Автомобиль комбинированного тушения схема

Пожарные автомобили комбинированного тушения.

Пожарный автомобиль комбинированного тушения(АКТ) – пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

Технические характеристики пожарных автомобилей

Характеристики АКТ 5,8/1000-40/40 (53229) АКТ 5,8/1000-40/40 (53228) АКТ-1/1000-40/40 (433112), мод. ПМ-610 АКТ-6/1000-80/20 (53229), мод. ПМ-570 АКТ-6/1000-60/20 (53229)
Марка шасси КамАЗ-53229 КамАЗ-53228 ЗИЛ-433112-01 КамАЗ-53229 КамАЗ-53229
Колёсная формула 6×4 6×6 4×2 6×4 6×4
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Вместимость цистерны для воды, м 3 5,8 5,8 1,0 6,0 6,0
Вместимость цистерны для пенообразователя, дм 3
Масса вывозимого порошка, кг
Марка насоса нет данных нет данных НЦПК-40/100-4/400 FP48/8-2H “ZIEGLER” НПЦ-60/100
Номинальная подача насоса, л/с 40,0 40,0 40/4
Максимальный расход через лафетный ствол, л/с воды 40,0 40,0
водного раствора пенообразователя 30,0 30,0
Рабочее давление в сосуде с порошком, МПа 0,8 0,8
Номинальное давление в баллонах с газом-вытеснителем, МПа 15,0 15,0
Максимальный расход порошка, кг/с через лафетный ствол 40,0 40,0
через ручной ствол 4,0 4,0
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 8400×2500× 9300×2500× 7700×2500× 8800×2500× 9400×2500×

Пожарные автомобили газового тушения.

Пожарный автомобиль газового тушения(АГТ) – пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

Технические характеристики пожарных автомобилей газового тушения

Характеристики АГТ-4000 (133Г42) АГТ-0,25 (3303), мод. ПМ-571 АГТ-0,6 (3307), мод. ПМ-547 АГТ-1 (433112), мод. ПМ-526 АГТ-4000
Марка шасси КамАЗ-53229 УАЗ-3303 ГАЗ-3307-1352 ЗИЛ-433112-01 ЗИЛ
Колёсная формула 6×4 4×4 4×2 4×2 6×4
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт.
Газовый огнетушащий состав азот жидкий двуокись углерода двуокись углерода двуокись углерода Азот жидкий
Масса вывозимого азота, кг
Количество баллонов, шт.
Время непрерывной подачи азота, с
Расход азота, кг/с ручной ствол 2,0
лафетный ствол 15,0
Длина струи огнетушащего вещества, м ручной ствол 10,0
лафетный ствол 30,0
Длина рукава, м 50; 50 25; 25 25; 25; 25; 25 20; 20; 40; 40 50; 50
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 8750×2500×3400 4500×2050×2400 8200×2200× 7750×2500× 9250×2500×3320

Пожарные автомобили газоводяного тушения.

Пожарный автомобиль газоводяного тушения(АГВТ) – пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

Технические характеристики пожарных автомобилей газоводяного тушения

Характеристики АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586 АГВТ-100 (131) мод. 141
Марка шасси КамАЗ-43114-1031-02 ЗИЛ-131
Колёсная формула 6×6 6×6
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт.
Марка турбореактивного двигателя ВК-1 ВК-1А
Производительность по газоводяной смеси, кг/с
Расход воды на работу установки, л/с
Вместимость цистерны для топлива, л
Угол поворота ТРД в горизонтальной плоскости, град влево
вправо
Угол поворота ТРД в вертикальной плоскости, град вверх
вниз
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 8200×2500×3500

Предельный расход струи горючей жидкости и газа, который тушится одним автомобилем АГВТ

Вид струйного факела Предельный расход горючей жидкости и газа, кг/с, который тушится одним
АГВТ-100 АГВТ-150
Компактная струя газа и жидкого нефтепродукта
Распыленная струя газа и жидкого нефтепродукта, а также компактная и распыленная струя сжиженного газа

Пожарные автонасосные станции.

Пожарная автонасосная станция(ПНС) – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

Читайте также:  Чем разрезать шину грузового автомобиля

Технические характеристики пожарных автонасосных станций

Характеристики ПНС-110 (433442), мод. ПМ-562 ПНС-100 (43114), мод. 1 ПНС-100 (43114), мод. 50ВР ПНС-110 (5557)
Марка шасси ЗИЛ-433442 КамАЗ-43114 КамАЗ-43114 УРАЛ-5557
Колёсная формула 6×6 6×6 6×6 6×6
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Марка насоса ПН-110 НЦПН-100/100 НЦПН-100/100 ПН-110
Номинальная подача насоса, л/с
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 7000×2500×2930 8000×2500×3700 7700×2500×3200 7700×2500×3200

Пожарные пеноподъёмники.

Пожарный пеноподъемник(ППП) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Технические характеристики пожарных пеноподъемников

Характеристики ППП-21 (43118), мод. 5852 ППП-32 (53228), мод. 585220 ППП 32-70 (53228), мод. 01 ТМ ТУ ППП 33-80 (6540), мод. 01 УФ ТУ
Марка шасси КамАЗ-43118 (УРАЛ-4320-1922-30) КамАЗ-53228 (КамАЗ-53229, КамАЗ-6560) КамАЗ-53228 КамАЗ-6540
Колёсная формула 6×6 6×6 6×6 8×4
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Количество генераторов пены, шт.
Марка генераторов пены ГПС-2000М ГПС-2000М ГПС-2000М ГПС-2000М
Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3 2,0 (по требованию заказчика) 2,0 (по требованию заказчика) 2,0 5,0
Подача насоса, л/с
Максимальная рабочая высота, м 21,0 (3 колена) 32,0 (4 колена) 32,0
Максимальный рабочий вылет, м 19,3 27,9 27,9 34,7
Угол поворота стрелы, град. в вертикальной плоскости
в горизонтальной плоскости
Угол поворота платформы с установленным оборудованием, град. в вертикальной плоскости
в горизонтальной плоскости
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 10000×2500×3800 10240×2500×3800 10240×2500×3800 11400×2500×3925

Пожарные аэродромные автомобили.

Пожарный аэродромный автомобиль(АА) – пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

Технические характеристики пожарных аэродромных автомобилей

Пожарные автомобили комбинированного тушения

Автомобили комбинированного тушения (АКТ) предназначены для тушения пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, авиационных и других видах транспорта, находящихся на стоянках, а также и в населенных пунктах.

Сущность комбинированного способа тушения пожаров заключается в последовательной или одновременной подаче на очаг горения двух и более огнетушащих веществ. Наибольшее распространение получили пожарные автомобили комбинированного тушения, подающие на очаг горения ОПС и воздушно-механическую пену. ОПС ликвидирует пламенное горение, а воздушно-механическая пена препятствует повторному воспламенению и дотушивает локальные участки горения. Достоинство такого способа заключается в надежности тушения и эффективном использовании огнетушащих веществ.

При комбинированном способе тушения необходимо применять такие ОПС и пенообразователи, которые обеспечивают оптимальную стойкость пены при ее взаимодействии с порошком.

Классификация АКТ зависит от ряда признаков. На компоновку влияет тип установки (порошковая, пенная или водопенная), а также конструкция базового шасси. Как правило, такие автомобили монтируют на шасси повышенной проходимости. Выбор шасси определяется, прежде всего, его назначением, при защите того или иного объекта. В связи с этим запас огнетушащих веществ может колебаться в широких пределах, а их общая масса может быть от 1 до 10 т. Таким образом, для компоновки пожарных АКТ используются шасси с различной грузоподъемностью.

На легких АКТ применяют порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из сосуда к пенным стволам или генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, который хранится в баллонах под высоким давлением. На средних АКТ применяют порошковые установки в комбинации, как правило, с водопенными насосного типа.

Рис. 9.34. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 1/1(4320):

1 – шасси; 2 – сдвоенный лафетный ствол; 3 – сосуд для хранения порошка; 4 – сосуд для хранения раствора пенообразователя; 5 – расположение баллонов-ресиверов

Примером АКТ легкого типа является АКТ 1/1(4320) (рис. 9.34), который смонтирован на шасси Урал-4320 и представляет собой пенную и порошковую установки. Пожарный автомобиль имеет одинарную кабину, поэтому боевой расчет, включая водителя, составляет 3 человека. Пенный и порошковый сосуды расположены на специальной платформе. Платформа оборудована боковыми бортами. В передней части платформы предусмотрен отсек для размещения пожарного оборудования и воздушных баллонов, над которыми расположена рабочая площадка ствольщика.

Читайте также:  Сабвуферы для машины устройство

Порошок и раствор пенообразователя подаются к стволам пневматическим способом с помощью сжатого воздуха, который хранится в шести 50-литровых баллонах под давлением 15 МПа. Прикрытием запорных вентилей баллонов воздух через редуктор давления, отрегулированный на давление 1 МПа, по трубопроводам поступает в рабочие сосуды огнетушащей установки и вытесняет огнетушащие вещества. При открытии соответствующего крана на порошковой и пенной коммуникациях подается пена или порошок через лафетные и ручные стволы на очаг пожара.

Управление кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через лафетные стволы дистанционное электропневматическое и осуществляется ствольщиком с пульта управления, расположенного у лафетного ствола. Кнопки управления кранами выдачи порошка и раствора пенообразователя через ручной сдвоенный ствол сосредоточены на основном пульте управления, расположенном на левом борту кузова за отсеком для размещения оборудования.

Рабочая зона лафетного ствола равна: вправо и влево на 150 о в горизонтальной плоскости и вертикальной плоскости: вверх – 60 о , вниз – 15 о . Кроме отсека пожарное оборудование размещается на платформе.

Сосуды для хранения огнетушащих веществ выполнены из стали и состоят из цилиндрической обечайки и эллиптических днищ. В корпус сосуда встроена сифонная труба, предназначенная для выдачи огнетушащих веществ. В нижнее днище приварен патрубок со съемной крышкой для удаления остатков огнетушащего вещества из сосуда. К верхнему днищу приварена заправочная горловина, которая закрывается крышкой со встроенным предохранительным клапаном. По принципу работы порошковая установка относится к второму типу. При наборе рабочего давления и псевдоожижении порошка сжатый газ подается через форсунки. После набора давления в начале выдачи порошка срабатывает специальное устройство, которое переключает дальнейшую подачу сжатого газа в верхнюю часть сосуда.

В сосуды загружается 900 кг порошка и 1000 л раствора пенообразователя. Основания ножек сосуда крепятся к раме кузова на эластичных прокладках при помощи болтов и гаек. Баллоны со сжатым воздухом закрепляются в специальных ложементах с помощью поясов.

Лафетный ствол сдвоенный предназначен для подачи порошка и воздушно-механической пены на очаг пожара как при движении, так и при стоянке автомобиля. Управление лафетным стволом осуществляется вручную при помощи рукоятки. Огнетушащие вещества к стволу подаются по двум каналам, к нижней части которых подсоединены два патрубка для прикрепления рукавов от пенного и порошкового сосудов.

Заправка сосуда порошком производится вручную через загрузочную горловину с помощью воронки. Аналогично заправке сосуда порошком осуществляется и заправка сосуда раствором пенообразователя.

Так как отсутствует обогрев сосуда для хранения раствора пенообразователя, автомобиль не может находиться в зимнее время на открытом воздухе более 10 – 15 мин.

Конструкция кузова позволяет производить его перестановку на любое другое шасси соответствующей грузоподъемности без переоборудования установок. Возможно три варианта производства пожарного автомобиля такой конструкции в качестве АКТ, а также в качестве АП и АПТ. При использовании по варианту АПТ или АП изменяется лишь лафетный и ручной стволы. Запас огнетушащего вещества по варианту АПТ составляет 2 т раствора пенообразователя, а по варианту АП – 2 т ОПС.

Примером АКТ среднего типа является АКТ 6/1000-80/20(53229)
(рис. 9.35), смонтированный на шасси КамАЗ – 53229.

1
2
3
4
5
6

Рис. 9.35. Пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ 6/1000-80/20(53229):

1 – шасси; 2 – дополнительная кабина для боевого расчета; 3 – порошковая установка;
4 – порошковый лафетный ствол; 5 – водопенный лафетный ствол;
6 – водопенная установка

Пожарный автомобиль АКТ может подавать на очаг пожара огнетушащий порошок, воздушно-механическую пену и воду. Достоинством его компоновки является наличие дополнительной кабины для боевого расчета, который может состоять из 7 человек, включая водителя. Такое количество боевого расчета может обеспечить максимальное боевое использование возможностей пожарного автомобиля.

Читайте также:  Устранение неисправностей двигателя газ 53

За кабиной боевого расчета монтируется порошковая установка. Основным ее элементом является сосуд для хранения порошка, в который загружается 1000 кг ОПС. Рабочее давление равняется 1,2 МПа. Сосуд выполнен из стали и состоит из цилиндрической обечайки и двух эллиптических днищ. В крышку сосуда встроен сифонный трубопровод для выдачи огнетушащего порошка. На ней также монтируется предохранительный клапан и штуцер для загрузки сосуда порошком.

В нижнюю часть сосуда вмонтированы форсунки, через которые сжатый воздух подается в сосуд для псевдоожижения порошка и транспортирования его к лафетному стволу и по рукавам к ручным стволам. Сосуд крепится болтами к раме баков для хранения пенообразователя.

В качестве транспортирующего газа в порошковой установке используют воздух, который хранится в баллонах, соединенных общим коллектором высокого давления. Давление в баллонах составляет 15 МПа.

Порошок на очаг пожара подается с помощью лафетного ствола и двух ручных стволов. Лафетный ствол установлен на крыше пожарного автомобиля и обеспечивает подачу порошка с расходом 20 кг/с. Управление стволом осуществляется с помощью рукоятки. Для управления выдачей порошка к лафетному стволу установлен шаровой кран.

Оба ручных ствола находятся в нижних отсеках кузова автомобиля и расположены симметрично справа и слева относительно сосуда. Рядом со стволами находятся барабаны с катушкой. Длина рукава на одной катушке составляет 20 м с внутренним диаметром 20 мм и на другой катушке – 10 м с внутренним диаметром 32 мм. Расход порошка из ручных стволов изменяется в пределах от 3 до 5 кг/с.

Пневматический щит управления порошковой установкой расположен по левому борту ПА и представляет собой панель, на которой смонтированы манометры, краны, редуктор и штуцер для зарядки баллонов высокого давления воздухом. С его помощью осуществляется подача сжатого воздуха в сосуд для хранения порошка, контроль рабочего давления воздуха в баллонах и сосуде, зарядка баллонов сжатым воздухом, дренаж воздуха из сосуда и баллонов, а также продувка рукавных линий и лафетного ствола после окончания подачи порошка.

Вокруг сосуда для хранения порошка на специальной раме смонтированы две цистерны для хранения пенообразователя. Рама крепится к шасси автомобиля. Сосуды выполнены из нержавеющей стали общей вместимостью не менее 2000 л.

За сосудом с порошком расположена цистерна для воды, изготовленная из стали.

В верхней части цистерны имеется отверстие с горловиной, закрываемой крышкой с резиновым уплотнением.

Насосная установка размещена в задней части кузова и состоит из пожарного центробежного насоса «Циглер» с автоматической вакуумной системой, системы трубопроводов и запорной арматуры.

Подача насоса составляет 90 л/с при напоре 100 м.

Для подачи на очаг пожара воды или воздушно-механической пены используется комбинированный лафетный ствол. Расход через ствол составляет 60 л/с воды или раствора пенообразователя.

Пенный ствол, как и порошковый, вращается в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной на -15 о и +75 о .

Для подачи воды могут использоваться ручные стволы с рукавными линиями и ручной перекрывной ствол с рукавом на рукавной катушке. Для подачи воздушно-механической пены низкой кратности используются стволы СВП – 4 с расходом по пене 4 м 3 /мин.

Воздушно-механическая пена средней кратности может подаваться на очаг пожара по двум рукавным линиям и генераторам ГПС–600.

Боевое использование пожарных автомобилей АП, АПТ и АКТ зависит от соответствующей организации их технического обслуживания после пожара. Это требование можно обеспечить при создании в гарнизонах специальных инженерных комплексов, на которых должны выполняться следующие операции:

1) механизированная приемка и хранение огнетушащих веществ: пенообразователей, огнетушащих порошков;

2) механизированная загрузка АП и АКТ порошком;

3) механизированная заправка АКТ и АПТ пенообразователем или его раствором.

В целях сокращения времени обслуживания ПА после пожара операции должны совмещаться.

Оцените статью