- Почему нельзя устанавливать колеса диаметром больше заводских
- Как диаметр колеса влияет на поведение автомобиля?
- Какой размер колес лучше, и есть ли «золотая середина»?
- Какой размер колес лучше: плюсы и минусы больших и малых дисков
- Разница в характеристиках больших колес
- Как правильно выбрать диски и шины для автомобиля
Почему нельзя устанавливать колеса диаметром больше заводских
О том, как правильно выбрать диски и шины для своего автомобиля, мы уже говорили. При этом многие в стремлении к собственным целям выбирают колеса как большего размера, однако нормальная повседневная эксплуатация диктует свои условия: их следует держать в заводских параметрах. Почему же не стоит устанавливать колеса больше заводских?
Сначала определимся с тем, что означает фраза «больше заводских». Дело в том, что практически для всех автомобилей производители предлагают несколько вариантов размерности колесных дисков и шин: каждый из этих вариантов одобрен производителем, поскольку прошел испытания и означает не только физическую возможность установить колеса на автомобиль, но и оптимальность эксплуатационных параметров. Таким образом, если вы купили автомобиль с дисками диаметром 15 дюймов, но в другой комплектации производитель предлагает 17-дюймовые колеса, вы можете самостоятельно установить такие и на свою машину, не опасаясь негативных последствий. Однако перед установкой обязательно стоит проверить допустимые размеры колес для вашего автомобиля в руководстве по эксплуатации, чтобы убедиться в технической возможности и правильно выбрать размерность дисков и шин.
Говоря же «больше заводских», мы имеем в виду прежде всего колеса, размер которых превышает параметры, рекомендованные производителем. Именно такие «эксперименты» влияют на эксплуатационные характеристики. Однако даже если действовать в пределах дозволенного производителем, физику не обманешь, и установка 17-дюймовых колес вместо 15-дюймовых, разумеется, тоже не пройдет незамеченной – многое из того, что будет перечислено ниже, будет справедливым и в этом случае.
Также определимся с тем, что колесо – это готовый к установке элемент в сборе, состоящий из шины и колесного диска. И «увеличение» в этом смысле – понятие многозначное: ведь увеличение диаметра диска вовсе не обязательно означает увеличение диаметра колеса. Разберемся по порядку.
Прежде всего диски большего диаметра, как правило, имеют больший вес – а следовательно, растет неподрессоренная масса. Более тяжелое колесо сложнее раскрутить двигателю – то есть, расход топлива станет выше, а динамика – хуже. Кроме того, увеличение неподрессоренной массы сказывается и на ресурсе подвески – она рассчитана на определенную нагрузку, ограниченную штатными колесами.
Увеличению диаметра диска обычно сопутствует и рост его ширины, а также изменение вылета (глубины посадки диска в колесной арке). Это меняет параметры работы ступичных подшипников, увеличивая нагрузку на них, и ощутимо сокращает их ресурс. В зависимости от степени отклонения параметров от штатных подшипники могут прослужить на 20-30% меньше, а могут и «сыпаться» буквально каждые несколько тысяч километров.
Ну а теперь перейдем от дисков к шинам – ведь увеличение диаметра диска меняет и параметры устанавливаемых шин.
Правило о росте веса с увеличением размера справедливо и для шин: как правило, шины большего посадочного диаметра имеют большую массу, которая добавляется к массе колеса в сборе и итоговой неподрессоренной массе.
Второй недостаток связан с тем, что в подавляющем большинстве случаев увеличение диаметра диска происходит за счет уменьшения профиля шины: то есть, чтобы новые большие диски влезли в арку, на них нужно надеть более низкопрофильную резину. Ну а уменьшение профиля – это ухудшение плавности хода и общего комфорта автомобиля. Кроме того, более «тонкая» шина хуже гасит ударные нагрузки и больше передает их дальше – на диск и подвеску. Таким образом, езда на низкопрофильных шинах по неидеальным дорогам означает снижение ресурса подвески и дисков и соответствующее увеличение эксплуатационных затрат, в том числе и на шины, риск повредить которые растет с уменьшением профиля.
Да, еще один косвенный, но все же недостаток – это финансовая сторона вопроса. Больше денег придется отдать не только за новые диски, но и за резину для них, и за шиномонтаж, и за потенциальный ремонт низкопрофильной шины.
Ну а еще в числе неприятных последствий можно упомянуть изменение точности показаний спидометра: изначально спидометры обычно настраивают на легкое завышение показаний относительно реальной скорости, и с постепенным ростом диаметра колеса он сначала станет точнее, а затем будет «врать» все сильнее. Кроме того, с увеличением ширины шины растет ее склонность к аквапланированию.
Конечно, увеличение диаметра колеса не означает сплошных недостатков, есть в нем и положительные стороны. К примеру, колеса большего диаметра означают увеличение дорожного просвета, а также увеличение максимальной скорости – ведь за один оборот колесо большего диаметра проходит больший путь. Рост ширины резины означает увеличение пятна контакта с дорогой и, соответственно, сцепления с ней – это улучшает управляемость автомобиля и скорость прохождения поворотов.
Одним из главных недостатков нестандартно больших колес является то, что они банально запрещены законом. Технический регламент Таможенного союза в части шин и дисков, допускаемых к установке, прост и непреклонен: разрешены лишь те, что «соответствуют рекомендациям эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств».
Кроме того, следует помнить и то, что тем же техрегламентом запрещены так называемые «разварки» – диски увеличенной ширины, сваренные из нескольких «штамповок». Во-первых, они банально небезопасны, так как имеют незаводскую конструкцию, а во-вторых, техрегламент не допускает «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой».
Как диаметр колеса влияет на поведение автомобиля?
Многие автомобилисты желают поставить на свой автомобиль колеса большего диаметра. В большинстве случаев, такое стремление обусловлено желанием сделать свою машину красивее. Причем некоторых, даже многих, не останавливает тот момент, что при большей ширине резины, увеличиться усилие на руле. Последний момент будет весьма ощутим, при езде на автомобиле без ГУРа или ЭУРа. Но и на автомобиле оснащенном усилителем, сам усилитель будет подвержен большим нагрузкам, что может привести к преждевременной разгерметизации системы, появлению течей, а соответственно — утечке жидкостей.
Но, машина с большими колесами позволяет установить тормозные диски большего диаметра, а соответственно и более мощные, тормозные суппорта. В автоспорте и в мире спортивных автомобилей, редко когда переход на больший диаметр колесных дисков обусловлен только стремлением сделать машину красивее. К тому — же, большие, колесные диски практически всегда имеют больший вес, в сравнении с дисками меньшего диаметра. Именно по этой причине, спортивные автомобили часто оснащаются не литыми, а кованными, колесными дисками. Такая технология производства позволяла сделать диск легким и прочным. А еще более дорогие СуперКары оснащаются колесными дисками из углеволокна. Самые дорогие из них оснащены полыми, углеволоконными дисками, что дает малый вес и прочность. Стоимость таких колес просто нереально высокая.
Большое колесо, при условии достаточной толщины профиля шины, делает езду более комфортабельной. Чем больше колесо, тем менее заметны ямы, но только при условии достаточной толщины профиля. Часто бывает такое, когда люди желают установить 18-ые шины и с трудом запихивают их в арки, при чем с уже довольно низкопрофильной резиной. Это иногда приводит к тому, что при попадании в яму, диски просто разлетаются. И здесь уже как повезет, в лучшем случае машина просто остановится без серьезных повреждений, ну а в худшем машина может быть полностью разбита.
Еще, если колесо сильно увеличивается в диаметре, — это может сказывать на разгоне. Особенно если колесо стало тяжелее. Именно по этой причине, на драгстерные машины иногда устанавливаются колеса не высокого диаметра, но с высокой, насколько это возможно, шириной.
При правильном подходе, большие колесные диски на самом деле позволяют добиться некоторых преимуществ. Но это не тот случай, когда устанавливаются широкие, 15-ые шины на ВАЗ-овскую Классику, без серьезных доработок по двигателю и тормозам. В таком случае машина потеряет и в наборе скорости и в рулежке, — это будет особенно заметно на летних парковках перед магазинами.
Какой размер колес лучше, и есть ли «золотая середина»?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- В чем заключаются плюсы и минусы больших и малых дисков
- Чем отличаются между собой большие колеса
- Как правильно выбрать диски и шины для автомобиля
Любой автовладелец однажды сталкивается с необходимостью приобретения новой резины или колесных дисков. И если одних устраивают стандартные размеры изделий, другие смотрят в сторону альтернативных вариантов. Вопрос, какой размер колес лучше, является предметом ожесточенных споров и однозначного ответа до сих пор не имеет. Попробуем разобраться в нем детально.
Какой размер колес лучше: плюсы и минусы больших и малых дисков
Сначала рассмотрим колеса малого размера, под которым принято считать диаметр 13 дюймов. Ими комплектуются отечественные ВАЗы и общепризнанные в народе иномарки. Этот распространенный вариант обладает своими преимуществами, и сходу отказываться от него в пользу более крупных дисков не стоит.
- За счет малого диаметра такой диск отличается самой низкой стоимостью.
- По причине тех же малых размеров диск весит не слишком много.
- Чем меньше размер колеса, тем менее мощный двигатель требуется. Это объясняется центром тяжести, расположенным в геометрическом центре колеса, которое вращается при этом намного легче. Именно поэтому такими колесами комплектуются автомобили со слабым двигателем небольшого объема. Как правило, для дисков диаметром 10-13 дюймов достаточно маломощных моторов объемом 0,8-1,2 л.
- Колеса малого размера имеют довольно высокие по профилю шины, которые легко поглощают дорожные неровности. Ездить на таких покрышках комфортно, к тому же подвеска испытывает сравнительно небольшие нагрузки, поэтому служит дольше.
- Малый диаметр дисков обеспечивает более быстрый старт по сравнению с более крупными вариантами при прочих равных условиях.
Недостатки у дисков малого размера также имеются:
- Хотя машина с малым размером колесных дисков стартует быстрее, ее максимальная скорость будет ниже, чем у авто с крупноразмерными колесами. Объясняется это простой физикой.
- Крупные колеса с низкопрофильной резиной имеют большую жесткость, что обеспечивает меньший крен автомобиля на поворотах. Благодаря этому некоторые повороты можно пройти на большой скорости. Рулевое управление автомобиля с колесами малого диаметра такой четкостью не обладает.
Теперь рассмотрим крупноразмерные варианты. Чаще всего выбор больших размеров диктуется модой. Колеса выглядят более привлекательно, однако их установка, например, на «Приору» вместо стандартных 14-дюймовых особых преимуществ не даст. Да, максимальная скорость машины увеличится, но стартовать с места она будет медленнее. В городских же условиях максимальную скорость вряд ли удастся применить, поэтому использовать такой вариант имеет смысл только на скоростной трассе. Следует также понимать, что низкопрофильная резина должна иметь большую ширину для лучшего сцепления. На узких шинах низкого профиля машину легче заносит, поэтому пятно сцепления с дорогой приходится увеличивать за счет ширины покрышек.
Преимущества больших размеров:
- Как уже упоминалось, крупные колеса обеспечивают лучшую управляемость. Рулить автомобилем на таких покрышках легче, а в повороты можно входить, не снижая скорость.
- Большой размер дисков дает возможность снизить расход топлива. Низкопрофильная резина обладает меньшим сопротивлением, на нейтральной передаче такое колесо катится легче и дольше, чего нельзя сказать о более высоком профиле резины — она сильнее деформируется и катится заметно хуже.
- Крупный диск выглядит привлекательнее.
- Стоимость дисков крупных размеров очень высока, иногда она выше стоимости малых дисков в несколько раз.
- Крупные диски имеют сравнительно большой вес, что негативно отражается на расходе топлива.
- Требуется мощный двигатель (как минимум 100 л. с.) с рекомендуемым минимальным объемом 1,5 л в 16-клапанном исполнении.
- На низком профиле менее комфортно ездить из-за жесткой подвески.
- По причине более слабой амортизации низкопрофильной резины подвеска служит меньше.
- Из-за своих крупных размеров колеса могут задевать колесные арки, в результате чего покрышки быстрее изнашиваются, а в некоторых случаях и вовсе могут лопнуть. По этой же причине уменьшается радиус поворота.
Думая о том, какого размера колеса лучше, всегда оценивайте плюсы и минусы всех вариантов. Литье диаметром 16-17 дюймов выглядит красиво, однако не стоит его ставить на отечественные ВАЗы, где такие колеса наверняка не подружатся с крыльями. Всегда следуйте рекомендациям производителя авто. Данная информация имеет под собой практическую основу, подтвержденную многочисленными испытаниями.
Разница в характеристиках больших колес
На каких колесах комфортнее ездить — на 17- или на 18-дюймовых? Стоит ли ставить 19-дюймовый диск для обычной повседневной езды, или же колесо такого размера слишком шумное? Попробуем сравнить.
Для примера возьмем Volkswagen Golf GTI с шинами Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 в трех вариантах: 225/45 R17, 225/40 R18 и 225/35 R19.
- Торможение и аквапланирование
Разница между тормозными путями трех модификаций шин несущественна — она не превышает 1 %. Результаты испытаний на аквапланирование аналогичные. Потеря сцепления во всех случаях начинается на одной и той же скорости.
Здесь различия уже существеннее. Как и предполагалось, наибольшую скорость показало 19-дюймовое колесо, второе место заняло 18-дюймовое, и на секунду медленнее оказался 17-дюймовый вариант.
На влажном покрытии, однако, результаты обратные. Худший результат показало 19-дюймовое колесо, лучше выглядит покрышка на 18 дюймов, а первое место занял самый малый по размерам вариант. Объяснить это можно тем, что шина диаметром 17 дюймов при быстрой езде обладает лучшей подвижностью. Как результат, протектор шины легче расширяется, пропуская больший объем воды и давая лучшее сцепление с дорогой, тем самым повышая максимальную скорость. Тем не менее разница не сильно ощущается в процессе обычной езды, поэтому для городских условий результаты большого значения не имеют.
Рекомендуем
Объективно характеристики управляемости трех размеров почти не отличаются друг от друга, поэтому прибегнем к субъективной оценке. Так, разница в поведении шин на 18 и на 19 дюймов не ощущается, чего нельзя сказать при сравнении 17- и 19-дюймовых покрышек — там различия вполне существенные. В одинаковых условиях 17-дюймовое колесо вело себя гораздо менее четко по сравнению с 19-дюймовой шиной, которая намного лучше реагировала на повороты руля, являясь по факту более плотной. Впрочем, иногда она была слишком чувствительной. Поэтому компромиссным размером между двумя крайними вариантами можно вполне считать 18 дюймов.
- Комфорт во время езды
По данному критерию все предсказуемо. Наибольший комфорт обеспечили 17-дюймовые колеса, два более крупных варианта хуже «проглатывали» неровности, подпрыгивая на них и передавая на кузов больше ударов и неприятных вибраций. Особенно это ощущалось в задней части автомобиля.
Здесь результаты выглядят очень любопытными и даже удивительными. Тише всего себя вела машина на 18-х шинах, на втором месте по уровню шума расположились 17-дюймовые колеса. Что касается шин размером 19 дюймов, они давали больше гула в салоне, хотя и слишком шумными их назвать нельзя.
Резюмируем. Влияние диаметра колесного диска на ходовые характеристики машины незначительно. Любителям комфортной езды лучше присмотреться к дискам на 17 дюймов, приверженцы эффектной и дерзкой езды, наоборот, оценят 19-дюймовый вариант. 18 дюймов — это золотая середина для тех, кто ищет компромисс.
Как правильно выбрать диски и шины для автомобиля
Диски и шины в современном автомобиле не только создают комфорт во время движения, но и обеспечивают безопасность езды. Поэтому к выбору данных элементов нужно подходить с большой ответственностью.
Начать следует с изучения руководства по эксплуатации транспортного средства, где обычно указываются допустимые размеры для данного автомобиля. Обязательно выясните эти параметры перед тем, как отправляться за новыми колесными дисками и покрышками.
Отклонения от рекомендуемых значений крайне нежелательны. Особенно это важно понимать новичкам. Размеры шин и дисков, которые не соответствуют заявленным требованиям, в будущем приведут к быстрому износу как самих покрышек, так и элементов подвески. В некоторых случаях резко ухудшатся ходовые качества транспортного средства, и, как следствие, повысится расход топлива, снизится управляемость. Все это может закончиться в итоге аварией на трассе.
Далее нужно разобраться с тем, как маркируются колесные диски и шины. Обычно маркировка дисков имеет такой вид: R13 4×98 ET35 J5 D58.6. Разберем каждый параметр отдельно.
- R13 — диаметр диска в дюймах;
- 4×98 — число отверстий под крепежные болты и их диаметр в миллиметрах;
- ET35 — вылет колесного диска (расстояние между осью симметрии диска и его привалочной плоскостью, которой диск крепится к ступице) в миллиметрах;
- J5 — ширина обода диска в дюймах;
- 6 – диаметр центрального отверстия для крепления на ступице в миллиметрах.
Шины маркируются следующим образом: 205/55 R16 91V. Здесь:
- R16 — диаметр предназначенного для данной шины колесного диска в дюймах;
- 205 — ширина профиля покрышки в миллиметрах;
- 55 — отношение высоты профиля к ширине шины в процентах;
- 91V — индексы предельно допустимой нагрузки и скорости на колесо.
Обладая нужной информацией, можно приступать к выбору подходящих комплектов:
- В процессе выбора в первую очередь определитесь с нужным диаметром диска и соответствующим ему посадочным (внутренним) размером шины. К примеру, покупая колесный диск R15, подбирайте к нему покрышку диаметром 15 дюймов.
- Учитывайте также индексы допустимой нагрузки и максимальной скорости для шин. Они должны полностью удовлетворять требованиям вашего транспортного средства.
- Еще один важный параметр — соотношение ширины профиля шины и ширины обода диска. В норме этот показатель должен быть в пределах 70-75 %. Только в этом случае будет обеспечена правильная посадка покрышки на колесный диск, при котором гарантируются заявленные ходовые качества автомобиля. Здесь можно столкнуться с трудностью, потому что принято ширину обода диска указывать в дюймах, а ширину шинного профиля — в миллиметрах. Поэтому предварительно необходимо все величины привести к одной единице измерения с помощью калькулятора. Для примера возьмем шину 195/65 R15. Чтобы перевести миллиметры в дюймы, нужно ширину шины 195 мм разделить на 25,4. Получим 7,68 дюймов. Подходящую ширину обода диска найдем, уменьшив значение ширины шины на 30%: 7,68 * (1-0,3) = 5,38. Округлим полученное значение до ближайшего стандартного размера и получим 5,5 дюйма — нужный нам параметр диска, совместимого с выбранной резиной.
- Следующим этапом необходимо правильно подобрать параметр вылета диска. Это значение может быть положительным (со ступицей, расположенной ближе к наружной поверхности колеса), отрицательным (с утопленной внутрь ступицей) и равным нулю (с расположением ступицы строго по вертикальной оси диска). Для правильного выбора нужно опять же обратиться к рекомендациям производителя авто. Вылет диска рассчитывается с учетом минимизации нагрузок на детали подвески (в том числе, на подшипники ступицы). Даже небольшое отклонение от рекомендуемого значения может спровоцировать быстрый износ подвески и ухудшить управляемость автомобиля.
Рекомендуем
Задаваясь вопросом, какой размер колес лучше с точки зрения ширины покрышек, многие автовладельцы делают выбор в пользу максимально широких низкопрофильных шин. Но данный вариант сможет оправдать себя лишь в спорткарах с соответствующим стилем вождения. Средним и компактным автомобилям со слабым двигателем гораздо лучше подойдут узкие шины. Преимущества широких колес в данном случае сойдут на нет, зато недостатки проявят себя полностью.
Если все же выбор пал на широкие колеса, ширина шин не должна превышать максимально допустимое значение, регламентированное производителем авто. Иначе при попадании в аварию все гарантийные обязательства производителя аннулируются. Но даже безаварийная езда не даст заявленного комфорта, а управляемость автомобиля при этом снизится. Борта шин, задевающие колесные арки, приведут к скорому износу покрышек.
Напоследок стоит упомянуть про статический диаметр колеса (то есть с накаченной до рабочего давления шиной). При установке диска большего размера иногда возникает сложность с подбором подходящей шины, при которой сохранится рекомендуемый производителем статический диаметр. По этой причине производители дают допуск превышения рекомендуемого значения. Однако следует учитывать, что ходовые качества авто в этом случае изменятся, иногда отрицательно влияя на функционирование электронных вспомогательных средств, которыми сегодня снабжается большая часть автомобилей. В конце концов, чересчур большие диски могут просто не сочетаться с экстерьером машины.
Превышать паспортное значение статического диаметра колес более чем на 3 см специалисты не рекомендуют. Слишком большой размер увеличит расход топлива и заметно ухудшит тяговые качества транспортного средства.
Есть еще один немаловажный вопрос, волнующий многих автовладельцев: какой размер колес лучше поставить на зиму? Начнем с того, что специальных колесных дисков для зимы не существует, равно как не производятся диски специально для лета. Абсолютно все диски подходят для круглогодичной эксплуатации.
Рекомендуем
Что касается больших колес с низкопрофильной резиной, то они выглядят привлекательно и эффектно только в летнее время. В условиях снежной зимы диски покрываются грязью, и вся их красота пропадает. Учитывая это, на зиму все же лучше ставить диски рекомендуемого производителем наименьшего размера. К тому же установка более дешевого комплекта на зимнее время позволит существенно сэкономить.
Диаметр диска уменьшается, но увеличивается толщина профиля шины, поэтому общий статический размер колеса практически не меняется. При этом езда на автомобиле становится более комфортной и мягкой. Диск в данном случае более защищен от повреждения, а шина от прокола, если машина попадает колесом в яму.