Автомобиль как часть культуры
Когда-то приходилось спорить, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Сегодня приходится идти дальше. Автомобиль уже не только средство передвижения, но и фактор культуры.
Принцип автомобиля — «сел-поехал» — означает новую степень свободы передвижения. Расстояния сокращаются. В то же время, они теряют длинномерность — дорога измеряется не километрами, а временем езды.
Мир воспринимается с колес. Соответственным образом меняются облик архитектуры. Она становится более размашистой, видовой, ее надо наблюдать не из одной точки, а перемещаясь по трассе. Выйдя из машины, человек уже не находит городских красивых пейзажей.
За городом доступно все, что проходимо на машине. А это означает резкое сокращение мира, поскольку места, где не проехать, автоматически выпадают. Причем современный автомобиль в среднем довольно капризен, — он любит хорошую дорогу, не каждый водитель рискнет свернуть на грунтовку.
Под автовладельцев подстраиваются службы сервиса: еда — не вылезая из машины, кино — не вылезая из машины. Иной раз магазин или кафе устраиваются на разделительной полосе, куда пешеход может попасть разве что с риском для жизни.
Автомобиль меняет не только среду, но и образ жизни. Машину можно рассматривать как своего рода мини-дом. У автомобилиста всегда есть крыша над головой. В автомобиле есть свет.
В нем обязательно есть музыка.
Автомагнитола качественно иная вещь по сравнению с обычным приемником или магнитофоном. Она звучит не в момент отдыха и расслабления, а в пути. У профессиональных водителей — практически всегда. Именно пересечение автомобиля и радио сделало музыку фоном (раньше она была лишь разновидностью отдыха). Плейер с наушниками появился позднее, к тому же он не столь эффективен. Слушая плейер, нельзя разговаривать, слушая радио в машине — можно. Можно включить музыку погромче, выйти из машины и заняться своими делами (например залезть под капот).
Если жена не хочет, чтобы вы с друзьями сидели на кухне, или там неуютно и душно, можно включить в машине музыку, устроить на капоте бутылку и с таким удобством разместиться на свежем воздухе. При всей примитивности подобного способа общения он довольно-таки популярен.
Машина требует от человека много времени. Можно также сказать, что она дает ему и способ его убить. В плохом настроении, например, можно сесть и просто ехать, куда глаза глядят.
Или выехать на пикник — прогулка на машине означает, что надо заехать куда-то в лес, где можно закусить на фоне природы.
Наконец, в машине можно заниматься сексом. Машина загоняется в глухой переулок, сидения раскладываются, выключается свет. Довольно просто, не правда ли? А потому распространение автомобиля стало своего рода искушением. Рост личного автопарка должен сопровождаться ростом числа измен. Интересно, кто-нибудь получал такую статистику?
Автомобильный секс также способствовал девальвации слова, да и понятия «любви». Либералы могут записать в актив автомобиля помощь в раскрепощении нравов. Эрзац-любовь в эрзац-доме, — с появлением автомобиля жизнь стала мельчать. . Муж, выгнанный обиженной женой, может переночевать в автомобиле. Что ж, это закономерный итог.
Спайка человек-автомобиль современна — в том смысле, что отвечает духу нашего времени. Водитель изолирован в машине от окружающих, и потому еще более одинок. С другой стороны, человек, не имеющий душевных сил общаться с себе подобными, чувствует себя в машине более самодостаточным. Немудрено, что он начинает обращаться к машине как к личности. Рождаются мифы, что автомобиль может отвечать на любовь, внимание или настроение человека. Но за этим стоит пустота. Спайка человек-автомобиль неадекватна спайке человек-лошадь, которую она заменила. Ведь конь — животное, достаточно высоко организованное, чтобы быть другом, а машина — железка.
Между тем, заменив коня, автомобиль занял место атрибута настоящего мужчины. Впрочем, здесь повлияло и то, что автомобиль можно рассматривать как меру разумного риска. Скорость и интенсивность движения делают автовождение опасным. Сдать на права тем самым означает пройти своего рода инициацию. Изначально орден водителей был исключительно мужским, поэтому так важно женщине сесть за руль, — это один из символов реализованного равноправия.
Риск всегда связан со смертью. Нужен лишь маленький шаг, и автомобиль из опасной игрушки превращается в орудие смерти. Не случайно автомобиль так часто используется для самоубийства. Самоубийство всегда есть знак малодушия, а разбиться на машине не требует никаких особых действий, оставляя человека до самого конца в привычном мирке, и может показаться, что, повернув руль, ты просто не заметишь смерти.
Самоубийство и убийство всегда рядом. И автомобиль может рассматриваться как оружие. Тем более, что злой умысел можно удобно прикрыть ситуацией катастрофы. Впрочем, автокатастрофы уже давно не воспринимаются катастрофически, для них даже придумали аббревиатуру, которая стала привычной — ДТП. За этим словом скрывается фактор смерти: количество мертвецов на дорогах достойно быть результатом немалой войны.
Автомобиль как часть культуры
В 1885 г. был изобретён первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем – трехколёсник Карла Бенца, который с полным правом можно назвать первым автомобилем (хотя попытки создания подобных механизмов с использованием паровой или иной силы предпринимались и ранее). Уже 14 августа 1893 года во Франции приняли первые правила движения для автомобилей. Началась новая эра в истории человечества – эра «железного коня». Из средства роскоши он превратился в «обязательный» атрибут каждого члена современного общества. За последнее столетие было выпущено более миллиарда автомобилей. Так, по данным компании JATO, только в 2016 г. в мире было продано до 84,24 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Автомобиль стал не просто средством передвижения: он превратился в образ жизни, который связан со специфическим пониманием мира, пространства и времени. Современные исследователи признают, что автомобиль вышел за рамки материального объекта, активно участвуя в преобразованиях образа жизни человека, культуры, общества в целом. Британский социолог Джон Урри даже ввёл специальный термин для обозначения комплекса социальных и культурных практик, связанных с автомобилем – автомобильность.[1] Автомобильность, с точки зрения Дж. Урри, – это основная система мобильности периода постмодерна. В её основе лежит движение на небольшом механическом средстве, находящемся в частной собственности и имеющем двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефтепродуктах. Именно автомобильность, считает социолог, определяет облик XX в., подчиняет себе культурные, социальные, политические, хозяйственные практики и формы жизни.
«Началась новая эра в истории человечества – эра «железного коня». Из средства роскоши он превратился в «обязательный» атрибут каждого члена современного общества»
Автомобильность – мощный комплекс, связанный с огромным числом иных сфер и отраслей: правоохранительными органами, нефтедобычей и нефтепереработкой, городским планированием, системой дорожного строительства и ремонта, станциями обслуживания, автозаправками, гостиницами, развитием пригородных районов, созданием торговых комплексов и мест досуга, рекламой, маркетингом, системой образования и здравоохранения. Весь этот комплекс позволяет обеспечивать бесперебойный автомобильный поток и приносит гигантские прибыли. Автомобильность – это нелинейная самоорганизующаяся система, постоянно распространяющаяся по миру и трансформирующая иные общественные сферы, с которыми «имеет дело».
Дж. Урри сравнивает автомобиль с готическим собором: автомобиль в современном городе также виден отовсюду[2]. Если символом средневекового города и господства веры был готический собор, то символом современного города является автомобиль. Город сегодня спланирован и построен так, чтобы быть пространством, удобным для перемещения автомобиля.
Как самый востребованный товар массового потребления, автомобиль создаёт мощнейший пласт культуры: от дорог и правил дорожного движения до устройства города и его окрестностей, от способов коммуникации и статусных символов до особых режимов восприятия собственного тела. Автомобиль является индикатором различных качеств владельца – взрослости, ответственности, статуса, связей, сексуальности, безопасности, карьерных достижений, маскулинности и даже хороших манер. Облик машины может приобретать черты характера хозяина, отражать его политические предпочтения и гражданскую позицию, образ мысли, культуру поведения.
Автомобильная культура стала доминирующей культурой современного мира. Она во многом имеет универсальный характер, присущий всем сообществам, социальным стратам и государствам. Тем не менее, нельзя отрицать и её национальную специфику. Так, опытные путешественники всегда подмечают особенности страны, связанные с культурой и практикой вождения. Недаром в обиходе встречаются фразы «национальный способ вождения», а некоторые страны являются узнаваемыми, в том числе, благодаря специфическим особенностям культуры автомобильности. Ярким примером здесь является Индия.
«Автомобильность является индикатором различных качеств владельца – взрослости, ответственности, статуса, связей, сексуальности, безопасности, карьерных достижений, маскулинности и даже хороших манер»
Россия также имеет свои особенности автомобильной культуры, которая на данном этапе находится в стадии формирования. Современная культура автомобильности в стране является наследницей культуры автомобильности Советского Союза. Российский социолог Ростислав Коненко связывает культуру советского автомобиля с гендерной политикой[3]. Популярны были плакаты, демонстрирующие женщину за рулём или рядом с автомобилем во вполне «буржуазном» по советским меркам образе. Несмотря на недостаток и низкое качество выпускаемых автомашин, женский образ должен был символизировать достижения советского государства: высокий уровень жизни, гендерное равенство, урбанизацию, развитие промышленности. Недоступность автомобиля для большинства населения приравнивала его к «редкой награде» для наиболее «достойных» граждан советского государства. Образ женщины, владеющей недоступным, дорогим и высокостатусным объектом, имел особую символичность.
Автомобильный дефицит превращал автовладельцев в особую привилегированную касту, в которую входили, в основном, только мужчины. Женщина за рулём в те времена — большая редкость. Это было обусловлено во многом отсутствием необходимой для автомобилей инфраструктуры: необходимого количества заправочных станций, ремонтных мастерских, дорог с качественным покрытием, запчастей и т.д. В результате свобода автолюбителя в таких условиях находилась под большим вопросом, а сама культура автомобильности, несмотря на декларируемое гендерное равенство, наоборот укрепляла неравенство полов. Женщина рассматривалась как некомпетентный водитель, не способный самостоятельно справиться со всеми сложностями «автопремудрости».
Товарный дефицит советского времени создавал особую культуру использования вещей, особенно таких недосягаемых, как личная машина. Автомобиль «жил» долго, хранился, о нем постоянно заботились и планомерно ремонтировали. Приобретённый автомобиль «оставался» с человеком, как правило, на всю жизнь и даже передавался в наследство детям.
Становление новой экономики, разрушение системы ценностей, появление нового класса собственников в сочетании с социально-экономическим кризисом и разгулом преступности породили особую автомобильную культуру 1990-х годов. Автомобиль по-прежнему являлся высокостатусным классовым символом. Однако изменились признаки высокого статуса и его носители. В стране начинают продаваться, так называемые, «иномарки», как правило подержанные и перегнанные из-за рубежа не всегда законным путем. Владельцы «иномарок» маркировались обществом как субъекты, связанные с криминалом и нечестной наживой. Черный автомобиль с тонированными стёклами выступал в общественном сознании как непременный атрибут криминального мира. Не случайно заставка культового в начале 2000-х гг. сериала «Бригада», романтизирующего образ криминала конца XX в., изображала главных героев на фоне тонированного чёрного авто.
Обогащение представителей так называемого класса «субпролетариев», не отличающихся высокой культурой и дисциплинированностью, отсутствие контроля со стороны рухнувшего государства, привели к низкой культуре вождения, отсутствию уважения на дороге к другим участникам движения, особенно пешеходам. Дорожная культура была построена по признаку доминирования сильного над слабым, а сам автомобиль долгое время являлся важным объектом криминальных сводок. Угон, поджог, порча машин являлись распространенной практикой «бурных девяностых».
Культура автомобильности современной России находится в развитии. С одной стороны, расширение авторынка приводит к тому, что автомобиль из символа престижа и статуса всё больше становится средством передвижения. Продажи новых автомобилей осуществляются через официальных дилеров, формируются салоны-посредники для перепродажи машин с пробегом. Расширяется и совершенствуется структура, обслуживающая передвижение на личном авто. С другой стороны, сохраняются элементы советской системы: несмотря на огромное число женщин-автомобилисток еще существуют гендерные стереотипы «о бабе за рулём», старшее поколение сохраняет отношение к автомобилю как к «другу на долгое время», а не товару потребления, который необходимо периодически менять.
Об изменении культуры вождения сегодня свидетельствует не только соблюдение правил дорожного движения на пешеходных переходах, но и формирование неформального правила благодарить или извиняться миганием «аварийки», попытки самоорганизации в пробках, когда водители не дают едущим по обочине двигаться быстрее общего потока и т.д. Рост культуры вождения является как маркером развития общей культуры российского общества, так и укрепления правопорядка на дорогах. Тем не менее, элементы «права сильных» из 1990-х гг. не изжиты полностью. Интересным элементом культуры автомобильности стало одиозное движение «СтопХам», чьи методы борьбы с неправильной парковкой находятся на грани законности и беззакония.
«Дорожная культура была построена по признаку доминирования сильного над слабым, а сам автомобиль долгое время являлся важным объектом криминальных сводок. Угон, поджог, порча машин являлись распространенной практикой «бурных девяностых»
Автомобиль для многих является не просто средством передвижения или символом статуса. Автомобиль сегодня — это также способ самовыражения, особенно характерный для молодого поколения: необычная покраска, намеренное занижение автомобилей.
Надписи на авто выступают определённым барометром социальных настроений и политических предпочтений. «Спасибо деду за Победу», «Вперед на Берлин!», «Обама чмо», «Можем повторить!» и другие наклейки на задних стеклах автомобилей стали своеобразной демонстрацией политических взглядов, лояльности курсу правительства. Практика «украшения» авто георгиевскими лентами, флагами с государственной символикой СССР и России к 9 маю является выражением приверженности патриотическим ценностям.
Специфической особенностью российской культуры автомобильности стал фольклор. Р. Кононенко отмечает складывание особого сленга на отечественном рынке подержанных автомобилей. Сегодня автомобильный фольклор перекочёвывает в интернет-пространство. Сервис «Яндекс.Навигатор», представляющий возможность комментирования дорожных событий, стал не только средством коммуникации, но и выражения народного «творчества».
Заметное место в современной культуре автомобильности занимает реклама. Реклама апеллирует к национальной специфике: бездорожью, холодной и снежной зиме, огромной территории. В зависимости от класса автомобиля подчёркиваются его свойства, интересные целевой группе: стиль, скорость, статус, вместимость, доступность. Вне зависимости от рекламируемой марки автомобиль изображается как непременный атрибут счастья. Обыденным явлением стали теле- и радиопередачи, посвященные автомобильной тематике. На рынке печатной прессы существуют специализированные издания. Многие интернет-сервисы имеют специальные разделы для автолюбителей: «Яндекс.Авто», «Mail.Авто» и другие.
Ежегодно вопреки кризисам и негативным прогнозам число автомобилей в России растёт в среднем на 1,5 млн. штук и скоро приблизится к отметке в 60 млн. Строительство дорог, транспортных развязок, ремонт мостов, реконструкция и создание заправочных станций, придорожных мотелей стало прибыльной отраслью российской экономики. Наряду с процессами опустынивания территорий страны происходит концентрация населения вдоль трасс. Обслуживание автотрафика стало способом заработка для значимой группы населения. Торговля продуктами промыслов, личного хозяйства и собирательства позволяет выживать малоимущим слоям населения, а для некоторых превратилась в прибыльный бизнес. Распространение личных автомобилей дало развитие пригородным районам крупных городов, концентрирующих в основном представителей среднего класса.
«Создание зелёных зон, велосипедных дорожек, расширение тротуаров, развитие сетки метро – всё это способ превратить Москву из города, где всюду, как готический собор, виднеется автомобиль, в город, удобный для пешеходов»
Вместе с тем транспортная инфраструктура не выдерживает такой нагрузки и не успевает развиваться в нужном темпе. В результате этого длительные пробки для жителей многих городов становятся ежедневной нормой. Власти мегаполисов вынуждены постоянно искать способы решения транспортных проблем. В Москве состояние транспортного вопроса является одним из ведущих показателей эффективности городских властей.
Кроме введения платных парковок в центре города и строительства новых «колец» власти столицы пытаются внедрить новую концепцию, которую можно обозначить как «Москва для пешеходов». В ее основе лежит идея о том, что для решения транспортного вопроса в Москве необходимо заставить людей «захотеть» пойти, а не поехать. Современная инфраструктура Москвы, в первую очередь, создана для автомобилистов. Но только строительство новых дорог, развязок и тоннелей не способно решить проблемы, связанные с трафиком. Чтобы люди перестали в городе пользоваться автотранспортом, им должно быть приятно идти пешком или ехать на общественном транспорте. Создание зелёных зон, велосипедных дорожек, расширение тротуаров, развитие сетки метро – всё это способ превратить Москву из города, где всюду, как готический собор, виднеется автомобиль, в город, удобный для пешеходов.
Автомобиль в современной России стал не просто материальным объектом, а образом жизни и культуры, затрагивающим каждого и влияющим на будущее сообществ. От того, какие векторы станут ведущими в дальнейшем развитии культуры автомобильности, зависит решение многих проблем: не только транспортного аврала, но и безопасности передвижения, экологических проблем, крайнего индивидуализма и безграничного потребления.
Автор: Оксана Хлопкова
Источник фото: poli.ru
[1] Урри Дж. Мобильности. М.: «Праксис», 2012.
[2] Sheller M., Urry J. The city and the car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. Vol. 24.4.
[3] Кононенко Р. Автомобильность в России. М.: ООО «Вариант», 2011.