- Газовозы и Автоцистерны СУГ
- Автоцистерны
- Газовозы
- Модели поставляемых автоцистерн и газовозов
- Автоцистерны СУГ
- Полуприцепы газовозы СУГ
- Газовозы и автоцистерны СУГ — документация
- Стандартная комплектация газовоза
- Дополнительная комплектация газовозов и автоцистерн СУГ
- Купить газовоз или автоцистерну СУГ
- Автомобили для перевозки сжиженного газа: особенности оснащения транспорта
- Типы автомобилей для перевозки сжиженного газа
- Краткое описание грузовиков
- Особенности цистерн для перевозки сжиженных газов
- Правила автомобильной транспортировки сжиженных газов
- Документальное оформление перевозки наливных грузов
- Движение автомобилей с наливным опасным грузом
- Автомобили для перевозки газа сжиженного в компании Группа Компаний Эверест
- Как осуществляется перевозка сжиженного газа с помощью автотранспорта
- Используемые автомобили
- Цистерны газовозов
- Запорное оборудование
- Насосы
- Контрольно-измерительные устройства
- Защитные агрегаты
- Правила перевозки
- Оформление документации
- Нюансы движения автоцистерн
Газовозы и Автоцистерны СУГ
Автоцистерны
Газовозы
Газовозы и автоцистерны СУГ представленные в нашем каталоге предназначены для перевозки сжиженного углеводородного газа. Компания РОДИС является официальным представителем машиностроительного завода ТРОТТЕР по продаже полуприцепов газовозов и автоцистерн СУГ. Производство продукции находится в городе Нальчик, Республика Кабардино-Балкария.
Модели поставляемых автоцистерн и газовозов
- Автоцистерны СУГ, предназначены для перевозки, кратковременного хранения и заправки газобаллонных автомобилей сжиженным газом — АЦТ-6, АЦТ-7, АЦТ-10, АЦТ -20, АЦТ-22.
- Полуприцепы газовозы для перевозки и кратковременного хранения сжиженного углеводородного газа: ППЦТ-12, ППЦТ-20, ППЦТ-31, ППЦТ-36, ППЦТ-41, ППЦТ-45.
- Полуприцепы газовозы заправочные для транспортировки и заправки газобаллонных автомобилей сжиженным углеводородным газом: ППЦЗ-12, ППЦЗ-20, ППЦЗ-31.
Их задачей является транспортировка СУГ от места производства и оптового хранения к потребителю. Потребителями выступают АГЗС, ГНС и резервуарные парки автономномного газоснабжения предприятий и индивидуальных хозяйств.
Автоцистерны СУГ
Автоцистерна СУГ представляет собой резервуар для сжиженного газа установленный на шасси, отечественного или импортного производства — ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, ISUZU, MAN. Полуприцеп-цистерна — это резервуар СУГ установленный на подкатную одно, двух или трехосную тележку и с помощью седельно-сцепного устройства присоединяемый к тягачу.
Автоцистерны газовозы имеют небольшой объем резервуаров 6 — 22 м. куб., отличаются лучшей маневренностью по сравнению с полуприцепами, используются для доставки сжиженного газа на объекты автономной газификации промышленных предприятий, коттеджных поселков, частных домов, дач. Автоцистерны под сжиженный газ имеют небольшой радиус разворота и хорошую проходимость.
Автоцистерны СУГ комплектуются насосными агрегатами работающими от коробки отбора мощности или агрегатами с электрическим приводом, счетчиком количества выданного сжиженного газа, донными и предохранительными клапанами, запорной арматурой, механическим или электронным уровнемером.
Полуприцепы газовозы СУГ
Полуприцепы газовозы для перевозки сжиженного газа подразделяются на два типа:
- заправочные — ППЦЗ
- транспортные — ППЦТ
ППЦЗ — предназначены для заправки баллонов сжиженного газа топливных систем автотранспортных средств. Объем заправочных полуприцепов составляет 12-31 м. куб. В технологическом блоке ППЦЗ устанавливается насосный агрегат, производительностью 60-90 л/мин (Corken FD-150, НСВ-32), счетчик, предохранительная и запорная арматура. Для контроля уровня СУГ используется электронная система измерения уровня уровнемер СЕНСОР ПМП-118/201 или механический указатель уровня — Rochester. С выхода счетчика сжиженный газ через заправочный шланг и раздаточный кран подается в топливную систему автомобиля.
ППЦТ — отличаются насосным агрегатом высокой производительности Corken Z-2000 или Blackmer LGLD2E, механическими счетчиками с пропускной способностью 200-300 л/мин, оснащены донными и предохранительными клапанами, уровнемером.
Газовозы и автоцистерны СУГ — документация
Автоцистерны сжиженного газа и полуприцепы-цистерны ППЦТ поставляются со следующим набором документов:
- сертификат таможенного союза на сосуд работающий под давлением;
- паспорт сосуда работающего под давлением в соответствии с ПБ 03-576-03;
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- руководство по эксплуатации;
- акты настройки уровнемеров и предохранительных клапанов;
- паспорта на комплектующие.
Стандартная комплектация газовоза
- оси MAHFER (Турция)
- тормозная система WABCO
- опорное устройство JOST
- шкворень 2” JOST
- электронный уровнемер Сенсор
- предохранительнын клапаны Rego 7534
- донные клапаны Cavagna Group
- сливной рукав (5м) — 2 шт.
- пеналы для хранения сливных рукавов
- запорная арматура Pilzno
- манометр гидрозаполненный
- запасное колесо
- противооткатные устройства
- огнетушители
- ящик для инструмента
Дополнительная комплектация газовозов и автоцистерн СУГ
По требованию заказчика, полуприцепы газовозы могут быть укомплектованы следующим оборудованием: оси SAF, опорное устройство SAF, шкворень 2” SAF, насосный агрегат Corken Z-2000 (Corken FD-150), счетчик LPM-200 (LPM-102), запорная арматура (Batu, Legas, Маршал).
Газовозы и автоцистерны СУГ для перевозки сжиженного газа соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, правилам ДОПОГ.
Купить газовоз или автоцистерну СУГ
Получить коммерческое предложение на покупку газовоза и автоцистерны СУГ можно несколькими способами:
- оставить заявку при помощи расположенной ниже контактной формы;
- позвонить по телефону 8 (4932) 27-47-57 и получить исчерпывающую техническую консультацию по всем интересующим вас вопросам, после которой наши сотрудники подготовят вам наше коммерческое предложение;
- заказать обратный звонок, с помощью сервиса заказа обратного звонка.
Автомобили для перевозки сжиженного газа: особенности оснащения транспорта
Автомобили для перевозки сжиженного газа регулярно подвергаются увеличенным нагрузкам. Их используют при транспортировке взрывоопасных веществ, поэтому к машинам предъявляются повышенные требования безопасности. Какими техническими особенностями отличаются автомобили для перевозки сжиженных газов ?
Типы автомобилей для перевозки сжиженного газа
Транспортные компании обычно выполняют перевозку с помощью:
Краткое описание грузовиков
Модели автомобилей могут быть любыми. Главное — наличие надежных шасси как, например, у машин ГАЗ или ЗИЛ. На них устанавливают металлические основы-клетки с креплениями для баллонов, а также узлы защиты бака с топливом и противооткатные бамперы. Электрические жгуты оснащают усиленной изоляцией.
Баллоны с заглушками и предохранительными колпаками укладывают горизонтально в отдельные ячейки. Каждый автомобиль для перевозки сжиженного газа оснащают огнетушителями, тентом, защищающим емкости от солнечных лучей, опознавательными флажками.
Особенности цистерн для перевозки сжиженных газов
Транспортировка химических веществ, а именно — сжиженного газа наливом осуществляется в цистернах, разработанных для доставки определенных видов газобразных веществ. Использовать емкости для других химических составов запрещается. Резервуары имеют паспорта, зарегистрированные в Госгортехнадзоре РФ. Проверку надежности они проходят не реже одного раза в три года.
Цистерны оснащают надежной термоизоляцией. Взрывозащищенными являются электроприводы компрессоров, расходомеров, насосов. Емкость должна иметь следующие устройства:
- запорные механизмы для слива и налива сжиженного газа, выхода паров через верхнюю часть резервуара;
- манометр — прибор для измерения давления;
- устройство для проверки уровня жидкости;
- предохранительные клапаны.
Цистерны устанавливают на шасси полуприцепа или тягача. Резервуары, рассчитанные на доставку сжиженного газа потребителям, оборудуют средствами, необходимыми для перелива состава в емкости.
Выбор наиболее подходящего автомобиля для перевозки сжиженного газа зависит от объема, веса груза, дальности следования пути и многих других факторов. Если грузоперевозку требуются выполнять на предприятия, то важно учитывать:
- количество, расположение организаций;
- состояние автомобильных дорог;
- объем, назначение газов.
Итак, подобрать машину для транспортировки сжиженных газов недостаточно. Нужно решить комплекс мер по обеспечению безопасной доставки таких особо опасных грузов в пункт назначения. Грузоотправитель может решить эти вопросы самостоятельно или обратиться в транспортно-экспедиционную компанию. Последний путь удобнее, так как перевозка газа подразумевает решение специфических задач.
Правила автомобильной транспортировки сжиженных газов
Перевозка наливных опасных грузов на территории РФ регулируется разными нормативными документами. Один из них — Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. При выезде за границу основной регламентирующий документ — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ.
Документальное оформление перевозки наливных грузов
Транспортировка газа сжиженного осуществляется по лицензии и договору с транспортной компанией. Помимо общих моментов, в договоре указывают:
- физико-химические свойства газов, влияющие на уровень опасности;
- этапы переоборудования автомобилей и погрузочно-разгрузочных механизмов;
- порядок организации аварийной команды по ликвидации ДТП в случае его возникновения;
- действия по обработке автомобилей, резервуаров и одежды обслуживающего персонала;
- мероприятия по подготовке сопровождения;
- последовательность обеспечения водителей и персонала средствами персональной защиты.
После подписания договора грузоотправитель предоставляет в компанию заявку с пометкой красным цветом «Опасный груз». На этом этапе также должны быть предоставлены все необходимые транспортно-сопроводительные документы:
- путевой лист;
- товарно-транспортная накладная;
- сертификат о проведении подготовительных работ к перевозке опасных грузов;
- аварийная, информационная карточки системы информирования об опасности.
- свидетельства (о допуске транспортного средства, о допуске водителя автомобиля).
Отметим, что последний документ очень важен — уровень подготовки водителя во многом определяет безопасность движения. Он проходит инструктаж по перевозке отдельного сжиженного газа или целой группы веществ. В программу входит также медицинское обследование сотрудника.
Подготовкой автомобилей занимается транспортная компания. Организация может взять на себя налив сжиженного газа в емкости, если это предусмотрено условиями договора. Грузоотправитель перед отправкой машин обязан проверить у водителя документы, удостоверяющие право автоперевозки газа.
Движение автомобилей с наливным опасным грузом
Машины движутся по заранее определенному маршруту с соблюдением скоростного режима. Последний определяет ГИБДД МВД России в соответствии с дорожными условиями в регионах. Если согласование с автоинспекцией не требуется, водитель соблюдает Правила дорожного движения и придерживается скорости, необходимой для сохранности газа.
При движении автомобилей колонной по ровной дороге дистанция между машинами составляет не менее 50 метров. Подъемы и спуски по горным дорогам осуществляются на расстоянии 300 метров.
Автомобиль сопровождения движется впереди колонны. Его оборудуют проблесковым маячком, который сообщает участникам дорожного движения о перевозке опасного груза. Даже в дневное время транспортные средства с газом и машина сопровождения едут с включенными фарами ближнего света.
Автомобили для перевозки газа сжиженного в компании Группа Компаний Эверест
Транспортно-экспедиционная компания Группа Компаний Эверест предоставляет маневренную надежную технику для транспортировки сжиженных газов. В собственном автопарке есть бензовозы и цистерны для сжиженного газа емкостью 6 тонн. Машины и резервуары соответствуют требованиям безопасности РФ.
Транспортная компания предлагает комплексные услуги по организации работ доставка сжиженного газа :
Группа Компаний Эверест выполняет отправку грузов в обратном направлении.
В организации заказывают доставку особо опасных веществ разных категорий, а также перевоз негабаритных грузов, перевозку жидких и наливных грузов и тяжеловесных объектов — до 96 тонн.
Специалисты Группа Компаний Эверест берут на себя решение всех организационных вопросов, подготовку сопроводительной документации. Квалификация позволяет решать задачи любого уровня сложности. Сотрудники имеют опыт работы с транспортировкой нефтепродуктов, сжиженных газов, растворенных под давлением, а также перемещением опасных веществ в разных емкостях, например, бочках. Среди преимуществ обращения в компанию — индивидуальный подход и гибкая ценовая политика.
Компания гарантирует транспортировку сжиженных газов в кратчайшие сроки и сохранность груза. Если у Вас есть вопросы, обращайтесь к консультантам компании по телефону, указанному на сайте.
Как осуществляется перевозка сжиженного газа с помощью автотранспорта
Автомобили активно используются при транспортировке сжиженного газа (СГ). Важно понимать, что к ним предъявляются повышенные требования из-за больших нагрузок, которые воздействуют на машины. Сжиженный газ относится к категории груза повышенной опасности, поскольку он легко воспламеняется и взрывается. Чтобы машина имела возможность осуществлять перевозки таких грузов, они оснащаются специальными цистернами и вспомогательным оборудованием. Поскольку транспортировка газа сопряжена с высокой степенью риска, машины обязательно проверяются на предмет безопасности перед каждым рейсом. Любые нарушения потенциально могут повлечь за собой не просто порчу груза, но и создание чрезвычайно опасных ситуаций на дорогах и автомагистралях.
Как правильно перевозить сжиженный газ автотранспортом.
Используемые автомобили
При перевозках сжиженного газа автотранспортом используются два основных вида машин:
- Автоцистерны. Они же газовозы. Это специальные автомобили, оснащённые комплексом необходимого оборудования, предназначенного для хранения и транспортировки газа;
- Грузовики. Грузовые машины могут применяться, если газ транспортируется в баллонах. При этом к грузовым машинам также предъявляются повышенные требования по безопасности, позволяющие избегать порчи груза.
Марка и модель автомобиля особой роли не играет. Здесь важно, чтобы машина обладала прочным и надёжным шасси. Отечественные автоперевозчики часто используют машины типа ЗИЛ и ГАЗ. Но постепенно транспортные компании, оказывающие услуги по транспортировке сжиженного газа, переходят на импортные модели газовозов и грузовиков:
Если говорить о грузовиках для перевозки газа в баллонах, то здесь предусматривается наличие металлической основы в виде специальной клетки. Она позволяет загружать и надёжно фиксировать баллоны. Каждый баллон обязательно перед загрузкой проверяется на предмет наличия исправной заглушки и предохранительного клапана. Далее они загружаются в отдельные ячейки. Баллоны всегда перевозятся в горизонтальном положении.
Цистерны газовозов
Сжиженный газ относится к категории наливного груза, потому его транспортировка осуществляется в специально подготовленных цистернах. Они изготовлены непосредственно для перевозки веществ, обладающих свойством изменять своё агрегатное состояние (переходить из жидкого состояния в газообразное). Категорически запрещается при перевозках сжиженных газов автомобильным транспортом использовать любые иные ёмкости, предназначенные для других химических веществ. Каждый резервуар для сжиженного газа обязательно сертифицируется и регистрируется, после чего выдаётся специальный паспорт. За эти вопросы отвечает Госгортехнадзор РФ.
Все резервуары для СГ обязаны регулярно проходить проверку на предмет надёжности, безопасности и герметичности. Эти мероприятия позволяют определить степень износа ёмкости и при необходимости снять её с эксплуатации. Согласно действующим правилам, резервуары газовозов проверяются минимум 1 раз в 3 года. Ещё на этапе изготовления автоцистерны для сжиженного газа оснащаются специальной термоизоляцией повышенной надёжности. Дополнительно здесь используются взрывозащитные устройства, такие как:
- электропривод компрессора;
- расходометр;
- насос и пр.
При создании цистерны, которая будет использоваться на газовозах, их в обязательном порядке оснащают следующими элементами и устройствами:
- манометрами для измерения давления внутри резервуара;
- запорных механизмов для слива и заливки сжиженного газа (дополнительно запорный механизм позволяет выводить скапливающиеся пары через верхнюю часть цистерны);
- устройствами для проверки текущего уровня жидкости в газовозе;
- предохранительными клапанами.
Автоцистерна, которая предназначена для перевозки сжиженного газа, представлена в виде стальной ёмкости, выполненной в форме цилиндра. Чтобы на резервуар не воздействовали солнечные лучи, некоторые цистерны дополнительно оснащаются теневыми кожухами. Для их производства применяют нержавеющую сталь. При транспортировке СГ следует поддерживать заданное давление, равное 16 атмосферам. Температурный диапазон, разрешённый при грузоперевозках сжиженного газа, более обширный. Рабочая температура не должна выходить за пределы от -40 до +50 градусов Цельсия. Действующий ГОСТ 21561-76 регулирует правила, согласно которым должны изготавливаться резервуары для транспортировки сжиженного газа. Цистерна допускается к эксплуатации при:
- полном соответствии действующим правилам устройства и эксплуатации ёмкостей (сосудов), которые работают под давлением;
- наличии способности выдерживать создаваемую внутреннюю нагрузку при температурных условиях до +50 градусов Цельсия;
- обеспечении надлежащей прочности несущей конструкции, которая рассчитывается с учётом динамического коэффициента (он равен 2,5);
- устойчивости цилиндрической заданной формы в отношении воздействующих нагрузок и создаваемого вакуума;
- продольной и поперечной устойчивости, защищающей от опрокидывания.
Для всех автоцистерн предусмотрена специальная покраска и использование наклеек. На цистерны машин, предназначенных для перевозки сжиженных газов, устанавливают предупреждающие знаки. Они располагаются со стороны кабины авто и на задней части перевозящих СГ цистерн. Окраска предусматривает нанесение надписи ОГНЕОПАСНО. Также здесь указывается тип груза и объём резервуара. Дополнительно на ёмкости обязаны наносить предупреждающие знаки.
По отношению к шасси разрабатываются новые и более жёсткие требования. Если машина перевозит цистерну для газа, тогда это транспортное средство обязательно оснащается системой ABS. Дополнительно все машины комплектуются системой мониторинга GPS/ГЛОНАСС. Автоцистерны могут размещаться на шасси тягачей и полуприцепов. Все ёмкости, которые предназначены для доставки СГ к конечному потребителю (в основном, это АЗС), оснащаются специальным оборудованием для перелива перевозимого груза в подготовленные резервуары. Выбор оптимально подходящего автомобиля зависит от ряда факторов, включая объём сжиженного газа, его суммарный вес, маршрут движения и пр. Основную роль в обеспечении надлежащей транспортировки сжиженного газа в автоцистернах играют:
Про каждый из этих элементов следует поговорить отдельно.
Запорное оборудование
Чтобы заполнять автоцистерны для сжиженного газа огнеопасной жидкостью, их оборудуют сливными узлами. Они состоят из нескольких специальных шаровых кранов с фланцевым соединением. Обычно 3 крана предусмотрены для наполнения резервуара и слива из него газа, а ещё один предназначен для удаления накапливающихся паров, которые повышают уровень пожарной опасности при перевозке груза. Потому крайне важно периодически стравливать пары.
Запорно-регулирующие механизмы используются для заправки только при работе с промышленными резервуарами. Если это газгольдеры частных хозяйств, тогда применяют барабаны, оснащённые заправочными рукавами. Их длина в некоторых случаях составляет 50 метров. На цистерне устанавливается пульт управления с тумблерами. С его помощью оператор осуществляет заливку и слив сжиженного газа в необходимом количестве. Один из тумблеров связан непосредственно с донным клапаном, который используется для слива жидкой фракции. Второй тумблер нужен для управления забором газа в жидкой форме.
Насосы
Насос является не менее важным элементом оборудования цистерн газовозов. Эти устройства позволяют перекачивать сжиженный газ. Ко всему насосному оборудованию предъявляются повышенные требования безопасности, поскольку они применяются для работы со взрывоопасными веществами. При выборе насосных устройств требуется учитывать его соответствие отечественным и европейским нормам качества. Насосный агрегат монтируется к общей раме и включает в себя сам насос и привод.
Контрольно-измерительные устройства
Газовозы не могут быть допущены к эксплуатации, если на них отсутствуют контрольно-измерительные приборы. Такие устройства регулярно проходят обязательную проверку на предмет точности отображаемых данных. Контрольно-измерительное оборудование играет одну из ключевых ролей в процессах наполнения и слива сжиженного газа из автоцистерны, а также в обеспечении безопасной работы со взрывоопасными веществами. Стандартная комплектация автоцистерны для сжиженного газа состоит из:
- манометра для измерения давления на участке после насосного оборудования;
- манометра для замеров давления внутри резервуара со сжиженным газом;
- электронного измерителя уровня, который в процентном соотношении показывает наполненность цистерны;
- сливного счётчика с отсекающим клапаном паровой фазы.
Осуществляя операции по сливу или наполнению автоцистерны сжиженным газом, оператор должен обязательно наблюдать за всеми показателями контрольно-измерительных приборов. Это позволяет вовремя предотвратить возможные опасные ситуации.
Для манометров критическим параметром считается увеличение давления до значения более 16 атмосфер. В таких ситуациях устройство выходит на красную отметку. Дополнительно оператор смотрит на уровень заполнения резервуара, который, согласно действующим правилам безопасности, не должен составлять свыше 85%. С помощью встроенного в автоцистерну газовоза счётчика контролируется объём слитого газа. Эта информация важна самому оператору, а также получателям сжиженного вещества. После счётчика не должны устанавливаться никакие отводы. Выход счётчика может связываться только сливным шлангом.
Защитные агрегаты
Чтобы защитить оборудование автоцистерн от аварийных и непредвиденных опасных ситуаций, оно обязательно оснащается предохранительными элементами. Одним из основных компонентов защиты считается дифференциальный клапан байпасного типа. Он позволяет сбрасывать лишний газ в резервуар, когда повышается давление на линии подачи насосного оборудования. Этот элемент позволяет защищать и обеспечивать длительный срок службы насосам в автоцистернах для сжиженного газа. Также большое значение уделяют вопросам фильтрации опасного груза, поскольку в составе заливаемого газа могут присутствовать всевозможные посторонние частицы. С целью недопущения поломки насосного оборудования и поставок качественной продукции конечному получателю, на входе насоса всегда должен устанавливаться фильтрующий элемент.
Бывают ситуации, когда электронный измеритель уровня выходит из строя или показывает некорректную информацию, которая не соответствует действительности. Чтобы перевозчику не пришлось срочно искать специалиста по ремонту, срывая сроки поставок сжиженного газа, на автоцистернах предусмотрели специальный кран. Он помогает в определении уровня наполненности резервуара, если электронный прибор вышел из строя.
Суть такого крана заключается в том, что трубка от механизма находится ровно на уровне 85% наполненности ёмкости. Если при открытии крана начинает выходить только пар, тогда резервуар заполнили не полностью. Как только из крана начинает поступать газ в сжиженной форме, тогда автоцистерна наполнена до нужного уровня или превышает его. Это аварийная система определения уровня, потому использовать её на постоянной основе нельзя.
Правила перевозки
Транспортировку сжиженного природного газа следует осуществлять с беспрекословным соблюдением всех правил, норм и стандартов. Важно понимать, что речь идёт о легковоспламеняющемся и взрывоопасном веществе. Поэтому есть ряд правил, разработанных для перевозки сжиженного газа. Они регламентируются внутренними нормативными документами, актуальными для РФ, а также международными соглашениями.
- Пожарная безопасность. Все машины, которые занимаются транспортировкой сжиженного газа, обязательно оснащаются исправными и высокоэффективными средствами для пожаротушения.
- Квалификация и подготовка. Все водители проходят обязательную подготовку для получения допуска к управлению транспортным средством, на котором перевозят цистерны со сжиженным газом. Лицензия выдаётся в соответствии с актуальными требованиями международного соглашения ДОПОГ.
- Медицинское обследование. Согласно нормативным документам, водители перед отправкой в рейс обязаны пройти медицинскую проверку.
- Проверка техники. Каждая грузоперевозка предварительно подразумевает обязательную проверку автоцистерн и всего оборудования на предмет наличия неисправностей или различных дефектов. Машина не может быть допущена к работе при выявлении поломок, которые не были устранены.
- Согласование маршрута. Поскольку сжиженный газ является грузом категории повышенной опасности, его транспортировка требует согласования с органами ГИБДД. Нужно составить и согласовать маршрут. По закону запрещается менять путь следования. Исключением могут стать форс-мажорные обстоятельства. Но тогда, перед сменой направления, требуется уведомить об изменении маршрута уполномоченные органы.
- Схема движения. Для автоцистерн со сжиженным газом предусматривается составление схемы движения в обход населённых пунктов, заповедников, парковых зон, учреждений по мере возможности.
- Промывка. Перед каждым рейсом автоцистерна очищается и вымывается специально предусмотренными для этого средствами. Это необходимо для удаления остатков предыдущего груза и удаления всех запахов. Остатки провоцируют образования взрывоопасных паров. Если их не удалить из резервуара, повышается вероятность воспламенения или разгерметизации ёмкости из-за повышенного давления внутри цистерны.
- Наполнение. Газовые автоцистерны не должны наполняться более чем на 85% от полного объёма резервуара. Многие считают это нецелесообразным использованием вместимости цистерны. Но по факту превышение указанного уровня влечёт за собой серьёзное повышение опасности взрыва и разгерметизации. Объясняется это свойством газа расширяться.
Следуя установленным правилам, грузоперевозчик сможет доставить ценный, но опасный груз в целостности и сохранности, а также не создаст дополнительной угрозы для себя и других участников дорожного движения.
Оформление документации
Любая перевозка сжиженного газа автотранспортом должна осуществляться специальными машинами. Транспортные компании обязаны иметь лицензию. С заказчиком составляется договор, где прописываются все стандартные положения о правах и обязанностях сторон. Договор необходим, чтобы доставка была выполнена вовремя и с соблюдением всех предписанных условий. Помимо основных моментов соглашения между перевозчиком и заказчиков, в договоре нужно указать информацию о:
- физико-химических свойствах сжиженного газа, которые могут повлиять на уровень опасности при перевозке;
- этапах оснащения машин и погрузо-разгрузочных операциях;
- порядке действий в случае возникновения аварийной ситуации, ДТП;
- обработке автоцистерн, автотранспорта и обеспечению средствами персонала для выполнения этой работы;
- подготовительных мероприятиях для организации сопровождения опасного груза;
- обеспечении водителя средствами индивидуальной защиты.
Когда договор между сторонами подписан, отправитель груза должен направить в транспортную компанию заявку, которую помечают красным цветом и надписью ОПАСНЫЙ ГРУЗ. Пакет сопроводительных документов состоит из:
- путевого листа;
- ТТН, то есть товарно-транспортной накладной;
- сертификата о проведении подготовительных мероприятий для транспортировки опасного груза;
- аварийной карты систем информирования о возникновении опасностей;
- свидетельства, дающего разрешение на эксплуатацию газовоза;
- допуска водителя к управлению транспортным средством, которое перевозит опасный груз.
Свидетельство и допуск играет ключевую роль. Ведь во многом именно от квалификации и уровня подготовки водителя зависит, насколько безопасным для других участников дорожного движения будет движение опасного груза. Потому все водители обязательно проходят инструктаж и подготовку, где их информируют и учат осуществлять перевозку сжиженного газа и иных категорий опасного груза. Эта программа подготовки включает в себя и тщательное медицинское обследование.
За подготовку автомобилей, на которых осуществляется доставка сжиженного газа, полностью отвечает транспортная компания. Если этот пункт предусмотрен в договоре между сторонами, тогда перевозчик также может брать на себя обязательства по наполнению автоцистерн газом. Отправитель груза при этом должен перед отправкой машины в согласованный рейс проверить факт наличия у водителя документов, которые удостоверяют его право на управление ТС и перевозку грузов опасной категории.
Нюансы движения автоцистерн
Автоцистерны, используемые для перевозки сжиженных газов, обязаны осуществлять движение только по предварительно согласованному и одобренному маршруту. При этом цистерны не должны превышать предусмотренный ПДД и другими нормативными документами скоростной режим. Скорость движения определяется сотрудниками ГИБДД, которые уполномочены выдавать разрешение на перевозку сжиженного газа автомобильным транспортом. Допустимая скорость для машин определяется исходя из конкретной ситуации, а также дорожных условий того региона, где осуществляется транспортировка. При отсутствии необходимости в получении разрешительных документов, водитель сам выбирает наиболее безопасную скорость, которая позволит сохранить груз и предотвратить создание аварийных ситуаций на дороге.
В определённых ситуациях согласование с ГИБДД не требуется. В основном, это касается ситуаций с перевозкой сжиженного газа в баллонах. Груз будет считаться опасным, только если он перевозится в больших объёмах. Если транспортировка предусматривает до 299 литров сжиженного газа в баллонах, тогда оформление разрешений не требуется. Но уже с 300 литров понадобится обязательный допуск от ГИБДД. Иногда перевозка сжиженного газа осуществляется с участием нескольких машин одновременно, которые двигаются колонной. В таких ситуациях действует правило, согласно которому между автоцистернами минимальная дистанция составляет 50 метров. На участках автодорог, где начинаются подъёмы и спуски, водители обязаны увеличить дистанцию до 300 метров.
Если перевозка сжиженного газа предусматривает использование машин сопровождения, они обязаны двигаться впереди автоколонны. Автомобили прикрытия оснащаются специальными маячками, с помощью которых другие участники дорожного движения информируются о приближении транспорта с опасным грузом. Вне зависимости от времени дня, все транспортные средства, перевозящие сжиженный газ, а также машины сопровождения обязаны ехать с включённым ближним светом.
Ключевым условием для транспортировки такого опасного груза как сжиженный газ является постоянный и тщательный контроль состояния цистерны. Если резервуар начинает протекать, перегреваться или внутри него растёт давление, это потенциально грозит взрыву. Потому водитель, как ответственное лицо при перевозке, обязан проверять ёмкости перед отправкой, а также на каждой плановой остановке. При обнаружении проблем требуется незамедлительно сообщить о них руководству. Машина не может быть отправлена в рейс до тех пор, пока все выявленные дефекты не будут полностью устранены. В некоторых случаях приходится менять транспортное средство.