Пожарные автомобили комбинированного тушения.
Пожарный автомобиль комбинированного тушения(АКТ) – пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Технические характеристики пожарных автомобилей
Характеристики | АКТ 5,8/1000-40/40 (53229) | АКТ 5,8/1000-40/40 (53228) | АКТ-1/1000-40/40 (433112), мод. ПМ-610 | АКТ-6/1000-80/20 (53229), мод. ПМ-570 | АКТ-6/1000-60/20 (53229) |
Марка шасси | КамАЗ-53229 | КамАЗ-53228 | ЗИЛ-433112-01 | КамАЗ-53229 | КамАЗ-53229 |
Колёсная формула | 6×4 | 6×6 | 4×2 | 6×4 | 6×4 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | |||||
Вместимость цистерны для воды, м 3 | 5,8 | 5,8 | 1,0 | 6,0 | 6,0 |
Вместимость цистерны для пенообразователя, дм 3 | |||||
Масса вывозимого порошка, кг | |||||
Марка насоса | нет данных | нет данных | НЦПК-40/100-4/400 | FP48/8-2H “ZIEGLER” | НПЦ-60/100 |
Номинальная подача насоса, л/с | 40,0 | 40,0 | 40/4 | ||
Максимальный расход через лафетный ствол, л/с | воды | 40,0 | 40,0 | ||
водного раствора пенообразователя | 30,0 | 30,0 | |||
Рабочее давление в сосуде с порошком, МПа | 0,8 | 0,8 | |||
Номинальное давление в баллонах с газом-вытеснителем, МПа | 15,0 | 15,0 | |||
Максимальный расход порошка, кг/с | через лафетный ствол | 40,0 | 40,0 | ||
через ручной ствол | 4,0 | 4,0 | |||
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, мм | 8400×2500× | 9300×2500× | 7700×2500× | 8800×2500× | 9400×2500× |
Пожарные автомобили газового тушения.
Пожарный автомобиль газового тушения(АГТ) – пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Технические характеристики пожарных автомобилей газового тушения
Характеристики | АГТ-4000 (133Г42) | АГТ-0,25 (3303), мод. ПМ-571 | АГТ-0,6 (3307), мод. ПМ-547 | АГТ-1 (433112), мод. ПМ-526 | АГТ-4000 |
Марка шасси | КамАЗ-53229 | УАЗ-3303 | ГАЗ-3307-1352 | ЗИЛ-433112-01 | ЗИЛ |
Колёсная формула | 6×4 | 4×4 | 4×2 | 4×2 | 6×4 |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | |||||
Газовый огнетушащий состав | азот жидкий | двуокись углерода | двуокись углерода | двуокись углерода | Азот жидкий |
Масса вывозимого азота, кг | |||||
Количество баллонов, шт. | |||||
Время непрерывной подачи азота, с | |||||
Расход азота, кг/с | ручной ствол | 2,0 | |||
лафетный ствол | 15,0 | ||||
Длина струи огнетушащего вещества, м | ручной ствол | 10,0 | |||
лафетный ствол | 30,0 | ||||
Длина рукава, м | 50; 50 | 25; 25 | 25; 25; 25; 25 | 20; 20; 40; 40 | 50; 50 |
Полная масса, кг | |||||
Габаритные размеры, мм | 8750×2500×3400 | 4500×2050×2400 | 8200×2200× | 7750×2500× | 9250×2500×3320 |
Пожарные автомобили газоводяного тушения.
Пожарный автомобиль газоводяного тушения(АГВТ) – пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Технические характеристики пожарных автомобилей газоводяного тушения
Характеристики | АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586 | АГВТ-100 (131) мод. 141 |
Марка шасси | КамАЗ-43114-1031-02 | ЗИЛ-131 |
Колёсная формула | 6×6 | 6×6 |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | ||
Марка турбореактивного двигателя | ВК-1 | ВК-1А |
Производительность по газоводяной смеси, кг/с | ||
Расход воды на работу установки, л/с | ||
Вместимость цистерны для топлива, л | ||
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град | влево | |
вправо | ||
Угол поворота ТРД в вертикальной плоскости, град | вверх | |
вниз | ||
Полная масса, кг | ||
Габаритные размеры, мм | 8200×2500×3500 |
Предельный расход струи горючей жидкости и газа, который тушится одним автомобилем АГВТ
Вид струйного факела | Предельный расход горючей жидкости и газа, кг/с, который тушится одним |
АГВТ-100 | АГВТ-150 |
Компактная струя газа и жидкого нефтепродукта | |
Распыленная струя газа и жидкого нефтепродукта, а также компактная и распыленная струя сжиженного газа |
Пожарные автонасосные станции.
Пожарная автонасосная станция(ПНС) – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Технические характеристики пожарных автонасосных станций
Характеристики | ПНС-110 (433442), мод. ПМ-562 | ПНС-100 (43114), мод. 1 | ПНС-100 (43114), мод. 50ВР | ПНС-110 (5557) |
Марка шасси | ЗИЛ-433442 | КамАЗ-43114 | КамАЗ-43114 | УРАЛ-5557 |
Колёсная формула | 6×6 | 6×6 | 6×6 | 6×6 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | ||||
Марка насоса | ПН-110 | НЦПН-100/100 | НЦПН-100/100 | ПН-110 |
Номинальная подача насоса, л/с | ||||
Полная масса, кг | ||||
Габаритные размеры, мм | 7000×2500×2930 | 8000×2500×3700 | 7700×2500×3200 | 7700×2500×3200 |
Пожарные пеноподъёмники.
Пожарный пеноподъемник(ППП) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
Технические характеристики пожарных пеноподъемников
Характеристики | ППП-21 (43118), мод. 5852 | ППП-32 (53228), мод. 585220 | ППП 32-70 (53228), мод. 01 ТМ ТУ | ППП 33-80 (6540), мод. 01 УФ ТУ |
Марка шасси | КамАЗ-43118 (УРАЛ-4320-1922-30) | КамАЗ-53228 (КамАЗ-53229, КамАЗ-6560) | КамАЗ-53228 | КамАЗ-6540 |
Колёсная формула | 6×6 | 6×6 | 6×6 | 8×4 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | ||||
Количество генераторов пены, шт. | ||||
Марка генераторов пены | ГПС-2000М | ГПС-2000М | ГПС-2000М | ГПС-2000М |
Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3 | 2,0 (по требованию заказчика) | 2,0 (по требованию заказчика) | 2,0 | 5,0 |
Подача насоса, л/с | ||||
Максимальная рабочая высота, м | 21,0 (3 колена) | 32,0 (4 колена) | 32,0 | |
Максимальный рабочий вылет, м | 19,3 | 27,9 | 27,9 | 34,7 |
Угол поворота стрелы, град. | в вертикальной плоскости | |||
в горизонтальной плоскости | ||||
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. | в вертикальной плоскости | |||
в горизонтальной плоскости | ||||
Полная масса, кг | ||||
Габаритные размеры, мм | 10000×2500×3800 | 10240×2500×3800 | 10240×2500×3800 | 11400×2500×3925 |
Пожарные аэродромные автомобили.
Пожарный аэродромный автомобиль(АА) – пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
Технические характеристики пожарных аэродромных автомобилей
Пожарные автомобили комбинированного тушения
Автомобили комбинированного тушения (АКТ) предназначены для тушения пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, авиационных и других видах транспорта, находящихся на стоянках, а также и в населенных пунктах.
Сущность комбинированного способа тушения пожаров заключается в последовательной или одновременной подаче на очаг горения двух и более огнетушащих веществ. Наибольшее распространение получили пожарные автомобили комбинированного тушения, подающие на очаг горения ОПС и воздушно-механическую пену. ОПС ликвидирует пламенное горение, а воздушно-механическая пена препятствует повторному воспламенению и дотушивает локальные участки горения. Достоинство такого способа заключается в надежности тушения и эффективном использовании огнетушащих веществ.
При комбинированном способе тушения необходимо применять такие ОПС и пенообразователи, которые обеспечивают оптимальную стойкость пены при ее взаимодействии с порошком.
Классификация АКТ зависит от ряда признаков. На компоновку влияет тип установки (порошковая, пенная или водопенная), а также конструкция базового шасси. Как правило, такие автомобили монтируют на шасси повышенной проходимости. Выбор шасси определяется, прежде всего, его назначением, при защите того или иного объекта. В связи с этим запас огнетушащих веществ может колебаться в широких пределах, а их общая масса может быть от 1 до 10 т. Таким образом, для компоновки пожарных АКТ используются шасси с различной грузоподъемностью.
На легких АКТ применяют порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из сосуда к пенным стволам или генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, который хранится в баллонах под высоким давлением. На средних АКТ применяют порошковые установки в комбинации, как правило, с водопенными насосного типа.
Рис. 9.34. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 1/1(4320):
1 – шасси; 2 – сдвоенный лафетный ствол; 3 – сосуд для хранения порошка; 4 – сосуд для хранения раствора пенообразователя; 5 – расположение баллонов-ресиверов
Примером АКТ легкого типа является АКТ 1/1(4320) (рис. 9.34), который смонтирован на шасси Урал-4320 и представляет собой пенную и порошковую установки. Пожарный автомобиль имеет одинарную кабину, поэтому боевой расчет, включая водителя, составляет 3 человека. Пенный и порошковый сосуды расположены на специальной платформе. Платформа оборудована боковыми бортами. В передней части платформы предусмотрен отсек для размещения пожарного оборудования и воздушных баллонов, над которыми расположена рабочая площадка ствольщика.
Порошок и раствор пенообразователя подаются к стволам пневматическим способом с помощью сжатого воздуха, который хранится в шести 50-литровых баллонах под давлением 15 МПа. Прикрытием запорных вентилей баллонов воздух через редуктор давления, отрегулированный на давление 1 МПа, по трубопроводам поступает в рабочие сосуды огнетушащей установки и вытесняет огнетушащие вещества. При открытии соответствующего крана на порошковой и пенной коммуникациях подается пена или порошок через лафетные и ручные стволы на очаг пожара.
Управление кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через лафетные стволы дистанционное электропневматическое и осуществляется ствольщиком с пульта управления, расположенного у лафетного ствола. Кнопки управления кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через ручной сдвоенный ствол сосредоточены на основном пульте управления, расположенном на левом борту кузова за отсеком для размещения оборудования.
Рабочая зона лафетного ствола равна: вправо и влево на 150 о в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости: вверх – 60 о , вниз – 15 о . Кроме отсека пожарное оборудование размещается на платформе.
Сосуды для хранения огнетушащих веществ выполнены из стали и состоят из цилиндрической обечайки и эллиптических днищ. В корпус сосуда встроена сифонная труба, предназначенная для выдачи огнетушащих веществ. В нижнее днище приварен патрубок со съемной крышкой для удаления остатков огнетушащего вещества из сосуда. К верхнему днищу приварена заправочная горловина, которая закрывается крышкой со встроенным предохранительным клапаном. По принципу работы порошковая установка относится к второму типу. При наборе рабочего давления и псевдоожижении порошка сжатый газ подается через форсунки. После набора давления в начале выдачи порошка срабатывает специальное устройство, которое переключает дальнейшую подачу сжатого газа в верхнюю часть сосуда.
В сосуды загружается 900 кг порошка и 1000 л раствора пенообразователя. Основания ножек сосуда крепятся к раме кузова на эластичных прокладках при помощи болтов и гаек. Баллоны со сжатым воздухом закрепляются в специальных ложементах с помощью поясов.
Лафетный ствол сдвоенный предназначен для подачи порошка и воздушно-механической пены на очаг пожара как при движении, так и при стоянке автомобиля. Управление лафетным стволом осуществляется вручную при помощи рукоятки. Огнетушащие вещества к стволу подаются по двум каналам, к нижней части которых подсоединены два патрубка для прикрепления рукавов от пенного и порошкового сосудов.
Заправка сосуда порошком производится вручную через загрузочную горловину с помощью воронки. Аналогично заправке сосуда порошком осуществляется и заправка сосуда раствором пенообразователя.
Так как отсутствует обогрев сосуда для хранения раствора пенообразователя, автомобиль не может находиться в зимнее время на открытом воздухе более 10 – 15 мин.
Конструкция кузова позволяет производить его перестановку на любое другое шасси соответствующей грузоподъемности без переоборудования установок. Возможно три варианта производства пожарного автомобиля такой конструкции в качестве АКТ, а также в качестве АП и АПТ. При использовании по варианту АПТ или АП изменяется лишь лафетный и ручной стволы. Запас огнетушащего вещества по варианту АПТ составляет 2 т раствора пенообразователя, а по варианту АП – 2 т ОПС.
Примером АКТ среднего типа является АКТ 6/1000-80/20(53229)
(рис. 9.35), смонтированный на шасси КамАЗ – 53229.
|
|
|
|
|
|
Рис. 9.35. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 6/1000-80/20(53229):
1 – шасси; 2 – дополнительная кабина для боевого расчета; 3 – порошковая установка;
4 – порошковый лафетный ствол; 5 – водопенный лафетный ствол;
6 – водопенная установка
Пожарный автомобиль АКТ может подавать на очаг пожара огнетушащий порошок, воздушно-механическую пену и воду. Достоинством его компоновки является наличие дополнительной кабины для боевого расчета, который может состоять из 7 человек, включая водителя. Такое количество боевого расчета может обеспечить максимальное боевое использование возможностей пожарного автомобиля.
За кабиной боевого расчета монтируется порошковая установка. Основным ее элементом является сосуд для хранения порошка, в который загружается 1000 кг ОПС. Рабочее давление равняется 1,2 МПа. Сосуд выполнен из стали и состоит из цилиндрической обечайки и двух эллиптических днищ. В крышку сосуда встроен сифонный трубопровод для выдачи огнетушащего порошка. На ней также монтируется предохранительный клапан и штуцер для загрузки сосуда порошком.
В нижнюю часть сосуда вмонтированы форсунки, через которые сжатый воздух подается в сосуд для псевдоожижения порошка и транспортирования его к лафетному стволу и по рукавам к ручным стволам. Сосуд крепится болтами к раме баков для хранения пенообразователя.
В качестве транспортирующего газа в порошковой установке используют воздух, который хранится в баллонах, соединенных общим коллектором высокого давления. Давление в баллонах составляет 15 МПа.
Порошок на очаг пожара подается с помощью лафетного ствола и двух ручных стволов. Лафетный ствол установлен на крыше пожарного автомобиля и обеспечивает подачу порошка с расходом 20 кг/с. Управление стволом осуществляется с помощью рукоятки. Для управления выдачей порошка к лафетному стволу установлен шаровой кран.
Оба ручных ствола находятся в нижних отсеках кузова автомобиля и расположены симметрично справа и слева относительно сосуда. Рядом со стволами находятся барабаны с катушкой. Длина рукава на одной катушке составляет 20 м с внутренним диаметром 20 мм и на другой катушке – 10 м с внутренним диаметром 32 мм. Расход порошка из ручных стволов изменяется в пределах от 3 до 5 кг/с.
Пневматический щит управления порошковой установкой расположен по левому борту ПА и представляет собой панель, на которой смонтированы манометры, краны, редуктор и штуцер для зарядки баллонов высокого давления воздухом. С его помощью осуществляется подача сжатого воздуха в сосуд для хранения порошка, контроль рабочего давления воздуха в баллонах и сосуде, зарядка баллонов сжатым воздухом, дренаж воздуха из сосуда и баллонов, а также продувка рукавных линий и лафетного ствола после окончания подачи порошка.
Вокруг сосуда для хранения порошка на специальной раме смонтированы две цистерны для хранения пенообразователя. Рама крепится к шасси автомобиля. Сосуды выполнены из нержавеющей стали общей вместимостью не менее 2000 л.
За сосудом с порошком расположена цистерна для воды, изготовленная из стали.
В верхней части цистерны имеется отверстие с горловиной, закрываемой крышкой с резиновым уплотнением.
Насосная установка размещена в задней части кузова и состоит из пожарного центробежного насоса «Циглер» с автоматической вакуумной системой, системы трубопроводов и запорной арматуры.
Подача насоса составляет 90 л/с при напоре 100 м.
Для подачи на очаг пожара воды или воздушно-механической пены используется комбинированный лафетный ствол. Расход через ствол составляет 60 л/с воды или раствора пенообразователя.
Пенный ствол, как и порошковый, вращается в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной на -15 о и +75 о .
Для подачи воды могут использоваться ручные стволы с рукавными линиями и ручной перекрывной ствол с рукавом на рукавной катушке. Для подачи воздушно-механической пены низкой кратности используются стволы СВП – 4 с расходом по пене 4 м 3 /мин.
Воздушно-механическая пена средней кратности может подаваться на очаг пожара по двум рукавным линиям и генераторам ГПС–600.
Боевое использование пожарных автомобилей АП, АПТ и АКТ зависит от соответствующей организации их технического обслуживания после пожара. Это требование можно обеспечить при создании в гарнизонах специальных инженерных комплексов, на которых должны выполняться следующие операции:
1) механизированная приемка и хранение огнетушащих веществ: пенообразователей, огнетушащих порошков;
2) механизированная загрузка АП и АКТ порошком;
3) механизированная заправка АКТ и АПТ пенообразователем или его раствором.
В целях сокращения времени обслуживания ПА после пожара операции должны совмещаться.