Чем различаются масла для двигателя

Чем отличаются автомобильные масла?

Есть множество видов масел для двигателя и выбрать нужное порою нелегко. Но для конкретного ДВС требуется автомобильное масло, соответствующее требованиям автопроизводителя. О параметрах, влияющих на классификацию, поговорим ниже.

КЛАССИФИКАЦИЯ

  1. Все масло для двигателя выделяется в три основных группы по основе:
    • синтетическое. Такое масло для двигателя на банке (коробке) обозначается надписью «Fully Synthetic». Основу составляют химические вещества, синтезирующиеся посредством химических процессов. Хорошо сочетается с различными присадками, улучшающими состав продукта. Обладает свойствами защиты/ очищения ДВС. Синтетическое масло для двигателя не густеет при низких температурных режимах (в пределах указанных). Сохраняет рабочие свойства даже при воздействии высоких температур;
    • полусинтетическое («Semi-Synthetic»). Некий компромисс между «минералкой» и синтетикой. Однако основа – минеральная, с большим количеством присадок. Такой состав имеет сходства с синтетическим, отсюда – похожие эксплуатационные показатели при более низкой цене;
    • минеральное («Mineral»). Минеральная основа – это продукт, получающийся в процессе перегонки нефти. Технические и эксплуатационные характеристики уступают синтетике. Работа при высоких температурах неустойчивая в связи с наличием в своем составе природных компонентов. При отрицательной температуре густеет. Взаимодействует с воздухом в ходе химических реакций, из-за чего на двигателе образуются шлаки при вскипании;
  2. Моторное масло делится и классифицируется по типам силовых агрегатов:
    • бензиновые моторы;
    • дизельные;
    • турбированные.
  3. Вязкостно-температурное свойство;
  4. Цена.

РАЗЛИЧИЕ ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).

Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).

Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива. Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).

Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:

  • буква S («Service») – бензиновые моторы;
  • С («Commercial») – дизельные.

Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов — для них и предназначено масло.

Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.

Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.

ПОЯСНЕНИЯ API (БЕНЗИН)

Классификация по стандарту API с небольшими пояснениями:

Бензиновые автомобильные двигатели:

  • SC — разработка автомобилей (двигателей) до 1964 года;
  • SD — до 1964-68 годов;
  • SE — до 1969-72 годов;
  • SF — до 1973-88 годов;
  • SG — до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации);
  • SH —до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации);
  • SJ — до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства);
  • SL — до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный);
  • SM — машины (моторы) с 2004 года;
  • SL+: усиленная сопротивляемость к окислительному процессу.

Прежде, чем залить масло другой марки в двигатель следует знать: показатель API используется исключительно по нарастающей. Класс не рекомендовано изменять свыше двух уровней.

Пример: ранее использовалось моторное масло SH, тогда следующая марка будет – SJ, ибо масляный состав классом выше обогащен всеми присадками предыдущего.

Не рекомендуется: замена эксплуатируемого масляного состава с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это чревато неполадками (повышенным износом) частей двигателя.

ПОЯСНЕНИЯ API (ДИЗЕЛЬ)

Классификация для дизельных силовых установок:

  • CB — машины (моторы), спроектированные до 1961 года (высокая концентрация серы);
  • CC — до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации);
  • CD — до 1990 года (топливо содержит H2SO4 в большом количестве; суровые условия эксплуатации);
  • CE — до 1990 года (турбонаддув);
  • CF — до/с 90 года, (турбонаддув);
  • CG-4 — до/с 94 года (турбонаддув);
  • CH-4 — до/с 98 года (высокие нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США);
  • CI-4 — машины (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR;
  • CI-4+ (plus) — идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США).
Читайте также:  Принципы джона фон неймана схема вычислительной машины фон неймана

ГРУППИРОВКА ПО СВОЙСТВАМ ВЯЗКОСТИ/ТЕМПЕРАТУРЫ

На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.

Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.

Пример: масляный состав 10W-40

W – адаптация к низким температурам (зима).

10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.

40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.

Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.

В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.

Вязкость (отрицательные температуры)

Температурные границы следующие:

0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
5W –до -30о C;
10W – до -25o C;
15W – до -20o C;
20W – до -15o C.
Вязкость (высокие температуры)

30 — использование масла до +25/30o C;
40 — до +40o C;
50 — до +50o C ;
60 — свыше 50o C.
Вывод: низшая цифра соответствует жидкому маслу; высшая – густому. Моторное масло 10W-30 должно использоваться при температурных режимах: -20 /+25 градусов.

СТАНДАРТ ACEA

Это классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается в качестве наименования организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт введен в 1996 году.

ACEA подразумевает под собой евро-стандарты физико-химических исследований. Однако с 01/03/1998 классификация подвергнута пересмотру, в результате которого введены иные нормы, действующие с 01/03/00 г. На основание этого, полное наименование – ACEA-98.

Европейский стандарт имеет сильное сходство с международным – API. Однако ACEA требовательней по ряду параметров:

  • бензиновый/дизельный двигатель обозначается буквенными символами – А либо В. Класс А подразумевает три степени применения, класс В – четыре;
  • грузовая машина (дизельная силовая установка) и эксплуатирующийся в жестких условиях обозначен буквой «Е». Четыре степени применения.

Цифровое значение, идущее после буквы означает требования стандарта: высокие цифры соответствуют более строгим требованиям.

Итого: моторное масло A3/B3 стандарта ACEA аналогично по свойствам, параметрам SL/CF (API). Однако европейская классификация подразумевает под собой использованием специальных классов масел. Причина – массовое производство в Старом Свете автомобилей с турбированными моторами малого объема, которые испытывают высокие нагрузки. Такие автомобильные масляные составы должны нести помимо основной функции еще и защиту элементов ДВС, а также быть с минимальной степенью вязкости с целью:

  • снижение мощностных потерь на трение;
  • улучшения экологических показателей.

На основе этого моторное масло типа A5/B5 (ACEA) предпочтительней по ряду параметров, нежели SM/CI-4 (API).

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА

Классификация ACEA может претерпевать реформы, отталкиваясь от конкретной автомобильной марки. Это связано с различными технологиями, применяемыми в своих двигателях европейскими автопроизводителями.

Поэтому для определенного типа силового агрегата, разработанного автомобильным производителем необходимо использование более точных требований, которые предусматривает классификация.

Пример: легковые автомобили с современными силовыми установками (BMW, VW Group) оборудованы прогрессивными электронными системами. Они соответствуют стандарту ACEA и требуют особого состава масла.

Сегмент грузового транспорта (дизельная силовая установка) имеет лидеров в виде Scania, MAN, Volvo – эти машины также соответствуют стандартам и задают планку лучших масел Класс элитарных авто традиционно возглавляет Mercedes-Benz.

ТАНДАРТ ISLAC

Американские производители автомобилей вместе с японскими имеют собственный стандарт и классификацию – ISLAC. Он практически полностью идентичен международному API, поэтому выбрать можно и то, и другое.

Маркировка для бензиновых двигателей:

GL-2 (ISLAC) = SJ (API);
GL-3 (ISLAC) = SL (API) соответственно, и так далее.
Группа JASO DX-1 выделена отдельно – это японские машины с турбодизельными силовыми установками, соответствующие стандарту ISLAC. Эта маркировка также подходит для современных моторов с высокими экологическими нормами и оборудованными турбонаддувом.

СТАНДАРТЫ ГОСТ

Классификация по ГОСТу применялась в СССР, а также в странах-союзниках, где использовалась техника советского образца. Стандарты предусматривают свойства вязкости/температуры, область применения. Классификация API в пределах ГОСТ обозначается русскими буквами. Определенная буква отвечает за конкретный класс и вид силового агрегата.

Читайте также:  Схема подключения мотора дворников камаз

Аналогично и с SAE. Только вместо буквы «W» (зима) пишется русская «З».

ВЫБИРАЕМ ГРАМОТНО

Чтобы грамотно выбрать моторное масло, помимо маркеровочных обозначений/температурных критериев эксплуатации автомобиля нужно придерживаться дополнительных критериев:

  • для нового мотора, не выработавшего четверти от заявленного ресурса надо выбирать масло 5W30 /10W30 (SAE);
  • двигатель со среднем наработанным ресурсом (25-75%) более лоялен. Для него можно выбирать моторное масло типа 15W40/5W30/10W30 –зимняя эксплуатация. Универсальная эксплуатация: 5W40;
  • отработанный ресурс – 75% и более. Рекомендовано выбирать 15W40 /20W40 (SAE) – лето. Зимняя эксплуатация: 5W40 /SAE 10W40 (SAE). Универсальная: 5W40 (SAE).

И помните: заливайте масло в двигатель только от проверенного производителя – так мотор прослужит долго, и не доставит неприятностей.

В чем отличие между синтетическим и минеральным моторными маслами и, что означает маркировка на упаковке

Наверняка вы слышали множество разговоров про то, какое же масло стоит заливать и при каких обстоятельствах. Многих автолюбителей данный вопрос заводит в ступор, с учетом весьма неоднозначной маркировки и разными мнениями услышанными от других таких же автолюбителей.

Но прежде чем перейти к сути вопроса, стоит начать с базовых основ — моторные масла нужны двигателю в первую очередь для того, чтобы смазать его движущиеся части. Без использования масла, движущиеся части двигателя будут тереться друг об друга, что неизбежно приведёт к их повреждению. Без достаточной смазки, детали двигателя будут нагреваться, и исходя из законов физики — расширяться, что в последствии приведет к их износу за счет увеличенному трению. Чтобы такого не произошло, мы щедро смазываем двигатель моторным маслом.

Ключевым критерием на который должны обратить внимание при оценке масла — это его вязкость. Вязкость — это по сути свойство жидкости, определяющее ее текучесть.
Простым примером для понимания данного понятия может служить вода и, скажем мёд. Вода имеет меньшую вязкость чем мёд, убедиться в этом можно попытавшись перелить воду из одного сосуда в другой. Вода естественно перельется в десятки раз быстрее, чем мёд, именно за счет своей меньшей вязкости.

Вернемся к моторным маслам. С одной стороны, нам необходимо, чтобы масло имело меньшую вязкость, чтобы оно быстро и легко поступало в двигатель при первичном зажигании. Но с другой стороны, нам также необходимо, чтобы оно имело большую вязкость, чтобы оно быстро не стекало с движущихся частей и обеспечивало их защиту от трения. Проблема в том, что масло не может в принципе иметь таких двойственных свойств, по крайней мере без какой-либо помощи.

Что означают числа на упаковке?

Для более удобно маркировки была внедрена система, котороая позволяет определить вязкость масла основанную на цифровой маркировке. Производители проводят испытания, где измеряется время прохождения масла по специальной установке, похожей на детали двигателя внутреннего сгорания. Чем дольше проходит масло, тем выше его числовая маркировка и, соответственно его вязкость. Таким образом, более высокие значения на упаковке означают большую вязкость масла.

Обычные минеральные масла имеют лишь одно число на маркировке. К примеру возьмем минеральное масло с маркировкой SAE 30. Эти масла будут иметь большую вязкость при холодном состоянии и меньшую вязкость — при нагревании.

По сути это означает, что при холодном старте двигателя, масляному насосу будет сложнее прогнать данное масло, а при уже горячем двигателе — вязкость масла будет утеряна, и соответственно его текучесть будет повышена. С одной стороны это позволит масляному насосу быстрее прогнать данное масло по всем деталям, но с другой стороны — это снизит степень защиты, которое масло может предоставить.

Чтобы решить эту проблему, многие производители моторных масел выпускают моторные масла с двойной числовой маркировкой, к примеру такие масла, как 5W-20 или 10W-40. Вот, что означают данные числа:

Итак, первое число (5) означает вязкость масла в холодном состоянии, а именно при температуре -18 градусов по Цельсию. Это означает то, насколько легко заведется ваше авто холодным зимним утром, поэтому чем меньше это значение — тем лучше. Чтобы дать вам понять, что это число означает холодное состояние, за ним следует латинская буква «W», которая означает «Winter», т.е «Зима».

Читайте также:  Схема автомобиля газ тормоз

Следующее число после дефиса означает вязкость масла при работающем двигателе, по нормативам — это вязкость масла при 100 градусах по Цельсию.

Вы можете спросить, каким образом масло может иметь различную вязкость в зависимости от температуры? Ответ на этот вопрос имеет место. Производители используют обычное минеральное масло, а затем при помощи различных присадок регулируют его температуру при различных температурных условиях.

Что насчёт синтетических масел? Различие между синтетическими и минеральными маслами.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо для начала понять схему производства масел в принципе. Обычные минеральные масла получаются путем очистки сырой нефти. Синтетические же масла получаются при перегонке уже готовых минеральных масел с добавлением различных присадок. Простым языком можно сказать, что синтетическое масло — это более очищенное минеральное масло. Данный процесс перегонки позволяет убрать из масла примеси и «настроить» его свойства при помощи присадок для тех или иных задач.

Данный процесс перегонки называется процессом Фишера-Тропша, который был разработан немецкими исследователя Хансом Тропшом и Францем Фишером в 20-е гг. XX века. Мы не будем углубляться в сам процесс, так как понять его смогут наверное лишь люди с химическим образованием. Но данный процесс работает, и с его помощью производители могут сделать моторное масло с более гибкими свойствами для тех или иных задач.

Что касается того, какое масло подходит именно вам и вашему автомобилю, лучшим вариантом является строгое соблюдение рекомендаций от производителя в зависимости от того или иного двигателя.

На старых двигателям с большим пробегом, рекомендуется использовать менее вязкие масла, к примеру 20W-50 (которое является одним из менее вязких масел) или же 20W-40. Я сам использовал 20W-50 в зимнее время на своей старенькой «Волге», но более современным автомобилям возможно понадобится что-то более вязкое.

Кроме того, существует эмпирическое правило по выбору масло, которое состоит в том, что зимой вам нужно менее вязкое масло, чем в летние периоды. Но самым лучшим решением будет использовать рекомендации производителя к тому или иному двигателю. Современные двигатели намного лучше устроены, чем их старые собратья, поэтому зачастую рекомендации к одному автомобилю могут не подойти к другому.

Является ли синтетическое масло лучшим приобретением?

Самым большим плюсом синтетических масел является то, что они дольше сохраняют свои свойства по сравнению с обычными минеральными маслами. К тому же у синтетических масел по сравнению с минеральными могут быть меньшие значения вязкости, к примеру масло с маркировкой 0W-15, которое может использоваться даже при критически низких температурах. У минеральных масел такие значения не могут быть в принципе.

Бытует множество мифов в отношении синтетического масла. Одним из таких является то, что переход от минерального масла к синтетическому — это дорога в один конец. Но это лишь миф, вы можете переходить с одного вида масла на другое без каких-либо проблем. К тому же существуют и полусинтетические масла, которые по сути являются наполовину минеральным и наполовину синтетическим маслом. Не стоит беспокоиться об этом.

Тем не менее некоторые современные двигатели, которые обычно ставят на дорогие автомобили, могут использоваться лишь синтетические масла. Всегда проверяйте рекомендации от производителя к своему двигателю. Но и в данном случае однократное использование минерального масла не должно нанести какой-либо вред двигателю, так как любое масло лучше, чем никакое. Никогда не используйте автомобиль при малом уровнем масла. Лучше долить неподходящее масло, чем ездить с малым уровнем масла.

В целом, синтетические масла превосходят обычные минеральные масла. Поэтому у многих возникает вопрос — почему все еще существуют минеральные масла? Ответ на удивление прост — всё дело в цене. Синтетические масла дороже в производстве, как следствие, их розничная цена тоже превосходит по цене минеральные аналоги.

Если вопрос цены не стоит для вас особо остро, тогда можете без какого-либо зазрения совести заливать синтетическое масло при любом значении пробега.

Оцените статью