Безопасность автомобилей сжиженный газ

Инструкция-памятка по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе

1. Общая часть
2. Эксплуатация газобаллоного оборудования
3. Пуск холодного двигателя
4. Остановка двигателя (для стоянки)
5. Заправка автотранспорта
6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля
7. Меры безопасности

1. Общая часть

1.1. Настоящая инструкция предназначена для водителей автомобилей, работающих на сжиженном газе, и разработана в соответствии с требованиями действующих нормативных документов заводов-изготовителей.

1.2. К эксплуатации и обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе, допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, условиям хранения и эксплуатации газового оборудования.

1.3. Водитель получает копию инструкции, о чем делается соответствующая пометка в журнале.

Водитель обязан знать :

  • устройство и взаимодействие всех узлов, систему механизмов данного типа авто­мобиля;
  • устройство и схему подачи газа от баллона до двигателя автомобиля;
  • различия в свойствах бензина и сжиженного газа при использовании их в качестве горючего для двигателя автомобиля.

1.4. Требования к исправности автомобилей, работающих на сжиженном газе, должны быть повышены, особенно к системе питания двигателей и эл. оборудованию, т.к. малейшие неисправности могут быть причиной возникновения пожара.

1.5. При неисправном эл.оборудовании автомобилей возможно воспламенение газа (пожар) от неплотных контактов, искрения, короткого замыкания проводов и т.д. Поэтому водитель обязан следить за исправностью газовых коммуникаций и эл .оборудования, не допуская утечек газа, пропусков через клапан редуктора 2-й ступени при неработающем двигателе, неисправности изоляции проводов высокого и низкого напряжения, неплотности контактов проводов зажигания.

1.6. На каждый автомобиль, оборудованный для работы на сжиженном газе, дополнительно устанавливается:

  • баллон с арматурой для хранения газа;
  • испаритель для преобразования газа из жидкого в парообразное состояние;
  • двухступенчатый редуктор, для преобразования давления газа из высокого в низкое.

Все это оборудование соединяется трубопроводами. Трубопроводы от баллона до редуктора находятся под высоким давлением (рабочее давление 16кг/см 2 ), перед редуктором устанавливается электромагнитный клапан, который автоматически перекрывает поступление газа в карбюратор при выключении двигателя.

2. Эксплуатация газобаллоного оборудования

2.1. Содержать газовое оборудование автомобиля, противопожарный инвентарь, инструмент приспособления в чистоте и исправном состоянии.

2.2 Иметь при себе свидетельство о переводе автотранспорта для работы на сжиженном газе

2.3 При каждом выезде из гаража представлять автомашину для осмотра лицу, ответственному за работу газового оборудования автомобиля.

2.5. Не допускать нагрев баллона свыше 400 С, в случае перегрева остудить баллон холодной водой, в жаркую погоду необходимо уменьшить степень наполнения баллона

3. Пуск холодного двигателя

3.1. Проверить по указателю уровня жидкости наличие газа в баллоне, проверить герметичность газового оборудования при помощи мыльной эмульсии.

3.2. Проверить показание кнопки переключения ГАЗ-БЕНЗИН в положение БЕНЗИН.

3.3. Запустить двигатель на БЕНЗИНЕ, произвести нагрев до 500° С

Читайте также:  Средства для ремонта царапин автомобиля

3.4. После прогрева двигателя поставить переключатель ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение, после того как выработается бензин поставить переключатель в положение ГАЗ и произвести повторный пуск двигателя на газовом топливе.

4. Остановка двигателя (для стоянки)

4.1. Поставить переключатель ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение, выработать газ, перевести переключатель в положение БЕНЗИН и произвести повторный пуск на бензине.

4.2. При длительной стоянке необходимо закрыть кран подачи газа на баллоне

5. Заправка автотранспорта

5.1. При заправке баллонов сжиженным газом выключить зажигание, поставить противооткатный упор, высадить пассажиров, открутить заглушку заправочной горловины и выполнять дальнейшие указания оператора АГЗС.

5.2. При поездках следить за остатком газа в баллоне, не допускать его полного опорожнения, не допускать наполнение баллона свыше 85%

6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля

В соответствии с действующим «Положением о техническом обслужи­вании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» для газовой аппаратуры автомобилей установлены следующие виды техни­ческого обслуживания:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2).

6.1. Ежедневное обслуживание

Перед выездом необходимо проверить:

  • крепление газового баллона, состояние газового оборудования, газопроводов и герметичность соединений газовой системы и арматуры;
  • легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала;
  • отсутствие подтекания бензина (резервного топлива) в соединениях топливных проводов.

После возвращения автомобиля в гараж необходимо:

  • очистить арматуру баллона и агрегаты газового оборудования от пыли и грязи;
  • проверить герметичность арматуры газового баллона и расходных вентилей;
  • закрыть вентиль на баллоне.

6.2. Техническое обслуживание газового оборудования (ТО-1 и ТО-2) производить только в специализированной организации, с получением свидетельства о проведении испытаний газобаллонного оборудования для технических осмотров.

7. Меры безопасности

7.1. Запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной газовой аппаратурой или утечкой газа. Обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться квалифицированным персоналом.

7.2. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны находиться на открытых площадках без газа в баллонах.

7.3. Запрещается производить ремонт и регулировку оборудования автомобиля возле наполнительной колонки АГЗС.

7.4. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя и устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях разрешается производить только с помощью горячей воды или пара.

7.5. Не разрешается курить и пользоваться открытым огнем в кабине автомобиля и при техническом обслуживании газобаллонного оборудования, производить ремонт соединений газовой магистрали, находящейся под давлением.

7.6.Неразрешаетсяэксплуатироватьавтомобильпринеисправномэлектрооборудовании. Не проверять работоспособность свечей зажигания на работающем двигателе.

7.7. При воспламенении газа в подкапотном пространстве закрыть расходный вентиль, выключить зажигание. Принять меры к тушению пожара.

7.8. Запрещается эксплуатировать автомашину с неисправным газовым редуктором (пропуск газа через клапан 1 или 2 ступени).

7.9. Использовать при эксплуатации автомобиля только исправные свечи и высоковольтные провода.

7.10. Не допускать наполнение баллона свыше 85%, а также нагрев баллона более 400° С.

Сжиженный метан в грузовиках. Какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке 10:55, 10 сентября 2020 Версия для печати

Газификация автомобилей развивается двумя путями: двигатель работает либо исключительно на газе, либо по газодизельному циклу. Оба имеют свои плюсы, но второй путь для перевозчиков интереснее — у такой машины больший запас хода.

Читайте также:  Разборка двигателя ниссан тиида

Летом этого года Volvo Trucks поставила в Россию 14 тягачей Volvo FH LNG. Ранее Iveco отгрузила российским перевозчикам более 150 своих газовых грузовиков, включая Iveco Stralis NP LNG. Есть примеры и внутри страны: КАМАЗ активно продвигает газовый магистральный тягач КАМАЗ-5490 NEO, а «Группа ГАЗ» в августе этого года начала производство нового городского автобуса ЛиАЗ-5292 LNG. Что это — временное явление или тенденция?

Думается, что второе. Правда, идею внедрения сжиженного газа в моторы все трактуют по-разному. Один из лидеров европейского рынка газомоторной техники, компания Iveco, строит исключительно монотопливные газовые двигатели. Они работают как на сжатом, так и на сжиженном природном газе с искровым зажиганием и степенью сжатия около 11. Еще один представитель большой семерки — Scania пошла по такому же пути: монотопливный двигатель, искровое зажигание, степень сжатия 12,6. Производители, у которых нет собственного моторного производства, устанавливают двигатели компании Cummins. Она поставляет полную линейку газовых моторов с рабочим объемом от 5,9 до 9,1 л. с. искровым зажиганием. Российские машиностроители — КАМАЗ и «Автодизель» движутся в этом же направлении. А вот Volvo Trucks пошла путем совершенствования газодизельного цикла с подачей в цилиндры двигателя запальной дозы дизельного топлива.

Iveco строит исключительно монотопливные газовые двигатели. Они работают как на сжатом, так и на сжиженном природном газе LNG (Liquid Natural Gas).

Еще три года назад Volvo Trucks запустила в серию грузовики Volvo FH и FM на сжиженном природном газе. Система питания таких машин включает криобак, рассчитанный на 115 кг (275 л), 155 кг (375 л) или 205 кг (495 л) сжиженного газа, и бак для дизельного топлива емкостью 170 л. Запас хода грузовика с самым вместительным криобаком составляет около 1000 км.

Технологии, применяемые при хранении газа в криобаке, сохраняют постоянную температуру топлива до –160 °С, обеспечивая отсутствие чувствительности топлива к температуре окружающей среды.

Основой для битопливного двигателя Volvo Trucks стал серийный 6‑цилиндровый рядный дизель D13К рабочим объемом 12,8 л. с. системой впрыска Common Rail. Модернизация коснулась головки блока цилиндров и топливной аппаратуры. Газовая система состоит из криобака, в котором сжиженный природный газ хранится при температуре от –140 до –120 °С и давлении 4–10 бар. Там же определенная часть жидкой фазы переходит в газообразное состояние. По отзывам специалистов, технологии, применяемые при хранении газа в криобаке, сохраняют постоянную температуру топлива до –160 °С, обеспечивая отсутствие чувствительности топлива к температуре окружающей среды. Процесс этот практически непрерывен, количество испаряемого топлива зависит от уровня сжиженного метана, интенсивности потребления газа двигателем, температуры и давления заправляемого метана. При превышении в криобаке давления в 16 бар избыток газа сбрасывается в атмосферу через предохранительный клапан.

Природный газ — реальная возможность значительно сократить затраты на топливо, говорят эксперты «Скания».

Первые 14 автомобилей Volvo FH LNG не так давно пополнили автопарк подмосковной компании «ЭйСиРейл». Седельные тягачи с колесной формулой 4х2 оснащены 13‑литровыми двигателями мощностью 460 л. с. экологического класса Евро-6, которые выдают 2300 Нм крутящего момента. Баки сжиженного природного газа рассчитаны на хранение 205 кг топлива.

Читайте также:  Стуки двигателя мерседес 272

Выбор в пользу автомобилей Volvo FH LNG был сделан еще и потому, что в Московской области — основном регионе транспортных операций «ЭйСиРейл» — были открыты сразу две газозаправочных станции оператора LNG-инфраструктуры, компании «Новатэк». LNG — Liquid Natural Gas. Обладая запасом хода до 1000 км, тягачи Volvo FH LNG планово заезжают на дозаправку сжиженным природным газом.

Широкому коммерческому использованию СПГ в нашей стране пока препятствует более высокая стоимость производства автомобилей, работающих на СПГ, а также необходимость хранения топлива в дорогостоящих криогенных резервуарах.

Однако с учетом повышения экологических требований к двигателям доля автомобильного транспорта, работающего на СПГ, особенно среди тяжелых грузовиков и автобусов, будет возрастать. Опять же, недавно кабинет министров РФ увеличил размер субсидий регионам для перевода автотранспорта с традиционного топлива на газ с 25 до 75 млн руб. Вполне вероятно, что к 2024 году объем потребления природного газа в качестве моторного топлива составит 2,7 млрд м3. Предпосылки к этому есть.

Роберто Каматта, бизнес-директор ООО «Ивеко Руссия»

— Мы предлагаем решения для газомоторного топлива не только для магистральных перевозок, но также и для сферы дистрибуции. Согласно нашим внутренним расчетам, один газовый тягач в сравнении с дизельным может сэкономить 2342 тыс. руб. в течение пяти лет при пробеге 150 000 км. Представьте, какова будет экономия в пересчете на весь парк! Согласен, что первоначальные вложения довольно высокие, особенно если речь идет о технике на сжиженном природном газе, баллоны для которого должны быть сверхпрочными. Но если перевозчик подсчитает общую стоимость владения, то увидит реальную экономию. В Европе это решение очень востребованно, и мы полагаем, что доля газомоторного парка в России будет уверенно расти. Так что мы не зря показали на недавней выставке одну из наших новинок — Iveco Stralis NP LNG.

Юрий Панов, кандидат технических наук, профессор МАДИ

— Думаю, что многие боятся газа. Это общепринятые стереотипы, базирующиеся на не очень удачном опыте прошлых лет. К счастью, есть молодые специалисты, знающие положительный и, в том числе, зарубежный опыт. Метан себя окупает на больших ежедневных пробегах. В этой связи его очень интересная ниша — коммунальная техника. Сегодня в Москве и других городах не спешат покупать газовые КАМАЗы. А ведь ими удобно подметать улицы вблизи АГНКС. Другая тема для метана — доставка легких грузов, возможно, каршеринг. Хотя есть регионы, где природный газ внедряется хорошо. Это, например, Белгород, Воронеж, Новгород Великий, Владимир. Для популяризации использования газа на транспорте сделать, конечно, надо еще много. Пока не совсем понятен процесс сертификации газобаллонного оборудования. Нужна ли нам сертификация ГБО итальянского, голландского, польского производства, если они уже прошли омологацию в Евросоюзе по 115‑му правилу ЕЭК ООН? Ведь наш Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018) пишет, что на ГБО действует именно 115‑е правило.

Оцените статью