Часы для автомобиля газ 21 волга

GAZ 21 Машина времени › Logbook › История часов ГАЗ-21.

Данную запись решил посвятить не только реставрации часов от волги, но и исторической экскурсии. Не многие знают, что часы для многих советских автомобилей выпускались на «Челябинском Часовом Заводе Молния» (далее по тексту ЧЧЗ). Этот завод работает по сегодняшний день и занимается выпуском не только специальных часов для оборонной промышленности, но и сувенирной продукции. В первой части начну с истории завода и интересных фактах. Во второй части покажу внутренности часов ГАЗ-21. Будет много букв, картинок и немного видео…

После того как в 1929 г. в Америке советское торговое представительство Амторг приобрело две обанкротившиеся часовые фабрики – «Дюбер-Хемпден» из Кантона (штат Огайо), выпускавшей карманные и наручные часы и «Ансония» из Нью-Йорка, выпускавшей будильники и настенные часы. Эти два предприятия стали основой для 1-го и 2-го государственных часовых заводов треста точной механики в Москве, уже в 1930 – 1931 гг. начавших выпуск первых советских часов.

Когда началась Великая Отечественная война, 1-й московский часовой завод был эвакуирован на Урал в Златоуст. На предприятии выпускали водолазные, авиационные, танковые часы и наручные «кировские» часы для командиров.
После окончания войны было принято решение о переводе части оборудования в Челябинск и организации в нем часового производства. Первая очередь завода вошла в эксплуатацию 17 ноября 1947 г., поэтому именно эту дату принято считать днём рождения нового часового завода, получившего название «Молния». Завод разместился в центре города в четырехэтажном здании. Из Златоуста в Челябинск перевели более 100 опытных рабочих и более 30 инженерно-технических работников. На тот момент это были лучшие кадры в стране.

На заводе было организовано производство карманных, интерьерных, авиационных и технических часов (танковые, судовые). Главной продукцией завода были авиационные часы, а основным заказчиком – Министерство обороны СССР. Уже в 1948 г. (спустя год после начала работы) завод выпустил первую партию авиационных бортовых часов АВР-М с рантовым 8-ми-суточным заводом, разработанных и изначально выпускавшихся 1-м московским часовым заводом. Часы устанавливались на первые советские военные самолёты: ближний бомбардировщик, разведчик и штурмовик Су-2, дальний бомбардировщик Ил-4, самые скоростные советские истребители начального периода Великой Отечественной войны МиГ-1, МиГ-3, первый боевой самолёт Як-1, Як-2, Як-4, Як-7.

В дальнейшем завод начал изготавливать авиационные часы АЧС-1, производство которых было освоено 1-м московским часовым заводом и затем передано в Челябинск. Прототипом для АЧС-1 послужили авиационные часы, производимые одной из швейцарских мануфактур для советской авиации до 1939г.

Производство этих часов стало основным направлением в деятельности завода и является таковым до сих пор. Появившись впервые в кабине самого массового реактивного истребителя в истории авиации МиГ-15, ставшего впоследствии культовым, они быстро подтвердили свою надёжность, и уже через 10 лет после пуска завод производил до 30 тыс. специальных часов в год. Они стояли в кабинах всех поколений советских боевых самолётов марок МиГ, Су, ТУ, Ан, Як, поэтому название АЧС-1 стало для советских и российских лётчиков именем нарицательным в отношении любых авиационных часов. Вместе с каждым новым поколением советских истребителей появлялись и новые модификации АЧС-1, доработанные с учётом рекомендаций пилотов.

Читайте также:  Ремонт двигателя привода ворот

Авиационные часы, производимые часовым заводом «Молния», до сих пор остаются самыми востребованными на российском рынке и даже являются своеобразным символом ВВС РФ.
Также завод производил танковые часы 127-ЧС (для комплектации танков Т-64, Т-55, Т-72) и часы для подводных лодок и судов 60ЧП.

Параллельно с производством часов специального назначения завод осваивал и гражданскую продукцию: карманные и интерьерные часы. В 1948 г. выпуск карманных часов составил 1277 шт., настольных — 7202 шт. Количество выпускаемых часов увеличивалось, так в 1988 году изготовили 1 404 000 шт. В 80-е гг. XX столетия часы марки «Молния» экспортировались в 30 стран по всему миру. Выпускалось более 150 наименований карманных часов с различными сюжетами на крышке часов. Также завод отдельными партиями изготавливал наручные часы.

Именно благодаря карманным часам марка «Молния» стала одним из самых известных брендов на рынке России.

Однако мировой кризис механических часов в период появления часов с кварцевыми механизмами приостановил динамичное развитие завода. Выпуск карманных и интерьерных часов был временно прекращен. В 1997 г. в связи с конверсией оборонных предприятий заказы от Минобороны практически перестали поступать, и завод оказался на грани остановки. Несмотря на это, производство часовых механизмов было сохранено, поэтому завод смог в кратчайшие сроки возобновить выпуск авиационных часов, когда это вновь потребовалось.

Сейчас часы челябинского завода «Молния» являются залогом стабильности и уверенности пилотов российской авиации в себе и в собственном летательном аппарате.
Завод является поставщиком механических высокоточных авиационных часов для российской армии. Авиационными часами завода «Молния» комплектуются современные военные самолёты, составляющие основу ВВС РФ: МиГ-29, ТУ-160, Су-24, вертолёты Ми-28, Ми-26, Ми-171, Ми-8АМШТ и др. В настоящее время проводятся испытания по применению малогабаритных авиационных часов ЧАМ-756 на военных самолётах последнего поколения Су-34, МиГ-31, вертолётах Ка-52, Ка-50.

Завод производит и другие механические высокоточные приборы измерения времени, способные работать в экстремальных климатических условиях и в агрессивных средах. Эти приборы устанавливаются на корабли, командно-штабные машины и машины связи.

Сегодня «Молния» переживает своё второе рождение, этап финансового подъёма и серьёзных инвестиционных вложений. Вновь готовится к выпуску фирменная продукция – карманные часы.

В 2012 году в честь 65-летнего юбилея завода в Челябинске открылся музей часов с экспозицией более 900 экземпляров. Жители и гости южноуральской столицы могут бесплатно ознакомиться в холле здания на ул. Цвиллинга, 25. К сожалению информации в 2Gis-е о данном музее нет, даже в интернете я с трудом нашел несколько старых заметок об открытии. Место явно не пользуется популярностью, а зря. Для ценителей военной техники и автомобильной промышленности там есть много интересного. Я решил посетить музей в свободное время. Вход и правда оказался свободный. Представлены танковые, судовые, часы для подводных лодок, и спецчасы для правительственных «ЗИЛов». Большая часть экспозиции – карманные часы (около 600 штук). Коллекция содержит значительное количество экспонатов с особой историей. Также в музее представлено около 300 штук настольных и настенных часов. Некоторые часы настолько красивые, что я бы никогда не угадал завод и страну происхождения. Нашел здесь и ретро таксометры. Если у вас будет свободная минутка обязательно загляните в недалекую историю нашей страны.

Читайте также:  Схема охлаждения двигателя ниссан икстрейл

Часы для автомобиля газ 21 волга

Публикую долгожданное продолжение опуса о часах из авто ГАЗ-21, которым я решил дать вторую жизнь.

Я всё-таки решил частично разобрать и прочистить механизм часов. Беглый поиск в сети помог определиться с доступной и эффективной жидкостью для промывки – ей оказался бензин для зажигалок. Вот такой:

Прибегать к помощи часовых дел мастера не планировалось, поэтому с механизма были сняты все детали, не имеющие к нему прямого отношения: стрелки, циферблат и т.п. Сам механизм затем, в собранном виде был тщательно промыт в бензине, высушен и смазан специальным часовым маслом (см. предыдущую часть):

Как и следовало ожидать, все прошло удачно – механизм крепкий, простой, надежный. Я далеко не спец, но и через столько лет, вымытый от старой смазки и пыли, он сверкал как новый, и заработал соответствующе.

Настал черед изготовить для часов декоративный корпус. На дворе XXI век, потому его было решено распечатать на 3D принтере. 15 минут моделирования в SolidWorks, без малого сутки печати, склейка получившихся частей дихлорэтаном и вуаля – основа корпуса готова.

Я намеренно поделил корпус на две детали – это значительно сокращает время 3D печати и расход материала (скачать).

После склейки, я вплавил в пластик корпуса резьбовые вставки (инсерты) для крепления часов. Затем корпус легонько прошкуривался, шпатлевался автомобильной шпатлевкой и снова прошкуривался, грунтовался, красился и лакировался (фотки с покраской затерялись, но там ничего особо интересного):

Также красился и лакировался оригинальный кант и задняя стенка циферблата:

Оригинальная подсветка часов включала в себя пару небольших ламп накаливания. Они светили слабым желтым светом, нехило греясь при этом. Их я, естественно, заменил на конструкцию из белых светодиодов. Конструкция состоит из простейшей платы (скачать) с припаянными светодиодами и токоограничивающими резисторами:

Уже вытравив плату и распаяв элементы, я вдруг подумал, что вместо всего этого геморроя можно было просто купить светодиодную ленту на 12 вольт за пару баксов, и просто приклеить ее по внутреннему периметру задней крышки механизма часов – места там предостаточно:

После всех приготовлений, можно собирать все части воедино:

Читайте также:  Фотоотчеты по ремонту двигателей

Питаются часы и плата подсветки от блока питания на 12 вольт, 3 ампера. Это важно, поскольку попытки запитать часы от блока с меньшим номинальным током ведет к непредсказуемости их работы: порой идут нормально довольно долго, но в какой-то момент встроенный в часы предохранитель все-же срабатывает (видимо по причине просадки напряжения в момент заводки пружины) и часы останавливаются.

В оригинале, для установки текущего времени использовался гибкий тросик-вал – одним концом он присоединялся к механизму, а другим выходил к крутилке на торпеде. Тросик я использовать не предполагал, потому к точке присоединения тросика к механизму, на эпоксидный клей, я приклеил подходящий бит от шуруповерта, с прямым жалом. Квадратное отверстие от родного тросика отлично держит диагонально вставленный бит, и позволяет удобно устанавливать текущее время:

На часах также присутствует регулятор хода, в виде рычажка возле балансира. Я двигал его на доли миллиметра несколько раз, пока часы не пошли «очень точно» (в кавычках, потому что все это, разумеется, субъективно) – подправляю не чаще раза в месяц-полтора. Важно чтобы часы при подстройке хода, а точнее между подстройками, висели на стене – так получится наиболее точно выставить ход.

Ну вот собственно и все. Спасибо за внимание.

Часы для автомобиля газ 21 волга

Увидал вот здесь интереснейший проект преображения часов от ГАЗ-21 в домашние, настенные часы:

С первой же секунды я понял, что хочу такие. Для начала нужно было раздобыть часы – это не большая проблема. ГАЗ-21 «Волга» серийно производилась 14 лет. За это время было выпущено более 600 тысяч автомобилей, поэтому часов доживших до наших дней, равно как и других запчастей, немало.

Вот так они выглядели когда-то:

Мне достались часы в возрасте порядка 55 лет. Хромированный ободок начал ржаветь, на циферблате немного пыли:

Подключил к аккумулятору на 12 вольт и… они пошли, как ни в чем не бывало!

Полюбовавшись несколько минут на эту красоту, приступаем к разборке. Все детали из нержавеющих металлов, скреплены винтами. Поэтому разбирается все легко и просто – ничего не закисло от времени. Конструкция корпуса часов проста, как три рубля, в отличие от подавляющего большинства современных изделий, где гений конструкторской мысли усложнил элементарные вещи до космических величин.

И вот он – механизм. Это поистине гениальная конструкция, простая и надежная, представляет собой симбиоз обычного часового балансового механизма с анкерным спуском и электромагнитного механизма заводки.

Часы потребляют электрическую энергию только в момент заводки, при прохождении тока через обмотку электромагнита – чуть менее трех ампер на протяжении долей секунды. Заводка часов производится автоматически через каждые 4 минуты. Для защиты электромагнита от сгорания при падении напряжения ниже 8 вольт, часы снабжены специальным предохранителем, который отключает часы от источника питания.

Механизм довольно чистый:

Я не решил еще, требует ли он промывки, но смазку, на всякий случай, приобрел:

Оцените статью