- Чем отличаются масла для легковых автомобилей от грузовых
- Моторное масло для легкового дизеля и грузового – в чем отличие?
- Отличия между дизельными маслами для легковых и грузовых автомобилей
- Основные характеристики масел для дизельных двигателей
- Как правильно читать вязкость дизельного масла?
- Показатель вязкости масла для легковых автомобилей
- Обозначения на канистре
- Классификация моторных масел для дизельных двигателей с турбиной
- Общие требования к маслам для дизельных двигателей
- ROLF Dynamic Diesel 10W-40
- Качество масла и параметры вязкости
- Допуски и характеристики
- Сезонность
- Вязкость
- Почему требования к дизельным моторам выше, чем к бензиновым?
- Обозначения на упаковках моторных масел для дизельных двигателей
- Базовая основа автомасел, какую роль она играет?
- Влияет ли основа масла на его характеристики
- Стандарт API
- CASTROL TURBO DIESEL 0W-30
Чем отличаются масла для легковых автомобилей от грузовых
Чем отличаются легковые масла от грузовых, можно ли применять грузовые масла в легковых автомобилях и микроавтобусах?
Принципы работы, системы питания и управления дизельного двигателя легкового и грузового автомобилей идентичны. Развитие технологий позволило поднять рабочие обороты дизелей, в том числе и «грузовых», до практически бензиновых значений, а ужесточение экологических норм привело к тому, что и легковые машины стали оснащаться системами селективной нейтрализации выхлопных газов посредством впрыска водного раствора мочевины. Так в чем же тогда разница между легковыми и грузовыми маслами и есть ли она вообще?
Ключевые отличия между грузовыми и легковыми маслами заключаются в составе базовых масел и пакетов присадок и вызваны, несмотря на схожесть конструкций двигателей, в первую очередь, разными условиями их работы. Современный легковой дизель – это высокофорсированный двигатель небольшого объема с турбонаддувом, работающий в широком диапазоне оборотов. Двигатели же грузовых автомобилей работают, зачастую, в более легких условиях: при меньших нагрузках и в более узком диапазоне оборотов, однако их расход топлива несоизмеримо выше. Это приводит, несмотря на максимальное снижение количества серы в современных топливах, к большему сажеобразованию и разбавлению масла топливом, что выдвигает повышенные требования к моющим и диспергирующим свойствам масел.
Большое количество сажи, образованной в процессе горения дизельного топлива, приводит к ее коагуляции в камере сгорания – образованию крупных жестких частиц, которые, осаждаясь на компонентах шатунно-поршневой группы, значительно увеличивают износ стенок цилиндров, поршней, поршневых колец. Грузовые масла содержат в своем составе около 20% присадок, что вдвое больше, чем в легкомоторной группе. Большую часть грузового пакета присадок при этом составляют дисперсанты, препятствующие образованию сажевых конгломератов, осаждению сажи на деталях двигателя и полировке стенок цилиндров.
Отличие легковых масел от грузовых
Звучит достаточно неплохо и, вроде бы, применение грузовых масел в легковых дизелях должно только пойти им на пользу. Если бы не одно «но»: большое количество дисперсантов в масле приводит к ускоренному износу клапанного механизма «легковых» двигателей, что подтверждается исследованиями японской организации автомобильных стандартов JASO.
Кроме того, применение систем дожига отработанных газов EGR, кроме повышения экологичности выхлопа, имеет и обратную сторону. Повторное сжигание отработанных газов способствует увеличению количества кислот, образующихся в процессе сгорания топливовоздушной смеси, что, в свою очередь, значительно увеличивает вероятность появления коррозионного износа компонентов двигателя. Для противодействия окислению, грузовые масла имеют достаточно высокое щелочное число, что неизменно приводит к увеличению зольности масел и негативно влияет на сажевые фильтры и катализаторы, установленные на практически всех современных легковых автомобилях с дизельными двигателями.
Крайне высокие межсервисные интервалы грузовых автомобилей предъявляют также особые требования к составу базовых масел. Так, типичное (и на сегодняшний день уже даже несколько устаревшее) для легкомоторной группы полусинтетическое масло вязкостью 10W-40, в грузовой линейке может быть представлено маслом на самой современной ПАО-базе с очень высокими индексом вязкости и стабильностью характеристик.
В линейках практически всех крупных производителей моторных масел представлены продукты для смешанных парков (Aral Turboral 10W-40), состав которых оптимизирован для применения и в легкомоторной группе. Однако стоит помнить, что такие масла, несмотря на заявленные легкомоторные спецификации ACEA A3/ B4 как правило, не удовлетворяют последних требований производителей легкомоторной группы и использовать их в «легковых» и малых коммерческих дизелях последних поколений стоит с особой осторожностью.
Основными отличиями грузовых масел от легковых являются:
• состав базовых масел и пакета присадок;
• вдвое большая доля присадок в масле;
• значительно большее количество дисперсантов, которые негативно влияют на клапанный механизм легкового двигателя;
• повышенные щелочное число и зольность;
• более низкая термостабильность;
• более низкая стойкость к шламообразованию.
И, все же, можно ли применять грузовые моторные масла в легковом автомобиле?
На сегодняшний день применение грузовых моторных масел в легкомоторной группе оправдано лишь в трех случаях:
• если уровень масла упал ниже критического уровня и маслонасос не способен развить необходимое давление, а доступно только грузовое масло. Но тут уж лучше хоть что-то, чем ничего;
• если на легковом автомобиле установлен старый дизельный двигатель и единственным его требованием к маслу является то, чтобы оно было моторным;
• если в автомобиле установлен изначально «грузовой» двигатель. Такое возможно на легких коммерческих автомобилях и внедорожниках.
В остальных же случаях, в особенности на современных легковых автомобилях, применять грузовые масла не рекомендуется.
Моторное масло для легкового дизеля и грузового – в чем отличие?
Оказывается, наблюдается большой интерес к вопросу, есть ли разница между моторными маслами для грузового дизеля и легкового?
Мы решили остановиться на этом вопросе подробнее.
Принципы работы грузовых и легковых систем питания и управления дизельным двигателем у легкового и грузового автомобиля идентичные. И ключевые отличие между моторными маслами для грузового и легкового транспорта состоят в составе базовых масел и пакетов присадок. Вызвано это прежде всего разными условиями эксплуатации легковых и грузовых машин.
Современный легковой дизель является высокофорсированным двигателем небольшого объема с турбонаддувом, который работает в широком диапазоне оборотов. А вот грузовые дизели работают в несколько другом режиме: в более узком диапазоне оборотов, с существенно более высоким расходом топлива. Такой режим работы приводит к повышенному сажеобразованию и разбавлению топливом масла. Именно поэтому требования к моющим и диспергирующим свойствам моторных масел для грузовиков повышенные, а основу присадок составляют дисперсанты, препятствующие образованию сажи и оседанию её на деталях двигателя.
Еще одним важным отличием двигателей грузового дизеля являются крайне высокие межсервисные интервалы, которые накладывают свои требования к составу базовых масел.
Обобщим отличия моторных масел для грузовых дизелей от легковых:
- состав базовых масел и пакетов присадок (количество присадок вдвое больше);
- существенную часть присадок составляют дисперсанты, негативно влияющие на клапанные механизмы;
- повышенные щелочное число и зольность;
- термостабильность более низкая;
- пониженная стойкость к шламообразованию.
Остается вопрос: можно ли и в каких случаях применять грузовые моторные масла для легковой группы транспорта?
Это оправдано в трех случаях:
- уровень моторного масла упал существенно и маслонасос не способен развить необходимое давление, а доступно только грузовое моторное масло (хоть что-то, чем ничего);
- если в легковом автомобиле установлен старый дизель;
- если изначально на легковом автомобиле установлен «грузовой» дизель (такое возможно на легком коммерческом транспорте).
Специалисты компании «ПромТехСервис» с удовольствием подберут для Вашего автомобиля самое подходящее моторное масло.
Отличия между дизельными маслами для легковых и грузовых автомобилей
Дизельные двигатели легковых и грузовых автомобилей не отличаются друг от друга принципом действия, но есть ряд других отличий.
Двигатели грузовых автомобилей имеют больший объем двигателя, количество потребляемого топлива, увеличенные интервалы замены масла. Высокие требования к экологическим показателям выхлопа заставляют применять в дизелях систему рециркуляции (EGR) отработавших (выхлопных) газов, оснащать их катализаторами нейтрализации выхлопных газов и дополнительным сажевым фильтром, что также ужесточает условия работы масла. При использовании EGR в мощных коммерческих дизельных автомобилях еще больше увеличивается количество сажи в масле, и, естественно, нагрузка этой сажи на моторное масло.
Отсюда и некоторые различия в спецификациях масел: масла для грузовых и коммерческих автомобилей имеют большее щелочное число и зольность (фактически – большее количество присадок) и проходят моторные испытания, несколько отличающиеся от легковых дизелей.
По этим причинам применять «грузовые» дизельные масла в двигателях легковых дизельных автомобилей крайне не рекомендуется: высокая зольность и щелочность грузового масла приводит к повышенному образованию нагара на поршнях двигателя со всеми вытекающими отсюда проблемами.
CF- это последний действующий на сегодняшний день стандарт для легковых дизельных автомобилей.
CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4 — стандарты для тяжелых дизельных двигателей коммерческого назначения.
16. О применении маловязких масел
Разработка и применение в современных двигателях маловязких энергосберегающих масел вызваны требованиями защиты окружающей среды, энергетическим кризисом, неудержимым ростом цен на топливо и смазочные материалы. Снижение высокотемпературной вязкости моторного масла является самым дешевым методом экономии топлива в двигателях внутреннего сгорания.
В настоящее время существует тенденция перехода на более жидкие при рабочих температурах масла, то есть на смену ранее традиционным маслам с вязкостью по SAE 10W40, 5W40, 5W50, 0W40 пришли новые: 5W30, 5W20, 0W30, 0W20.
Маловязкие масла способны создавать ультратонкую масляную пленку на всех трущихся поверхностях, которая, к тому же, достаточно прочна для того чтобы обеспечивать полноценную защиту двигателя. Необходимая прочность смазочной пленки маловязких масел повышается до необходимых значений благодаря использованию жидких антифрикционных присадок. Применение маловязких масел возможно только в двигателях специальных конструкций, которые оснащены, как правило, системами корректировки фаз газораспределения. Эта система позволяет оптимизировать процесс сгорания топлива, снижать токсичность выхлопных газов и экономить топливо. Масла с индексами вязкости 5W-30, 5W-20, 0W-30 и т.п. созданы именно для двигателей, оснащенных системой изменяемых углов фаз газораспределения (системы типа VVTI).
Последствия применения масел с более высокой вязкостью в двигателях с системами VVTI: Густые масла не смогут обеспечивать полноценную смазку трущихся поверхностей, поскольку масляная пленка получается слишком толстой, вследствие чего теряется требуемая динамика масла в трущихся парах. Кроме того, работа клапана, приводящего в движение серводвигатель распределительного вала (или валов) в системах VVTI, обеспечивается за счет моторного масла. Клапан имеет очень тонкое сечение, и использование более густого масла приводит к погрешностям в работе.
Таким образом, используя масло вязкости, отличающейся от рекомендованной, вы попросту сводите «на нет» все усилия автопроизводителя по повышению мощности двигателя, топливной экономии и снижению токсичности выхлопных газов. Система корректировки фаз газораспределения фактически не работает. Автовладелец этого, как правило, не замечает. Двигатель работает, но делает это далеко не в оптимальных условиях. К серьезным неисправностям это не приводит, но существенно отражается на ресурсе мотора – по той причине, что сбои в работе системы газораспределения косвенным образом отражаются практически на всех рабочих процессах в двигателе.
17. О применении масел повышенной вязкости SAE 10W-60, 5W-50
Последствия применения масел повышенной вязкости SAE 10W-60, 5W-50 в двигателях, где отсутствуют рекомендации к заливке таких масел:
1. Большие гидродинамические потери в двигателе на больших оборотах (5-15% мощности) на прокачивание высоковязкого масла по магистрали (относится ко всем загущенным маслам: 5W-50,10W-60,20W-60 и т.п.).
2. Из-за толстой масляной пленки при рабочих температурах масло медленнее циркулирует в двигателе, отсюда охлаждение двигателя происходит неэффективно, пленка масла дольше задерживается в парах трения типа вкладыш \ шейка и др. , в связи с чем возможно повышение температуры масла в этих местах, а то и перегрев.
3. Высокозагущенные масла имеют в своем составе большое количество длинных цепочек молекул загустителя, которые в первую очередь разрушаются (разрываются) при нагрузках, вызывая изменение вязкости масла и срабатывание пакета присадок. Отсюда рекомендации на более частые замены таких масел (
5000 км пробега).
4. На холоде масло повышенной вязкости при пуске двигателя поступает медленнее в 2-3 раза к трущимся частям двигателя, чем масла универсальной вязкости 0W(5W)-40. В связи с этим происходит повышенный износ двигателя при холодных запусках (известно, что 70% износа двигателя приходится на холодный старт). Как следствие этого, масло начинает полноценно работать лишь через полчаса нормальной езды (около red line).
Применение высокозагущенных масел:
1.В двигателях, спроектированных в расчете на вязкость масла 10W-60 и т.п.:
Jaguar xj220, BMW M5, Brabus, некоторые модели Audi, BMW, MB.
2.В двигателях, форсированных сверх заводской меры, где произведена
расточка масляных каналов, увеличение зазоров, обрезание балансиров коленчатого вала и т.п.).
18. Защита от подделок
Сейчас подделок моторного масла практически нет ни на авторынках, ни в специализированных магазинах. Но для покупателей, которые все-таки опасаются подделок, можете обращать внимание на следующее:
· На этикетке моторного масла должна присутствовать следующая информация:
*полный адрес изготовителя,
*информация о спецификациях – SAE, API, ASEA, ILSAC, Гост.
*Дата изготовления, срок годности,
· канистра должна быть чистой, без подтеков,
· на пробках канистр мелкой фасовки на 1,4,5 литров должна быть сохранена целостность контрольной «юбки», на пробках 10, 20, 50-литровых канистр должна быть дополнительная этикетка из специальной бумаги.
· этикетка должна быть приклеена всей плоскостью, не отделяться от канистры, либо все надписи сделаны на канистре.
· многие производители снабжают канистры «стрип» — линией, через которую виден уровень масла.
Основные характеристики масел для дизельных двигателей
Масла для дизельных ДВС отличается от применяемых в бензиновых агрегатах. Двигатель на дизтопливе функционирует на горючей и воздушной смеси, поэтому сильно подвержен влиянию температурных условий. Для такой системы характерен моментальный процесс формирования смеси и выгорания горючего материала, поскольку этот вид топлива полностью не выгорает в системе, и на клапанах поршней остаются отработанные газы в виде сажевых отложений. Также стоит отметить, что дизель содержит наибольший объем серных компонентов.
При выгорании топливной смеси в камере ДВС образуется давление, в результате чего сформированные газы проникают в картер. Вентиляция двигателя не способна устранять скопившийся объем выработанных отходов, а это ведет к деформации и дальнейшему износу системы ДВС.
Как правило, окисляются узлы и механизмы, ухудшаются защитные свойства жидкости и формируются грязевые отложения.
Поэтому от технических параметров, таких как вязкость, допуск и пр, зависит длительность и функциональность силовой установки. Масла для дизельных двигателей должны сохранять первоначальные характеристики и стабильность на протяжении всей эксплуатации.
Как правильно читать вязкость дизельного масла?
Подавляющее большинство современных масел для дизельных двигателей – всесезонные и универсальные. То есть одинаково хорошо подходят и для работы в бензиновых ДВС вне зависимости от времени года. Однако до сих пор многие нефтегазовые компании производят отдельные масла, специально разработанные для дизелей.
Вязкость масла по SAE, вопреки всеобщему заблуждению, указывает лишь на вязкостные показатели при определённых условиях. А температуру его использования класс вязкости масла ограничивает лишь косвенно. Например, дизельное масло с классом 5W-40 по SAE имеет следующие рабочие параметры:
- кинематическая вязкость при 100 °C – от 12,5 до 16,3 сСт;
- масло гарантированно прокачивается по системе насосом при отрицательной температуре до –35 °C;
- смазка гарантированно не застынет между вкладышами и шейками коленчатого вала при температуре не ниже –30 °C.
В плане вязкости масла, её маркировки по SAE и вложенного смысла различий между дизельными и бензиновыми моторами нет.
Дизельное масло с вязкостью 5W-40 позволит безопасно запустить двигатель зимой при температуре до –35 °C. Летом температура окружающего воздуха косвенно влияет на рабочую температуру мотора. Это происходит потому, что интенсивность теплоотвода с повышением температуры окружающей среды снижается. Следовательно, это влияет и на вязкость масла. Поэтому летняя часть индекса косвенно указывает на максимально допустимую температуру эксплуатации моторного масла. Для категории 5W-40 температура окружающей среды не должна превышать +40 °C.
Показатель вязкости масла для легковых автомобилей
Индекс вязкости – критичный и крайне важный показатель при подборе смазки для дизельного двигателя. Согласно характеристикам вязкости выделяют следующие продукты:
Продукты, рекомендованные для лета, максимально вязкие и обозначаются индексом SAE. Зимние аналоги жидкие, маркируются по образцу летних, но имеют в маркировке знак W. Всесезонные – из-за наличия в них присадок имеют среднюю вязкость и маркируются двумя индексами.
Не все всесезонные продукты подходят для дизельных двигателей. Большинство из них создает плохие показатели холодного пуска, поэтому во многих дизелях они использоваться не могут.
Вязкость как одно из важнейших свойств моторных смазок
Какое масло заливать лучше: минеральное, полусинтетическое или синтетическое? При определенных обстоятельствах можно любое моторное масло лить в дизельный двигатель, так как его происхождение – это не самый важный показатель в отличие от его качества и вязкости. При этом сразу же возникает вопрос: какое масло лучше заливать? Если рассмотреть финансовую сторону, цены на минеральные продукты несколько ниже.
Однако синтетические и полусинтетические варианты имеют максимально устойчивые характеристики. Если минеральный продукт по критериям вязкости и показателям качества подходит под критерии производителя, то такие масла для легковых автомобилей можно заливать в целях экономии. Какое масло лить в дизельный силовой агрегат: британские Шелл, Castrol или российский Лукойл?
Вопрос с выбором изготовителя смазочных материалов возникает не только у владельцев дизельных машин, но и у автомехаников, которые обслуживают транспорт. Еще недавно российский покупатель мог сделать выбор только между 2 сортами продуктов. Сегодня же ассортимент масел для дизельного двигателя до неприличия огромен. Качество продукции любого как российского, так и зарубежного производителя соответствует требованиям дизельных моторов.
При замене масла в дизеле не стоит переходить со старого варианта моторного масла на новый. Несмотря на то, что все варианты этого продукта совместимы между собой, у отдельных компаний применяются индивидуальные присадки. При смешивании двух разных продуктов часто образуются несливаемые остатки, которые мешают работе дизеля.
Обозначения на канистре
Условия эксплуатации дизельных моторов отличаются от режимов работы силовых агрегатов, работающих на бензине. Дизели более теплонагруженные, работают на бедных горючих смесях, процессы сгорания в них происходят значительно быстрее, поэтому сложно обеспечить полное сгорание внутри привода, образовывается большое количество сажи. Дизельные масла для легковых и грузовых автомобилей, разработаны с учетом технических характеристик моторов и условий их эксплуатации. Автолюбителям не нужно разбираться с характеристиками моторных смесей, достаточно выбрать жидкость, подходящую по классификации для определенного типа двигателя.
На канистрах со смазочным материалом присутствует маркировка по API, для силовых агрегатов, работающих на ДТ, смеси обозначаются буквой «С»:
- СС — с умеренным наддувом, рассчитанные на тяжелые эксплуатационные условия;
- CD — подходят для работы на топливе с большим содержанием серы при тяжелых эксплуатационных условиях;
- СЕ — для моторов старше 1983г, с высоким наддувом;
- CF-4 — используются в 4 х тактных силовых агрегатах;
- CG-4 — жидкости с улучшенными параметрами, подходят для современных моторов.
- CD-11, CF-2 — разработаны для двухтактных приводов.
Согласно стандарту ACEA:
- В1-96 — легковые машины без турбонаддува;
- В2-96 — легковые машины стандартного класса с турбонаддувом;
- В3-96 — легковые автомобили экстракласса с турбонаддувом и без;
- Е1-96 — грузовые машины, с высоким наддувом, рассчитанные на тяжелые эксплуатационные условия;
- Е2-96 — с улучшенными характеристиками, чем предыдущий класс;
- Е3-96 — грузовые авто, работающие в нагруженных эксплуатационных условиях.
Для современных автомобилей без наддува нельзя использовать автомасла ниже класса CD или В1, а в дизелях, оснащенных турбиной, старше 1990 года — меньше СЕ или В2.
Дизельные масла для легковых и грузовых автомобилей, выпускаемые отечественными производителями имеют марки:
- В2 — применимы в среднефорсированных дизелях;
- Г2 — высокофорсированные моторы без наддува;
- Д2 — высокофорсированные силовые агрегаты с наддувом;
- Е2 — высоконагруженные двигатели с турбонаддувом;
Универсальные моторные смеси маркируются двойным обозначением, они подходят как для дизельных агрегатов, так и для моторов, работающих на бензине.
Классификация моторных масел для дизельных двигателей с турбиной
При подборе правильного ММ в первую очередь необходимо обратить внимание на его вязкость, которая обозначается как SAE и на классификацию, указывающую на качество продукта. Эти параметры будут отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля. Сегодня существует несколько классификаций:
- API – относится к смазывающим материалам американского университета;
- ACEA – качество моторного масла по европейскому образцу;
- ILSAC – относится к смазывающим жидкостям, отвечающих азиатскому стандарту.
Чаще всего на моторном масле указывается классификация API, немного реже ACEA.
Для того чтобы подобрать нужную жидкость будет достаточно знать вязкость и качество масла. Например, ММ с индексом 10w-40 – это масло с хорошей вязкостью для дизеля с турбиной. Но, помимо этого, на этикетке вы обнаружите еще несколько букв, к примеру, SF/CD.
Эти данные отвечают за качество масла. Рассмотрим подробнее:
- S (Service) – указывает на то, что данный нефтепродукт можно использовать с бензиновыми двигателями;
- C (Commercial) – говорит о том, что масло подойдет для дизеля.
Разделительная дробь свидетельствует о том, что ММ универсальное и его можно использовать для нескольких типов мотора. Стоящие вторыми буквы показывают уровень эксплуатационных свойств, то есть отвечают за класс качества. Чем дальше буква находится от начала латинского алфавита, тем качественнее перед вами продукт. Тем не менее, для дизельных двигателей с турбонаддувом подходят не все классы (по классификации API), а только некоторые из них, например:
- CE – дизельные движки с высоким турбонаддувом от 1983 года выпуска;
- CF4 – для четырехтактников выпуском после 90-х годов;
- CG4 – также для автомобилей, выпускаемых после 1990 года (если с сравнивать с предыдущей классификацией, то CF4 отвечает более высоким требованиям токсичности и отличается улучшенными характеристиками);
- CC – дизели-атмосферники или агрегаты с умеренным турбонаддувом, которые работают в сложных условиях;
- CD – дизельные двигатели с высоким наддувом, работающие не только в тяжелых условиях, но и на топливе, которое содержит большой объем серы.
Масел категорий CA и CB нет в продаже на сегодняшний день, а CD11 и CF12 можно использовать для двухтактников.
Если речь идет о классификации ACEA, то следует знать следующие обозначения:
- B2-96 – масла типа Standart дизельных двигателей с турбонаддувом;
- B3-96 – смазочная жидкость типа Extra для дизелей с турбонаддувом или без него;
- E1-96 – моторное масло типа Standart для грузовых авто с высоким наддувом, которые эксплуатируются в тяжелых условиях;
- E2-96 – отличается от предыдущего типа улучшенными свойствами;
- E3-96 – смазочная жидкость типа Extra для грузовых авто с высоким наддувом.
Все эти масла позволяют обеспечить долговечную и надежную работу, как двигателя, так и турбокомпрессора.
Многих автолюбителей волнует также вопрос основы масла, ведь «в природе» есть как минеральные, так и синтетические, а также полусинтетические продукты.
Общие требования к маслам для дизельных двигателей
Чтобы понять, какое масло заливать дизельный двигатель, необходимо знать основные проблемы для смазочных материалов, которые создает работа в таком агрегате:
- высокое давление в камере сгорания выдавливает несгоревшее топливо в картер, происходит нежелательное разбавление масла (растворение присадок);
- в картер попадают продукты горения, что приводит к окислению основы смазки, и частичной деградации заложенных характеристик;
- процесс горения солярки сопровождается выделением серы, при контакте с маслом образуются кислотные соединения;
Совет! Современные масла высокого класса допускают работу на топливе, содержащем серы вплоть до 500 ррт (0,05%!)
За исключением специализированного допуска, классификация моторных масел для моторов, работающих на тяжелом топливе, практически не отличается от классификации бензиновых.
ROLF Dynamic Diesel 10W-40
Лучшим полусинтетическим маслом для дизелей всесезонного назначения является ROLF Dynamic Diesel 10W-40. Заливать его можно как в атмосферные моторы легковушек, так и в турбированные двигатели грузовиков. Высокое качество полусинтетической смазочной жидкости подтвердили такие автопроизводители, как Мерседес, Рено, Вольво, МАН, Катерпиллер, Дойтц. Благодаря инновационной присадочной технологии удается производить идеальную очистку деталей двигателя, защищать их от коррозии, эффективно снижать трение при холодном запуске. Отличительной особенностью масла является возможность продления срока эксплуатации с сохранением важнейших параметров.
Отечественные автовладельцы, которые постоянно пользуются полусинтетикой для дизелей ROLF Dynamic Diesel 10W-40, отмечают доступность продукта и надежность его в любое время года. Мотор становится тише, улучшается запуск в холодную погоду. К недостаткам стоит отнести отсутствие продукта в некоторых регионах.
Качество масла и параметры вязкости
Стандартизации и первоначальные характеристики к смазочному материалу для той или иной модели ТС должны быть обозначены изготовителем в технической инструкции. Чтобы не ошибиться с выбором по индексу вязкости, рекомендуется воспользоваться допусками к моторным маслам.
Допуски и характеристики
Чтобы проанализировать характеристики вязкости, необходимо обратиться к общепринятым нормативам. В обозначении смазочного продукта указывается вязкость по стандартизации SAE, представляющей американскую ассоциацию автоинженеров.
К примеру, жидкость для силовой установки обозначена вязкостью 5w40 по стандартизации API (американского нефтяного института), как SF/CC. Из этого следует, что буква S указывает на предназначение смазки для систем ДВС на бензиновом и дизельном топливе.
Еще по теме: Вязкость масла 10w30
Запись через дробь обозначает, что смазочные материалы относятся к всесезонным. Последняя буква указывает на эксплуатационные характеристики (уровень качества). Каждая последующая буква демонстрирует улучшенные эксплуатационные свойства масла:
- CC – турбированные или атмосферные дизельные агрегаты, применяющиеся в сложных условиях;
- CD – дизельные моторы с турбонаддувом, работающие на сернистом топливе;
- CE – агрегаты с турбонаддувом, выпущенные после 1983 года;
- CF4 – 4-тактные двигатели, сделанные после 1990 года;
- GG4 – силовые агрегаты с улучшенными эксплуатационными характеристиками и требованиями к токсичности.
Большой объем смазочной продукции категории CA, CB уже не встречаются в продаже, а CF2, CD11 допускаются для 2-тактных дизельных моторов.
Моторные масла допускаются не только по классификации API, но и по стандартизации ACEA, европейской ассоциации автомобильных изготовителей. Поскольку речь идет о дизельных моторах, то для них используется следующая классификация:
- E1 – грузовые ТС с турбированными агрегатами, эксплуатирующиеся в сложных условиях;
- E2 – авто с улучшенными эксплуатационными свойствами дизельного мотора;
- E3 – авто с турбированными движками, работающие в самых трудных условиях (экстра-класс);
- B1 – авто с моторами на дизельном топливе без турбины;
- B2 – ТС с турбированными или атмосферными агрегатами;
- B3 – ТС с турбиной или без нее категория экстра.
Для модифицированных силовых установок без турбины рекомендуется заливать смазочные материалы по категории CD API или B1 по ACEA. Если речь идет о турбо дизельных агрегатах, сделанных после 1990 года, то для них следует применять смазки CE или B2.
Чем больше требований к маслам для турбированных двигателей, тем сложнее условия эксплуатации и потенциальные нагрузки на механизмы ДВС. Благодаря этим требованиям производители создают моторные жидкости, обеспечивающие длительную и функциональную работоспособность турбокомпрессора.
Сезонность
От индекса вязкости зависит применение масла в тех или иных климатических и температурных условиях. Согласно общепринятой стандартизации SAE, моторные жидкости принято разделять на три группы:
Наибольшей вязкостью обладают летние смазки, обозначающиеся в виде числовых символов SAE 30, 40, 50. Зимние масла обозначаются латинской буквой W.
Внесезонные жидкости обозначают буквенными и числовыми символами, так как они обладают эксплуатационными свойствами указанных масел, например, 10w40 или 5w30.
Однако далеко не любая всесезонная смазка рекомендована для агрегата на дизельном топливе. К примеру, моторная смазка с индексом вязкости 10w30 обеспечивает быстрый запуск силовой установки в морозную погоду.
Однако в модифицированные ДВС такое масло не рекомендуется заливать, поскольку обладает низкой текучестью, за счет чего ухудшает противоизносные свойства. Параметры плотности и нормативы качества обычно указываются производителями в технической инструкции управления ТС.
Поэтому рекомендуется соблюдать нормативы к моторным смазкам для обеспечения функциональной работы двигателя.
Вязкость
Сегодня авторынки и специализированные магазины предлагают разнообразный ассортимент смазок, отличающихся параметрами вязкости и классами.
Любой смазочный материл для двигателя на дизельном или бензиновом топливе создан на базе сырья из нефтепродуктов. Смазки для систем ДВС классифицируются по стандартизации SAE, а на упаковках обозначаются маркировки 5w40, 10w30, 15w40, 20w50.
Эти показатели определяют уровень и скорость прокачки моторной жидкости по насосам в системе ДВС. Кроме того, вязкость смазки влияет на ее циркуляцию и поступление к трущимся деталям, расход заряда АКБ и сопротивление коленвала при холодном пуске. В дизельных системах ДВС могут использоваться автомасла с такой вязкостью:
Чем ниже числовой показатель, тем меньше плотность смазочного материала. Цифра, которая следует после латинской буквы w, обозначает температурный индекс вязкости в летних условиях.
К примеру, смазка 15w40 может быть использована для силовой установки на дизельном топливе при температурных условиях от -15/-20°C до +30/-35°C. Таким образом, классы соответствуют параметрам вязкости моторной жидкости после разогрева двигателя и его выхода на оптимальные показатели температур.
Укажем, что идентичные классы вязкости могут быть как у синтетического, так и минерального продукта. Однако для автомобилей на дизельном топливе рекомендуется использовать синтетические масла с вязкостью 5w40, 10w40, 15w40. В регионах, где наблюдается жаркий летний климат, рекомендуется лить 20w50.
Почему требования к дизельным моторам выше, чем к бензиновым?
Дизельные двигатели работают в более тяжёлых условиях, чем бензиновые. В камере сгорания дизельного мотора степень сжатия и, соответственно, механическая нагрузка на коленчатые валы, вкладыши, шатуны и поршни выше, чем в бензиновом моторе. Поэтому автопроизводители предъявляют особые требования к рабочим параметрам смазочных материалов для дизельных ДВС.
В первую очередь, моторное масло для дизельного двигателя должно обеспечивать надёжную защиту вкладышей, поршневых колец и стенок цилиндров от механического износа. То есть толщина масляной плёнки и её прочность должны быть достаточными, чтобы выдерживать повышенные механические нагрузки без потери смазывающих и защитных свойств.
Также дизельное масло для современных авто, ввиду массового внедрения в системы выпуска сажевых фильтров, должно обладать минимальной сульфатной зольностью. Иначе сажевый фильтр быстро забьётся твёрдыми продуктами сгорания зольного масла. Такие масла даже отдельно классифицируются по API (CI-4 и CJ-4) и ACEA (Cx и Ex).
Обозначения на упаковках моторных масел для дизельных двигателей
Все моторные масла для дизелей на упаковке содержат специальную маркировку. Первые цифры в ней обозначают показатель вязкости по SAE. SAE расшифровывается как Society of Automotive Ingeneers и переводится как глобальная ассоциация автомобильных инженеров. Маркировка может иметь вид 10W-40. Следующим значением в обозначении является качество продукта по АР.
АР – это стандарт, установленный американским неправительственным институтом нефти. Может обозначаться SF/CC. Латинский знак S, присутствующий в маркировке, расшифровывается как Service и обозначает, что продукт может применяться в бензиновых моторах. Латинская буква C расшифровывается как Commercial и обозначает то, что продукт может работать в дизельных двигателях.
Вид записи, содержащий черту, характеризует универсальные качества продукта и то, что моторное масло может использоваться в любых двигателях.
Второе буквенное значение в маркировке показывает класс технических качеств продукта. Чем дальше буквенное значение от первого символа алфавита, тем элитнее класс качества. Маркировка на упаковке масла для дизеля может иметь следующие значения:
- СС – для атмосферных простых дизелей и дизельных двигателей, оснащенных турбонаддувом, эксплуатируемых в критических условиях;
Классификация смазок по API
При последнем значении продукта CF4 его характеристики существенным образом улучшены, снижены значения по токсичности. Дизельные масла маркировки CA и CB в розничной продаже отсутствуют. Маркировки CD11 и CF2 позволяют использовать моторное масло в 2-тактных дизельных агрегатах. Кроме типизации по API, дизельное масло классифицируется по ACEA. ACEA расшифровывается как лоббистское общество европейских изготовителей автомобилей. В соответствии с ACEA дизельное масло может маркироваться:
- В1-96 – для легковых дизелей без турбонаддува;
- В2-96 – для дизельных двигателей стандартного типа, работающих на турбине и без нее;
- В3-96 – для экстра-классных дизельных двигателей на турбине и без нее;
- Е1-96 – для грузовых авто стандартного класса с высоким наддувом;
- Е2-96 – улучшенные показатели в сравнении с Е1-96;
- Е3-96 – для грузовиков экстра-класса, эксплуатирующихся в сложных природно-климатических условиях.
Классификация смазок по ACEA
Если подвести итог, то из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
- Дизельное моторное масло для автомобилей следует подбирать согласно маркировке и предписаниям.
- В легковых дизелях, не имеющих наддува, не рекомендуется использовать продукты класса ниже чем CD по API и В1-96 по АСЕА.
- В турбированных дизелях, произведенных позднее 1990 г. не следует использовать продукты с классом ниже СЕ и В2.
Базовая основа автомасел, какую роль она играет?
Существуют различные марки дизельных масел для легковых и грузовых автомобилей, отличаются они базовой основой и примененными присадками. База автомасла бывает трех типов:
- Минеральная. Обладает стабильными свойствами при небольшом диапазоне рабочих температур, обеспечивает эффективное растворение присадок. Жидкости с указанной базой можно использовать в изношенных силовых агрегатах.
- Синтетическая. Обеспечивает стабильность вязкости смеси при различных температурных режимах, не теряет изначальные свойства на протяжении всего эксплуатационного периода. Синтетические жидкости предпочтительнее использовать в новых моторах.
- Полусинтетическая. Получается путем смешивания синтетической основы с минеральной. Полусинтетика по параметрам приближается к синтетике, но эффективно работает в более узком диапазоне температур из-за присутствия в ее составе минералки. Большинство автолюбителей отдают предпочтение полусинтетическим смесям, так как их стоимость значительно ниже синтетики.
Присадки — химические вещества, добавляемые производителями смазочных материалов к базе моторного масла для обеспечения жидкости определенных характеристик. От качественного и количественного состава присадок зависят свойства автомасла и срок его эксплуатации.
Влияет ли основа масла на его характеристики
Принципиальной разницы в этом вопросе нет, так как и синтетика и минералка будут работать хорошо. Главное, на что стоит обратить внимание – это процесс производства жидкости, который отражается на цене и характеристиках ММ. С этой точки зрения, лучше отдавать предпочтение синтетическим составам, так как они отличаются более стабильными параметрами и не меняют своих характеристик в процессе эксплуатации. При этом износ движка на синтетике будет меньше, а соответственно увеличится его рабочий ресурс. Кроме этого, синтетические масла чуть лучше показывают себя при низких температурах.
Однако и минеральная смазочная жидкость может обладать такими характеристиками, просто его сложнее найти. При выборе более дешевого минерального масла необходимо обратить внимание на то, чтобы продукт отвечал всем предъявленным требованиям и был произведен в соответствии со всеми нормами.
Стандарт API
Помимо условной градации качества, эта маркировка точно дает понять, какое масло для дизельных двигателей, а какое для бензиновых. Например, CF-4, CG-4, СН-4.
Любой владелец автомобиля должен помнить, что первая буква «C» означает принадлежность к дизельной серии, а литерой «S» обозначается расходник для бензомотора.
Существуют и смешанные категории API, так называемые универсальные масла: они обозначаются через дробь. Например, API SJ/CF-4. Первое сочетание символов определяет основную принадлежность: в данном случае – бензин.
Неизвестно, для чего производители выпускают такие материалы: специализированная смазка имеет лучшие эксплуатационные характеристики, нежели универсальная. Видимо такая продукция применяется в больших автопарках с централизованным оптовым снабжением.
Профессионалы не рекомендуют использовать такие масла, лучше поискать специализированное, подходящее к вашему типу мотора. Вторая литера обозначает формальный класс качества.
Чем она выше (от «A» и далее), тем лучше эксплуатационные свойства расходника. На сегодняшний день, классификация ниже, чем CF, не сертифицируется по API. Это означает, что масла с более низким стандартом, допускаются к применению только при наличии допуска производителя автомобиля.
Важно! Это не значит, что каждый следующий класс автоматически поглощает предыдущие. Любой конкретный мотор рассчитан на определенный стандарт. А в дизельные двигатели возрастом 20-30 лет, вообще не рекомендуется заливать масла нового класса
Например, для автомобилей 1940-65 годов выпуска, идеально подойдут смазочные материалы API CA, CB, CC, CD.
Последняя цифра означает тип двигателя:
- CF-4 четыре такта
- CF-2 двухтактные моторы.
Кроме того, в рамках энергосберегающих технологий и программ по защите окружающей среды, применяется дополнительная маркировка «EC».
Совет! Энергосберегающие масла не универсальны. Низкая вязкость приводит к снижению стойкости масляной пленки. Применять смазку с такой приставкой можно лишь в случае, если двигатель имеет соответствующий допуск.
Если смазочные материалы имеют дополнительные (улучшенные), характеристики, может быть добавлено иное обозначение: «PLUS» и пр.
CASTROL TURBO DIESEL 0W-30
Когда дизельную технику необходимо постоянно эксплуатировать в условиях русской зимы, то надежный и бережный запуск мотора обеспечит CASTROL TURBO DIESEL 0W-30. Эта синтетика предназначена для применения в дизельных двигателях с турбокомпрессорами и катализаторами. Особая формула предотвращает загрязнение выпускной магистрали благодаря низкому уровню опасных соединений в отработанных газах. Высококачественную масляную пленку удалось сделать прочной, применив инновационную технологию TITANIUM FST™. Дизельные машины могут работать в экстремальных условиях длительное время. Продукт получил одобрение таких известных автопроизводителей, как Фольксваген, Мерседес и БМВ.
Владельцы дизельных авто не скупятся на эпитеты в отзывах. Они считают CASTROL TURBO DIESEL 0W-30 лучшим маслом для суровой зимы. Двигатель легко запускается, работает уверенно, не требуется доливка между заменами.