Буран с двигателем от оки схема

Буран с двигателем от оки схема

Сообщение Дима » 20 фев 2010, 07:38

Сообщение Дима » 20 фев 2010, 08:19

Стоимость двига 52т.р.
Один коленвал только стоит 13 700р.

Для сравненья ВАЗовский 2103, стоит 31т.р.

Сообщение lunatik-1 » 20 фев 2010, 08:27

Дима писал(а): Стоимость двига 52т.р.
Один коленвал только стоит 13 700р.

Для сравненья ВАЗовский 2103, стоит 31т.р.

Сообщение Дима » 20 фев 2010, 09:07

Сообщение АРКАША » 20 фев 2010, 12:00

Сообщение ser » 20 фев 2010, 12:35

Сообщение Vadim » 20 фев 2010, 12:57

у нас кто может ставит на буран движку ОКА или ИМПОРТ по причине того, что буран с двигателем РМ-640 ест непомерно много топлива и нереально дорог в эксплуатации. Тот же лифан 4-х тактный экономит топливо и девевле намного в эксплуатации.

Сообщение ser » 20 фев 2010, 15:22

Сообщение lunatik-1 » 20 фев 2010, 15:42

Да не вопрос, но его обсуждение в сегодняшних реалях
сводится к тому, что дешевле поставить любой другой мотор.
Даже если он в виде нового агрегата достанется бесплатно,
эксплуатация станет дороже покупки другого мотора.

Строго ИМХО

Сообщение Дима » 20 фев 2010, 16:05

Сообщение Дима » 21 фев 2010, 16:01

Сообщение silverr » 21 фев 2010, 19:22

у меня на самодельном снегоходе стоит..
был с двух канальной продувкой (28 л.с.)
сейчас поменял картер и цилиндра на 4х канальные (34 л.с.)
у последного кроме мощьности..
ещё лучше запуск при минусовых
и за счет продувки охлаждение лучше ..

Сообщение Дмитрий Ухов » 10 мар 2010, 09:15

Добрый день
Есть опыт по этим движкам.
Дело в том ,что жил одно время на севере Иркутской области, а там импортных снегоходов нет. Просто по причине их не пригодности в данных условиях эксплуатации. к недостаткам импорта можно отнести и две лыжи (сразу застреваешь на марнике, а снег по пояс и выше, пока откапаешь все проклянешь) и одна гусянка, что более профессионально то охотникам не по карману.
Так вот, двигатель не плохой, но качество изготовления просто ужасное. Если после покупки не перебрал, то далеко не уедешь. Охлаждение со стороны правого цилиндра , что спасает правый поршень, а вот левый поршень при нагрузке и в теплую погоду прогарает. Игольчатые подшипники на шатунах тоже песня, могут запросто стать в сечении квадратными со всеми вытекающими. Был в последний выезд просто тупой случай. Отвалилась в редукторе пластина крепления тросика переключения скоростей, забыли проклепать на заводе . Ну и конечно аппетит , хотелось бы поскромней. Ну т.д. перечислять можно долго. Хотя повторюсь аппарат в целом не плохой , к нему бы руки приложить и желательно на заводе изготовителе. Вобщем надо быть готовым к тому , что в тайге и на морозе под -40С может случиться ремонт ,а иногда просто бросить и выходить пешком матеря завод изготовитель .

Vadim, а можно поподробнее про движку от ОКИ на Буран.
С уваженим.

Сообщение mmcl200 » 10 мар 2010, 11:23

Дима писал(а): Стоимость двига 52т.р.
Один коленвал только стоит 13 700р.

Земля-Космос

Добро пожаловать на сайт космонавтики

Цель создания / Компоновка ОК «Буран» / Чертежи ОК «Буран» / Транспортировка ОК «Буран» / 3D-модель ОК «Буран / Полет ОК «Буран» / Схема полета

Энергия — Буран

Система познается в сравнении. Запуск мощной ракеты-носителя «Энергия» (15.05.87 г.) и первый испытательный полет орбитального корабля многоразового использования «Буран» (15.11.88 г.)—важные этапы в развитии отечественной космонавтики. Они положили начало летной отработке новой универсальной ТКС, способной выводить на околоземную орбиту и возвращать на Землю полезные грузы больших масс и габаритов.

Внешне система напоминает «Спейс Шаттл». Это — двухступенчатая «пакетная» схема носителя с параллельной компоновкой ракетных ступеней и боковым размещением орбитального корабля. Возвращаемый корабль выполнен по самолетной схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом переменной стреловидности. Такая компоновка системы и выбор схемы корабля продиктованы требованиями аэродинамики, прочности, защиты от нагрева, устойчивости и управляемости в полете. Но на этом, пожалуй, и заканчивается внешняя схожесть этих уникальных комплексов.

В отличие от МТКК «Спейс Шаттл» в транспортной системе «Энергия — Буран» маршевые двигатели второй ступени размещены не на корабле, а на ракетном блоке, т. е. носитель и корабль функционально разделены.

Вместо твердотопливных ускорителей первой ступени применяются унифицированные ракетные блоки, работающие на жидком кислороде и углеводородном горючем. На орбитальном корабле предусмотрена автоматическая система привода и посадки

Принятые решения обеспечили отечественной системе ряд преимуществ по сравнению с МТКК «Спейс Шаттл». Вот некоторые из них:

Универсальная ракетно-космическая система «Энергия — Буран» обладает рядом уникальных возможностей. В грузовом варианте (без орбитального корабля) она обеспечивает выведение на низкую околоземную орбиту полезного груза массой свыше 100 т, в пять раз превышая грузоподъемность эксплуатируемого в настоящее время тяжелого носителя «Протон». При создании специального разгонного блока масса полезной нагрузки, выводимой системой на геостационарную орбиту, составит 18 т, при отлете к Луне — 32 т, Марсу и Венере—28 т.

В орбитальном корабле «Буран», грузовой отсек которого под стать железнодорожному вагону, система может вывести на околоземную орбиту полезный груз массой до 30 т и вернуть на Землю объект, эквивалентный по массе и габаритам базовому блоку станции «Мир».

Рис 3. Универсальная ТКС «Энергия—Буран»

При планируемой численности экипажа 2—4 человека в корабле можно разместить еще несколько специалистов для проведения различных работ на орбите. Длительность автономного полета корабля на первом этапе составит не более 7 сут, а в дальнейшем будет доведена до 30 сут.

Схема выведения орбитального корабля предусматривает отделение второй ступени ракеты-носителя после набора суборбитальной скорости. Эта ступень приводняется в акватории Тихого океана, тем самым исключается засорение космоса крупногабаритными фрагментами отработавших ступеней. Дополнительный разгон корабля до орбитальной скорости осуществляется его собственной двигательной установкой. «Буран» может совершать орбитальные переходы за счет бортового запаса топлива, а при спуске с орбиты — аэродинамический боковой маневр дальностью до 2000 км. Посадка — «по-самолетному». На космодроме Байконур для этой цели создан специальный аэродром с уникальной посадочной полосой твердого покрытия около 5 км длиной и 80 м шириной.

С целью снижения эксплуатационных затрат предусмотрена возможность оснащения блоков первой ступени системами спасения для повторного использования блоков после возвращения и восстановления.

Проблемы разработки. На пути создания системы «Энергия — Буран» стояли сложные научно-технические проблемы.

Для мощной РН «Энергия» потребовалось высокоэнергетическое ракетное топливо, в частности, в качестве горючего на второй ступени — жидкий водород. Были использованы новые конструкции и теплоизоляционные материалы, работающие при температуре до —255° С, освоена технология изготовления крупногабаритных топливных баков с применением электронно-лучевой и импульсно-дуговой сварки, решена проблема их транспортировки на тяжелом самолете с завода-изготовителя на полигон.

Реализована программа создания и отработки для носителя высоконадежных, многоресурсных маршевых двигателей: самого мощного в мире двигателя на кислороде и углеводородном горючем для первой ступени (тяга в пустоте 800 тс) и высокоэффективного кислородно-водородного двигателя для второй ступени (тяга в пустоте 200 тс).

Самым сложным было создание многоразовой теплозащиты и обеспечение автоматической посадки корабля. При спуске с орбиты из-за аэродинамического торможения в плотных слоях атмосферы отдельные участки внешней поверхности корабля нагреваются до 1600° С, в то время как температура металлической конструкции планера не должна превышать 150°С. Эта проблема решена за счет облицовки корабля теплозащитными плитками на основе супертонкого чистого кварцевого волокна. А наиболее теплонапряженные элементы конструкции изготовлены из нового композиционного углеродного материала. При этом технология нанесения теплозащитного покрытия строго сохраняет аэродинамические формы корабля, для чего 38 тыс. плиток покрытия изготавливались на станках по специально разработанным программам с учетом конкретного места каждой плитки на корпусе корабля.

Читайте также:  Задания по предмету устройство автомобиля

Управление движением «Бурана» при возвращении с орбиты предусматривает спуск с осуществлением бокового маневра для выхода в зону аэродинамической посадки, предпосадочное маневрирование, привод корабля к посадочной полосе, полет по глиссаде и посадку. В процессе спуска и маневрирования строго контролируется текущая скорость корабля, которая должна быть достаточной для его прихода на аэродром. Бортовой вычислитель по радиосигналам наземных средств контроля рассчитывает отклонения реальной траектории от заданной и сам управляет движением корабля. Для реализации автоматической посадки потребовалось разработать сложное бортовое программное обеспечение и создать принципиально новые наземные радиотехнические системы посадки.

Большое внимание при разработке универсальной транспортной системы уделено надежности и безопасности. Предусмотрено резервирование основных жизненно важных систем и агрегатов, на носителе есть специальные средства аварийной защиты маршевых двигателей, обеспечивающие диагностику их состояния и своевременное отключение в случае аварии. При возникновении нештатной ситуации система может продолжать полет с одним выключенным двигателем первой или второй ступени. Выдержан основной принцип — устойчивость системы при двух отказах: один отказ — выполнение программы, два отказа — обеспечение безопасности экипажа.

Успешное начало летных испытаний системы «Энергия — Буран» стало возможным благодаря проведению большого объема наземной отработки, включая испытания на моделях и полноразмерных изделиях по аэрогазодинамике, теплообмену, прочности, огневые стендовые испытания двигателей и ракетных блоков, отработку на моделирующих стендах аппаратуры и программного обеспечения, что потребовало создания уникальной экспериментальной базы. Параллельно с отработкой на стендах для проверки работоспособности теплозащиты были проведены запуски на суборбитальные траектории малоразмерной модели орбитального корабля. А окончательная отработка режимов автоматической посадки проводилась на полноразмерном аналоге «Бурана», оснащенном четырьмя турбореактивными двигателями для самостоятельного взлета и посадки «по-самолетному». Результаты, полученные после первого испытательного полета «Бурана» в космосе и атмосфере продолжительностью более трех часов, превзошли все ожидания: отклонение программы по времени в момент останова корабля на полосе составило одну секунду, а отклонение корабля от оси полосы — всего 1,5 м.

Перспективы применения. Новые качества транспортной системы «Энергия — Буран», которые в полном объеме будут реализованы в ближайшем будущем, существенно расширят объем операций, проводимых в космосе.

В каких же направлениях целесообразно применять систему?

Использование штатного корабля «Буран» с обслуживающими системами и специалистами на борту позволит:

Как штатное средство выведения полезных нагрузок универсальная система применяется без орбитального корабля в составе ракеты-носителя «Энергия» и доразгонных блоков. В числе задач могут рассматриваться запуск на геостационарную орбиту тяжелых спутников-ретрансляторов, оснащенных крупногабаритными приемными и передающими антеннами, выведение базовых блоков орбитальной станции нового поколения, отправка к Марсу автоматических научно-исследовательских: комплексов. В более отдаленной перспективе РН «Энергия» может использоваться в операциях сборки на орбите пилотируемого марсианского комплекса или для запуска грузовых модулей к Луне с целью организации лунной базы. Обсуждение этих проектов, в основе которых должно лежать международное сотрудничество, уже ведется на страницах отечественных и зарубежных газет и журналов.

Круг решаемых задач и масштабы применения системы будут расти по мере ее совершенствования и снижения эксплуатационных затрат за счет увеличения многоразовости использования элементов конструкции. Будет расти и прямая отдача при реализации перспективных космических проектов, предусматривающих использование системы «Энергия — Буран». Например, запуск, с помощью РН «Энергия» четырех связных ИСЗ-платформ на геостационарную орбиту (каждая массой до 18 т) позволит одновременно обслужить 480 тыс. абонентов, т. е. по существу решит проблему дополнительных магистральных линий. Но уже сейчас большая часть затрат на разработку системы «Энергия — Буран» может окупиться при внедрении в народное хозяйство достижений в области новых технологий, материалов, приборостроения, программного обеспечения, испытательного оборудования, которые были получены при создании этого комплекса.

Вклад в народное хозяйство. В разработке системы принимала участие обширная кооперация отраслевых и академических институтов, конструкторских бюро, заводов, строительных организаций. Полученный опыт и большой научно-технический задел — мощный потенциал для развития не только космической и авиационной техники, но и других отраслей промышленности. Многие разработки уже опробованы и освоены или осваиваются в народном хозяйстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно беглого обзора основных достижений и областей их применения.

Разработано и освоено в производстве несколько десятков новых материалов, в числе которых: криогенные пенопласты — для теплоизоляции в строительстве емкостей и трубопроводов, работающих в условиях Крайнего Севера; композиционные углеродные материалы— в медицине (травматология и ортопедия), для изготовления спортинвентаря; нетоксичные герметики — в радиоэлектронной промышленности и приборостроении; высокопрочные свариваемые стали — в тяжелом машиностроении для снижения массы грузоподъемного оборудования.

Созданные по «буранному» заказу негорючие стеклопластики начинают использоваться для отделки вагонов метрополитена, а высокопрочная керамика — в деталях «земной» водозапорной арматуры.

Широкое применение находят прогрессивные технологии: плазменное напыление защитных покрытий (в приборостроении), вакуумная и дуговая металлургия (для оборудования пищевой промышленности), электронно-лучевая сварка (в машиностроении), упрочнение быстрорежущей стали электроимпульсной обработкой (в инструментальной промышленности).

Целесообразно внедрять в другие отрасли народного хозяйства методы отработки и отладки программного обеспечения, эффективные средства автоматической диагностики и неразрушающего контроля, методы испытаний сложных технических систем, а также использовать созданный в процессе разработки системы «Энергия— Буран» богатейший фонд пакетов программ для автоматизированного проектирования.

Уникальными возможностями располагает созданная для отработки системы наземная экспериментальная база.

Несомненно, большую практическую пользу принесут работы по оснащению авиации средствами автоматической всепогодной посадки и применение на перспективных транспортных средствах высокоэффективного, экологически чистого водородного топлива. Но уже сегодня могут найти применение разработанные для «Бурана» электрохимические модульные генераторы на экологически чистых компонентах топлива (водород — кислород). А на основе методов нейтрализации выхлопных газов в аэродинамических установках проводятся успешные эксперименты по обеспечению экологической чистоты атмосферных выбросов на тепловых станциях и металлургических заводах.

Таким образом, достижения, полученные при разработке системы «Энергия — Буран», могут оказать существенное влияние на развитие многих отраслей народного хозяйства. Испытания многоразовой космической системы продолжаются, но она уже начинает давать отдачу.

Цель создания (применение «Бурана»)

Цели создания орбитального корабля «Буран» впервые были четко сформулированы в тактико-техническом задании на разработку многоразовой космической системы, выданном Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утвержденном Д.Ф.Устиновым в праздничной обстановке 7 (по другим данным, 8) ноября 1976 года. Итак, «Буран» предназначался для:

Первоначальными планами предполагалась постройка пяти орбитальных кораблей для достижения частоты 30 полетов в год.

1. Боевые космические комплексы

В конце 60-х — начале 70-х годов в США были начаты работы по исследованию возможности использования космического пространства для ведения боевых действий в космосе и из космоса. Правительство СССР рядом специальных постановлений (первое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса» вышло в 1976 г.) работы в стране в этой области поручило кооперации организаций-разработчиков во главе с НПО «Энергия». В 70-80-е годы был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения космических аппаратов военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию. Для поражения военных космических объектов были разработаны два боевых космических аппарата на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооружения — лазерным (боевой комплекс «Скиф») и ракетным (боевой комплекс «Каскад») . Основой обоих аппаратов явился унифицированный служебный блок, созданный на базе конструкции, служебных систем и агрегатов орбитальной станции серии 17К ДОС.
В отличие от станции служебный блок должен был иметь существенно большие по вместимости топливные баки двигательной установки для обеспечения маневрирования на орбите.

Читайте также:  Швейная машина janome как смазать маслом

Система «Каскад»

Выведение космических аппаратов на орбиту предполагалось осуществлять в грузовом отсеке орбитального корабля МКС «Буран» (ракетой-носителем «Протон» на экспериментальном этапе). Предусматривалась дозаправка баков на орбите при помощи средств, также доставляемых к аппаратам в ОК МКС «Буран». Для обеспечения длительного срока боевого дежурства на орбите и поддержания высокой готовности космических комплексов предусматривалась возможность посещения объектов экипажем (два человека до 7 суток) , в том числе с использованием КК «Союз» .Меньшая масса бортового комплекса вооружения «Каскад» с ракетным оружием, по сравнению с комплексом «Скиф» с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоящей из боевых космических аппаратов, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая — ракетным оружием. При этом первый тип КА должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй — по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах.Для поражения стартующих баллистических ракет и их головных блоков на пассивном участке полета в НПО «Энергия» для комплекса «Каскад» был разработан проект ракеты-перехватчика космического базирования. В практике НПО «Энергия» это была самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Достаточно сказать, что при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета-перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с характеристической скоростью ракет, выводящих современные полезные нагрузки на орбиту ИСЗ. Высокие характеристики достигались за счет применения технических решений, основанных на последних достижениях отечественной науки и техники в области миниатюризации приборостроения. Авторской разработкой НПО «Энергия» явилась уникальная двигательная установка, использующая нетрадиционные некриогенные топлива и сверхпрочные композиционные материалы. В начале 90-х годов, в связи с изменением военно-политической обстановки, работы по боевым космическим комплексам в НПО «Энергия» были прекращены. К работам по боевым космическим комплексам привлекались все тематические подразделения Головного конструкторского бюро и широкая кооперация специализированных организаций-разработчиков военно-промышленного комплекса страны, а также ведущие исследовательские организации Министерства обороны и Академии наук.

По другим данным, ракетный комплекс для «Каскада» разрабатывался по заказу НПО «Энергия» в фирме А.Э.Нудельмана, известного конструктора пушечного оружия для самолетов и космических аппаратов. Для орбитальных испытаний ракет было решено установить их на грузовые транспортные корабли «Прогресс». На первом этапе в 1986-88 гг. были запланированы пять полетов таких кораблей в рамках программы «Каскад». На производственной базе НПО «Энергия» — Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) началось изготовление этих кораблей под бортовыми номерами 129, 130, 131, 132 и 133.
Однако до летных испытаний дело так и не дошло. Корабли были переделаны и выведены на орбиту (уже под новыми номерами) по своему первоначальному назначению — для доставки грузов на пилотируемую орбитальную станцию. В начале 1990-х годов работы по программе создания аппарата «Каскад» были прекращены.

Головной фирмой по лазерному комплексу для «Скифа» было НПО «Астрофизика» — ведущая советская фирма по лазерам. После передачи задела по «Скифу» из НПО «Энергия» в КБ «Салют» в начале 1980-х годов новым коллективом был разработан проект тяжелой боевой лазерной станции космического базирования «Скиф». 18 августа 1983 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны. Однако с объявлением в США программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) работы над «Скифом» были продолжены, и 15 мая 1987 года динамический макет лазерной станции «Скиф-ДМ» массой около 80 тонн был испытан в космосе при первом испытательном запуске РН «Энергия».

Смотри также воспоминания Главного конструктора РН «Энергия» Б.И.Губанова: «Полюс»

Для поражения особо важных наземных целей разрабатывалась космическая станция, основу которой составляла станция серии 17К ДОС и на которой должны были базироваться автономные модули с боевыми блоками баллистического или планирующего типа. По специальной команде модули отделялись от станции, посредством маневрирования они должны были занимать необходимое положение в космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение. Конструкция и основные системы автономных модулей были заимствованы с орбитального корабля «Буран». В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе экспериментальной модели ОК «Буран» (аппараты семейства «Бор»).

Военная целевая нагрузка для ОК «Буран» разрабатывалась на основании специального секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР » Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса » (1976 г.)

Вот как описывает применение боевой космической станции С.Александров в своей статье «Меч, ставший щитом» («Техника-молодежи», №4’98):
«. Тот же базовый модуль, как на орбитальной станции “Мир”, те же боковые (уже не секрет, что на “Спектре”, например, предполагались испытания оптической системы обнаружения ракетных пусков. А стабилизированная платформа с теле- и фотокамерами на “Кристалле” — чем не прицел?), но вместо астрофизического “Кванта” — модуль с комплексом боевого управления. Под “шариком” переходного отсека — еще один переходник, на котором висят четыре модуля (на основе “бурановского” фюзеляжа) с боевыми блоками. Это, так сказать, “исходное положение”. По тревоге они отделяются и расходятся на рабочие орбиты, выбираемые из следующего соображения: чтобы каждый блок вышел на свою цель в тот момент, когда над ней будет пролетать центр управления.
Фюзеляж “Бурана” используется в этом проекте по принципу “не пропадать же добру”: большие запасы топлива в объединенной двигательной установке и очень хорошая система управления позволяют активно маневрировать на орбите, при этом полезный груз — боевые блоки — находятся в контейнере, скрытые от любопытных глаз, а так же неблагоприятных факторов космического полета.
Что существенно в контексте стратегического сдерживания — эта система оружия нанесет прицельный, “хирургический” удар даже в том случае, если будет уничтожено все остальное. Как атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп!»

2. Проекты целевого использования орбитального корабля «Буран»

Согласно техническим заданиям Министерства обороны и отраслевым программам в НПО «Энергия» были разработаны технические предложения и эскизные проекты по решению конкретных задач в реальных направлениях применения ОК «Буран». Предусматривалось использовать ОК «Буран» для транспортно-технического обслуживания (ТТО) и ремонта орбитальных комплексов и космических аппаратов. Так, например, транспортно-техническое обслуживание орбитальным кораблем «Буран» комплекса «Мир» ( на рисунке справа) — его дооснащение (доставка модулей, энергоустановок и др.), многоразовое использование модулей и оборудования (их возвращение для профилактики и ремонта), доставка на Землю результатов работ — позволяет существенно повысить эффективность комплекса. Как разновидности задачи ТТО были рассмотрены диагностирование неисправных аппаратов как на орбите, так и после их возвращения с помощью ОК «Буран», а также оценка возможности их ремонта и повторного использования. Применительно к аппаратам космической разведки исследована возможность возвращения двух неисправных аппаратов и принятия решений по их дальнейшему использованию.

Детально проработано использование ОК «Буран» для развертывания и сборки больших конструкций. Это направление имеет принципиальное значение для создания космических антенн, солнечных энергоустановок и др. Обоснован эксперимент по отработке антенны космического радиотелескопа КРТ-30 и экспериментального космического комплекса наблюдения в составе бортового модуля на ОК «Буран». Особую роль ОК «Буран» может иметь для выведения и отработки на орбите особо дорогостоящих КА.
Чтобы уменьшить технический риск и предотвратить значительный ущерб в случае потери, например, уникального аппарата космической разведки или выхода из строя его целевой аппаратуры, было предложено и проработано решение о создании по принципу максимальной преемственности конструктивных, компоновочных и технических решений экспериментального образца (ЭКА), выводимого и обслуживаемого по программе отработки кораблем «Буран». Такое решение позволяло обеспечить:

контроль всех основных этапов функционирования ЭКА;
контроль операций по раскрытию крупногабаритной антенны РАС и проведение оперативного ремонта при ее отказе;
проверку работоспособности ЭКА перед самостоятельным функционированием для гарантированного выполнения задач эксперимента;
проведение ремонтно-восстановительных работ на борту ЭКА;
возвращение на Землю особо ценных частей ЭКА для диагностики и повторного использования.

Аналогично исследовано использование ОК «Буран» для выведения на орбиту и отработки экспериментальной энергоемкой тяжелой радиолокационной станции 91А6-П. Незаменима роль ОК «Буран» при проведении специальных исследований, а также ряда научных и технологических экспериментов.

В качестве начального этапа практического использования ОК «Буран» для научных исследований планировалась постановка и проведение на его борту уже во время второго полета экспериментов по исследованию микроатмосферы, микроускорений и характеристик излучений с помощью научной аппаратуры многоразового использования. Это направление оценивалось как весьма значительное, особенно при комплексном решении научно-исследовательских и технических задач. Уникальные энергетические возможности ОК «Буран» (до 60 кВт), уровень микрогравитации (10 -4 . 10 -5 g) и другие характеристики функционирования на орбите, а также возможность возвращения и многократного использования оборудования позволили организовать на борту промышленное производство и доставку на Землю биопрепаратов и полупроводниковых материалов высокой стоимости. Проектные исследования этого направления на основе конкретных биоустановок («Рекомб-2», «Ручей-2», «Поток») и технологических установок («Кратер-АГ», «Малахит») показали целесообразность его реализации уже в ходе летных испытаний. В результате этих разработок и исследований были разработаны принципы и научно-технические направления создания и эксплуатации любых многоразовых космических аппаратов.

Разработкой и исследованиями целевого применения ОК «Буран» занимались В.Г.Алиев, Б.И.Сотников, П.М.Воробьев, В.Ф.Садовый, А.В.Егоров, С.И.Александров, Н.А.Брюханов, В.В.Антонов, В.И.Бержатый, О.В.Митичкин, Ю.П.Улыбышев и др.

Компоновка ОК «Буран»

1 — носовой блок двигателей управления (БДУ-Н); 2 — приборный отсек; 3,5,6,21 — блоки аппаратуры; 4 — кабина пилотов; 7 — командный отсек; 8 — радиовысотомер-вертикаль (модуль командных приборов); 9 — отсек полезного груза (ОПГ); 10 — блок испытательной аппаратуры; 11 — вспомогательные силовые установки (ВСУ); 12 — двухсекционный расщепляющийся воздушный тормоз; 13 — контейнер с тормозным парашютом; 14 — базовый блок объединенной двигательной установки (ОДУ); 15 — блоки двигателей управления (левый и правый); 16 — бак горючего; 17 — балансировочный щиток; 18 — нижние узлы стыковки ОК к РН на старте; 19 — бак окислителя; 20 — носовой узел стыковки ОК с РН; 22 — агрегатный отсек (АО); 23 — блоки системы терморегулирования

Компоновочная схема OK:

1 — кабина экипажа; 2 — блок двигателей управления носовой (БДУ-Н); 3 — приборный отсек; 4 — командный отсек; 5 — рабочие места РМ-1 и РМ-2; 6 — остекление кабины; 7 — катапультные кресла; 8 — аварийные выходы для катапультных кресел; 9 — рабочее место РМ-3; 10 — радиовысотомер-вертикаль; 11 — отсек полезного груза (ОПГ); 12 — створки ОПГ; 13 — верхняя остронаправленная антенна ОНА-1 (сложена); 14 — вспомогательные силовые установки (ВСУ); 15 — контейнер с тормозным парашютом; 16 — блоки двигателей управления (левый и правый); 17 — базовый блок ОДУ; 18 — двигатели орбитального маневрирования (ДОМ); 19 — балансировочный щиток; 20 — герметичный приборный отсек; 21 — нижняя остронаправленная антенна OHA-II (в рабочем положении); 22 — баллоны с газами, водой и аммиаком; 23 — блоки аппаратуры; 24 — баллоны системы пожаровзрывопредупреждения (СПВП); 25 — баки СЭП; 26 — электрохимические генераторы (ЭХГ) СЭП; 27 — приборный модуль СЭП; 28 — входной (посадочный) люк; 29 — бытовой отсек (БО); 30 — агрегатный отсек (АО); 31 — задний люк кабины экипажа для выхода в СМ или шлюзовую камеру кабины (ШКК); 32 — рабочее место РМ-4; 33 — навигационная измерительная визуальная система; 34 — иллюминатор наблюдения за работами в ОПГ; 35 — рабочее место РМ-5; 36 — рабочее место РМ-6; 37 — медицинское оборудование; 38 — модуль командных приборов; 39 — звездно-солнечный прибор (ЗСП); 40 — блок коммутации.

Технографика ОК «Буран»;
We are glad to introduce the last (2.0) version of Buran orbiter 3D ‘roentgen’ sketch.

Герметичная кабина ОК, в которой находится и работает в полете экипаж, размещается в носовой части фюзеляжа и имеет два этажа: верхний — командный отсек (КО) и нижний — бытовой отсек (БО), под которым расположен агрегатный отсек с не требующим постоянного доступа оборудованием.

Командный отсек в своей передней части имеет два рабочих места (РМ-1 и РМ-2), оснащенных катапультными креслами. В конструкции кабины предусмотрены аварийные выходы, образующиеся с помощью взрывных шнуров.

Вариант кабины, рассчитанный на экипаж из четырех человек с индивидуальными средствами спасения, отличается тем, что в передней части БО (аварийные выходы перед остеклением кабины) устанавливаются два дополнительных катапультных кресла, а приборные отсеки переносятся к задней стенке кабины.

Снаружи на задней стенке кабины установлен модуль командных приборов (МКП), внутри которого находятся гиростабилизированные платформы (ГСП) системы управления (СУ). Справа на МКП установлен блок звездных датчиков, имеющий открывающуюся в полете крышку. Слева размещен радиовысотомер-вертикаль. Над МКП размещена навигационная измерительная визуальная система, внешняя и внутренняя части которой установлены на специальном промежуточном иллюминаторе задней стенки кабины.

На обшивке носовой части фюзеляжа (НЧФ) вокруг кабины и перед ней установлено большинство антенн радиотехнических систем корабля. Каждая антенна или их группа монтируется в вырезе металлической обшивки и закрывается радиопрозрачной вставкой. В передней области НЧФ носовой блок двигателей управления. На задней стенке кабины и частично на передней размещены платы электроразъемов, а также разъемы пневмогидросвязей. Под кабиной проложены транзитные кабели и трубопроводы, соединяющие, минуя кабину, агрегаты и аппаратуру НЧФ и других частей фюзеляжа.

Отсек полезного груза (ОПГ) расположен в средней части фюзеляжа от задней стенки кабины (от соответствующего

шпангоута) до перегородки, отделяющей среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) от хвостовой части фюзеляжа (ХЧФ). В нижней зоне СЧФ между шпангоутами расположены приборы и агрегаты систем, в том числе системы электропитания (баки с жидким водородом и кислородом, приборный модуль и электрохимические генераторы тока), в верхней части — створки ОПГ (четыре секции по каждому борту со смонтированными на них радиаторами системы терморегулирования), открывающиеся на две стороны. Сбоку к СЧФ крепятся консоли крыла с элевонами — аэродинамическими рулями, совмещающими функции управления по каналам тангажа и крена, и нишами с установленными в них основными стойками шасси. Ниша передней стойки расположена сразу за кабиной экипажа на СЧФ.

В хвостовой части фюзеляжа размещены базовый блок (ББ) объединенной двигательной установки (ОДУ) и три вспомогательные силовые установки (ВСУ), создающие рабочее давление в гидравлической системе ОК, герметичный приборный отсек и другие агрегаты и оборудование. ВСУ располагаются вблизи передней стенки ХЧФ по правому и левому бортам. Два хвостовых блока (левый и правый) двигателей управления ОДУ крепятся консолью на шпангоуте донного среза ХЧФ, на котором устанавливается и ББ. В нижней части ХЧФ размещен балансировочный щиток, а в верхней — киль с рулем направления/воздушным тормозом. В раннем варианте компоновки для повышения маневренных возможностей ОК при посадке, в частности при ручном управлении, предполагалось оснащение ОК двумя турбореактивными двигателями с их установкой на ХЧФ по бокам от киля (это хорошо видно на летавшей модели-аналоге ОК БОР-5 и на самолете-аналоге БТС-02 ОК-ГЛИ).

Конфигурация ОК в автономном орбитальном полете, когда раскрыты створки, развернуты радиаторы системы терморегулирования, открыты поля зрения навигационных приборов и обеспечено наблюдение экипажу в сторону ОПГ, показана на рисунках.

Конфигурация ОК в орбитальном полете:
1— базовый блок ОДУ; 2— блоки двигателей управления (левый и правый); 3— полезный груз; 4— радиаторы системы терморегулирования (передние отведены от створок); 5— радиовысотомер-вертикаль; 6— иллюминатор наблюдения за работами в ОПГ; 7— модуль командных приборов; 8— иллюминатор контроля стыковки; 9— звездно-солнечный прибор; 10— переднее остекление; 11— носовой блок двигателей управления; 12— отсек полезного груза; 13— открытые створки ОПГ

Чертежи ОК «Буран»

Работа над детальными чертежами ОК «Буран» и его агрегатов с наборами сечений, профилей, различными проекциями, разрезами, видами и т.п., продолжается. Вам уже доступны материалы из архивов НПО «Молния», техническая достоверность которых подтверждена разработчиками:

конструктивно-компоновочная схема (технографика) ОК «Буран»:

главные проекции ОК «Буран»;

главные проекции БТС-02 ГЛИ;

технологическое членение фюзеляжа «Бурана»:

на верх

Транспортировка ОК «Буран»

Доставку ОК «Буран» на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:

Читайте также:  Чем проверить геометрию машины
Оцените статью