- Черный выхлоп. Причины и последствия
- Причины черного выхлопа
- Бензиновый двигатель с карбюратором
- Инжекторный двигатель
- Черный выхлоп в дизельных двигателях
- Последствия черного выхлопа
- Чёрный выхлоп из глушителя бензинового двигателя
- О чём говорит выхлоп автомобиля
- Подводим итоги
- Как по цвету выхлопа определить состояние автомобиля?
- 1. Выхлоп чёрного цвета
- 2. Выхлоп серого цвета
- 3. Выхлоп синего цвета
- 4. Выхлоп белого цвета
- 5. Выхлоп коричневого цвета
Черный выхлоп. Причины и последствия
Ежедневно приходится наблюдать картину, в которой среди потока автомобилей найдется одни или даже несколько «коптящих железных коней». Это относится не только к «большегрузам», но и к легковым автомобилям с разными типами двигателей и системами подачи топлива. Экологи бьют тревогу, придумывают различные нормы выброса отработанных выхлопных газов и прочие ухищрения и они правы, любой выхлоп токсичен, а особенно черный. Но большинству водителей нет дела до того, какой процент свинца содержится в выхлопе их автомобилей, их больше волнует причина черного дыма и его последствия.
Причин для этого достаточное количества, последствия могут быть катастрофическими для ДВС, но наличие черного выхлопа не говорит о серьезной поломке и это не может ни радовать. Однако, это совершенно не значит, что проблему не нужно устранять. Нужно, иначе наказание за такую беспечность не заставит себя долго ждать.
Причины черного выхлопа
Черный выхлоп может появится на автомобиле с любым типом двигателя, кроме электрического. Разберем каждый в отдельность.
Бензиновый двигатель с карбюратором
Инжекторный двигатель
Еще одной причиной может быть топливный насос, что расположен в бензобаке. Его необходимо проверить и заменить.
Если досконально анализировать все поломки автомобилей и мотоциклов в России, то первопричиной неисправности двигателя является плохое топливо. На масло жаловаться не приходится, ибо можно купить импортное, а с бензином выбора у нас нет. 90% поломок подвески возникает от некачественного дорожного покрытия. Эти же причины фигурируют в делах о ДТП. Но отставим лирику в сторону и перейдем к дизельным двигателям.
Черный выхлоп в дизельных двигателях
Зная это конструкторы на заводе производителе дизельных грузовиков снабдили машины сажевым фильтром, чтобы минимизировать выхлоп и соответствовать экологическому классу Евро-5. Этот фильтр и является первой причиной копоти из глушителя, а точнее его неисправность. Второй причиной является неисправная работа топливного насоса высокого давления (ТНВД). Он попросту начинает лить больше топлива, даже тогда, когда этого не надо. Болезнь лечится заменой насоса. Так же виной всему может быть неправильный угол зажигания. Тоже следует отрегулировать.
В причинах, более-менее, разобрались, а что же с последствиями? Насколько катастрофичным будет исход несвоевременного устранения проблемы?
Последствия черного выхлопа
На дизельных двигателях черный дым может привести в конечном итоге к разрыву блока цилиндров из-за возросшего давления.
Поэтому подобные симптомы проще предупреждать, чем ликвидировать: меняйте фильтры и насосы, чистите форсунки и бензиновые баки, регулируйте опережение зажигания, чистите жиклеры и иголки, в общем следите за своей железной подругой и она прослужит вам долго.
Чёрный выхлоп из глушителя бензинового двигателя
Во время работы двигателя цвет отработанных газов может быть различным, это своеобразный показатель в каком состоянии находится ваш агрегат. На исправленных моторах при запуске, на короткий промежуток времени, выходит дым белого цвета. Если двигатель неисправен, или находится в неудовлетворительном состоянии, он может дымить белым, чёрным, синим или сизым выхлопом.
Если при работе двигателя идет постоянный белый, чёрный, синий или сизый дым, это служит поводом для его проверки.
Рассмотрим, почему появляется черный дым при запуске двигателя, о чем говорит сизый дым, а так же почему из двигателя идет белый дым.
О чём говорит выхлоп автомобиля
Выхлоп может быть разного цвета, иногда замечая дым, не характерный для вашего автомобиля, следует задуматься и проверить состояние силового агрегата.
Белый цвет выхлопа может появляться после длительной стоянки автомобиля. Это обусловлено конденсатом, который скапливается в выпускной системе и начинает испаряться, когда мотор запускается. Наружная температура воздуха так же влияет на образование белого дыма. Чем холоднее, тем больше и дольше дыма идет.
Поэтому в морозную погоду дым может идти постоянно. Хуже, если белый дым идёт в теплую погоду. Это может свидетельствовать о том, что в цилиндр попала рабочая жидкость из системы охлаждения.
В этом случае надо разбирать мотор, снимать головку цилиндров, менять прокладку головки блока цилиндров, ремонтировать трещины, проверять герметичность головки и тому подобное.
Что бы проверить, и подтвердить, что жидкость попала в цилиндры нужно выполнить ряд действий:
- Завести мотор, открыть крышку расширительного бочка системы охлаждения и проверить, нет ли бурления жидкости. Если бурление присутствует, следовательно, газы прорываются в систему охлаждения. При глушении мотора — уровень охлаждающей жидкости понижается, так как часть её уходит в цилиндры двигателя.
- Следует обратить внимание на цвет и состояние жидкости в системе охлаждения, запах гари, присутствие жирных пятен на поверхности, изменение цвета, плотности и т.п. Это может говорить о микротрещинах и дефектах в моторе.
- Надо проверить уровень масла, нередки случая, когда он повышается в результате попадания в него жидкости из системы охлаждения. Как следствие, моторное масло разжижается и мутнеет, в нем появляется эмульсия.
До устранения проблемы двигатель лучше не использовать, дабы не усугубить ситуацию. В худшем случае, в результате большого скопления жидкости в пространстве над поршнем может произойти гидравлический удар, что выведет силовой агрегат из строя и приведет к дорогостоящему ремонту.
Черный выхлоп из глушителя бензиновый двигатель выдает, как правило, при запуске, возникает это из-за проблем в системе питания. В этом случае происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха, в камеру сгорания попадает больше топлива, чем необходимо. Признаки данной ситуации следующие:
- Запуск двигателя затруднен;
- Свечи залиты топливом;
- При запуске силовой агрегат работает со сбоями, не устойчиво;
- Сильный шум в работе глушителя, хлопки;
- Большой расход топлива;
- Мотор не выдает былой мощности;
- Бортовой компьютер выдает ошибку;
- Запах бензина при работе агрегата
При работе двигателя цвет может варьироваться, от серого до угольно черного. Это связано с тем, что в процессе работы накапливается большое количество сажи и со временем она выбрасывается в атмосферу.
Причин, которые приводят к нарушению подачи топлива достаточно много. Начинать искать неполадки надо с систем подачи топлива. На карбюраторных двигателях необходимо проверить дозирующее устройство, топливные, воздушные жиклеры, поплавковую камеру.
Надо проверить систему зажигания, бывает, что при выходе из строя какого- то элемента, как то катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечи, происходит сбой в двигателе в целом.
Необходимо проверить состояние воздушного фильтра, при его загрязнении смесь, попадающая в цилиндр, будет содержать много топлива.
У двигателей с инжектором иногда выходит из строя электронная система управления двигателем. Передавая на блок управления неверные данные, контроллер увеличивает подачу горючего. Что в свою очередь приводит к переизбытку топливной смеси.
Так же форсунки в двигателе могут потерять герметичность и переливать топливо в камеру сгорания.
Заливая топливом свечи, происходит не только его переизбыток, но и много других проблем. Например, смывание масляной пленки со стенок цилиндров, как следствие, сильный износ цилиндров и поршневой группы. Кроме того, большое количество горючего попадает в картер двигателя, что приводит к разжижению масла.
В любом случае, мотор нуждается в полной проверке, настройке и устранении неисправностей, иначе последствия обойдутся очень дорого.
Сизый дым при работе двигателя, сигнализирует о том, что в камеру сгорания попадает моторное масло.
О попадании масла в цилиндр будет свидетельствовать повышенный расход масла двигателем. Причины попадания масла:
- Сильный износ деталей поршневой группы;
- Поломка газораспределительного механизма
При износе деталей происходит выход из строя поршневых колец, появляются дефекты на поршне, стенках цилиндра.
При поломке газораспределительного механизма, отсутствует уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.
Для ремонта, необходимо будет заменить сальники клапанов. Замерить компрессию в двигателе. Если снижение компрессии незначительно, то по мере работы сизый дым пропадает, так как зазоры при прогреве уменьшаются. В случае, если зазоры велики и дым не прекращается, необходимо выполнить ремонт.
Подводим итоги
Итак, для устранения дыма черного, белого, синего цветов иногда хватит того, что надо заменить фильтра и прочистить инжекторы. Тогда как в более серьезных случаях надо произвести ремонт двигателя и его механизмов.
Необходимо помнить, что в случае, если двигатель ни с того ни с сего стал дымить черным цветом, надо заменить топливо, так как некачественное топливо, с высоким содержанием присадок и нежелательными примесями, приводит изменению цвета выхлопа и трудностям сгорания смеси.
Не стоит забывать, что ремень привода газораспределительного механизма должен быть установлен по меткам, клапана и фазы газораспределения четко отрегулированы, тепловой зазор клапанов, правильно установлен. Свечи зажигания, при диагностике, помогут оценить состояние двигателя.
От всего, и многих других показателей, напрямую зависит стабильность, надежность и долговечность силового агрегата.
Как по цвету выхлопа определить состояние автомобиля?
Выхлопная система исправного автомобиля должна генерировать бесцветный дым. Иногда допускаются небольшие отклонения от нормы, однако необычный цвет выхлопных газов часто означает повреждение, высокую степень износа двигателя или его скорый выход из строя.
Цвет выхлопа является одним из определяющих факторов технического состояния автомобиля. Он должен служить предупреждением для владельца автомобиля о том, что пришло время посетить механика. Кроме того, интенсивный цвет выхлопных газов подержанного автомобиля, который вы планируете приобрести, должен насторожить вас, поскольку машина может страдать от ряда проблем, устранение которых потребует от вас больших затрат. В то же время не стоит сразу поддаваться панике, не разобравшись в ситуации.
Выхлопной газ является побочным продуктом, образующимся в процессе сгорания бензина в бензиновых двигателях и дизельного топлива в дизельных моторах. Выхлопные газы удаляются из двигателя с помощью выхлопной системы. Она состоит из выпускного коллектора, катализатора с лямбда-зондами (один расположен перед катализатором, а другой – за ним), глушителя и выхлопной трубы. В современных дизельных двигателях обычно установлены сажевые фильтры. Выхлопная система заботится не только об удалении выхлопных газов, но и об их очистке от вредных веществ.
Как уже упоминалось ранее, из выхлопной трубы правильно работающего автомобиля должен выходить бесцветный дым. Какие составляющие вызывают окрашивание выхлопных газов в тот или иной цвет? Чаще всего это сажа, ответственная, в основном, за окрашивание выхлопа в чёрный цвет, и не сгоревшие до конца углеводородные частицы.
Непродолжительное изменение цвета выхлопа не свидетельствует о неисправности. Зимой автомобиль с непрогретым двигателем может выделять выхлоп белого цвета. Это связано с тем, что в выхлопной системе скапливается вода, которая начинает испаряться после запуска мотора. Если белый дым исчезает после прогрева движка, беспокойства излишни. В свою очередь, чёрные выхлопные газы могут наблюдаться у дизельных автомобилей, подвергшихся непродолжительной нагрузке, например, когда водитель слишком выжал педаль газа. Если после снижения нагрузки выхлопные газы становятся бесцветными, можно не волноваться. Иногда появление чёрного дыма связано с заправкой некачественным дизельным топливом. Если после заправки на другой АЗС дым из выхлопной трубы потерял чёрный цвет, также нет причин для паники.
Если белый или чёрный цвет выхлопа сохраняется в течение длительного времени, стоит насторожиться. Особенно опасны синий и коричневый цвета выхлопных газов.
1. Выхлоп чёрного цвета
Чаще всего наблюдается у дизельных автомобилей и может означать повреждение форсунок, возникающее, как правило, из-за пониженного давления впрыска или утечек. Такой выхлоп должен особенно насторожить потенциального покупателя подержанного автомобиля, поскольку стоимость форсунок достаточно высока, и покупка такого автомобиля с самого начала потребует очень больших затрат.
Иногда чёрный цвет выхлопных газов обусловлен износом интеркулера. В таком случае машина не только дымит чёрным, но и настораживает громкой работой двигателя. Чёрный дым появляется и в случае неисправности турбокомпрессора, в котором дело уже дошло до износа или повреждения ротора турбины, компрессорного колеса или лопаток переменной геометрии: турбина не может накачивать необходимое количество воздуха в цилиндры.
Наиболее распространённой причиной выделения чёрного выхлопа бензиновым автомобилем является неправильный тюнинг мотора, например, слишком маленький угол опережения впрыска.
2. Выхлоп серого цвета
Выхлопная система выделяет отработанный газ серого цвета, когда двигатель получает слишком богатую топливную смесь. За состав воздушной смеси отвечает компьютер. Непрогретый двигатель получает богатую смесь, в которой топлива больше, чем воздуха, поскольку холодному мотору необходимо помочь разогреться. Когда температура двигателя увеличивается, состав смеси изменяется, и количество топлива уменьшается. Если автомобиль выделяет дым серого цвета, вероятно, один из датчиков, чаще всего датчик температуры двигателя, вышел из строя. Датчик передаёт ошибочные данные в компьютер или не передаёт их вообще, и компьютер «думает», что двигатель ещё не прогрет. Второй «симптом» этой неисправности – высокий расход топлива.
В двигателях с турбонаддувом серый выхлоп может указывать на неисправность турбокомпрессора: в этом узле происходит утечка моторного масла, поступающего во впускную систему двигателя.
3. Выхлоп синего цвета
Синий дым может иногда появляться, если двигатель не работал в течение длительного времени. Затем, после прогрева мотора, синий выхлоп должен исчезнуть. Но если этого не происходит, можно предположить серьёзный износ двигателя. В этой ситуации также может наблюдаться чрезмерный расход моторного масла – более одного литра на тысячу километров.
4. Выхлоп белого цвета
Белый дым из выхлопной трубы может указывать на выход из строя турбокомпрессора, масло из которого вытекает и попадает во впускную систему, а оттуда поступает в камеры сгорания мотора. Белый цвет выхлопа также является признаком повреждения прокладки под головкой двигателя. Это особенно вероятно, когда белое облако выхлопных газов появляется во время ускорения. Дополнительным «симптомом» является снижение мощности двигателя. Повреждение прокладки приводит к попаданию охлаждающей жидкости в камеры сгорания.
5. Выхлоп коричневого цвета
Коричневый дым означает чрезмерный износ поверхности цилиндра (спровоцированный высокой степенью эксплуатации двигателя, недостаточной смазкой или попаданием в цилиндр загрязнений) и поршневых колец. В обоих случаях, помимо коричневого цвета выхлопа, другими признаками отказа являются снижение мощности мотора и увеличение расхода топлива и моторного масла.
Цвет выхлопных газов может дать массу информации о техническом состоянии двигателя, поэтому не стоит пренебрегать изменением окраски выхлопа, что поможет избежать многих серьёзных проблем.