Блокировки: какие они бывают, чем хороши и чем чреваты
На заре автомобилестроения инженеры поняли, что сплошная ось для пары колес вредна. Автомобиль по прямой ездит не то чтобы редко, а прямо-таки никогда. Поэтому каждая покрышка проходит свой путь. Быстрый износ шин и нежелание автомобиля поворачивать заставили искать решение. Придумали. Ось разделили надвое, на полуоси, а между ними поставили дифференциал. Теперь на прямой колеса стали крутиться одинаково, а в поворотах – с разной скоростью. Но покрытие не всегда равномерное. Скажем, под одним колесом камень, а под другим рыхлый песок. Соответственно, одному колесу крутиться легче. Вот его-то дифференциал и крутит. А то, которому труднее, не хочет. Появился эффект буксования одним колесом. И даже привод на все четыре колеса проблему не исключил – буксуют по одному колесу спереди и сзади. Теперь встала задача пробуксовку исключить. Для этого и придумали блокировки.
ЧТОБЫ КОЛЕСА НЕ СКОЛЬЗИЛИ
Если рассматривать полноприводной автомобиль, то ему надо три дифференциала: один распределяет крутящий момент между осями (межосевой) и два – между колесами на одной оси (межколесный). А у настоящего внедорожника, с колесной формулой 4х4, все они должны быть блокируемыми.
Большинство современных внедорожников оснащается противобуксовочными системами, которые уменьшают эффект пробуксовки одного из колес. Действуют они по тому же принципу, что и ABS, только наоборот. На каждом из колес установлен датчик, показывающий скорость его вращения. Компьютер считывает показания этих датчиков, и если одно из колес начинает вращаться слишком быстро – то есть наступает пробуксовка, дает команду тормозной системе притормозить это колесо. Некоторые системы еще при этом уменьшают подачу смеси в цилиндры двигателя – придушивают мотор. В большинстве случаев работы этих противобуксовочных систем вполне достаточно, чтобы исключить сильное проскальзывание колес. Иногда они работают настолько эффективно, что диву даешься. Конечно, при частой внедорожной эксплуатации такие системы заметно повышают износ тормозных колодок и дисков, но это, как вы поймете из статьи, вовсе не самое большое из зол. Если же автомобиль не оснащен противобуксовочной системой или ее действия владельцу кажутся недостаточными, можно дополнительно оснастить машину блокировками дифференциалов и добиться гораздо большего эффекта.
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Но блокировка блокировке рознь. Одни полностью выключают дифференциал, другие – только частично. Соответственно, в первом случае, если хотя бы одно колесо находится на твердом грунте, машина будет двигаться. Во втором это будет происходить, пока разница в сцеплении колес с поверхностью не превысит какого-то предела. Следовательно, блокировки можно разделить на полные и частичные. Причем полные блокировки могут включаться как вручную, так и автоматически, а вот частичные работают только самостоятельно. Большинство можно установить вместо обычного дифференциала или заменить один тип блокировки другим. А поскольку у каждого типа есть свои преимущества и недостатки, то в подобной переделке есть смысл.
ЗАМКНУТЬ ПО ПОЛНОЙ
Полная блокировка не допускает разницы в скорости вращения полуосей и, соответственно, колес. На бездорожье, там, где может возникнуть пробуксовка, это полезно: вероятность, что автомобиль перестанет двигаться, потеряв сцепление с поверхностью, уменьшается. А вот на твердых покрытиях полная блокировка полуосей приведет к повышенному износу не только покрышек, но и (на больших скоростях) элементов трансмиссии. А самое главное, машина с заблокированным дифференциалом не хочет поворачивать. Поэтому «замок» должен срабатывать только при необходимости. Добиться этого можно, например, установив ручной привод на включение-выключение. Такая блокировка называется принудительной, управляется водителем с помощью рычага или кнопки и требует постоянного контроля за своим состоянием. Периодически владельцы авто с таким типом блокировки забывают вовремя ее отключать, что порой приводит к серьезным последствиям. Кроме того, следует иметь в виду, что нагрузки на полностью заблокированную трансмиссию возрастают очень сильно. Ведь при спокойном движении усилие от двигателя распределяется примерно поровну на два или даже четыре колеса. А если только одно колесо имеет сцепление с поверхностью? Тогда нагрузка на одну полуось возрастает аж в четыре раза. К такому напряжению деталь может быть не готова. Например, на «Ниву» можно поставить полный комплект таких блокировок. Они есть. Но при первом же серьезном испытании, когда вся нагрузка придется на одну полуось, она может попросту не выдержать. Не рассчитана она на это. И увлекательное приключение превратится в путешествие на эвакуаторе. Можно, конечно, заменить полуоси на усиленные, но тогда могут не выдержать детали привода. И так далее. Простое улучшение превратится в полную переделку авто. Поэтому, прежде чем ставить полные блокировки, прикиньте, стоит ли овчинка выделки.
Нужен ли самоблок для переднего привода?
Время на чтение: 4 минуты
Самоблокирующийся дифференциал, смонтированный на передний привод, сулит большие преимущества: в некоторых ситуациях более эффективно распределяется крутящий момент. Результат — хороший разгон, отменная тяга, управляемость что надо. Так ли это?
Червячный самоблокирующийся дифференциал оригинальной конструкции фирмы «Вал-Рейсинг» установили на «Калину» — автомобиль с типичной для большинства нынешних машин переднеприводной компоновкой и соответствующими повадками. Мы накрутили больше тысячи километров по дорогам с разным покрытием, попробовали блокировку в разнообразных ситуациях, посмотрели, как ведет себя машина на скользких зимних дорогах и сухом асфальте.
ПО МОРОЗЦУ
Ненадолго перенесемся из лета в зиму, чтобы оценить поведение автомобиля при отрицательных температурах. Пока в памяти свежи впечатления о характере автомобиля в заводском исполнении, присмотримся, что изменилось после установки самоблокирующегося дифференциала.
«Калина» заметно легче стартует (главное — не срывать ведущие колеса резко), быстрее разгоняется, причем как на «миксте», так и в ситуации, когда под всеми колесами снег или лед. В целом машина стала более собранной, охотнее следует за штурвалом, четче прописывает повороты. Понятнее и рулевое управление — возросло стабилизирующее усилие. Хотя, немного перебрав со скоростью, замечаешь: занос стал резче, чем в варианте со свободным дифференциалом.
При интенсивном разгоне и — в меньшей степени — при установившемся движении «Калина» чувствительнее реагирует на неравномерность дорожного покрытия: становится нервной, ее тянет в сторону более рыхлого покрытия, больше приходится работать рулем. Динамический коридор около метра-полутора требует от водителя большей концентрации и точности действий. В долгой дороге начинаешь с теплотой вспоминать более комфортный заводской вариант.
В экстремальных ситуациях вазовский малыш становится еще более непослушным и хуже прогнозируемым. Первые круги на закрытой трассе удается ехать быстрее, успевая компенсировать возникающие стихийные скольжения то передней осью, то задней — очень резкий занос, а иногда, наоборот, довольно продолжительный снос. Приходится интенсивнее, чем на «Калине» со свободным дифференциалом, работать рулем и газом. Однако, несмотря на то что ошибок больше и траектории далеки от оптимальных, время на круге лучше.
Покрытие раскатывается, сцепление колес с дорогой падает — и ухудшается не только время, но и поведение машины. От нее очень трудно добиться контролируемого бокового скольжения, причем проявляется оно как свойственное скорее не передне-, а полноприводному автомобилю. На сброс газа и доворот руля «Калина» отвечает сносами, которые не заканчиваются, пока не нащупаешь газом момент, когда снос резко сменяется заносом. Часто автомобиль едет, куда хочет он, а не сидящий за рулем. Более однозначного поведения удастся добиться, если применить излюбленный раллийный прием — торможение левой ногой.
Но это все-таки не боевой автомобиль, а семейный универсал. Поэтому уделим внимание и менее динамичным и азартным, но более востребованным в повседневной жизни моментам. Например, дает ли преимущество блокировка при троганье в горку? Двенадцатипроцентный подъем (под колесами — укатанный снег) покорился автомобилю и в том, и в другом исполнениях. При этом на машине со свободным дифференциалом приходилось трогаться очень осторожно, по крупицам отмеряя тягу. Вполне естественно, что более крутой, 16-процентный уклон «Калина» преодолела, только вооружившись самоблокирующимся дифференциалом.
ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Под колесами сухой асфальт, температура плюс 15ºС. В общем, и в этих условиях разница между двумя вариантами заметна. Привычные запаздывания «Калины» на действия рулем сохранились, но управление в версии с блокировкой дифференциала стало острее и точнее. При этом вылез и знакомый по зимним испытаниям недостаток: машина потеряла в комфорте — более нервно реагирует на колеи, чувствительные срывы при проезде луж требуют от водителя большей собранности.
На стабильном покрытии сцепные возможности шин почти уравнялись с тяговыми возможностями 89-сильного мотора. Стоит агрессивнее надавить на акселератор, и «Калина» азартно начинает ввинчиваться внутрь виража. Сбросил газ — тут же распрямляет траекторию. В общем-то, интересно и даже быстро, несмотря на несколько нестандартные приемы управления переднеприводной машиной. Вот только…
Контролировать ее посуху действительно проще. Правда, пока едешь быстро, но не экстремально. Стоит появиться размашистым скольжениям, управление усложняется. Ведь при сносе водитель рефлекторно сбрасывает газ, тем самым провоцируя еще больший снос передней оси. Приходится все время нащупывать оптимальную скорость или опять-таки прибегать к раллийным приемам.
Субъективные ощущения дополним испытанными на легком бездорожье. Участок подобрали идеальный: по мере продвижения вперед покрытие под колесами ухудшается. Вот проехали место, где недавно застряла машина со свободным дифференциалом. Правда, с блокировкой она продвинулась лишь немного дальше. Зубастые покрышки и тем более цепи противоскольжения дали бы отнюдь не меньшую уверенность.
УСТАНОВИМ ИЛИ НЕТ?
Нужен ли самоблокирующийся дифференциал на переднеприводном автомобиле — вопрос спорный. Тем, кто сознательно, а главное, грамотно настраивает свою машину, чтобы получить острые ездовые впечатления, эта доработка пойдет на пользу. Причем мы рассмотрели только один из вариантов самоблокирующегося дифференциала. Не исключено, кому-то больше понравится узел иной конструкции и с другими настройками. Экспериментируйте на здоровье, только помните: водительские навыки также должны быть на соответствующем уровне, ведь исправлять ошибки пилотажа на машине с самоблокирующимся дифференциалом намного сложнее.
А водителям без особенных ездовых фантазий такая модернизация, пожалуй, ни к чему. Полностью использовать специфические преимущества в управляемости он вряд ли сможет, зато в комфорте однозначно потеряет. Самоблокирующийся дифференциал даст небольшое преимущество на бездорожье, но не превратит легковой автомобиль во вседорожник. При этом за узел и установку придется выложить несколько десятков тысяч рублей. Так стоит ли? Пожалуй, нет. Однако убедиться на собственном опыте, правы ли мы, вам никто не запрещает.
БЛОКИРУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!
Тольяттинская фирма «Вал-Рейсинг» выпускает винтовые и кулачковые дифференциалы повышенного трения с муфтами предварительного натяга, которые обеспечивают плавное и быстрое срабатывание блокировки и демпфируют нагрузки на трансмиссию. Кроме того, муфта позволяет варьировать коэффициент блокировки. Для легковых автомобилей, ездящих в основном по асфальту, подойдет дифференциал с натягом 4,5–6 кг/м (он указан на упаковке), а для вседорожников лучше использовать узлы с большими показателями. На тестовой «Калине» установили дифференциал с натягом 3,5–5,0 кг/м. Для справки: стоимость узла — около 10 тыс. рублей, еще примерно во столько же обойдется его монтаж.
передний привод с блокировкой..
передний привод с блокировкой.. 14 февраля 2012 в 16:17 Ветвями | |
Собственно, интересует у каких моделей/марок авто стоимостью примерно до 21-23к наличествует такая фича и есть ли она вообще на бюджетных авто? В тех. характеристиках ни на этом сайте в маркете, ни на сайтах производителей такая информация отсутствует (или, по крайней мере, я её не находил).
Машина для езды в городе (10% трасса, село). Класс В или, предпочтительнее, С.
Из других критериев — желательно, но не обязательно, новая и автомат. Плюшки интересуют мало.
Какие будут варианты?
Заранее спасибо!
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 16:18 Ветвями | |
alseadoor 14.02.2012 16:17 пишет:
..дифференциала.
Собственно, интересует у каких моделей/марок авто стоимостью примерно до 21-23к наличествует такая фича и есть ли она вообще на бюджетных авто? В тех. характеристиках ни на этом сайте в маркете, ни на сайтах производителей такая информация отсутствует (или, по крайней мере, я её не находил).
Машина для езды в городе (10% трасса, село). Класс В или, предпочтительнее, С.
Из других критериев — желательно, но не обязательно, новая и автомат. Плюшки интересуют мало.
Какие будут варианты?
Заранее спасибо!
автомат + блока на ПП — имхо вообще не бывает.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: MaxiMax] 14 февраля 2012 в 16:26 Ветвями | |
начит хрен с ним. а то привык лентяйничать ))))
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 16:27 Ветвями | |
в 3008 пыже есть такая фича за доп. плату
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: Илья!] 14 февраля 2012 в 16:33 Ветвями | |
Илья! 14.02.2012 16:27 пишет:
в 3008 пыже есть такая фича за доп. плату
Там эмулятор самоблока. Притормаживает буксующее колесо. Работает в принципе не сильно хуже самоблока.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 16:34 Ветвями | |
есть в японском сивике тайп-р, 21-22 за бэу думаю можно найти, но в Японии и с правым рулем
Изменено L33t (16:42 14/02/2012)
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 16:40 Ветвями | |
До речі дивно чому його не використовують виробники.
Це могло би бути дешевшою і ефективнішою заміною паркетників.
Реально я би віддав перевагу такому типу приводу. Ніяких тобі лишніх карданів, півосей, муфт ітд. ну і легковий розхід палива.
Типу екстремальна допомога коли застряг — нажав кнопку «блок» — виїхав, виключив «блок» — поїхав далі.
Фактично мій дрім-кар — це універсал з мотором від 2,0, з кліренсом від 175, заднім приводом + механічним блокуванням задн. диференціала.
А якшо ше втулити 6-ст. коробку з першою а-ля пониженою то взагалі би ціни не було такому автомобілю.
Изменено vvvolf (16:49 14/02/2012)
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: Илья!] 14 февраля 2012 в 16:43 Ветвями | |
Илья! 14.02.2012 16:27 пишет:
в 3008 пыже есть такая фича за доп. плату
Машина нравится + тёплые чувства к пыжам (несмотря на проблемы). Но по деньгам совсем не влезу.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: vvvolf] 14 февраля 2012 в 16:49 Ветвями | |
собсно и я о чём — кошмарно не хватает иногда такой вот штуки. С год назад сел на пузо в лесу под скитом Святой Анны (возле Почаева). Мало того, что вокруг ни души, так ещё и автомат — хрен раскачаешь. И как то так колёса стали, что если бы крутило 2 колеса — выскочил бы 99%.
Благо дело машинка лёгенькая (206) — с трудом, но вытащил.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 16:51 Ветвями | |
alseadoor 14.02.2012 16:49 пишет:
собсно и я о чём — кошмарно не хватает иногда такой вот штуки. С год назад сел на пузо в лесу под скитом Святой Анны (возле Почаева). Мало того, что вокруг ни души, так ещё и автомат — хрен раскачаешь. И как то так колёса стали, что если бы крутило 2 колеса — выскочил бы 99%.
Благо дело машинка лёгенькая (206) — с трудом, но вытащил.
100%
Фактично повний привід мені нафіг не треба.
Але 2 рази за 5 років водіння блок в передньому диференціалі мені би не помішав (по суті в пустякових ситуаціях, заради яких возити лишні кардани і півосі нема сенсу).
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: vvvolf] 14 февраля 2012 в 16:55 Ветвями | |
В ответ на:
До речі дивно чому його не використовують виробники.
потому что когда блока «срабатывает», можно сильно испугаться В машине с мех блокой руль надо держать двумя руками всегда, потому что он иногда норовит убежать в удобном ему направлении. Это все применимо только к ПП, ессно.
Электронные штуки действуют куда приятнее механических, и в современных автомобилях почти так же эффективны при проскальзывании ведущих колес в движении, однако преимуществом даже обычного мех ЛСД является возможность движения автомбиля даже при вывешивании одного из ведущих колес, что сиииильно повышает проходимость. Электронные системы в этом случае не эффективны.
Выводы мои личные, однако основаны на личном сравнении двух аналогичных автомобилей, оснащенных одинаковыми КПП, одинаковой резиной, но на одном (моем) стоит Quaife LSD, а на втором — электронная система имитации блокировки дифференциала. Машина с механикой ведет себе сильно лучше по проходимости, а на треке лично мне приятнее электроника, хотя настоящие про на нее плюются и таки предпочитают механику.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: vvvolf] 14 февраля 2012 в 16:57 Ветвями | |
vvvolf 14.02.2012 16:40 пишет:
Фактично мій дрім-кар — це універсал з мотором від 2,0, з кліренсом від 175, заднім приводом + механічним блокуванням задн. диференціала.
А якшо ше втулити 6-ст. коробку з першою а-ля пониженою то взагалі би ціни не було такому автомобілю.
Это вы про BMW 5-series Touring с пневмоподвеской написали.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 17:03 Ветвями | |
видимо потому что проще добавить датчик антибукса
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: MaxiMax] 14 февраля 2012 в 17:07 Ветвями | |
В ответ на:
До речі дивно чому його не використовують виробники.
потому что когда блока «срабатывает», можно сильно испугаться В машине с мех блокой руль надо держать двумя руками всегда, потому что он иногда норовит убежать в удобном ему направлении. Это все применимо только к ПП, ессно.
Электронные штуки действуют куда приятнее механических, и в современных автомобилях почти так же эффективны при проскальзывании ведущих колес в движении, однако преимуществом даже обычного мех ЛСД является возможность движения автомбиля даже при вывешивании одного из ведущих колес, что сиииильно повышает проходимость. Электронные системы в этом случае не эффективны.
Выводы мои личные, однако основаны на личном сравнении двух аналогичных автомобилей, оснащенных одинаковыми КПП, одинаковой резиной, но на одном (моем) стоит Quaife LSD, а на втором — электронная система имитации блокировки дифференциала. Машина с механикой ведет себе сильно лучше по проходимости, а на треке лично мне приятнее электроника, хотя настоящие про на нее плюются и таки предпочитают механику.
Макс, не всякая механика даст возможность движения при вывешенном колесе. У меня как-то на восьмерке полуось оборвало и дальше уже никто ни куда не ехал.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: RedHead] 14 февраля 2012 в 17:12 Ветвями | |
RedHead 14.02.2012 17:03 пишет:
видимо потому что проще добавить датчик антибукса
Антибукс и блокировка вещи прямопротивоположные по назначению Антибукс тормозит буксующее колесо, а блокировка наоборот дает возможность буксовать одновременно двумя колесами
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: alseadoor] 14 февраля 2012 в 17:24 Ветвями | |
alseadoor 14.02.2012 16:49 пишет:
собсно и я о чём — кошмарно не хватает иногда такой вот штуки. С год назад сел на пузо в лесу под скитом Святой Анны (возле Почаева). Мало того, что вокруг ни души, так ещё и автомат — хрен раскачаешь. И как то так колёса стали, что если бы крутило 2 колеса — выскочил бы 99%.
Благо дело машинка лёгенькая (206) — с трудом, но вытащил.
Кидаешь в машинку — самостоятельно изготовленные ремни-цепи (или просто зимние цепи, но их надо одевать до того как), ручную лебедку, моток парашутной стропы, пару траков и саперную лопатку. В принципе даже четверь этого потенциала, позволяет выехать везде машинке гольф-класса.
На афтомате по бездору лучше не ездить.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: shurken] 14 февраля 2012 в 17:40 Ветвями | |
shurken 14.02.2012 17:24 пишет:
Кидаешь в машинку — самостоятельно изготовленные ремни-цепи (или просто зимние цепи, но их надо одевать до того как), ручную лебедку, моток парашутной стропы, пару траков и саперную лопатку. В принципе даже четверь этого потенциала, позволяет выехать везде машинке гольф-класса.
єто всё хорошо, но согласись нажать кнопочку в салоне маашинки куда менее геморно
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: MaxiMax] 14 февраля 2012 в 17:59 Ветвями | |
В ответ на:
До речі дивно чому його не використовують виробники.
потому что когда блока «срабатывает», можно сильно испугаться В машине с мех блокой руль надо держать двумя руками всегда, потому что он иногда норовит убежать в удобном ему направлении. Это все применимо только к ПП, ессно.
Ну я мав на увазі не автомтичний блок, а ручний. Який би можна було наприклад включати на швидхосятх до 10 км/год. для проїзду болота, снігу, виїзду в слизьку гірку ітд.
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: AlexBolo] 14 февраля 2012 в 18:07 Ветвями | |
Илья! 14.02.2012 16:27 пишет:
в 3008 пыже есть такая фича за доп. плату
Там эмулятор самоблока. Притормаживает буксующее колесо. Работает в принципе не сильно хуже самоблока.
Это то же, что на Ашке, выходит?
The A-Class is a front wheel drive car and features traction control (ASR) as standard, as well as electronic stability control and anti-lock brakes (ABS).
|
Re: передний привод с блокировкой.. [Re: zheka_e30] 14 февраля 2012 в 18:14 Ветвями | |
так ехать надо, а не буксовать. Не знаю как с антибуксами, но там где есть ЕСП — есть выборочное подтормаживаение колодками (а не просто душение двигателя) следовательно можно крутить то одно колесо, где еще есть сцепление. Только вот машины с ЕСП — таки да, за эти деньги уже 4вд можно купить.
|
Страниц в теме: 1 | 2 | 3 | 4 | >> (Все страницы)
—>
|
|