения. При этом также увеличивается нагрузка на детали двигателя и ходовой части автомобиля (редуктор, коленвал и тд.). В зависимости от «глубины» тюнинга АКПП, стоимость замены различных деталей не маленькая, однако без этого тюнингованная коробка вряд ли прослужит долго. Что касается установки новых деталей своими руками, то для этого придется снимать и полностью разбирать коробку, что требует определенных профессиональных знаний.
Помимо замены фрикционов и изменений в системе ЭБУ, меняются также поршни, обгонные муфты, и другие базовые элементы. Иногда, после тюнинга остается только корпус от базовой коробки, а все заводские части переоборудуются или заменяются. В любом случае делать чип-тюнинг коробки можно как в специализированных мастерских, так и своими руками, имея в наличии соответствующие программы и оборудование (компьютер, специальный загрузчик, разъемы и т.д). Тюнинг механической части также можно выполнить своими руками, но лучше доверить профессионалам, так как это требует максимально точных расчетов и оптимизации изменений под конкретную модель двигателя, ходовой части и блока управления.
3 Использование присадок для увеличения ресурса АКПП
Присадки в автоматическую коробку передач необходимы для увеличения ресурса и параметров работы с помощью изменения характеристик трансмиссионного масла и рабочей жидкости.
Некоторые виды присадок предназначены для улучшения показателей охлаждения (особенно актуально в случае использования дополнительного кулера). Не следует верить производителями и «экспертам», которые утверждают, что некоторые присадки в АКПП, как, например, присадки в бензин, способны улучшить динамические свойства. Улучшить динамику можно только с помощью чип-тюнинга или механических изменений. Что касается присадок, то главное предназначение это:
- восстановление и продление рабочего ресурса масляных насосов;
- повышение общего ресурса эксплуатации в 1,5-2 раза;
- улучшение смазочных свойств рабочей жидкости и плавности переключения передач;
- укрепления различных уплотнителей системы;
- уменьшение степени окисления и старения рабочей жидкости АКПП.
Таким образом, использовать присадки для автоматических коробок рекомендуется только в случае необходимости продления ресурса. Если коробка требует срочного ремонта, а вы решили сделать тюнинг различных частей АКПП, то присадки не помогут, а в процессе механических изменений выведут элементы коробки из стоя окончательно. Никаких дополнительных знаний при использовании присадок не требуется, достаточно следовать инструкции производителя и при необходимости своими руками залить присадки в трансмиссионное масло через верхнюю горловину картера АКПП (в случае обслуживаемых коробок).