Устройство автомобиля для чайников: разбираемся вместе
Изобретение автомобиля в корне изменило человеческую жизнь, причем как в положительную, так и в негативную сторону. На сегодняшний день автомобиль – это не только средство передвижения, но и показатель статуса и положения в обществе.
Практически каждая семья имеет в своем распоряжении хотя бы один автомобиль, а существуют и города, где автомобилей уже давно больше чем людей.
Возможно для кого-то устройство автомобиля – это высшая математика, но если потратить немного времени и вникнуть в суть, все достаточно просто. Теперь обо всем по порядку.
1.Основные узлы и системы
Несмотря на то, что сегодня существует огромное количество разных марок и моделей автомобилей, практически все они устроены по одному и тому же принципу. Речь идет о легковых транспортных средствах. Схема устройства автомобиля условно делиться на несколько частей:
• Трансмиссия автомобиля. Под трансмиссией автомобиля принято считать силовую передачу. Ее основной задачей является передача крутящего момента от коленчатого вала к ведущим колесам. В свою очередь, трансмиссия также состоит из нескольких частей, в частности из коробки передач, сцепления, карданной передачи, дифференциала, полуосей и главной передачи. Последние соединены со ступицами колес;
• Механизм управления. Собственно сам механизм управления состоит из тормозной системы и рулевой;
2. Краткий обзор видов моторов
Прежде всего, стоит отметить, что двигатель и мотор это одно и то же. Мотором чаще называют двигатели внутреннего сгорания или электрические. Не секрет, что двигатель служит источником энергии для передвижения транспортного средства. Большинство автомобилей предусматривает наличие двигателей внутреннего сгорания , которые условно можно поделить на:
• Поршневые, в которых расширяющиеся газы во время сгорания топлива заставляют двигаться поршень, который в свою очередь приводит в движение коленчатый вал автомобиля;
• В роторных двигателях те же газы приводят в движение вращающуюся деталь, собственно ротор.
Если углубляться, существует большое количество типов и подтипов двигателей. По типу топлива двигатели можно разделить на дизельные, бензиновые, газобаллонные и газогенераторные.
Также есть газотурбинные двигатели внутреннего сгорания, электрические, орбитальные, ротативные, роторно-лопастные и пр. На сегодняшний день наиболее распространенным является поршневой двигатель внутреннего сгорания.
3. Краткий обзор видов КПП
КПП или коробка передач – это одна из основных частей трансмиссии автомобиля . В основном КПП принято делить на три типа, а именно:
• Механическая коробка передач. Принцип ее работы заключается в том, что водитель с помощью рычага переключает передачи, при этом постоянно следит за нагрузкой двигателя и скоростью автомобиля;
• Автоматическая коробка передач исключает необходимость постоянно следить за скоростью и нагрузкой, так же не нужно постоянно пользоваться рычагом;
• Роботизированная коробка передач – это полуавтоматический вид коробки передач, которая комбинирует свойства механической и автоматической коробки передач.
На самом деле видов и подвидов КПП гораздо больше. Так, различают Tiptronic (основа – автоматическая КПП с ручным переключателем скоростей), DSG ( оборудована 2 сцеплениями, имеет автоматический привод переключения и представляет собой 6ти ступенчатую КПП) и вариатор ( бесступенчатая трансмиссия).
4. Тормозная система
Как и следует из названия, тормозная система предназначена для снижения скорости автомобиля или полной его остановки. Состоит тормозная система из тормозных колодок, дисков, барабанов и цилиндров. Условно тормозную систему можно поделить на два типа – это рабочая (предназначена для полной остановки или снижения скорости) и стояночная (предназначена для удержания автомобиля на неровном или сложном дорожном покрытии).
Современные автомобили предусматривают установку тормозных систем, которые состоят из тормозных механизмов и гидропривода. В то время, когда вы нажимаете на педаль тормоза,в гидроприводе возникает избыточное давление, которое возникает благодаря тормозной жидкости. Это, в свою очередь, влечет срабатывание прочих тормозных механизмов.
5. Сцепление
Если говорить простыми словами, сцепление предназначено для того, что бы на короткое время разъединять двигатель от трансмиссии, а потом заново их соединять. Сцепление состоит из механизма сцепления и привода. Привод предназначен для того, что бы передавать усилия от водителя к определенному механизму. В автомобиле каждый механизм имеет свой привод, благодаря которому и приходит в действие.
Механизм сцепления – это устройство, в котором происходит процесс передачи крутящего момента посредством трения. Составляющими частями механизма сцепления являются картера, кожуха, ведущий, ведомый и нажимный диски.
Перекуп. Как покупать автомобиль. Идеальная схема торга
В прошлой статье на примере Рено Логан я старался подробно рассказать о этапах продажи автомобиля.
Сейчас познакомлю Вас с этапами покупки на примере Дэу Матиз. Как и Логана Матиза я покупал в конце апреля, а продал в начале мая. С момента поиска автомобиля и до момента продажи прошло где-то дней 10, сама машина продалась за 3 дня.
Вообще, Матиза я продавал один раз. Именно этого, про которого и пишу. Два года назад я пытался искать Матизы, но уже на тот момент не гнилых их не было. За прошедшие два года стало только хуже.
Рынок сбыта Матизов очень интересен — за 80-100 тысяч рублей продаются такие же автомобили, что и за 40-60 тысяч. Все люди постоянно говорят об их ликвидности и поэтому, совсем не стесняясь, лупят цену.
Когда Вы продаете два автомобиля озаботьтесь двумя сим-картами. Не надо с одной симки размещать все объявления, нет тупее диалога, чем:
— Алло, по машине звоню. Не продали еще?
— Нет-нет, в продаже. А Вы по какой именно звоните?
Такой диалог возможен только если у Вас своя автоплощадка, что маловероятно.
Еще тупая ситуация когда Вы продаете в одном объявлении пару машин. Запомните что одно объявление это одна машина. И да, не надо регистрироваться на Авито и сразу же выставлять автомобиль. Вот эти вот комментарии «Зарегистрирован сегодня», «Зарегистрирован три дня назад» вызывают у покупателя одну мысль — продаст и выкинет симку. Не надо так делать. Нарабатывайте доверие. Если Вы не скрываете что являетесь перекупщиком то храните завершенные объявления на Авито. Пусть покупатели видят что Вы уже успешно продали 10 автомобилей и ничего не скрываете. Лично по мне так правильнее.
Продолжаем. Торг — дело искусное. Я не люблю торговаться по телефону. И вообще начинать с цены — неблагородно. Вы должны покупать автомобиль, а не цену, потому что продавать Вы будете тоже автомобиль.
Когда звоните, обязательно поздоровайтесь и представьтесь, спросите удобно ли собеседнику разговаривать. Будьте вежливы. Обязательно обозначьте время вашего разговора — например, 10 минут. Подготовьте собеседника к этому моменту.
После этого необходимо выяснить, продает собственник или перекуп, от этого зависит структура построения диалога. Если перекуп — не надо играть роль заинтересованного покупателя, скажите честно — я тоже занимаюсь перепродажей автомобилей, поэтому, брат, как машина, стоит ли ехать смотреть или дрова? Я же найду. Я не встречал ни одного перекупа, который бы начал врать. Ему будет неинтересно Вас обманывать, неинтересно тратить время, поэтому за 5 минут Вы распрощаетесь и будете принимать решение. Покупать ли у перекупщика машину на перепродажу — вопрос спорный. Каждый решает сам. Я покупаю только в случае, если перекупщик сведет меня с предыдущим собственником и тот поставит подпись в договоре. Хоть и странно звучит, но пару раз так оно и было.
Перекупщика вычислить легко, он либо признается сам, либо спросит «а какая из машин тебя интересует», либо скажет машина сестры/кума/дворецкого, попросили продать. Их я бы всех греб под одну гребенку.
Не стесняйтесь задавать первый вопрос в лоб — «Вы собственник и вписаны в ПТС?». И вот только после ответа стройте с продавцом дальнейший диалог.
Если начинается диалог с реальным собственником, то тут нужно задавать максимальное количество вопросов. Вы должны иметь понимание того, что за автомобиль продается и стоит ли ехать смотреть. Спрашивайте все подряд, но начинайте от вопросов по документам — штрафы, запреты, ограничения. Чаще всего с ними порядок, продавца это расслабит и расположит к Вам. Продавец испытывает стресс от продажи автомобиля, так как волнуется продаст или нет. Он вряд ли обладает большим опытом, поэтому запомните правило — «Собственник сливает автомобиль, а перекуп продает». Собственник уже потерял на автомобиле деньги и ему «горит» купить новую машину, не хочется выжидать. Перекуп знает цену покупки и вложений, поэтому у него есть нижняя планка цены отдачи. У собственника нижняя планка цены отдачи «плавающая», он готов двигаться и ниже.
После стандартного вопроса про документы спрашиваем про кузов. К сожалению, все хотят автомобиль «в родном окрасе без ДТП». Так бывает редко и в основном на свежих машинах, но все целенаправленно ищут машину без окрасов. Это покупательская неграмотность. Иногда она принимает крайние формы — собственники ездят с гнилыми порогами, но в родной краске; с лобовым, которое все в трещинах, в которое ничего не видно, но зато родное. И смех, и грех.
Разделяйте битую машину и окрашенную машину. Если говорить совсем простым языком, то «автомобиль-перевертыш» не совсем одно и то же, что «притерли на парковке». Многие ровняют под одну гребенку, но не стоит идти у них на поводу. Правда, обычно так происходит когда перекуп покупает у Вас автомобиль.
Обязательно спросите про состояние крыши, днища, порогов, телевизора и какие вложения будут требоваться в кузов. Вы должны продавать красивую машину, а не кусок г****. Я повторюсь — покупателю всегда важнее внешний вид, чем ходовые характеристики.
Расскажу историю своего товарища, он в середине весны продавал мамину Пежо 307. Белая трехдверка (пригнана давным давно из Германии), дизельная, пробег на спидометре 400 тысяч. Машине была полная задница, расход масла был около одного литра на 1000 км, двигатель умирал, сигнализируя об этом белым дымом из выхлопной трубы. Машине было уже 16 лет. Кузов подбит, помят, салон загажен, ходовая стучала. Товарищ не горел делать никакую предпродажную подготовку и выставил ее за 110 тысяч. Потом за 100. Потом цена была 90 штук. Четыре месяца машина висела в продаже. Покупатели приезжали, заводили машину и ехали на тест-драйв. И все бы ничего, но такое впечатление что внутри автомобиля проходил чемпионат мира по курению кальяна. Парковаться задом было невозможно, так как из за дыма ничего не видно. Друг смеялся, что у него на масло уходит больше денег чем на солярку.
И вот как-то мы с ним вечером сидели, и он вновь пожаловался, что Пежоха его достала. Я дал ему 30 тысяч рублей и написал список необходимых работ по автомобилю: покраска кузова автомобиля вкруг, полировка фар, зашить и восстановить геометрию сиденья водителя, отхимчистить салон, убрать стук подвески. После всех процедур выставить цену 165 тысяч рублей, цена отдачи — 150 тысяч.
Товарищ долго сопротивлялся, но после моих уговоров рискнул. На самом деле затея была очень рискованная, и мало кто бы согласился. Он удалил объявление о продаже и оставил машину на 3 недели.
Конечно, сейчас многие скажут, что нужно было сделать движок и все было бы огонь. Но я считаю иначе, чтобы продать нужно все равно вложиться в кузов. Мотор больше мертв чем жив, в моей провинции специалист, который даст гарантию на работу, за переборку движка взял бы больше 30 тысяч. А заменой маслосъемных колпачков ситуация не была бы исправлена.
Машину покрасили, вся процедура вышла аккурат в 30 штук. Конечно, это была «гаражная» покраска, и свою BMW цвета Estoril Blue я бы не доверил, но для Пежо сойдет. Сделали салон и подвеску, по своей схеме я написал ему объявление и сказал что говорить. Внешний вид у машины получился что леденец и она со спокойной душой уехала через две недели за 150 тысяч. Данная ситуация в очередной раз подтвердила мою теорию. Со слов товарища покупательницу совершенно не смутил дым из выхлопной, она не придала значения, махнула рукой и сказала «сделаем».
После плавно переходим к вопросам про двигатель — троит, шумит, дымит?
А далее обязательный вопрос про состояние цепи либо ремня ГРМ, так как процедура обязательная и дорогостоящая. Конечно, постоянно к месту или нет будет встречаться словосочетание «клапана не гнёт», при том что на любой машине. Прям нарицательное.
С дизельными машинами сам я стараюсь не связываться, так же как и с ГБО. Не прельщает мне это удовольствие, бензин роднее и как-то проще.
После двигателя плавно переходим к вопросам про коробку передач. Хрустит? Выбивает? И остальное.
Когда покупаете недорогой автомобиль (около 200 тысяч), то покупка его на автомате сомнительная перспектива, за редким исключением автомат уже отжил своё.
После коробки можно затронуть вопрос ходовой части. Стучит ли? Нормально ли отрабатывает? Что поменять нужно? Диски и колодки?
После все вопросы, которые касаются электрики — работа фар, магнитолы, стеклоподъемников, дворников, кондиционера, усилителя.
После про салон — насколько прокуренный, насколько грязный, не порваны ли сиденья? И затроньте лобовое — одно из самых важных элементов, которое придаёт вид автомобилю.
В заключении вопрос зимней/летней резины.
С ней все просто — обычно я отдаю ее вместо торга. Бывали ситуации, когда машину отдавал по цене покупки, а второй комплект резины продавал по хорошей цене и на ней зарабатывал.
И да, летом машину нужно продавать на летней резине, зимой на зимней. Часто встречаются ситуации наоборот. Не стесняйтесь вкладывать деньги в автомобиль — они в любом случае вернутся. Прогореть на перекупском бизнесе возможно, но не так легко, как во многих других сферах.
Снова отвлёкся. Так вот, не запоминайте достоинства автомобиля, в первую очередь запоминайте недостатки. Важно выявить у продавца в момент телефонного звонка максимальное количество недостатков и получить цену, за которую он отдаст автомобиль. Даже если продавец находится через дорогу, покупка начинается с телефонного звонка. Я заметил такую вещь — ни один продавец никогда не называет всех недостатков, про какие-то он забудет, каким-то не предаст значения, о каких-то умолчит. В момент визита важно найти разницу между недостатками, описанными по телефону и фактическими, чтобы сыграть на этом и снизить цену. Идеальных автомобилей не бывает, даже новых. Только не впадайте в маразм, не надо «опускать» автомобиль продавца и обращать внимание на отсутствие «усиков» на резине, мелких царапок по кузову и отсутствие ковра в багажнике и после демонстративно закатывать глаза. Когда Вы покупаете автомобиль, относитесь к продавцу с уважением, как к партнёру по бизнесу. Иначе ничем не будете отличаться от «перекупов-староверов», которых периодами хочется закопать поглубже.
Запомните, продавец скорее отдаст машину дешевле Вам, чем дороже какому-нибудь дебилу, который своим хамским поведением вывел его из себя, если с Вами при этом у продавца установилась эмоциональная связь. Подробный разговор, взаимоуважение между собеседниками — все это влияет на укрепление контакта и более успешной сделки в дальнейшем. Одному продавцу, в момент осмотра автомобиля, я честно признался что беру его на перепродажу. Сказал что буду делать, в какие сроки и за сколько продавать. Он совершенно спокойно воспринял эту информацию и отдал машину по той цене, что я просил. Когда мы ударили по рукам и я отдал деньги, он спокойно заметил — «Спасибо, что избавили меня от общения со всяким отребьем, было приятно. Надеюсь, также приятно и будет будущему собственнику моего автомобиля».
Иногда, в рамках самоподдержки, я вспоминаю его слова.