- Бульдозер Б10М
- Особенности и преимущества
- Модификации
- Технические характеристики и габариты
- Двигатель
- Трансмиссия
- Устройство
- Кабина оператора
- Гидравлическая система
- Навесное оборудование
- Стоимость нового и б/у
- Аналоги
- Бульдозер Б 10 М
- Назначение
- Технические характеристики
- Двигатель
- Коробка передач
- Ходовая часть (трансмиссия)
- Гидравлика
- Устройство и особенности эксплуатации
- Габаритно-массовые показатели
- Кабина Б10М. Управление бульдозером
- Управление
- Управление лебедкой
- Модификации
- Б10М.0111-1Е имеет следующие рабочие характеристики:
- Модель Б10МБ.0121-2В4 имеет следующие особенности:
- Достоинства и недостатки, опыт эксплуатации
Бульдозер Б10М
Бульдозер производится в России, на Челябинском тракторном заводе. Основой техники стал трактор Т-170. Чтобы улучшить все показатели техники, потребовалось немало времени. Но теперь бульдозер Б10М способен выполнять множество разнообразных функций и применяется в различных типах работ. Например, при работе с грунтами первой, второй и третьей категории без предварительного рыхления, а четвертой – с ним.
Бульдозер справляется со скальными грунтами, подверженными трещинообразованию, и мерзлыми. Так как техника российская, то погодные и температурные воздействия играют не маловажную роль при работе машины. Температурный диапазон рабочего состояния составляет от -50 до +40 градусов. Также нет особых требований к влажностному режиму, степени запыленности воздуха и атмосферному давлению (бульдозер Б10М может работать на высоте 3000 м).
Особенности и преимущества
Особенностью бульдозера ЧТЗ Б10М считается возможность установки лебедки. Таким образом, сфера применения техники значительно расширяется и включает работы по перевозке леса, в строительстве, при устранении последствий стихийных бедствий или аварий. Сам бульдозер относится к десятому тяговому классу.
Б/у бульдозер Б10М
В результате технических разработок проектировщиков, бульдозер обладает следующими особенностями:
- вынесенные вперед точки крепежа гидравлических цилиндров. Это благоприятно отразилось на снижении усилий при подъеме или опускании рабочего органа, а также на увеличении скорости выполнения рабочих операций и точности их;
- продолжительность эксплуатационного периода техники значительно выросла, т.к. ход гидравлических цилиндров был увеличен. При этом давление в системе гидравлики уменьшилось почти вполовину;
- отвал, имеющий форму полусферы, немного изменил свою конструкцию, что положительно сказалось на выработке техники при работе с грунтами без предварительного рыхления;
- отсек двигателя также несколько изменился. Теперь достать до самого агрегата стало проще, что привело к уменьшению времени на техобслуживание и ремонт.
К неоспоримым преимуществам бульдозера Б10 относятся: высокая надежность, производительность, маневренность, проходимость и широкая сфера применения.
Модификации
Функционально и по техническим показателям модификации мало отличаются от стандарта, но могут применяться в других областях:
- 0111-1Е – применяется в строительстве при планировке территории, также может рыть котлованы и выполнять обратную засыпку;
- 0101-ЕН – используется в строительстве для снятия верхнего слоя грунта, также может создавать отвалы и использоваться в карьерах;
- 0001-ЕН – область применения такая же, как у предыдущей модификации, но с возможностью очистки дорог от снега;
- 0111-ЕН – широко применяется в сельском и коммунальном хозяйстве, в нефтегазовой сфере;
- 0111-ЕР – снегоуборочная техника (также может убирать мусор);
- Б.0121-2В4 – используется, когда основание представлено мягким, рыхлым или замерзшим грунтом, а также болотом.
Серия Б отличается от стандартного бульдозера повышенной надежностью функциональных узлов и условиями работы оператора. Оси качания на этих машинах вынесены, а редукторы установлены планетарные.
В зависимости от рабочего органа, модификации имеют маркировку В – прямой отвал, Д – поворотный (для дорожных и планировочных работ), К – в форме сферы (для работы с сыпучими), Е – полусферы (универсальный).
Технические характеристики и габариты
К основным характеристикам бульдозера Б10М относятся:
Параметр | Значение |
---|---|
Масса | 15,5 т |
Удельное давление на основание | 55 кПа |
Скорость передвижения | 10,4 км/ч |
Вес бульдозера с учетом отвала и рыхлителя | 19,5 т |
Расход топлива бульдозера Б10М | 28,5 л/ч |
Параметр | Значение |
---|---|
Длина | 4,29 м |
Ширина | 2,48 м |
Высота | 3,18 м |
Ширина колеи | 1,88 м |
Колесная база | 2,88 м |
Дорожный просвет | 0,44 м |
Двигатель
Зависит от того, на базе какой модели трактора выполнен бульдозер:
- Т10М.0000 – четырехтактный четырехцилиндровый мотор Д-180 объемом 14,2 л. Двигатель характеризуется рядным расположением цилиндров диаметром 130 мм. Запуск происходит через пусковой мотор или электрический стартер. Мощность такого агрегата составляет 133 кВт (180 лошадиных сил), а количество совершаемых оборотов за минуту – 1250;
- Т10М.6000 – шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236Н-3, имеющий объем 11,2 л. Запускается мотор через электрический стартер. Имеет мощность 140 кВт (191 лошадиная сила). Цилиндры расположены в форме V и имеют диаметр 13 см. Количество оборотов за минуту составляет 1800.
Система очистки воздуха включает в себя центробежную систему и бумажные фильтры. Двигатель бульдозера Б10М может работать на конденсате, керосине или дизеле.
Параметр | Значение |
---|---|
Модель | Д-180, ЯМЗ-236Н-3 |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объем | 14,5 л |
Мощность | 170 кВт /230 л. с. |
Частота вращения | 1250 об/мин |
Тип охлаждения | жидкостное |
Трансмиссия
В состав входит передача, включающая элементы механики и гидравлики, которая отвечает за регулировку скорости. Происходит это автоматически и главным параметром является внешняя нагрузка. Также преимуществом трансмиссии является скорость реверса и смена скорости без потери мощности. Она понижает нагрузки, что положительно сказывается на всей машине и на производительности. КПП рассчитана на шесть скоростей, с равным количеством в обе стороны. Для переключения предусмотрена гидравлика.
Новый бульдозер Б10М может комплектоваться двумя типами трансмиссии. Первый тип – это механическая реверсивная КПП на восемь скоростей. Гидравлический сервер отвечает за корректное поведение поворотного устройства. Второй – это гидромеханическая коробка передач планетарного типа на три передачи.
Устройство
Устройство бульдозера Б10М отличается от предыдущей версии, установленным двигателем большей мощности вкупе с измененными параметрами системы подачи топлива.
Чтобы ходовая часть прослужила больше, предусмотрены уплотнения. Они препятствуют попаданию масла наружу из катков. Опорные катки, расположенные спереди оборудованы специфическими подшипниками. В некоторых моделях предусмотрена масляная ванна для тормозящих и поворотных узлов. Это нововведение получило название «мокрый мост», который также позволил продлить время работы бульдозера Б10М без необходимости техобслуживания и ремонта. Кроме того, маневренность и надежность машины стала заметно выше.
Кабина оператора
Чтобы поддерживать нормальную температуру в кабине, предусмотрена система отопления и вентилирования воздуха. Она использует тепло охладительной жидкости для обогрева. Также бульдозер Б10М оснащен шторкой для защиты от солнечных лучей, креслом водителя, которое регулируется под его потребности. Остекление кабины двойное, обзорность довольно большая. Спереди и сзади окна закрыты решеткой в целях безопасности. Приборная панель видима даже при попадании солнца, что позволяет оператору своевременно реагировать на сигналы. Системы безопасности – FOPS и ROPS позволяют чувствовать себя комфортно в любых ситуациях.
Гидравлическая система
В состав гидравлической системы бульдозера Б10М входит тележка, крепящаяся в трех узлах. Также она имеет балансирный брус с амортизаторами. Гусеничный ход предполагает шарнирное закрепление гусениц, а также наличие уплотнений между ними. Такая конструкция позволяет повысить производительность машины при бульдозерных работах.
Навесное оборудование
Для повышения функциональности техники, предусмотрен широкий выбор навесного оборудования. Отвалы применяются:
- тип В – для перевозки земли и планировании территорий;
- тип Д – при выполнении дорожных работ;
- тип К – для работ с сыпучими;
- тип Е – для выполнения земляных работ.
Таким образом, техника считается универсальной.
Стоимость нового и б/у
3 млн. руб. – цена бульдозера Б10М в базовой сборке. При этом, если установлено оборудование, которое не входит в стандартную комплектацию, то цена может подняться до 5 млн. руб. Таким образом, аренда машины выйдет намного дешевле.
Аналоги
К аналогам бульдозера Б10М относится Shantui SD16.
Бульдозер Б 10 М
Трактора типа Т-10 и Т-170, несмотря на свои выдающиеся рабочие характеристики и иные достоинства, являются морально устаревшими. Именно поэтому в определенный момент назрела необходимость в более мощном аналоге. Им стал бульдозер Б10М. Данная техника была разработана на Челябинском тракторном заводе – ЧТЗ.
Промышленный трактор Т-170 выпускался в годы 1988-2002 г.г. – также на ЧТЗ. На данный момент существует чуть менее сотни модификаций данного трактора. Несмотря на то, что выпускаться данная модель уже перестала, она все ещё продолжает использоваться. В первую очередь благодаря низкой цене, а также неприхотливости.
Неопытный глаз может перепутать Т-170 и бульдозер Б10М. Так как при создании более нового трактора было использовано шасси от Т-170. Но фактически на этом сходство заканчивается. Б10М оснащается более мощными двигателями, также он производительнее. Сразу после прекращения выпуска Т-170 с конвейера сошел первый Б10М.
Назначение
Предприятия нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности, строители и мелиораторы применяют подобную спецтехнику.
Машина без рыхления справляется с различными типами грунтов вплоть до третьей категории: песком, гравием, суглинком любой плотности и легкой глиной.
Если же поверхность почвы разрыхлена, то бульдозеру под силу работа и с грунтом четвертой категории. Это тяжелая глина, промерзшая земля различного состава (торф, песок, супесь, суглинок, глина).
И для удаления больших снежных завалов весьма практично использовать агрегат Б10М. Отметим, что он может успешно трудиться при холоде в минус 50 градусов и на жаре плюс 40 градусов.
Ему не повредят ни излишняя влага, ни пыль в большом количестве, содержащиеся в воздухе. То же самое можно сказать о высокогорных условиях, которые не станут помехой работе бульдозера. Три тысячи метров над уровнем моря – его предел выносливости.
Прекрасно работает машина и в субтропическом климате, душном и влажном.
Технические характеристики
Отдельного внимания заслуживают именно технические характеристики Б10М. Именно они делают его одним из самых востребованных тракторов в своем классе. Сегодня Б10М имеет только один зарубежный аналог, который сопоставим как по цене, так и по параметрам – это китайский бульдозер Shantui sd16. Но отечественный аналог в несколько раз проще в ремонте.
Двигатель
В рассматриваемого типа технику могут устанавливаться два различных двигателя. Параметры их незначительно отличаются друг от друга. Каждый имеет свои особенности.
Именно поэтому прежде, чем приобретать определенную модификацию, стоит внимательно с ними ознакомиться. Так как от этого будет зависть комфортабельность эксплуатации.Разновидности и характеристики используемых двигателей:
Модификация бульдозера | Т10М.000 | Т10М.6000 |
Модель установленного агрегата | Д-180 | ЯМЗ-326Н-3 |
Вид агрегата | 4 расположенных в ряд цилиндра | 6 цилиндров, V-образный |
Мощность, л.с. | 180 | 190 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. | 1 250 | 1 800 |
Удельный расход топлива, г/л.с.ч | 160 | 162 |
Как осуществляется запуск мотора | Пусковым устройством/стартером | Стартером |
Воздухоочистка | Центробежная/бумажным фильтром | Центробежная/бумажным фильтром |
ЯМЗ обладает большей мощностью и проще в запуске, но при этом расход топлива существенно выше. При этом следует помнить о существенных отличиях конструкций.
ЯМЗ в эксплуатационном обслуживании обходится дороже, разобраться с ним сложнее.
Коробка передач
В бульдозере Б10М для передачи вращающего момента используется стандартная механическая коробка – трехскоростная, планетарная, реверсивная. Используется двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. В коробе применяется общее передаточное число 14.79. Ведущий механизм представляет собой секторный зубчатый редуктор. Ступицы устанавливаются путем шлицевого крепления.
Скорость передвижения при стандартной установленной коробке переключения передач, км/ч:
Передача | Первая | Вторая | Третья |
Движение вперед | 0-3.61 | 0-6.4 | 0-10.09 |
Движение назад | 0-4.48 | 0-7.49 | 0-12.51 |
Ходовая часть (трансмиссия)
Ходовая часть бульдозера схожа с используемой на прототипе – Т-170. Подвеска является трехточечной. Имеется балансировочная балка, подрессоренная небольшими пружинами. Применяются гусеницы с уплотненным смазочным шарниром. Основные характеристики:
Характеристики Б10М Б10МБ
Характеристика | Б10М | Б10МБ |
Количество имеющихся опорных катков, шт. | 6 | 7 |
Число катков для поддержки | 2 | 2 |
Длина базы, мм | 2 880 | 3 225 |
Размер гусеницы в ширину, мм | 500 | 900 |
Ширина колеи, мм | 1 880 | 2 282 |
Размер дорожного просвета, мм | 435 | 430 |
Величина удельного давления на грунт, МПа | 0.055 | 0.031 |
Гидравлика
Применение гидравлических цилиндров длинного хода позволило снизить давление в системе на 40 процентов. Кроме того, повысился ресурс работы. Благодаря наличию гидравлического трансформатора стало возможным регулировать крутящий момент и скорость вращения вала автоматически, бесступенчатым способом.
Устройство и особенности эксплуатации
Базой для создания бульдозера ЧТЗ Б10М послужил трактор Т10М, потому часть элементов конструкции была позаимствована у него. При этом модель получила заметные изменения, особенно серьезно разработчики потрудились над силовой установкой и топливной системой. Бульдозер сохранил главные достоинства предшественника: функциональность, надежность и простоту конструкции.
Ходовая часть ЧТЗ Б10М построена по аналогии с прототипом (модификацией Т-170) – система подвесного типа, включающая 2 тележки, работающие на гусеницах. В основе машины лежит прочная рама и балансировочная балка, подрессоренная специальными пружинами. Трехточечная подвеска обеспечивает плавность хода. В системе используются гусеницы с уплотненным шарниром со смазкой.
Характеристики ходовой части (стандартная модификация):
- количество опорных катков – 6;
- количество поддерживающих катков – 2.
Отдельные модификации оборудованы мокрым мостом, в котором части, обеспечивающие торможение, располагаются в масляной субстанции. За счет этого ресурс работы ходовой части повышается.
Для ЧТЗ Б10М предусмотрены 2 вида трансмиссии:
- механическая трансмиссия с 8-скоростной коробкой передач и гидросервером для управления поворотным устройством. Более поздние модификации оснащаются усовершенствованной трансмиссией, в которой отсутствует муфта сцепления/гидротрансфоматор. Соединение с мотором осуществляется посредством карданного вала и упругой муфты, что сокращает потребление горючего и повышает КПД бульдозера. Основными преимуществами версий с механической трансмиссией являются простота ремонта и большая производительность.
- гидромеханическая трансмиссия с планетарной реверсивной коробкой передач, имеющей 3 передних и 3 задних скорости. Для гидромеханической трансмиссии характерны высокая эффективность, плавность и эргономичность работы. Оператор в этом случае затрачивает меньше усилий на управление техникой и рабочим оборудованием. Другим преимуществом является быстрый реверс и выбор скорости без одновременного уменьшения мощности.
Бульдозер отличается простотой управления. Поворот выполняется при помощи прочных дисковых бортовых фрикционов, сделанных из металлокерамики. Надежные тормоза характеризуются сервированным управлением.
ЧТЗ Б10М комплектуется качественной гидравликой с возможностью полноценного использования всей мощности в условиях переменной загрузки. Использование длинноходовых гидравлических цилиндров сокращает давление в системе на 40% (расчетный уровень – 20 МПа). Ресурс работы гидравлики заметно вырос. Использование гидравлического трансформатора позволяет регулировать скорость вращения и усилие бесступенчатым способом.
Широкая линейка дополнительного оборудования делает бульдозер доступным для различных операций. Для модели предлагаются:
- прямой отвал (планировка и перемещение грунта);
- полусферический отвал (разрезание, транспортировка грунта, бульдозирование материала);
- рыхлители;
- лебедка (буксировка, ликвидация завалов, ремонт железнодорожных путей).
У ЧТЗ Б10М удобная и герметичная кабина, прекрасно защищающая от снега и дождя. Заднее и переднее стекла разделяются и оборудуются специальными решетками, позволяющими эксплуатировать технику в самых суровых условиях. Многорежимная отопительно-вентиляционная система сконструирована на базе аппарата «Зенит 8000», она обладает большой мощностью и быстро нагревает салон. Кабина имеет системы защиты ROPS и FOPS (опционально), предохраняющие оператора от опрокидывания бульдозера и от падения различных предметов сверху. Удобное подрессоренное сиденье «Пилот» с регулировками предоставляет водителю максимально комфортные условия работы. ЧТЗ Б10М – это не «динозавр» и не «пережиток прошлого», салон машины выполнен в современном стиле из качественных материалов. Среди других особенностей кабины следует отметить:
- двойные стеклопакеты;
- солнцезащитную шторку;
- идеально читаемую панель приборов.
Простота обслуживания и ремонта – одно из главных достоинств ЧТЗ Б10М. Модель отличается продуманной конструкцией и удобными зонами осмотра. Учитывая преемственность продуктов производителя, поиск запасных частей особых сложностей создавать не будет. При этом их стоимость всегда остается довольно низкой. Использование «родных» элементов увеличивает ресурс работы техники.
Габаритно-массовые показатели
При достаточно впечатляющей мощности массовые и габаритные показатели данной техники относительно невелики. Что также является существенным достоинством.
Массовые эксплуатационные показатели бульдозера Б10М.0000:
- рыхлительное навесное оборудование вместе с трактором, кг – 20 965;
- прицепное устройство и трактор, кг – 18 870.
Кабина Б10М. Управление бульдозером
В рассматриваемой технике используется каркасная, жесткая металлическая кабина. Наиболее существенным её достоинством является круговой обзор — на 3600 вокруг машины. Основными особенностями рабочего места Б10М являются следующие:
- специальная отопительная установка, многорежимная – допускает комфортабельную эксплуатацию даже в условиях Крайнего Севера;
- в отдельных моделях для работы при критически низких температурах монтируется дополнительный масляный отопитель;
- устанавливается водительское сиденье типа PILOT (отличается комфортабельностью, виброизоляцией).
Под «заказ» возможно дополнительно установить специальную защиту водителя от падающих сверху предметов. Что особенно удобно в условиях валки леса, проведения строительных работ.
Управление
Для быстрого и плавного вхождения в поворот конструкция состоит из бортовых фрикционов, которые находятся в постоянно закрытом состоянии. Диски из металлокерамики. Тормоза ленточного типа, износоустойчивые.
Управление лебедкой
Возможна установка лебедки, вращательный момент на которую передается через вал отбора мощности. Позволяет осуществлять следующие действия:
- работы буксировочного характера – особенно удобно при прокладке коммуникаций в земле;
- ликвидация различных завалов;
- вырубка просек, иные подобные работы;
- работы по восстановлению сообщения на железной дороге;
- иное.
Управление осуществляется при помощи дополнительно устанавливаемых в кабине рычагов. Специальная гидравлика позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении/отключении лебедки на Б10М.
Модификации
На данный момент распространены всего две модификации рассматриваемого бульдозера. Одна является стандартной, вторая же применяется в условиях повышенной влажности, на болотах. Отличаются они не только внешним видом, но и компоновкой и ходовой частью. Маркируются данные модели следующим образом:
- Б10М.0111-1Е – стандартная базовая модификация;
- Б10МБ.0121-2В4 – модификация для произведения работ на болотах.
Б10М.0111-1Е имеет следующие рабочие характеристики:
- устанавливается двигатель Д-180;
- трансмиссия – механическая;
- количество катков – 5;
- пуск двигателя осуществляется при помощи специального пускового мотора – П-23У;
- применяется навесное оборудование, устанавливаемое в задней части шасси;
- переднее навесное оборудование – полусферический отвала класса «E».
Болотная модификация имеет некоторые существенные отличия, которые касаются в первую очередь компоновки.
Модель Б10МБ.0121-2В4 имеет следующие особенности:
- двигатель — ЯМЗ-326Н-3 (требуется более мощный агрегат по причине использования техники на слабых грунтах);
- трансмиссия применяется только механическая;
- суммарное количество катков опорных – 7 шт.;
- пуск двигателя производится при помощи электростартера;
- в задней части всегда используется маятниковое прицепное устройство;
- в передней части располагается навесной прямой неповоротный вал без гидроперекоса – типа «B».
Визуально модификации Б10М друг от друга отличаются только лишь наличием навесного оборудования, входящего в базовую комплектацию.
Обычная модель Б10МБ.0121-2В4 выглядит следующим образом:
Чуть более редко встречаются модели Б10М2 и Б10М.6100. Модель Б10М2 имеет следующие отличительные черты:
- кабина с двойными стеклопакетами;
- регулировка скорости осуществляется в автоматическом режиме, непосредственно трансмиссией;
- внушительный ресурс трансмиссии обеспечивается подшипниками качения и уплотнениями DUO CON.
Б10М2 выглядит следующим образом:
Отличительной особенностью бульдозера Б10М.6100 является использование уникальной шестигранной кабиной. Именно это является главным его достоинством. Так как подобного типа форма позволяет максимально увеличить круговой обзор водителя. Также к особенностям стоит отнести:
- используются подшипники скольжения — благодаря чему ресурс ходовой системы увеличен;
- кабина изнутри покрыта толстым слоем шумопоглотительных материалов — потому работа в ней максимально комфортабельна.
Нередко можно встретить в продаже модели Б10ПМБ.0121-1В4 и Б10ПМ.0101-ЕН. Первый используется для выполнения различных задач на болотистой местности. Второй же специально сконструирован для выполнения задач на полигонах.
Также при необходимости через специальных торговых представителей возможно будет заказать различные компоновки данного типа техники. Можно будет выбрать тип устанавливаемой кабины, системы её отопления.
Особое внимание при выборе следует уделить количеству опорных катков. От этого напрямую зависит проходимость конкретной модели.
Достоинства и недостатки, опыт эксплуатации
В эксплуатации бульдозер Б10М находится вот уже более 10 лет подряд. За все это время выявлены все его основные достоинства и недостатки. Количество положительных моментов в разы больше, чем минусов. Но именно недостаткам перед покупкой стоит уделить максимально пристальное внимание. К ним относятся сегодня следующие:
- двигатель типа Д-180 имеет несколько меньший ресурс работы относительно аналогичного ЯМЗ;
- для стабильной работы без критических поломок необходимо вовремя менять все расходные материалы;
- шланги системы гидравлики на сильном морозе теряют упругость и могут лопнуть – необходимо следить за их состоянием при работе в условиях Крайнего Севера.
Чаще всего возникают проблемы с сервоприводом бульдозера данного типа. Обычно в первую очередь начинает вытекать масло из под сальника штока. Причем в некоторых случаях замена сервопривода на новый не помогает. Решить подобного рода проблему возможно будет следующим образом:
- замена резинового кольца возле сальника штока сервопривода;
- иногда не совпадет диаметр нового сальника на штоке – более ранние модификации имели меньший габарит (проверить размер нутромером)
- проверить давление в системе «обратки» — в случае наличия пены в масле забит сапун
Также часто возникают следующие проблемы при эксплуатации данного бульдозера:
- низкий уровень давления по причине утечки масла из системы гидравлики через сальники;
- в гидравлическую систему попадает по какой-то причине воздух;
- забивается фильтр гидробака – следствием этого может быть вздутие патрубков.
Большей части проблем можно будет избежать своевременной заменой фильтров, а также иных расходных материалов. К наиболее существенным достоинствам стоит отнести:
- простота эксплуатации и ремонта – запчасти можно приобрести как новые, так и на вторичном рынке;
- низкая стоимость ремонта и самого бульдозера;
- большое количество дополнительного, навесного оборудования;
- комфортабельность кабины водителя – она соответствует по своим параметрам всем действующим Европейским стандартам.