- Почему взрываются баллоны в автомобилях с ГБО
- Возможен ли взрыв газового оборудования в авто
- Из-за чего происходит взрыв баллона
- Взрывоопасность метанового баллона
- Причины взрыва метанового баллона
- Почему взрываются газовые баллоны в машине
- Общие сведения о ГБО
- Степень опасности ГБО
- Требования к безопасности
- Почему может произойти взрыв
- Как снизить риск
- Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
- Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
- Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО
- Пропановая ёмкость
- Пожароопасность пропанового ГБО
- Взрывоопасность метанового баллона
- Что безопасней газ или бензин
- Опасность ГБО при аварии
Почему взрываются баллоны в автомобилях с ГБО
Обычно при обдумывании установки газобаллонного оборудования на свой автомобиль, многие автолюбители задумываются не только о вопросах окупаемости, но и вопросах безопасности автомобилей с ГБО. Это и неудивительно, интернет завален видеороликами о взрывах газового баллона в машине. В этой статье мы будем разбираться, почему машины взрываются, может ли взорваться газовый баллон в машине, как и почему это происходит.
Возможен ли взрыв газового оборудования в авто
На самом деле, газобалонное оборудование не опаснее, чем машина на бензине, но при условии правильного монтажа. Устройство не такое уж и сложное. Случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто, а также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на установку.
В автомобилях с газобаллонной установкой взрывается именно баллон. Емкости бывают для метана и для пропана. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Из-за чего происходит взрыв баллона
Сам по себе баллон не несёт опасности взрыва, равно как и обычный автомобильный бензобак. Это возможно лишь при его повреждении. Толщина металла у баллона такова, что он легко выдерживает даже самые суровые ДТП – без деформации и разрывов стенок. Вероятность его физического повреждения ничтожна. Но, есть один важный нюанс — заполняться жидким газом баллон должен не более чем на 80%. Нужно это для того, чтобы при повышении температуры баллона внутри не создавалось чрезмерное давление – такое, которое может привести к разрушению ёмкости изнутри. За объёмом заправляемого газа следит специальное устройство, встроенное в мультиклапан. Как только объём газа в баллоне достигает максимально дозволенного значения, заправка автоматически прекращается.
Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:
— клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
— клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
— скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
— противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
— механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
— электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании
Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном. Он ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).
Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.
Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.
Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.
Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом происходит из-за превышения критического давления. Причины, которые чаще всего приводят к несчастному случаю, это:
- Установщик ГБО неверно отрегулировал мультиклапан и поставил «какой был в наличии» (важно подбирать под тип емкости), либо удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа.
- Установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты.
- Смонтирован б/у мультиклапан.
- Установлен мультиклапан не известного производителя.
Если представить ситуацию, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль был поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв.
При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.
Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры.
Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно: использование б/у компонентов, монтаж баллона без крепления, низкое качество деталей, установка сосудов с вышедшим сроком годности, нарушение сроков технического обслуживания, несвоевременное переосвидетельствование емкости.
Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом. Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя. Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.
Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).
Взрывоопасность метанового баллона
По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.
Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).
Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).
Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:
- клапан сброса аварийного давления
- устройство отсечки при обрыве магистрали
- клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C
Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.
Причины взрыва метанового баллона
- установка б/у емкостей
- монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
- монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
- установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
- установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
- монтаж поврежденного сосуда
- истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
- несвоевременное переосвидетельствование
Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.
Краш-тест автомобиля с газовой установкой ГБО:
Почему взрываются газовые баллоны в машине
Установка ГБО на автомобиль – это распространенный способ снижения затрат на топливо. Помимо множества достоинств такого оборудования выделяют и ряд недостатков. В их число входит потенциальная опасность газобаллонной системы. Ввиду этого следует рассмотреть причины взрыва газовых баллонов в автомобилях и способы их предотвращения.
Общие сведения о ГБО
Газобаллонное оборудование устанавливают с целью экономии на топливе. Средняя стоимость бензина значительно выше, чем цена на пропан или метан. Поэтому за счет перехода на ГБО можно существенно снизить затраты на содержание машины. Помимо этого, важное преимущество газового топлива заключается в том, что при его сгорании в атмосферу попадает меньше загрязняющих частиц.
ГБО представляет собой вспомогательную систему, состоящую из нескольких элементов. Основным является баллон – емкость, в которой хранится газ. Отсюда топливо попадает в двигатель, где за счет сгорания приводит его в действие.
Установка ГБО производится на станциях техобслуживания и сервисных автоцентрах. Самостоятельный монтаж в большинстве случаев невозможен, так как для этого требуется специальная аппаратура, инструменты и знания в области автомеханики. В соответствии с действующим законом, водитель при установке газобаллонного оборудования обязан произвести регистрацию в ГИБДД.
Степень опасности ГБО
Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.
Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.
Важно знать! Считается, что эксплуатация ГБО вредит двигателю. Если двигатель и газобаллонная система взаимодействуют неправильно, это приводит к ускоренному износу. В дальнейшем машина начинает работать с перебоями, чаще требует технического обслуживания. При этом повышается риск неисправностей во время движения, что может с высокой вероятностью привести к аварии.
Требования к безопасности
Эксплуатация ГБО должна осуществляется в соответствии с несколькими правилами. Это позволяет предотвратить взрыв баллона в машине или другие потенциально опасные явления. Важно отметить, что для каждого поколения существуют свои требования. Но основные принципы эксплуатации актуальны для всех видов ГБО, вне зависимости от конструктивной специфики.
Монтаж и настройка ГБО должны производиться только квалифицированным специалистом.
- Если после установки баллона заметно снизилась мощность двигателя, нужно немедленно обратиться в СТО.
- Воздушные фильтры меняют через каждые 7 тыс. км пробега.
- Систематически требуется сливать образующийся на баллоне конденсат.
- При использовании ГБО в топливном баке должно оставаться не менее 10 л бензина.
Важно знать! После перехода на газ необходимо пользоваться услугами автосервиса в том случае, если требуется замена или установка любых деталей, связанных с системой ГБО. Также посещение СТО понадобится, если машина длительное время находилась на простое.
Почему может произойти взрыв
Считается, что самопроизвольно взрыв газа в машине произойти не может. Чтобы метановый или пропановый баллон взорвался, необходима длительная искра или другой высокотемпературный источник. Емкость для топлива имеет толстую внешнюю поверхность и самостоятельное возгорание невозможно. Чтобы определить, почему газовые баллоны взрываются, нужно рассматривать общее состояние ТС.
К распространенным причинам относят следующие:
- Неправильный монтаж ГБО.
- Нарушения при эксплуатации.
- Заводской брак баллона.
- Микротрещины, вызывающие утечку топлива.
- Неправильный температурный режим.
Превышение допустимого объема при заправке баллона.
Также взрыв газа в авто может произойти при нарушении целостности во время ДТП. Несмотря на то, что баллоны ГБО делают ударопрочными, некоторые производители используют небезопасные материалы, легко повреждающиеся при столкновении.
Как снизить риск
Выяснив, почему взрывается ГБО на машине, и соблюдая требования к безопасности, можно существенно уменьшить вероятность подобного происшествия. Каждый водитель должен ознакомиться с основными правилами эксплуатации, при необходимости обращаться за квалифицированной помощью.
Снизить вероятность взрыва газа позволяют следующие меры:
- Использование ГБО известных производителей.
- Соблюдение правил совместимости газобаллонного оборудования и систем авто.
- Тестирование ГБО перед началом эксплуатации.
- Заправка баллона качественным топливом в пределах допустимых объемов.
- Регулярный осмотр магистралей на предмет утечки.
- Отказ от курения в салоне.
- Предупреждение перегрева и переохлаждения баллона.
- Систематическое посещение СТО для технической проверки авто.
Важно знать! О повышенной вероятности взрыва может свидетельствовать появление резкого запаха в автомобиле. В такой ситуации необходимо остановить машину в допустимом месте, произвести проветривание, предварительно заглушив двигатель. Возобновлять эксплуатацию ТС можно только после выявления утечки или другой причины специфического запаха в салоне.
Взрыв баллона – следствие неправильной установки, настройки и применения ГБО. Главная причина заключается в утечке газа и его последующем воспламенении. Чтобы предотвратить опасное происшествие, необходимо соблюдать требования к эксплуатации вспомогательного оборудования, своевременно посещать СТО для профилактического техосмотра.
Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 13:23
Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.
Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.
В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.
Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.
Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО
Подобное происшествие – это всегда стечение определенных обстоятельств. К тому же, не имеет значения класс установленного оборудования, пожары и взрывы газа происходят на автомобилях с ГБО 4-го и 2-го поколения.
Видео подборка о том, как взрывается газобаллонное оборудование в машине:
Пропановая ёмкость
Основная система безопасности пропановой установки находится в балонной арматуре (мультиклапан). Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:
- клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
- клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
- скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
- противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
- механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
- электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании
Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном, который ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).
Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.
Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.
Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.
Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом (СНГ/LPG) происходит из-за превышения критического давления. Рассмотрим варианты, которые чаще всего являются точкой отправления к несчастному случаю.
Первый случай
Установщик ГБО (намеренно или по неопытности):
- неверно отрегулировали мультиклапан
- поставил «какой был в наличии» (мульт подбирается под тип емкости).
- удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа
Теперь представим, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв, если:
- в погоне за экономией установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты
- смонтирован б/у мультиклапан
- установлен мультиклапан не известного производителя (подделка)
При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.
Но здесь также кроется опасность, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, в закрытых помещениях она оседает (случай с гаражом, особенно если в нём имеется смотровая яма). Опасная концентрация (2,3-9,5%) может сдетонировать от любой искры, например при включении света или сигареты.
Второй случай
Произошло возгорание автомобиля, к примеру, из-за короткого замыкания электропроводки. От пожара давление в баллоне вырастет и прогремит взрыв с воспламенением пропана.
В правильном мультиклапане, сработает защитный или противопожарный клапан. После чего топливо выйдет, без каких-либо последствий или сгорит пламенем (зависит от степени распространения пожара), но взрыва не будет.
Пожароопасность пропанового ГБО
Сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры. А также из-за обратного хлопка (последнее характерно для ГБО 2 поколения, об этом читайте тут).
Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно:
- использование б/у компонентов
- низкое качество деталей
- монтаж баллона без крепления (протирание емкости)
- установка сосудов с вышедшим сроком годности
- несвоевременное переосвидетельствование емкости
- нарушение сроков технического обслуживания
Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом.
Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя.
Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.
Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).
Взрывоопасность метанового баллона
По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.
Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).
Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).
Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:
- клапан сброса аварийного давления
- устройство отсечки при обрыве магистрали
- клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C
Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.
Причины взрыва метанового баллона:
- установка б/у емкостей
- монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
- монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
- установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
- установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
- монтаж поврежденного сосуда
- истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
- несвоевременное переосвидетельствование
Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.
Что безопасней газ или бензин
Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.
Видео эксперимент, поджог бака с бензином:
Опасность ГБО при аварии
Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.
Эксперимент с аварией авто на газовом топливе: