Автомобили газ для сельского хозяйства

Самосвалы ГАЗ-САЗ: прошлое, настоящее, будущее

Самосвалы уже не одно десятилетие занимают почетную нишу среди остальных грузовых автомобилей — помимо традиционно востребованных характеристик грузоподъемности и проходимости, автомобиль отличается очень важным фактором — саморазгрузкой, которая значительно экономит время освобождения кузова.

Горьковский автомобильный завод — одно из немногих российских предприятий, занимающееся разработкой и выпуском самосвалов совместно с компаниями-партнерами. В нашем сегодняшнем обзоре мы вспомним, как начиналось производство самосвалов, какие модели были предшественниками современной техники и затронем тему выбора самосвала, исходя из эксплуатационных потребностей.

Самым первым самосвалом, спустившимся с конвейера ГАЗа в 1934 году, стал 1,2-тонный автомобиль ГАЗ-410, разработанный на базе первого грузовика завода — «ГАЗа-АА». Самосвал разрабатывался по чертежам Форда, которые горьковские конструкторы дополнили собственными модификациями: усиленный рулевой механизм, измененная форма радиаторов и другие. Соединив патенты Форда с собственными конструкторскими решениями, инженеры ГАЗа создали по-своему оригинальную и модернизированную спецтехнику.

ГАЗ-АА — первый грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода

ГАЗ-410 — первый горьковский самосвал

Быстро развивающееся предприятие, получая техническую поддержку от Форда, стало пополнять ассортимент своей продукции легковыми автомобилями. Однако в 40-е годы завод был полностью переориентирован на выпуск военной техники. Только в 50–60-е годы прошлого столетия предприятие занялось обновлением линейки грузовых автомобилей, и в 1964 году с конвейера сходит ГАЗ-66 — широко известный в народе грузовик, массово применяемый в Советской Армии и в сельском хозяйстве в 1960–1990 годы. ГАЗ-САЗ-3511 сельскохозяйственного назначения на его базе и был предшественником современных моделей самосвалов.

ГАЗ-САЗ-3511 на основе ГАЗ-66 — предшественник современных самосвалов

Всего было выпущено порядка миллиона экземпляров этой модели грузовика. Чем была обусловлена такая популярность автомобиля?

Во-первых, ГАЗ-66 отличался высокими внедорожными качествами — это решало многое. Проходимость обеспечивалась наличием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, широким дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах. Двигатель автомобиля оборудовался предпусковым подогревателем, а рулевое управление — гидравлическим усилителем.

Вторая особенность модели — ее «неубиваемость». К примеру, в российской версии Top Gear (телепередача, посвященная автомобилям) проводилось тестирование прочности грузовика — на его кузов с высоты был сброшен автомобиль «Ока», салон разбивался строительной гирей и поджигался, также ГАЗ-66 был погружен в воду. После всех испытаний автомобиль завелся и поехал.

ГАЗ-САЗ-3511 на базе ГАЗ-66 был первым в СССР серийным полноприводным самосвалом. Разгрузка на 3 стороны, надежное шасси ГАЗ-66–31, грузоподъемность 3 тонны — эти факторы позволили разойтись самосвалу тиражом более чем в 17,5 тыс. экземпляров, несмотря на малый срок выпуска модели (1992–1994 годы).

1994 год. ГАЗ-3309 становится логическим результатом унификации ГАЗ-66, получив более удобную кабину и увеличенную грузоподъемность — 4,5 тонны. К его появлению были все предпосылки — двигатель ГАЗ-66 плохо поддавался ремонту, кабина была крайне неудобной в плане эргономики и комфортности, но самое главное — резко сократились закупки автомобиля для армии и народного хозяйства. На сегодняшний день ГАЗ-3309 — это самый распространенный среднетоннажник Горьковского автомобильного завода, пользующийся заслуженным спросом в промышленности и сельском хозяйстве. Самосвал ГАЗ-САЗ-35071 на его базе не является полноприводным, однако это не мешает автомобилю быть востребованным для поездок не только по асфальтированным дорогам, но и по грунтовым. Подъем платформы осуществляется с помощью телескопического гидроцилиндра, состоящего из трех выдвижных звеньев (находятся одно в другом — по принципу телескопа). Разгрузка может быть на любую из трех сторон. В сочетании с превосходной ремонтоспособностью и легкостью в эксплуатации этот грузовик по праву считается настоящей «ломовой лошадью» — не капризен и основателен.

Самосвал ГАЗ-САЗ-35071 на базе автомобиля ГАЗ-3309

Всем россиянам известны особенности наших дорог.

— А правда, что у вас в России медведи прямо по дорогам ходят?
— Ты что, откуда у нас дороги?

Читайте также:  Производит фильтр для автомобилей

Это не всегда асфальт, грунт и глина. Иногда это не просто дорога, а самое настоящее бездорожье, но это бездорожье связывает два мира — город и село, а в последнем тоже живут люди, нуждающиеся во благах цивилизации. В декабре 1997 года ГАЗ выходит на новый уровень и выпускает автомобиль ГАЗ-3308 «Садко», вобравший в себя удобную кабину от ГАЗ-3309, ведущие мосты и трансмиссию, аналогичные от ГАЗ-66, и усовершенствованный полным приводом. ГАЗ-САЗ-25061 на базе «Садко» стал первым в России полноприводным самосвалом с трехсторонней разгрузкой, предназначенный для эксплуатации в условиях абсолютного бездорожья. Сравнительно небольшая грузоподъемность (около двух тонн) с лихвой окупается его «вездеходностью» — автомобиль способен преодолевать крутые подъемы и неглубокие болота, преодолевать препятствия и ездить по твердому дну реки. Величина его дорожного просвета больше, чем у ГАЗ-3309 на 70 мм (335 мм вместо 265 мм). Разгрузка платформы также осуществляется с помощью телескопического цилиндра.

Самосвал на базе ГАЗ-3308 «Садко»

Еще одним последователем ГАЗ-66 стал среднетоннажник «Земляк» — ГАЗ-33086. Автомобиль, выпускаемый с 2005 года, успешно сочетает в себе грузоподъемность «Газона» — до 4,5 тонн с проходимостью «Садко», а значит, возрастает и число сфер его применения. «Земляк» эксплуатируется в строительстве и в армии, перевозит грузы и вахтовые бригады, пригоден для поездок по пустыням и в условиях Крайнего Севера.
Стоит ли говорить, что самосвалы на его базе также являются наиболее усовершенствованными?

ГАЗ-САЗ-2506 на базе «Земляка» оснащен доработанной самосвальной установкой с разгрузкой на три стороны. Она отличается принципиально новой конструкцией платформы и обновленными рычажными запорами бортов. Надставные борта защищают сыпучие вещества от потерь, а тент — от осадков. На сегодняшний день ГАЗ-САЗ-2506 «Земляк» — это единственный в России полноприводный среднетоннажный самосвал, выпускаемый серийно, а его обслуживание и ремонт выведены на уровень максимальной рентабельности.

ГАЗ-САЗ-2506 на базе «Земляка»: трехсторонняя разгрузка, тент и надставные борта

Благодаря надставным бортам и тенту можно перевозить сыпучие вещества и грузы, которые боятся влаги

Телескопический подъемник аккуратно поднимает кузов на нужную высоту

Вторым самосвалом на базе «Земляка» стал полноприводный ГАЗ-САЗ-25062 с разгрузкой на одну сторону — назад, но при этом оснащенный платформой увеличенного объема, защитным козырьком кабины, складной лестницей и уже знакомым тентом. Перевозимые грузы могут быть более объемными и также не бояться влажности и осадков. Передний и боковые борта скошены в целях увеличения прочности кузова.

ГАЗ-САЗ-25062 на базе «Земляка»

Усовершенствованная платформа: скошенные борта, защитный козырек для кабины и увеличенный объем кузова

Сейчас мы говорили о самосвалах, которые эксплуатируются в основном в условиях бездорожья, либо для загородных поездок. Но и для города нужен грузовик, который был бы компактным, маневренным и обладал функцией саморазгрузки. Отдельной строкой хотелось бы отметить ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 Валдай. Этот самосвал предназначен для перевозки грузов в условиях города, где классическому среднетоннажнику непросто проехать в условиях загруженных автодорог. К «городским» автомобилям предъявляются особые требования: малый радиус поворота, обзорность, мобильность. Валдай сочетает в себе все эти качества. Подъем платформы осуществляется телескопическим гидроподъемником, который состоит из 5 секций. Управление механизмом производится из кабины водителя. Разгрузка кузова может быть задней и трехсторонней, при этом грузоподъемность самосвала составляет до 3 тонн. Двухрядная кабина «Валдая» позволяет перевозить с собой небольшую рабочую бригаду. Автомобиль зарекомендовал себя идеальным инструментом в работе на строительных объектах, находящихся в черте города.

ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 Валдай

Кстати, еще один «городской» грузовик — самосвал на базе Газели-Некст. О достоинствах Газели можно рассказывать долго и с примерами — не зря этот автомобиль по праву считается лицом Горьковского автомобильного завода. Это и быстрая окупаемость модели (19–20 месяцев), и универсальность ее использования, и европейские составляющие, и всероссийская сеть сервисных центров, и многое другое.

Читайте также:  Какие документы оформляют при ремонте автомобиля

ГАЗ-САЗ-3512 — самосвал на базе Газели-Некст предназначен для перевозки грузов в условиях города — даже права для поездок на Газели требуются категории «В» — как на легковом автомобиле. Легкий, быстрый, подвижный — для этого автомобиля не встанет вопрос разворота в пробке или перестраивания на соседнюю полосу многополосного городского проспекта. Самосвал на базе Газели обладает скромной грузоподъемностью — всего 1 тонна, но часто для города актуальны именно мобильность и «расторопность» автомобиля. Кузов самосвала оборудован традиционным телескопическим подъемником и надставными бортами с трехсторонней разгрузкой.

Всеми достоинствами Газели-Некст обладает и «Газель-Фермер», к тому же этот автомобиль имеет дополнительное пространство для пассажиров — двухрядную кабину. То есть помимо груза, можно перевозить к месту назначения и бригаду до 6 человек, включая водителя.

Самосвал на базе Газели-Некст

А теперь кратко подведем итоги нашего обзора.
Главный вопрос, который встает перед покупкой самосвала — «какой самосвал выбрать?» Тут необходимо будет вспомнить свои потребности. Для чего нужен самосвал? Город или село? Асфальт или бездорожье? Масса и объем груза? Сколько человек поедет в кабине?

Сводная таблица по полноприводным и заднеприводным самосвалам

Покупка рабочего автомобиля — дело, требующее серьезного подхода и грамотной расстановки приоритетов. Уже сегодня среди самосвалов, совместного производства «ГАЗ-САЗ» есть выбор «на все случаи жизни». Несложно догадаться, как будет развиваться линейка самосвалов дальше. «Ермак» и Газель-Некст — вот два перспективных направления, которые когда-нибудь обязательно выведут эволюцию грузовой спецтехники на новый уровень.

Газон-Некст — прогрессивное будущее сельского хозяйства России

Роль сельского хозяйства в экономике и общественной жизни страны переоценить очень сложно — именно от этой отрасли деятельности человека зависит возможность развития, да и существования в целом. Именно этому был посвящен ряд докладов ООН в последние годы — представители международных организаций в один голос утверждают, что продовольственная безопасность постепенно становится проблемой № 1 современного мира.

Сегодня в России сельское хозяйство находится в стадии развития. Препятствием является не только суровый климат в большей части территории, но и применение устаревшего оборудования, которое требует масштабного обновления. В последнее время появились определенные подвижки — используется специализированная техника, применяются инновационные методики растениеводства и внедряются другие новшества. Однако в сельском хозяйстве России до нынешнего времени не хватало одной важной составляющей — современного универсального транспорта, который мог бы обслуживать как крупные агрохолдинги, так и мелкие фермерские хозяйства.

Такая машина должна иметь грузоподъемность свыше 3–4 тонн, а также достаточно мощный двигатель и высокий дорожный просвет. Кроме того, автомобиль для сельского хозяйства должен быть маневренным, надежным и долговечным. И не последнюю роль играет ремонтопригодность, поскольку зачастую до ближайшего автосервиса приходится добираться больше сотни километров. На эту роль идеально подходит продукция автозавода ГАЗ — в сельском хозяйстве нашей страны используется ГАЗ-3309, который соответствует всем указанным требованиям. Однако его конструкция была создана еще в 1980-х годах, что не может не сказаться на эксплуатационных качествах. Именно поэтому инженерами завода и был создан новый грузовик среднего класса, который отлично подходит для использования в аграрной отрасли — Газон-Некст.

Автомобиль идеально подходит для сельскохозяйственного применения — его грузоподъемность составляет 4,7–5,0 тонн в зависимости от модификации. Благодаря этому он может использоваться в перевозке продукции растениеводства, минеральных удобрений, а также специализированного оборудования — генераторов, сеялок, компонентов плугов и деталей к сложной технике. Повышенная грузоподъемность выгодно отличает машину от предшественника ГАЗ-3309, у которого она достигает 4,5 тонн.

Конкурентов у нового Газона-Некст относительно немного — большинство производителей выпускает либо технику с внушительными показателями грузоподъемностями, которую сложно назвать достаточно маневренной и способной к использованию на проселочных дорогах, либо компактные развозные фургоны, хорошо пригодные для доставки товаров в пределах города. Среди популярных в России автомобилей, принадлежащих к тому же классу, что и Газон-Некст, можно назвать японский Isuzu ELF, а также итальянский Iveco Daily. В некоторых регионах страны также достаточно широко распространены китайские Foton Aumark и индийские Tata LPT 613. Также нельзя забывать и об очень сильном конкуренте, который занимает немалую долю российского рынка — Hyundai HD 78.

Читайте также:  Система двигателя требует ремонта volvo xc70

Грузоподъемность всех автомобилей варьируется в пределах 4–5 тонн, благодаря чему они также подходят на роль «сельскохозяйственника». Вот только будет ли их использование эффективным? И смогут ли они стать по-настоящему близкими российскому потребителю? Чтобы узнать это, нужно внимательно рассмотреть характеристики всех транспортных средств.

Газон-Некст выпускается с бортовым кузовом, который может иметь длину 3,5 либо 5,0 метров, что можно назвать идеальным решением для аграрной отрасли. В него можно поместить до 6–12 стандартных паллет в зависимости от типа платформы. Кузов изначально создавался в расчете на перевозку стандартизованных грузов — такая унификация позволяет использовать современные производственные методики и технические решения в области транспортировки. Более того, на сегодняшний день уже существует Одобрение типа на удлинение базы нового грузовика до семи метров.

Газон-Некст с удлиненной базой (7 м)

Isuzu ELF с полной массой 7,5 тонн может выпускаться в трех модификациях — с длиной платформы 5,1, 6,1, а также 6,6 метра. Ширина такого кузова равна 2,24 метра, что позволяет осуществлять погрузку 10, 11 и 12 паллет соответственно. Стоит отметить, что автомобиль российского производства способен принять на борт аналогичный объем груза при меньшей длине и лучше маневренности. Чтобы продемонстрировать это, стоит привести показатели минимального радиуса поворота — если у Газона-Некст он составляет 9,6 метра, то Isuzu потребуется не менее 11,2 метров, что будет существенным недостатком при работе в полевых условиях.

Итальянское шасси Iveco изначально предназначалось для городских грузоперевозок и установки специализированных надстроек. Как результат — его длина равна всего 4,5 метра, а количество паллет достигает 10 при выборе наиболее крупной платформы. Поэтому даже машину с максимальной полной массой можно сравнивать лишь с короткобазным Газоном-Некст.

По своим характеристикам на автомобиль производства ГАЗ похожи индийские и китайские машины, изготовленные компаниями Foton и Tata соответственно. Длина их платформы равна 5 метрам, однако выбора ширины не предусматривается — в обоих случаях она равняется 2,1 метрам. За счет этого максимальное число паллет не превышает 10. Аналогичная ситуация складывается и с корейским грузовиком Hyundai HD 78, однако за счет ширины платформы, достигающей 2,34 метров, он может принимать такое же количество паллет, как и Газон-Некст.

Однако не одними паллетами ограничивается сфера грузоперевозок в сельском хозяйстве — несмотря на универсальный характер такого приспособления, с его помощью транспортировать жидкости не удастся. И в этом российскому грузовику нет равных — ведь его можно заказать с предварительно установленной цистерной объемом 4,2 кубических метра. Она может предназначаться как для перевозки технических жидкостей — например, воды для полива, так и для налива молока.

Производительность и экономичность

Роль транспортных затрат в цене на сельскохозяйственную продукцию очень существенна. Во многом, от них зависит конкурентоспособность продуктов питания, а также их доступность для населения. Поэтому обращать внимание стоит на расходы, которых требуют упомянутые грузовики. Материальные затраты можно сгруппировать, выделив три категории — топливо, гарантийное обслуживание, и негарантийные случаи поломок. Чтобы проиллюстрировать разницу между автомобилями и найти оптимальные показатели, мы сведем основные сведения в таблицу:

Оцените статью