Белаз устройство ходовой части автомобиля

Белаз устройство ходовой части автомобиля

9 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска самосвалов БЕЛАЗ-7540А, -7540В, -7540D, -7540К, -7540C, -7547, -75471, -75473

9.1.1 Общие сведения

Передняя и задняя подвеска самосвалов — зависимая, пневмогидравлическая.

Передняя подвеска состоит из двух пневмогидравлических цилиндров 2 (рисунок 9.1), двух нижних и одной верхней продольных штанг 1, поперечной штанги 4 и двух буферов 3.

Цилиндры подвески воспринимают только вертикальные нагрузку. Продольные и поперечные нагрузки, а также моменты от нагрузок, передаются направляющим устройством подвески.

Две нижние и одна верхняя продольные штанги образуют параллелограмм и воспринимают продольные нагрузки, тормозной момент, а также момент, возникающий от смещения цилиндров 2 подвески относительно передней оси. Боковые силы воспринимаются поперечной штангой 4, которая установлена сзади передней оси. Поперечная штанга одним концом соединена с кронштейном, приваренным к раме, а другим — с проушиной 14 (рисунок 9.2), цилиндрический хвостовик которой служит для крепления нижней опоры правого переднего цилиндра подвески. Все штанги передней подвески взаимозаменяемы.

В передней подвеске имеются резиновые буферы, предусмотренные для смягчения ударов при движении самосвала и зарядки цилиндров маслом на самосвале.

Задняя подвеска состоит из пневмогидравлических цилиндров 2 (рисунки 9.3, 9.4), двух продольных штанг 1, расположенных впереди ведущего моста, вилки 4, шкворня 3 и двух буферов 2. Штанги шарнирно соединены с рамой и картером ведущего моста при помощи конусных пальцев и шарнирных подшипников. Штанги вместе с вилкой и шкворнем передают продольные нагрузки, реактивный и тормозной моменты, возникающий от смещения цилиндров подвески относительно оси ведущего моста. Боковые нагрузки воспринимаются вилкой и шкворнем.

На задней подвеске самосвалов БелАЗ-7540А и 7540D установлены два пневмогидравлических цилиндра, а на самосвалах БелАЗ-7547, 75471, 75473 — четыре. Функции цилиндров и буферов те же, что и в передней подвеске.

Вилка соединена с рамой пальцами через шарнирные подшипники, а с ведущим мостом — шкворнем.

Цилиндр подвески представляет собой пневматическую рессору поршневого типа в комбинации с гидравлическим амортизатором. Рабочим телом в цилиндре является технический газообразный азот. В качестве рабочей жидкости в цилиндре подвески применяется жидкость амортизаторная Лу-койл-АЖ или заменители: МГП-12 и ГРЖ-12.

Цилиндры передней и задней подвески самосвалов БелАЗ-7540А и 7540D аналогичны по конструкции, но отличаются размерами и зарядкой (величиной давления газа). На самосвалах БелАЗ-7547, 75471, 75473 в передней и задней подвесках установлены задние цилиндры самосвала БелАЗ-7540А, но с зарядкой как у самосвала БелАЗ-7547.

Цилиндр подвески состоит из основного цилиндра 14 (рисунок 9.9) и цилиндра противодавления 9. На верхнем торце цилиндра противодавления 9 болтами крепится заглушка 13 с ограничителем хода, на нижнем — ввернута крышка 2. К верхней части трубы основного цилиндра 14 болтами крепится верхняя крышка 17, к нижней — картер маслосборника 5 и корпус манжеты с буксой 41. В верхнюю и нижнюю крышки запрессованы шарнирные сферические подшипники и ввернуты заправочные штуцера и зарядные клапаны.

Для гашения колебаний, возникших при движении самосвала, цилиндр подвески имеет гидравлический амортизатор, состоящий из трубок 27 клапана 10, и дроссельного отверстия.

Картер маслосборника образует полость Р1, в которую заправляется рабочая жидкость до уровня контрольной пробки 7. Предохранительное (грязесъемное) кольцо 40 предохраняет полость маслосборника от попадания грязи из внешней среды, а уплотнительное кольцо 38 и защитные шайбы 39 герметизируют ее.

Герметичность неподвижных соединений обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами круглого сечения.

Для предотвращения утечек рабочей жидкости из цилиндра подвески и перетекания между полостями подвижные соединения шток-труба основного цилиндра уплотнены фторопластовыми манжетами 44 и 53 рабочие кромки которых разжимаются резиновыми распорными кольцами 15 и 43.

На поршне и корпусе манжеты установлены направляющие буксы из бронзы 25 и 28.

Поршневая полость Р4, в которую предварительно заправлено масло, через заправочный клапан 18 заряжается сжатым газом — азотом. Масло в поршневой полости служит для предотвращения утечки

газа через подвижное соединение поршня с цилиндром и смазки поверхностей этого соединения. Штоковая полость Р3 и кольцевая полость Р2 также заполнены маслом. Полости Р2 и Р3 сообщаются между собой через две трубки амортизатора. Верхняя часть полости Р3 через заправочный клапан 18 заряжается сжатым газом, давление которого через масло передается в кольцевую полость Р2.

Таким образом, поршень уравновешен давлением газа сверху (основное давление) и снизу (противодавление) и внешним усилием действующим на цилиндр вдоль его оси.

Внешним признаком неисправности цилиндров подвески является изменение их высоты (увеличение или уменьшение) относительно нормального рабочего состояния.

При появлении ненормальной работы цилиндров подвески (крен самосвала, повышенная жесткость подвески, стуки в цилиндрах, сильная течь масла) проверить их исправность путем определения размера h от торца проточки под защитный чехол на картере маслосборника до оси нижней крышки, обозначенной конусным углублением (смотри рисунок 9.9). Этот размер определяется специальной характеристической линейкой (рисунок 9.6), на которой нанесены две шкалы: зарядная и рабочая. Деления на шкалах линейки обозначают величину давления газа в цилиндре (в кгс/см2 — для линеек с надписью “540А”, “548А” и в МПа для линейки с надписью “75489”) для соответствующего размера h при правильной зарядке цилиндров. Кроме того, на линейке обозначены зоны допустимого разброса размера h при эксплуатации цилиндров.

Рисунок 9.1 — Передняя подвеска (сечения показаны на рисунке 9.2):
1 — продольные штанги передней подвески; 2 — цилиндр пневмогидравлической подвески; 3 — передний буфер; 4 — поперечная штанга передней подвески

Рисунок 9.2 — Передняя подвеска (сечения):
1, 13, 17 — масленки; 2 — стопорный болт; 3 — распорная втулка; 4 — шарнирный сферический подшипник; 5 — стопорное кольцо; 6 — сальник; 7 — палец крепления цилиндра; 8 — болт; 9 — прижимная пластина; 10 — палец штанги; 11 — конусная распорная втулка; 12 — специальный болт; 14 — проушина поперечной штанги; 15 — прорезная гайка; 16 — шплинт;
Размеры а 1 и а2 не должны отличаться друг от друга более чем на ±0,5 мм

Рисунок 9.3 — Задняя подвеска самосвалов БелАЗ-7540А, 7540В (сечения показаны на рисунке 9.5):
1 — продольная штанга задней подвески; 2 — задний буфер; 3 — шкворень вилки; 4 — вилка;
5 — цилиндр пневмогидравлической подвески; 6 — гайка

Рисунок 9.4 — Задняя подвеска самосвалов БелАЗ-7547, 75471, 75473 (сечения показаны на рисунке 9.5):
1 — продольная штанга задней подвески; 2 — задний буфер; 3 — шкворень вилки; 4 — вилка;
5 — цилиндр пневмогидравлической подвески; 6 — гайка

Рисунок 9.5 — Задняя подвеска (сечения):
1, 16, 25 — масленки; 2 — специальный болт; 3, 26 — прижимные пластины; 4 — палец штанги; 5 — распорная втулка;
6 — стопорное кольцо; 7 — шарнирный сферический подшипник; 8, 19, 28 — сальники; 9 — конусная распорная втулка; 10 — болт;
11, 24 — стопорные болты; 12 — специальная гайка; 13 — регулировочная стопорная шайба; 14 — шайба шкворня; 15 — шкворень; 17 — палец вилки; 18 — крышка; 20 — шарнирный подшипник шкворня; 21 — распорное кольцо; 22 — палец крепления цилиндра; 23 — верхняя крышка цилиндра; 27 — упорные шайбы вилки;
Размеры а1 и а2 не должны отличаться друг от друга более чем на ±0,5 мм

Характеристические линейки с надписью “540А” предназначены для самосвалов БелАЗ-7540А, 7540D, 7540B, 7540C, 7540K, с надписью “548А” — для самосвалов БелАЗ-7547, 75471,75473, а с надписью “75489” — для самосвалов углевозов БелАЗ-75479, цилиндры которых имеют свою зарядку верхней полости (уровень масла должен быть 55 мм) и в верхней крышке отсутствуют заправочная трубка 24 (смотри рисунок 9.9), штуцер 4 и уплотнительное кольцо 35.

Читайте также:  Тест драйв лада калина с автоматом

Для контроля размера h установить разгруженный самосвал на ровной горизонтальной площадке. Цилиндр подвески считается нормально заряженным (исправным), если высота цилиндра не выходит за пределы ограничиваемые зоной 2 (рисунок 9.7). Если же высота цилиндра подвески выходит за пределы, ограничиваемые зоной 2, проверить давление газа в верхней и нижней полостях специальным манометром.

Ввиду того, что размеры всех цилиндров подвески взаимосвязаны между собой, изменение размера одного (неисправного) цилиндра вызывает изменение размеров остальных цилиндров. Неисправным цилиндром следует считать тот, у которого торец проточки на картере маслосборника находится на большем, чем у остальных цилиндров расстоянии от зоны допустимой зарядки цилиндра по характеристической линейке. У неисправного цилиндра необходимо дополнительно замерить давление газа при помощи приспособления (рисунок 9.8). Если давление газа (по манометру) и показания характеристической линейки отличаются более чем на 0,2 МПа в поршневой полости и более чем на 1,0 МПа в полости противодавления, то нужно произвести профилактическую перезарядку.

Резкое уменьшение высоты цилиндра свидетельствует о появлении значительных утечек рабочей жидкости через соединения, и перезарядка газом цилиндра на самосвале без устранения неисправности неэффективна.

При часто повторяющихся неисправностях в каком-либо цилиндре снять его с самосвала, разобрать с соблюдением указаний по технике безопасности и отремонтировать.

Рисунок 9.6 — Характеристическая линейка:
а — для цилиндра передней подвески самосвалов БелАЗ-7540А, 7540D; b — для цилиндра задней подвески самосвалов БелАЗ-7540А, 7540D; с — для цилиндров передней и задней подвески самосвалов БелАЗ- 7547, 75471, 75473; d — для цилиндров передней и задней подвески самосвалов-углевозов БелАЗ-75479;
1 — размер h при полностью сжатом цилиндре; 2 — номинальный размер цилиндра на груженом самосвале; 3 — номинальный размер цилиндра на порожнем самосвале; 4 — зона допустимого размера цилиндра на порожнем самосвале при эксплуатации; 5 — размер полностью разжатого цилиндра; 6 — игла

Рисунок 9.7 — Проверка размера h цилиндра подвески характеристической линейкой:
1 — кромка обработанного прилива картера маслосборника;
2 — зона допустимой зарядки цилиндра (на линейке)

Рисунок 9.8 — Приспособление для замера давления в цилиндрах подвески:
1, 9 — уплотнительные прокладки; 2, 8 — переходники; 3, 5 — уплотнительные кольца;
4 — игла; 6 — гайка; 7 — шланг с защитной пружиной; 10 — манометр

Белаз устройство ходовой части автомобиля

САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. Рама и подвеска

Рама сварная, состоит из двух лонжеронов 4 и 6 (рисунок 8.1), соединенных силовыми поперечи-нами при помощи сварки. Лонжероны имеют коробчатое сечение переменной высоты по длине рамы.

Первая поперечина 1 изготовлена из трубы, служит для крепления кронштейна центрального ры-чага передней оси. Вторая поперечина 2 представляет собой замкнутый контур, состоящий из нижней поперечины, соединяющей лонжероны рамы, левой и правой стоек, к которым крепятся кронштейны передней подвески, и верхней поперечины, соединяющей стойки. К нижней поперечине крепится попе-речная штанга передней подвески.

Третья поперечина 3, приваренная к лонжеронам, усиливает среднюю часть рамы. К ней кре-пится центральный рычаг заднего моста. В торцы третьей поперечины вварены кронштейны нижних опор цилиндров опрокидывающего механизма. Состоит из двух литых опор, соединенных трубой.

В задней части лонжероны соединены поперечиной 5, к которой приварен кронштейн крепления по-перечной штанги заднего моста, кронштейны задней подвески и кронштейны задней опоры платформы.

Лонжероны и поперечины коробчатого сечения изготовлены из низколегированной высокопроч-ной стали.

При эксплуатации самосвалов периодически подвергают осмотру сварные соединения на на-личие трещин в наиболее нагруженных местах рамы:

в местах приварки второй поперечины в зоне передней подвески;

в местах приварки задней поперечины к лонжеронам;

в местах приварки стоек второй поперечины и ее элементов к лонжеронам;

в местах приварки кронштейнов центрального шарнира и поперечной штанги.

Для обнаружения трещин рекомендуется применять визуальный метод контроля, цветную, маг-нитную или ультразвуковую дефектоскопию. Проверка технического состояния рамы, определение де-фектов и ремонт описан в руководстве по ремонту.

Рисунок 8.1 – Рама:

1 – первая поперечина; 2 – вторая поперечина; 3 – третья поперечина; 4, 6 – лонжероны; 5 – задняя поперечина

Передняя подвеска – зависимая, состоит из двух пневмогидравлических цилиндров 2 (рисунок 8.2), проушины 17 с шарниром, рычага передней оси и поперечной штанги 1.

Нагрузки, действующие на колеса передней оси, передаются на раму через цилиндры подвески, поперечную штангу и проушину с шарниром. Цилиндры подвески воспринимают только вертикальные нагрузки, штанга – поперечные, а центральный шарнир – вертикальные, поперечные и продольные.

Рисунок 8.2 – Передняя подвеска:

1 – штанга; 2 – цилиндр подвески; 3 – кольцо уплотнительное; 4, 19 – крышки; 5, 28 – масленки; 6, 13, 14, 16, 18, 24, 31,

34 – болты; 7 – сальник штанги; 8, 20 – шарнирные подшипники; 9 – стопорное кольцо; 10, 22 – пальцы; 11 – втулка; 12, 15 – диски; 17 – проушина с основанием; 21 – сальник центрального шарнира; 23 – диск; 25 – верхний кронштейн; 26 – гайка самостопорящаяся; 27 – рукав высокого давления; 29 – чехол; 30 – нижний кронштейн; 32 – кожух датчика; 33 – шплинт-проволока; 35 – стопорная пластина

Цилиндры подвески самостопорящимися гайками 26 крепятся к верхнему 25 и нижнему 30 кронштейнам, которые в свою очередь болтами 24 и 31 закреплены к кронштейнам рамы и поворот-ным кулакам. Поперечная штанга 1 соединена шарнирно при помощи конических пальцев 10 с попере-чиной рамы и балкой передней оси. Проушина 17 закреплена к рычагу передней оси с помощью болтов 16, к кронштейну рамы шарнирно пальцем 22.

Задняя подвеска – зависимая, состоит из двух пневмогидравлических цилиндров 2 и 3 (рисунок 8.3), поперечной штанги подвески 4, рычага заднего моста и проушины 8 с центральным шарниром.

Нагрузки, действующие на колеса заднего моста, передаются на раму через цилиндры подвески, поперечную штангу и центральный шарнир. Цилиндры подвески воспринимают только вертикальные нагрузки, штанга – поперечные, а центральный шарнир – вертикальные, поперечные и продольные.

Рисунок 8.3 – Задняя подвеска:

1 – брызговик; 2, 3 – цилиндры подвески; 4 – штанга подвески; 5, 15 – гайки; 6, 12, 14, 21, 30 – болты; 7, 20 – шарнирные

подшипники; 8 – проушина с основанием; 9 – крышка; 10, 18 – пальцы; 11 – пластина стопорная; 13 – масленка; 16 – втулка;

17, 24 – сальники; 19 – стопорное кольцо; 22 – пластина; 23 – втулка; 25 – кольцо уплотнительное; 26 – гайка самостопоря-

щаяся; 27 – диск; 28, 29 – чехлы; 31 – шплинт-проволока

Цилиндры подвески крепятся к кронштейнам на раме и картере заднего моста самостопорящи-мися гайками 26.

Поперечная штанга 4 закреплена к кронштейнам на раме и картере заднего моста с помощью шарнирных подшипников 20, закрепленных на пальцах 18 через распорные втулки 23, прижимные пла-стины 22, болты 12 и 21.

Проушина 8 центрального шарнира установлена на втулках 16 и закреплена к центральному ры-чагу с помощью болтов 14 и гаек 15, к кронштейну рамы шарнирно через сферический подшипник 7 па-лец 10 гайкой 5.

Цилиндр подвески представляет собой пневматическую рессору поршневого типа в комбинации с гидравлическим амортизатором. Рабочим элементом в цилиндре является технический газообразный азот. В качестве рабочей жидкости в цилиндре подвески применяется жидкость амортизаторная ЛУ-КОЙЛ-АЖ, заменители МГП-12 или ГРЖ-12.

Читайте также:  Ремонт швейных машин горловка

Передние и задние цилиндры подвески аналогичны по конструкции и отличаются размерами де-талей, конфигурацией паза на штоке амортизатора, количеством заправляемого масла и величиной давления газа. Подвижное соединение шток – труба основного цилиндра для цилиндра передней под-вески уплотнено одним комплектом уплотнений, цилиндра задней подвески – двумя комплектами.

В передних цилиндрах со штоком Ø250мм используются шаровые опоры Ø150мм с хвостовиком Ø60, в задних цилиндрах со штоком Ø280мм шаровые опоры Ø180мм с хвостовиком Ø80мм. Конструк-ция цилиндра передней подвески приведена на рисунке 8.4, цилиндра задней подвески – на рисунке 8.5. Цилиндр передней подвески состоит из трубы основного цилиндра 19 (смотри рисунок 8.4) и штока

18 с приваренными к нему поршнем и перегородкой амортизатора. К нижней части штока болтами 5 кре-пится нижняя крышка 4, поджимающая к торцу штока кожух 12, а к верхней части трубы основного цилин-дра болтами 5 и 37 крепится верхняя крышка 23. В верхней и нижней крышке установлены шаровые опо-ры 25, закрепленные крышками 26 при помощи болтов 2. В верхнюю крышку 23 ввернуты заправочный клапан 22 и клапан датчика 39 системы контроля загрузки и топлива (СКЗиТ).

Между сферическими поверхностями крышек и шаровыми опорами установлены вкладыши 35 из металлополимерной ленты. Для регулировки зазора в шарнирах установлены регулировочные про-кладки 27.

На перегородке амортизатора расположены два клапана сжатия и клапан отбоя. В корпусе клапана отбоя 30 перемещается шток амортизатора 14 с продольными пазами переменного сечения, выполняю-щими функцию дросселя переменного сопротивления клапана отбоя амортизатора.

Кожух 12 образует полость Р3, в которую заправляется рабочая жидкость до уровня контрольной пробки 8. Рабочая жидкость предназначена для смазки уплотнения кожуха.

Герметичность подвижного соединения трубы основного цилиндра 19 и кожуха 12 обеспечивает-ся лентой 44 и кольцом предохранительным 43. Для предохранения наружной поверхности цилиндра от пыли и грязи служит защитный чехол 10, закрепленный между кольцом 15 и уплотнителем 16.

Герметичность неподвижных соединений обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами круглого сечения.

Для предотвращения утечек рабочей жидкости из цилиндра подвески подвижное соединение шток – труба основного цилиндра уплотнено фторопластовой манжетой 53, рабочие кромки которой разжимаются резиновым распорным кольцом 52 (в цилиндрах передней подвески установлена одна манжета, в цилинд-рах задней подвески – две манжеты). Манжета устанавливается с натягом, который регулируется набором регулировочных прокладок 49 и поддерживается пружиной 48. Натяг манжеты при сборке должен быть 2,0 – 2,3 мм (внутренний диаметр по кромке манжеты 247,7 – 248,0 мм для цилиндров передней подвески и 277,7 – 278,0 мм для цилиндров задней подвески). Уплотнение стыка труба основного цилиндра – пор-шень обеспечивается фторопластовыми шайбами 17 на поршне штока 18.

На поршне штока 18 и направляющей штока 11 установлены буксы из полимерных материалов.

Для предохранения кожуха 12 от перегрузок, при повышении давления в его полости за счет уменьшения объема при сжатии цилиндра и из-за возможных утечек рабочей жидкости через манжету и другие соединения, служит предохранительный клапан 13. Для приведения в эксплуатационное со-стояние цилиндр заполняется азотом через заправочный клапан 22.

При ходе сжатия (при наезде колесом на препятствие) поршень перемещается в цилиндре вверх и сжимает газ. За счет увеличения давления газа над поршнем ход сжатия упруго ограничивается.

При ходе отбоя (после преодоления препятствия) шток перемещается вниз. Для гашения колеба-ний, возникающих при движении самосвала, цилиндр подвески имеет гидравлический амортизатор, со-стоящий из двух клапанов сжатия, корпуса клапана отбоя 30 и штока амортизатора 14 с продольными пазами переменного сечения.

Рисунок 8.4 – Пневмогидравлический цилиндр передней подвески:

1 – штифт; 2, 5, 21, 37 – болты; 3, 13 – предохранительные клапаны; 4 – нижняя крышка; 6, 7, 20, 51 – кольца; 8 – пробка; 9 – резьбовая втулка; 10 – чехол защитный; 11 – направляющая штока с буксой; 12 – кожух; 14 – шток; 15 – коль-цо; 16 – уплотнитель; 17 – шайбы; 18 – шток; 19 – труба основного цилиндра; 22 – заправочный клапан; 23 – верхняя крышка; 24 – уплотнительное кольцо; 25 – шаровая опора; 26, 40 – крышки; 27, 49 – регулировочные прокладки; 28 – фланец; 29 – букса направляющая поршня; 30 – корпус клапана отбоя амортизатора; 31 – стопорная шайба; 32 – пробка клапана сжатия;

33 – шарик; 34 – корпус клапана сжатия; 35 – вкладыш подпятника; 36 – ограничитель поворота; 38 – кожух датчика; 39 – клапан датчика; 41 – корпус заправочного клапана; 42, 46 – уплотнительные прокладки; 43 – предохранительное кольцо; 44 – лента; 45 – корпус клапана; 48 – пружина; 50 – нажимное кольцо; 52 – распорное кольцо; 53 – манжета штока; 54 – кольцо манжеты; Н – размер; Р1, Р2, Р3 – полости

Рисунок 8.5 – Пневмогидравлический цилиндр задней подвески:

1 – штифт; 2, 5, 21, 37 – болты; 3, 13 – предохранительные клапаны; 4 – нижняя крышка; 6, 7, 17, 20, 24, 51 – кольца; 8 – пробка; 9 -резьбовая втулка; 10 – чехол защитный; 11 – направляющая штока с буксой; 12 – кожух; 14 – шток; 15 – кольцо; 16 – уплотнитель; 18 – шток; 19 – труба основного цилиндра; 22 – заправочный клапан; 23 – верхняя крышка; 25 – шаровая опора; 26, 40 – крышки; 27, 49 – регулировочные прокладки; 28 – фланец; 29 – букса направляющая поршня; 30 – корпус клапана отбоя амортизатора; 31 – стопорная шайба; 32 – пробка клапана сжатия; 33 – шарик; 34 – седло клапана сжатия; 35 – вкладыш подпятника; 36 – ограничитель поворота; 38 – кожух датчика; 39 – клапан датчика; 41 – корпус заправочного клапана; 42, 46 – уплотнительные прокладки; 43 – предохранительное кольцо; 44 – лента; 45 – корпус клапана; 47 – упорное кольцо; 48 – пружина; 50 – нажимное кольцо; 52 – распорное кольцо; 53 – манжета штока; 54 – кольцо манжеты;

Н – размер; Р1, Р2, Р3 – полости

При ходе сжатия рабочая жидкость перетекает из полости Р1 в кольцевую по-лость Р2 через дроссельные отверстия клапанов сжатия и по каналам в перегородке амортизатора. Кроме того, масло перетекает по каналам, образованным корпусом клапана отбоя 30 и продольными пазами на штоке амортизатора 14. Штоки аморти-заторов переднего и заднего цилиндров подвески отличаются конфигурацией пазов переменного сечения. Чтобы не перепутать штоки при ремонте цилиндров на их нижний торец наносится маркировка.

При ходе отбоя клапаны сжатия закрываются, и жидкость из полости Р2 в по-лость Р1 перетекает только через каналы, образованные корпусом клапана отбоя и продольными пазами переменного сечения на штоке амортизатора, проходное сечение которых изменяется по мере разжатия цилиндра, что создает необходимое сопротив-ление перетеканию рабочей жидкости и препятствует полному разжатию цилиндра.

При установке цилиндра подвески на самосвал, а также при ремонте цилиндра, следует обращать внимание на маркировку, выбитую ударным способом с двух сто-рон на трубе основного цилиндра около верхней крышки, против зарядных клапанов. В маркировку входит условный индекс цилиндра (131–0 для передних цилиндров и 131–1 для задних цилиндров), через тире или пробел в два – три знака – порядковый номер цилиндра и через тире – две последние цифры года изготовления.

Читайте также:  Машина для обработки шин

Техническое обслуживание подвески заключается в периодическом осмотре состояния, крепления, дозаправке эксплуатационными материалами и проверке ра-ботоспособности. Перечень применяемых смазочных материалов, периодичность проверки и замены смазки смотри в главе «Техническое обслуживание».

При обкатке ежесменно, до стабилизации моментов затяжки, проверить и при необходимости подтянуть наиболее ответственные резьбовые соединения подвески, приведенные в приложении Б (гайки шаровых опор крепления цилиндров передней подвески проверить и при необходимости подтянуть при монтаже самосвала перед установкой цилиндров).

После окончания обкатки провести регулировку зазора между вкладышами и шаровыми опорами цилиндров подвески.

При техническом обслуживании смазать смазкой Литол-24 через масленки шарниры цилиндров передней и задней подвески до появления смазки из предохра-нительных клапанов, центральные шарниры и шарниры штанги до появления смазки из-под сальников. При установке централизованной автоматической системы смазки узлы смазываются автоматически при работе системы.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО).

При ежедневном техническом обслуживании:

– проверить внешним осмотром состояние штанг, цилиндров подвески и шар-ниров рычагов передней оси и заднего моста. Внешним признаком неисправности цилиндров подвески является изменение их высоты относительно нормального ра-бочего состояния.

При появлении ненормальной работы цилиндров подвески (крен самосвала, сильная течь масла) проверить их исправность путем определения размера Н (смот-ри рисунок 8.4). Этот размер определяются специальной (характеристической) ли-нейкой (рисунок 8.6), на которой нанесены две шкалы: зарядная и рабочая.

Рисунок 8.6 – Характеристическая линейка:

1 – размер для полностью сжатого цилиндра; 2 – рабочая шкала давлений в цилиндре; 3 – номи-нальный размер цилиндра на груженом самосвале; 4 – давление, соответствующее номинальному раз-меру цилиндра снаряженного самосвала; 5 – зона допустимого отклонения размера цилиндра снаря-женного самосвала в эксплуатации; 6 – зарядная шкала давлений в цилиндре; 7 – размер полностью разжатого цилиндра; 8 – размер заднего цилиндра, заправленного маслом

Деления на шкалах обозначают величину давления газа в цилиндре (в МПа), данного размера при правильной зарядке цилиндров. Кроме того, на линейке обозначены зоны допустимого разброса размера на рабочей шкале при эксплуатации цилиндров.

Зарядная шкала, расположенная на линейке справа, предназначена для контроля вновь заряжае-мого цилиндра, или когда давление газа в цилиндре полностью отсутствует. Рабочая шкала, располо-женная на линейке слева, служит для проверки зарядки цилиндров подвески в процессе эксплуатации.

Для контроля размера Н установить порожний самосвал на ровной горизонтальной площадке. Цилиндр подвески считается нормально заряженным, если торец кожуха 12 (смотри рисунок 8.4) нахо-дится против зоны допустимого разброса размера рабочей шкалы линейки. При измерении размера Н линейка вставляется под защитный чехол 10 до упора в кольцо 15 так, чтобы не сместить его вверх с посадочного места.

Ввиду того, что размеры всех цилиндров подвески взаимосвязаны между собой, изменение раз-мера одного (неисправного) цилиндра вызывает изменение размеров остальных цилиндров. Неисправ-ным цилиндром бывает, как правило, тот, у которого наименьший размер.

У неисправного цилиндра дополнительно замерить давление газа при помощи приспособления (рисунок 8.7) и, если оно ниже нормального (по рабочей шкале характеристической линейки) более, чем на 0,3 МПа для передних и 0,2 МПа для задних цилиндров, произвести профилактическую перезарядку. Резкое уменьшение высоты цилиндра свидетельствует о появлении значительных утечек рабо-

чей жидкости через соединения, и перезарядка газом цилиндра на самосвале без устранения неис-правности неэффективна.

Неисправный цилиндр снять с самосвала, разобрать с соблюдением указаний по технике безо-пасности и устранить неисправность.

Техническое обслуживание 2 (ТО–2).

проверить внешним осмотром состояние сварных швов кронштейнов и рычагов подвески. Все детали должны быть надежно закреплены, трещины на деталях и сварных швах не допускаются. Обна-руженные трещины заварить;

проверить и при необходимости подтянуть болты крепления пальцев штанги передней подвес-ки на раме и передней оси. Моменты затяжки приведены в приложении Б;

проверить уровень масла в кожухах цилиндров подвески.

Отвернуть пробку 8 (смотри рисунок 8.4) и слить масло, если уровень его выше пробки, если ниже – долить до уровня контрольной пробки.

Марки применяемых масел смотри в главе «Эксплуатационные материалы»;

проверить зарядку цилиндров подвески газом и при необходимости зарядить.

Дозаправку цилиндров передней подвески маслом на самосвале производить в следующей по-следовательности:

из цилиндров через заправочный клапан с помощью приспособления полностью выпустить газ. Цилиндры при этом должны до отказа сжаться. Если после сжатия цилиндра через открытый клапан выходит вспененное масло, клапан закрыть, дать маслу отстояться до полного выделения азота;

Рисунок 8.7 – Приспособление для замера давления в цилиндрах:

1 – манометр; 2, 9 – уплотнительные прокладки; 3, 8 – переходники; 4 – шланг; 5 – гайка; 6 – игла; 7 – уплотнитель-ное кольцо

после полного выхода газа вывернуть заправочный клапан и через отверстие для клапана за-лить в цилиндр масло до уровня резьбового отверстия;

завернуть заправочный клапан и зарядить цилиндр азотом по зарядной шкале характеристиче-ской линейки, проверив давление газа в цилиндре с помощью манометра. Оно должно совпадать с давлением на характеристической линейке.

Дозаправку цилиндров задней подвески маслом на самосвале производить в следующей после-довательности:

на основание упоров (на картере заднего моста) установить стойки, прилагаемые к самосвалу, и выпустить газ из цилиндров подвески (смотри выше). Цилиндры при этом должны сжаться до упора лонжеронов рамы в установленные стойки.

После сжатия цилиндров проверить правильность установки оснований упоров. Проверку произ-водить характеристической линейкой. При сжатых цилиндрах до упора лонжеронов рамы в стойки то-рец кожуха цилиндра должен находиться на уровне линии 8 (смотри рисунок 8.6) характеристической линейки с точностью до 5 мм. При этом линейка устанавливается так же, как и при замере размера Н. Дозаправка задних цилиндров рабочей жидкостью аналогична дозаправке передних.

Последовательность зарядки газом (азотом) цилиндра, заправленного рабочей жидкостью:

присоединить понижающий редуктор приспособления к баллону с азотом через переходник 2 (рисунок 8.8);

навернуть на заправочный клапан цилиндра подвески переходник 17 приспособления;

открыть вентиль на баллоне с азотом. Давление газа в баллоне контролировать по манометру 3;

заворачивая регулирующий винт 12 редуктора, создать давление газа в цилиндре до начала его разжатия;

закрыть вентиль на баллоне и штуцером 8 выпустить газ из каналов и шланга приспособления;

завернуть иглу 15 до начала открытия заправочного клапана. Начало открытия заправочного клапана определить по моменту отклонения стрелки манометра 10. Заворачивание иглы производить осторожно, чтобы не повредить пружину клапана;

открыть вентиль на баллоне и винтом 12 редуктора добиться разжатия цилиндра до такого размера, чтобы давление по манометру 10 совпало с величиной давления, указываемого на характери-стической линейке (смотри рисунок 8.6) или согласно таблицы 8.1;

вывернуть иглу 15 (смотри рисунок 8.8), закрыть вентиль на баллоне, отсоединить приспособ-ление от заправочного клапана;

Рисунок 8.8 – Приспособление для зарядки цилиндров подвески:

1, 9, 11, 18 – уплотнительные прокладки; 2, 6, 17 – переходники; 3, 5 – манометры; 4 – редуктор; 7 – клапан; 8 – штуцер для выпуска газа; 10 – манометр для контроля давления газа в цилиндре подвески; 12 – регулирующий винт ре-дуктора; 13 – шланг; 14 – гайка; 15 – игла; 16 – уплотнительное кольцо

Таблица 8.1 – Давление газа в цилиндрах подвески снаряженного самосвала (по рабочей шкале характеристической линейки)

Оцените статью