Бухгалтерский учет газа для автомобилей

Бухгалтерский учет газа для автомобилей

Дата публикации 18.01.2021

Бюджетное учреждение заключило договор на поставку и монтаж газобаллонного оборудования для питания двигателей автомобилей компримированным природным газом, включая документальное сопровождение перевода автотранспортных средств на газовое оборудование. После установки оборудования проведены регистрационные действия в ГИБДД по внесению изменений в конструкцию транспортных средств, что отражено в паспорте транспортного средства. Мероприятие проведено с целью удешевления расходов на топливо. Как отразить в учете операцию? По каким видам расходов и кодам КОСГУ?

В рассматриваемом случае возможны два варианта учета установки дополнительного оборудования на транспортные средства. Учреждению необходимо определить (с учетом мнения уполномоченных должностных лиц) тот вариант, который будет применяться. В зависимости от принятого решения и документов, оформляемых по итогам исполнения договора, будут выбираться коды КОСГУ.

Работы по установке дополнительного оборудования не относятся к капитальному ремонту, поэтому отражаются по КВР 244 (п. 48.2.4.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее — Порядок № 85н).

1. Установку дополнительного оборудования можно рассматривать как дооборудование транспортного средства.

Затраты на модернизацию, дооборудование относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объекта только при улучшении (повышении) первоначально принятых нормативных показателей функционирования (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам работ (п. 27 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

В случае с установкой дополнительного оборудования для перевода на газомоторное топливо можно говорить об улучшении показателя экономичности топлива, появлении дополнительного запаса хода в связи с использованием двух топливных баков и т.д. Однако окончательное решение, повышаются или нет первоначально принятые показатели функционирования объекта, принимают уполномоченные должностные лица учреждения, обладающие соответствующими знаниями.

Оплата контрактов (договоров) на техническое перевооружение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств относится на статью 310 КОСГУ (п. 11.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Если заключен договор на модернизацию (дооборудование) транспортного средства и при этом оформляется единый акт, договор оплачивается по статье 310 КОСГУ (п. 11.1 Порядка № 209н):

Дебет КРБ Х 106 Х1 310 Кредит КРБ Х 302 31 73Х — приняты к учету вложения в автомобиль (п. 51 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкция № 174н);

Дебет КРБ Х 101 Х5 310 Кредит КРБ Х 106 Х1 310 — отнесены затраты по дооборудованию на формирование стоимости автомобиля (п. 9 Инструкции № 174н).

На основании ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров (поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.). Расходы по исполнению такого договора подтверждаются разными первичными документами.

Если поставка оборудования будет подтверждаться накладной, а его монтаж и документальное сопровождение — актами, коды КОСГУ применяются следующим образом:

    • поставка оборудования — подстатья 347 КОСГУ, т.к. впоследствии будет увеличена стоимость автомобилей (п. 11.4.7 Порядка № 209н);
    • монтаж оборудования, документальное сопровождение — подстатья 228 КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н).

В учете делаются следующие записи:

Дебет КРБ Х 105 36 347 Кредит КРБ Х 302 34 73Х — принято к учету газобаллонное оборудование (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 106 Х1 310 Кредит КРБ Х 105 36 447 — приняты к учету вложения в автомобиль в размере стоимости оборудования (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 106 Х1 310 Кредит КРБ Х 302 28 73Х — приняты к учету вложения в автомобиль в размере стоимости монтажных работ (п. 51 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 101 Х5 310 Кредит КРБ Х 106 Х1 310 — отнесены затраты по дооборудованию на формирование стоимости автомобиля (п. 9 Инструкции № 174н).

2. Установка дополнительного оборудования на транспортное средство не рассматривается в качестве дооборудования и относится на расходы текущего года.

Уполномоченные должностные лица учреждения могут принять решение, что установка дополнительного оборудования не улучшает первоначально принятые показатели функционирования транспорта. Такая позиция ранее высказывалась в судебных решениях (см., к примеру, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 по делу № А32-23439/2008-26/334-2009-4/914).

Оплата комплексного договора, по которому подрядчик выполняет работы с использованием собственных материалов, может быть отражена по подстатье 226 КОСГУ как расходы на выполнение прочих работ, услуг, не отнесенных на иные коды КОСГУ и не формирующие капитальные вложения (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Если работы оформляются единым актом, в учете делаются записи:

Дебет КРБ Х 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит КРБ Х 302 26 73Х — выполнены работы по установке дополнительного оборудования (п. 128 Инструкции № 174н).

Если поставка оборудования будет подтверждаться накладной, его монтаж и документальное сопровождение — актами, коды КОСГУ применяются следующим образом:

    • поставка оборудования — подстатья 346 КОСГУ как поставка составных частей для транспорта (п. 11.4.6 Порядка № 209н);
    • монтаж оборудования, документальное оформление — подстатья 226 КОСГУ, т.к. расходы не формируют капитальные вложения (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет КРБ Х 105 36 346 Кредит КРБ Х 302 34 73Х — принято к учету оборудование (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 401 20 272 (Х 109 ХХ 272) Кредит КРБ Х 105 36 446 — списано оборудование при установке (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит КРБ Х 302 26 73Х — выполнены работы (услуги) по монтажу и документальному оформлению (п. 128 Инструкции № 174н).

Для контроля за использованием оборудования при выборе такого варианта можно предусмотреть учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Такой способ учета необходимо закрепить в учетной политике учреждения. Информация об установленном дополнительном оборудовании отражается в инвентарной карточке транспортного средства.

Определение первоначальной стоимости объекта основных средств регулируется положениями раздела IV федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — СГС «Основные средства»). Согласно п. 15 СГС «Основные средства» в первоначальную стоимость объекта входят любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в т.ч. на доставку к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации. В их числе государственные пошлины и другие обязательные платежи в бюджет в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств. Затраты, поименованные в п. 17 СГС «Основные средства», в первоначальную стоимость основного средства не включаются.

Читайте также:  Сканер для диагностики автомобиля фиат альбеа

На основании постановления Правительства от 06.04.2019 № 413 регистрация газобаллонного оборудования является обязательным условием для эксплуатации транспортного средства. Если операция будет квалифицирована как дооборудование ТС, расходы на регистрацию конструктивных изменений могут включаться в стоимость автомобиля вместе с расходами на установку оборудования.

Расходы по уплате государственной пошлины отражаются по элементу вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Для учета платы за регистрационные действия применяется счет 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 259 Инструкции № 157н).

При принятии решения об учете расходов на регистрацию изменений в конструкции ТС в стоимости автомобиля оформляются записи:

Дебет КРБ Х 106 Х1 310 Кредит КРБ Х 303 05 731 — приняты к учету вложения в автомобиль в сумме затрат на регистрационные действия (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение 18 (КВР 852, КОСГУ 291) — оплачены регистрационные действия (п. 73 Инструкции № 174н).

При принятии решения об отнесении расходов на регистрацию изменений в конструкции ТС на финансовый результат в учете оформляются записи:

Дебет КРБ Х 401 20 291 (Х 109 ХХ 291) Кредит КРБ Х 303 05 731 — приняты к учету расходы на регистрационные действия (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение 18 (КВР 852, КОСГУ 291) — оплачены регистрационные действия (п. 73 Инструкции № 174н).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как учесть ГСМ, если автомобиль заправляется и бензином, и газом?

В настоящее время организация, не являющаяся автотранспортной, использующая автомобили для производственных нужд, вправе использовать:

• формы путевых листов, установленные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, или

• самостоятельно разработанные формы путевого листа, с указанием всех необходимых реквизитов, установленных приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152.

В соответствии с пунктом 8 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Чтобы правильно учесть расход ГСМ по автомобилю, который одновременно заправляется бензином и газом, по нашему мнению, можно использовать для данного автомобиля самостоятельно разработанную форму путевого листа, дополнив ее необходимыми реквизитами, учитывающими особенности работы конкретного автомобиля и позволяющими рассчитать расход бензина и газа, использованного данным автомобилем в процессе его эксплуатации.

Для автомобиля, который одновременно заправляется бензином и газом, рекомендуем:

1. Самостоятельно разработать и оформить отдельный документ, например, «Расчет показателей работы автомобиля в случае его одновременной заправки бензином и газом». При этом в тексте документа целесообразно:

  • указать на основании технического паспорта основные характеристики автомобиля. Например, модель; государственный номер автомобиля; тип двигателя и его мощность; объем топливного бака; объем газового бака и т.д.;
  • произвести специальный расчет (количество пройденных автомобилем километров за время его эксплуатации на одной заправке бензина и газа).

2. Утвердить расчет, оформив соответствующий приказ. Текст приказа может выглядеть, например, следующим образом: «Установить для автомобиля (указать модель, государственный номер) в случае его одновременной заправки бензином и газом норму списания бензина — в размере ХХХХ литров на 100 км, норму списания газа — в размере ХХХХ литров на 100 км».

Получить еще больше информации об учете ГСМ можно в ИС 1С:ИТС.

Переоборудуем служебный автомобиль

Ольга Мезенцева, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету компании «ФорсТайм»

Компания решила установить газовое оборудование в служебный автомобиль. Признается ли данная операция модернизацией автотранспорта? Как в бухучете отражается приобретение газового оборудования и его установка в служебный автомобиль? Как учитываются данные расходы при налогообложении? Давайте разбираться.

Судебная практика свидетельствует о том, что налоговые органы настаивают на необходимости увеличения первоначальной стоимости автомобилей на стоимость расходов по установке газобаллонного оборудования (далее — ГБО). Насколько правомерны эти требования? Что говорят суды? Как списывать расходы на топливо в этом случае? В рамках нашей статьи рассмотрим проблемы учета указанных затрат.

Определяемся с видом затрат

Изменение первоначальной стоимости основных средств в общем случае не допускается ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Исключение составляют, в частности, случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения объектов основных средств (пп. 14, 27 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01); п. 40, абз. 2 п. 41, абз. 2 п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания); п. 2 ст. 257 НК РФ).

Бухгалтерским законодательством четко не определены указанные понятия. Обратимся к нормам налогового законодательства, которые вполне допустимо использовать и для целей бухгалтерского учета, если закрепить это в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, чтобы квалифицировать работы по установке ГБО в качестве «дооборудования» или «модернизации», у объекта должно измениться технологическое или служебное назначение и (или) появиться новые качества. Чтобы квалифицировать работы в качестве «технического перевооружения», должны повыситься некие технико-экономические показатели автомобиля или его отдельных частей.

Читайте также:  Балоны газа для машин

Как правило, ГБО устанавливается на автомобили с целью удешевления расходов на топливо (по сравнению с бензином). При этом сам автомобиль продолжает выполнять свои функции, как и прежде. Вроде бы ничего и не меняется. Тем не менее вопрос о том, приводит ли перевод автомобиля на иной вид топлива к появлению у него «новых качеств» или к повышению каких-либо «технико-экономических показателей», можно считать открытым. Ведь ни налоговым законодательством, ни иными правовыми нормами не уточняется, что именно следует понимать под другими «новыми качествами» и что именно следует относить к «технико-экономическим» показателям автомобиля. Поэтому в настоящее время можно выделить две позиции в части учета расходов по установке ГБО на автомобиль. Рассмотрим их.

1. Рискованная позиция: не увеличивать первоначальную стоимость автомобиля и учесть рассматриваемые расходы отдельно. Данная позиция идет вразрез с позицией налоговиков, но подтверждается некоторой судебной практикой. Опровергая мнение чиновников о признаках модернизации в части работ по установке ГБО, суды указывают, что установленное оборудование не приводит к изменению нормативных показателей функционирования автомобиля, не меняет его технико-экономические показатели, назначение автомобиля также не изменяет и не создает никаких новых качеств (пост. ФАС УО от 26.07.2007 № Ф09-1460/07-С3, ФАС СКО от 26.10.2010 № А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, ФАС ПО от 23.01.2007 № А55-3823/2006-10).

Следуя указанной позиции, расходы на приобретение и установку ГБО учитываются либо в составе материальных затрат (если стоимость ГБО вместе с установкой не превышает 40 000 руб. или срок полезного использования ГБО составит менее 12 месяцев), либо в качестве самостоятельного объекта ОС (если стоимость ГБО вместе с установкой превысит 40 000 руб. и срок полезного использования ГБО составит более 12 месяцев) (пп. 4, 5 ПБУ 6/01, п. 2 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; подп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Однако следование указанной позиции, скорее всего, приведет к спорам с налоговыми инспекторами. Для снижения налоговых рисков расходы по установке ГБО на автомобиль целесообразно рассматривать в качестве расходов, увеличивающих первоначальную стоимость объекта основных средств, следуя безопасной позиции.

2. Безопасная позиция: включать стоимость ГБО и работ по его установке в первоначальную стоимость автомобиля, рассматривая их в качестве «дооборудования», «модернизации» или «технического перевооружения».

Бухгалтерский и налоговый учет для безопасного варианта рассмотрим более подробно.

Бухгалтерский учет

Стоимость ГБО и работ по его установке первоначально учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По факту установки такого оборудования на автомобиль указанные затраты списываются на счет 01 «Основные средства», увеличивая первоначальную стоимость объекта.

После изменения первоначальной стоимости автомобиля изменится последующая амортизация. Она будет рассчитываться исходя из новой остаточной стоимости объекта, включающей в себя остаточную стоимость основного средства и стоимость работ по установке ГБО, а также оставшегося срока полезного использования (п. 60 Методических указаний; письма Минфина России от 15.12.2009 № 03-05-05-01/81, от 23.06.2004 № 07-02-14/144). При этом исходим из того, что срок полезного использования автомобиля не меняется, предполагая, что установка ГБО сама по себе не приводит к увеличению этого срока. Амортизацию в «новом» размере рекомендуем начислять начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем установки нового оборудования на автомобиль (п. 21 ПБУ 6/01).

Организация приняла решение установить ГБО на служебном грузовом автомобиле. В июне 2013 г. на автомобиль было установлено ГБО. Стоимость оборудования вместе с работами по его установке составляет 41 300 руб. (в т. ч. НДС — 6 300 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля составляет 1 000 000 руб. Срок полезного использования — 80 мес. (4-я амортизационная группа). К моменту установки ГБО автомобиль эксплуатировался 16 мес., остаточная стоимость автомобиля по состоянию на 01.06.2013 составляет:

1 000 000 руб. – 1 000 000 руб. : 80 мес. × 16 мес. = 800 000 руб.

В июне 2013 г. в бухгалтерском учете отражены проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 35 000 руб. — отражена стоимость ГБО вместе с работами по его установке;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 6300 руб. — выделен НДС;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 6300 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 35 000 руб. — отражено увеличение первоначальной стоимости объекта ОС.

В июне 2013 г. амортизация начисляется в прежнем размере:

ДЕБЕТ 20, 26, 44. КРЕДИТ 02

– 12 500 руб. (1 000 000 руб. : 80 мес.) — отражено начисление амортизации за июнь.

Начиная с июля 2013 г. амортизация будет начисляться в следующем размере:

(800 000 руб. – 12 500 руб. + 35 000 руб.) : (80 мес. – 16 мес. – 1 мес.) = 13 055,56 руб.

Начисление амортизации начиная с июля 2013 г.:

ДЕБЕТ 20, 26, 44. КРЕДИТ 02

– 13 055,56 руб. — отражено начисление амортизации .

Обратите внимание: в случае увеличения первоначальной стоимости основного средства корректируются данные в инвентарной карточке этого объекта (пп. 40, 42 Методических указаний).

Налоговый учет

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ).

Логично предположить, что налогоплательщик вправе начислять амортизацию исходя из остаточной стоимости ОС, увеличенной на соответствующие расходы по установке ГБО и оставшегося срока полезного использования объекта (по аналогии с бухгалтерским учетом). Данный подход подтверждается и судами (пост. ФАС МО от 06.04.2011 № Ф05-1903/11, от 03.06.2009 № КА-А40/4667-09, ФАС ВВО от 07.05.2008 № А29-6646/2007, от 29.04.2008 № А28-8591/2007-366/11, ФАС ПО от 17.07.2007 № А49-998/07).

Но у контролирующих органов иное мнение. Чиновники полагают, что норма амортизации, определенная при введении основного средства в эксплуатацию, не должна меняться (письма Минфина России от 05.02.2013 № 03-03-06/4/2438, от 26.09.2012 № 03-03-06/1/503, от 09.06.2012 № 03-03-10/66, от 13.03.2012 № 03-03-06/1/126). Следуя позиции чиновников, амортизацию следует начислять исходя из увеличенной первоначальной стоимости и прежней нормы амортизации до полного списания стоимости объекта на затраты (письма Минфина России от 03.11.2011 № 03-03-06/1/714, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/402, от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, ФНС России от 14.03.2005 № 02-1-07/23).

Окончательное решение в части порядка начисления амортизации после работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и технического перевооружения принимается налогоплательщиком самостоятельно.

В любом случае амортизацию в «новом» размере рекомендуем начислять начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем установки нового оборудования на автомобиль (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Читайте также:  Схема установки лодочного мотора ямаха

На основании данных примера 1 рассмотрим налоговый учет затрат.

Если следовать позиции судов, то амортизация будет начисляться в том же порядке, что и в бухгалтерском учете, который рассмотрен в примере 1.

Рассмотрим порядок начисления амортизации исходя из позиции контролирующих органов.

Начиная с 01.07.2013 амортизация начисляется в следующем размере:

(1 000 000 руб. + 35 000 руб.) × 1/80 мес. = 12 937,50 руб.

В данном примере амортизация в налоговом учете будет начисляться на один месяц дольше, чем в бухгалтерском учете.

Заметим, что если следовать позиции о том, что установка ГБО на автомобиль соответствует признакам «дооборудования», «модернизации» или «технического перевооружения», то в отношении указанных расходов налогоплательщик вправе воспользоваться амортизационной премией и включить в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) указанных расходов (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Воспользуемся данными примера 2 и предположим, что в учетной политике организации предусмотрено применение амортизационной премии.

Учитывая, что основное средство отнесено к 4-й амортизационной группе, в июне 2013 г. организация вправе признать в составе текущих расходов в налоговом учете сумму амортизационной премии, равной:

35 000 руб. × 30% = 10 500 руб.

В этом случае начиная с июля 2013 г. амортизация будет начисляться в следующем размере (по варианту Минфина России):

(1 000 000 руб. + 35 000 руб. – 10 500 руб.) × 1/80 мес. = 12 806,25 руб.

Списываем расходы на топливо

Как правило, автомобиль, на который установлено ГБО, использует газовое топливо как основной вид топлива. Но в качестве вспомогательного вида топлива может использоваться также бензин. Возникает вопрос — как списывать оба вида топлива?

На автотранспортных предприятиях, а также в иных организациях, осуществляющих эксплуатацию автомобилей, обычно разрабатываются нормы расхода топлива. Эти нормы не только служат основой для планирования себестоимости продукции (работ, услуг), но также используются для обоснования затрат в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Заметим, что Налоговый кодекс не содержит условия по установлению каких-либо норм с целью списания расходов на топливо. Однако финансовое ведомство рекомендует учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», установленные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации). Причем ранее финансисты указывали, что при списании расходов на ГСМ компании должны учитывать установленные Минтрансом России нормы (письма Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15), однако сейчас чиновники поменяли свою позицию и разъясняют, что организации вправе использовать эти нормы, но не обязаны (письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Если в отношении каких-либо автомобилей Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, либо руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 № 16-15/115253, от 13.10.2009 № 16-15/107268).

Может случиться так, что в нормах Минтранса России для конкретного вида автомобиля будут указаны только «бензиновые» нормы. Чтобы перевести их в «газовые», можно воспользоваться соответствующими коэффициентами перевода (в зависимости от вида газового топлива, используемого для заправки транспортного средства) (п. 4 Раздела II Методических рекомендаций). Либо организация может воспользоваться рекомендациями производителя ГБО, приведенными в технической документации, либо прибегнуть к помощи специализированной организации, осуществляющей разработку норм по специальной программе-методике.

В рекомендациях Минтранса России приведены случаи, когда в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей (п. 6 Раздела II Методических рекомендаций):

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25 процентов от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Нормирование бензина в указанных случаях может производиться, в частности, путем проведения опытных замеров.

Многие задаются вопросом: можно ли вообще не разрабатывать никаких норм и списывать все топливо по фактическому расходу? Существует некоторая судебная практика, подтверждающая правомерность такого подхода (пост. ФАС ЗСО от 05.04.2012 № Ф04-995/12 (определением ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС МО от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07, ФАС ЦО от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). По нашему мнению, компания вправе самостоятельно разработать нормы расходования ГСМ. При этом такие нормы могут использоваться исключительно для контроля расходов, а не для исчисления налога на прибыль. При этом не стоит забывать, что расход топлива важно документально подтвердить и обосновать.

Итак, существуют разные мнения в части квалификации работ по установке ГБО на служебный автомобиль с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства. Наименее рискованно следовать позиции о том, что указанное оборудование и работы увеличивают первоначальную стоимость объекта. Обосновать иную позицию со ссылками на нормативно-правовые акты весьма проблематично. Тут как минимум нужна помощь технических специалистов. В связи с этим в статье рассмотрели наиболее оптимальный с нашей точки зрения способ — относить указанные затраты на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. Заметим, что в этом случае на сумму тех расходов, которые увеличивают первоначальную стоимость ОС, также увеличивается налоговая база по налогу на имущество, если модернизируемый автомобиль был введен в эксплуатацию до 2013 года (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ).

Экспертиза статьи: Елена Королева, служба Правового консалтинга ГАРАНТ

Оцените статью