Почему нельзя в старый мотор заливать современное масло?
Двигатели родом из 80-х годов прошлого века, все еще бегают по российским дорогам. Чем же их правильно «кормить», чтобы не причинить вред?
Весной на дороги страны выползают подснежники, а их хозяева думают, как улучшить состояние любимой машины после зимнего простоя. Некоторые начинают лить в дедушкин «Москвич» или «Жигули» синтетическое масло с целью вдохнуть в машину новую жизнь. Однако это оказывается недейственным и даже вредным.
Легковые автомобили, разрабатывавшиеся в 70-80-х годах прошлого века и производившиеся вплоть до распада Советского Союза, до сих пор ездят по нашим дорогам. Очередной всплеск продаж наблюдался в конце 2010-х годов, когда правительство запустило государственные программы поддержки промышленности, и люди стали покупать дотационную «классику». Сейчас ВАЗ 2107 последних партий доживают свой век и катаются в плотном городском потоке наравных с современными моделями иностранных брендов. Однако обслуживать их становится все труднее и труднее. Магазинные прилавки заставлены синтетическими маслами, разработанными для новых конструкций. А подходящих смазочных материалов для исторических «Буханок» и прочих «Жигулей» еще нужно поискать. Естественно, многие просто берут недорогую новую синтетику и льют в мотор старой отцовской машины. Что же происходит с ней после такой процедуры «омоложения»?
Вязкость и прокачиваемость
Дело в том, что масла с синтетической и минеральной основой не смешиваются. После слива старого масла внутри мотора остается еще около 15-20 % жидкости. И если туда залить новую синтетику, то получится расслаиваемая эмульсия, неравномерно защищающая детали мотора.
Грамотные автомобилисты перед заливкой синтетики проводят промывку мотора специальным средством. Это действительно помогает, но ненадолго.
На этапе конструкторских работ двигатели проектируются для достижения определенных характеристик. Масло является такой же заранее разработанной деталью, как поршневая группа; коленвал и прочее. Исходя из характеристик мотора поставщикам выдается задание на изготовление масла с теми или иными свойствами. Оно должно работать при определенных температурах, свободно прокачиваться через каналы системы смазки и обеспечивать строго определенные режимы трения.
Каналы системы смазки подбираются таким образом, чтобы обеспечить ровное давление в заранее выбранных рамках. Исходя из этого выбираются длина и диаметры каналов. Они рассчитаны на определенную кpивую вязкости масла в зависимости от темпеpатуp. Таким образом обеспечивается циркуляция смазывающей жидкости. Характеристика вязкости масла должна соответствовать предписанным производителем значениям.
Если лить в старый мотор смазочные материалы, предназначенные для работы при иных давлениях и в иных каналах, то силовой агрегат, естественно, начнет испытывать нарушения в циркуляции масла.
Синтетическое масло превосходит сорта минерального масла по всем параметрам. Оно работает при широком диапазоне температур и сохраняет стабильность в крепкие морозы. Однако старые моторы не рассчитаны на такие чудеса. Вязкость синтетики будет значительно ниже необходимой. Современное масло проходит через каналы мотора гораздо быстрее, чем требуется, создавая в одних местах избыток смазки, а в других ее дефицит.
Примерно так же неправильно выбранная скорость потока машин на сравнительно свободных автодорогах приводит к образованию пробок.
Нагар и компрессия
Но самое неприятное не это. Синтетическое масло обладает моющими свойствами. Специальные присадки растворяют многолетний пригар и помогают расщепляться его частичкам. Если залить «синтетику» в старый мотор, не видевший еще очистителей, то грубые наслоения на внутренних поверхностях начнут медленно разрушаться и загрязнять каналы. Синтетическое масло быстро почернеет, потеряет свойства и его вновь потребуется менять уже через 5-7 тысяч пробега.
В процессе очистки мотора под пригаром начнутся открываться зазоры и задиры, которые никак не проявляли себя. Кроме того, очистятся от грязи и сальники, а также уплотнители, через которые синтетическое масло легко просачивается наружу. Мотор начнет «потеть» и после стоянки машины на асфальте зачернеют темные пятна пятна.
В итоге, сойдет нагар на поршнях, компрессия в моторе рискует снизиться и потребуется новый капитальный ремонт, чтобы вернуть силовой агрегат к жизни.
В общем, старые двигатели, всю жизнь работавшие на минеральных маслах старых сортов, плохо относятся ко всему новому и современному. Их требуется кормить привычным маслом, которые по возможности можно менять два раза в год, на летний и зимний сезон.
Выбираем масло для старой машины с бензиновым ДВС
Основной темой, которую я коснусь в данной статье, станут масла для бензиновых двигателей старых машин с большим пробегом, касаться машин с дизельными двигателями не буду, т.к. не имел опыта общения с подобными экземплярами.
Не буду вдаваться в историю классификации моторных масел, скажу просто, что для машин минувшего поколения рекомендованным производителем являются масла класса API SG и выше (SH, SJ, SL и SM), класс SG был разработаны для моторов, начиная с 1994 года выпуска. Масла указанных классов предназначаются для использования в бензиновых моторах легковых (SG, SH) и спортивных машин (SJ), а в случае SL и SM – в многоклапанных турбированных моторах, в т.ч. работающих на обедненных смесях топлива.
Эти классы предусматривают минимальные стандарты к нагарообразованию и работе в условиях низких температур.
Все современные моторные масла имеют следующую формулировку в описании: «превосходит следующие требования или соответствует им» и идет перечисление классов вплоть до SJ, что по сути говорит о том, что они априори лучше предлагаемых производителем, исходя из чего, можно сказать, что выбор масла смело можно осуществлять по другим критериям, не считая субъективных мнений, таким критерием может служить вязкость масла по классификации SAE.
Вязкость является очень важным параметром, класс SAE сообщает диапазон температур окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах и смазывание летом в режиме максимальной нагрузки. Индекс с W – зимний класс, числовой индекс – летний класс, для всесезонных масел эти индексы идут вместе.
Теперь что касается рекомендаций. Производитель не настаивает на использовании масел с какой-то конкретной вязкостью, а просто приводит стандартную диаграмму с указанием температурных диапазонов работы масел.
Рекомендаций по использовании масел на том или ином пробеге, также отсутствуют. Однако существует рекомендации от производителей масел. К примеру, самая распространенная фирма, моторные масла которой чаще всего предлагают в сервисах, Mobil 1, для двигателей с пробегом до 100 т.км рекомендует применять синтетические масла с вязкостями 5W-50 (https://www.mobil.ru/ru-ru/mobil-1/mobil-1-100000km-protection), а с пробегом более 150 т.км 10W-60 (https://www.mobil.com/ru-ru/passenger-vehicle-lube/pds/gl-xx-mobil-1-10w60).
Подобные темы в интернете обсуждаются автовладельцами довольно давно, но все они схожи в том, что при увеличении пробега двигателя вязкость используемого масла должна увеличиваться т.к. увеличиваются все зазоры и масло с низкой вязкостью хуже там удерживается и плюс ко всему начинает подъедаться двигателем. Итог анализа этой стороны проблемы в жарких интернет дебатах и с учетом личного опыта эксплуатации привел к выработке рекомендации, что при пробеге более 200 т.км стоит использовать масла с зимней вязкостью 10W и летней 40 или 50. Однако единого ответа на этот вопрос по прежнему нет.
Теперь вкратце коснусь темы разбавления, ведь часто бывают случаи, когда покупаешь новую машину, а там залито какое-то совершенно непонятное и редкое масло наподобие SRS Cargolub, которые даже не ясно где можно купить, т.к. в ближайших автомагазинах есть только привычные Мобилы или Эссолы. Так вот для таких случаев существует специальное, так называемое доливочное масло, которое, как утверждают производители (Liqui Moly), совместимо со всеми типами моторных масел.
Хотя я в свое время разбодяжил его Castrol’ом и ничего, нормальное доездил до замены. Или бывают случаи когда у тебя залит к примеру Mobil 1 просто, а в магазине только Mobil 1 Super с невнятными маркировками. Так вот в таком случае, по собственному опыту могу сказать, что главное подобрать свою вязкость масла, ибо можете быть точно уверены, что в улучшенной модификации масла будет тот же набор присадок, плюс может парочка других, но точно подобранных под совместимость со старыми (ибо нет смысла каждый раз разрабатывать новый набор присадок, т.к. это экономически не выгодно производителю, проще доработать старый, что гарантирует совместимость).
Что касается периода замены, так все это и так прекрасно знают. В книге по эксплуатации указан период в 15 т.км между заменами, опытные автолюбители предусмотрительно меняют масло каждые 10 т.км, а в сервисах, исходя из различных соображений (в том числе и из соображений продления ресурса) рекомендуют менять во время примерно в половину меньше сервисного, т.е. каждые 7-8 т.км. Здесь советов давать не берусь, это уже каждый решает сам, но могу сказать, что бывали случаи когда я менял через 15 т.км, а когда через 8 т.км и, честно говоря, разницы особо не заметил (учитывая, что я приверженец спокойно езды). На данный момент на моем боевом друге пробег 380 т.км и он пока не жалуется на 10W-40 и подъедает где-то порядка 1л. на 10000 км.
Более густое масло на больших пробегах, нужно или нет?
Проработав в автосфере 14 лет, я постоянно слышу однотипные вопросы, «большой пробег нужно ли масло погуще», «посоветуйте масло погуще машина с большим пробегом» и тому подобные.
На эту тему очень много мнений, кто-то говорит можно и любое, кто-то, что можно но с допусками данного производителя автомобиля.
Я думаю и несколько раз убеждался, если двигатель в порядке, даже с большим пробегом, нужно лить масло рекомендованное автопроизводителем для данной модели двигателя.
Был у меня случай, пришел клиент и говорит, залейте мне масло погуще, машина Хонда Фит с мотором VTEC. У нас у всех был однозначный ответ, масло Хонда 0W-20, но так-как он нахватался информации где-то и решил масло погуще, что-бы мотор работал потише и зазоры больше в моторе стали, пробег то 180 т.км. Купил масло 5W-40, линейку подобрали премиум Mobil 1. После замены застучали клапана. Пришлось брать масло 0W-20 и лить его, а на минуточку, я вам скажу, что масло Mobil 1 стоит не полторы тысячи рублей.
Если в эту машину залить 5W-30 или 0W-30 эффект стучащих клапанов будет, но менее заметен!
Таже история с Опелями.
Но вязкость можно повышать на старых моторах у которых допуски А3/В3,
там и так густое масло льется, если вместо 5W-40 залить 5W-50 он начнет работать тише, или 5W-30 на 5W-40, и в некоторых случаях прекратится масложер.
При выборе более густого масла вы всегда должны помнить, что при эксплуатации масло становится более густым.
Все современные автопроизводители не зря льют более жидкое масло, масло из основных своих функций, защита от коррозии и смазка деталей, выполняет еще одну важную функцию, это охлаждение, если нужно масло 0W-20 то не надо лить туда Более густое масло. После 4-5 тыс.км. там и так будет 5w-30. Если посмотреть кинематическую вязкость.
Более густое масло проходя по теплоотводящим каналам может не успеть с нужной скоростью выйти в масляный поддон и будет потихоньку коксоваться и забивать эти каналы. Митсубиси Лансер 9 с мотором 1.6 л. Масложер начинается тогда когда масло отводящие каналы в поршнях забиваются, а забиваются они коксом от масла, после забиваются коксом сами кольца.
Если вы решили или думаете заменить масло на более густое, прочитайте побольше статей конкретно по вашей марке авто и двигателю который у вас имеется.
Можно ведь позвонить официальному дилеру и спросить у них рекомендаций, они постоянно корректируют данные и по техническим жидкостям, особенно немцы.
Если есть друзья знакомые с такой-же машиной спросите совета у них.
Но просто идти в магазин и покупать масло погуще нельзя, даже совета от продавца в 70 % нормального вы не услышите!
Отталкивайтесь от реальных примеров! Или лейте то, что рекомендует производитель с самого начала.
Ответ механика о том, почему нельзя заливать густое масло в старый двигатель.
Ох уж эти окологаражные споры автомобилистов. Вечные пререкания на тему выбора автомобиля, резины для него, расходных материалов и прочего. Мнения тут всегда расходятся, но бытуют и популярные заблуждения, которые официально уже давно развенчаны. Одним из таких заблуждений является то, что в двигатель после пробега в 100 000 км лучше заливать более густое масло.
Для начала кратко о том, что такое вязкость автомобильного масла, и какая она бывает. Главная задача автомобильного масла, как известно, обеспечить смазывание элементов двигателя и полностью исключить сухое трение деталей. Эта способность как раз измеряется вязкостью, которая была классифицирована Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). Так родилось привычное обозначение, вроде 5W40 и тд.
Первая цифра характеризует минимальную температуру, при которой будет обеспечена смазываемость деталей, т. е. проще говоря, масло не «задубеет». Для этого от первой цифры нужно отнять 35 (некоторые говорят про 30 и 40), чтобы в итоге получить саму величину предельной температуры. То есть, масло 5W40 обеспечит смазываемость примерно при температуре -30.
Вторая цифра характеризует вязкость масла уже на прогретом моторе. Температура в этом случае, как правило, достигает 100-150 градусов Цельсия. Чем выше второе число, тем выше вязкость (читай: густота) масла при высоких температурах. Все специалисты уже устали говорить, что эта самая вязкость не бывает хорошей или плохой — она бывает подходящей либо нет.
А теперь вернемся к теме нашего обсуждения. Для большинства современных автомобилей завод-изготовитель предусматривает стандартную вязкость 5W30. Все бы ничего, но когда а пробеге за 100 000 км нам кажется, что двигатель уже относительно изношен, возникает соблазн залить более густое масло — то самое 5W40. Делать этого не следует.
Агрумент в пользу такой замены — это то, что, раз зазоры стали больше — значит и масло можно залить погуще. Да и вообще более густое масло меньше выдавливает через сальники. Тут нужно помнить, что более густое масло, чем указано в сервисной книжке, скорее всего будет дополнительно нагружать масляный насос и увеличивать температуру двигателя. К тому же, масляные каналы в двигателе, как и насос рассчитаны на определенную вязкость. Если залить слишком густое масло, возможно даже частичное масляное голодание. Повышенное давление и трение в системе, нагревающее двигатель, ускоряет его износ, и само масло быстрее теряет свои фрикционные свойства.
Наверняка, кто-то из вас заливает 5W40, и нет никаких проблем. Допускаю, что ваш двигатель в полном порядке. Для того, чтобы что-то доказать в споре, придется взять два одинаковых автомобиля и проездить несколько лет. Именно поэтому в гараже у такого спора нет победителя. Я лишь хочу сказать, что вязкость, предписанная заводом, при прочих равных, предпочтительнее.
Второй момент. Многие скажут, что вязкость ниже нормы гораздо опаснее. Это правда. Низкая вязкость масла с достаточной вероятностью может привести к исчезновению масляной пленки, что приведет к поломке мотора. В этом смысле, переборщить с вязкостью намного безопаснее. Однако, это не означает, что делать это обязательно.
Если понравилось, подпишитесь на канал.