Частичный ремонт обмоток асинхронного двигателя

Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Главная страница » Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.

Частая причина неработоспособности двигателя АИР

Конечно, дефект асинхронного электромотора, полученный в результате повреждения проводников обмотки статора — ситуация сложная. Здесь, как правило, требуется обязательная перемотка обмотки статора, то есть ремонт электродвигателя, который сложно выполнить своими руками в быту.

Нерабочий мотор, по мнению пользователя, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием. Достаточно выполнить определённый ремонт электродвигателя

В таких случаях ремонта электродвигателя, связанного с перемоткой обмоток статора, требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.

Инструмент на разборку и тестирование

Однако здесь (в статье) речь пойдёт о распространённом, так сказать «лёгком» дефекте, который достаточно просто устраняется самостоятельным ремонтом электродвигателя с применением стандартного набора инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных моторов показывает: распространённой причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный электромотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о попытках сделать ремонт электродвигателя.

Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые внутрь коробки заводится электрический кабель

Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками

Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта электродвигателя точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).

Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электромотора. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО

Прежде чем начинать выполнять ремонт электродвигателя, следует удостовериться лишний раз в наличии КЗ. Здесь поможет электрический тестер — прибор, традиционно применяемый электриками. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва). Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.

Читайте также:  Жидкость для дым машин среднего рассеивания

Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики конкретного экземпляра мотора. На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.

Ремонт электродвигателя — проверка целостности обмоток, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус. Удобно пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус

Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между показаниями при замерах и не отметился нулевыми показаниями, движок на 90-95% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт электродвигателя в виде перемотки обмоток статора явно исключается.

Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание обмоток статора на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.

Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.

Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?

По сути, существует два вида КЗ (короткого замыкания) на корпусную часть:

  1. Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2. Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.

Второй вариант как раз и заставляет производить ремонт электродвигателя чаще обычного. Измерительным стрелочным прибором (тестером, мегомметром) такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и статорной обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт электродвигателя проводится несложной методикой. Для исполнения ремонтных работ потребуется:

  1. Демонтировать электромотор от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электромотора.

Оставшийся в «чистом» виде статор переносят к расположенной поблизости электрической розетке, размещают на безопасном удалении от бытовых горючих материалов. Рекомендуется приспособить в качестве подставки под статор негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).

Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (в области размещения ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают электролампу включением вилки в розетку.

Ремонт электродвигателя простыми действиями: внутрь освобождённой от ротора статорной части помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки

Технология ремонта электродвигателя своими руками: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами статорной обмотки.

В большинстве случаев, после ремонта электродвигателя таким способом, измерительный прибор уже не фиксирует наличия какой-либо проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100%, применив методику долговременной просушки статорной обмотки. По завершению прогрева статора электромотор мотор собирают, монтируют на рабочем месте, запускают в работу.

Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?

Видео ниже напоминает о неудобствах работы, когда вместо конус-замковой полумуфты используется старый вариант насадки шкивов (крыльчаток) на вал электродвигателя. Попутно рассматривается задача — как снять электродвигатель и крыльчатку вытяжного вентилятора:

Читайте также:  Ремонт машин очаковское шоссе

Способ частичного ремонта обмоток трехфазных асинхронных двигателей

Номер патента: 6813

Скачать PDF файл.

Текст

(12) НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СПОСОБ ЧАСТИЧНОГО РЕМОНТА ОБМОТОК ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ(71) Заявитель Учреждение образования Белорусский государственный аграрный технический университет(72) Авторы Сердешнов Анатолий Петрович Сердешнов Евгений Анатольевич Подгайская Татьяна Геннадьевна(73) Патентообладатель Учреждение образования Белорусский государственный аграрный технический университет(57) Способ частичного ремонта обмоток трехфазного асинхронного двигателя, при котором из дефектной фазной обмотки выкусывают поврежденную секцию и соединяют между собой неповрежденные секции, отличающийся тем, что после соединения неповрежденных секций в цепь обмотки последовательно включают токоограничивающее сопротивление. 6813 1 Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для частичного ремонта обмоток трехфазных асинхронных двигателей с целью продления их работы в эксплуатации. Известно, что для частичного ремонта обмоток трехфазных асинхронных двигателей используются способы 1, с. 27-30 1-й — выкусывание поврежденной секции из дефектной фазовой обмотки и 2-й — восстановление поврежденной секции после ее удаления. При частичном ремонте путем восстановления поврежденной секции, после ее удаления, практически полностью восстанавливаются все номинальные данные и технические характеристики двигателя, при недокладке 1-2-х витков обмоточного провода в катушку. Однако такой ремонт требует большой затраты времени и труда, стоимость его часто больше стоимости нового двигателя. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является способ частичного ремонта обмоток путем простого выкусывания поврежденной секции из дефектной фазовой обмотки без ее замены 1, с. 27-28, при котором после определения секции, содержащей короткозамкнутые витки или имеющей замыкание на корпус машины, в лобовой части обмотки эта секция выкусывается из катушечной группы, после чего конец предыдущей неповрежденной секции рассматриваемой катушечной группы соединяется с началом последующей неповрежденной секции в обход поврежденной, для ликвидации короткого замыкания витков все витки поврежденной секции рассекаются в лобовой части и изолируются. Сокращение числа витков в дефектной фазной обмотке приводит к резкому росту в ней тока холостого хода, а следовательно и нагрузки в магнитной цепи, ухудшаются практически все эксплуатационные показатели машины резко возрастают фазные токи (наибольший в дефектной фазе), падают коэффициенты мощности и полезного действия и пр. Возрастает расход электроэнергии даже при пониженной загрузке двигателя, причем он перегревается. Выкусывание симметрично расположенных секций в неповрежденных большого эффекта не дает, но время и расходы на ремонт увеличивает. Задача, которую решает предлагаемое изобретение, заключается в том, чтобы максимально ограничить отрицательное воздействие на машину и электрическую сеть удалением из дефектной обмотки поврежденной секции. Поставленная задача решается тем, что в известном способе частичного ремонта обмотки трехфазного асинхронного двигателя, при котором выкусывается поврежденная секция из дефектной обмотки, согласно изобретению, в нее последовательно, для ограничения тока, включается сопротивление. Порядок выполнения ремонта. 1. Известными методами 2, с. 85 находится поврежденная секция. 2. Определяются в лобовой части обмотки ее концы, а также концы неповрежденных секций катушечной группы, в которую входит поврежденная. 3. Обмотка нагревается до температуры размягчения лаковой пленки. 4. Кусачками (плоскогубцами, бокорезами) рассекаются концы поврежденной секции(она выкусывается). 5. Конец исправной предыдущей секции соединяется сваркой или пайкой с началом последующей (минуя концы поврежденной секции). 6. Устанавливается токоограничивающее сопротивление в цепь обмотки дефектной фазы. 7. Рассекаются все витки поврежденной секции в лобовой части. Это делается для того, чтобы ликвидировать замкнутые контуры короткозамкнутых витков. 8. Изолируются все оголенные, токоведущие части обмотки (в местах сечений и соединений). 2 6813 1 На фиг. 1 показано выкусывание в лобовой части обмотки поврежденной секции из трехсекционной катушечной группы. Оно выполняется по сечениям г-г. После чего конец исправной первой (1) секции соединяется перемычкой 1-3 с началом третьей (3) неповрежденной секции, минуя концы второй (2) поврежденной секции. По сечению — в лобовой части рассекаются все витки поврежденной секции. На фиг. 2 показано включение токоограничивающего сопротивления 4 в цепь дефектной фазной обмотки. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, по сравнению с другими методами частичного ремонта обмоток трехфазных асинхронных двигателей заключается в следующем сокращается время на выполнение ремонта и его стоимость улучшаются энергетические характеристики машины ( и КПД) снижается расход электроэнергии повышается допустимая загрузка двигателя повышается надежность работы двигателя. Источники информации 1. Сердешнов А.П. Частичный ремонт обмоток асинхронных двигателей // Агропанорама. — 1997. -4. — С. 27-30. 2. Пястолов А.А., Попков А.А., Большаков А.А. и др. Практикум по монтажу, эксплуатации и ремонту электрооборудования Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. Колос, 1976. — С. 224. Национальный центр интеллектуальной собственности. 220034, г. Минск, ул. Козлова, 20.

Читайте также:  Схема трамблера уаз 402 двигатель

МПК / Метки

Код ссылки

Регулятор переменного напряжения для трехфазных асинхронных электродвигателей

Номер патента: 5364

. снятия перенапряжений с указанного ключа и обеспечения его запирания. Недостатком прототипа предлагаемого изобретения является сложность заложенного в нем устройства реализации разряда реактивной мощности двигателя, отсюда относительно высокая его стоимость и большие массогабаритные параметры, а также структурная ненадежность (наличие силовых к.з. цепей), что для обеспечения работоспособности усложняет схему управления, снижает.

Регулятор переменного напряжения для трехфазных асинхронных электродвигателей

Номер патента: 4724

. отсюда относительно высокая его стоимость и большие массогабаритные параметры, а также структурная ненадежность (наличие силовых к.з. цепей), что для обеспечения работоспособности усложняет схему управления, снижает надежность регулятора в целом. Задача изобретения — снижение стоимости и массогабаритных параметров, повышение надежности и улучшение энергетических характеристик регуляторов переменного напряжения, работающих с трехфазными.

Способ ремонта двигателей внутреннего сгорания

Номер патента: 1737

. мкм в диапазоне встречающихся зазоров (0,1-1,0 мм) потребуется очень большой ряд компенсаторов, что снижает практическую применяемость способа. Кроме того, для его осуществления необходимо выполнить как минимум четыре замера, произвести расчет, выбрать и установить определенной толщины компенсаторы, что довольно трудоемко и неприемлемо для серийного производства, вследствие отсутствия возможности автоматизации процесса устранения овальности.

Способ контроля технического состояния асинхронных электродвигателей

Номер патента: 6338

. соответствующие исправному и неисправному состоянию, при заданном значении момента нагрузки. Контроль технического состояния двигателя описывается следующими уравнениями. В процессе работы на валу асинхронного электродвигателя, приводящего в движение механизм с периодически пульсирующей нагрузкой 1(1),где М — постоянная составляющая момента нагрузки, М — амплитуда переменной составляющей момента нагрузки,- частота пульсаций.

Устройство для обкатки и испытания двигателей внутреннего сгорания

Номер патента: U 1774

. а преобразователь напряжения подключен к роторным обмоткам электродвигателя. На фигуре представлена схема устройства для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания. Устройство содержит последовательно соединенные двигатель 1 внутреннего сгорания, емкость 2 отстоя, насос 3 перекачки масла, блок 4 центрифуг, бак 5 со смазочным маслом, в котором установлены излучатели 10, соединенные последовательно с ультразвуковым генератором 9 и.

Оцените статью