- ГАЗ-4509: редкий самосвал, не переживший девяностые 15:40, 26 октября 2020 Версия для печати
- Технические характеристики cельскохозяйственного самосвала ГАЗ-4509
- Технические характеристики
- Отзывы владельцев и цены
- Русский «Дойц» для сельского хозяйства. Редкий самосвал ГАЗ-4509
- ГАЗ-САЗ-4509 ‘1992–95. Газ саз 4509 технические характеристики
- История выпуска
- До открытия Олдтаймер-Галереи осталось
- Технические характеристики
- Устройство двигателя
- Коробка передач
- Тормозная система
- Насос и задний мост
- Подвеска
- Ходовая и рулевое управление
- Кузов и рама
- Особенности двигателя
- Эксплуатация и ремонт
- Тормозная система и шасси
- Причины популярности
- Отзывы владельцев и цены
- Характеристики грузовика ГАЗ 4301
- Характеристики грузовика ГАЗ 4301
- Дизельный грузовой автомобиль ГАЗ-4301
- Устройство
- Двигатель
- Трансмиссия и КПП
- Тормоза
- Отличительные особенности
- Какой можно сделать вывод?
ГАЗ-4509: редкий самосвал, не переживший девяностые 15:40, 26 октября 2020 Версия для печати
Иван Зенкевич рассказал о редком самосвале ГАЗ-4509. Машина экономична и надёжна, но найти запчасти для грузовика – большая проблема: производился он всего несколько лет.
Кузов может опрокидываться в три стороны, это удобно на фермах. Платформа имеет три откидных борта. Назад кузов поднимается на 50 градусов. Скорость подъёма и опускания 15 секунд – ну, если всё работает и нигде не травит. Упор у платформы ручной.
Странный звук какой-то у двигателя, неправильный. Урчит как-то не по-русски, не по-православному, не то на немецком, не то на чешском. И сразу вопрос – что в нём неправильного? Ответ узнаете позже, но сразу скажу – этот ГАЗон сегодня очень редкий.
Не будем играть в угадайку, так как многие уже знают ответ. Это – ГАЗ-4509, логическое продолжение легендарного ГАЗ-53.
Работа над новым грузовиком началась еще в 60-х годах прошлого века. Сначала в 1972 году был ГАЗ-5311 с улучшенной кабиной, опытный. В 1978 появился опытный 4301, затем – Магирус Дойц. Я ничего не путаю. Дело в том, что в конце 70-х немецкие грузовики стали поступать в СССР. Они были примитивными, но очень надёжными и комфортными. А главное, стилистически они перекликались с ГАЗ-3307, 4301 и ЗИЛ-4331. В мире начиналась мода на квадратное.
Но самое главное скрывалось под капотом немца – дизель с воздушным охлаждением. Была, конечно, и «Татра» с воздушником, но немецкий идеологически был понятнее: он был рядным и достаточно компактным.
А знаете, как открывается капот у газончика? Думаете, легко? Тут крючки, как на капоте 69-го ГАЗона. Заморочились так заморочились!
В 1976 году на 17-м съезде КПСС партия сказала: надо дизель! Горьковчане ответили – есть. И купили лицензию у немецкой фирмы Дойц на производство. Первый опытный грузовик сошёл с конвейера в конце семидесятых. Это был первый дизельный двигатель на продукции ГАЗ. Объём – 6230 кубических сантиметров. Мощность – 125 л.с. при 2800 об/мин. Максимальный крутящий момент 363 нМ при 1600-1800 об/мин. На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним распредвалом.
На каждый поршень свой цилиндр с ребрением крышки. Также видим вентилятор с регулируемой гидромуфтой, его привод шестеренчатый.
Как же хорошо здесь виден ТНВД! Всасываемый воздух проходит через ребрение, охлаждая двигатель, а также он охлаждает масляный радиатор. Еще данный двигатель очень любит чистоту. Два последних цилиндра должны быть в идеальной чистоте, потому что они теплонагруженные. Каждое ребрышко должно сиять, иначе – всё.
Пробежимся по конструкции. Ничего нового, но после ГАЗ-53 всё изменилось. Рама стала заметно мощнее и шире, так как грузоподъемность выросла до 5 тонн. Задний мост на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. И он другой по сравнению с 53 ГАЗоном.
Железяки невзаимозаменяемые вообще, и если у вас задний мост умрёт, очень непросто будет найти запчасти. Проще от 130-го закатить с небольшими доработками.
Балка переднего моста также похожа на зиловскую 130-ю рессорную, но задние концы рессор зажаты в резиновых подушках. Знаете, как правильно называется? Резиновые рессоры сжатия.
Кабина – также шаг вперёд для середины 70-х, но есть одно но. Как я уже говорил, идеи тогда рождались заранее, но выпускались в мир с опозданием. Серийное производство дизельного пятитонника началось только в 1992 году. Но сказать, что кабина уже устарела, тогда еще было нельзя.
Кабина двухместная, без вариантов. Водительское седло с амортизацией, регулируемое. Приборы – классика жанра: температура охлаждающей, масло, давление масла, давление воздуха, топливо, зарядка. Между прочим, до 170 градусов можно движочек нагревать! Коробка отбора мощности и рукоятка опускания кузова – вот и всё.
Тут два отопителя: один запитывается от системы масла, а второй – автономка. Трогаться пустым можно со второй, а можно и с третьей – этому дизелю всё равно дури хватает. Дизелёк хорошо запускается при любых температурах: для этого в арсенале завода уже стояли электрофакельные устройства (ЭФУ) и воздушный дизельно-пусковой подогреватель. И еще это первый газон с гидроусилителем руля. Достойно: руль в колее не вырывается и удары практически не передаются, но акустика не та. Вместо привычного нам истерического подвывания – мерное урчание дизелька.
ГАЗ-4509 – истинный селянин, который создавался для сельского хозяйства. Машина могла работать с прицепом, построенным специально для неё – ДКП-8336. И тогда этот грузовик сразу меняет название на ГАЗ-6008. Не пытайтесь понять, зачем и для чего это надо.
16 литров солярки на 100 километров – согласитесь, это очень неплохо. Максимальная скорость – 85 километров в час по паспорту, но этот может и сотку. Что еще? Обзорность – потрясающая, ну обычная ГАЗоновская, если честно. Самое главное отличие – труба воздухозаборника слева. А еще колесные диски свои: другие, увы, не подходят.
Тормоза эффективные – естественно, барабанные по кругу. Система двухконтурная, оснащена пневматическим усилителем с гидравлическим приводом. Кстати, такая же установлена на ПАЗе. Машина очень устойчива: колея в отличие от 3307 шире, центр тяжести ниже. Есть блокировка заднего дифференциала – дистанционная пневматическая. А еще мотор очень тяжелый, поэтому на кислой дороге ГАЗон может запросто провалиться передней осью. И ни блокировки, ни приёмистый дизель не помогут. Короче, проходимость у него не айс.
Но в остальном машина хороша. При должном уходе движки бегают полмиллиона километров влёгкую, если повезёт и не будет заводского брака. Часто ломается колено и пробивает блок, а где его искать?
Пятиступка с синхронизацией, очень четко переключаются скорости. Почему-то в этом автомобиле трясет значительно меньше, чем в его собратьях. Я не знаю, с чем это связано – может быть, сказываются резиновые буферы. Ходовая надёжна, но если что-то серьёзное сломается, это большая проблема. Почему? Автомобиль делали несколько лет, было выпущено всего 28 158 машин. Для Cтраны Советов это капля в море. ГАЗ-4509 сняли с производства из-за невостребованности. Сельское хозяйство, перешедшее на хозрасчёт, нищало и умирало из-за госзакупок и без дотаций. Как следствие, многие отрасли пришли в упадок и обнищали.
Старые машины – это памятники идеям и технологиями. Это прошлое, которое надо помнить (не более!) и двигаться вперёд, что мы с вами и делаем.
Технические характеристики cельскохозяйственного самосвала ГАЗ-4509
Сельскохозяйственный самосвал с 3-сторонней разгрузкой ГАЗ-4509 собирался Саранским заводом с использованием шасси ГАЗ-4301. Применение дизельного двигателя позволило сократить расходы на перевозку грузов и улучшить скоростные и динамические параметры автомобиля.
Технические характеристики
Самосвал оснащен рамой лестничной конфигурации, на которой установлены зависимые подвески мостов. Передняя балка оборудована дополнительным резиновым буфером, работающим на сжатие. Также в конструкции имеются гидравлические амортизаторы. Задний мост оснащен стандартными рессорами с дополнительными листами. С завода устанавливались пневматические шины размером 8,25R20. Рулевой механизм включает в себя червяк и ролик, оборудован гидравлическим усилителем.
На машине применялся рядный атмосферный 6-цилиндровый дизельный двигатель ГАЗ-542-10 с принудительным воздушным охлаждением. При рабочем объеме 6,23 л агрегат развивает мощность 125 л.с. при 2800 об/мин. Подача топлива осуществляется механическим насосом с центробежным регулятором. Вентилятор охлаждения подключен через шестеренную передачу, оснащенную гидравлической муфтой. В стандартное оборудование входил воздушный подогреватель, работающий на дизельном топливе.
Трансмиссия состоит из фрикционного сцепления с гидравлическим приводом и 5-скоростной частично синхронизированной коробки передач. Задний мост оборудован гипоидной парой и дифференциалом. На части машин устанавливалась пневматическая система блокировки механизма. Тормоза получили комбинированный привод от гидравлики и пневматики, разделенный по осям. Механизмы барабанной схемы с автоматическим регулятором зазора. Узлы заднего моста оснащены механическим приводом, который используется на стоянке.
Отличием автомобиля стала 1-проводная схема электрооборудования, рассчитанная на напряжение 24В. Из-за этого стали использоваться 2 или 4-аккумуляторные батареи. В оборудование 2-местной кабины входит масляный отопитель, подключенный к системе смазки двигателя. Дополнительно применен воздушный обогреватель.
Технические характеристики автомобиля:
- длина — 6420 мм;
- ширина — 2380 мм;
- высота (со стандартными бортами) — 2420 мм;
- колесная база — 3700 мм;
- дорожный просвет — 245 мм;
- расход топлива (при скорости 60 км/ч) — 15 л на 100 км пути;
- грузоподъемность — 4250 кг;
- максимальная скорость — 85 км/ч.
Завод САЗ монтировал на шасси самосвальную платформу с гидравлическим приводом. Шестеренный насос расположен на коробке передач, получает поток мощности через отдельную зубчатую пару. Управление направлением разгрузки осуществляется золотниковым распределителем, на раме размещен бак для хранения запаса рабочей жидкости. Платформа оборудовалась надставными бортами, что позволяло доводить вместимость до 11 м³.
На основе самосвала выпускался автопоезд ГАЗ-6008, оснащенный гидравлическим прицепом ГКБ-8536. Заявленная заводом масса достигала 8600 кг. Машины выпускались мелкими партиями до 1993 г.
Отзывы владельцев и цены
Выпуск самосвала с дизелем продолжался всего несколько лет, поэтому число собранных экземпляров невелико. На вторичном рынке периодически появляются автомобили, находящиеся в среднем техническом состоянии. Стоимость машин не превышает 200 тыс. руб.
Константин, 40 лет, Барнаул
Приобрел списанный самосвал модели 4509, который несколько лет простоял в гараже автоколонны. Проблемой при эксплуатации является дефицит запасных частей к силовому агрегату. Дополнительные сложности возникают при подборе запчастей, поскольку на машине применяются агрегаты от грузовиков ГАЗ и ЗИЛ. Кабина ничем не отличается от узла, применяемого на бензиновых среднетоннажных машинах.
Олег, 35 лет, Краснодар
В собственности имелся дизельный самосвал 4509, за 15 лет машина прошла более 600 тыс. км без капитального ремонта двигателя. Недостатком является отсутствие запасных частей и физическое устаревание машины, поскольку сборка прекращена в 1995 г. Минусом является большой вес дизельного двигателя, из-за которого передний мост погружается в мягкий грунт.
Русский «Дойц» для сельского хозяйства. Редкий самосвал ГАЗ-4509
Грузовики Горьковского автозавода машины, как правило, массовые. До сих пор бегают по городам и весям «пятьдесят третьи», появившиеся в начале шестидесятых, а не так давно и ГАЗ-51 встречались на дорогах. Неудивительно, ведь машины были надёжными, выпускались огромными тиражами, и несмотря на долгий труд, некоторые экземпляры еще уцелели.
Но были в истории завода и малоизвестные грузовики, ГАЗ-4509 один из таких. Выпускался с 1992 по 1995 год, если я не ошибаюсь. Общий тираж составил, только не смейтесь, около 28 тыс. экземпляров, и это базовой версии ГАЗ-4301, а сельскохозяйственных самосвалов на его базе было еще меньше.
Внешний облик, кабина унифицирована с ГАЗ-3307, только если смотреть спереди, на решетку радиатора, то становится видно одно из двух ключевых отличий. Радиатора здесь нет. Второе отличие – «шноркель» воздухозаборника, выходящий из боковины капота слева, и заходящий на крышу кабины.
Под капотом разместился двигатель ГАЗ 543, это шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения, сделанный по лицензии немецкой компании Deutz, известной советским водителям по легендарным «бамовским магарам», самосвалам Magirus-Deutz.
Оценив по достоинству германский двигатель, на ГАЗе, по «рекомендации» свыше, его производство решили освоить еще в начале 1980-х, но как это традиционно происходило в нашем автопроме, готовая машина увидела свет десятилетие спустя.
По сути это было историческое событие, первый дизель Горьковского автозавода, выпускавшийся серийно. Объем мотора 6.2 литра, мощность 125 л.с. Воздушное охлаждение имело как положительные, так и отрицательные стороны.
Отсутствие рубашки охлаждения делало мотор легче, каждый цилиндр с индивидуальной ГБЦ здесь устанавливается отдельно. Клапаны вверху, распредвал внизу. Вентилятор с регулируемыми гидромуфтой оборотами, его привод тоже шестеренчатый.
Из минусов – оребрение цилиндров быстро обростало маслянистой грязью, из-за чего ухудшалось охлаждение, особенно это касалось трёх цилиндров со стороны кабины. В общем, любил «русский Дойц» не столько смазку, сколько ласку, то есть своевременный и качественный уход, особенно при летних полевых работах.
Зимой было проще, мотор не перегревался, только отопление кабины, завязанное на масляный радиатор, грело недостаточно. Поэтому был еще один вариант – дизельная автономная «печка». Она была ненамного надёжней отопителя у «Запорожца».
Кузов производства Саранского завода мог опрокидываться в разные стороны, а еще к гидросистеме можно было подключить прицеп с аналогичным кузовом. Грузоподъемность самосвала 5 тонн, он мог вести и больше, но перегружался редко, сельхозпродукция легче стройматериалов.
Здесь любопытный задний мост на который мне лет 15 назад довелось поискать главную пару. Уже тогда это стало непростой задачей, а сейчас если такой выйдет из строя, то проще мост «приколхозить» от чего-то другого.
Вообще, машина оказалась слишком дорогой, что бы стать востребованной в эпоху становления рыночной экономики на постсоветском пространстве. Появись такой самосвал в середине восьмидесятых, думаю, судьба его сложилась бы удачней.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
ГАЗ-САЗ-4509 ‘1992–95. Газ саз 4509 технические характеристики
В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.
Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.
Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.
Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.
История выпуска
Выпускать грузовики стали на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ занялся разработкой модели с кодовым названием 4301. работала над ним ведущая группа инженеров-проектировщиков. В строительстве этого автомобиля фигурируют такие фамилии, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка автомобиля ГАЗ грузового типа. Целый год грузовик тестировался на посевных и уборочных работах.
Затем, грузовик ожидал маршрут длинной в 9 тыс. км.
До открытия Олдтаймер-Галереи осталось
Первый дизельный грузовик Горьковского автозавода — ГАЗ-4301 — сошёл с конвейера 30 лет назад, 21 апреля 1984 года. У этой истории, как и положено, имелась своя предыстория. 26 августа 1970 года приказом № 256 министра автомобильной промышленности СССР был утверждён «Типаж грузовых автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов на 1971 — 1980 гг.». В 1975 году в нашу страну начали поступать тяжёлые грузовики Magirus-Deutz с просторной кабиной и высокоэффективным дизелем воздушного охлаждения. И, наконец, в 1982 году на майском пленуме ЦК КПСС была принята «Продовольственная программа», по сути, признававшая убыточность и низкую рентабельность колхозов и совхозов. На первый взгляд не связанные между собой, эти события тем не менее создали предпосылки для появления нового среднетоннажного грузового автомобиля Горьковского автозавода. Традиционно продукция ГАЗа направлялась в сельскую местность, поскольку обладали меньшей по сравнению с грузовиками ЗиЛ осевой нагрузкой. В 1970-е страна приняла курс на дизелизацию грузового автопарка. Двигатель грузовика Magirus-Deutz и его просторная кабина оказали существенное влияние на замысел горьковчан.
Технические характеристики
Устройство двигателя
Основным отличием от предыдущих моделей было то, что ГАЗ-4301 — дизель. Также в него была заложена возможность использования техники в качестве состава автопоезда. Технические характеристики у автомобиля просто потрясающие. Так, в нем установлен двигатель ГАЗ-542 типа V-6, мощность 125 л/с. Это был первый мощный мотор типа дизель, который собрали на производстве завода Горькова.
Подача топлива осуществляется за счет двух насосов. Низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Присутствует возможность подкачки дизеля в ручном режиме, для этого установлена специальная помпа.
Двигатель для грузового автомобиля Газ 4301 Имеются 2 фильтра:
Есть система сухого фильтра, которая оснащена датчиком загрязнения. Воздушное охлаждение производится за счет подачи вентилятора воздуха с гидромуфты.
Коробка передач
Что касается коробки передач, то она состоит из сцепления сухого замкнутого типа, с наличием пружины, диафрагмы и гидравлики. Сама трансмиссия пятиступенчатая, 3 хода. Все передачи синхронизированы, кроме первой и задней.
Тормозная система
Тормозная система двухконтурная, состоит из встроенных в колеса узлов с двумя независимыми приводами. Тормозное усилие грамотно распределяется на все 4 колеса, что позволяет выполнять плавное торможение, но при этом достаточно эффективное. Независимо от того, какие условия предоставляет дорога, все 4 колеса блокируются.
Во время экстренного торможения, передние и задние колеса остаются свободными, что предотвращает занос и обеспечивает оптимальное управление.
Если остановка грузовика происходит плавно, то происходит перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям. При этом продуктивная работа передней пары колес удваивается. Тормозная система имеет 2 гидропривода и пневматических усиления. Более того, прицеп управляется автономной тормозной системой.
Сами тормозные барабаны являются литыми и сделаны из чугуна, что обуславливает высокую прочность и износостойкость. Спереди они устанавливаются на кромках ступиц, сзади на полуосях. Можно автоматически регулировать зазор между барабанами.
Технические характеристики отличаются использованием только оригинальных деталей, которые улучшают потребительские качества автомобиля. Дополнительными опциями можно назвать электрофакельный механизм, который помогает просто запустить дизель; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.
Насос и задний мост
Топливный насос у ГАЗ-4301 двух видов. Первый – с низкокомпрессионным поршневым инжектором, чтоб непосредственно подавать горючее, а второй – с высококомпрессионным механическим центробежным регулируемым двухрежимным инжектором рядного типа. Есть возможность подкачивать дизтопливо вручную.
Чтобы грузовик стал более устойчив, были заменены и усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты. Так, например, инженеры обновили коробку передач, на заднем мосту у ГАЗ-4301 появилось дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического крана. Передний мост был так же улучшен.
Подвеска
На «ГАЗ-4301» использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительной резиновой рессорой сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.
Ходовая и рулевое управление
Подвеска автомобиля предназначена для объединения кузова и несущей рамы с колесной частью.
Основная ее задача – правильно распределить нагрузки, испытуемые кузовом в процессе езды, и уменьшить негативное влияние от ударов.
Грамотно сконструированная подвеска обеспечивает плавность, комфортность передвижения, улучшает тяговые характеристики и устойчивое расположение грузовика на дороге.
В передней подвеске ГАЗа-4301 использованы полуэллиптические пружины с возможностью регулировки сжатия за счет прорезиненных проставок.
В задней подвеске скомбинированы пружинный и рессорный типы подвешивания. Телескопические амортизаторы справляются со своей задачей и сглаживают все колебания и удары по кузову грузовика.
Устанавливаются амортизаторы гидравлического типа и крепятся к раме и осевым опорам.
Рулевая система автомобиля снабжена гидравлическим усилителем. Это обеспечивает легкость поворота рулевого колеса и удобство водителя вместе с меньшей утомляемостью.
Механизм поворота колес снабжен червячной передачей глобоидального типа и трехгребневым колесом, закрепленным на подшипнике.
Эта система позволила изолировать непосредственно рулевое колесо от вибраций и ударов о неровности дорожного покрытия.
Применение усиления гидравлическим способом позволило понизить число оборотов рулевого колеса от левого крайнего положения в правое и наоборот. Это повысило популярность машины для городских грузоперевозок.
Устойчивость автомобиля была повышена за счет доработки многих узлов: низкий центр тяжести, увеличено расстояние между колесными колеями, блокировка заднего дифференциала осуществлена дистанционной пневматической системой, улучшена конструкция КПП.
Кузов и рама
Положительной особенностью автомобиля ГАЗ-4301 является его рамная часть, которую конструкторы постарались сделать предельно качественно и надежно.
Она получилась наиболее устойчивой к перенагрузкам и коррозийному разрушению.
Но все-таки при эксплуатации уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и укреплению заклепочных соединений.
Особенности двигателя
Дизельный двигатель ГАЗ-542 не являлся собственной разработкой инженеров завода, а производился по лицензии, купленной у Deutz. Таким образом, впервые на ГАЗе начали выпускаться двигатели на дизельном топливе.
Двигатель на ГАЗе-4301 имеет хорошие технические характеристики и развивает 125 «лошадей» мощности. Расходует автомобиль 16 литров дизельного топлива на 100 км.
Система питания двигателя топливом нагнетает давление двух уровней: низкого и высокого.
Насос поршневого инжекторного типа применяется для поддержания низкого уровня давления, а механический центробежный насос с регулировкой и двумя режимами работы обеспечивает компрессию высокого уровня.
Предусмотрен и ручной режим подкачки дизеля в некоторых ситуациях. Для более продолжительной работы мотора применена усиленная система очистки топлива: первичная и вторичная.
В первом случае происходит грубая очистка с помощью сепаратора с сеточными элементами. Фильтровальные компоненты из бумаги обеспечивают глубокую очистку.
Описание технических характеристик ГАЗ-33081 «Егерь» можно найти в нашей статье. А тут узнаем, какими особенностями кроме новой кабины обладает «Урал-6464».
Отличительной чертой ГАЗа-4301 является высоко выведенная труба забора воздуха. В начале трубы стоят фильтрационные сменные элементы.
Система снабжена датчиком загрязненности. Охлаждение двигателя осуществлено с помощью гидромуфты и шестереночной передачи на вентилятор.
Дизельный мотор выгодней бензинового, особенно на длительных перевозках. Но есть некоторые правила эксплуатации, которые позволят продлить срок службы автомобиля и, в частности, мотора.
Рассмотрим некоторые практические советы:
- регулярная замена масла с частотой, указанной в инструкции по эксплуатации (каждые 15 тыс. км);
- очистка масляной центрифуги с определенной периодичностью (каждые 30 тыс. км);
- внимательно следить за температурой нагрева двигателя и при серьезных нагрузках открывать путь маслу через специальный масляный радиатор;
- желательно чистить сетку маслоприемника и шлифовать шестерни масляного насоса каждые 50 тыс. км;
- очень важно содержать двигатель в чистоте по причине оснащения воздушным охлаждением, так как загрязнения препятствуют требуемой теплопередаче;
- нельзя сразу глушить машину после работы, т. к. турбина в процессе использования сильно нагревается. Поэтому нужно дать двигателю немного поработать на холостом ходу;
- через каждые 25-30 тыс. км необходимо промывать масляную систему.
Эксплуатация и ремонт
Что касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.
Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.
В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.
Поднятый кузов самосвала Газ 4301
То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.
Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.
Насос гидроусилителя руля для газ 4301
Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.
Тормозная система и шасси
Система торможения автомобиля выполнена с высоким процентом надежности всех узлов. Существует два отдельных привода, способных управлять двухконтурными тормозными узлами в каждом колесе.
Длина тормозного пути автомобиля весьма зависит от распределения нагрузки на каждое колесо. Очень важно, чтобы не произошло преждевременного блокирования одной из пар колес.
Важно! Если передние колеса блокируются, то автомобиль теряет управляемость, а когда задние переходят в режим торможения скольжением, есть велика вероятность заноса. Во избежание этих последствий необходимо правильно распределить момент торможения – одинаково на все четыре колеса.
При таком условии обеспечиваются максимальная безопасность самого процесса и минимальный тормозной путь.
При торможении динамический центр тяжести автомашины перераспределяет нагрузку на оси: примерно 60% – на переднюю и 40% – на заднюю.
Вследствие этого передние колеса настраиваются на более интенсивную блокировку.
Именно для повышения надежности и безопасности конструкторы предусмотрели две тормозные системы с одним гидроприводом и двумя пневмоусилителями.
Также ГАЗ-4301 комплектуется тормозной системой с пневматической установкой для прицепа.
Грузовик укомплектован тормозными барабанами на 4-х колесах, которые выполняются в литом варианте из чугуна.
В этом механизме предусмотрено устройство для автоматического контроля воздушного промежутка между колодкой и барабаном.
Все четыре барабана легко снимаются, что дает доступ к обслуживанию системы.
Стояночный тормоз обеспечивается ручным приводом с редукторным механизмом, и разжимаются колодки только на задних колесах.
Диски колес являются уникальным элементом этого грузовика и сконструированы именно под него. Они имеют вентиляционные люки, что повышает обдув тормозных барабанов.
Колесные диски центруются отверстием, которое насаживается на край ступицы, в отличие от распространенной системы конусных гаек.
Диаметр и класс шин определяются серией предназначения, для данного автомобиля это 8,25Р20. Шины этой серии имеют уровень слойности НС12. Давление в передних шинах нормируется показателем 370 кПа, а в задних – 540 кПа.
Причины популярности
Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.
К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.
Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.
Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.
Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.
Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.
Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.
Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.
В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.
В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.
Отзывы владельцев и цены
Выпуск самосвала с дизелем продолжался всего несколько лет, поэтому число собранных экземпляров невелико. На вторичном рынке периодически появляются автомобили, находящиеся в среднем техническом состоянии. Стоимость машин не превышает 200 тыс. руб.
Константин, 40 лет, Барнаул
Приобрел списанный самосвал модели 4509, который несколько лет простоял в гараже автоколонны. Проблемой при эксплуатации является дефицит запасных частей к силовому агрегату. Дополнительные сложности возникают при подборе запчастей, поскольку на машине применяются агрегаты от грузовиков ГАЗ и ЗИЛ. Кабина ничем не отличается от узла, применяемого на бензиновых среднетоннажных машинах.
Олег, 35 лет, Краснодар
В собственности имелся дизельный самосвал 4509, за 15 лет машина прошла более 600 тыс. км без капитального ремонта двигателя. Недостатком является отсутствие запасных частей и физическое устаревание машины, поскольку сборка прекращена в 1995 г. Минусом является большой вес дизельного двигателя, из-за которого передний мост погружается в мягкий грунт.
Характеристики грузовика ГАЗ 4301
Название маркиAbarthACAcuraAlfa RomeoAROAsiaAston MartinAstraAudiBAWBeifang BenchiBeijingBentleyBMWBrillianceBugattiBuickBYDCadillacChanaChanganChangFengChangheCheryChevroletChryslerCitroenDaciaDadiDaewooDAFDaihatsuDatsunDerwaysDodgeDong FengEagleFAWFerrariFiatFordFotonFreightlinerGeelyGMCGreat WallGrozHafeiHaimaHaniaHINOHoldenHondaHOWOHuachenHummerHyundaiInfinitiInternationalIntrallIran KhodroIsuzuIvecoJACJaguarJCBJeepKenworthKiaLADALamborghiniLanciaLand RoverLDVLexusLifanLincolnLotusLuxgenMACKMANMaseratiMazdaMercedes-BenzMercuryMGMiniMitsubishiMorganNissanOldsmobileOpelOtokarPeterbiltPeugeotPlymouthPontiacPorscheProtonRange RoverRavonRenaultRolls-RoyceRoverSaabSamsungSaturnScaniaScionSeatSetraShaanxiShacmanSkodaSMASmartSpykerSsangYongSubaruSuzukiTataTatraTeslaToyotaTVRVauxhallVolkswagenVolvoVortexWartburgWestern StarWiesmannXinKaiYUEJINZhonghuaZhongxingZotyeZukАвтобусыАвтокаталогАвтомобильные запчастиАвтомобильные наклейкиАЗЛК (Москвич)Акционные предложенияАтласы и картыБАЗБелазБогданВАЗ (Лада)ВИСГАЗГазобалонное оборудованиеГрузовикиДвигателиДонинвестЗАЗЗИЛИЖКАвЗКамазКарбюраторыКарты и АтласыКвадроциклыКомбайныКРАЗКузовной ремонтЛИАЗЛитература для автошколЛитература для СТОЛодочные моторыЛУАЗМАЗМопедыМотолодкиМотороллерыМотоциклыПАЗПлакатыПравила дорожного движенияРазноеРаспродажаРАФСельхозтехникаСкутерыСтритрейсингТагазТесты по правилам дорожного движенияТракторыТюнингУАЗУралУчебная литератураЭкзаменационные билетыЭлектрооборудованиеЭнциклопедии автоЮридическая помощьНазвание модели Показать
Характеристики грузовика ГАЗ 4301
ГАЗ 4301 (1984-1994) | |||||||||||||
Кузов | |||||||||||||
Грузовик | |||||||||||||
| |||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||
4.75 | |||||||||||||
Тип двигателя: | Дизельный, V8, 16-клапанный | ||||||||||||
Система газораспределения: | OHV | ||||||||||||
Система питания: | Карбюратор | ||||||||||||
Мощность, л.с./при об/мин: | 119 / 3200 | ||||||||||||
Крутящий момент, Н•м / об/мин: | 191 / 3500 |
Коробка передач: | MКП |
Количество передач: | 5 |
Задняя: | Рессора |
Усилитель руля: | — |
Задние: | Барабанные |
Системы: | — |
Время разгона до 100 км/ч, сек.: | — |
Размер шин: | 8,25 R20 |
Объем топливного бака, л: | 100 |
Тип топлива: | Бензин А-92, дизтопливо |
Расход топлива (в городе), л. на 100 км.: | 16.0-19.6 |
Расход топлива (за городом), л. на 100 км.: | — |
Дизельный грузовой автомобиль ГАЗ-4301
Создание ГАЗ-4301 самосвал началось в начале 90х годов прошлого столетия. Первые опытные образцы автомобиля появились в 1982 году. Их отправили на практические испытания, в ходе которых техника прошла более 9 тысяч километров по всем видам дорог при всевозможных погодных условиях. Так же машину испытали во время посевных и уборочных работ.
Развитие данной модели шло медленно. В 84-м году конструкторы подготовили первую промышленную партию, но до серийного выпуска дело дошло только в 1992 году. Сборка осуществлялась по лицензии немецкой компании в течение двух лет. За это время из стен Горьковского автомобильного завода вышло чуть более 28 тысяч экземпляров. От первых опытных образов серийная версия отличалась рядом конструкционных решений.
Устройство
Технические характеристики ГАЗ-4301:
- Объём мотора — 6,23 л;
- Мощность — 125 л.с при 2,8 тысячах оборотах;
- Ход поршня — 120 мм.
Двигатель
Автомобиль оснащали силовой установкой ГАЗ-542, которая развивала до 125 лошадиных сил. Она имела шесть цилиндров и дополнялась воздушной охладительной системой. Мотор собирали по лицензии немецкого предприятия. 4301 дизель — первый и последний агрегат этой категории, который собирался инженерами на горьковском предприятии. Потребители характеризовали его как ходкий с высоким запасом рабочего ресурса и ремонтопригодностью.
Топливная система выполняла несколько задач: питала силовую установку, хранила и очищала дизельное топливо. Она состояла из двух насосных механизмов:
- Поршневой инжектор с низкой компрессией;
- Двухрежимный рядный инжектор с высокой компрессией и регулировкой.
За подкачививание топлива отвечала специальная помпа, которая позволяла делать это водителю вручную. Систему очищения реализовали на высоком уровне. Она состояла из двух топливных фильтров (грубого и тонкого) и приспособления для избавления воздуха от пыли и грязи. К последнему прилагался датчик, информирующий шофёра о степени загрязнённости. Шестерённый вентилятор осуществлял воздушное охлаждение двигателя.
Трансмиссия и КПП
Состояла из сухого сцепления с одним диском. Её устройство дополнили пружинной диафрагмой и гидравликой. Коробка передач механического типа состояла из пяти ступеней: четырёх передних и одной задней. Для улучшения качества работы КПП ГАЗ-4301 инженеры оснастили её синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой и задней. Пара открытых валов и промежуточная опора составляли карданную передачу. В её конструкцию так же входили три шарнира на подшипниках.
Тормоза
Тормозная система ГАЗ-4301 состояла из двух контуров. Было три механизма: рабочий, запасной и стояночный. Каждое колесо оснастили тормозными механизмами, благодаря чему автомобиль ГАЗ-4301 обладал хорошим торможением. Для их активации использовались два автономных привода. Годы эксплуатации показали, что транспорт серьёзно не отклонялся от траектории движения при резком торможении. Этого удалось достигнуть за счёт блокировки всех колёс после активации тормозного механизма (все колёса получали одинаковую степень нагрузки).
При плавном торможении (замедление 0,6 м/с) нагрузки распределялись по-другому. Передний мост ГАЗ-4301 получал 60%, а задний — 40%. Такого результата конструкторам удалось достичь за счёт использования в тормозах ГАЗ-4301 двух пневмоусилителей и гидравлического привода. Тормозные цилиндры находились в задней части рамы.
Цельные барабаны, которыми оснащали каждое колесо, изготавливали из чугуна. Спереди их устанавливали на кромки ступиц, а сзади — на кромки полуосей. Их можно было демонтировать в полевых условиях подручными средствами для устранения дефектов или полной замены. Зазоры между колодками и барабанами регулировались автоматической системой. Стояночный тормоз оказывал воздействие на задние колёса. Это осуществлялось за счёт работы механического привода.
Строение автомобиля для повышения удобства эксплуатации оснастили следующими конструкционными решениями:
- Электрофакельный механизм, упрощающий запуск силового агрегата;
- Подрессорное водительское кресло с регулировкой;
- Современное (в те годы) отопительное оборудование с обдувом на лобовое стекло;
- Простая вентиляционная система, обеспечивающая поступление свежего воздуха в необходимом количестве.
Благодаря этим комплектующим разработчики улучшили эксплуатационные условия грузовика.
Отличительные особенности
Первая уникальная черта — колёсные диски, которые отличались от аналогов и других разработок Горьковского автомобильного завода. Они состояли из продолговатых вентиляционных окошек и дополнительных отверстий (каждого в количестве по четыре). Колёса от 4301 нельзя было устанавливать на другие машины, так как только у этой модели дисковый обод центрировался на ступице отверстием в центре, а не конической частью крепежей. Каждую шину комплектовали двухкомпонентным ободом с раздельным бортом, сердечник которой делали из стальной нити. Это обеспечивало надёжное крепление и полную герметизацию.
Радиальные шины комплектовали пневматическим механизмом. Компрессия передних и задних колёс разнилась. Развал-схождение устанавливали в диапазоне 0-3 миллиметра. Унификация основных технических узлов позволила снизить стоимость запчастей и упростить ремонтные работы.
Кабина в свои годы получила современный дизайн. Она состояла из двух дверей и вмещала в себя водителя и пассажира. Каждый человек, находящийся в салоне, мог воспользоваться ремнём безопасности. Трубу воздухозаборника расположили в левой части. Масляное отопительное оборудование состояло из двух радиаторов. Материал поступал из смазочной системы. В дополнение к основному отопителю шёл автономный, питающийся дизельным топливом. Диван в салоне был раздельным. Оперение сделали из стальных элементов. Капот откидывался вперёд, что обеспечивало полный доступ к техническим агрегатам транспорта.
В основу рулевого механизма положили глобоидального червяка с трёхгребневым колесом. Он устанавливался на шарикоподшипнике. Бесспорное преимущество над основными конкурентами — наличие ГУРа. Это упрощало поворот рулевого колеса. Вращения благодаря гидроусилителю с 5-6 оборотов сократились до 3. С таким механизмом транспорт стал более манёвренным в городских условиях.
Управляемость повысили за счёт установки гидравлики. Она снижала удары на рулевое колесо, возникающие от неровностей на дороге или наездов на крупные булыжники и другие предметы. Так же она упрощала движение в случае прокола шины.
Для повышения качества самосвала инженеры внесли ряд серьёзных доработок в конструкцию:
- Изменили конструкцию главных технических узлов, сделав её надёжнее;
- Переделали коробку передач, повысив запас рабочего ресурса и снизив шум от переключения скоростей;
- Обновили заднюю ось, водитель дистанционно управлял блокировкой дифференциала;
- Внесли поправки в устройство передней оси;
- Переработали поршневую ГАЗ-4301, повысив «выносливость» мотора.
Рама получилась прочной и долговечной. Она выдерживала серьёзные механические воздействия. Передняя подвеска исполняла роль соединителя опорных частей колёс с корпусом за счёт специальных запчастей. Благодаря особой конструкции (две фронтальные полуэллиптические пружины с резиновым комплектом сжатия) удалось снизить нагрузки и равномерно распределить их между всеми опорами передних колёс. Это негативно сказалось на проходимости техники. Задняя подвеска имела точно такое же устройство, только была дополнена вспомогательными рессорами ГАЗ-4301.
Переднюю ось оснастили гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Они смягчали нагрузки на раму, возникающие из-за неровностей дорожного покрытия.
Электрооборудование 1-проводного типа соединяли с корпусом. Напряжение в сети — 24 В. Для обеспечения стабильной работы электрики, её дополнили выпрямителем и стабилизатором напряжения. Схему проводки данного автомобиля можно легко найти в интернете. С её помощью легко проводится ремонт электрооборудования.
Какой можно сделать вывод?
ГАЗ-4301 в свои годы оказался новым путём развития Горьковского автомобильного завода. Транспорт опередил своё время, так как в 80-90х годах прошлого века дизель имел низкое качество. Это привело к низкому спросу, так как из-за плохого топлива двигатель быстро ломался и требовал серьёзного ремонта.
Ещё одним значимым минусом была низкая проходимость по сравнению с бензиновыми аналогами. Основной проблемой стала высокая масса переднего моста. Она повысилась из-за большого веса силовой установки. Это приводило к застреванию автомобиля на грязи.
Из-за кризиса в 90-х годах государство сократило заказы на сельскохозяйственную технику. Грузовики модели 4301 собирали маленькими партиями. Такие объёмы производства повысили себестоимость дизельных моторов, что сделало выпуск данного продукта нерентабельным. Это привело к закрытию проекьа в 1994 году.
Спустя 20 лет в эпоху качественного дизельного топлива эти грузовики обрели вторую жизнь. Ввиду низкой стоимости (по сравнению с зарубежными аналогами), распространения комплектующих и ремонтопригодности они имеют высокий спрос в сельском хозяйстве и других отраслях. Если отремонтировать старые экземпляры, заменить проблемные технические узлы, машина будет работать долгое время стабильно и без серьёзных поломок. Экономическая окупаемость не превышает 2-3 лет.