ГОСТы: Кузова
Буфера легковых автомобилей. Размеры
Детали деревянные платформ грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия
Стеклоочистители электрические. Технические условия
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности и удерживающих систем для взрослых пассажиров и водителей механических транспортных средств
Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний
Кузова-фургоны автомобильные. Элементы крепления и схемы взаимного расположения шанцевого инструмента. Технические требования
Замки и защелки ящиков и шкафов специального оборудования автомобильных средств заправки и транспортирования горючего. Типы, конструкция и размеры
Платформы бортовые автотранспортных средств. Внутренние размеры
Автомобильные транспортные средства. Техническая документация по утилизации. Общие требования
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления
Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности
Единообразные предписания, касающиеся: 1. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подголовников, вмонтированных или не вмонтированных в сиденья транспортных средств
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении устанавливаемых на них передних и задних защитных устройств (бамперы) и т.д.
Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах
Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения устройств для очистки фар, а также официального утверждения механических транспортных средств в отношении устройств для очистки фар
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида
Единообразные предписания, касающиеся механических сцепных устройств составов транспортных средств
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: 1. Передних противоподкатных защитных устройств (ППЗУ); 2. Транспортных средств в отношении установки ППЗУ официально утвержденного типа; 3. Транспортных средств в отношении их передней противоподкатной защиты (ППЗ)
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения
Единообразные предписания, касающиеся защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения
Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности
Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования
Автомобили легковые. Системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания. Технические требования. Методы испытаний
Автомобили легковые. Системы очистки и омывания ветрового стекла. Технические требования. Методы испытаний
Транспортные средства. Колеса дисковые. Технические требования и методы испытаний
Автомобили легковые. Устройства для защиты от выбросов из-под колес. Технические требования
Автомобильные транспортные средства. Система обеспечения микроклимата. Технические требования и методы испытаний
Автомобильные транспортные средства. Установки подогревательно-отопительные независимые. Технические требования и методы испытаний
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на составные части транспортных средств (далее — ТС) по ГОСТ Р 52051, выпускаемых в обращение в качестве сменных (запасных) частей, и принадлежности (дополнительное оборудование) (далее — СЧ). Стандарт устанавливает общие технические требования к структуре, содержанию идентификационного номера (кода) СЧ и нанесению его знаков на СЧ.
По усмотрению изготовителя идентификационный номер (код) СЧ может заменить или дополнить уже существующие национальные или международные системы идентификации, где при маркировании используются: наименование и адрес предприятия-изготовителя, его товарный знак (товарная марка), год и месяц изготовления, порядковый производственный номер и др.
Настоящий стандарт предназначен для унификации структуры маркировки и распространяется на СЧ, изготовленные после даты введения в действие настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.101-68 Единая система конструкторской документации. Виды изделий
ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий
ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 составные части: Агрегаты, узлы и детали, предназначенные для обязательной установки на всех экземплярах ТС (одной модели).
3.2 принадлежности (дополнительное оборудование): Дополнительные устройства, предназначенные для установки на ТС с целью улучшения их потребительских свойств и не предназначенные для обязательной установки на всех экземплярах ТС (одной модели).
3.3 транспортные средства: Автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов.
3.4 международный идентификационный код изготовителя ТС -World Manufacturer Identifier, WMI (далее — код WMI): Первый раздел кода VIN, обозначающий изготовителя ТС. Код WMI присваивают изготовителю ТС для целей идентификации данного изготовителя. Код WMI при использовании совместно с остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость последнего для всех произведенных в течение 30 лет ТС во всех государствах мира.
3.5 идентификационный номер (код) составной части (далее — НСЧ-код): Структурная комбинация знаков, присваиваемая составной части или принадлежности (дополнительному оборудованию) ТС для целей их идентификации.
3.6 международный идентификационный код изготовителя составной части — World Parts Manufacturer Identifire, WPMI (далее — WPMI-код): Первые четыре знака НСЧ-кода, обозначающие изготовителя составной части и (или) принадлежности (дополнительного оборудования) ТС. WPMI-код позволяет однозначно идентифицировать изготовителя в любой стране мира в течение не менее 30лет.
3.7 изготовитель: Организация независимо от ее организационной формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
[Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1]
4 Требования к структуре и содержанию НСЧ-кода
4.2 На первых четырех знаках НСЧ-кода должен быть приведен четырехзначный WPMI-код.
4.3 Знаки НСЧ-кода с 5-го по 10-й включительно используются для кодировки основных признаков СЧ. Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяет изготовитель.
4.4 На 11-м знаке НСЧ-кода, как правило, указывается год выпуска СЧ. Код для обозначения года выпуска СЧ должен присваиваться в соответствии с приложением А.
4.5 Знаки НСЧ-кода с 12-го по 18-й включительно используются для простановки серийного номера конкретной СЧ с учетом требований пункта 1 примечания к 5.3.
4.6 Знаки идентификационного номера с 15-го по 18-й включительно должны быть только арабскими цифрами.
5 Основные и специальные характеристики WPMI-кода
5.1 WPMI-код должен содержать четыре буквенно-цифровых символа.
5.2 WPMI-коды учитывает и контролирует Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ИСО).
Примечание — В настоящее время функции такого агентства возложены на Общество автомобильных инженеров — Society of Automotive Engineers (SAE),находящееся по адресу: 400,Commonwealth Drive,Warren-dale, PA 15096-0001, USA.
5.3 WPMI-код изготовитель СЧ формирует самостоятельно, если изготовитель СЧ является также изготовителем ТС и имеет код WMI (3.1.4 ГОСТ Р 51980) с признаком годового объема производства ТС до 500 шт. или свыше (3.1.6.3 ГОСТ Р 51980).
В этом случае правила формирования WPMI-кода следующие:
— в качестве трех первых символов применяются три символа кода WMI;
— четвертым символом должна быть цифра «0»;
2 Если изготовитель ТС имеет два кода WMI (с признаком годового объема производства ТС более и менее 500 шт.), то при формировании WPMI-кода такой изготовитель может применить один из кодов WMI по своему усмотрению.
5.4 Если изготовитель СЧ не является изготовителем ТС, то WPMI-код присваивает компетентный орган страны по следующим правилам:
— в качестве двух первых символов применяются комбинации символов, закрепленных за Российской Федерацией Международным агентством (3.1.6.1 и 3.1.6.2 ГОСТ Р 51980);
— в качестве третьего и четвертого символов должны использоваться буквы и цифры по 4.1, кроме цифры «9» для третьего символа и цифры «0» для четвертого символа.
Примечание — В Российской Федерации компетентным органом страны по присвоению WPMI-кодов является Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП «НАМИ»), который одновременно является компетентным органом страны по присвоению кодов WMI по ГОСТ Р 51980 и находится по адресу: 125438 г. Москва, Автомоторная ул., 2.
5.5 WPMI-код, присвоенный изготовителю, не должен быть повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован.
5.6 Если изготовитель изменяет свои юридические наименование и (или) адрес, то он должен направить в адрес компетентного органа страны, присвоившего WPMI-код, официальный запрос о присвоении нового или перерегистрации WPMI-кода. Решение о присвоении нового или перерегистрации WPMI-кода принимает компетентный орган страны, присвоивший WPMI-код.
6 Требования к маркированию НСЧ-кодом
6.1 Маркирование НСЧ-кодом выполняет изготовитель СЧ.
НСЧ-код, формируемый изготовителем, не должен повторяться в течение всего срока выпуска СЧ и должен быть уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.
Примечание — В случае изготовления СЧ последовательно несколькими предприятиями наличие маркировки изготовителя конечного изделия является обязательным. Допускается наличие маркировки на промежуточных этапах. Такая маркировка может служить дополнительным идентификационным признаком конечного изделия.
6.2 Маркированию НСЧ-кодом подлежат:
6.2.1 Принадлежности (дополнительное оборудование) ТС.
а) двигатели внутреннего сгорания;
б) шасси, кабины, кузова и блоки двигателей внутреннего сгорания, выпущенные в обращение изготовителями ТС в качестве сменных (запасных) частей или в качестве покупных изделий, применяемых другими предприятиями в составе новых конструкций изделий;
в) СЧ, разработанные предприятиями как взаимозаменяемые с аналогичными оригинальными СЧ (разработанными в составе ТС), но отличающиеся от них по конструкции и выпущенные в обращение в качестве сменных (запасных) частей;
г) СЧ, изготовленные предприятиями по дубликатам КД, полученным от изготовителей ТС, и поставляемые в порядке кооперирования или как покупные по ГОСТ 2.101.
Примечание — Необходимость маркирования НСЧ-кодом СЧ, выпущенных изготовителями ТС в качестве сменных (запасных) частей (кроме приведенных в перечислениях а) и б) 6.2.2), устанавливается изготовителем ТС самостоятельно или в договоре (контракте ит. п.) на поставку СЧ между изготовителем ТС и продавцом 1 СЧ.
1 Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (в редакции Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»»).
6.3 НСЧ-код должен быть нанесен непосредственно на СЧ (неотъемлемую часть, деталь функциональной составной части конструкции) не менее чем в одном месте.
1 Двигатели внутреннего сгорания маркируют НСЧ-кодом на блоке. На раме шасси и кабине грузового автомобиля, на кузове легкового автомобиля, выпущенных в обращение изготовителями ТС по перечислению б) 6.2.2, НСЧ-код должен быть нанесен, по возможности, в передней части, с правой стороны.
2 Нанесение НСЧ-кода непосредственно на СЧ допускается не выполнять, если это конструктивно недопустимо или технологически невозможно. В этом случае НСЧ-код должен быть приведен на ярлыке (бирке, упаковке и т. п.) и в товаросопроводительной документации.
6.4 НСЧ-код должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков.
6.5 НСЧ-код следует наносить на поверхность, не имеющую следов механической обработки.
Примечание — Допускается нанесение НСЧ-кода на поверхность, имеющую следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом.
6.6 Не допускается уничтожение и (или) изменение НСЧ-кода при проведении ремонта СЧ и ТС.
6.7 Высота буквенных и цифровых знаков, используемых в маркировке СЧ, должна быть не менее:
— 7 мм — для шасси, рамы, кабины или кузова ТС;
— 4 мм — для двигателей внутреннего сгорания и их блоков;
— 2 мм — для других СЧ.
Шрифт буквенных знаков изготовитель выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.
В любом случае знаки, используемые при нанесении маркировки, должны быть легко читаемыми, долговечными и трудноизменяемыми на аналогичные по начертанию знаки.
6.8 НСЧ-код наносится на СЧ без пробелов между знаками и может быть представлен в виде одной или двух строк.
При нанесении НСЧ-кода на СЧ в две строки каждая строка должна содержать девять знаков, а в начале и в конце строк должен быть проставлен разделитель, который устанавливается изготовителем СЧ.
Примечание — В качестве разделителя должен применяться символ, знак или ограничительная рамка, которые не должны являться ни одним из используемых в НСЧ-коде знаков и должны быть такими, чтобы их нельзя было спутать с арабскими цифрами или латинскими буквами.
В технических документах НСЧ-код должен быть изображен в одну строку без пробелов и разделителей.
6.9 Содержание, способ маркировки и место нанесения маркировки должны быть установлены в технических документах на СЧ по ГОСТ 2.314, а также в эксплуатационном документе (паспорте, инструкции по эксплуатации и т. п.), прикладываемом к каждому СЧ.
Приложение А
(обязательное)
Коды для обозначения года выпуска (модельного года)