- 4 — не предел, или многоколесные машины, оставившие след в истории
- 7 легковых автомобилей, у каждого из которых «что-то не так» с колесами
- 1. Одноколесный автомобиль
- 2. Гирокар
- 3. Автомобили с дельтовидным шасси
- 4. Автомобили с «обратной» дельтой шасси
- 5. Ромбовидные авто
- 6. Пятиколесные автомобили
- 7. Шестиколесные автомобили
- Hyundai Ioniq 5: крупный электрический кросс-хэтчбек с полным либо задним приводом
- Пятиколесный автомобиль изобрели ещё в 1932 году. Догадались, зачем нужно было пятое колесо?
- Кто сказал, что у машины должно быть 4 колеса? Примеры трех-, пяти- и шестиколесных автомобилей
- 3 колеса
- 5 колёс
- 6 колёс и больше
4 — не предел, или многоколесные машины, оставившие след в истории
Для всех является привычным, что автомобиль имеет четыре колеса, и существует выражение «пятое колесо», когда речь идет о чем-то лишнем. На самом деле, для чего автомобилю, отлично передвигающемуся на четырех колесах, нужны дополнительные, если не говорить о находящейся в багажнике запаске. Но история представляет собой упрямую вещь и, перелистывая ее страницы, можно обнаружить немало интересных моделей, вышедших за эти рамки. Существует семь многоколесных автомобилей, вошедших в летопись автомобилестроения.
Pullman Брумелла. Появление первого многоколесного автомобиля состоялось в начале ХХ века, как раз на самом рассвете эры строительства машин. Ее создателями были американцы — в 1903 году был создан первый в мировой практике агрегат, с возможностью самостоятельного передвижения, у которого было 6 колес, от фирмы Pullman — Pullman Брумелла.
Особенностью автомобиля был интересный тип управления для колес. Можно говорить о том, что сотрудники фирмы разработали модель задней оси с возможностью управления на 85 лет раньше, чем это сделали японцы, которым нередко приписывается создание этого механизма. Тем не менее, машина оказалась совершенно не приспособленной к не идеальному покрытию дороги, а рычаг управления устаревшей конструкции приводил к возникновению аварийных ситуаций. Результатом стала разборка единственного существующего прототипа на запчасти.
Reeves Octo-Auto. Через 8 лет после этого выяснилось, что это не является пределом, так как в 1911 году появилась машина с 8 колесами. Новая машина даже участвовала в гоночных заездах, и сумела получить определенную известность среди конструкторов и простых людей, несмотря на то, что громких побед добиться ей не удалось.
На этой модели история создания автомобилей с большим количеством колес была прервана на срок порядка шести лет.
Tyrrell P34. После этого длительного перерыва, первой выпущенной машиной с большим количеством колес стала гоночная. Она сумела войти в историю, как дважды принимавшая участие в Формуле-1, а ее пилот Джоди Шектер сумел победить на нем в Гран-При Швеции, что так и осталось единственной победой.
С целью получения машиной лучшей аэродинамики, конструкторами было принято решение об уменьшении колес. Одновременно с этим, их количество было увеличено до шести, с целью наращивания площади пятна контакта. Благодаря этому, качество сцепления улучшилось на 40%. Но это достижение было перечеркнуто настолько серьезными проблемами, как перегрев тормозов и непредсказуемое поведение на трассе.
C6W. Решение о постройке суперкара было принято и в Италии. Своим появлением он обязан инженеру Ферруччио Ковини. Хотя история машины, получившей статус легендарной, едва не была прервана. Работы были начаты еще в 70-е годы прошлого века, но их пришлось приостановить на несколько десятков лет, причиной чему послужило отсутствие финансирования. Но эти проблемы все же удалось решить, и презентация шестиколесной машины произошла в 2004 году.
Модель является двухместным купе с двумя дверями спортивного стиля. Особенностью ее являются две пары передних колес. Отличием от других подобных автомобилей становится отправка в серию, хотя и небольшую (до 6-8 единиц в год), но пользующуюся спросом.
KAZ. Известной чертой изобретателей из Японии становится их новаторство, что делает совершенно не удивительным тот факт, что именно у них возникла идея разработки многоколесной машины на электротяге. Воплощением ее и стал KAZ. Машина удивила не только своими размерами, но и параметрами — при весе в три тонны она могла разгоняться до 311 км/ч. Мощность ее — 600 л.с., а запас хода — 300 км.
Итог. В истории многоколесных автомобилей насчитывается не такое большое количество, но каждый из них внес свой собственный вклад в развитие автомобилестроения.
7 легковых автомобилей, у каждого из которых «что-то не так» с колесами
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Одноколесный автомобиль
Изобретатель Чарльз Ф. Тейлор, живший с 1916 по 1997 год верил в то, что любая конструкция должна быть простой. Именно поэтому почти всю свою жизнь он посвятил созданию машины с одним единственным колесом. Он даже смог создать несколько действующих прототипов и запатентовать их в 1964 году. К сажанию, (или нет) идеи Тейлора так и не прижились.
2. Гирокар
Сегодня гирокар (автомобиль на двух колесах) воспринимается большинством людей, как что-то из области научной фантастики. На самом деле все не так. Работающий прототип такого транспортного средства был создан еще в 1914 году Петром Петровичем Шиловским. На двух колесах машина балансировала благодаря гироскопическому эффекту.
3. Автомобили с дельтовидным шасси
Некоторое время после Второй мировой войны такие автомобили были популярны в ряде стран Западной Европы. Они имели очень слабые моторы и были откровенно ненадежны. Зато и стояли сущие копейки, что сделало их невероятно популярными в тяжелые послевоенные годы. Даже сейчас на некоторых дорогах мира можно встретить вот таких малышей.
4. Автомобили с «обратной» дельтой шасси
В отличие от предыдущего семейства авто с необычным положением и количеством колес, машины с «обратным» расположением дельты шасси сейчас во всю набираю популярность. Количество кастомных образцов растет год от года. Достаточно вспомнить про роскошный тривиллер Morgan 3-Wheeler.
5. Ромбовидные авто
Только на первый взгляд ромбовидные автомобили это что-то не очень полезное, надежное и качественное. На самом деле у них много преимуществ. Во всяком случае, по сравнению с машинами на дельтовидных шасси (было бы с кем сравнивать).
6. Пятиколесные автомобили
На самом деле большинство таких машин в XX веке все-таки ездило на четырех колесах. Однако, в момент парковки, а также совершения некоторых других сложных маневров, водителю на помощь могло приходить выдвижное пятое колесо. Идея была неплохой, однако реализация механизма пятого колеса оказалась слишком дорогой и ненадежной.
7. Шестиколесные автомобили
В данном случае речь идет вовсе не про грузовики или автобусы на трех осях. Речь идет про автомобили, у которых сдвоенная пара находится в передней части. Теоретически, такая схема значительно обыгрывает все существующие на данный момент. Проблема в том, что адекватно реализовать подобную машину, так ни у кого и не вышло.
Интересуешься автомобильной тематикой? Хочешь быть в кусе всего? Тогда считай про еще 7 полезных функций для автомобиля, которые не будут лишними в арсенале каждого водителя , который стремится сделать свою машину лучше.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Hyundai Ioniq 5: крупный электрический кросс-хэтчбек с полным либо задним приводом
Компания Hyundai представила свой первый электромобиль на модульной платформе E-GMP. Кросс-хэтчбек Ioniq 5 не поражает техническими характеристиками, зато дизайн получился очень интересным, в духе концепта Hyundai 45 полуторагодичный давности.
Осенью 2019 года Hyundai показала на Франкфуртском автосалоне программный концепт 45, в котором тесно сплелись прошлое и будущее компании. Дизайн этой машины вызвал массу восторженных отзывов, вот только мало кто верил, что Hyundai осмелится запустить нечто подобное в серию. Но, как видим, серийный Ioniq 5 во многих деталях действительно цитирует концепт — разве что пропорции стали чуть менее атлетичными, причём во многом из-за уменьшения размера колёс. Зато сохранён ажурный дизайн колёсных дисков, узкая светодиодная «оптика» в стиле ретро, зигзаги на боковинах и многое другое.
Hyundai позиционирует Ioniq 5 как кроссовер, хотя снаружи он кажется обычным хэтчбеком, вроде VW ID.3. На самом деле Ioniq 5 заметно крупнее и выше ID.3: корейская машина — полноценный представитель среднеразмерного сегмента, и по габаритам сопоставима с Mercedes-Benz EQC, хотя по цене, вероятно, будет конкурировать именно с VW ID.3 (увы, прайс-лист пока не обнародован) и кроссовером VW ID.4. Колёсная база Ioniq 5 составляет внушительные 3000 мм (больше, чем у EQC), габаритная длина — 4635 мм, ширина — 1890 мм, высота — 1605 мм.
Большая база позволила сделать просторный салон, особенности которого были раскрыты ещё на прошлой неделе. Ощущение простора усиливает панорамная прозрачная крыша и отсутствие центрального тоннеля. Между передними креслами есть тумба-органайзер Universal Island с подлокотником, USB-портами и беспроводной зарядкой для смартфона. Эту тумбу можно двигать по салону в продольном направлении в диапазоне 140 мм, чтобы облегчить посадку/высадку и погрузку крупных вещей. Традиционный задний багажник имеет объём 531 л (со сложенными задними сиденьями — 1591 л), а ещё есть небольшой передний багажник объёмом 57 у заднериводных версий и 24 л у полноприводных.
Передние кресла можно превратить в лежаки с выдвижными подпорками для ног. Под задним диваном имеется розетка для зарядки устройств мощностью до 3,6 кВт, вторая такая же розетка есть снаружи кузова. Эти розетки предназначены для зарядки электровелосипедов, моноколёс, электросамокатов и прочих «средств индивидуальной мобильности». Отделка салона выполнена из экологически чистых материалов, в том числе из переработанных пластиковых бутылок.
Приборная панель компактная и практически полностью сенсорная, хотя над блоком микроклимата есть ряд физических горячих клавиш. За визуальную информацию отвечают два 12-дюймовых экрана и проекционный дисплей дополненной реальности. Двухспицевое рулевое колесо снабжено обогревом. Выбор режимов движения возложен на один из правых подрулевых рычажков. Под передней панелью по центру есть небольшая вещевая ниша с розетками. В виде опции предлагается встроенная в крышу солнечная панель, которая позволит немного подзарядить батарею в светлое время суток.
Наконец, о «железе». Подробно о платформе E-GMP мы рассказывали в декабре. Передняя подвеска — типа MacPherson, задняя — независимая, многорычажная. Батарея интегрирована в пол кузова. Её ёмкость на Ioniq 5 составляет 58 либо 72,6 кВт·ч. Обе батареи сочетаются с задним либо полным приводом.
На заднеприводной версии с батареей на 58 кВт·ч единственный электромотор выдаёт максимальные 125 кВт (170 л.с.) и 350 Нм (разгон до 100 км/ч — за 8,5 с), на полноприводной два электромотора выдают совокупно 173 кВт (235 л.с.) и 605 Нм (разгон до 100 км/ч — за 6,1 с).
Заднериводный Ioniq 5 с батареей на 72,6 кВт·ч выдаёт максимальные 160 кВт (217 л.с.) и 350 Нм (разгон до 100 км/ч — за 7,4 с). Полноприводный — 225 кВт (306 л.с.) и 605 Нм (разгон до 100 км/ч — за 5,2 с).
Запас хода на одной зарядке по WLTP пока указан только для заднеприводной версии с батареей на 72,6 кВт·ч — 470-480 км. То есть это максимум, у других модификаций запас хода меньше. Батарея рассчитана на максимальные 800 В и 350 кВт зарядки: от экспресс-терминала сети Ionity (её совладельцем является Hyundai) «подкромить» батарею от 10 до 80% ёмкости можно всего за 18 минут, а пополнить запас хода на 100 км пробега по WLTP можно всего за 5 минут. Сколько займёт зарядка от обычной бытовой розетки, не сообщается.
Пятиколесный автомобиль изобрели ещё в 1932 году. Догадались, зачем нужно было пятое колесо?
Если вы не знали, то в мире существуют те только трех- и шестиколесные автомобили, но и пятиколесные. Пятое колесо располагалось в багажнике или за ним и нужно было для. удобной парковки.
Эту штуку изобрел инженер Уолкер Брукс ещё в 1932 году. Патент на него он получил в конце того же года, но проблема была в том, что никто из автопроизводителей не хотел делать в своём автомобиле что-то подобное. Но давайте отмотаем и пленку и посмотрим, что же все-таки из этого вышло.
В СССР в пятидесятых годах прошлого века были только грузовики и несколько легковушек для чиновников, а Америка уже в те годы начала потихоньку задыхаться от количества автомобилей. Особенно на дорогах Калифорнии.
Парктроников, камер заднего вида, систем кругового обзора и уж тем более автопарковщиков, как сейчас, не было, а машины в то время были крупными (японские малолитражки в США тогда ещё не доехали). Короче говоря парковка на заставленной машинами улице могла выставить водителя полным идиотом.
И вот тут как раз пригодилась разработка двадцатилетней давности. В 1953 году появился первый в мире автомобиль с пятым колесом для парковки — Packard Cavalier, его даже метко назвали парк-каром.
Суть устройства заключалась в том, что при помощи гидравлики и шестеренок пятое колесо позади автомобиля опускалось на землю и, как домкрат, отрывало задние колеса от земли. Потом колесо вращалось при помощи цепной передачи от задней полуоси и машина легко могла задвинуть (или выдвинуть) зад в тротуару при параллельной парковке. К тому же колесо позволяло развернуться практически на пяточке и, подъехав к гаражу передом, заехать в него задом.
Кто сказал, что у машины должно быть 4 колеса? Примеры трех-, пяти- и шестиколесных автомобилей
Не такая уж длинная история автомобилестроения знает массу примеров, когда колес в машине было не четыре.
3 колеса
Были трехколёсные автомобили. Их, кстати, делают до сих пор. Но чаще всего это какие-то шоу кары. А вот самый известный серийный трехколесник — Reliant Robin .
Несмотря на то, что три точки опоры — это минимальное достаточное число опор для того, чтобы предмет был устойчивым, устойчивость у него не самая лучшая. Пример — все тот же Reliant Robin, над которым не уставали глумиться старые ведущие Top Gear [Кларксон, Хаммонд и Мэй]. Машина переворачивается в поворотах, норовит перевернуться на лежачих полицейских и кочках, не говоря уже про экстренные ситуации.
Кстати, первые самобеглые коляски [Карла Бенца и не только] были как раз трехколесными. И у них устойчивостью было все в порядке, потому что скорости были низкие, а сами колёса очень большие.
5 колёс
Пятиколесные автомобили , как это ни странно, тоже были в истории. Несмотря на то, что машине пятое колесо нужно, как собаке пятая нога, его использовали для облегчения парковки. Изобретателем «пятого колеса» является Брукс Уолкер. Он запатентовал свое изобретение ещё в 1932 году, но впервые применено оно было лишь спустя 21 год на Packard Cavalier 1953 года.
Колесо пряталось в багажнике или крепилось перед задним бампером. Оно было выдвижное и опускалось только при парковке (отрывая от земли задние колеса), чтобы проще было вместить зад машины в тесное парковочное место. Или наоборот выехать с парковки. Ещё оно позволяло развернуться ня пяточке или очень элегантно вписаться в гараж. Ниже видеодемонстрация изобретения [взято с канала Vintage Everyday ].
6 колёс и больше
Шестиколесные машины — это излишнее усложнение конструкции. Машина не становится устойчивее и у неё не улучшается управляемость, зато дополнительные колёсные арки отнимают место в салоне. Для массовых автомобилей никакой пользы.
Однако шестиколесные машины имеют лучшую проходимость [особенно если все колеса ведущие]. Во-первых, масса автомобиля распределяется не на 4, а на шесть колёс, давление на грунт меньше, а значит машина меньше проваливается на рыхлых покрытиях. Во-вторых, улучшается геометрическая проходимость (уменьшается угол рампы или свесы).
А ещё у шестиколесных [восьми-, десятиколесных и так далее] машин больше грузоподъемность. И то и другое важно например, в военной технике.