Автомобили зил ремонт электрооборудования

Зил 130 / 131 — электросхема, предохранители, реле

ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131 грузовые автомобили выпускавшиеся с 1966 по 2002 год с различными модификациями и изменениями. Основное отличие в том что ЗИЛ 130 двуосный грузовик, с ведущей задней осью, а ЗИЛ 131 — полноприводный трёхосный грузовик, оснащённый системой подкачки шин, выпускавшийся преимущественно для военных. Во многом их электронные схемы схожи, но не одинаковы. В данном публикации мы покажем схемы электрооборудования, описание предохранителей и реле Зил 130 131, места их расположения.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Предохранители

В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

  • биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
  • предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
  • блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).

Более подробно смотрите на схема.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Электросхема ЗИЛ 130

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,1,0,0,0 —>

Описание

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле — прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Электросхема ЗИЛ 131

p, blockquote 9,0,0,1,0 —>

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Обозначение

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

1 — Фара головного света; 2 — Передний фонарь; 3 — Боковой повторитель указателя поворота; 4 — Генератор; 5 — Подкапотная лампа ПД308А; 6 — Аварийный вибратор РС 331; 7 — Свеча зажигания; 8 — Датчик контрольной лампы аварийного перегрева ТМ102; 9 — Прерыватель распределитель; 10 — Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100В; 11 — Электрический сигнал С311-01; 12 — Реле стартера РС502; 13 — Стартер СТ2А; 14 — Регулятор напряжения РР132К; 15 — Транзисторный коммутатор ТК200-01; 16 — Катушка зажигания Б118; 17 — Добавочный резистор СЕ326; 13 — Фильтр радиопомех ФР82Ф; 19 — Конденсаторный фильтр ФР132Т; 20 — Реле включения переднего моста РС523; 21 — Зуммер РС 508; 22 — Розетка рации В47К; 23 — Электродвигатель отопителя 192.3730; 24 — Конденсатор электродвигателя отопителя КБП-С125-40-1,0; 25 — Резистор электродвигателя отопителя СЭ300; 26 — Выключатель 46.3710 принудительного выключения переднего моста; 27 — Переключатель управляемой фары П20-А2; 28 — Переключатель отопителя П20-А2; 29 — Выключатель управляемой фары ВК38-Б; 30 — Электродвигатель вентилятора МЭ11; 31 — Выключатель вентилятора ВК26-А2; 32 -Датчики ММ 124-Д аварийного падения воздуха в тормозной системе; 33 — Выключатель сигнала торможения ВК13-В; 34 — Реле указателей поворота РС57; 35 — Предохранитель 20А ПР2Б; 36 — Предохранитель 6А ПР119-01; 37 — Переключатель указателей поворота П105А-01; 38 — Переключатель света фар П53Б; 39 — Предохранители (2х7,5А) 13.3722; 40 — Прожектор искатель 17.3711; 41 — Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМ; 42 — Фонарь освещения кабины ФП12-Б (дополнительный); 43 — Выключатель дополнительного фоноря освещения кабины ВК26-А2; 44 — Выключение опозновательных фонарей автопоезда ВК26-А2; 45 — Переключатель датчиков уровня указателей топлива П20-А2; 46 — Выключатель плафона ВК26-А2; 47 — Центральный переключатель света П44-А; 48 — Щиток приборов; 49 — Манометр тормозной системы МД213; 50 — Лампа подсветки приборов; 51 — Контрольная лампа включение привода переднего моста ПП6-Б; 52 — Указатель температуры охлождающей жидкости; 53 — Комбинация приборов КП205; 54 — Амперметр; 55 — Контрольная лампа дальнего света фар ПД20-Д1; 56 — Спидометр СП201А; 57 — Манометр системы регулирования давления воздуха в шинах МД223-Б; 58 — Замок зажигания ВК350; 59 — Кнопка сигнала; 60 — Контактное устройство электрического сигнала; 61 — Датчик указателя уровня топлива БМ117Д; 62 — Плафон ПК201А; 63 — Опозновательные фонари автопоезда УП101-01; 64 — Контрольная лампа ПД20-Е аварийного падения давление воздуха в системе тормозов; 65 — Контрольная лампа ПД20-Е1 аварийного падения давления масла; 66 — Указатель давления масла в двигателе; 67 — Указатель уровня топлива в баке; 68 — Розетка переносной лампы В47К; 69 — Контрольная лампа указателей поворота ПД20-Д1; 70 — Контрольная лампа аварийного перегрева жидкости в системе охлаждения двигателя ПД20-Д1; 71 — Электромагнит 1402.3747 клапана системы включения переднего моста; 72 — Выключатель переднего моста ВК403; 73 — Выключатель контрольной лампы включения переднего моста ВК403; 74 — Выключатель сигнала водителю ВК38-Б; 75 — Выключатель аккумуляторной батареи ВК138Б; 76 — Задний фонарь ФП133А; 77 — Розетка переносной лампы ПС400; 78 — Розетка прицепа ПС3ООА-ЮО; 79 — Фонарь освещения номерного знака ФП134;

p, blockquote 12,0,0,0,0 —> p, blockquote 13,0,0,0,1 —>

Будем рады если Вы поделитесь своим опытом ремонта ЗиЛ (замены предохранителей и реле) в комментариях.

Боеспособный ветеран: схема электропроводки ЗИЛ 131 нужна и гражданским владельцам

3.8 / 5 ( 54 голоса )

Так уж повелось, что в нашей стране основным заказчиком многоцелевого транспорта является армия. Поэтому, появление в 1966 году грузовика ЗИЛ 131 в рядах вооруженных сил воспринималось как само собой разумеющийся факт.


Модификация ЗИЛ 131 – аэродромный топливозаправщик

Тем более, что как транспортное средство он зарекомендовал себя отлично, а часть автомобилей и сегодня исправно несет службу не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве, и в автобазах многих российских предприятий.


Первыми подробное устройство автомобиля получили воинские «учебки»

Обзор ЗИЛ 131

Ровно 40 лет грузовик ЗИЛ 131 сохранял одну и ту же модификацию. С 1987-го года начали производить 3 вида автомобиля:

  • с карбюратором;
  • с дизельным мотором;
  • для потребностей граждан с неэкранированной проводкой.

Автомобили отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. В конструктивном плане присутствуют новшества, которые ранее разработчиками не использовались:

  • стоит 16-ти клапанный бензиновый мотор с V-образным размещением цилиндров;
  • подключение экранированной герметичной проводки;
  • стандартная система зажигания стала бесконтактной с электронным механизмом.
Читайте также:  Схема работы форсунки дизельного двигателя

Авто ЗИЛ 131 снабжен стартером модели СТ 130К4. Эта деталь представляет собой электрический двигатель с приводом и реле.

Электрическая составляющая автомобиля претерпела серьезные изменения. В схеме проводки ЗИЛ 131 содержатся самостоятельные компоненты и системы, каждая из которых отвечает за выполнение различных функций:

  • система зажигания;
  • запуск мотора;
  • энергоснабжение;
  • освещение и сигнализация;
  • набор измерительных приборов.

Благодаря совершенствованию системы зажигания, ее герметизированной, экранированной схеме, ЗИЛ 131 предназначен для использования в сложных условиях.

При рассмотрении цветной схемы электропроводки ЗИЛ 131 можно выделить присутствие некоторых характерных особенностей. В первую очередь, сложности по эксплуатации часто возникают по причине недостатка узлов и конструктивных элементов. Ряд проблем:

  • экранированная проводка состоит из материалов низкого качества;
  • ввиду большого количества электроники в схеме оборудования системы зажигания затрудняется обслуживание;
  • часто конденсатор прекращает работу, что вынуждает переходить на контактную схему.

Автомобиль ЗИЛ 131 довольно надежен и прочен. Это подтверждается многолетним использованием агрегата в разных направлениях.



Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н – модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Узнайте также все нюансы схемы электропроводки Нива Шевроле.

Составляющие в схеме подключения стартера

Стартер в ЗИЛ 131 требуется для создания крутящего момента, за который отвечает коленчатый вал во время работы двигателя. Питание осуществляется через аккумуляторную систему. Состоит из следующих компонентов:

  1. Корпус или электродвигатель стартера в виде цилиндрической оболочки. Внутри на стенках располагается четыре магнитных сердечника, называемых «башмаками». Постоянные магниты называются статорами двигателя. Представлены в количестве 4-ех штук.
  2. Тяговое реле монтируется на корпусе. Он состоит из подвижной перемычки, соединяющей между собой контакты. Также здесь присутствуют силовые контакты в задней части. Реле управляет подключением и отключением электромотора, а также влияет на работу маховика.
  3. Контакты реле – подвижный и неподвижный. Неподвижные контакты состоят из разных съемных и несъемных видов, используемых для продолжительного соединения проводников. Разъемное контактирование достигается при помощи винтов, болтов, зажимов, а неразъемное – с использованием сварки, пайки. Подвижные контакты бывают разрывными (разного рода переключатели, кнопки), и скользящими.
  4. Якорь выполнен в виде оси из высокопрочной стали. На нее надеты серведчник и пластины. Располагается в передней и задней крышках пускового механизма.
  5. Кожух представляет собой элемент, выступающий в роли защиты вентилятора от механических воздействий. Препятствует проникновению посторонних предметов в двигатель. Поэтому необходимо следить, чтобы кожух находился в хорошем состоянии. Деталь крепится непосредственно к щиту мотора при помощи болтов.
  6. Винт – это крепеж для разборного монтирования деталей. Причем одна может иметь внутреннюю резьбу.
  7. Рычаг.
  8. Упорное кольцо.
  9. Вал.
  10. Коллектор — это элемент мотора ЗИЛ 131, через которую проходит напряжение на щетки и пластинки якоря.
  11. Крышка запчасти.
  12. Щетки с щеткодержателем, который расположен в задней крышке основного устройства. По сути является обоймой с присутствием легких пружин. Обеспечивают плотное прижимание щеток к коллектору.

Чтобы произошло воспламенение горючего, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, необходимо создать минимальное вращение коленчатого вала двигателя, которого будет достаточно для запуска системы зажигания. Для этого понадобится дополнительный источник энергии. В его роли выступает стартер, который представлен в виде двигателя постоянного тока.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н

Система электрооборудования автомобиля — однопроводная с номинальным напряжением 12 В; отрицательные выводы источников тока соединены с корпусом (массой) автомобиля. Схема электрооборудования показана на рис. 79 (см. вкладку).

Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131НА

1 131-3712010-Б Фонарь передний типа ПФ133А в сборе
2 130Т-3711010-Б2 Фара типа ФГ122-ГВ в сборе
2 130Т-3711010-Б2 Фара типа ФГ122-ГВ в сборе
3 164Ю-3723079 Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе
3 164Ю-3723079 Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе
4 130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе
4 130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе
5 150Ю-3723076 Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе
5 150Ю-3723076 Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе
6 131-3724172-А Провод аккумуляторная батарея-стартер в сборе
6 131-3724172-А Провод аккумуляторная батарея-стартер в сборе
7 131-3708010-01 Стартер типа СТ2А в сборе
7 131-3708010-01 Стартер типа СТ2А в сборе
8 130Т-3808012 Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе
8 130Т-3808012 Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе
9 130Т-3721020-02 Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе
9 130Т-3721020-02 Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе
10 130Т-3808014 Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе
10 130Т-3808014 Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе
11 130Т-3706010-30 Распределитель типа 4601.3706 в сборе
11 130Т-3706010-30 Распределитель типа 4601.3706 в сборе
12 130-3707010-А Свеча зажигания типа А11-А в сборе
12 130-3707010-А Свеча зажигания типа А11-А в сборе
13 130Т-3701010-21 Генератор типа 3207.3701 в сборе
14 130Т-3708110-А Реле включения стартера типа РС502 в сборе
14 130Т-3708110-А Реле включения стартера типа РС502 в сборе
15 130Т-3705010-В Катушка зажигания Б114-Б в сборе
15 130Т-3705010-В Катушка зажигания Б114-Б в сборе
16 130Т-3705050 Сопротивление добавочное типа СЭ107
16 130Т-3705050 Сопротивление добавочное типа СЭ107
17 130Т-3707078-В Комплект проводов высокого напряжения
17 130Т-3707078-В Комплект проводов высокого напряжения
18 130Т-3715060-А Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе
18 130Т-3715060-А Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе
19 130-3707150-Г Провод высокого напряжения катушка зажигания распределитель
19 130-3707150-Г Провод высокого напряжения катушка зажигания распределитель
20 130Т-3702010-11 Регулятор напряжения типа 201.3702 в сборе
20 130Т-3702010-11 Регулятор напряжения типа 201.3702 в сборе
21 131-3720010-А2 Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе
21 131-3720010-А2 Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе
22 130Т-3730010 Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт)
22 130Т-3730010 Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт)
23 130Т-3730166 Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе
23 130Т-3730166 Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе
24 131-3703010-А Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе
24 131-3703010-А Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе
25 131-3703200 Провод аккумуляторной батареи к выключателю массы в сборе
25 131-3703200 Провод аккумуляторной батареи к выключателю массы в сборе
26 131-3703140 Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б
26 131-3703140 Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б
27 131-3724102 Провод кабина-рама в сборе
27 131-3724102 Провод кабина-рама в сборе
28 130Т-3704010-А Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе
28 130Т-3704010-А Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе
29 131-3810090-Б Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе
29 131-3810090-Б Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе
29 150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б
29 150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б
30 130-3722105 Предохранитель 6А
30 130-3722105 Предохранитель 6А
31 150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б
31 150Ю-3722150 Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б
32 130-3722210 Предохранитель 7,5А
32 130-3722210 Предохранитель 7,5А
33 164Ю-3726026 Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе
33 164Ю-3726026 Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе
34 Спидометр типа СП201-А в сборе Спидометр типа СП201-А в сборе
34 Спидометр типа СП201-А в сборе Спидометр типа СП201-А в сборе
35 131-3713230-Б Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе
35 131-3713230-Б Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе
36 130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е
36 130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е
37 164Ю-3803025 Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д
37 164Ю-3803025 Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д
38 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы
38 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы
39 150Ю-3723100 Соединитель проводов в сборе
39 150Ю-3723100 Соединитель проводов в сборе
40 Комбинация четырех приборов типа КП205-А Комбинация четырех приборов типа КП205-А в сборе
40 Комбинация четырех приборов типа КП205-А Комбинация четырех приборов типа КП205-А в сборе
41 130-3724558 Провод контрольных ламп аварийного падения давления масла и указателей поворота
41 130-3724558 Провод контрольных ламп аварийного падения давления масла и указателей поворота
42 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы
42 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы
43 130Т-3803021 Контрольная лампа типа ПД20-Е
44 130-3721062 Устройство контактное с крышкой в сборе
44 130-3721062 Устройство контактное с крышкой в сборе
45 Манометр давления воздуха в системе пнев Манометр давления воздуха в системе пневматического привода тормозов типа МД-213 в сборе
45 Манометр давления воздуха в системе пнев Манометр давления воздуха в системе пневматического привода тормозов типа МД-213 в сборе
46 114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе
46 114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе
47 130Т-3709010 Переключатель света центральный типа П44-А в сборе
47 130Т-3709010 Переключатель света центральный типа П44-А в сборе
48 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
48 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
49 150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе
49 150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе
50 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
50 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
51 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
51 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
52 150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе
52 150Ю-3713300 Переключатель типа П20-А2 в сборе
53 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
53 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
53 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
54 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
54 155Ю-3713300 Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
55 131-3714320 Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе
55 131-3714320 Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе
56 157КЮ-3730020 Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе
56 157КЮ-3730020 Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе
57 130Т-3806040-01 Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе
57 130Т-3806040-01 Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе
58 130Т-3734010 Коммутатор транзисторный типа ТК102 в сборе
58 130Т-3734010 Коммутатор транзисторный типа ТК102 в сборе
59 130Т-3709036 Переключатель света фар ножной типа П53-Б
59 130Т-3709036 Переключатель света фар ножной типа П53-Б
60 130Т-3709060-20 Переключатель указателей поворота типа П105А-01
60 130Т-3709060-20 Переключатель указателей поворота типа П105А-01
61 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе
61 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе
62 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе
62 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе
63 131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе
63 131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе
64 150Ю-3715020 Штепсельная розетка типа 47К в сборе
64 150Ю-3715020 Штепсельная розетка типа 47К в сборе
65 130Т-3714010-Б Плафон кабины типа ПК201 в сборе
65 130Т-3714010-Б Плафон кабины типа ПК201 в сборе
66 130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе
66 130Т-3726038 Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе
67 130Т-3723043 Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе
67 130Т-3723043 Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе
68 131-3716010-Б Фонарь задний типа ФП133А
68 131-3716010-Б Фонарь задний типа ФП133А
69 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе
69 131-3717010 Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе
70 164Ю-3716110 Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе
70 164Ю-3716110 Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе
71 131-3715020 Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе
71 131-3715020 Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе
72 130Т-3701010-21 Генератор типа 3207.3701 в сборе
72 130Т-3715010-А1 Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе
72 130Т-3715010-А1 Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе
73 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе
73 131-3710136-Б Выключатель типа ВК-403 в сборе
74 131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе
74 131-3733010 Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе
75 150Ю-3723032 Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности)
75 150Ю-3723032 Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности)
76 114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе
76 114-3733024 Реле электромагнита типа РС523 в сборе
77 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы
77 150Ю-3713240 Патрон контрольной лампы
78 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
78 131-3710600-01 Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
Читайте также:  Шумоизоляция моторного щита автомобиля

содержание .. 41 42 49 ..

Особенности работы механизма

Функционирование и подключение стартера ЗИЛ 131 в соответствии со схемой делится на несколько этапов:

  • соединение шестерни привода с маховиком;
  • старт;
  • отсоединение шестерни.

Длительность работы механизма небольшая, так как он отвечает только за запуск двигателя, а не его дальнейшее функционирование. Рассмотрим подробнее деталировку работы данного элемента в ЗИЛ 131:

  1. Ключ размещается в замке зажигания и поворачивается в положение, соответствующее запуску. Осуществляется подключение механизма. После этого от аккумулятора идет электрический ток к замку.
  2. Шестерня муфты сцепляется с венцом маховика, за счет чего создается замыкание цепи. На электромотор устройства поступает напряжение в 12 В.
  3. Происходит вращение шестерни для повышения числа оборотов коленвала. Когда количество оборотов достигает значения 300 раз в минуту, происходит запуск двигателя и подключение.
  4. Разъединение шестерни с электромотором производится за счет работы обгонной муфты. Маховик крутится при этом самостоятельно. Ток не распространяется в направлении к стартеру, который находится в выключенном состоянии до момента нового подключения.

Дальнейшее развитие серии

Практически 20 лет автомобиль выпускался в неизменном виде. И лишь с 1986 года началась глубокая модернизация его платформы, вызванная необходимостью улучшения его тактико-технических характеристик.

В распоряжение армии и гражданских организаций ЗИЛ поставлялся:

  • с карбюраторным двигателем под индексом ЗИЛ 131Н (модернизированный вариант);
  • с дизельным силовым агрегатом ЗИЛ 131Н1 и Н2 (разной мощности);
  • в гражданском исполнении — ЗИЛ 131А на фото внизу (проводка устанавливалась неэкранированной).

Гражданской версии бездорожье также не помеха

Проблемы в работе стартера

Несмотря на то, что в схеме подключения стартера на деталь оказывается меньше нагрузки, чем на другие системы и углы ТС, даже при малых нагрузках не исключена поломка. Вероятные неполадки:

  1. Медленно вращается коленчатый вал. Это происходит из-за высокой вязкости масла, окисления контактов кабеля, уменьшения заряда внешнего источника.
  2. Не осуществляется подключение механизма. Причин бывает несколько: поломка реле, контактов, нарушение схемы.
  3. Неприятные звуки в шестерне появляются из-за некорректного замыкания контактов в схеме.
  4. Работа якоря не инициирует движение коленвала. Такое явление происходит вследствие буксировки муфты или препятствий в перемещении элемента по валу.
  5. Чересчур долгое подключение стартера ЗИЛ 131 обусловлено заеданием замка зажигания или обмотки, а также неправильным функционированием контактов, нарушением их схемы.
  6. Лишний шум при работе может возникнуть ввиду ослабления соединения деталей или замедленного выхода шестерни.

Рекомендуется не допускать поломок устройства, поскольку при его полном выходе из строя хозяину придется заплатить немало денег.

Из материала стало известно, что представляет собой стартер ЗИЛ 131 согласно базовой схеме, каково его предназначение и как подключить механизм. Деталь довольно надежна и долговечна. При грамотном подключении по схеме, а также своевременном и должном обслуживании она прослужит десятки лет.

Грузовик ЗИЛ 131 в течение многих лет применялся в качестве военной техники. По прошествии времени он стал все чаще применяться в сельскохозяйственных работах. В материале описана схема подключения стартера ЗИЛ 131 и факторы, влияющие на его работу.

Стартер ЗИЛ-130, устройство и ремонт

На автомобиле 3ИЛ-433360 устанавливается стартер мод.СТ130К4. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с электромагнитным реле и механизмом привода.

СОДЕРЖАНИЕ

Техническая характеристика стартера

Проверка стартера

Проверка стартера

Схема электрической цепи подключения стартера

Разборка стартера

Проверка и ремонт деталей и узлов стартеров

Проверка якоря на отсутствие короткого замыкания

Способ определения места замыкания якоря

Сборка стартеров

Проверка стартеров

Регулировка стартера


Стартер

Обзор ЗИЛ 131

Ровно 40 лет грузовик ЗИЛ 131 сохранял одну и ту же модификацию. С 1987-го года начали производить 3 вида автомобиля:

  • с карбюратором;
  • с дизельным мотором;
  • для потребностей граждан с неэкранированной проводкой.
Читайте также:  Тест драйв с давидычем свой бмв

Автомобили отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. В конструктивном плане присутствуют новшества, которые ранее разработчиками не использовались:

  • стоит 16-ти клапанный бензиновый мотор с V-образным размещением цилиндров;
  • подключение экранированной герметичной проводки;
  • стандартная система зажигания стала бесконтактной с электронным механизмом.

Авто ЗИЛ 131 снабжен стартером модели СТ 130К4. Эта деталь представляет собой электрический двигатель с приводом и реле.

Электрическая составляющая автомобиля претерпела серьезные изменения. В схеме проводки ЗИЛ 131 содержатся самостоятельные компоненты и системы, каждая из которых отвечает за выполнение различных функций:

  • система зажигания;
  • запуск мотора;
  • энергоснабжение;
  • освещение и сигнализация;
  • набор измерительных приборов.

Благодаря совершенствованию системы зажигания, ее герметизированной, экранированной схеме, ЗИЛ 131 предназначен для использования в сложных условиях.

При рассмотрении цветной схемы электропроводки ЗИЛ 131 можно выделить присутствие некоторых характерных особенностей. В первую очередь, сложности по эксплуатации часто возникают по причине недостатка узлов и конструктивных элементов. Ряд проблем:

  • экранированная проводка состоит из материалов низкого качества;
  • ввиду большого количества электроники в схеме оборудования системы зажигания затрудняется обслуживание;
  • часто конденсатор прекращает работу, что вынуждает переходить на контактную схему.

Автомобиль ЗИЛ 131 довольно надежен и прочен. Это подтверждается многолетним использованием агрегата в разных направлениях.

цветная схема и особенности обслуживания

Цветная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130

Интернет-журнал по ремонту бытовой техники и автоэлектроники Времонт.su


Рис. 1. Oбозначение на схеме:

1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле-прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.

Составляющие в схеме подключения стартера

Стартер в ЗИЛ 131 требуется для создания крутящего момента, за который отвечает коленчатый вал во время работы двигателя. Питание осуществляется через аккумуляторную систему. Состоит из следующих компонентов:

  1. Корпус или электродвигатель стартера в виде цилиндрической оболочки. Внутри на стенках располагается четыре магнитных сердечника, называемых «башмаками». Постоянные магниты называются статорами двигателя. Представлены в количестве 4-ех штук.
  2. Тяговое реле монтируется на корпусе. Он состоит из подвижной перемычки, соединяющей между собой контакты. Также здесь присутствуют силовые контакты в задней части. Реле управляет подключением и отключением электромотора, а также влияет на работу маховика.
  3. Контакты реле – подвижный и неподвижный. Неподвижные контакты состоят из разных съемных и несъемных видов, используемых для продолжительного соединения проводников. Разъемное контактирование достигается при помощи винтов, болтов, зажимов, а неразъемное – с использованием сварки, пайки. Подвижные контакты бывают разрывными (разного рода переключатели, кнопки), и скользящими.
  4. Якорь выполнен в виде оси из высокопрочной стали. На нее надеты серведчник и пластины. Располагается в передней и задней крышках пускового механизма.
  5. Кожух представляет собой элемент, выступающий в роли защиты вентилятора от механических воздействий. Препятствует проникновению посторонних предметов в двигатель. Поэтому необходимо следить, чтобы кожух находился в хорошем состоянии. Деталь крепится непосредственно к щиту мотора при помощи болтов.
  6. Винт – это крепеж для разборного монтирования деталей. Причем одна может иметь внутреннюю резьбу.
  7. Рычаг.
  8. Упорное кольцо.
  9. Вал.
  10. Коллектор — это элемент мотора ЗИЛ 131, через которую проходит напряжение на щетки и пластинки якоря.
  11. Крышка запчасти.
  12. Щетки с щеткодержателем, который расположен в задней крышке основного устройства. По сути является обоймой с присутствием легких пружин. Обеспечивают плотное прижимание щеток к коллектору.

Чтобы произошло воспламенение горючего, необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, необходимо создать минимальное вращение коленчатого вала двигателя, которого будет достаточно для запуска системы зажигания. Для этого понадобится дополнительный источник энергии. В его роли выступает стартер, который представлен в виде двигателя постоянного тока.

Разборка стартера

Стартер нужно разбирать в следующем порядке.

  1. Отвернуть гайку и отсоединить вывод от выводит болта реле стартера.
  2. Отвернуть три винта и снять кожух.
  3. Отвернуть винты крепления ярма реле к крышке стартера и снять реле.
  4. Вынуть щетки из щеткодержателя.
  5. Отвернуть стяжные шпильки стартера.
  6. Снять крышку со стороны коллектора, предварительно отсоединив изолированные щетки от щеткодержателей.
  7. Снять корпус стартера.
  8. Отвернуть гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось и вынуть рычаг.
  9. Вынуть якорь с приводом в сборе из крышки со стороны привода.
  10. Снять с вала якоря упорную шайбу и, отодвинув вправо упорное кольцо, снять с вала с помощью отвертки замковое кольцо, затем снять якорь с вала.
  11. Для осмотра контактов тягового реле отвернуть гайку с выводного болта обмоток реле и гайку с контактного болта; отвернуть три винта, крепящие контактную крышку, и вынуть плунжер вместе с контактным диском.

Особенности работы механизма

Функционирование и подключение стартера ЗИЛ 131 в соответствии со схемой делится на несколько этапов:

  • соединение шестерни привода с маховиком;
  • старт;
  • отсоединение шестерни.

Длительность работы механизма небольшая, так как он отвечает только за запуск двигателя, а не его дальнейшее функционирование. Рассмотрим подробнее деталировку работы данного элемента в ЗИЛ 131:

  1. Ключ размещается в замке зажигания и поворачивается в положение, соответствующее запуску. Осуществляется подключение механизма. После этого от аккумулятора идет электрический ток к замку.
  2. Шестерня муфты сцепляется с венцом маховика, за счет чего создается замыкание цепи. На электромотор устройства поступает напряжение в 12 В.
  3. Происходит вращение шестерни для повышения числа оборотов коленвала. Когда количество оборотов достигает значения 300 раз в минуту, происходит запуск двигателя и подключение.
  4. Разъединение шестерни с электромотором производится за счет работы обгонной муфты. Маховик крутится при этом самостоятельно. Ток не распространяется в направлении к стартеру, который находится в выключенном состоянии до момента нового подключения.

Техническая характеристика стартера

Номинальное напряжение, В 12

Номинальная мощность, кВт (л.с.) 1,8 (2,4)

Сила тока холостого хода, А, не более 90

Сила тока при тормозном моменте 22,05 Н.м (2,20 кгс.м)‚ А, не более 700

Напряжение включения реле о прокладкой 14,5‚мм, установленной между шестерней и упорным кольцом, В, не более . 9

Усилие щеточных пружин, Н (кгс) 9,8…13,7 (0,98…1,37)

Частота вращения якоря, мин-1 3400

Проверка и ремонт деталей и узлов стартеров

После разборки все детали стартера должны быть подвергнуты проверке для определения их годности.

Неравномерный износ шеек вала устраняется зачисткой или шлифованием. Взаимное биение шеек допускается не более 0,1 мм.

Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь значительного подгара.

Протереть коллектор в случае сильного загрязнения или подгара ветошью, смоченной в бензине. Зачистить коллектор шлифовальной шкуркой (ПБ, 15 А4 МА, ГОСТ 6456…82*), если грязь или подгар не устраняются протиркой. При значительном износе коллектора якоря необходимо его проточить.

Шероховатость поверхности Rа должна быть не менее 1,25 мкм, а биение коллектора относительно крайних шеек вала не более 0,05 мм. Допускается уменьшение диаметра коллектора на 3 мм против номинального.

Оцените статью