- Советские автомобили. Бурильная машина БМ-302Б.
- Как появилась БМ-302Б?
- Особенности устройства БМ-302Б.
- Где применяют БМ-302Б?
- Газ 66 с бурильной установкой характеристики
- Обзор буровых установок на шасси ГАЗ 66
- Особенности буровых на базе газ 66
- Бурильно-крановая машина БКМ 035A — ГАЗ 66
- Поделиться страницей
- Описание
- Технические характеристики популярных моделей
- АВБ-2М
- Ямобуры БКМ 317 и БКМ 318
- Обзор буровых установок на шасси ГАЗ 66
- Особенности буровых на базе газ 66
- Обдирка колеса ГАЗ-66
- Технические характеристики популярных моделей
- АВБ-2М
- Модель БМ 302
- Особенности ямобура на базе ГАЗ-66
- Конструктивные отличия
- Техническое описание
- Считать несекретным!Десантный автомобиль ГАЗ-66Б
- Сфера выполнения работ
- Ценовые показатели
- Стоимость покупки и аренды
Советские автомобили. Бурильная машина БМ-302Б.
Совершенствование конструкции автомобильных установок для бурения на заводе «Стройдормаш» в Алапаевске (Свердловская область) и появление в Горьком ГАЗ-66 стало причиной создания бурильной машины модели БМ-302Б. Об особенностях её устройства и области применения можно прочитать ниже.
Как появилась БМ-302Б?
Бурное развитие строительства воздушных линий электропередач, радио и телефонной связи в послевоенные годы стало причиной возникновения потребности в ямобурах на различных автомобильных и тракторных шасси. В Алапаевске своевременно заметили эту потребность и отреагировали созданием мощных бурильных установок.
Одной из них стала БМ-302Б, которую базировали на ГАЗ-66. Учитывая опыт производства БКГМ-АН-63 , её стали монтировать на автомобиль с грузовой платформой. Такая компоновка позволяла не только расположить на автомобиле буровое и крановое оборудование и его узлы, но иметь место для перевозки различных инструментов и приспособлений, необходимых при выполнении бурильных и монтажных работ.
Автомобиль с уникальными характеристиками по проходимости позволял производить бурильные и монтажные работы в условиях полного бездорожья и значительно повысить производительность строительных работ при сокращении сроков. Он мог пробурить яму диаметром от 36 до 80 см и установить опору на глубину до 3 м. Это согласовывалось с требованием времени и позволило создавать востребованную технику.
Особенности устройства БМ-302Б.
- Работа гидроцилиндров установки обеспечивается гидросистемой, в состав которой входит масляный насос, трубопроводы, средства управления и рабочие механизмы в виде гидроцилиндров.
- Рама крановой установки прикреплялась к задней части рамы автомобиля. На ней установлен поворотный механизм бурильной мачты, позволяющий переводить её из транспортного положения в рабочее, при помощи гидроцилиндра. При движении автомобиля мачта лежит на опоре, расположенной за запаской.
- Бурение выполняется лопастным буром, который установлен на штанге квадратного сечения. Он имеет забурник и вооружён твёрдосплавными вставками, позволяющими работать на мёрзлых грунтах.
Где применяют БМ-302Б?
Ямобур на ГАЗ-66 нашёл широкое применение во многих областях экономики страны. Наиболее распространены БМ-302Б были в разведке и добыче полезных ископаемых, сельском и лесном хозяйстве и строительстве. Считается, что 4/5 всех воздушных проводных линий для передачи электричества, сигналов связи и радио, в советское время были возведены с применением алапаевских ямобуров.
Если у Вас есть опыт работы с этими машинами, расскажите, пожалуйста, в комментариях.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь .
Газ 66 с бурильной установкой характеристики
Обзор буровых установок на шасси ГАЗ 66
Буровые установки ГАЗ 66 – это бурильные агрегаты, установленные в качестве рабочего инструмента на колесную основу шасси грузового автомобиля российского производства ГАЗ 66. Популярный советский полноприводный грузовик высокой мощности и грузоподъемности 2 тонны стал отличным транспортным помощником для сложного скважинного оборудования, покоряющим бездорожье и крутые подъемы.
Особенности буровых на базе газ 66
ГАЗ-66 был самым массовым грузовиком советского времени, используемым для всевозможных транспортных задач сельского и промышленного хозяйства, армии и строительства. Машина ценится до сих пор отличной проходимостью, способностью развивать сравнительно высокую скорость и преодолевать склоны до 310 даже с полным грузом.
Установка буровых на шасси ГАЗ-66 стала возможной благодаря высокой грузоподъемности и устойчивости машины: удачное размещение центра тяжести дает одинаковое распределение веса даже при больших нагрузках. Кроме этого, буровые установки, основанные на ГАЗ-66, имеют следующие особенности:
- Могут работать с грунтами разных категорий, до самых сложных (с I по VII).
- Используют различные методики бурения – вибрационный, ударно-канатный способ и другие.
- Машины оснащаются лебедками для удобного спуска и подъема рабочих частей установки.
- В дополнение к буровой машина может оснащаться крановым оборудованием.
- Для привода подачи рабочего инструмента используется гидравлика, а способ передачи ему вращательного движения – механический.
- Колеса с широкопрофильными шинами, оснащенные системой регулировки давления, позволят работать в любых дорожных условиях.
- Самоблокирующийся межколесный дифференциал в совокупности с высоким дорожным просветом делает установку не только мобильной, но и вездеходной.
Бурильно-крановая машина БКМ 035A — ГАЗ 66
Поделиться страницей
Макс. высота подъема люльки — 15,5 м |
Макс. грузоподъемность КМУ — 3500 кг |
Макс. глубина бурения ямобура — 10 м |
Диаметр бурения — от 0,15 до 0,8 м |
Шасси ГАЗ 66 (колесная формула 4×4) |
Описание
Бурильно-крановая машина БКМ Taurus 035A на базе легендарного шасси ГАЗ 66 — это отличное сочетание низкой стоимости, за счет коверсионного шасси, и высоких эксплуатационных характеристик.
ГАЗ 66 имеет колесную формулу 4х4, этот военный грузовик способен преодалевать сложные участки пересеченной местности, а также не требует особых технологий для проведения ремонта и регламентного технического обслуживания. В сочетании с корейской бурильно-крановой установкой TAURUS 035A — машина получила огромный потенциал для проведения работ по монтажу или обслуживанию линий электропередач (ЛЭП) как в труднодоступных местах, благодаря своей проходимости, так и в жилых массивах, за счет небольших габаритов и хорошей маневренности!
Основные преимущества
Бурильно-крановая установка TAURUS 035 A имеет большой функционал. Она совмещает в себе буровую установку, кран манипулятор, автогидроподъемник. Бурение в радиусе 5,5 метров, максимальная глубина бурения до 9 метров, отрицательный угол наклона дает возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы ниже уровня поверхности.
- небольшие габариты
- маневренность
- полный привод 4х4
- бурильно-крановое оборудование
Преимущества бурения на вылете
- возможность бурения под разным углом
- доступность бурения множества точек с одной позиции машины
- возможность бурения в труднодоступных местах
- возможность бурения на сложных ландшафтах
Основное оборудование
- бурильное оборудование
- кран-манипулятор
- телескопический подъемник (люлька)
- борт
Технические характеристики популярных моделей
На базе ГАЗ-66 создано множество модельных линеек мобильных буровых установок с разными характеристиками мощности, диаметра и глубины бурения, а также спецвозможностей: АВБ, БГ, БГМ, ВЕКТОР, УБС, УГБ. Все они имеют основой ГАЗ – машину Горьковского автозавода – гарант мощности, надежности и долгого срока службы.
АВБ-2М
АВБ-2М является самой компактной буровой на колесном ходу, выпускаемой заводом машиностроения им. В.В.Воровского на шасси преемника ГАЗ-66 – автомобиля ГАЗ-33081, имеющего для грузовика небольшой вес при высокой грузоподъемности в 2 тонны.
Для АБВ-2М характерны:
- высокие скорость и производительность работ;
- наличие ударной штанги утяжеленного типа для наиболее сложных работ с твердым грунтом;
- возможность перенастройки талевого крепления рабочих органов с однострунного на двухструнное;
- машина может перевозить не только саму установку: все вспомогательное оборудование, набор штанг и сменный инструмент размещаются в транспортном кузове.
Фото буровой установки АБВ-2М
Параметры | Ед. измерения | Величина |
Общая масса | т. | 5,96 |
Габариты транспорт., длина/ширина/высота | м | 7,32/2,27/3,55 |
Габариты рабочие, длина/ширина/высота | м | 7,37/2,27/7,73 |
Макс. диаметр сверления выбратора | мм | 219 |
Макс. диаметр сверления ударника | мм | 108 |
Макс. глубина сверления | м | 40 |
ГАЗ 66 с буровой установке стоит на службе у геодезистов при заборе и исследовании проб грунта с глубины. Она предназначена для вибрационного бурения скважин вертикального направления сравнительно небольшой глубины (до 40 метров) на грунтах I – IV категорий тяжести. Однако при использовании ударно-канатного метода бурения ей подвластны и более тяжелые породы (мерзлые и каменистые).
ИНТЕРЕСНО! Переоборудование машины с одного способа бурения на другой происходит очень быстро благодаря быстросъемному соединению, позволяющему заменить вибратор на ударник за минуты без применения значительных усилий.
Установки горизонтального бурения УГБ на базе грузовика ГАЗ-66 производятся Щигровским для устройства гидрогеологических скважин. Модели включают следующие элементы и возможности:
- Работу с грунтами I-IV категорий.
- Сравнительно большую глубину бурения порядка 100 метров.
- Возможность установки шнеков для различных диаметров отверстий.
- Применяемые методы бурения – шнековый, колонковый, ударный.
- Установки полностью разборные, поэтому легко перевозятся до объекта.
- Комплекты сменного оборудования обеспечивают универсальность использования.
Ямобуры БКМ 317 и БКМ 318
Бурильно-крановые автомобили БКМ 317 и БКМ 318 созданы на шасси ГАЗ 3308. Транспорт является востребованным – высокая проходимость машины позволяет использовать ее в условиях бездорожья и в регионах с суровым климатом.
Ямобур БКМ 317 на базе ГАЗ 3308
- При возведении заборов;
- Для установки ограждений и ворот любого типа;
- Для установки столбов, высадки деревьев и кустарников;
- Укладки фундамента.
Применение ямобур нашел и в сфере обслуживания линий электропередач. При этом работы выполняются качественно, в минимально короткие сроки. Осуществлять такие работы позволяет входящее в комплект техники крановое оборудование.
Технические характеристики БКМ 317:
- Глубина бурильного отверстия, max – 3 метра;
- Диаметр отверстия – от 0,25 до 0,8 м;
- Грузоподъемность бурильной установки – 1,25 тонны;
- Тип привода бурильного оборудования – механический;
- Шасси, взятое за основу – ГАЗ 33081 «Садко»;
Машина БКМ 318 имеет более совершенную конструкцию. У нее установлен гидравлический привод вращения бурильного инструмента, увеличена грузоподъемность до 2 тонн. К тому же на шасси устанавливается двухрядная кабина, и на объект проводимых работ выехать на автомобиле может сразу несколько человек.
Ямобур ГАЗ 3308 обладает отличной проходимостью, поэтому на нем можно добраться в самые труднодоступные районы.
Машина практически незаменима в условиях выполнения сложных строительных работ вахтовым методом.
Обзор буровых установок на шасси ГАЗ 66
Буровые установки ГАЗ 66 – это бурильные агрегаты, установленные в качестве рабочего инструмента на колесную основу шасси грузового автомобиля российского производства ГАЗ 66. Популярный советский полноприводный грузовик высокой мощности и грузоподъемности 2 тонны стал отличным транспортным помощником для сложного скважинного оборудования, покоряющим бездорожье и крутые подъемы.
Особенности буровых на базе газ 66
ГАЗ-66 был самым массовым грузовиком советского времени, используемым для всевозможных транспортных задач сельского и промышленного хозяйства, армии и строительства. Машина ценится до сих пор отличной проходимостью, способностью развивать сравнительно высокую скорость и преодолевать склоны до 310 даже с полным грузом.
- Могут работать с грунтами разных категорий, до самых сложных (с I по VII).
- Используют различные методики бурения – вибрационный, ударно-канатный способ и другие.
- Машины оснащаются лебедками для удобного спуска и подъема рабочих частей установки.
- В дополнение к буровой машина может оснащаться крановым оборудованием.
- Для привода подачи рабочего инструмента используется гидравлика, а способ передачи ему вращательного движения – механический.
- Колеса с широкопрофильными шинами, оснащенные системой регулировки давления, позволят работать в любых дорожных условиях.
- Самоблокирующийся межколесный дифференциал в совокупности с высоким дорожным просветом делает установку не только мобильной, но и вездеходной.
Обдирка колеса ГАЗ-66
На форуме о вездеходах була опубликована занимательная иллюстрированная инструкция, пошагово показывающая ход обдирки колес ГАЗ-66. Ввиду того, что, по моим наблюдениям, задается очень много вопросов на счет обдирки, я решил опубликовать эту инструкцию в «Библиотеке знаний» сообщества Пневмоход.ру Автором этого пособия стал почетный участник форума DIV, ему и слово:
«Хочу поделиться опытом обдирки колеса ГАЗ-66. Эти колеса имеют такое-же устройство, как и колеса ВИ-3 от Краза- лаптя с двумя пучками проволоки на посадочном. Мой опыт основан на советах В. Тыданова и А. Камнева, которые придумали этот метод обдирки. Ну, как говорится, начнем. Мне встречались два производителя колес ГАЗ-66. Тот, что справа — предпочтительнее, т.к. резина более мягкая и качество укладки слоев корда выше.
Отступив от края посадочного 8-10мм, зарезаемся до наружного пучка проволоки.
Прорезаем окошечко (виден пучек).
Отверткой подцепляем один виток проволоки и перекусываем его кусачками
Наматывая этот виток на пассатижи, вытаскиваем его по кругу.
Захватывая отверткой и монтировкой по 3-5 витков, вынимаем наружный пучек проволоки.
Строго посередине посадочного прорезаем наружные тонкие слои корда на глубину 3-5мм. В этом месте на посадочном есть так называемый резиновый клин. Надо прорезать только до него и ни в коем случае не глубже.
Далее прорезаем по кругу боковину. Прорезать надо до первых слоев корда, когда слышится характерный хруст нитей корда.
Затем кусачками подрываем (именно подрываем, а не подрезаем) клык. Нож используем только для подрезки корда по краям клыка.
Используя ручную струбцину (можно использовать кусачки большого размера) и подрезая ножом корд по бокам, подрываем клык на 7-10 см. ВНИМАНИЕ: подрывать клыки друг за другом надо по часовой стрелке, иначе справа все время будет вылазить еще один слой корда.
Далее, работая ножом, формируем новый протектор. Вариантов протектора множество, здесь полная свобода мысли. Но я использую вариант Володи Тырданова (елочка без центральной реборды), как наиболее простой. Ставлю колесо вертикально и делаю ножом центральный рез до хруста нитей верхних слоев корда.
Прорезаю новую «елочку». Обратите внимание, что нож ставится под углом к поверхности колеса. Это делается для того, чтобы новый протектор имел форму трапеции (домика).
Прорезаю торец елочки на боковой поверхности колеса.
Колесо подготовлено к обдирке.
После такой основательной подготовки нудный процесс обдирки превращается в песню. Приступим. Цепляем кусачки-захват и даем натяжку троса лебедки. Ножом все время подсекаем клык по бокам.
Во время отдирки первого клыка справа вылазит еще один слой корда. Не надо обращать на это внимание — он уберется, когда будем отдирать последний клык.
Надо проявлять особую осторожность при подрезке поперек, чтобы не подорвать клык будущего протектора
и вдоль клыка будущего протектора
Далее продолжаем отдирать клык старого протектора, все время подсекая нити корда по бокам.
И опять проявляем осторожность в конце, чтобы не надорвать встречный клык будущей елочки. Здесь не стоит давать сильную натяжку троса лебедки, а ножом следует подрезать короткими стежками и под углом.
Следующий клык выбираем по часовой стрелке. Не придется все время подрезать слой корда, который так и пытается вылезти. А при обдирке последнего клыка тот слой, что вылез при работе с первым клыком, убирается сам собой.
А это мой ножичек. Он заточен с двух сторон — так удобнее работать.
Несмотря на то, что вечером ко мне завалились гости и мне пришлось принять пару-тройку рюмок горячительных напитков, поздно ночью десять клыков я все же отодрал.
Автор: DIV оригинал тут: Колеса ГАЗ-66 + диски ГАЗ-69
Технические характеристики популярных моделей
На базе ГАЗ-66 создано множество модельных линеек мобильных буровых установок с разными характеристиками мощности, диаметра и глубины бурения, а также спецвозможностей: АВБ, БГ, БГМ, ВЕКТОР, УБС, УГБ. Все они имеют основой ГАЗ – машину Горьковского автозавода – гарант мощности, надежности и долгого срока службы.
АВБ-2М
АВБ-2М является самой компактной буровой на колесном ходу, выпускаемой заводом машиностроения им. В.В.Воровского на шасси преемника ГАЗ-66 – автомобиля ГАЗ-33081, имеющего для грузовика небольшой вес при высокой грузоподъемности в 2 тонны.
Для АБВ-2М характерны:
- высокие скорость и производительность работ;
- наличие ударной штанги утяжеленного типа для наиболее сложных работ с твердым грунтом;
- возможность перенастройки талевого крепления рабочих органов с однострунного на двухструнное;
- машина может перевозить не только саму установку: все вспомогательное оборудование, набор штанг и сменный инструмент размещаются в транспортном кузове.
Фото буровой установки АБВ-2М
Параметры | Ед. измерения | Величина |
Общая масса | т. | 5,96 |
Габариты транспорт., длина/ширина/высота | м | 7,32/2,27/3,55 |
Габариты рабочие, длина/ширина/высота | м | 7,37/2,27/7,73 |
Макс. диаметр сверления выбратора | мм | 219 |
Макс. диаметр сверления ударника | мм | 108 |
Макс. глубина сверления | м | 40 |
ГАЗ 66 с буровой установке стоит на службе у геодезистов при заборе и исследовании проб грунта с глубины. Она предназначена для вибрационного бурения скважин вертикального направления сравнительно небольшой глубины (до 40 метров) на грунтах I – IV категорий тяжести. Однако при использовании ударно-канатного метода бурения ей подвластны и более тяжелые породы (мерзлые и каменистые).
Установки горизонтального бурения УГБ на базе грузовика ГАЗ-66 производятся Щигровским для устройства гидрогеологических скважин. Модели включают следующие элементы и возможности:
- Работу с грунтами I-IV категорий.
- Сравнительно большую глубину бурения порядка 100 метров.
- Возможность установки шнеков для различных диаметров отверстий.
- Применяемые методы бурения – шнековый, колонковый, ударный.
- Установки полностью разборные, поэтому легко перевозятся до объекта.
- Комплекты сменного оборудования обеспечивают универсальность использования.
Модель БМ 302
Копать ямы лопатой – занятие утомительное и долгое. Тем более, что вручную прокопать получается не любой грунт.
Процесс бурения ямы зимой ямобуром газ 66
Ямобур на базе вездехода ГАЗ 66 применяется в различных сферах – он пробуривает ямы строительного и бытового назначения. С помощью машины просто устанавливать опорные столбы, различные ограждения. Высокая проходимость БМ 302 обеспечивает мобильность техники – работы можно проводить в труднодоступных районах. Автомобиль специального назначения имеет следующие характеристики:
- грузоподъемность оборудования – 1,25 тонны;
- снаряженная масса техники – 5,8 тонны;
- длина машины – 6,6 м;
- ширина – 2,35 м;
- высота – 3,45 м;
- глубина бурения – до 3 метров;
- минимальный диаметр отверстия – 0,25 м;
Различные диметры буров для бурения
Изменение угла бурения позволяет делать скважины под углом, а с помощью подъемного устройства допускается поднимать грузы весом до 1,25 тонны. С помощью ямобура удобно устанавливать бетонные или металлические столбы:
- столб закрепляется на подъемной установке;
- под столб бурится отверстие;
- бур убирается, и на подъемном механизме столб опускается в яму.
Остается только засыпать землю вокруг установленной конструкции и укрепить грунт.
Особенности ямобура на базе ГАЗ-66
Отечественный ямобур на базе ГАЗ-66 представляет собой механическую установку, которая смонтирована на колесную базу грузовика. На данной машине было достаточно много различных модификаций ямобуров и буровых установок. Не смотря на небольшие размеры рамы, полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-66 отлично подходит для монтажа подобного навесного оборудования. Большим преимуществом является то, что машина имеет полный привод и достаточно проходимая на бездорожье. Это позволяет использовать ямобур на любой строительной площадке, а также на участках отдаленных от городского массива. Для выполнения геофизических скважин используется буровая установка УРБ 2А2.
Можно выделить основные особенности машины:
- полный привод на 2 оси;
- крепкая короткая рама;
- расположение двигателя под кабиной;
- небольшие размеры автомобиля;
- маневренность на участках с небольшими размерами;
На машинах ГАЗ-66 устанавливаются бензиновые двигатели, однако в некоторых модификациях присутствует импортный дизель с высоким крутящим моментом. Машина с установкой ямобура отлично подходит и для выполнения коммунальных работ, в частности при помощи оборудования устанавливаются опоры освещения улиц, ограждения и прочие системы благоустройства. Также пробуриваются небольшие отверстия в земле для посадки саженцем лиственных деревьев.
Конструктивные отличия
Универсальный ямобур ГАЗ-66 в отличии от трактора обладает гораздо лучшими эксплуатационными характеристиками и способен перемещаться как по городским трассам, так и по пересеченной местности. Бурильная установка монтируется непосредственно в кузов машины, при этом сама платформа является бортовой. Рабочий орган крепится за счет болтовых соединений на специальной раме, которая во время выполнения работ может выдвигаться в рабочее положение. Стоит отметить выгодное расположение кабины грузовика. Цельнометаллическая конструкция смонтирована над двигателем, что позволило конструкторам уменьшить общую колесную базу автомобиля. Газ-66 имеет всего 2 ведущих моста с приводом на каждое колесо. Дополнительно имеются системы стабилизации хода, а также автоматической подкачки шин. Установка JunJin SA-040C чаще всего монтируется на шасси КамАЗ.
Техническое описание
Высокопродуктивный ямобур ГАЗ-66 технические характеристики, которого являются относительно удовлетворительными по сравнению со многими видами современной техники, оборудован силовым агрегатом бензинового типа. Под кабиной расположен V-образный отечественный мотор модели ЗМЗ-513 объемом 4,2 литра с жидкостным охлаждением через радиатор. Температурный режим эксплуатации варьируется от – 40 до + 50 градусов, при этом во время работы в условиях низких температур предусмотрено использование специальных незамерзающих охлаждающих жидкостей типа ТОСОЛ.
Считать несекретным!Десантный автомобиль ГАЗ-66Б
Артём Рубан, фото Сергея Андреева, Олега Платонова, ГАЗ и ОЗ №38
Появление на рубеже 1940–1950-х гг. ядерного оружия и авиационных средств его доставки, а также стремительное совершенствование ракетной техники, произошедшее в последующее десятилетие, произвело в военном деле подлинную революцию. И мало кто знает, какую роль в этих переменах сыграл грузовик ГАЗ-66, прозванный в обиходе «шишигой».
К началу 1960-х существенно изменились взгляды на использование Cухопутных войск, ВВС и других видов и родов войск Вооруженных Сил. В этот период были пересмотрены и основные принципы боевого применения воздушно-десантных войск (ВДВ). Основным содержанием воздушно-десантных операций отныне считалось закрепление и развитие результатов ядерных ударов, наносившихся в оперативной глубине обороны противника. В связи с новой доктриной резко повышались требования к мобильности воздушно-десантных соединений. Чтобы отвечать этим требованиям и обеспечить армии возможность ведения современных маневренных боевых действий, предстояло мощное перевооружение практически всех родов войск. Среди прочего ВДВ требовался легкий универсальный грузовой автомобиль высокой проходимости, приспособленный для парашютного десантирования и способный служить базой для различного вооружения и оборудования, как уже стоящего на вооружении, так и перспективного. С 1964 г. в производстве находился армейский автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-66 грузоподъемностью 2 т с отличными показателями проходимости. По своим основным тактико-техническим данным автомобиль, в принципе, устраивал ВДВ, однако для полного соответствия требованиям машину нужно было усовершенствовать. Проект доработки был выполнен специалистами Опытного завода № 38 МО СССР в Бронницах.
В качестве базы для создания десантного автомобиля, получившего обозначение ГАЗ-66Б, была выбрана модификация ГАЗ-66-05, оснащенная шинами переменного давления, лебедкой самовытаскивания и экранированным электрооборудованием.
Наличие экранированного электрооборудования, не создающего помех работе радиоэлектронных приборов, позволяло использовать машину как базу для различных средств радиосвязи. Проект предусматривал переделку цельнометаллической кабины в складную, имевшую брезентовый верх, установку съемной рамки ветрового стекла, разъемные двери со съемными боковинами и разъемную рулевую колонку.
Применение складной кабины было продиктовано тем, что в начале 1960-х основным самолетом военно-транспортной авиации (ВТА) был Ан-12Б, принятый на вооружение в 1959 г. еще до появления ГАЗ-66. Это воздушное судно имело грузовую кабину высотой от 2,4 м (под центропланом) до 2,6 м. Аналогичные размеры грузовой кабины были и у самолета Ан-8, поступившего на вооружение в 1958-м, но имевшего меньшее распространение в транспортной авиации. Габаритная же высота стандартного ГАЗ-66 с цельнометаллической кабиной была 2,49 м, и машина, будучи установленной на парашютную платформу, уже не помещалась в самолете. Поэтому для десантуры пришлось разрабатывать автомобиль с мягким верхом кабины. Поскольку такую машину можно эксплуатировать как с открытой, так и закрытой кабиной, крепление зеркал заднего обзора предусматривалось помимо штатного на дверцах машины или на кабине около дверей.
Опытные образцы ГАЗ-66Б в течение 1965 г. прошли весь необходимый комплекс специальных и войсковых испытаний, включая копровые на наземном стенде и по парашютному десантированию. Результаты испытаний оказались удовлетворительными и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль ГАЗ-66Б был принят на вооружение Советской Армии. Серийный выпуск этих машин с использованием готовых автомобилей ГАЗ-66-05 (а в ряде случаев и ГАЗ-66-04) был организован на одном из авторемонтных предприятий Минобороны СССР.
Эксплуатационная документация на десантный автомобиль была издана в виде приложения к «Руководству по эксплуатации грузового автомобиля ГАЗ-66», которое само по себе, естественно, никаких упоминаний о ГАЗ-66Б не содержало, так как ГАЗ ни к разработке, ни к производству десантного автомобиля отношения не имел.
На грандиозном ноябрьском параде 1967 г. в Москве, проведенном в ознаменование 50-й годовщины Октябрьской революции, ВДВ в числе прочей техники продемонстрировали и новые десантные автомобили, которые буксировали реактивные установки РПУ-14 и самодвижущиеся артиллерийские орудия СД-44. А менее чем через год ГАЗ-66Б получили боевое крещение в операции «Дунай» – вторжение 21 августа 1968 г. в Чехословакию войск армий стран – участниц Варшавского договора. Кроме ЧССР десантные автомобили ГАЗ-66Б использовались и в ходе боевых действий в Демократической Республике Афганистан, где они находились в составе некоторых подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.
Поскольку десантный автомобиль предполагалось использовать в качестве базы для спецмашин, оборудование которых обычно размещается в кузовах-фургонах, то для установки на шасси ГАЗ-66Б был спроектирован и приказом Министра обороны СССР № 46 от 27 февраля 1971 г. принят на снабжение Советской Армии кузов-фургон пониженной высоты КМ66ДС. Высота этого кузова-фургона выбрана такой, чтобы обеспечить вписываемость автомобиля в малый габарит по высоте, с одной стороны, а с другой – разместить в кузове все необходимое оборудование и персонал, при этом не очень уплотнив компоновку. Однако передвигаться в нем было возможно лишь приседая.
В ВДВ автомобили ГАЗ-66Б применяли для перевозки личного состава, а также в качестве тягача различных орудий (СД-44, ЗУ-23 и реактивной установки РПУ-14). Кроме того, на шасси десантного автомобиля ГАЗ-66Б созданы уникальные образцы вооружения и военной техники: боевая (БМ-21В) и транспортно-заряжающая (9Ф37В) машины полевой реактивной системы М-21В; комбинированная радиостанция Р-142Д; автомастерские МРС-ДАТ (принята на снабжение Советской Армии приказом Министра обороны СССР № 205 от 29 сентября 1971 г.) и РМ-ВДВ; автотопливозаправщик ТЗ-2-66Д (принят на вооружение Советской Армии приказом начальника тыла Вооруженных Сил СССР – заместителя Министра обороны СССР № 79 от 12 октября 1976 г.); машины десантируемого понтонного парка ДПП-40; оконечная радиостанция системы спутниковой связи Р-440ОД.
Машина вполне устраивала военных, пока на вооружение артиллерии ВДВ не была принята 122-мм гаубица Д-30 (2А18). Дело в том, что масса нового орудия из-за мощного лафета была более 3 т, а штатным тягачом для Д-30 стал уже принятый к тому моменту на вооружение ГАЗ-66Б, рассчитанный на буксировку прицепа массой не более 2 т. Очевидно, на этапе формирования тактико-технических требований к базовому автомобилю ГАЗ-66 требований по буксировке перспективной гаубицы просто не предъявляли, так как и без «шишиги» в Сухопутных войсках было достаточно средств, способных буксировать это орудие. Все это привело к тому, что без особой необходимости ГАЗ-66Б в роли тягача гаубицы Д-30 старались не применять, используя, где это было возможно, более мощные «Уралы». Конечно, на различных ответственных учениях Д-30 буксировали любыми штатными тягачами, но было отчетливо видно, что ГАЗ-66Б для этой роли слабоват. В конце 1980-х с вооружения ВДВ сняли полевую реактивную систему М-21В, заменив ее все теми же орудиями Д-30 и переформировав бывшие реактивные батареи артиллерийских полков воздушно-десантных дивизий в гаубичные. Количество гаубиц выросло, соответственно выросло и количество проблем при их буксировке. Эта проблема не решена до сих пор, так как автомобили ГАЗ-66 продолжают оставаться на оснащении войск. Улучшения ситуации можно будет ожидать лишь с ростом распространения в ВДВ более мощных, защищенных или менее уязвимых, но более тяжелых и дорогих десантных автомобилей, так как замены модернизированному Д-30А (2А18М) нет до сих пор.
В 1976 г. на вооружение ВТА поступил транспортный самолет Ил-76М с более просторной грузовой кабиной высотой 3,4 м. После этого проблема габаритов, вызвавшая появление десантного автомобиля со складной кабиной, отпала сама по себе, а в первой половине 1980-х выпуск ГАЗ-66Б был свернут. В связи с прекращением производства специальных десантных автомобилей на оснащение ВДВ стали поступать стандартные ГАЗ-66 с цельнометаллическими кабинами (обозначение спецмашин на базе ГАЗ-66Б при этом не изменилось!).
Парашютное десантирование автомобилей ГАЗ-66Б и модификаций осуществлялось на платформах ПП-128-5000 с самолетов Ан-12Б и платформах П-7 с Ан-12Б, Ан-22 и Ил-76М с использованием многокупольных парашютных систем МКС-5-128Р и МКС-5-128М. Швартовку производили с помощью стреловых кранов или тельферов.
Тактико-техническая характеристика десантного автомобиля ГАЗ-66Б
Колесная формула | 4×4 |
Габаритные размеры, мм | 5655х2342х1860 |
Высота без нагрузки в рабочем положении по кабине/ по тенту, мм | 2440/ 2520 |
Снаряженная масса, кг | 3650 |
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Шины | 12,00-18” с регулируемым давлением воздуха |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | 850 |
Тяговое усилие лебедки, кг.с | 3500 |
Рабочая длина троса, м | 50 |
Двигатель:
| ЗМЗ-66, карбюраторный, V-8 4254 115 |
Автомобили ГАЗ-66Б и их модификации состояли на вооружении только Советской Армии и на экспорт не поставлялись. Причинами этого были относительная малочисленность воздушно-десантных войск стран – участниц Варшавского договора и стремление их командования оснастить десантные подразделения легкими джипами, обладавшими исключительной мобильностью. Возможно, некоторую роль здесь сыграла и позиция командующего ВДВ генерала армии В.Ф. Маргелова, скептически относившегося к передаче техники советских воздушно-десантных войск зарубежным странам.
Принятие на вооружение десантного автомобиля ГАЗ-66Б, фактически ставшего в ВДВ унифицированным колесным шасси, существенно повысило маневренные возможности «голубых беретов», и они оставались основным средством моторизации воздушно-десантных соединений вплоть до появления БМД и БТР-Д.
Кабина складного типа применялась в конструкции экспериментального ГАЗ-63АВ (1954 г.) и легкого грузовика ГАЗ-62 (вариант 1959 г.), однако в первом случае использование складной кабины было продиктовано не столько стремлением обеспечить аэротранспортабельность, сколько желанием понизить центр тяжести и улучшить устойчивость склонной к опрокидыванию машины*. Повышению устойчивости ГАЗ-63АВ способствовала расширенная колея передних и задних колес. Складной тент у ГАЗ-62 должен был обеспечивать скрытность машины среди низкой растительности.
*Насколько для полноприводного ГАЗ-63 высокий центр тяжести и узкая колея были критичны, говорит факт неудачных испытаний автобуса АП-6 на его базе. /Ю.П./
Сфера выполнения работ
Спецтехника ямобур ГАЗ-66 в аренду который можно взять за довольно небольшую сумму, применяется практически во всех сферах народного хозяйства. Машина универсальна и может использоваться как в крупной промышленности, так и на небольших частных участках. С помощью техники осуществляется бурение небольших скважин под уличные столбы, ограждение и прочее.
Благодаря различной ширине бура возможности применения достаточно широкие.
Машины успешно работают на предприятиях геологической разведки грунта. Техника оборудуется всем необходимым навесным оборудованием и передвигается по бездорожью. В бортовом кузове могут перевозиться некоторые предметы, габариты которых не превышают размеры 1х2 метра. Дополнительно к раме прикрепляется прицепное устройство для транспортировки грузов.
Ценовые показатели
Услуга аренда ямобура ГАЗ-66 считается достаточно выгодной для многих предпринимателей, поэтому пользуется большой популярностью. За аренду придется заплатить порядка 1200 рублей в час. В зависимости от сроков аренды варьируется общая цена. Стоимость подержанной машины находится в пределах 15 – 20 тысяч долларов, что довольно приемлемо для аналогичного оборудования. Многие клиенты стремятся купить газ 66 ямобур б/у, чтобы не переплачивать по налогам во время приобретения новой машины.
Стоимость покупки и аренды
Стоимость приобретения и аренды может изменяться в зависимости от того, какое оборудование установлено на автомобиль. При стандартных параметрах стоимость подержанной техники не превышает 25 тыс. долларов, однако при наличии всяческих модификаций цена стремительно поднимается. Аренда в свою очередь также зависит от типа оборудования, а также от общего состояния автомобиля. Минимальная цена аренды на короткий срок составляет порядка 800 рублей час.