Бухучет шин для автомобиля

Особенности учета автомобильных шин

Если компания часто использует в своей деятельности ТС, то при покупке авто нужно учитывать не только машину, но и шины к ней. Учет ведется относительно каждой операции: прибытие, выбытие, переустановка и прочее. Записи в коммерческих и бюджетных учреждениях будут разными.

Вопрос: Как отражается в учете автотранспортной организации продажа изношенных шин, снятых с автомобилей и не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановлению?
Изношенные шины проданы шиномонтажному заводу как сырье для переработки по прейскурантным ценам: за 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.). Плата за них поступила в месяце продажи. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Первичная документация

Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.

Вопрос: Как отразить в учете приобретение и установку комплекта новых шин на автомобиль взамен изношенных шин?
По причине износа шин автомобиля (объекта основных средств (ОС)) организация приобрела для установки на автомобиль комплект новых шин стоимостью 24 000 руб., в том числе НДС 4 000 руб. Установка шин произведена в автосервисе, стоимость услуг которого составила 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления, резерв на ремонт ОС не создается.
Посмотреть ответ

Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.

При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.

Вопрос: Как отразить в учете стоимость шин, снятых с автомобиля в связи с заменой на новые? Снятые шины пригодны к эксплуатации. Спустя три месяца принято решение об их продаже сторонней организации…
Затраты на снятие шин, осуществленное собственной автомастерской, составили 2 000 руб. Рыночная стоимость шин (цена приобретения аналогичных шин) по акту об их замене равна 8 000 руб. Шины проданы сторонней организации по цене 9 600 руб. (в том числе НДС 1 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Наиболее существенные значения для учета:

  • Число шин.
  • Их модель и марка.
  • Стоимость.

Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.

Используемые проводки

ВАЖНО! Положение об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Приобретение шин, их направление в эксплуатацию и другие операции должны фиксироваться при помощи проводок. Используются эти записи:

  • ДТ60 КТ51. Перевод средств за купленные шины.
  • ДТ10 КТ60. Возникший долг по приобретенным элементам.
  • ДТ19 КТ60.НДС со стоимости продукции.
  • ДТ68 КТ19. НДС к вычету.
  • ДТ10 КТ10. Элементы введены в эксплуатацию.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Списание шин.

Стоимость элементов, взятых для замены изношенных шин, фиксируется на счете 10. На этом же счете нужно фиксировать уже используемые и резервные шины. Для раздельного учета нужно сформировать дополнительные счета к субсчету «Запаска».

Фиксация износа и других операций

Замена изношенных элементов может считаться составляющей ремонта. Списание выполняется на производственные издержки и расходы на ремонт ОС. Ремонтные траты нужно фиксировать по дебету учета расходов на производство, по кредиту учета затрат. Изношенные элементы ремонтируются и восстанавливаются. Учитываются они на субсчете «Запчасти, подлежащие восстановлению».

Замена сезонных шин входит в содержание ОС. Сопутствующие траты считаются расходами по основной деятельности. При замене стоимость относится на уменьшение расходов по текущей деятельности.

Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Стоимость сезонных деталей (после их износа) в расходах по главному направлению деятельности.
  • ДТ10 КТ91/1. Изношенные шины, которые подлежат восстановлению.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Замена элементов и их отправка на склад. Стоимость запчастей относится на уменьшение трат по текущей деятельности.
  • ДТ10 КТ10. Сборка зимних шин, вводимых в использование.
  • ДТ10 (субсчет «Запчасти») КТ10. Снятие зимних элементов.

Бухгалтеру нужно обязательно создать субсчета. Нужны они для раздельного учета.

Учет шин в бюджетном учреждении

Бухучет в бюджетных учреждениях ведется на основании ФЗ №129 от 21 ноября 1996 года, Инструкции, утвержденной приказом Минфина №157н.

Приобретенные запчасти нужно поместить на счет 10506. В пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса указано, что при поступлении элементов нужно использовать эту запись: ДТ0.105.26.340 КТ0.302.34.730. Оприходование шин. Первичкой являются сопроводительные документы от поставщика.

При направлении шин в эксплуатацию нужно оформить ведомость по форме 0504210 или требование-накладную по форме 0315006. Соответствующее требование оговорено в пункте 25 Инструкции №162н.

Рассмотрим дополнительные записи:

  • ДТ0.401.20.272 КТ0.105.26.440. Списание с балансового учета запчастей, которые были установлены в ходе замены изношенных запчастей.
  • ДТ0.105.36.340 КТ0.105.36.340. Введение в эксплуатацию запчастей.

Соответствующие положения содержатся в пунктах 37 и 35 Инструкции №174н.

Карточка учета шин

Предприятия обязательно должны осуществлять учет расходных материалов, нужных для эксплуатации авто. Одно из направлений учета – контроль над движением шин. Карточка учета фиксирует поступление, эксплуатацию и выбытие запчастей. В ней нужно отразить сведения о каждой единице элементов. Прописывается, за каким ТС закреплена часть. Осуществляется ежемесячный контроль над эксплуатацией. Для этого проставляются отметки о пробеге авто. Эти отметки позволяют отслеживать техническое состояние элементов. Исходя из этого устанавливается, можно ли эксплуатировать запчасти дальше.

Карточка заполняется назначенным лицом. Вся информация заносится на базе решений экспертной комиссии. Состав последней устанавливает руководитель предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Обязательно ли заводить карточку? Да, это обязательное требование для всех предприятий. Карточки могут не заводить только те, кто перевозят грузы или пассажиров для личных нужд.

Налоговый учет

При приобретении ТС стоимость используемых и запасных шин включается в начальную стоимость авто на основании статьи 257 НК РФ. В качестве отдельных элементов шины не указываются. Отдельно приобретенные запчасти не включаются в состав купленного авто. Они не входят в его стоимость. Рассмотрим статьи, которые регламентируют учет:

  • Статья 254 (расходы плательщика на хознужды).
  • Статья 260 (реставрация ОС).
  • Статья 264 (содержание служебных ТС).
Читайте также:  Пусковое устройство для автомобиля орион 325

Отдельно приобретенные шины могут учитываться в качестве материальных затрат на содержание ОС. В этом случае учет осуществляется по себестоимости элементов. Ремонтные траты принадлежат к прочим расходам. Траты будут признаваться на дату сборки шин на ТС. Элементы, снятые с авто, не будут относиться к возвратным отходам.

Норма пробега

Нормы по списанию запчастей не утверждены законами. Пробег устанавливается предписаниями транспортного Министерства, установленными в Письме №03-01/10-2830ш от 24 августа 2012 года. В этом акте указано, что фирмы могут самостоятельно устанавливать нормы. Они разрабатываются на основании этих сведений:

  • Данные о шинах от заводского производителя.
  • Метод установления пробега норм РД 3112199-1085-02.
  • Опыт самого предприятия по эксплуатации ТС.

В стандартах РД 3112199-1085-02 указано, что разработанная норма не должна быть меньше 25% от среднего значения пробега. Рассмотрим приблизительные значения:

  • Для легковых ТС (российский производитель): 40-45 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (российский производитель): до 100 тысяч км.
  • Для легковых ТС (иностранный производитель): 50-55 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (иностранный производитель): до 180 тысяч км.

Несмотря на то, что компания получает свободу в разработке норм, она должна учитывать некоторые рекомендации. В частности, установленные нормы должны быть экономически оправданными, обоснованными.

ВАЖНО! На основании норм производится списание.

К СВЕДЕНИЮ!
Траты на утилизацию отходов входят в расходы по текущей деятельности. Они будут облагаться налогами.

Автомобильные шины: бухгалтерский и налоговый учет

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, NN 21, 22

Автомобильные шины поступают в организацию, как правило, либо при приобретении автотранспортного средства в составе его базовой комплектации, либо дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при их замене в случае износа или повреждения, а также при смене зимнего и летнего сезонов. Выбор бухгалтерского счета для отражения операций по учету автомобильных шин зависит от способа их приобретения.

Если шины входят в базовую комплектацию нового автомобиля, в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета они не учитываются. Их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и объясняется тем, что отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции, даже несмотря на то, что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования самого транспортного средства.

В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля — объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ).

В целях обеспечения контроля за наличием и состоянием шин, входящих в комплект автомобиля, их следует принять на забалансовый учет в условной оценке одновременно с принятием на балансовый учет основного средства. Планом счетов соответствующего счета не предусмотрено, поэтому организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Если шины приобретаются дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при замене в случае их износа или повреждении либо при смене зимнего и летнего сезонов, в этом случае они признаются в качестве запасных частей к автомобилю и учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Возникающие в связи с этим расходы не влекут за собой изменение первоначальной стоимости автомобиля, для комплектации которого они предназначены.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части».

Учет автошин, находящихся на складе, должен быть организован по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)), а также по месту нахождения. Автошины, выделенные в оборотный фонд, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете).

С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета:

10-5-1 «Автомобильные шины на складе»;

10-5-2 «Автомобильные шины в запасе»;

10-5-3 «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении».

Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Документальное оформление

Принятие активов к бухгалтерскому учету осуществляется на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Если шины приобретаются в комплекте автомобиля, оформление отдельных первичных документов не предусмотрено. Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме N ОС-1, на основании которой в бухгалтерии открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме N ОС-6. В разд. 7 инвентарной карточки, в котором приводится краткая характеристика автомобиля, следует отразить информацию о комплекте шин.

Если автомобильные шины приобретаются отдельно, на основании отгрузочных документов поставщика (товарно-транспортной накладной формы N ТОРГ-12 или товарной накладной формы N 1-Т) оформляется приходный ордер по форме N М-4.

Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме N М-11.

Факт выбытия автомобильных шин отражается в акте на списание автомобильных шин. В связи с отсутствием унифицированной формы такого документа организация может его составить самостоятельно с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для контроля за использованием автошин в период эксплуатации следует применять специальный документ, в котором отражается их техническое состояние. Это вызвано тем, что шины имеют свой ресурс пробега, после которого их необходимо заменять в целях безопасности дорожного движения. Также недопустимо эксплуатировать шины меньше срока, установленного соответствующими техническими нормативами.

Унифицированных форм первичных документов по учету автомобильных шин в настоящее время не предусмотрено. Единственная форма такого документа — карточка учета работы автомобильной шины — была установлена в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р), которые утратили силу с 31 декабря 2007 г. в связи с истечением срока действия, установленного Распоряжением Минтранса России.

Читайте также:  Агрегаты автомобиля что относится

Поэтому организация должна самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике форму такого документа с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Заводить карточку следует и на шину, что поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве при его комплектации. Карточка ведется до выхода шины из строя.

В карточке учета работы шины при ее открытии указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается ее предыдущий пробег.

Карточка учета работы шин также может учитываться в качестве первичного документа — акта списания шины в утиль при подписании ее членами экспертной комиссии.

Эксплуатация автомобильных шин

В период эксплуатации стоимость шин на ходовых и запасных колесах, входящих в комплект автомобиля в бухгалтерском учете, списывается на расходы по обычным видам деятельности через начисление амортизации (исходя из установленного срока полезного использования автомобиля). И, несмотря на то что автомобильные шины изнашиваются значительно быстрее, чем сам автомобиль, никаких специальных записей в бухгалтерском учете не предусмотрено.

В налоговом учете установленные на автомобиль шины также списываются в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли через амортизационные отчисления в общем порядке, исходя из установленного срока полезного использования транспортного средства согласно пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ.

В течение данного периода учет эксплуатируемых автомобильных шин ведется материально ответственным лицом, которому вменяется в обязанность следить за сохранностью и техническим состоянием шин и ежемесячно до выхода шины из строя отражать информацию в карточках учета работы автомобильной шины.

Ремонт и восстановление автомобильных шин. При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или восстановления. Снятые с автомобиля шины, направленные в ремонт (на восстановление), входящие в его комплектацию, не уменьшают первоначальную стоимость этого автомобиля. В то же время бухгалтер должен обеспечить их учет в составе материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01.

Оприходование снятых с автомобиля шин автор рекомендует отражать по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении», в корреспонденции с кредитом счета учета затрат. При этом стоимость каждой поврежденной шины, подлежащей ремонту, должна быть определена организацией самостоятельно (методом экспертной оценки) по цене возможного использования или продажи и зафиксирована в акте, утвержденном руководителем организации. Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Стоимость шин рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) : Норма пробега шины x Цена приобретения шины.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено никаких норм по эксплуатации и списанию автомобильных шин. Поэтому они могут разрабатываться организацией самостоятельно, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п. 5, 6, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты и (или) кредиторской задолженности, и признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Пример 1. Одна из шин автомобиля была повреждена при его эксплуатации и заменена водителем на запасную шину. Поврежденная шина оценена экспертной комиссией организации в 500 руб. и передана для ремонта в автосервис. Стоимость ремонта составила 600 руб. После ремонта восстановленная шина снова передана в эксплуатацию этого автомобиля.

На счетах бухгалтерского учета операции по ремонту автомобильных шин (без их замены) следует отразить следующими записями.

Пример 2. Одна из шин автомобиля была повреждена при его эксплуатации и заменена водителем на запасную шину. Поврежденная шина оценена экспертной комиссией организации в 500 руб. и передана для восстановления в автосервис. Со склада водителю выдана новая шина (в качестве запасной), фактическая себестоимость которой составляет 4000 руб.

В бухгалтерском учете операции по замене старой шины на новую отражаются следующими записями:

Д-т 26, К-т 10-5-1 — 4000 руб. — учтены расходы по переданной в эксплуатацию автошине;

Д-т 012 — 4000 руб. — принята на забалансовый учет шина, переданная в эксплуатацию.

Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.

Следует отметить, что для целей налогового учета ни ст. 254, ни пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат требований по учету пробега автомобильных шин в обоснование расходов по их замене при износе. Вместе с тем понесенные предпринимателем расходы на приобретение новых шин должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Сезонная замена шин. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.

Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Читайте также:  Как проверить уровень масла двигателя ваз 2110

Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.

Шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, по мнению автора, необходимо оприходовать на склад по стоимости, рассчитанной с учетом износа, определенного с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету счета 10-5, субсчет «Автомобильные шины в запасе», в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат. Таким образом, производится уменьшение расходов текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания N 119н). При этом списанные в расходы автомобильные шины необходимо принять на забалансовый учет.

В целях налогового учета после окончания сезона переданные на склад шины на основании п. 6 ст. 254 НК РФ можно рассматривать как часть материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утративших потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства). В таком случае на стоимость автомобильных шин в налоговом учете уменьшается сумма материальных расходов. Оценка возвращаемых из эксплуатации шин, в случае если они могут быть использованы для основного производства, производится по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования). При этом цена возможного использования может определяться, как и в бухгалтерском учете, с учетом износа, определяемого исходя из пробега.

Списание автомобильных шин

Каждая автомобильная шина имеет нормативный пробег, при достижении которого шины должны быть списаны в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, шины должны быть списаны, если присутствуют неисправности и условия, при которых Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств. К таким неисправностям согласно п. 5.1 приведенного в данном документе Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, относят превышение норматива остаточной высоты рисунка протектора (для легковых автомобилей — менее 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1 мм, для автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм).

Утилизация изношенных шин. Автомобильные шины, не соответствующие указанным требованиям, подлежат списанию по решению комиссии. Они приходуются на склад по стоимости утильсырья.

Утилизация непригодных к использованию шин может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин. К дефектному акту и акту на списание необходимо приложить документ, подтверждающий сдачу шины в специализированную организацию, чтобы избежать штрафов со стороны экологической инспекции.

На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 «Прочие материалы» как утильсырье.

Списанные в утиль шины приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей согласно п. 129 Методических указаний N 119н. Их стоимость определяется организацией на основании п. 111 Методических указаний N 119н исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи). При этом стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

Поступления от продажи изношенных автомобильных шин на основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признаются операционными доходами и учитываются на счете 91-1 «Прочие доходы».

Пример 3. ООО «Сигма» в ноябре 2010 г. приходует 4 автомобильные шины в условной оценке — 19 100 руб., снятые с автомобилей. Шины признаны непригодными к дальнейшему использованию и не подлежащими восстановлению в связи с полным износом. Автомобильные шины оприходованы по цене их возможной реализации организациям по сбору утильсырья, которая по решению членов комиссии составила 50 руб. за единицу. В этом же месяце все шины сданы специализированной организации за 236 руб., в том числе НДС — 36 руб.

В бухгалтерском учете списание автошин отражается следующим образом:

Д-т 10-6, К-т 20 — 200 руб. (4 x 50,00 руб.) — оприходованы на склад автомобильные шины, подлежащие сдаче в утиль;

Д-т 62, К-т 91-1 — 200 руб. — признан доход от сдачи автошин в утиль;

Д-т 62, К-т 68 — 36 руб. — начислен НДС с реализации автошин;

Д-т 91-2, К-т 10-6-1 — 200 руб. — списана учетная стоимость изношенных автошин;

К-т 012 — 19 100 руб. (1 шт. x 6000 руб.; 1 x 4500 руб.; 1 x 3000 руб.; 1 x 5600 руб.) — сняты с забалансового учета шины, принятые в условной оценке.

Доходы от реализации автошин в целях исчисления налога на прибыль на основании ст. 249 НК РФ. Датой получения дохода от реализации имущества при использовании организацией метода начисления считается день реализации этого имущества, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату имущества (п. 3 ст. 271 НК РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость изношенных шин, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Досрочное списание автошин. В случае досрочного износа автошин необходимо выяснить причины возникновения такой ситуации, а затем во избежание дорожно-транспортных происшествий списать их на основании заключения экспертной комиссии.

Если будет доказана вина водителя (работника, ответственного за сохранность автошины) в порче автомобильных шин, их стоимость должна быть возмещена.

Операции по выбытию таких шин на счетах бухгалтерского учета не отражаются, так как на момент порчи на балансе они не учитывались и их стоимость включена в расходы по обычным видам деятельности в момент передачи шин в эксплуатацию.

При этом испорченные автомобильные шины следует списать с забалансового счета 012 «Автомобильные шины в эксплуатации». Сумма возмещения, полученного от работника, согласно п. 8 ПБУ 9/99 признается внереализационным доходом и отражается по счету 91-1 «Прочие доходы».

Оцените статью