- Mercedes запустил завод в России. 5 главных вопросов
- В России стартовал выпуск Мерседесов: какие модели встанут на конвейер?
- Автомобили мерседес российской сборки
- Заводы концерна Daimler AG
- Заводы концерна Daimler AG
- Следим за руками. Есть ли разница между Mercedes немецкой и российской сборки
- В индустриальном парке «Есипово» открылся первый в России завод по производству автомобилей Mercedes-Benz. Немецкий концерн давно продаёт автомобили в России, однако производством займётся впервые. Лайф разбирался, сохранится ли эталонное немецкое качество при сборке в России.
Mercedes запустил завод в России. 5 главных вопросов
На первоначальных этапах в качестве возможных площадок обсуждали Казань, Калугу, Санкт-Петербург, Владимир и Тулу. Позже немцы рассматривали вариант с Набережными Челнами (на мощностях КамАЗа) и даже возможность выкупа уже готовых площадок в Москве (ЗИЛ) или в Калининграде («Автотор»).
В итоге концерн решил построить завод с нуля в Подмосковье. Член правления Mercedes-Benz Cars Маркус Шэфер, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок, объяснил это тем, что, к примеру, в Санкт-Петербурге концентрация автомобильных производств слишком высока. Поскольку немецкая марка вложила серьезные инвестиции в обучение персонала, «Даймлеру» хотелось сохранить подготовленные рабочие кадры именно для себя. Кроме того, Подмосковье на фоне конкурентов отличалось развитой инфраструктурой.
«Открытие нового завода в Московской области — это стратегически взвешенное решение мирового автопроизводителя, принятое на основании многих количественных и качественных исследований. Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров», — уточнили в пресс-службе Mercedes-Benz RUS.
«Мерседесы» в России производят по полному циклу: на предприятии есть кузовной цех и цех покраски. Первой машиной, которая сошла с конвейера, стал седан E-Class. В ближайшее время в Подмосковье начнут собирать кроссоверы и внедорожники: GLC, GLE и GLS. Немцы планируют выпускать здесь 20–25 тыс. машин в год, причем на максимальную производственную мощность завод выйдет уже в ближайшие месяцы.
При этом Daimler решил не производить в России флагманский седан S-Class и внедорожник Gelandewagen — их по-прежнему будут импортировать из Европы. Ввозить в Россию будут и более доступные модели: хэтчбек A-Class и седан C-Class.
«Завод такого уровня нуждается в высококвалифицированных кадрах в области робототехники, электроники, мехатроники и других. Mercedes намерен обучать таких специалистов в том числе на своих предприятиях в других странах, что повысит уровень отечественных инженерных кадров. Производство аналогичного класса автомобилей с заявленным уровнем локализации отсутствовало в России до настоящего времени», — отметили в Фонде развития промышленности.
Ожидать, что произведенные в России модели Mercedes будут стоить дешевле, чем импортные, не стоит. В пресс-службе марки уточнили, что цены на модели определяет спрос и предложение, политика конкурентов и другие факторы, а не наличие локализованного производства.
Спрос на автомобили Mercedes в России остается стабильным на протяжении последних нескольких лет, несмотря на постоянный рост цен. Так, в 2018 г., согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 37 788 легковых автомобилей Mercedes — это на 3% больше, чем в 2017-м (36 808 единиц). В 2017 и в 2016 гг. компания продала 36 808 и 36 888 автомобилей соответственно. Примечательно, что и в докризисном 2012-м компания продала в России примерно столько же автомобилей — 37 436 единиц.
Mercedes уже пять лет не может участвовать в государственных тендерах — это одна из причин, по которой концерн решил построить завод в России. Дело в том, что в 2014 г. вступило в силу постановление правительства об ограничении госзакупок автомобилей иностранных марок: принимать участие в государственных тендерах на поставку автомобилей для госнужд разрешили только предприятиям, успевшим подписать соглашение о промышленной сборке.
Использование национального режима при организации госзакупок считается одним из немногих механизмов, который позволяет предоставлять преференции национальным производителями и при этом не противоречит требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). Теперь же Mercedes получил статус компании, которая производит продукцию в России.
«Принимая во внимание возможность логистической оптимизации, девальвацию рубля, уверена, завод в России будет экономически оправданной инвестицией. Наиболее востребованным является получение статуса «произведенного в России автомобиля» на период до трех лет без выполнения требуемых условий по общему правилу. Далее это налоговые льготы и, в завершение, продекларированный государством доступ к субсидиям», — объяснила руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина.
В обмен на инвестиции правительство обязалось предоставить для Mercedes-Benz льготный налоговый режим и оказывать иные виды господдержки.
«СПИК (специнвестконтракт. — Прим. Autonews.ru) сроком на девять лет подписан между Российской Федерацией, АО «Мерседес-Бенц Рус», правительством Московской области, муниципальным образованием «сельское поселение Пешковское» Солнечногорского района Московской области, а также привлеченными лицами «Даймлер АГ», ПАО «КамАЗ», ООО «Даймлер КамАЗ Рус» и ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», — уточнил представитель Минпромторга.
Условия специнвестконтрактов определяются индивидуально для каждой компании, в том числе срок действия СПИКа, размер и направление инвестиций, планируемый уровень локализации. Со своей стороны государство гарантирует ряд преференций, например сохранение условий ведения бизнеса в России, налоговые и субсидиарные меры поддержки. Это также может быть получение облегченного доступа к госзаказам, снижение до 0% налога на прибыль на федеральном и региональном уровнях.
Правительство даже может определить подписавшую СПИК компанию единственным поставщиком товаров для госзакупок. Основное преимущество СПИКа в том, что он гарантирует стабильные рамочные условия на весь срок его действия. То есть все благоприятные условия, которые обещаны «Мерседесу», не будут меняться в течение девяти лет.
В России стартовал выпуск Мерседесов: какие модели встанут на конвейер?
3 апреля 2019 года в России состоялось официальное открытие завода Mercedes-Benz по производству легковых автомобилей немецкой марки. Речь идет о предприятии в Солнечногорском районе Московской области, строительство которого стартовало в июне две тысячи семнадцатого.
Заметим, что производство тестовых Мерседесов здесь началось еще осенью 2018-го, а за несколько недель до официального открытия завода была налажена сборка серийных машин.
Помимо двух сборочных конвейеров, из которых пока активен только один, на запущенном предприятии имеются линии сварки и окраски кузова, а также посты качества. Общая площадь предприятия вместе со складами и стоянками для готовых автомобилей составляет 85 гектаров.
Заметим, что подмосковное предприятие работает в рамках заключенного с Минпромторгом РФ специального инвестиционного контракта (СПИКа), согласно которому обе стороны (российское правительство и автопроизводитель) обязаны выполнить ряд условий.
По договору Мерседес-Бенц обязан вложить в производство не менее 750 млн рублей и создать определенное количество рабочих мест. В свою очередь российская сторона гарантирует стабильные условия ведения бизнеса и обещает всячески стимулировать деятельность предприятия.
Свою часть сделки концерн Daimler уже выполнил, инвестировав в подмосковный завод порядка 250 млн долларов, что, по нынешнему курсу, эквивалентно 16,3 млрд рублей, то есть в 20 раз больше обозначенной в контракте суммы. На первых порах производственная мощность позволит выпускать до 25 тысяч машин ежегодно, при этом завод рассчитан на 1 000 рабочих мест, хотя на данный момент их пока около пятиста.
Как уже отмечалось выше, серийное производство машин в Подмосковье уже стартовало, причем первым на конвейер встал седан Mercedes E-Class W213. На предприятии наладили выпуск модификаций E 200, E 200d и E 220d, причем как с задним, так и полным приводом.
Все собранные здесь машины имеют фиксированные комплектации, так что рассчитывать на индивидуальные исполнения не приходится. Что касается степени локализации производства, то немцы ее не афишируют, но российских компонентов в собранных Мерседесах должно быть немало.
Через несколько месяцев компанию Е-классу на конвейере составит обновленный Mercedes GLC, при этом в конце 2019 года или в начале 2020-го на подмосковном предприятии начнется выпуск вседорожников GLE и GLS. Локализацию премиального S-класса немцы пока не планируют, но не исключено, что со сменой генерации ситуация изменится.
Собранные на российском заводе машины будут реализованы через розничную сеть, а также посредством госзакупок, к которым теперь допускаются только автомобили с клеймом «Сделано в России». Информации по стоимости локализованных Мерседесов еще нет.
Заметим, что до запуска подмосковного предприятия автомобили Mercedes-Benz к нам завозили исключительно из-за рубежа. По статистике за 2018 год юридические лица импортировали в Россию порядка 32 тысяч легковых машин марки, причем как новых, так и подержанных. Примерно 14 900 из них (46,5%) завезли из Германии.
Из США в Россию ввезли 8 300 Мерседесов, из Финляндии — 4 600, а из ЮАР — 2 200. Плюс поставки немецких легковушек в нашу страну велись из Венгрии (744 машины), Испании (714) и Австрии (573). Во всех этих странах имеются заводы немецкой марки. С запуском российского предприятия импорт Mercedes-Benz должен существенно сократиться.
Автомобили мерседес российской сборки
Новый завод «Мерседес-Бенц».
1000 рабочих мест
Обработка и защита персональных данных
Заводы концерна Daimler AG
Заводы концерна Daimler AG
Заводы концерна Daimler AG
Заводы концерна Daimler AG
Таскалуса
C-Класс, GLE, GLS
Показать больше информации
Show more button text
Show less button text
Бремен
C-Класс, E-Класс, GLС, SLС, SL
Зиндельфинген
E-, S-Классы, CLS, Mercedes-Maybach S-Класс, Mercedes-AMG GT
Show more button text
Show less button text
Show more button text
Show less button text
Уусикаупунки
A-, B-Классы, GLA
Show more button text
Show less button text
Show more button text
Show less button text
Есипово
E-Класс, GLC, GLE, GLS
Show more button text
Show less button text
Show more button text
Show less button text
Пуна
A-, B-, C-, E-, S-Классы, SLC, GLS, C 63 AMG, E 63 AMG, GLS 63 AMG, GLE 63 AMG, CLA 45 AMG и SLС 43 AMG
Следим за руками. Есть ли разница между Mercedes немецкой и российской сборки
» src=»https://static.life.ru/posts/2019/04/1205449/2bb03a373d2705e2d256a59c1172a0e6.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
В индустриальном парке «Есипово» открылся первый в России завод по производству автомобилей Mercedes-Benz. Немецкий концерн давно продаёт автомобили в России, однако производством займётся впервые. Лайф разбирался, сохранится ли эталонное немецкое качество при сборке в России.
Немцев трудно упрекнуть в непродуманности принятых решений. Пока отдельные автопроизводители не могут вписаться в рынок и уходят, закрывая заводы, один из крупнейших автоконцернов продолжает экспансию на развивающийся рынок. В Mercedes-Benz утверждают, что открытие нового завода в Московской области — это стратегически взвешенное решение, принятое на основании многих количественных и качественных исследований.
Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров
Из официального сообщения Mercedes-Benz
Фото: © AP Photo/dpa / Fredrik von Erichsen
Производитель отмечает, что завод по производству легковых автомобилей будет охватывать все этапы — от кузовного цеха до цеха окраски и окончательной сборки автомобиля. На этом месте большинство автовладельцев, вероятно, начнёт переживать, что русские руки могут испортить немецкое качество. Но нет. Стандартизация производства и подход к созданию завода за пределами Германии позволяют строить заводы в любой стране без потери качества. Кстати, в России немцы уже давно и активно собирают микроавтобусы Sprinter (Нижний Новгород) на мощностях ГАЗ, а также грузовики Actros, Axor, Atego, Zetros и Unimog, площадкой для сборки которых стал завод в Набережных Челнах. Важно и другое — машины производятся с тем же качеством, что и на родине, а их стоимость, по разным оценкам, на 15–20 процентов ниже, чем при импорте из Германии.
Сказке про кривые русские руки примерно столько же лет, сколько зарубежные автогиганты работают на российском рынке. Первые адепты только зарубежного автомобиля поначалу активно пытались обнаружить дефекты в Ford Focus российской сборки, а когда этого не произошло, стали искать косяки в других автомобилях компании, производимых в России. Через год-полтора от этих попыток отказались окончательно. Такое положение дел сохранялось ровно до того момента, пока в 2007 году свой завод в Санкт-Петербурге не построили японцы из Toyota.
Фото: © AP Photo / Jay Reeves
Толпы фанатов японского качества морщили лоб и впадали в меланхолию от одного упоминания российской сборки, однако позднее вся спесь со скептиков сошла. Аналогичные претензии пережили и немцы из Volkswagen, запустившие производство полного цикла в Калуге в 2009 году. Через то же самое пришлось пройти и заводу «Автотор», который производит аж восемь моделей BMW в Калининграде, и заводу KIA в Санкт-Петербурге.
Странно, но подобных претензий к заводам BMW в Китае, Mercedes в Мексике, или Volkswagen в Бразилии у автоскептиков и искателей русского следа во всех бедах почему-то никогда не было. Скорее всего, потому, что качество автомобилей было одинаковым.
Неверие, рождённое глупостью
Компания Mercedes — титан автомобильного рынка, и к любым крупным финансовым вливаниям в Штутгарте относятся с недоверием. Правда, Россия для немцев — рынок особенный. Пожалуй, настолько же сильно, как в России, немецкие автомобили любят только в Германии, ну и, может быть, в США. Зайти в Россию Mercedes-Benz решил с козырей. В компании отмечают, что первый автомобиль сойдёт с конвейера в 2019 году, и это будет — седан E-класса.
Фото: © AP Photo / Miguel Villagran
Не самый дешёвый в линейке, но один из самых сложных в производстве автомобилей. С такой модели свою экспансию в Россию автоконцерн начинает сознательно — люксовые автомобили сложнее производить, и внимание к качеству здесь должно быть особенным. По сути, на Е-классе проверят все этапы производства, отладят процессы, обучат персонал. После этого начнётся настоящее дело.
В дальнейшем Mercedes-Benz планирует в России производство внедорожников: GLC, GLE и GLS. Для локализации производства в России концерн инвестирует более 15 млрд рублей. Вопрос с качеством обсуждать два раза не стоит — как и для любого завода за рубежом, Mercedes-Benz будет использовать только те комплектующие, которые используются на заводах в Германии.
Здесь нет никаких исключений, а все домыслы относительно поломок русских «Мерседесов» будут возникать исключительно в головах тех, кто до сих пор не может поверить, что в России можно собирать хорошие автомобили.
Главная претензия водителей и экспертов к Mercedes в том, что на Е-класс российской сборки производитель не планирует снижать цены. Объяснить это довольно легко — в отличие от бюджетных моделей А-класса или более доступных седанов С-класса, бизнес-класс медленно падает в цене, а затраты на его производство высоки. Возможно, если немцы начнут производить на новом заводе бюджетные автомобили, цены будут заметно снижены.
Образец борьбы с таким подходом к ценообразованию показал посол Германии Рюдигер фон Фрич. На открытие завода в технопарке Есипово он приехал на посольском бронированном BMW 7-й серии, вполне возможно, калининградской сборки.