Часть улицы по которой ездят машины

Проезжая часть — определение по ПДД

Автомобилисты и пешеходы часто используют понятие «проезжая часть». Тем не менее, не всем известно точное значения этого термина, а ведь полоса, дорога и проезжая часть — это все разные понятия. Все термины раскрыты в ПДД РФ.

Что говорится в правилах дорожного движения

Определение понятия раскрыто в правилах дорожного движения. Проезжей частью называется участок дороги, предназначенный для движения колесных транспортных средств. Этот участок может обозначаться разметкой, но это не обязательное условие. Пешеходы могут двигаться через проезжую часть и по ней только в специально обозначенных местах (на пешеходном переходе).

Проезжая часть — это то место, где ездят машины и мотоциклы. На других элементах дороги колесный транспорт либо не имеет права передвигаться, либо должен соблюдать особые условия.

Как можно распознать участок дороги

Чтобы распознать проезжую часть, нужно разобраться с определением других терминов.

  1. Дорога — это полоса земли, специально обустроенная для транспортных средств и пешеходов. Дорога — это обобщающее понятие, которое включает в себя проезжие части, тротуары, обочины, трамвайные пути.
  2. Тротуар — часть дороги, находящаяся за пределами проезжей части и предназначенная для пешеходов. По тротуару нельзя ездить на машине, но в особых случаях можно занимать его часть при парковке (если нет специально отведенного места).
  3. Обочина — элемент дороги, примыкающий к проезжей части и находящийся на одном уровне с ней, но отделенный разметкой 1.2 или отсыпанный другим дорожным покрытием (за пределами города обочина может быть не асфальтированной).
  4. Разделительная полоса — дорожный элемент, который служит для разделения проезжих частей. Необходимость в этом элементе возникает на многополосных дорогах с высокой интенсивностью движения. По разделительному участку нельзя ездить ни на каком транспорте и пешеходам также запрещено по нему передвигаться.
  5. Полоса движения — участок проезжей части, обозначенный разметкой (не всегда) и вмещающий в себя по ширине один автомобиль или два мотоцикла. Если проезжая часть не имеет разметки, но на нее вмещается по ширине две машины, то это означает, что на данном участке две полосы движения (и занимать середину нельзя).

Итак, можно сделать следующий вывод: проезжая часть является элементом дороги и основной ее отличительной особенностью является принадлежность для движения безрельсового транспорта. Трамвайные пути не являются проезжей частью, хоть и примыкают к ней.

Проезжая часть и другие дорожные составляющие (тротуары, трамвайные пути и т.д.) располагаются на разных уровнях. Таким образом, участок для транспорта и обочина (которая также предназначена для колесных ТС) располагаются на одном уровне, а тротуар и трамвайные пути чуть выше от нее.

Количество проезжих частей

Количество проезжих частей определяется тем, сколько на дороге разделительных полос. Одна дорога может вмещать в себя несколько проезжих частей. Если посередине полотна расположена одна разделительная полоса по обе стороны от которой по одной, две или более полос движения, то проезжих частей — две. Если разделительных участков больше, то и количество проезжих частей увеличивается.

Определить разделительную полосу достаточно просто: она широкая — может быть засажена газоном или кустами, и по ней запрещено движение транспорта и пешеходов. Если нет разделительной полосы или каких-либо строений между полосами, то проезжая часть одна.

Какой должна быть ширина

Ширина проезжей части и полос движения в городе и вне населенного пункта отличается.

  • на городских дорогах ширина одной полосы движения составляет 2,75-4 метра. Показатель зависит от того, какие ТС передвигаются по данной дороге;
  • за городом ширина полосы варьируется от 3 до 4,5 метров. Самыми широкими являются пешеходно-транспортные магистрали. Чем больше полос и чем выше интенсивность движения, тем шире проезжая часть (в целях безопасности).
Читайте также:  Компьютерная диагностика автомобиля рыбацкое

Ширина определяется категорией дороги и ее предназначением. Иногда требования к ширине проезжей части не соблюдаются. Это обусловлено особенностями застроек и ландшафта города. Если нет возможности расширить улицу, то и создать проезжую часть, соответствующую ГОСТу, вряд ли удастся.

Разметка

Дорожная разметка — нанесенные на покрытие проезжей части и дорожных сооружений элементы (надписи, линии, стрелки и т.д.), устанавливающие правила и порядок движения транспортных средств и пешеходов, а также информирующие об определенных условиях и требованиях. Требования к нанесению разметки установлены ГОСТом. Основная задача разметки — регулирование порядка движения обеспечение безопасности (например, на участках с повышенной аварийностью разметка может запрещать обгон или другие маневры).

Разметка может быть горизонтальной (первая цифра в нумерации — 1) и вертикальной (в ПДД начинается с цифры 2), а также может наноситься по диагонали, закругленно и под углами (в местах парковок, например). Полный перечень дорожных маркировок указан в ПДД РФ. Всего существует более 30 разновидностей.

Транспортные потоки на участке

Транспортным потоком называется упорядоченное движения транспортных средств по проезжей части. Как правило, потоки разделяются прерывистой, сплошной или двойной сплошной линией. Каждый автомобилист должен двигаться строго в своем ряду. Пересекать сплошную разметку запрещено.

Если на проезжей части нет разметки или полосы, которая делит транспортные потоки, то водитель должен самостоятельно, исходя из габаритов своего транспорта, определить количество потоков на участке и занять соответствующее положение. То же самое придется сделать, если разметка не видна из-за погодных условий, например, из-за снегопада.

Ширина разделительной полосы устанавливается ГОСТом Р 52399-2005. Внутри разметки может располагаться газон, если ширина достаточна для его насаждения. Максимальная ширина — шесть метров. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина — 2 метра. На двуполостные дороги не делают ограждения из бетона или металла, а ограничиваются газоном или простой маркировкой на асфальте.

Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий. Разделительные полосы устанавливают на широких и многополосных дорогах с высокой интенсивностью движения. Задача этого элемента — повышение уровня безопасности.

Частые нарушения водителей

Самое частое нарушение — игнорирование требований дорожной разметки. За это предусмотрены штрафы:

  1. Разворот в запрещенном месте — 500 рублей.
  2. Непредоставление преимущества пешеходам на пешеходной дорожке — от 1500 до 2500 рублей. Автомобилистам вообще нельзя заезжать на пешеходную или велосипедную дорожку.
  3. Пересечение сплошной линии — 1500 рублей.
  4. За пересечение двойной сплошной могут оштрафовать на 5 тысяч рублей или лишить водительских прав на 1 год. При повторном нарушении лишение в/у будет длиться дольше.
  5. Несоблюдение требований стоп-линии (заезд на нее, пересечение) — 800 рублей. Но стоит помнить, что светофор и регулировщик имеют перед этой линией приоритет.
  6. За езду по полосе для маршрутных ТС (обозначенных буквой «А») — штраф 1500 рублей.

Кроме того, могут встретиться следующие нарушения:

  1. Обгон справа, по обочине. Данный дорожный элемент не предназначен для обгона и этот маневр наказуем штрафом 1500 рублей. Любое другое нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги наказуемо штрафом равным 1500 рублей.
  2. Поворот не со своей полосы чреват штрафом 1500 рублей.
  3. Езда по трамвайным путям принесет водителю штраф в размере от 500 рублей. Если выезд был совершен на пути встречного направления, то наказание составит 5000 рублей или лишение водительских прав на 6 месяцев.
  4. Водитель тихоходного транспортного средства или неисправного автомобиля, скорость которого не превышает 30 км/ч обязан уступать дорогу тем, кто движется за ним (если есть такая возможность). В противном случае создается пробка и тот, по чьей вине она образовалась, получит штраф в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей.
  5. Пешеходы тоже должны соблюдать ПДД. За переход дороги в неположенном месте могут оштрафовать на пятьсот рублей или вынести предупреждение.
Читайте также:  Чем вытереть масло с двигателя

Каждое повторное нарушение наказывается строже, чем в первый раз.

ВАЖНО! Трамвайные пути, обочина и тротуар не являются проезжей частью и ездить по ним запрещено. На обочине можно совершать остановку и стоянку, если на эти действия не налагаются запреты дорожными знаками.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу!

Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84

Проезжая часть предназначается для безопасного и беспрепятственного движения безрельсового транспорта. Пешеходы могут свободно передвигаться по тротуару, но должны соблюдать правила дорожного движения при пересечении проезжей части дороги. Строгое расположение дорожных элементов и требования к их размерам созданы не случайно: все это обеспечивает безопасное передвижение как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов и велосипедистов.

Сколько на дороге проезжих частей? Считаем вместе

Наши друзья, недавно окончившие автошколу, говорят, что об этом рассказывают уже на первых занятиях. Действительно, если вы путаетесь в определении проезжей части, то можете оказаться на дороге в очень неприятной ситуации.

Например, «гаишники» очень любят наказывать водителя за непропуск пешехода, который только-только шагнул на дорогу на противоположной стороне движения. Его траектория с автомобилем не пересечется, даже если пешеход «перейдет в галоп». И, тем не менее, автоинспектор считает возможным применить пункт Правил, в которых сказано:

«водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Вопрос: а является ли полоса противоположного направления той же проезжей частью, что и полоса, по которой движется автомобиль? А сколько вообще проезжих частей может быть на дороге? А трамвайные пути относятся к проезжей части? Давайте разбираться.

Согласно ПДД, проезжая часть (пункт 1.2) — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Рассмотрим еще термин «разделительная полоса». Это «элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств».

Последнее означает, что проспект или улица, по которой ездят автомобили и, например, трамваи, может иметь не одну, а несколько проезжих частей. Часто водители за разделительную полосу принимают сплошную линию — одинарную или двойную. Это не так. Дорога, разделенная сплошной линией разметки, — это одна проезжая часть. А вот если между противоположными направлениями есть конструктивно выделенный элемент — например, газон,огражденный бордюром, трамвайные пути, приподнятые над проезжей частью, отбойник или просто бордюр, в этом случае проезжих частей на дороге две. В качестве разделительной полосы может выступать «двойная сплошная», между линиями которой есть некоторое расстояние.

Определения трамвайных путей в ПДД нет, однако из самого определения проезжей части очевидно, что трамвайные пути проезжей частью являться не могут (даже если иногда по ним разрешается ездить безрельсовым ТС). Получается, что на дороге, посредине которой проложены трамвайные пути, две проезжие части.

А сколько всего проезжих частей может быть на дороге? Вероятно, четыре. Две — направления противоположного движения при наличии разделительной полосы, а также боковые карманы для въезда на прилегающие территории и стоянки ТС. Как-то так…

Я ничего не путаю? Если замечания и вопросы, пишите в комментариях.

Дорога и её составные части

Когда-то в старину привычных для нас дорог не было. От одного поселения до другого люди передвигались по лесным и полевым тропам. Но постепенно дорог становилось всё больше и они принимали всё более ухоженный вид. Римляне в Европе, инки в Америке мостили дороги камнем и щебнем, укладывали твёрдое покрытие.

Начали благоустраиваться и дороги в городах. В русских городах для их строительства использовали дерево, в европейских — булыжники и щебень.

Постепенно дороги стали такими, какими мы привыкли их видеть.

Итак, дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.

Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.

Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.

Зато для пешеходов предназначается тротуар. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает «дорога для пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.

Тротуары немного приподняты над проезжей частью дороги. Делается это для того, чтобы любой пешеход мог чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром. Обозначают эту границу специальными камнями, которые образуют поребрик. На тех улицах, где особенно много пешеходов и машин, тротуары от проезжей части отделяются не поребриком, а металлическими ограждениями.

Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам.

Какие бывают дороги

Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин?

Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части.

Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

В России на дорогах — правостороннее движение.

Читайте также:  Каталог по подбору масла для двигателя
Оцените статью